Научная статья на тему 'Анализ технологий информационного сервиса'

Анализ технологий информационного сервиса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
180
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ технологий информационного сервиса»

несколько принтеров факсов, нажмите кнопку Добавить принтер факса в диалоговом окне «Свойства факса» на панели управления.

С помощью параметров электропитания можно сократить потребление электроэнергии некоторыми устройствами компьютера или системой в целом. Для этого нужно выбрать схему управления питанием, которая представляет собой набор параметров, определяющих использование электроэнергии компьютером. Могут быть созданы собственные схемы управления питанием или использованы схемы, поставляемые с Windows

АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА

УДК 681.3

АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИИ ИНФОРМАЦИОННОГО СЕРВИСА

Е.А. Гордиенко, студент группы ИС 23

Московский государственный университет сервиса, г. Москва

По мере развития информационных технологий их доступность для бизнес-среды увеличивалась быстрыми темпами. Возрастали возможности носителей информации - они могли вмещать всё большие объемы информации. И отношение к компьютерам стало изменяться. Они стали все меньше использовались для решения сложных вычислительных задач и все больше - для хранения больших объемов информации и ее быстрого поиска. «Шаманские» действия все в большей степени переводятся на уровень автоматически выполняемых 1Т-средствами действий - так появились операционные системы, драйвера, графические среды, электронные таблицы, текстовые процессоры и т. д. Информационные технологии становились все более понятными и доступными для широкого круга людей и профессий. Постепенно изменялись функции и 1Т-специалистов. Одни стали заниматься техническим сопровождением оборудования, другие -программированием, третьи составили многочисленную когорту «грамотных пользователей», которые могли в достаточной степени самостоятельно использовать 1Т-инструменты. Постепенно возникло разделение труда и специализация среди 1Т-специалистов, стала формироваться новая и сейчас особо ценная категория 1Т-специалистов - методологов, обладающих широким кругозором в широком спектре областей знаний и помогающих наиболее эффективно использовать информационные технологии на стыке сразу нескольких областей знания.

Наблюдается тенденция постоянного сближения информационных технологий с областями, в которых они применяются. Их становится всё проще и удобнее применять, их применение становится все менее и менее затратным. Очевидно, что развитие информационных технологий и далее будет продолжаться в этом направлении. Применение компьютеров становится повсеместным, повседневным, технические сложности переводятся на уровень автоматической реализации. Звучат прогнозы, что в недалеком будущем компьютер станет такой же обыденной бытовой вещью, как утюг,

холодильник, часы или радиоприемник, что средства автоматизированной обработки информации проникнут во все предметы и сферы человеческой деятельности. Они уже проникли в автомобили, телевизоры, телефоны и продолжают проникать дальше. Уже очень сложно найти предприятия, в штате которых состоят специалисты, занимающиеся только ремонтом вычислительной техники, а в недавнем прошлом они были фактически на каждом предприятии, где такая техника применялась. Возможно, что и профессия программиста со временем станет такой же экзотической.

Файл-серверные технологии практически уже изжили себя. В современных операционных системах управление файлами и поиск в них информации происходит с помощью встроенной в операционную систему СУБД.

Специалисты в области проектирования и обслуживания баз данных все чаще одновременно выступают в роли «программистов». Идея создания языка запросов SQL, изначально исходящая из желания отделить операции выборки информации от обозначения способов ее обработки, продемонстрировавшая в недавнем прошлом свою успешность и возможность существенно упростить создание сложных систем, тоже постепенно теряет актуальность, поскольку достижения в области объектноориентированного программирования (ООП) позволяют добиться схожего разделения слоев проектирования систем. В состав многих современных реляционных СУБД (РСУБД) включаются уже средства не только алгоритмического, но и объектноориентированного программирования. Конструкции алгоритмических и ОО-языков свободно перемешивают с конструкциями языка запросов. А увлечение (возможно, чрезмерное) идеями ООП привело к появлению наряду к РСУБД объектноориентированных реляционных СУБД (ОРСУБД), вроде Microsoft SQL Server 2005 и Oracle SQL, и даже объектно-ориентированных СУБД (ООСУБД), вроде Jasmine или Ontos/DB, которые, не смотря на свою «продвинутость», тем не менее, не получили широкого распространения.

Идеи ООП в свою очередь постепенно уступают место идеям, получившим в последнее время признание в системном подходе вообще и в достижениях теории менеджмента за последние три десятилетия в частности. В прикладных областях деятельность систем рассматривается с позиций процессного подхода - как совокупность выполняемых в определенной последовательности относительно автономных бизнес-операций, преобразующих «входы» операций в их «выходы». Взаимодействие таких операций происходит путем связывания их «входов» и «выходов» в единый бизнес-процесс, нацеленный на достижение некоторой конечной цели деятельности (или совокупности целей). Жизнеспособность систем, построенных в соответствии с подобной моделью, оказывается существенно выше получивших широкое распространение бизнес-систем на базе управленческой модели Тейлора и Форда за счет существенно более высокой способности таких систем к самомодификации (изменчивости). Причем, модификация систем производится преимущественно изменением связей между бизнес-операциями без изменения самих бизнес-операций (или изменения только малого их количества).

С точки зрения возможностей автоматизации информационного обмена в подобных моделях бизнес-операции удобно представляются в виде относительно автономных сервисов, а их «входы» и «выходы» - в интерфейсы этих сервисов. Изменение связей между сервисами легко осуществить специалисту прикладной области без обращения к IT-специалисту. А простота подобного связывания делает информационную систему на порядки более способной к изменениям, нежели системы, построенные на базе идеи монолитного программирования (в том числе, объектно-ориентированного). Потребность бизнес-среды в подобного рода IT-методологии привела к формированию в IT-области

концепции сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) и связанных с ней стандартов и протоколов (WSDL, SOAP, UDDI, XML, ESB). В настоящее время происходит активное развитие этой концепции. Важно понимать ее глубинную суть, чтобы не впасть в бездумное увлечение концепциями многоуровневых приложений, которые косвенно связаны с идеей SOA, но только косвенно.

В области технического обеспечения используемые технологии можно оценивать по целям, которые преследует их применение. Повышение доступности, пропускной способности, производительности, отказоустойчивости технических средств связано со стремлением к их упрощению (на макроуровне), взаимозаменяемости, распараллеливания выполняемых операций, резервирования и дублирования. Существуют классы технических систем, в которых время недоступности в случае отказа должно быть нулевым. Для таких систем используются решения с «горячей заменой», дублированием информации (RAID-массивы) резервированием также связанных с их жизнеобеспечением систем (бесперебойное питание, резервное питание). Для обеспечения взаимозаменяемости особую роль имеет стандартизация и унификация аппаратных интерфейсов, протоколов обмена информацией и т.п. Обеспечение надежности информации может быть связано с защитой от внешних и внутренних угроз, методов защиты и обеспечения информационной безопасности. Специалисты в этой области обычно занимаются развитием информационной инфраструктуры. От них требуются ориентация в аппаратных системах и интерфейсах, протоколах, методах обеспечения высокой надежности, достижения высокой пропускной способности информационных каналов и производительности центров обработки информации, защиты от сбоев, принципах управления системным ПО и методов обеспечения информационной безопасности.

Происходит постепенное слияние разных методов передачи информации для различных форм ее восприятия. Информационные каналы для передачи изображения (факсимильная связь, телевидение, видеоконференции, видеотелефония и т.п.), звука (телефония, радио и т. п.) и данных объединяются в единые каналы передачи цифровой информации произвольного вида. Офисные АТС все больше становятся похожими на компьютеры, а компьютеры получают возможность выполнять функции офисной АТС. Работники информационного сервиса, специализирующиеся на обеспечении информационной инфраструктуры, должны хорошо ориентироваться в вопросах, связанными с возможностями передачи разнородной информации по структурированным кабельным сетям.

Особую ценность в наше время приобретают работники, специализирующиеся на стыке специфической прикладной области и информационных технологий. В частности, для того, чтобы заниматься вопросами подготовки и обработки изображений для рекламы, печатных изданий и т.п. мало быть художником и мало быть IT-специалистом. Нужно быть и художником, и IT-специалистом одновременно. Кроме этого, иметь некоторые познания в области определенных разделов математики, связанных со спецификой цифровой обработки изображений. Понимать, что такое «линеатура», «фонтанные точки», почему при сканировании растровых изображений образуется «муар» и каким способом его можно устранить, какие искажения происходят при преобразовании изображений из формата CMYK в формат RGB и обратно, и т.д. и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.