7. Кочиш И.И., Тюрин В.Г., Семенов В.Г. Эколого-гигиенические мероприятия в производстве биологически полноценной и доброкачественной продукции животноводства // Достижения науки и практики в решении актуальных проблем ветеринариии и зоотехнии: матер. всерос. науч.-практич. конф. 2018. С. 67 — 75.
8. Кушнир А.Т. Профилактика инфекционных болезней животных аэрозолями химических и биологических препаратов / А.Т. Кушнир, И.А. Буреев, Ю.О. Селянинов [и др.]. СПб., 2016.
9. Новицкий А.А. Санитарно-бактериологический мониторинг объектов животноводства / А.А. Новицкий, В.И. Плешакова, Н.А. Лещёва [и др.]. Омск, 2018.
10. Плотников И. В., Глазунова Л. А. Анализ причин выбытия крупного рогатого скота в Тюменской области // Инновационные тенденции развития российской науки: матер. X междунар. науч.-практич. конф. молодых учёных, посвящ. Году экологии и 65-летию Красноярского ГАУ. Красноярск, 2017. С. 80 - 82.
11. Плотников И. В., Глазунова Л. А. Ретроспективный анализ состояния животноводства в Тюменской области // Мир инноваций. 2018. № 1 - 2. С. 58 - 64.
12. Скородумов Д.И. Микробиологическая диагностика бактериальных болезней животных / Д.И. Скородумов, В.В. Субботин, М.А. Сидоров [и др.]. М.: ИзографЪ, 2005. 656 с.
13. Смирнова Л.И., Кондратьева М.А., Антопен Е.Ю. Современные методы лабораторной диагностики стрептококковых инфекций животных: методич. пособ. СПб. : СПбГАВМ, 2005. 32 с.
14. Швец Н.И., Сидорова К.А. Влияние экологических факторов на состояние здоровья // Интеграция науки и практики для развития агропромышленного комплекса: сб. стат. всерос. науч. конф. Тюмень, 2017. С. 595 — 600.
15. Шкиль Н.А., Шкиль Н.Н., Шадрина М.Н. Экология условно-патогенной микрофлоры, циркулирующей в популяции животных //Сибирский вестник сельскохозяйственных наук. 2003. № 3. С. 31 - 37.
Анализ текущей эпизоотической ситуации по бруцеллёзу в Оренбургской области
В.В. Самосюк, аспирантка, И.С. Пономарёва, д.б.н., профессор, ПИ.Артемьева, ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
В настоящее время патологии заразной этиологии представляют серьёзную проблему эпизоо-тологической науки.
Среди крупного рогатого скота регистрируются инфекционные патологии бактериальной и вирусной этиологии. Удельный вес зооантро-понозных болезней составляет 66,7%, а зооно-зов - 33,3% [1].
С 2005 г. эпизоотическая ситуация по бруцеллёзу крупного рогатого скота во многих регионах России, в том числе в Оренбургской области, неуклонно ухудшается. Превалентность бруцеллёза КРС в целом по стране увеличилась на 70% при продолжающемся уменьшении поголовья.
На эпизоотическую ситуацию в Оренбуржье большое влияние оказывают эпизоотические очаги бруцеллёза в пограничных районах соседей Республики Казахстан. Там за год в среднем регистрируется 126 очагов бруцеллёза среди мелкого рогатого скота и 22 — крупного рогатого скота, а прогноз на будущее в целом по бруцеллёзу животных остаётся неблагоприятный [2].
Главным звеном в системе противобруцел-лёзных мероприятий остаётся выполнение ветеринарно-санитарных и организационно-хозяйственных мер, а иммунизация, предохраняя животных от заражения на определённый срок, облегчает, делает более экономичной и эффективной ликвидацию инфекции в тяжёлых эпизоотических условиях [3].
Возрастает заболеваемость и среди людей, причём количество больных бруцеллёзом фактически выше официально зарегистрированных. Это обусловлено тем, что диагностика бруцеллёза осуществляется только при обращаемости больных в медучреждения, а диспансерное обследование
владельцев скота, несмотря на частую заболеваемость (50,8%), не проводится [4].
Бактериальные зооантропонозы выявляются не только у домашних, но и у диких животных, в связи с чем сохраняется постоянная угроза заражения человека [5].
В частном секторе развивается тенденция к увеличению количества заболевших животных с появлением новых неблагополучных пунктов [6].
Количественная оценка показателей напряжённости эпизоотической обстановки на уровне регионов позволяет выявить современные тенденции эпизоотий, а также эффективно разработать и реализовать адекватную систему мер на все уровни инфекционного процесса [7].
Цель исследования — проанализировать распространённость бруцеллёза в условиях Оренбургской области.
Материал и методы исследования. Для реализации цели были использованы данные ветеринарной отчётной документации. Материалы статистически обработаны с применением эпизоотологического метода [8] и программного обеспечения Microsoft Excel.
Результаты исследования. Бруцеллёз отнесён к социально значимым болезням. В Оренбургской области эта зооантропонозная инфекция была официально зарегистрирован в 1932 г.
За исследуемый период случаи заболевания бруцеллёзом регистрировались среди сельскохозяйственных животных — овец, крупного и мелкого рогатого скота, в коневодстве, у собак. Максимальное количество случаев зарегистрировано среди крупного и мелкого рогатого скота. Согласно данным, содержащимся в Государственном докладе «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Оренбургской области в 2017 году», случаи заболевания людей в области были зарегистрированы на рецидивирующей основе в 2003 — 2005, 2007, 2010
и 2013, 2016, 2017 гг., массовая вспышка бруцеллёза отмечалась в 2011 г. (заболело 33 чел.) (рис. 1).
Рис. 1 - Динамика заболеваемости людей и мелкого рогатого скота бруцеллёзом в Оренбургской области
Наиболее сложная эпизоотическая обстановка сложилась в Домбаровском (39,7%), Первомайском (23,04%) и Акбулакском (22,5%) районах (рис. 2).
Вероятность риска инфицирования варьировала от 0,009% в Оренбургском районе до 0,66% — в Домбаровском. В Акбулакском, Бугурусланском, Первомайском, Тюльганском, Саракташском показатель составил 0,29;0,046; 0,3; 0,079; 0,02 соответственно.
Рис. 3 - Темпы прироста заболеваемости коров бруцеллёзом за исследуемый период
заболеваемостью животных и людей составляет г=0,67 (связь положительная прямая средней степени), т.е. отмечается тенденция достоверной связи между исследуемыми показателями.
С 2015 по 2018 гг. на территории области выявлено 1680 гол. больных и 833 гол. сомнительно реагирующих на бруцеллёз животных. За исследуемый период по причине бруцеллёза направлено на мясоперерабатывающие предприятия 2512 гол.
За период наблюдения в регионе зарегистрировано 22 неблагополучных по бруцеллёзу пункта, причём их количество возросло более чем на 80% (рис. 4). Наиболее сложной остаётся ситуация в Илекском, Акбулакском, Оренбургском, Октябрьском, Тоцком районах, Соль-Илецком и Оренбургском городских округах.
Рис. 2 - Частота регистрации положительных случаев по бруцеллёзу людей в разрезе районов Оренбургской области за исследуемый период
В настоящее время в скотоводческой отрасли наблюдается тенденция ухудшения эпизоотической ситуации, увеличения количества заболевших животных бруцеллёзом в хозяйствах Оренбургской области. Темпы прироста заболеваемости положительные и составляют 54,7% (рис. 3).
Таким образом, в условиях области сформировалась инфекционная паразитарная система (ИПС) — бруцеллёз, соактантами которой в качестве возбудителя являются Br. abortus, Br. ovis, Br. melitensis, Br. canis. В функционирование ИПС в качестве соактантов вовлечены сельскохозяйственные животные и человек.
При оценке корреляционной взаимосвязи установлено, что коэффициент корреляции между
Рис. 4 - Годовая динамика неблагополучных пунктов по бруцеллёзу крупного рогатого скота
Большинство неблагополучных пунктов области регистрируются в районах, граничащих с Республикой Казахстан (протяжённость государственной границы 1876 км и граничит с 16 районами и городами области).
Учитывая положение о невозможности оздоровления острых очагов бруцеллёза только методом систематических исследований без специфической профилактики, актуальными представляются результаты серологических методов исследования, а именно РБП (роз-бенгал проба), РА (реакция агглютинации), РСК (реакция связывания
комплемента), РИД с О-ПС антигеном (реакция иммунодиффузии с 0-полисахаридным антигеном), КР с молоком (кольцевая реакция).
Комплексный план мероприятий по профилактике бруцеллёза на территории Оренбургской области предусматривает проведение мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию его очагов на территории региона, включая вакцинацию поголовья скота вакциной из штамма Br. abortus 82. Однако частота проявления инфекции и клинические признаки свидетельствуют о нарушениях принятого регламента иммунизации или о неполном охвате прививками.
Вероятно, в современных условиях признанная в предыдущие времена вакцинация животных вакциной из штамма Br. abortus 82 в условиях эпизоотического неблагополучия не обеспечивает требуемого уровня биологической безопасности. Утрата директивности иммунологического тестирования, несоблюдение сроков вакцинации приводят к возникновению абортов и латенции инфекционного процесса, следовательно, возникает необходимость перехода на альтернативные схемы специфической профилактики.
Выводы
Эпизоотическая ситуация характеризуется активизацией звеньев эпизоотической цепи.
Наиболее неблагополучными являются хозяйства Оренбургской области, территориально рас-
положенные в приграничной зоне с Республикой Казахстан.
Для обеспечения эпизоотического благополучия по бруцеллёзу необходимо усовершенствование комплекса общепрофилактических и специфических мероприятий.
Литература
1. Васильева А.Ю., Кошкина Л.П., Пономарёва И.С. Особенности течения эпизоотий в Оренбургской области // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2017. № 5 (67). С. 139 - 141.
2. Еспембетов Б.А., Сырым Н.С., Зинина Н.Н. Анализ эпизоотической ситуации по бруцеллёзу животных в Казахстане за 2013 год // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 4 (126). С. 93 - 97.
3. Бруцеллёз сельскохозяйственных животных в Российской Федерации / М.И. Гулюкин [и др.] // Ветеринария. 2003. № 6. С. 23 - 24.
4. Желудков М.М., Цирельсон Л.Е., Кулаков Ю.К. Эпидемиология бруцеллёза в России // Актуальные вопросы зоонозных инфекций: матер. науч.-практич. конф. Улан-Батор (Улаанбаатар), 2008. C. 53 — 60.
5. Кухаренко Н.С., Кочерга М.Н. Бактериальные инфекции дикого кабана, обитающего в Амурской области // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2012. Т. 93. Вып. 7. С. 65 — 67.
6. Поляков М.А. Мониторинг эпизоотической ситуации по бруцеллёзу крупного рогатого скота в Оренбургской области // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2008. № 3 (19). С. 212 — 213.
7. Пономарёва И.С., Жуков А.П. Эпизоотическая ситуация по бруцеллёзу в Оренбургской области: ретроспектива и современность // Аграрная наука, образование, производство: актуальные вопросы: сб.трудов всерос. науч.-практич. конф. с междунар. участ. Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2014. С. 93 — 96.
8. Бакулов И.А., Ведерников В.А. Метод эпизоотологического исследования // Руководство по общей эпизоотологии. М., 1979.
Микроскопическое строение лимфатических узлов желудка и толстого кишечника коз оренбургской породы
ДВАстафьева, к.б.н., ДА. Окунев, к.б.н., Р.Ш. Тайгузин,
д.б.н., профессор, ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
Лимфатические узлы осуществляют две основные функции — иммунную и дренажно-детоксикационную [1 — 5].
Кроме того, лимфатическая система является одним из главных показателей при послеубойной ветеринарно-санитарной экспертизе туш [6]. Исследование микроструктуры лимфоузлов необходимо для лучшего понимания закономерности их развития в онтогенезе [7 — 11].
Целью исследования является изучение мор-фодинамики гистологических структур лимфатических узлов желудка и толстого кишечника коз оренбургской породы на некоторых этапах постнатального онтогенеза.
Материал и методы исследования. Объектом для микроскопического исследования послужили желудок и толстый отдел кишечника клинически
здоровых коз оренбургской породы (новорождённые, 1 мес., 3 мес., 6 мес., 9 мес., 12 мес., 24 мес., 60 мес.). Материал для работы был получен из АО «Донское» Беляевского района Оренбургской области.
Для изучения гистотопографии структур лимфатического русла из нескольких участков органов и регионарных лимфатических узлов готовились гистологические срезы. Материал заливался в парафиновые блоки, из которых готовились гистосрезы, окрашенные по Ван-Гизону и гематоксилин-эозином, с помощью методик, изложенных в руководствах Б. Ромейса (1954) [3], В.Г. Елисеева с соавт. (1967) [12], Г.А. Меркулова (1969) [7], О.В. Волковой и Ю.К. Елецкого (1982) [13]. Использовался санный микротом МС-2. Препараты изучались под микроскопом МСБ 500, после чего была произведена их фотосъемка.
Результаты исследования. Лимфатические узлы желудка и толстого кишечника коз являются компактными органами, в состав которых вхо-