Научная статья на тему 'Анализ текущего состояния государственнойподдержки малого и среднего бизнеса в республикеармения'

Анализ текущего состояния государственнойподдержки малого и среднего бизнеса в республикеармения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потикян Тигран Араевич

В статье анализируется современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Армения. Приводится классификация предприятий и выявляются основные проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ текущего состояния государственнойподдержки малого и среднего бизнеса в республикеармения»

По показателю среднесписочной численности занятых на малых предприятиях наблюдалось уменьшение размаха вариации со 1260,8 до 1187,0, или на 5,9 %, коэффициент дифференциации за рассматриваемый период практически не изменился. Уменьшение размах вариации объема оборота малых предприятий в 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 22,2 % сопровождалось снижением децильного коэффициента вариации на 1,4 пункта.

Мера разброса значений показателя инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в регионах РФ за рассматриваемый период увеличилась с 40904,4 до 42721,9, или на 4,4 %. В 2011 г. наименьший размер объема инвестиций 10 % регионов с наиболее высоким их значением в 33,1 раза выше наивысшего размера инвестиций 10 % с их наименьшим значением. В 2012 г. произошло увеличение аналогичного показателя на 18,7 %.

Направление для дальнейшего изучения вопроса территориальной специфики распределения предпринимательской активности может быть в дальнейшем дополнено посредством интервьюирования различных предпринимательских групп, в продолжении сотрудничества с различными исследовательскими группами и сравнении результатов за различные периоды для определения устойчивых факторов влияния.

Библиографический список

1. Пожидаева Е.С. Переход к основной классификации по видам экономической деятельности в условиях формирования российской экономики // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2007. - № 8. - С. 113-121.

2. Пожидаева Е.С. Экономико-статистический анализ качества государственного управления в Российской Федерации // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2013.-№2.- С. 40^8.

3. Пожидаева Е.С. Экономико-статистический анализ конкурентоспособности отраслей национальной экономики в условиях членства в ВТО // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 3. - С. 121-135.

Т.А. Потикян

АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ

АРМЕНИЯ

Аннотация. В статье анализируется современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Армения. Приводится классификация предприятий и выявляются основные проблемы.

Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, государственная поддержка, государственное регулирование, рыночная экономика.

Сегодня общепризнанным является понимание социально-экономической роли малых и средних предприятий (МСП) в становлении и функционировании современного рыночного

© Потикян Т.А., 2013

хозяйства. Опыт развития малых и средних предприятий в экономически развитых странах показывает, что его субъекты успешно функционируют при условии обязательного участия государства в разработке и реализации системы мер по поддержке данного вида предпринимательства. Стратегия государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса была разработана Правительством Республики Армения более 10 лет назад в 2000 году. Программа развития МСП разрабатывалась на основе данной стратегии и внедрялась ежегодно. За прошедшие 13 лет бизнес-среда и императивы поддержки субъектов малого и среднего бизнеса подверглись значительным изменениям, показывая необходимость разработки современной программы поддержки предпринимательства.

Очевидно, что ежегодные программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства способствовали решению определенных задач, но отсутствие системной и комплексной стратегии оказывает негативное влияние на эффективность и нацеленность программы поддержки. Изменения правил игры в бизнес-среде привели к созданию адекватных предпосылок для усовершенствования подходов к ведению бизнеса. Мир меняется, и возникают новые проблемы в контексте глобальной конкурентоспособности, и способность решения данных проблем является определяющим фактором, влияющим на позиционирование Армении в общемировой экономической системе [1].

Начиная с 2000 года субъекты малого и среднего бизнеса рассматриваются Правительством Республики Армения как гарантия устойчивого развития экономики страны. Закон Республики Армения «О государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса» был принят 5 декабря 2000 года для внедрения и координации государственных механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства. Закон предусматривает выявление критериев оценки малого и среднего бизнеса, основных приоритетов государственной поддержки и принципы государственной политики в области малого и среднего бизнеса [2].

Согласно поправке к Закону для определения субъектов малого и среднего бизнеса приметаются следующие критерии (см. табл. 1).

Таблица 1

Классификация субъектов малого и среднего бизнеса в Республике Армения [2]

Классификация Количество Доход за предыдущий Балансовая стоимость

сотрудников год активов на конец предыдущего года

Микро До 10 До 100 млн AMD До 100 млн AMD

Малые До 50 До 500 млн AMD До 500 млн AMD

Средние До 250 До 1 млрд AMD До 1,5 млрд AMD

Критерии существенно отличаются от определений субъектов малого и среднего бизнеса в европейских странах (см. табл. 2).

Таблица 2

Классификация субъектов малого и среднего бизнеса в странах ЕС [3]

Количество Доход Балансовой стоимости

Классификация сотрудников за предыдущий год активов на конец предыдущего года

Микро- До 10 До 2 млн EUR До 2 млн EUR

Малые До 50 До 10 млн EUR До 10 млн EUR

Средние До 250 До 50 млн EUR До 43 млн EUR

В реальности различия в производительности предприятий сильно влияют на общие доходы предприятий в разных странах. Таким образом, стандарты, используемые в ЕС или в странах ОЭСР, не могут быть внедрены в Армении - требуется более экстенсивная адаптация. Тем не менее ЕС и ОЭСР могут служить примерами наилучшей практики и рекомендаций по разработке стратегии государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Например, как в Армении, так и в ЕС сходятся характеристики по количеству сотрудников в субъектах микробизнеса, в то время как характеристика дохода отличается в более чем десять раз. Другими словами, производительность рабочего труда в Армении в десять раз ниже, чем в аналогичных предприятиях в странах с развитой экономикой. Последнее также является признаком сильного различия качества инноваций и интенсивности технологического процесса.

В период с 2001 по 2004 годы Программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса не включали в себя финансирование и ожидаемые результаты. Начиная с 2005 года в Программу были внедрены задачи, ожидаемые результаты, финансирование и план действий. Тем не менее некоторые ожидаемые результаты трудно оценить на практике, что, в свою очередь, усложняет оценку эффективности ожиданий от каждой конкретной программы. Например, дальнейшее увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны или увеличение числа малых и средних предприятий в регионах Армении, в основном в отдаленных и пограничных населенных пунктах, а также создание новых рабочих мест на их основе.

Хоть и дальнейшее увеличение доли малого и среднего бизнеса в ВВП страны считается одним из приоритетов программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, реальная производительность очень низка, а в некоторых случаях и вовсе отсутствует.

Принимаемые Правительством Армении меры в виде программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства к настоящему времени не дали ожидаемых результатов.

Вместе с тем в любых условиях государственная поддержка малых и средних предприятий должна носить стимулирующий, селективный характер. Главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого предпринимательства и формирование преимущественно экономических и правовых условий рыночного хозяйствования малого и среднего предпринимательства с учетом его отраслевых, географических, национальных, исторических

особенностей и традиций, а также зарубежного опыта [4]. Ниже приведены результаты анализа государственной поддержки сектора малого и среднего бизнеса в Республике Армения:

- инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в значительной степени основаны на подходах, которые имеют социальную направленность и являются относительно менее эффективными, чем подходы увеличения конкурентоспособности или повышения инновационное™ (с учетом опыта стран ОЭСР);

- механизмы поддержки не адаптированы для локальных условий, и при разработке программ органы местного самоуправления не были учтены как важнейшее звено поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в регионах Армении;

- в последние годы стало более заметно формирование благоприятных правовых условий для предпринимателей, о чем свидетельствует, например ежегодный отчет «Doing Business»;

- объем гарантий по кредитам резко упал в последние годы: в 2010 году количество запросов на гарантии было 23, из которых лишь 13 были удовлетворены. Получение гарантии является довольно сложным и трудоемким процессом. Данная система была введена шесть лет назад и в настоящее время не отвечает требованиям малого и среднего бизнеса. Трудности, связанные с получением кредитов и гарантий, строгие требования к залоговому обеспечению делают недоступными кредитные средства для микро и малых предприятий;

- поддержка инноваций и внедрение международных стандартов должны включать в себя, среди всего прочего, предоставление технологических и технических консультаций, которые необходимы организациям для внедрения данных стандартов. Поддержка инновационности предусмотрена в стратегии, но никаких положительных результатов не наблюдается;

- реализация налоговой политики, благоприятной для субъектов малого и среднего бизнеса, определена как одно из приоритетных направлений государственной поддержки в соответствии с Законом Республики Армения «О государственной поддержке малого и среднего бизнеса», но, к сожалению, ни одна из программ поддержки малого и среднего бизнеса в период с 2001 по 2011 гг. не предусматривала никаких налоговых стимулов;

- система статистических отчетов по малому и среднему бизнесу разрабатывается Национальной статистической службой Армении и является несовершенной. Механизмы обработки отчета неадекватны, в результате чего официальная статистика малого и среднего бизнеса является неполной и не содержит основную информацию о производительности малого и среднего бизнеса. Отсутствие информации мешает пониманию реальной картины в области малого и среднего бизнеса и разработке эффективной политики поддержки.

Несмотря на несомненные сдвиги в реализации государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, отмечается отсутствие целостной политики государства по отношению к нему. Государство не сформулировало для себя и для населения, что же, собственно, оно хочет в результате развития малого предпринимательства и каких последствий ожидает. В стране рыночный механизм стимулирования малого и среднего предпринимательства еще не отлажен. В целях создания необходимой рыночной структуры целесообразно не только формировать необходимый отраслевой состав экономики, дав простор малому и среднему предпринимательству, но и обеспечивать эту сферу законодательно.

Хотелось бы заметить, что, несмотря на большое количество пробелов в законодательстве Армении, государство старается уделить как можно больше внимания этой проблеме.

В результате анализа был выявлен ряд основных направлений государственной поддержки:

- формирование благоприятной нормативно-правовой базы;

- финансовая и инвестиционная поддержка и предоставление гарантий;

- создание инфраструктуры, направленной на поддержку предпринимательства;

- информационная и консалтинговая поддержки;

- поддержка инициатив, направленных на увеличение международной торговли;

- поддержка инновационности и внедрение современных технологий;

- внедрение благоприятной налоговой политики;

- повышение квалификации персонала;

- создание адекватной системы статистической отчетности и бухгалтерского учета;

- улучшение процесса государственных закупок [5].

Все направления нашли свое отражение в программе Государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Армения, но, к сожалению, не были полностью реализованы из-за отсутствия организационно-экономического механизма поддержки малого и среднего бизнеса.

Библиографический список

1. Entrepreneur ship Survey 2011. Third World Bank Questionnaire on Entrepreneurship and EconomicDevelopment.

2. Закон Республики Армения «О поддержке малого и среднего предпринимательства», 5 декабря 2000 года.

3. International Finance Corporation (IFC). 2011. Small & Medium Enterprise Department. Background Note on Micro, Small & Medium Enterprise Database.

4. Scott, A.S. 2012. An Easy Way to Encourage Entrepreneurship. The New York Times.October 26, 2012, 10:21 am.

5. Программа Государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Армения на 2007 год. - Ереван, 2006.

Д.В. Ступин A.A. Сапожников

ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ВЕДЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Оценка условий ведения предпринимательской деятельности - одно из важнейших направлений административной реформы. В статье рассматриваются базовые положения государственной политики в этой сфере, содержащиеся в нормативных документах последнего времени. Анализируются пути их реализации на местном уровне.

© Ступин Д.В., Сапожников A.A., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.