Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТА, КООРДИНИРУЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЕГО ПОДДЕРЖКУ'

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТА, КООРДИНИРУЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЕГО ПОДДЕРЖКУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
580
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / ПРОЕКТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЛОГИКО-ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солдаткина Ольга Валерьевна, Сеялова Галина Сергеевна, Гореликова-китаева Ольга Геннадьевна

Малое предпринимательство является одним из ключевых элементов экономики страны. Субъекты малого предпринимательства участвуют в формировании валового регионального продукта, обеспечивают занятость населения, играют важную роль в насыщении потребительского рынка. В период пандемии коронавируса именно малые предприятия больше остальных ощутили на себе влияние кризиса, ведь влияние пандемии ухудшило их состояние. Часть предприятий ушло с рынка, другие просто вынуждены выживать и работать с убытками, лишь бы только удержаться на рынке. В трудные для экономики времена поддержка предпринимательства со стороны государства является актуальной и первоочередной. В статье представлен анализ развития малого бизнеса Оренбургской области; изучена динамика числа предприятий малого предпринимательства; оценено влияние пандемии коронавируса на его развитие. Авторами изучены региональные проекты, действующие на территории области и определены ключевые мероприятия, обеспечивающие поддержку малого предпринимательства в условиях пандемии COVID-19. Также рассмотрены дополнительные меры по поддержке бизнеса. С целью координации и оптимизации всех разработанных мероприятий, а так же сбалансированности выделяемых денежных средств, предложена логикоинформационная модель, позволяющая стандартизировать все процессы и выявить их оптимизационное сочетание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солдаткина Ольга Валерьевна, Сеялова Галина Сергеевна, Гореликова-китаева Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE ORENBURG REGION AND DEVELOPMENT OF A TOOL THAT COORDINATES ACTIVITIES AIMED AT SUPPORTING IT

Small business is one of the key elements of the country's economy. Small businesses participate in the formation of the gross regional product, provide employment for the population, and play an important role in saturating the consumer market. During the coronavirus pandemic, it was small businesses that felt the impact of the crisis more than others, because the impact of the pandemic worsened their condition. Some enterprises left the market, others are simply forced to survive and work with losses, just to stay on the market. In difficult times for the economy, the support of entrepreneurship from the state is urgent and priority. The article presents an analysis of the development of small business in the Orenburg region; studied the dynamics of the number of small businesses; the impact of the coronavirus pandemic on its development was assessed. The authors studied regional projects operating in the region and identified key activities that support small businesses in the context of the COVID-19 pandemic. Additional measures to support the business are also considered. With the aim of coordinating and optimizing all the developed measures, as well as balancing the allocated funds, a logical informational model has been proposed that allows standardizing all processes and identifying their optimization combination.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТА, КООРДИНИРУЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЕГО ПОДДЕРЖКУ»

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

Солдаткина Ольга Валерьевна и другие АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ...

уж 9 ¿19 9 l/^i (Т\(£\ L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

JJO.Z-+Z.Z |(сс) (JjCs) Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI* 10 26140/anie-2021-1002-0064 lfcae^:^Mhttps://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТА, КООРДИНИРУЮЩЕГО МЕРОПРИЯТИЯ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЕГО ПОДДЕРЖКУ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 9335-8440 AuthorlD: 646642 ORCID: 0000-0002-8204-6509

СОЛДАТКИНА Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

AuthorlD: 434408 ORCID: 0000-0001-6186-2665

СЕЯЛОВА Галина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента

SPIN-код: 3722-3256, AuthorlD: 301311 ORCID: 0000-0002-4737-1330

ГОРЕЛИКОВА-КИТАЕВА Ольга Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, отраслевой и региональной экономики Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, просп. Победы, 13, e-mail: [email protected]) Аннотация. Малое предпринимательство является одним из ключевых элементов экономики страны. Субъекты малого предпринимательства участвуют в формировании валового регионального продукта, обеспечивают занятость населения, играют важную роль в насыщении потребительского рынка. В период пандемии коронавируса именно малые предприятия больше остальных ощутили на себе влияние кризиса, ведь влияние пандемии ухудшило их состояние. Часть предприятий ушло с рынка, другие просто вынуждены выживать и работать с убытками, лишь бы только удержаться на рынке. В трудные для экономики времена поддержка предпринимательства со стороны государства является актуальной и первоочередной. В статье представлен анализ развития малого бизнеса Оренбургской области; изучена динамика числа предприятий малого предпринимательства; оценено влияние пандемии коронавируса на его развитие. Авторами изучены региональные проекты, действующие на территории области и определены ключевые мероприятия, обеспечивающие поддержку малого предпринимательства в условиях пандемии COVID-19. Также рассмотрены дополнительные меры по поддержке бизнеса. С целью координации и оптимизации всех разработанных мероприятий, а так же сбалансированности выделяемых денежных средств, предложена логикоинформационная модель, позволяющая стандартизировать все процессы и выявить их оптимизационное сочетание.

Ключевые слова: бизнес, малое предпринимательство, пандемия коронавируса, Оренбургская область, меры поддержки, проекты по развитию предпринимательства, логикоинформационная модель.

ANALYSIS OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE ORENBURG REGION AND DEVELOPMENT OF A TOOL THAT COORDINATES ACTIVITIES AIMED AT SUPPORTING IT

© The Author(s) 2021

SOLDATKINA Olga Valerievna, candidate of economic sciences, associate professor

of the department of management SEYALOVA Galina Sergeevna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of management GORELIKOVA-KITAEVA Olga Gennadievna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of economic theory, sectoral and regional economics Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Prospect Pobedy, 13, e-mail: [email protected]) Abstract. Small business is one of the key elements of the country's economy. Small businesses participate in the formation of the gross regional product, provide employment for the population, and play an important role in saturating the consumer market. During the coronavirus pandemic, it was small businesses that felt the impact of the crisis more than others, because the impact of the pandemic worsened their condition. Some enterprises left the market, others are simply forced to survive and work with losses, just to stay on the market. In difficult times for the economy, the support of entrepreneurship from the state is urgent and priority. The article presents an analysis of the development of small business in the Orenburg region; studied the dynamics of the number of small businesses; the impact of the coronavirus pandemic on its development was assessed. The authors studied regional projects operating in the region and identified key activities that support small businesses in the context of the COVID-19 pandemic. Additional measures to support the business are also considered. With the aim of coordinating and optimizing all the developed measures, as well as balancing the allocated funds, a logical informational model has been proposed that allows standardizing all processes and identifying their optimization combination.

Keywords: business, small business, coronavirus pandemic, Orenburg region, support measures, projects for the development of entrepreneurship, logical information model.

ВВЕДЕНИЕ

Валютный кризис, коронавирус, локаут поспособствовали тому, что 2020 год стал одним из самых сложных в истории оренбургского бизнеса. Так, согласно отчетным данным портала Оренбургской области, за последние девять месяцев прошедшего года в условиях кризиса количество предприятий в регионе значительно сократилось: более восьми тысяч ушли с рынка, шесть тысяч снялись с учета, остальные - «сняла с учета» на-

логовая как неактивные; есть и банкротства, и закрытие по решению суда [1,2].

Однако, несмотря на все сложности, связанные с пандемией в регионе, за этот период регистрировались и новые предприятия: свыше 3,5 тысяч предприятий в Оренбуржье в 2020 году встали на учет, притом открылись во 2-3 квартале [3,4].

Благодаря разработанному комплексу мер, направленному на развитие малого бизнеса, удалось немного

SOLDATKINA Olga Valerievna and others ANALYSIS OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT ...

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

стабилизировать и сгладить ситуацию, создавшуюся в регионе в следствии коронавируса.

Однако, для придания реализуемым мероприятиям логической последовательности, взаимоувязки задач по срокам, исполнителям, ресурсам, необходимо использовать инструмент, позволяющий координировать мероприятия и оптимизировать финансовые средства, направленные на развитие малого бизнеса Оренбургской области. Таким инструментом, по нашему мнению, является логикоинформационная модель (ЛИМ) [5].

Методология

Целью данной статьи является: представить анализ тенденций развития малого предпринимательства Оренбургской области и разработать инструмент, позволяющий координировать мероприятия, направленные на поддержание малого бизнеса Оренбуржья.

Задачами написания статьи являются:

- представить динамику показателей развития малого бизнеса Оренбургской области;

- исследовать меры поддержки малого бизнеса, используемые в Оренбуржье.

- предложить модель, направленную на логическое упорядочивание проводимых мероприятий, оптимизацию финансовых средств, выделяемых на поддержание малого бизнеса области.

При написании статьи использовались методы структурно-логического, динамического, системного анализа, экспертно-аналитические методы, методы сравнения, основанные на логических выводах и имеющие общенаучный характер.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Предпринимательство Оренбургской области является основным приоритетом развития народного хозяйства и ключевой силой формирования промышленности региона.

Динамика числа малых предприятий Оренбургской области за последние 10 лет, представленная на рисунке 1, показывает как незначительное снижение, так и увеличение их числа [6,7].

Рисунок 1 - Динамика числа предприятий малого предпринимательства в Оренбургской области, единиц

Максимальное число единиц малого предпринимательства составляло 21377 ед. в 2017 г., а наименьшее число было в 2011 г. - 17249 ед. По состоянию на 2019 г. число малых предприятий выросло на 604 единицы по сравнению со значением 2010 г. С 2017 г. по 2020 г. наблюдается снижение количества малых предприятий в Оренбургской области на 11,0 %. По итогам 2020 г. малый бизнес Оренбургской области включает 19033 предприятия [8,9].

Малое и среднее предпринимательство выступает одной из самых существенных составляющих экономики страны. Субъекты малого предпринимательства участвуют в формировании валового регионального продукта, обеспечивают занятость населения, играют важную роль в насыщении потребительского рынка. Малый и средний бизнес региона и самозанятые граждане обеспечивают занятость более 197 тысяч человек, что составляет почти четверть от общей численности занятого в экономике населения. За первое полугодие 2020 года субъектами малого и среднего предпринимательства произведено товаров и услуг на сумму 52,3 млрд рублей.

В Оренбургской области оборот предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства, ежегодно имеет прирост, даже не смотря на «скачки»

в числе предприятий, представленные на рисунке 1. Наибольшее значение достигалось в 2019 году, в котором на субъекты малого предпринимательства пришлось 67 % розничного товарооборота, пятая часть работ в области строительства, и 53 % услуг в сфере быта. С каждым годом вклад малых и средних предприятий в развитие экономики Оренбургской области и страны в целом повышается. В общем объеме продукции и услуг, произведенном в Оренбургской области, доля малого бизнеса на сегодняшний день составляет около 12 % [10,11].

По данным Минэкономразвития области, негативный эффект от пандемии и связанных с этим ограничений ощутили на себе более 18,2 тысячи оренбургских предприятий малого и среднего бизнеса. В большей степени пандемия сказалась на деятельности предприятий, функционирующих в сферах: туризма и отельного бизнеса; транспортных перевозок; культуры и спорта; общественного питания; организации выставок, конференций, досуга и развлечений; дополнительного образования; торговли.

Необходимо отметить, что на сегодняшний момент времени в регионе действуют 33 меры поддержки хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса финансового, имущественного и административного плана. На эти цели из средств областного и федерального бюджетов направлено более 4,4 миллиарда рублей [12].

Для обеспечения развития малого и среднего бизнеса как одного из ключевых факторов, определяющих социальное и экономическое развитие региона, разработан и действует целый ряд мер в ходе реализации государственной программы «Экономическое развитие Оренбургской области».

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национальной программы «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разработаны пять региональных проектов по развитию малого и среднего предпринимательства Оренбургской области на период 2019-2024 гг. (см. рисунок 2) [13, 14].

Рисунок 2 - Проекты по развитию малого и среднего предпринимательства Оренбургской области на 20192024 гг.

По мнению многих предпринимателей, наиболее эффективным решением для поддержки предпринимательства на данном этапе развития экономики является снижение налогов и выдача ссуд или беспроцентных кредитов малому бизнесу [15].

Ключевыми мерами поддержки малого предпринимательство стало:

- снижение ставки ЕНВД с 15% до 7,5%;

- снижение транспортного налога на 25%;

- снижение налоговых ставок по УСН;

310

OECD: 5.02 Economics and business; ASJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

Азимут научных исследований: экономика и управление.

2021. Т. 10. № 2(35) p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

Солдаткина Ольга Валерьевна и другие АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ...

- снижение аренды по государственному и муниципальному имуществу;

- отмена пени, санкций, штрафов за неуплату коммунальных платежей (на 3 месяца);

- льготное микрофинансирование [16].

Государство поддерживает и самозанятых: если они

зарегистрировались и уплатили налог за 2019 год, то получат помощь в виде возврата НДФЛ за уплаченный год. С июля по ноябрь 2020 г. в Оренбуржье зарегистрировались 12000 самозанятых. Налогов в бюджет их деятельность пока не принесла, но экономику и занятость оживить удалось.

В Оренбуржье субъекты малого предпринимательства, пострадавшие от пандемии, получили 5,5 млрд. рублей кредитами под ноль процентов по антикризисной программе. За апрель-май предпринимателям выдано 1,1 млрд. рублей субсидий на зарплату через Федеральную налоговую службу. Исходя из этого, по данным Оренстата, в 2021 году пройдет очередное сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам за 2020 год [17].

Для того, чтобы смягчить удар по экономике и сохранить рабочие места в условиях пандемии СОУГО-19 в Оренбуржье приняли дополнительные меры по поддержке бизнеса. В частности, в наиболее пострадавших отраслях ставку по единому налогу на вмененный доход для малого и среднего предпринимательства снизили вдвое - с 15 до 7,5 процента. Кроме того была снижена плата за размещение организаций на территории Оренбургской области (в размере 70% на арендную плату за земельные участки, которые отводились под размещение организаций малого бизнеса). Снижение размера платы за аренду объектов нежилого фонда, а также за установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Оренбуржья, отсрочка по выплате арендных платежей для предпринимателей, воспользовавшихся данной поддержкой, также позволила сократить их расходы [18].

С целью систематизации мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства; взаимоувязывания задач, ресурсов, сроков, исполнителей; выявления их оптимального сочетания, предлагаем ввести модель, координирующую все эти процессы [19].

На рисунке 3 представлена логикоинформационная модель, позволяющая стандартизировать различные процессы и выявить их оптимизационное сочетание.

Мероприятие Испол- Информа Ресурсы Результирующий документ Потреби-результн- Срок чеСКИй шифр

лаимой ру ionium

ИКС цель задачи до куме н-

1 2 3 4 1 5 6 7 8 9 10 ]] 12

| 1.2.5.11

W..шиш Л.Л .4» 5.1С

А- Кнм.П.А

тформшиш (трудовые,

--матерная ьиые)

С )K|mnmu HS

1шнф с I. .1,. н;..

Ю№ ПО In: У ||..| |

(eCJILI II пиши ПОД-

ллл другого уклтыва -

лрспнаишчен)

срони

p ill П II Uli |||И

Мл1чи

Рисунок 3 - Логикоинформационная модель

ВЫВОДЫ

Таким образом, влияние пандемии ухудшило состояние развития малого предпринимательства в Оренбургской области. На сегодня в регионе действуют 33 меры поддержки хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса финансового, имущественного и административного плана. На эти цели из средств областного и федерального бюджетов направлено более 4,4 миллиарда рублей.

Среди принятых мер поддержки бизнеса в условиях борьбы с распространением коронавируса можно отметить следующие: снижение и введение налоговых ставок и льгот; отмена пени, санкций, штрафов за неуплату коммунальных платежей предприятиями малого и среднего бизнеса (на 3 месяца); предоставление тор-

говым центрам отсрочки уплаты арендных платежей; отмена штрафных санкций; возмещение работодателям расходов на частичную оплату труда работников из числа уволенных из организаций в связи с ликвидацией, содействие созданию дополнительных рабочих мест на рынке труда Оренбургской области..

Так же Правительством Оренбургской области введен мораторий на региональные и муниципальные контрольные проверки субъектов малого и среднего предпринимательства; сформирован перечень системообразующих предприятий, за социально-экономическим состоянием которых будет вестись мониторинг (особое внимание - финансовому положению застройщиков и строительных подрядных организаций); разработаны пять региональных проектов по развитию малого и среднего предпринимательства Оренбургской области на период 2019-2024 гг.

С целью координации и оптимизации разработанных мероприятий, а так же сбалансированности выделяемых денежных средств, нами предложена логикоинформаци-онная модель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Чобанян Е. Ожидали худшего: как Оренбургский бизнес пережил «коронакризис»? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ural56.ru/news/655714/.

2. Арутюнян А.М., Гордеева О.А., Заруднева А.Ю. Адаптация бизнеса в Волгоградской области в условиях пандемии коронавируса // Матрица научного познания. 2020. №12-1. С. 58-61.

3. Степанова Т.А. Динамика развития малого предпринимательства на примере эксклавной территории // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 1 (17). С. 364-366.

4. Федеральная налоговая служба. Статистика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rmsp.nalog.ru/statistics.html; rmsp.nalog.ru/ statistics.html.

5. Виленский А.В. Российское малое и среднее предпринимательство в начале коронавирусного кризиса: федеральный и региональный аспекты // Вестник института экономика Российской академии наук, Институт экономики РАН, Москва. 2020. №4. С. 46-57. (режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43916736)

6. Постановление Правительства Оренбургской области № 551-пп от 20.08.2010 «О стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года». - URL: http://www.orbinvest.ru/ files/0RB_STRATEGY_2020.pdf. (дата обращения: 11.03.2020).

7. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://orenstat.old.gks.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Росстат зафиксировал снижение доли малого бизнеса в экономике. [Электронныйресурс]. — Режим доступа: www.rbc.ru/eco nomic s/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692.

9. Федеральная налоговая служба. Статистика. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rmsp.nalog.ru/statistics.html; rmsp.nalog.ru/ statistics.html.

10. Чухлатова Ю.Д. Статистическое изучение показателей, характеризующих развитие малого предпринимательства в Оренбургской области // Инновационная наука. 2016. № 5-1(17). С. 193-195.

11. Волкова И. А. Современные проблемы малого и среднего бизнеса в России //Концепт. — 2016. — Спецвыпуск № 04. — ART 76051. — 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76051.htm. - ISSN 2304-120X (дата обращения: 16.07.2020).

12. Егоршин А.П., И.В. Гуськова И.В. Шансы малого предпринимательства России в условиях пандемии короновируса //Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. №10-2. 127-133.

13. Кузнецова Е.П., Устинова К.А., Состояние малого бизнеса Вологодской области в период пандемии: проблемы и инструменты государственной поддержки // Вестник удмуртского университета. 2020. Т.30. вып.6.

14. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию инациональным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). Режим доступа: https://base.garant.ru/72185938/

15. Кузнецова Н.А., Рябова О.А., Матвеева Т.П., Кузнецова Н.В. Меры государственной поддержки в период корановирусной инфекции в Российской федерации // MODERN SCIENCE. 2020. № 11-1. С. 99103.

16. Лапаева, О.Ф. Роль малого предпринимательства в формировании конкурентоспособности региона/О.Ф. Лапаева, Демченко С.Д. /В сборнике : Промышленность: новые экономические реалии и перспективы развития. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). 2019. С. 32-38.

17. Никитина Е.С. Государственная поддержка предпринимательской деятельности //Молодой ученый. 2018. № 18. URL: https:// moluch.ru/archive/204/49995/ (дата обращения: 06.03.2020).

18. Носачевская, Е.А. Об актуальных вопросах развития Российской экономики с учетом последствий пандемии кроновиру-са COVID-19//Евразийское научное объединение. 2020. №7-4 (65). С.

SOLDATKINA Olga Valerievna and others ANALYSIS OF TRENDS IN THE DEVELOPMENT ..

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1762; e-ISSN: 2712-8482

235-239.

19. Сеялова Г. С. Организационно-экономический механизм управления предприятиями : монография /Г. С. Сеялова; М-во образования и науки Рос. Федерации Федер. агентство по образованию, Гос. обра-зоват. учреждение высш. проф. образования «Оренбург. гос. ун-т». -Оренбург : ГОУ ОГУ. 2006. 139 с.

Статья поступила в редакцию 13.02.2021

Статья принята к публикации 27.05.2021

312

OECD: 5.02 Economics and business; ASSJC: 2000; WoS Subject Categories: GY, PC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.