Научная статья на тему 'Регулирование малых и средних предприятий: аспекты и международный опыт'

Регулирование малых и средних предприятий: аспекты и международный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
317
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INTERNATIONAL REGULATION / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоминых С. Ю.

В статье исследуется меры и инструменты государственного регулирования экономики в сфере малого и среднего бизнеса. Автором представлен и изучен мировой опыт крупнейших экономик мира в данном вопросе. Также значительное внимание уделено международным документам, регламентирующим характер взаимодействия государства и малого, среднего бизнеса для их эффективного сотрудничества и развития. В заключение приводятся рекомендации актуальные для выработки современного концептуального подхода к развитию малого бизнеса в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES: ASPECTS AND INTERNATIONAL EXPERIENCE

In the article the measures and tools of state regulation of economy in the sphere of small and medium-sized businesses. The author presents and studied the world experience the largest economies in the world in this matter Also considerable attention paid to the international documents that regulate the nature of interaction between government and small and medium businessesfor their effective co-operation and development. The conclusion contains recommendations relevant to produce modern conceptual approach to the development of small business in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Регулирование малых и средних предприятий: аспекты и международный опыт»

УДК 339.972, 334.012.64

РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ: АСПЕКТЫ И

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Фоминых С.Ю., аспирант, ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», e-mail: [email protected]

В статье исследуется меры и инструменты государственного регулирования экономики в сфере малого и среднего бизнеса. Автором представлен и изучен мировой опыт крупнейших экономик мира в данном вопросе. Также значительное внимание уделено международным документам, регламентирующим характер взаимодействия государства и малого, среднего бизнеса для их эффективного сотрудничества и развития. В заключение приводятся рекомендации актуальные для выработки современного концептуального подхода к развитию малого бизнеса в Российской Федерации.

Ключевые слова: международное регулирование, малые и средние предприятия

REGULATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES: ASPECTS AND

INTERNATIONAL EXPERIENCE

Fominykh S., the post-graduate student, Moscow Witte University, e-mail: [email protected]

In the article the measures and tools of state regulation of economy in the sphere of small and medium-sized businesses. The author presents and studied the world experience the largest economies in the world in this matter. Also considerable attention paid to the international documents that regulate the nature of interaction between government and small and medium businesses for their effective co-operation and development. The conclusion contains recommendations relevant to produce modern conceptual approach to the development of small business in the Russian Federation.

Keywords: international regulation, small and medium enterprises

Законодательства разных стран неодинаково трактуют понятие "малый бизнес". Российское - определяет малый бизнес как сектор экономики, включающий в себя индивидуальное и малое предпринимательство; условное название совокупности малых и средних предприятий, ограниченных определёнными правовыми нормами. Критериями отнесения предприятия к малому бизнесу являются: доля участия в уставном капитале юридического лица, численность занятых и размер выручки[2] (микропредприятия - 60 млн руб.; малые - 400 млн руб.; средние - 1 млрд руб. [1]).

В странах Евросоюза малые и средние предприятия определяются как компании с числом сотрудников менее 250 чел. и не зависимые от крупных компаний. Их годовой оборот не должен превышать 50 млн евро, а бухгалтерский баланс - 43 млн евро. По числу сотрудников различают: микро- (менее 10 работников), малые (от 10 до 49) и средние предприятия (от 50 до 249).

В США стандарт размера малых предприятий составлен в соответствии с Североамериканской системой классификации отраслей промышленности и Бюро управления и бюджета (введен в действие 22 июля 2013 г.). Размер предприятия по большей части выражен в миллионах долларов или численности работников[6].

В Индии классификация ведётся в соответствии с Законом о микро-, малых и средних предприятиях 2006 г., который различает предприятия, работающие в производственном секторе и сфере услуг.

В Бразилии разделение происходит по двум основным критериям: годовая выручка и количество работников, и зависит от сферы деятельности предприятия - промышленность, торговля и сфера услуг[6].

Критерием малых предприятий в Китае является число занятых. К малым предприятиям с числом занятых до 100 чел. относится почти 99% и только 0,6% - к средним (от 101 до 999 чел.)[7].

Национальный Закон о предпринимательстве ЮАР выделяет несколько категорий малых и средних предприятий[5]: выживающие, микропредприятия, очень малые, малые и средние.

Всемирный экономический форум относит уровень развития малого бизнеса к показателям конкурентоспособности страны, включающим такие индикаторы, как насыщенность малыми предприятиями, степень их поддержки и др.

Для оценки вклада предприятий малого и среднего бизнеса в экономику страны обычно используется их доля в общем количестве предприятий, общей занятости или ВВП (иногда - в добавленной стоимости).

В 2010 г. доля малых предприятий в США составляла 97,6% от общего количества, Канаде - 98,0%, Японии, Великобритании, Франции, Германии, Италии - более 99%, России - 42%. Доля малых предприятий в общей занятости населения составляла в Японии - 70,2%, Германии - 60,1%, США, Канаде, Франции,

Италии - около 50%, Великобритании - 48,4%, России - 27,5%. Доля в ВВП: в Италии - 70,9%, Японии, Германии, США - около 53%, Канаде, Великобритании, Франции - около 48%, России -20%[4].

В 2012 г. в Европе функционировало 20,731 млн предприятий малого и среднего бизнеса (99,8% всех предприятий региона), из них 92,2% - микропредприятия, 6,5% - малые, на долю средних приходилось 1,1%. Крупные предприятия, с численностью персонала более 250 чел., составляли оставшиеся 0,2%. Сектор обеспечивал 67,4% рабочих мест, что практически идентично показателю 2011 г., но заметно выше уровня 2010 г. (66,9%). Средняя численность персонала - 4,2 чел. на одно предприятие и за последние два года не претерпела значительных изменений. Предприятия продемонстрировали умеренное снижение доли в валовой добавленной стоимости - 58,1% (против 58,4% в 2011 г.), в основном, за счёт малых и микропредприятий, тогда как средние, напротив, увеличили свою долю (2012 г. - 18,4%, 2011 г. - 17,9%). Безусловно, существуют значительные различия по отраслям.

Динамику отдельных показателей малого и среднего бизнеса Европейского союза (число предприятий, занятость, произведенная добавленная стоимость) в 2008-2011 г. можно представить следующим образом. В целом по отраслям нефинансового сектора экономики число данных предприятий уменьшилось на 0,2%, занятость снизилась на 2,9%, а произведенная добавочная стоимость

- на 3,8%; в сфере промышленного производства, соответственно

- на 6%, 10,6, 7,7%. В сфере оптово-розничной торговли количество малых предприятий выросло на 2,5%, занятость - на 1,8%, произведенная добавочная стоимость - на 3,9%. Значительный вклад в произведенную добавочную стоимость внесли предприятия сферы энергетики: благоприятные условия, созданные для бизнеса в результате активного государственного регулирования, повлекли за собой рост числа предприятий малого и среднего бизнеса в этой сфере на 5,8%, увеличение занятости - на 0,1% и повышение произведенной добавочной стоимости - на 13% [6].

В 2005 г. в Китае насчитывалось более 4,3 млн малых и средних предприятий и 27,9 млн - индивидуальных, на них работали свыше 75% занятого городского населения. Это составляло 99,6% от общего числа предприятий в стране, на них приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции. Сектору малого и среднего бизнеса Китая принадлежало 65% патентов, 75% - технических инноваций и более 80% - новой продукции, он обеспечил 46,2% налоговых поступлений всей страны и 62,3% - общего объема экспорта, в том числе продукции новых и высоких технологий[7].

Вклад сектора микро-, малых и средних предприятий в промышленное производство, занятость и экспорт Индии в 2009 г. был весьма значительным. Число предприятий стабильно увели-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2015 | 47

чивалось: с 67,87 млн в 1990-1991 гг. до 133,68 млн в 2007-2008 гг., а уровень занятости вырос со 158,34 млн чел. до 322,28 млн чел. В стоимостном выражении этот сектор обеспечивал около 45% промышленного производства и 40% общего объема экспорта страны. Малый и средний бизнес производят более 6000 видов продукции: от традиционных до высокотехнологичных.

В ЮАР в 2010 г. насчитывалось почти 6 млн. малых и средних предприятий с численностью 11,6 млн чел., из которых лишь около 20% было зарегистрировано. Микропредприятия (от 1 до 5 чел.) составляют 94% сектора малого бизнеса, из них 67% состоят лишь из собственников. В 2004 г. доля малого бизнеса была 99,3%, компании формировали 53,9% рабочих мест и 34,8% ВВП. Занимаются торговлей 78,7% предпринимателей, из них 48,8% продают товары в том же виде, в котором приобрели его. Бухгалтерские, медицинские, юридические и другие услуги оказывают 21,3% предпринимателей^].

В странах Восточного партнерства (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина) малые и средние предприятия - основные факторы экономического роста и развития. Но в результате недавнего глобального финансового кризиса и неблагоприятных условий ведения бизнеса они сегодня предоставляют лишь 50% рабочих мест (по сравнению с 60-70% в странах ОЭСР) и создают немногим более 30% добавленной стоимости (по сравнению с 55% в странах ОЭСР)[3].

В России на 1 января 2012 г. действовало 6 млн. малых и средних предприятий, в том числе 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей. В секторе малого бизнеса без учета внешних совместителей занято 16,8 млн. чел., т.е. почти 25% от экономически активного населения страны[8].

Развитие малых и средних предприятий в России тормозится недостатками государственного регулирования. Их перечень известен. Во-первых, в начале пути предприниматели сталкиваются с дефицитом средств и необходимостью их постоянного поиска для открытия собственного дела. Во-вторых, не урегулированы проблемы в банковской сфере. Лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит, кредиты на другие цели для предприятий малого и среднего бизнеса малодоступны из-за сроков, ставок и условий (залог). А в связи с тем, что сегодня происходит разрушение банковской, в том числе филиальной сети в регионах России, банковские продукты становятся все менее доступными. В-третьих, громоздкая система налогообложения и бухгалтерского учёта, высокая налоговая нагрузка и постоянно меняющееся законодательство ведут к росту издержек ведения бизнеса. И, наконец, правовая незащищённость предпринимателей, низкая ответственность за исполнение контрактов, жёсткая ликвидация предприятий, попавших в трудное финансовое положение, вместо поддержки жизнеспособных фирм, окончательно подрывают основу для развития малого бизнеса.

Критерии оценки эффективности государственного регулирования

Разумная, благоприятная система регулирования бизнеса должна позволять компаниям расширять существующие и наращивать новые связи. Однако при плохой проработке законы, созданные с целью обезопасить экономическую деятельность, могут, напротив, стать препятствием для развития предпринимательства. Так, например, в 2013 г. тщательно не проработанное одновременное изменение двух нормативных актов привело к увеличению платежей индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд Российской Федерации в 2,25 раза. Многие индивидуальные предприниматели, не выдержав такого увеличения налоговой нагрузки, подали документы на ликвидацию. На увеличение в 2013 г. платежей индивидуальных предпринимателей в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) повлияли следующие факторы.

1. С 1 января 2013 г. вступил в силу ФЗ N 243 от 3 декабря 2012 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", в соответствии с которым в два раза были увеличены платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации (фиксированный размер страхового взноса) для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой. В итоговой редакции ФЗ N 212 от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (п. 1.1 ч. 1 ст. 14) фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенси-

онному страхованию определялся как "произведение двукратного минимального размера оплаты труда... и тарифа страховых взносов... увеличенное в 12 раз".

2. С 1 января 2013 г. также вступил в силу ФЗ N 232 от 03.12.2012 г. "О внесении изменения в статью 1 федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"", в соответствии с которым произошло увеличение минимального размера оплаты труда с 4611 руб. до 5205 руб. (на 12,8 %).

В результате по итогам 2012 г. индивидуальные предприниматели должны были перечислить в ПФР сумму, равную 4611 руб. Ч 12 мес. Ч 26% = 14386,32 руб.; по итогам 2013 г. - уже 32 479,2 руб. Впоследствии нагрузка была снижена путём внесения изменений в соответствующие законодательные акты, но большое количество индивидуальных предпринимателей в начале 2013 г. вынуждены были прекратить деятельность. Разумная система регулирования бизнеса предполагает относительную лёгкость и стабильность его ведения. В Европейском союзе оценку национальной политики в сфере малого предпринимательства проводят на основе 92 индикаторов и десяти принципов "Акта Европы о малом бизнесе"[3].

Для раскрытия потенциала предприятий как источника новых рабочих мест и экономического роста оцениваются такие индикаторы: обучение предприимчивости и предпринимательская деятельность женщин; процедуры банкротства и предоставление "второго шанса"; нормативно-правовая база формирования политики в данной сфере; условия работы предприятий; услуги по поддержке малого бизнеса и недавно созданных организаций, доступ предприятий к государственным закупкам, финансированию; стандарты и технические нормы; предпринимательские навыки; инновационная политика в отношении малого бизнеса; малые предприятия в "зелёной" экономике; интернационализация малых и средних предприятий.

Эти индикаторы напрямую связаны с основными направлениями политики ЕС в отношении развития малых и средних предприятий: финансовая поддержка, упрощение нормативной базы и административных процедур, участие ассоциаций, представляющих интересы малых предприятий, в принятии решений, содействие предприятиям в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров, устранение нарушений в функционировании "единого рынка" и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности; повышение конкурентоспособности предприятий, в том числе в целях их выхода на внешние рынки, культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства; поддержка различных форм сотрудничества между малыми и средними предприятиями[3].

В 2004 г. Мировой банк впервые провёл исследование взаимосвязи уровня развития предприятий малого и среднего бизнеса и государственного регулирования в 130 странах и пришёл к заключению, что в странах с низкими доходами действуют более громоздкие системы регулирования. Данное исследование акцентирует внимание на тенденциях регулирования и определяет регионы и страны, где проведены наиболее значительные улучшения для национальных предпринимателей[9]. Для оценки эффективности государственного регулирования Международный банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация рассчитывают совокупный рейтинг "лёгкости ведения бизнеса" по следующим критериям.

Создание предприятия (начало бизнеса) включает компьютеризацию процесса регистрации; устранение ряда требований (нотариальное заверение документов, публикацию информации о новых компаниях в СМИ, регистрацию новых компаний в госучреждениях).

Получение кредита: гарантия прав заёмщиков при условии проверки их личных данных, создание электронного реестра залогов.

Защита инвесторов: требование более полного раскрытия информации, внедрение процедуры предбанкротства для спасения проблемных компаний.

Исполнение контрактов: введение института частных судебных приставов; увеличение числа судей.

Урегулирование несостоятельности (признание неплатежеспособности): введение института частных судебных приставов, запрет обращения решения суда по представлению налоговых органов, ускорение процесса обслуживания и введение электронного реестра предписаний.

В рейтинге 10 лучших стран по степени благоприятности ведения бизнеса в 2011-2013 гг. на первом месте стоит Сингапур (седьмой год подряд), на втором - Гонконг и Китай, на третьем - Новая Зеландия, далее следуют США, Дания, Норвегия, Великобритания, Республика Корея, Грузия, Австралия[3].

48 ТКАШРОШ" БШШБББ Ш КШБЬЛ | №6 2015 |

Кроме собственно "лучшего уровня бизнес-регулирования", эти десять стран больше не имеют ничего общего: они расположены в разных частях света; численность их населения отличается в десятки раз, они имеют разный уровень дохода на душу населения и т.д. Россия же занимает в рейтинге 2013 г. пока 112-е место, хотя существенно продвинулась вверх (в рейтинге 2011 г. Россия занимала 123-е место, 2012 г. - 120-е место). Лучшие международные практики государственного регулирования предприятий малого и среднего бизнеса в 2013 г.

По направлению "Облегчение начала бизнеса" введены онлайн-процедуры в 106 странах (Гонконг, Китай, Македония, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и др.). Добились отсутствия требований к минимальному размеру капитала в 91 стране (Казахстан, Кения, Косово, Мадагаскар, Мексика, Монголия, Марокко, Португалия, Руанда, Сербия, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания и др.). Реализуется принцип "одного окна" в 88 странах (Бахрейн, Буркина-Фасо, Грузия, Республика Корея, Перу, Вьетнам и др.).

По направлению "Облегчение получения кредита" расширены юридические права. Производится учёт общего обеспечения (увеличен перечень активов, принимаемых в залог при выдаче кредита) в 92 странах (Камбоджа, Канада, Гватемала, Нигерия, Румыния, Руанда, Сингапур и др.). Единый кредитный реестр ведётся в 67 странах (Босния и Герцеговина, Гана, Гондурас, Маршалловы Острова, Мексика, Черногория, Новая Зеландия и др.). Произведены реформы, связанные с кредитной информацией: "распространяются данные о кредитах на сумму меньше 1% дохода на душу населения" - в 123 странах (Бразилия, Болгария, Германия, Кения, Малайзия, Шри-Ланка, Тунис и др.), "размещение онлайн как положительных, так и отрицательных кредитных историй" - в 105 странах (Китай, Хорватия, Индия, Иордания, Панама, ЮАР и др.), "распространение кредитной информации от предприятий розничной торговли и финансовых учреждений" - в 55 странах (Фиджи, Литва, Никарагуа, Руанда, Саудовская Аравия, Испания и др.).

По направлению "Защита инвесторов" произведены реформы, которые включают: разрешение досудебного расторжения договоров - в 73 странах (США, Бразилия, Маврикий, Руанда), регулирование одобрения сделок с заинтересованными сторонами - в 60 странах (Албания, Франция, Великобритания и др.), требование детального раскрытия информации - в 53 странах (Гонконг, Китай, Новая Зеландия, Сингапур и др.), предоставление доступа ко всем корпоративным документам в ходе судебного разбирательства - в 46 странах (Чили, Ирландия, Израиль), а до суда - в 30 странах (Япония, Швеция, Таджикистан и др.), требование внешнего аудита сделок с заинтересованными сторонами - в 43 странах (Австралия, Египет, Швеция и др.), определение обязанностей директоров - в 28 странах (Колумбия, Малайзия, Мексика, США и др.).

По направлению "Облегчение выполнения контрактов" изменению подверглись: осуществление решений по хозяйственным делам судами первой инстанции в открытом доступе - в 121 стране (Чили, Исландия, Нигерия, Российская Федерация, Уругвай и др.), поддержание специализированного коммерческого суда или разделение судьёй - в 82 странах (Франция, Либерия, Польша, Сьерра-Леоне, Сингапур, Буркина-Фасо и др.), возможность электронной подачи жалоб - в 19 странах (Бразилия, Корея, Малайзия, Руанда, Саудовская Аравия и др.).

По направлению "Облегчение решения о несостоятельности" произведены реформы в следующих направлениях: разрешено создание комитета кредиторов о делах о несостоятельности в 109 странах (США, Австралия, Болгария, Филиппины, Узбекистан и т.д.), требование профессиональной или академической квалификации к судьям по делам о банкротстве - в 107 странах (Великобритания, Армения, Беларусь, Колумбия, Намибия, Польша и др.), указаны сроки для большинства процедур банкротства - в 94 странах (Италия, Япония, Корея, Албания, Лесото), создана правовая основа для внесудебных разбирательств - в 82 странах (Аргентина, Гонконг, Китай, Латвия, Филиппины, Румыния и др.).

Рекомендации для России

Проведённое исследование позволяет предположить, что если нормативно-правовая база по регулированию предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации будет приведена в соответствие с успешными практиками стран мира, это позволит достичь целей, сформулированных в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. и Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России[8].

Можно предложить следующие рекомендации:

1. Изменить подходы к разработке и реализации нормативно-правовой базы, регулирующей ведение малого и среднего бизнеса. Лёгкость ведения бизнеса не означает отсутствие законов или их небольшое количество. Законодательство должно быть осмысленным и в то же время гибким, способным к адаптации, уместным и прозрачным. Изменения в нормативную базу должны вноситься не точечно и ежедневно (за счёт экспериментов над бизнесом), а путём разработки стратегических программ, в которых необходимо не только отражать шаги и рекомендации по улучшению бизнес-среды, но и просчитывать конкретные ожидаемые результаты от их реализации.

2. Совершенствовать работу отраслевых ассоциаций предпринимателей, использовать их в качестве инструмента взаимодействия между государством и бизнесом на конкретных отраслевых рынках. Положительные эффекты такого взаимодействия для государства могут выражаться в доступе к оперативной информации о тенденциях развития рынка, отраслевых проблемах, а также в апробации готовящихся решений и заблаговременном выяснении реакции бизнеса на них. Зарубежный опыт показывает, что работающие ассоциации необходимо активно привлекать к разработке программ и стратегий развития отраслей на среднесрочный период, к участию в экспертизе законодательных и нормативных актов, тогда принятые нормативные акты не будут приводить к неожиданным последствиям для предпринимателей.

3. Усилить на всех уровнях, особенно на законодательном, защиту инвесторов. Расширить функции контроля инвесторов за деятельностью предприятия на рынке капитала, обязать компании предоставлять больше информации для инвесторов о своей деятельности, директора компаний обязаны возмещать ущерб и убытки за сделки, которые вредят компании. Большая открытость и прозрачность в управлении корпорациями повысят уровень ответственности директоров.

4. С целью повышения доступности банковских кредитов для малого и среднего бизнеса необходимо:

- улучшить качество предоставляемых банками услуг и продуктов. Необходимо централизованно (на уровне ЦБ РФ) ввести единый стандарт работы банковских филиалов и операционных офисов и провести процедуру аккредитации банков в соответствии с утверждёнными стандартами. В таких условиях предприниматели смогут получать качественный банковский продукт;

- расширить базы данных бюро кредитных историй; все банки обязательно должны размещать как положительные, так и отрицательные кредитные истории предприятий и физических лиц;

- ввести систему рейтингования кредитных организаций на постоянной и добровольной основе по качеству предоставляемых услуг, базирующуюся на сборе позитивных и негативных отзывов об участвующих в проекте организациях, выносить информацию на обсуждение постоянно действующей комиссии, включающей представителей Центрального банка, общественных организаций;

- внести соответствующие изменения в законодательство, включая введение уголовной ответственности за невозврат инвестиционных, в том числе банковских средств, что неминуемо усилит ответственность бизнеса за привлекаемые инвестиции, будет способствовать повышению качества кредитных портфелей банков и снижению процентных ставок; изменить налоговое законодательство, подразумевающее применение льготных ставок налогообложения для предприятий, переходящих на МСФО.

Выводы: во многих странах мира для развития малого и среднего предпринимательства благодаря различным льготам и преимуществам на законодательном уровне созданы более выгодные, нежели для крупных предприятий, условия. Действуют эффективные механизмы государственной поддержки, основанные на осознании не только экономической, но и социальной важности нормального функционирования малого и среднего бизнеса для государства и общества. Подобный государственный подход даёт серьёзные конкурентные преимущества иностранным предприятиям малого и среднего бизнеса на национальных и международных рынках. Опыт многих стран мира убедительно доказывает, что эффективное государственное регулирование, ориентированное на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, даёт ощутимые результаты в достижении сбалансированного экономического роста.

Литература:

1. О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и средне-

ТЯЛЫБРОКТ БШШБББ Ш КШБТЛ | №6 2015 | 49

го предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 г. N 101 // РГ - Федеральный выпуск N 6009 15.02.2013 г. URL: http://www.rg.ru/2013/02/15/tovar-dok.html

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ. Федеральный закон от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ (в ред. федерального закона от 02.07.2013 N 144-ФЗ). URL: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=122779

3. Индекс политики в сфере МСП: страны Восточного партнёрства, 2012 г. Ход реализации Акта Европы о малом бизнесе. URL: http://www.oecd.org/daf/psd/SMEEasternPartnershipRussian.pdf

4. Кузьминич Г. Г. Конкурентоспособность предпринимательских структур малого и среднего бизнеса России / Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 21-24. URL: http:// www.moluch.ru/conf/econ/archive/57/3110/

5. Комиссия по конкуренции ЮАР. URL: http://mspbank.ru/files/

analytical_center/analytical_reports/researches/sme-juar.pdf

6. Малый и средний бизнес в 2012 г. : международный опыт регулирования и финансирования. URL: http://mspbank.ru/files/ analytical_center/analytical_reports/researches/MSB_int-new.pdf

7. Поддержка малого бизнеса в Китае - государственный приоритет // ЭКСПО Ведомости. - 2012. - N 5-6. - С. 24. URL: www. informexpo.ru; Как поддерживают малый бизнес в Китае. URL: https://www.google.ru/kak_podderzhivayut_malyy_biznes_v_kitae. doc

8. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/macro/prognoz/doc20130325_06

9. Разумные правила для малых и средних предприятий. Сравнительный анализ регулирования предпринимательской деятельности (Doing busyness), 2013, Всемирный банк. URL: www. worldbank.org

УДК 330.341

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИКИ

Никонорова А.В., к.э.н., руководитель научно-исследовательского отдела и аспирантуры ЧОУВО «Московский университет имени

С.Ю. Витте», e-mail: [email protected]

В современных условиях возрастает необходимость поиска и внедрения новых технологий в области управления. Информационные технологии рассмотрены в настоящей статье как средство повышения эффективности экономики. В ней анализируются перспективы и проблемы внедрения информационных технологий, рассмотрена разработанная автором модель повышения эффективности экономики на различных уровнях. Внедрение информационных технологий в процесс управления позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы, повысить конкурентоспособность организаций. Кроме того, в статье исследуются тенденции, наблюдаемые в области применения новых информационных технологий. В процессе внедрения инноваций исследованы и обозначены следующие друг за другом этапы, охватывающий полный жизненный цикл нововведения. Внедрение инновационных технологий происходит на всех этапах управленческого процесса, их следствием является повышение эффективности и облегчение процесса проведения контрольных мероприятий.

Ключевые слова: экономическая эффективность, информационные технологии; устойчивое развитие.

INFORMATION TECHNOLOGY AS AN INNOVATIVE TOOL OF INCREASE IN

ECONOMY EFFICIENCY

Nikonorova A., Ph.D., head of the Research department and graduate school, Moscow Witte University, e-mail: [email protected]

Modern conditions induce the search and use of new technologies in management. Information technology as an innovative tool of economy efficiency increase is analyzed in the article. Prospects and problems of information technologies implementation are considered. The model of economy efficiency increase at different levels is proposed by the author. Implementation of information technologies in management process helps to expend resources rationally, increases competitiveness of enterprises. The article also examines trends in the use of new information technologies. The stages that encompass the entire life cycle of the innovation are determined. Implementation of innovative technologies takes place at all stages of management process. It leads to increase in efficiency and to simplification in process of control measures.

Keywords: economic efficiency, information technology; sustainable development.

Внедрение информационных технологий оказывает значительное влияние на эффективность управления и экономики в целом. Несмотря на то, что вопрос изучения взаимосвязей между качеством коммуникационного процесса и эффективностью экономики начал активно интересовать исследователей сравнительно недавно, внедрение информационных технологий получило стремительное развитие. Наиболее сильный прогресс отмечается в странах, нацеленных на разработку и внедрение информационных технологий в различные сферы деятельности. Мероприятия по внедрению информационных технологий носят различный характер и являются действенным инструментом управления процессами. В настоящее время существует достаточно большое количество исследований, посвященных вопросам использования информационных технологий в различных сферах деятельности, очевидно, что в дальнейшем их количество будет неуклонно увеличиваться. Данный факт свидетельствует о необходимости классифицировать накопленные знания по областям применения информационных технологий. Такая классификация была разработана авторами и представлена на рассмотрение в данной статье.

Внедрение информационных технологий облегчают процесс принятия управленческих решений, носит различный характер и зависит от сферы деятельности организации. Влияние информационных технологий на экономическую эффективность непрерывно возрастает. Данный факт говорит о необходимости выявления за-

кономерностей и тенденций в данном процессе.

Разработка и внедрение информационных технологий явилась катализатором для стремительного развития различных отраслей и сфер деятельности. Появление и активное использование разнообразных коммуникационных средств положительным образом сказалось на повышении эффективности организаций.

Изменения, происходящие в современном обществе, вызывают необходимость поиска новых походов и методов, направленных на сохранение организациями своих конкурентных позиций на рынке. Применение процессного подхода к управлению организацией является перспективным средством повышения ее конкурентоспособности, однако, по мнению автора, в настоящее время анализу данного вопроса уделяется недостаточное внимание [3, С. 126].

Особым образом следует подчеркнуть тот факт, что внедрение информационных технологий положительным образом сказывается на экономической эффективности любого уровня. Повышается эффективность всех экономических субъектов. Получение экономического эффекта наблюдается на уровне государства в целом, на уровне отдельных отраслей и сфер экономики, но также и на уровне отдельных домохозяйств.

Схематично уровни, на которых отмечается повышения эффективности экономики, в результате внедрения инноваций в области информационных технологий представлены на рис.1.

Появление и разработка новых технологий открывает для коммер-

50 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA j №6 2015 j

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.