Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Г. МОСКВЫ'

АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Г. МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Головин Дмитрий Алексеевич

Статья посвящена исследованию технологий политического участия молодежи г. Москвы, таких как: технологии участия в молодежных парламентах и представительных молодежных органах (посредством Молодежного парламента и Молодежной палаты г. Москвы, ГБУ культуры г. Москвы «Центр молодежного парламентаризма»); технологии политического, гражданского, правового образования и просвещения, реализуемые негосударственными некоммерческими организациями (проект Центра акад. Сахарова «Московская открытая школа прав человека»; АНО «Московская школа прав человека», Некоммерческий центр гражданского образования, Московская школа гражданского просвещения, Открытая школа права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», АНО «Центр патриотического развития «РУСИЧ»). Обоснован вывод о том, что технологии констуктивизации политического поведения молодежи должны носить долгосрочный, деятельностный, практико-ориентированный характер, с исключением, по возможности, манипулирования сознанием молодого поколения. Аргументировано, что результативность и значимость технологий политического участия московской молодежи следует оценивать во взаимосвязи двух критериев: повышение явки молодого поколения на избирательные участки (1); развитие политических, гражданско-правовых компетенций и обретение политической самоидентификации представителей молодого поколения (2). Сделан вывод о востребованности гражданско-просветительских, педагогических технологий в аспектах развития гражданско-правовых компетенций молодежи. Сформулированы рекомендации автора относительно масштабирования таких технологий в регионах России, которые касаются: развития механизмов межсекторного социального партнерства в области просвещения и воспитания молодежи; изучения возможностей масштабирования успешных технологий конструктивизации гражданско-политического воспитания молодежи, с учетом работоспособности региональных молодежных парламентов и молодежных палат, а также уровня развития молодежных общественных организаций в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Головин Дмитрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TECHNOLOGIES OF YOUTH’S POLITICAL PARTICIPATION IN MOSCOW

The article is devoted to the study of technologies for the political participation of youth in Moscow, such as technologies for participation in youth parliaments and representative youth bodies (through the Youth Parliament and the Youth Chamber of Moscow, the State Budgetary Institution of Culture of Moscow “Center for Youth Parliamentarism”); technologies of political, civil, legal education and enlightenment implemented by non-state non-profit organizations (project of Sakharov Academy Center “Moscow Open School of Human Rights”; ANO “Moscow School of Human Rights”, Non-profit Center for Civil Education, Moscow School of Civil Education, Open School of Law of the National Research University “Higher School of Economics”|, ANO “Center for Patriotic Development “RUSICH”). The conclusion that technologies for constituting the political behavior of young people should be of a long-term, activity-oriented, practical-oriented nature, with the exception, if possible, of manipulating consciousness of the younger generation, is justified. It is argued that the effectiveness and significance of technologies for the political participation of Moscow youth should be assessed in relationship of two criteria: an increase in the turnout of the younger generation at polling stations (1); development of political, civil and legal competencies and acquisition of political self-identification of representatives of the younger generation (2). It was concluded that civil education and pedagogical technologies are in demand in aspects of the development of civil law competencies of young people. The author's recommendations were formulated regarding the scaling of such technologies in the regions of Russia, which relate to the development of mechanisms for intersectoral social partnership in the field of education and enlightenment of young people; exploring the possibilities of scaling successful technologies for constructivisation of civil and political education of youth, taking into account the efficiency of regional youth parliaments and youth chambers, as well as the level of development of youth public organizations in the regions.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ Г. МОСКВЫ»

Научная статья УДК 32.019.5

Б01: 10.20323/2658-428Х-2022-3-16-80-93 ББ№ ШУТШ

Анализ технологий политической активности молодежи г. Москвы Дмитрий Алексеевич Головин

Научный сотрудник кафедры физического воспитания и здоровья, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва golovin-da@ranepa.ru, https://orcid.org/0000-0001-5682-5859

Аннотация. Статья посвящена исследованию технологий политического участия молодежи г. Москвы, таких как: технологии участия в молодежных парламентах и представительных молодежных органах (посредством Молодежного парламента и Молодежной палаты г. Москвы, ГБУ культуры г. Москвы «Центр молодежного парламентаризма»); технологии политического, гражданского, правового образования и просвещения, реализуемые негосударственными некоммерческими организациями (проект Центра акад. Сахарова «Московская открытая школа прав человека»; АНО «Московская школа прав человека», Некоммерческий центр гражданского образования, Московская школа гражданского просвещения, Открытая школа права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», АНО «Центр патриотического развития «РУСИЧ»). Обоснован вывод о том, что технологии констуктивизации политического поведения молодежи должны носить долгосрочный, дея-тельностный, практико-ориентированный характер, с исключением, по возможности, манипулирования сознанием молодого поколения. Аргументировано, что результативность и значимость технологий политического участия московской молодежи следует оценивать во взаимосвязи двух критериев: повышение явки молодого поколения на избирательные участки (1); развитие политических, гражданско-правовых компетенций и обретение политической самоидентификации представителей молодого поколения (2). Сделан вывод о востребованности гражданско-просветительских, педагогических технологий в аспектах развития гражданско-правовых компетенций молодежи. Сформулированы рекомендации автора относительно масштабирования таких технологий в регионах России, которые касаются: развития механизмов межсекторного социального партнерства в области просвещения и воспитания молодежи; изуче-

© Головин Д. А., 2022

80

Д. А. Головин

ния возможностей масштабирования успешных технологий конструктиви-зации гражданско-политического воспитания молодежи, с учетом работоспособности региональных молодежных парламентов и молодежных палат, а также уровня развития молодежных общественных организаций в регионах.

Ключевые слова: технологии политического участия; политические ценности молодежи; молодежный парламент; политическая культура

Для цитирования. Головин Д. А. Анализ технологий политического участия молодежи г. Москвы // Социально-политические исследования. 2022. № 3 (16). С. 80-93. http.//dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-3-16-80-93. https://elibrary.ru/nuvtue.

Original article

Analysis of technologies of youth's political participation in Moscow Dmitry A. Golovin

Researcher department of physical education and health, Russian Presidential academy of national economy and public administration, Moscow golovin-da@ranepa.ru, https://orcid.org/0000-0001-5682-5859

Abstract. The article is devoted to the study of technologies for the political participation of youth in Moscow, such as technologies for participation in youth parliaments and representative youth bodies (through the Youth Parliament and the Youth Chamber of Moscow, the State Budgetary Institution of Culture of Moscow "Center for Youth Parliamentarism"); technologies of political, civil, legal education and enlightenment implemented by non-state non-profit organizations (project of Sakharov Academy Center "Moscow Open School of Human Rights"; ANO "Moscow School of Human Rights", Nonprofit Center for Civil Education, Moscow School of Civil Education, Open School of Law of the National Research University "Higher School of Economics"|, ANO "Center for Patriotic Development "RUSICH"). The conclusion that technologies for constituting the political behavior of young people should be of a long-term, activity-oriented, practical-oriented nature, with the exception, if possible, of manipulating consciousness of the younger generation, is justified. It is argued that the effectiveness and significance of technologies for the political participation of Moscow youth should be assessed in relationship of two criteria: an increase in the turnout of the younger generation at polling stations (1); development of political, civil and legal competencies and acquisition of political self-identification of representatives of the younger generation (2). It was concluded that civil education and pedagogical technologies are in demand in aspects of the development of civil law competencies of young people. The author's recommendations were

Анализ технологий политического участия молодежи г. Москвы

81

formulated regarding the scaling of such technologies in the regions of Russia, which relate to the development of mechanisms for intersectoral social partnership in the field of education and enlightenment of young people; exploring the possibilities of scaling successful technologies for constructivisation of civil and political education of youth, taking into account the efficiency of regional youth parliaments and youth chambers, as well as the level of development of youth public organizations in the regions.

Keywords, technologies of political participation; political values of youth; youth parliament; political culture

For citation, Golovin D. A. Analysis of technologies of youth's political participation in Moscow. Social and political researches. 2022;3(16):80-93. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-3-16-80-93. https://elibrary.ru/nuvtue.

Введение

Термин «технологии политического участия» обычно употребляется и исследуется применительно к электоральным процессам. Напротив, технологии конструкти-визации политического поведения молодых людей менее «заметны» исследователям избирательных кампаний, поскольку они не привязаны к конкретным выборам и имеют в качестве главной цели не повышение явки на избирательные участки, а развитие компетенций целерационального избирателя.

Тем не менее, именно такие технологии, предполагающие длительное по времени и деятельностное вовлечение молодежи в социально-политическую деятельность, считаются наиболее результативными с точки зрения гражданского, политического воспитания, содействия развитию Гражданина.

Успешность реализации технологий конструктивизации политического сознания и электорального

поведения молодежи во многом зависит от факторов, которые можно разделить на 2 группы: внешние (специфика социально-

экономического развития региона, территориальный политико-

культурный менталитет, особенности взаимодействия власти и общественности в регионе) и внутренние (правовые, организационные, методические, профессионально-кадровые, финансовые, коммуникационные, информационно-технологические аспекты организации и обеспечения деятельности организаций и неформальных лидеров, работающих с молодежью).

В настоящее время наиболее распространенными организационными механизмами реализации технологий конструктивизации гражданско-политического участия молодежи являются молодежные парламенты и палаты. Оценивая процесс технологизации деятельности молодежных парламентов в России, можно заключить следую-

82

Д. А. Головин

щее. Несмотря на то, что по состоянию на 01.01.2021 г. молодежные парламенты созданы во всех субъектах Российской Федерации, а общая численность молодежных парламентов различных уровней составляет более полутора тысяч, работоспособность этих структур по регионам неодинакова. Развитие молодежного парламентаризма в отдельных регионах России изучено достаточно подробно [Алихано-ва, 2018; Сергеев, 2018; Чирун, 2015; Юдина, 2013]. Однако, в большинстве работ оно носит преимущественно описательный характер. Исследователи, занимающиеся вопросами институциализа-ции молодежного парламентаризма во всероссийском масштабе, предлагают общие рекомендации по организации деятельности молодежных парламентов в субъектах РФ. В частности, по мнению К. А. Мира-лиёна, «молодежный парламент региона может результативно выполнять свои функции, если он: учрежден на базе регионального парламента и поддерживается им; имеет общественный консультативный и совещательный статус; не зависим ни от какого органа государственной власти; периодически избирается; имеет унифицированную форму консолидации молодых парламентариев на всей территории региона; обладает единой иерархией на уровне региона; осуществляет законосовещательные функции и имеет возможности вносить парламенту рекомендации для последу-

ющего рассмотрения и имплемен-тации» [Миралиён, 2016, с. 124125]. Вместе с тем, за рамками этой модели остается множество практических вопросов технологизации деятельности молодежных парламентов, таких как: сотрудничество с организациями НКО-сектора в рамках реализаций отдельных проектов; влияние молодежного парламента на процесс принятия решений органами власти; методы обеспечения легитимности, справедливого представительства, транспарентности формирования молодежных парламентов [Раззако-ва, 2019].

Вопросы технологизации деятельности НКО в аспекте их влияния на политическое сознание и электоральное поведение молодежи также пока недостаточно изучены отечественной политической

наукой. Тематические труды по социальной педагогике содержат ценные организационно-методические разработки, которые, однако, не затрагивают проблематики масштабирования с учетом пространственных, социально-экономических, инфраструктурных и иных особенностей развития территории, на которой планируется внедрять эти технологии.

С указанных позиций, представляется интересным исследование технологий, направленных на стимулирование социально-политической активности московской молодежи в 2010-2020 гг. Поскольку в Москве активно действу-

Анализ технологий политического участия молодежи г. Москвы

83

ют как профильные прогосудар-ственные молодежные органы, так и негосударственные некоммерческие организации, целесообразно разделить данные технологии на две группы: технологии участия московской молодежи в представительных органах (посредством столичных молодежных парламентов и молодежных палат); технологии стимулирования политического участия молодежи, практикуемые негосударственными некоммерческими организациями г. Москвы.

Технологии участия московской молодежи

в представительных органах

Приступая к анализу технологий участия в молодежных представительных организациях при органах государственной власти и местного самоуправления (молодежных парламентах, парламентских клубах), следует отметить, что в столице наиболее известными организациями данного типа являются Молодежный парламент и Молодежная палата г. Москвы.

Молодежный парламент

г. Москвы представляет собой организационную форму московского молодёжного общественно-

политического движения, позволяющего молодым людям реализовать свой интеллектуальный и креативный потенциал путем участия в обсуждении и экспертизе законов, а также защиты интересов молодого поколения москвичей.

Свою деятельность московский молодежный парламент реализует

при поддержке Московской городской Думы, а также Департамента семейной и молодежной политики Правительства г. Москвы.

Структурно молодежный парламент г. Москвы состоит из Молодежной Палаты при Мосгордуме (50 человек, избираются по партийным спискам) и Общественной молодежной палаты г. Москвы (формируется из председателей молодежных палат районов г. Москвы). На уровне административных округов и муниципальных образований столицы действуют молодежные общественные палаты, которые сотрудничают с молодежным парламентом г. Москвы по вопросам предложения и обсуждения инициатив, а также участия молодежи в общественно-политической жизни, реализации различных проектов.

В 2012 г. Департаментом культуры г. Москвы было учреждено ГБУ культуры г. Москвы «Центр молодёжного парламентаризма» в качестве организационного и координирующего звена всех проектов и программ московского молодежного парламентаризма. В настоящее время Центр молодежного парламентаризма успешно реализует функции по организационному и методическому сопровождению системы молодежного парламентаризма в столице, консультативной помощи молодым парламентариям, учету кадрового резерва московских общественных молодежных палат, проведению общемосковских

84

Д. А. Головин

или окружных мероприятий в рамках развития молодежного парламентаризма.

Сама структуризация деятельности молодежных общественно-представительных органов в г. Москве, может быть охарактеризована как организационная долгосрочная технология. Можно согласиться с мнением исследователей о том, что данная технология результативна с точки зрения упорядочивания и организации деятельности в сфере стимулирования конструктивного политического и электорального поведения московской молодежи [Евстратова, 2018].

По состоянию на 01.01.2021 г., среди итогов деятельности и актуальных проектов молодежного парламента Москвы по стимулированию развития гражданско-политического сознания и поведения можно выделить следующие:

- внесение более 60 поправок в закон г. Москвы «О молодежи», поправок в Законы г. Москвы «О поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О физической культуре и спорте»;

- реализация проекта «Молодой избиратель» (2009 г. - наст. вр.) в школах столицы. Цели проекта -активизация гражданской позиции школьников, повышение уровня их компетентности в области избирательного права и избирательной системы России и электоральной активности, а также формирование кадрового резерва политических лидеров будущего. Проект реализу-

ется сроком в 14 дней в формате интерактивной игры с целью избрания спикера школьного парламента из числа обучающихся. Логика реализации проекта (сбор подписей, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация, финальные дебаты, голосование и подведение результатов) в полной мере соответствует правилам и нормам избирательной системы РФ. Хотя оценить результативность проекта «Молодой избиратель» достаточно сложно ввиду отсутствия релевантной статистики, можно предположить, что влияние данного проекта на политическое сознание и электоральное поведение московских старшеклассников и молодежи достаточно велико. По предлагаемой нами классификации проект может быть отнесен к организационным краткосрочным имитационным технологиям субъектно-

субъектного характера;

- проекты «Лига ЦМП» (2009 г. -наст. вр.) и «Мастер слова» (2014 г. -наст. вр.) - направлены на повышение компетенций московской молодежи в сфере публичных выступлений, а также оттачивания их ораторских навыков на политических дебатах. Вовлеченные в проекты молодые люди обучаются основам ораторского искусства, образуют муниципальные дебат-команды и посещают дебат-собрания на уровне административных округов г. Москвы. Команды - победители округов выходят в финал общегородского уровня, где выступают

Анализ технологий политического участия молодежи г. Москвы

85

совместно с командой депутатов Московской городской Думы и командами ведущих московских вузов [Проект «Лига ... , 2020]. Технология, используемая в рамках проекта, может считаться среднесрочным имитационным субъектно-

субъектным инструментом стимулирования политического сознания молодежи;

- проект «Политпросвет от молпарма» (2016 г. - наст. вр.) -предполагает изучение основ политологии, а также повышение уровня политологического знания молодежи. Проект представляет собой информационный ресурс с учебными материалами, адаптированными для исследователей любого уровня, опросами, интерактивными проверочными работами, цитатами политических лидеров [Проект «Политпросвет., 2020]. Данная технология относится к среднесрочным просветительским субъектно-объектным технологиям;

- проект «Молодёжный кадровый резерв города Москвы» (2010 г. -наст. вр.) - направлен на развитие практических навыков и компетенций студентов, а также аспирантов г. Москвы, в целях их профессионально-трудовой адаптации и последующего трудоустройства в органы власти и коммерческие предприятия города. Участники проекта проходят практику и стажировку в государственных и муниципальных органах и структурах столицы, реализуют собственные проекты, разрабатывают индивидуальную стра-

тегию профессионального развития, получают бесплатное дополнительное обучение по выбранному направлению профессиональной деятельности (в рамках блоков модульных курсов «Менеджмент», «Эффективные коммуникации», «Управление проектами», «Анализ информации и прогнозирование процессов», «Основы государственного и муниципального управления», «Стратегия лидерства»), формируют Студенческое правительство дублеров со структурой, аналогичной структуре Правительства Москвы и участвуют в его деятельности, участвуют в работе Молодежного кадрового агентства, приобретают реальные возможности для трудоустройства в государственном или частном секторе столицы. Технология, используемая в рамках проекта, может считаться среднесрочным комплексным (включая имитационный, просветительский, образовательный компоненты) субъектно-субъектным инструментом стимулирования политического сознания молодежи.

В период с 2010 по 2020 гг. участниками проекта стали более 12 000 студентов и аспирантов московских вузов; более 250 из них стали государственными гражданскими служащими в Правительстве г. Москвы; более 70 организовали собственный бизнес в столичном регионе; 1 200 участников реализовали авторские проекты; около 700 участвовали (и участвуют) в

86

Д. А. Головин

молодежных парламентских структурах г. Москвы; более 90 % нашли себе достойную работу в столице [Правительство Москвы ... , 2020]. Эти данные позволяют оценить проект как весьма результативный с точки зрения конструктивизации политического сознания и поведения молодежи.

- проект «Движок» (2015 г. -наст. вр.) - необходим для активизации, учета и анализа деятельности членов и резервистов молодежных палат г. Москвы. Единая онлайн платформа позволяет каждому молодому жителю Москвы узнать все о системе молодежного парламентаризма в регионе и подать заявку на вступление в ряды членов молодежных палат столицы. После регистрации на портале «Движок» в личном кабинете пользователя появятся так называемые «активности» - виды полезной для города деятельности, участие в которых он может принять. Через личный кабинет пользователи получают задания от сотрудников Центра молодежного парламентаризма и отчитываются об их выполнении. За каждое принятое в работу задание участнику могут быть начислены баллы либо выписан «штраф». Молодые люди, получившие большое количество баллов, становятся активистами молодежного парламента. Реализуемые в данном проекте технологии можно отнести к числу интерактивных среднесрочных субъектно-субъектных инструментов воздействия на молодежь. В

период пандемии, когда возможности реального участия в социально-политической жизни оказались ограничены, «Движок» оказался весьма востребованной московской молодежью краудсорсинговой он-лайн-площадкой, о чем свидетельствуют следующие результаты реализации проекта по состоянию на 01.01.2021 г.: 2 116 участниками проекта выполнено более 22 тысяч заданий, опубликовано 11 214 постов в социальных сетях; написано 205 статей; снято 122 видеоролика [Проект «Движок» ... , 2020].

Технологии стимулирования политического участия молодежи, практикуемые негосударственными некоммерческими организациями г. Москвы Среди «негосударственных» технологий стимулирования политического участия московской молодежи можно выделить: технологии политического, гражданского, правового образования и просвещения, реализуемые некоммерческими организациями (проект Центра акад. Сахарова «Московская открытая школа прав человека»; АНО «Московская школа прав человека», Некоммерческий центр гражданского образования, Московская школа гражданского просвещения, Открытая школа права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», АНО «Центр патриотического развития «РУСИЧ» и др.), а также технологии вовлечения в де-

Анализ технологий политического участия молодежи г. Москвы

87

ятельность некоммерческих (государственных и частных) организаций в качестве волонтеров или сотрудников.

Соответствующие проекты реализуются указанными и иными некоммерческими организациями столицы в форматах программ переподготовки, повышения квалификации, выездных школ, акций и мероприятий (конференций, семинаров, мастер-классов), а также в виде практико-ориентированных акций, проектов и мероприятий, предусматривающих активизацию молодежного ресурса.

Среди целей реализации таких технологий:

- содействие повышению теоретических и практических компетенций в области прав и свобод человека и гражданина;

- обмен опытом организации подобных мероприятий с коллегами;

- стимулирование развития гражданско-патриотического, правозащитного движения (в том числе неформального);

- вовлечение молодежи в социально-политическую деятельность в качестве волонтеров, активистов, членов НКО, неформальных лидеров [Международная школа . , 2019; Центр гражданского ... , 2019; Московская школа ... , 2018; АНО «Центр ... , 2016].

Так, перспективной для целей гражданско-правового воспитания и просвещения московской молодежи представляется технология, реализуемая Открытой Правовой Школой

(далее ОПШ) - студенческой организацией при факультете права Государственного университета - Высшей школы экономики.

В рамках данной технологии, студенты на безвозмездной основе преподают специализированные правовые курсы для школьников 6 - 11 классов, в целях профессиональной ориентации школьников, а также предоставления им возможности посмотреть на «мир юриста изнутри», найти единомышленников и друзей, приобрести практико-ориентированные знания [Открытая правовая ... , 2015].

Студенты, преподавая тот или иной курс в Открытой правовой школе, становятся не только объектами, но и носителями, трансляторами гражданско-правовых знаний, что, несомненно, стимулирует их к дальнейшему саморазвитию, приращению гражданско-правовых компетенций.

Весьма перспективны технологии, способствующие консолидации некоммерческих организаций по направлениям развития гражданско-правовой и политической компетентности молодежи. Такие технологии можно квалифицировать как организационные, среднесрочного действия.

Например, одним из проектов Центра патриотического развития «РУСИЧ» является всероссийский портал информационно-

методической и образовательной поддержки патриотических объединений Ьйр://ра1хю1;.сеп1ег/. На

88

Д. А. Головин

данном портале, помимо мероприятий, проводимых Центром, содержатся данные о нормативно-правовом, методическом и финансовом обеспечении деятельности патриотических общественных организаций Москвы и России, сведения о патриотических объединениях, проводимых в России мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи, информация о военно-патриотических лагерях и экспедициях, а также успешных практиках военно-патриотического воспитания. Данная информация периодически пополняется и актуализируется сотрудниками Центра, что способствует объединению ресурсов НКО, занимающихся военно-патриотическим воспитанием и просвещением детей и молодежи.

Оценивая результативность деятельности НКО в области граждан-ско-политического воспитания молодежи, следует отметить следующее. Сегодня в условиях ужесточения внешнеполитической обстановки целесообразным и востребованным представляется развитие силами НКО долгосрочных просветительских технологий работы с молодежью, направленных на восстановление и сохранение исторической памяти, воспитание патриотизма, усвоение традиционных ценностей семьи. Данные направления рекомендуется активизировать всем молодежным НКО, вне зависимости от профиля их деятельности. Напротив, использова-

ние агрессивных, «жестких» технологий, направленных на зомбиро-вание молодежи и взращивание антигосударственных ценностей, должно пресекаться государством с помощью механизма признания таких организаций «иностранными агентами».

Заключение

Проведенный анализ московских проектов и технологий кон-структивизации политического менталитета и электорального поведения молодежи не является исчерпывающим. Вместе с тем, данный анализ позволяет сделать определенные выводы относительно проблем и перспектив техноло-гизации деятельности власти, общественных организаций и неформальных лидеров в сфере стимулирования политического сознания и электорального поведения молодого поколения.

Во-первых, результативность этих технологий оценивается по двум критериям: повышение явки на выборы и развитие конструктивного политического сознания в рамках концепции целерациональ-ного избирателя. С этих позиций, технологии, реализуемые в период избирательных кампаний, направлены на повышение электоральной активности молодежи, затрагивают материальные, эгоистические интересы молодежи и в некоторой степени манипулятивны. Технологии просветительского, воспитательного характера имеют главной целью развитие политических, граждан-

Анализ технологий политического участия молодежи г. Москвы

89

ско-правовых компетенций и обретение политической самоидентификации представителей молодого поколения, затрагивают ценностно-мотивационный блок политического сознания и мобилизуют на компетентное политическое участие. В контексте актуализированной в данной работе теории целерацио-нального избирателя, представляется необходимым оценивать технологии конструктивизации политического сознания и электорального поведения с учетом взаимосвязи двух указанных критериев.

Во-вторых, распространение технологий конструктивизации политического сознания и электорального поведения молодежи требует развития механизмов межсекторного социального партнерства, которое предполагает сотрудничество власти, НКО и социально ответственного предпринимательства.

Государство должно создавать «благодатную» основу для развития таких технологий, в частности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использовать средства социальной рекламы для привития (формирования) в молодежной среде ценностей целерационального избирателя;

- развивать механизмы, позволяющие повысить воспитательное воздействие семьи, ее роли в социализации детей; обеспечить правовую защиту детей и молодежи от информационной продукции, причиняющей вред их физическому, психическому и духовно-

нравственному здоровью и развитию;

- обеспечить развитие безопасной социальной инфраструктуры в сферах образования и досуга детей и молодежи.

- усовершенствовать организационно-правовые и инфраструктурные основы деятельности социально ориентированных НКО, занимающихся вопросами конструк-тивизации политического сознания и электорального поведения молодого поколения;

- создать условия равноправной конкуренции государственных и частных НКО за государственное финансирование;

- стимулировать предпринимательство вкладывать социальные инвестиции в проекты, связанные с развитием политического менталитета и повышением уровня электоральной культуры детей и молодежи (посредством налоговых льгот, стимулирования развития механизмов корпоративной социальной отчетности, содействия повышению имиджа благотворителей в глазах населения).

Роль НКО состоит в «изобретении», представлении и реализации результативных проектов и технологий, направленных на развитие конструктивного политического сознания и электорального поведения молодого поколения, а также анализе опыта реализации таких технологий, подготовке и внесению соответствующих рекомендаций по

90

Д. А. Головин

их тиражированию в органы публичной власти.

Наконец, бизнес должен активизироваться в вопросах поддержки проектов, направленных на кон-структивизацию политического сознания и электорального поведения молодежи.

В-третьих, проанализированный московский опыт стимулирования развития молодежного парламентаризма и реализации проектов, связанных с развитием политической и электоральной культуры молодежи, уникален масштабностью реализуемых проектов и высоким уровнем организации молодежной активно -сти. Этот опыт, безусловно, требует

критического осмысления распространения в других регионах России [Мархинин, 2019].

В-четвертых, востребованным направлением технологизации деятельности власти и НКО в области стимулирования конструктивного политического сознания и электорального поведения российской молодежи представляется масштабирование успешных практик в исследуемой сфере. Все это требует выявления на основе тщательного анализа успешных региональных практик конструктивизации политического сознания молодежи, а также анализа возможности техно-логизации указанных практик.

Библиографический список

1. Алиханова С. А. Особенности молодежного парламентаризма в Республике Дагестан // Власть. 2018. №15. С. 58-61.

2. Евстратова Т. А. Взаимодействие участников городских молодежных проектов с органами исполнительной власти города Москвы / Т. А. Евстратова, А. В. Мурай // Материалы Ивановских чтений. 2018. №3 (21). С. 35-43.

3. Мархинин В. В. Молодежный парламентаризм в современной России: тенденции и перспективы развития в регионах / В. В. Мархинин, Н. В. Ушакова // Власть. 2019. №4. С. 40-45.

4. Миралиён К. А. Формирование молодежного парламентаризма в странах СНГ и России: практика, проблемы и перспективы // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2016. №6. С. 120-129.

5. Правительство Москвы. Проект «Молодежный кадровый резерв»: сайт. 2020. URL: http://www.myshared.ru/slide/109393/. (Дата обращения: 12.10.2021).

6. Проект «Движок» Центра молодежного парламентаризма г. Москвы: сайт. 2020. URL: http://2015.goldensite.ru/work/state-project/3285/. (Дата обращения: 11.10.2021).

7. Проект «Лига ЦМП»: сайт. 2020. URL: https://dk.mos.ru/news/113819/. (Дата обращения: 12.10.2021).

8. Проект «Политпросвет от молпарма»: сайт. 2020. URL: https://dk.mos.ru/projects/polpro/. (Дата обращения: 10.10.2021).

9. Раззакова Е. А. Общественно-политические движения молодежи в России: современный парламентаризм // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Т 4, №1. С. 7-17.

Анализ технологий политического участия молодежи г. Москвы

91

10. Сергеев А. К. Молодежный парламент как форма реализации региональной молодежной политики: опыт Самарской области / А. К. Сергеев, М. А. Гнатюк, К. Ю. Гнатюк // Государственное и муниципальное управление: ученые записки. 2018. №2. С. 23-28.

11. Открытая правовая школа при Национальном Университете - «Высшая школа экономики»: сайт. 2015. URL: https://pravo.hse.ru/school/news/page2.html. (Дата обращения: 12.10.2021).

12. Международная школа прав человека и гражданских действий: сайт. 2019. URL: https://inthrschool.org/about. (Дата обращения: 13.10.2021).

13. Центр гражданского образования г. Москвы: сайт. 2019. URL: http://nkf-no.ru/tsentr-grazhdanskogo-obrazovaniya. (Дата обращения: 12.10.2021).

14. Московская школа гражданского просвещения: официальный сайт. 2018. URL: https://msps.su/. (Дата обращения: 11.10.2021).

15. АНО «Центр патриотического развития «РУСИЧ»: официальный сайт. 2016. URL: http://patriot.center/. (Дата обращения: 08.10.2021).

16. Чирун С. Н. Институциональные модели и актуальные формы современного молодежного парламентаризма на примере России // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2 (62) Т. 2. С. 89-93.

17. Юдина А. С. Детско-юношеский парламент г. Томска как ступень в развитии парламентария // Вестник Томского университета. История. 2013. №5. С. 104-107.

Reference list

1. Alihanova S. A. Osobennosti molodezhnogo parlamentarizma v Respublike Dagestan = Features of youth parliamentarism in the Republic of Dagestan // Vlast'. 2018. №15. S. 58-61.

2. Evstratova T. A. Vzaimodejstvie uchastnikov gorodskih molodezhnyh proektov s organami ispolnitel'noj vlasti goroda Moskvy = Interaction of participants in city youth projects with the executive authorities of the city of Moscow / T. A. Evstratova, A. V. Muraj // Materialy Ivanovskih chtenij. 2018. №3 (21). S. 35-43.

3. Marhinin V. V. Molodezhnyj parlamentarizm v sovremennoj Rossii: tendencii i perspektivy razvitija v regionah = Youth parliamentarism in modern Russia: trends and prospects for development in the regions / V. V. Marhinin, N. V. Ushakova // Vlast'. 2019. №4. S. 40-45.

4. Miralijon K. A. Formirovanie molodezhnogo parlamentarizma v stranah SNG i Rossii: praktika, problemy i perspektivy = The formation of youth parliamentarism in the CIS countries and Russia: practice, problems and prospects // Vestnik Tadzhikskogo gosudarstvennogo universiteta prava, biznesa i politiki. Serija obshhestvennyh nauk. 2016. №6. S. 120-129.

5. Pravitel'stvo Moskvy. Proekt «Molodezhnyj kadrovyj rezerv» = Moscow government. Project "Youth Personnel Reserve" : sajt. 2020. URL: http://www.myshared.ru/slide/109393/. (Data obrashhenija: 12.10.2021).

6. Proekt «Dvizhok» Centra molodezhnogo parlamentarizma g. Moskvy = Project "Engine" of the Center for Youth Parliamentarism in Moscow : sajt. 2020. URL: http://2015.goldensite.ru/work/state-project/3285/. (Data obrashhenija: 11.10.2021).

92

Д. А. Головин

7. Proekt «Liga CMP» = Project "League CMP" : sajt. 2020. URL: https://dk.mos.ru/news/113819/. (Data obrashhenija: 12.10.2021).

8. Proekt «Politprosvet ot molparma» = Project "Politprosvet from molparm" : sajt. 2020. URL: https://dk.mos.ru/projects/polpro/. (Data obrashhenija: 10.10.2021).

9. Razzakova E. A. Obshhestvenno-politicheskie dvizhenija molodezhi v Rossii: sovremennyj parlamentarizm = Socio-political movements of youth in Russia: modern parliamentarism // Kommunikologija: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2019. T 4, №1. S. 7-17.

10. Sergeev A. K. Molodezhnyj parlament kak forma realizacii regional'noj mo-lodezhnoj politiki: opyt Samarskoj oblasti = Youth parliament as a form of implementation of regional youth policy: experience of the Samara region / A. K. Sergeev, M. A. Gnatjuk, K. Ju. Gnatjuk // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie: uchenye zapiski. 2018. №2. S. 23-28.

11. Otkrytaja pravovaja shkola pri Nacional'nom Universitete - «Vysshaja shkola jekonomiki» = Open law school at the National University - "Higher school of economics" : sajt. 2015. URL: https://pravo.hse.ru/school/news/page2.html. (Data obrashhenija: 12.10.2021).

12. Mezhdunarodnaja shkola prav cheloveka i grazhdanskih dejstvij = International school of human rights and civil action: sajt. 2019. URL: https://inthrschool.org/about. (Data obrashhenija: 13.10.2021).

13. Centr grazhdanskogo obrazovanija g. Moskvy = Center for civil education in Moscow : sajt. 2019. URL: http://nkf-no.ru/tsentr-grazhdanskogo-obrazovaniya. (Data obrashhenija: 12.10.2021).

14. Moskovskaja shkola grazhdanskogo prosveshhenija = Moscow school of civil education: oficial'nyj sajt. 2018. URL: https://msps.su/. (Data obrashhenija: 11.10.2021).

15. ANO «Centr patrioticheskogo razvitija «RUSICh»: ANO "Center for patriotic development "RUSICH": oficial'nyj sajt. 2016. URL: http://patriot.center/. (Data obrashhenija: 08.10.2021).

16. Chirun S. N. Institucional'nye modeli i aktual'nye formy sovremennogo mo-lodezhnogo parlamentarizma na primere Rossii = Institutional models and current forms of modern youth parliamentarism on the example of Russia // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 2 (62) T. 2. S. 89-93.

17. Judina A. S. Detsko-junosheskij parlament g. Tomska kak stupen' v razvitii par-lamentarija = Children and youth parliament of Tomsk as a step in the development of the parliamentarian // Vestnik Tomskogo universiteta. Istorija. 2013. №5. S. 104-107.

Статья поступила в редакцию 20.06.2022; одобрена после рецензирования 05.08.2022; принята к публикации 05.09.2022.

The article was submitted on 20.06.2022; approved after reviewing 05.08.2022; accepted for publication on 05.09.2022

Анализ технологий политического участия молодежи г. Москвы

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.