METHODOLOGICAL APPROACHES OF REGULARITIES EVOLUTION OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS
S.V. Latyshev, H.A. Raiko
The main objective of this article is to structure the methodological aspects of managing change and transition mechanisms of Novorossiya new development model from the perspective of a systems approach. The complexity of the task lies in the lack of experience in such structuring for the emerging socio-economic system. And, after all, new managing model implementation determines the development of science itself. The object of the study is evolutionary economics, in which the trajectory of past development in a certain way sets a certain corridor of possible changes in the future
Key words: dialectic logics, economics, evolutionary economics, development prospects, region, unity.
Latyshev Sergey Viktorovich, candidate of technical sciences, docent, servict@mail. ru, Russia, Genichesk, Kherson Technical University,
Raiko Galina Aleksandrovna, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Genichesk, Kherson Technical University
УДК 303.732.4
DOI: 10.24412/2071-6168-2023-12-377-378
АНАЛИЗ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ УСТРОЙСТВА ОГРАЖДАЮЩИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ
З.Х. Чипова
Современное строительство подземных сооружений представляет собой сложный технологический процесс, который требует высокой технической компетенции и внимания к деталям. Одним из важных аспектов этого процесса является устройство ограждающих металлических конструкций, которые играют решающую роль в обеспечении безопасности и стабильности подземных сооружений. В данной научной статье проводится анализ технологических параметров устройства ограждающих металлических конструкций с целью определения их влияния на организационно-техническую эффективность в строительстве подземных сооружений.
Ключевые слова: ограждающие металлические конструкции, подземные сооружения, технологические параметры, организационно-техническая эффективность, безопасность, устойчивость, оптимизация процессов.
Цель данного исследования заключается в выявлении влияния технологических параметров на организационно-техническую эффективность устройства ограждающих металлических конструкций при строительстве транспортного тоннеля закрытым способом через железную дорогу.
Предметом исследования в данной научной статье являются технологические параметры, связанные с устройством ограждающих металлических конструкций при строительстве транспортного тоннеля через железную дорогу, а также комплексный анализ и оптимизация технологических параметров, которые играют решающую роль при устройстве ограждающих металлических конструкций в подземных сооружениях. Это важно для обеспечения безопасности, надежности, устойчивости и экономической эффективности при строительстве подземных сооружений.
Анализ технологических параметров включают в себя такие параметры, такие как методы установки, организация и технология производства работ, материальные и технические ресурсы, затраты труда, машинного времени и продолжительность строительства, требования к качеству и приемке работ, которые влияют на процессы устройства и последующую эксплуатацию ограждающих металлических конструкций.
Работы по устройству ограждающих металлических конструкций транспортного тоннеля закрытым способом через железную дорогу выполняются механизированным отрядом в две смены, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет 8 часов.
Рис. 1. Схема транспортного тоннеля
377
Известия ТулГУ. Технические науки. 2023. Вып. 12
Согласно предъявляемым требованиям тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих был принят состав звена в количестве 17 человек:
- монтажник 6 разряда -12 человек
- сварщик 5 разряда -2 человека
- арматурщик 3 разряда -2 человека
- машинист крана 5 разряда -1человек.
Таблица 1
Потребность в необходимых машинах и механизмах_
Наименование, тип. марка Кол-во единиц
1 Автомобильный кран г/п 25 тн 1
2 Автосамосвал 2
3 Бортовой автомобиль 2
4 Грейфер на колесном ходу типа «ATLAS» (глубина копания до 15 м). 1
5 Топливозаправщик АТЗ 56132 на базе Камаз 65115 1
6 Поливомоечная машина КО-823 на базе Камаз 65115 1
7 Автобетононасос АБН-42 на базе Камаз 65201 1
8 Автобетоносмеситель АБС-5 на базе Камаз 55111 4
9 Бурошнековая установка типа WSP-50SW 1
10 Дизельный генератор типа «ATLAS СОРСО» 50 кВт 1
11 Мини-экскаватор типа «САТ» 1
12 Вентиляторная установка типа ВМ-6 1
13 Виброкаток XCMG XS 142 1
14 Дизельный компрессор типа «ATLAS СОРСО» раб. давление 10 бар. 2
15 Агрегат сварочный MS 200S 2
16 Вибратор ИВ-113 3
17 Вибропогружатель MS-25H 1
18 Виброплита IL(i 200RU2 2
19 Лебедка типа ЛМД-24 гп. 2,5 тн. 1
20 Гидростойки 4
21 Фронтальный погрузчик «Liebher» 1
Перед началом производства работ по устройству защитного экрана из труб необходимо установить страховочные рельсовые пакеты на действующих путях - II, III главных путях. Страховочные рельсовые пакеты предусмотрены для трех железнодорожных путей на участке прокладки экрана из труб закрытым способом. Металлические опорные полушпалы, хомуты, подкладки, скрепления -доставляются к месту укладки пакетов автотранспортом. Доставка рельсовых звеньев к месту работ и их выгрузка осуществляется в технологические «окна» продолжительностью 2 часа.
Установка пакетов проверяется ответственным представителем дистанции пути, который выдает письменное разрешение на его эксплуатацию и устанавливает допустимую скорость по ним.
В период ведения работ по устройству ограждающих металлических конструкций осуществляется геодезический мониторинг за перемещениями головки рельс с записью в журнале. Вблизи мест производства работ устраивается запас щебня для возможной балластировки путей.
В основной период выполняется строительство вестибюлей в котлованах открытого способа работ и параллельное строительство тоннелей закрытым способом.
Для устройства ограждающих металлических конструкций принята следующая организация работ:
- выполняется забивка шпунта с лидерным бурением под рабочий и приёмный котлованы;
- разрабатываются котлованы для устройства ограждающих металлических конструкций по мере разработки грунта производится установка поясов расстрелов, крепление стен котлована затяжкой;
- выполняется монтаж подмостей и упоров для микротоннелепроходческого комплекса; - осуществляется установка ограждающих металлических конструкций при помощи микротоннелепроходческого комплекса AVN;
- производится цементация замковых соединений ограждающих металлических конструкций и тела насыпи;
- выполняется установка рам, армирование и бетонирование заходками по мере проходки закрытым способом;
- выполняется гидроизоляция металлическими листами толщиной 8 мм, приваренными к несущей раме
крепления;
- осуществляется монтаж оборудования и отделочные работы, обратная засыпка сооруженных конструкций.
Устройство ограждающих предусматривается для выполнения основного условия - обеспечения строительства тоннелей без перерыва движения поездов. Экран выполняется из труб d=630мм с замковыми соединениями. Для исключения выпуска грунта насыпи через замковые соединения выполняется их цементация. В трубы устанавливаются армокаркасы и заполняются бетоном. Грунт в тоннеле разрабатывается пневмоколесным экскаватором обратная лопата и вывозится за портал погрузчиком, перегружается экскаватором обратна лопата в автосамосвалы и вывозится в отвал. Временное крепление лба забоя осуществляется за счёт нанесения защитного слоя установкой для торкретирования и устройства фибергласовых анкеров. Защитный экран из труб раскрепляется металлическими рамами. Между рамами устраивается монолитная железобетонная обделка тоннеля с установкой армирования и бетонированием (1п.м./сутки). Опалубкой служит металлизоляция выполненная по металлическим рамам.
Поверх металлоизоляции выполняется защитный слой из цементнопесчаного раствора по металлической сетке. Приготовленная бетонная смесь на стройплощадку доставляется автобетоносмесителями и подается к месту укладки бетононасосами.
Уплотнение уложенной бетонной смеси производится с помощью поверхностных и глубинных электровибраторов.
Заключение и выводы: Анализ технологических параметров, связанных с устройством ограждающих металлических конструкций при строительстве подземных сооружений, представляет важную роль в строительстве транспортных тоннелей закрытым способом. В ходе исследования были выявлены ключевые параметры, влияющие на организационно-техническую эффективность устройства ограждающих металлических конструкций при строительстве подземных сооружений. Технологические параметры, такие как методы установки и последовательность работ, оказывают влияние на производительность работ и сокращению продолжительности строительства.
Список литературы
1.СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97 (с Изменением № 1): свод правил: дата введения 2013-01-01 // Минрегион России. Изд. официальное. Москва: Минрегион России, 2012.
2.СП 70.13330.2012 Несущие и ограждающие конструкции. М., 2012.
3.СНиП 3.02.01 - 87 «Земляные сооружения, основания и фундаменты». М., 1987.
4.Лапидус, А.А. Формирование организационно-технологических платформ в строительстве / А. А. Ла-пидус // Строительное производство. 2022. № 1. С. 2-6. DOI 10.54950/26585340_2022_1_2. EDN PYQGHU.
5.Лапидус А.А. Организационно-технологическая платформа строительства // Вестник МГСУ. 2022. Т. 17. № 4. С. 516-524. DOI 10.22227/1997-0935.2022.4.516-524. EDN BMHWDX.
6.Теличенко В. И., Король Е. А., Каган П. Б., Конюхов Д. С. Управление программами строительства подземных объектов: Научное издание. Москва: Издательство АСВ, 2010. 296 с.
7.Пономарев А.Б., Винников Ю.Л. Подземное строительство: учебное пособие. Пермь: Изд-во Пермского нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. 261 с.
8.Шулятьев О.А., Мозгачева О.А., Поспехов В.С. Освоение подземного пространства городов. Москва: АСВ, 2017. 511 с.
Зарина Хусеновна Чипова, преподаватель, [email protected]. Россия, Москва, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
ANALYSIS OF TECHNOLOGICAL PARAMETERS OF THE CONSTRUCTION OFENCOLLING METAL STRUCTURES DURING THE CONSTRUCTION OF UNDERGROUND STRUCTURES
Z.Kh. Chipova
Modern construction of underground structures is a complex technological process that requires high technical competence and attention to detail. One important aspect of this process is the installation of metal enclosing structures, which play a critical role in ensuring the safety and stability of underground structures. This scientific article analyzes the technological parameters of the construction of enclosing metal structures in order to determine their impact on the organizational and technical efficiency in the construction of underground structures.
Key words: metal enclosing structures, underground structures, technological parameters, organizational and technical efficiency, safety, sustainability, process optimization.
Zarina Khusenovna Chipova, lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering
УДК 004.04
DOI: 10.24412/2071-6168-2023-12-379-380
ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ УЧАСТКОВ СИСТЕМЫ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕЙРОСЕТЕВОГО ПОДХОДА
Р.В. Романов
В представленной работе рассмотрен метод локализации уязвимых участков сети централизованного водоснабжения с применением нейросетевого подхода. В работе была использована адаптивная нейро-нечеткая сеть ЛМРШ. Был проведен сравнительный анализ погрешностей разных типов функций принадлежности и алгоритмов обучения. Определен коэффициент детерминации для моделируемых и исходных данных.
Ключевые слова: централизованное водоснабжение, искусственный интеллект, износ труб, нейро-нечеткая сеть.
1. Введение. В настоящее время водопроводные сети во многих городах и населенных пунктах находятся в изношенном состоянии. В связи с этим возникают постоянные утечки добываемой и транспортируемой воды а также резко ухудшается качество воды доставляемой до конечных пользователей [1].
В настоящее время все больше уделяется внимания искусственному интеллекту и машинному обучению, в том числе в решении вопросов оценки качества воды в системах централизованного водоснабжения. Искусственные нейронные сети и методы машинного обучения применяются для прогнозирования и выявления аварийных ситуаций в водопроводной сети [2]. Такие системы обнаружения основаны на сравнении реальных данных и данных, смоделированных нейросетью, с применением методов нечеткого вывода и классификации [3].
379