Научная статья на тему 'МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УСТРОЙСТВА ТРУБОШПУНТОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЕЙ ЗАКРЫТЫМ СПОСОБОМ'

МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УСТРОЙСТВА ТРУБОШПУНТОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЕЙ ЗАКРЫТЫМ СПОСОБОМ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУБОШПУНТЫ / МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ / АРМОКАРКАС / ЛИДЕРНОЕ БУРЕНИЕ / ЩИТОВАЯ МИКРОМАШИНА / БЕНТОНИТОВЫЙ РАСТВОР / ШНЕКОВОЕ БУРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Фатуллаев Рустам Сейфуллаевич, Чипова Зарина Хусеновна

В данном исследовании рассматривается методика разработки технологической карты устройства трубошпунтов при строительстве тоннелей закрытым способом. Данный метод строительства является наиболее эффективным и безопасным, что обуславливает важность разработки технологической карты в процессе строительства тоннелей закрытым способом. В статье описываются основные этапы строительства, анализ возможных рисков, определение мер по их минимизации, разработка технологической карты и ее утверждение, обучение рабочих по использованию технологической карты, контроль и отчетность по выполнению работ с использованием технологической карты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DEVELOPING A TECHNOLOGICAL CARD OF THE DEVICE OF PIPE PILES IN THE CONSTRUCTION OF TUNNELS BY THE CLOSED METHOD

This study discusses the methodology for developing a technological map for the installation of protective screens from pipes during the construction of tunnels in a closed way. This construction method is the most efficient and safe, which makes it important to develop a technological map in the process of tunnel construction in a closed way. The article describes the main stages of construction, analysis of possible risks and determination of measures to minimize them, development of a technological map and its approval, training workers on the use of a technological map, and finally control and reporting on the performance of work using a technological map.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УСТРОЙСТВА ТРУБОШПУНТОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЕЙ ЗАКРЫТЫМ СПОСОБОМ»

MATHEMATICAL MODEL OF THE USE OF LIQUEFIED PETROLEUM GAS AS A GAS ENGINE FUEL

D.I. Kamensky, V.G. Shram

In the presented work, a mathematical model is proposed that allows evaluating the efficiency of using liquefied petroleum gas as a gas motor fuel. The modeling of the process of using liquefied petroleum gas on a numerical example is considered. As a result of the obtained data, dependences of the payback on the cost of operating the vehicle, the cost of LPG, the distance to the gas filling station and fuel consumption were built, which made it possible to determine the conditions under which it is advisable to switch from fuel to LPG.

Key words: gas motor fuel, transport, mathematical model, fuel.

Kamensky Dmitry Igorevich, undergraduate, dkamenskii526@gmail. com, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University,

Shram Vyacheslav Gennadievich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal University

УДК 004

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-3-420-423

МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УСТРОЙСТВА ТРУБОШПУНТОВ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТОННЕЛЕЙ ЗАКРЫТЫМ СПОСОБОМ

Р.С. Фатуллаев, З.Х. Чипова

В данном исследовании рассматривается методика разработки технологической карты устройства трубошпунтов при строительстве тоннелей закрытым способом. Данный метод строительства является наиболее эффективным и безопасным, что обуславливает важность разработки технологической карты в процессе строительства тоннелей закрытым способом. В статье описываются основные этапы строительства, анализ возможных рисков, определение мер по их минимизации, разработка технологической карты и ее утверждение, обучение рабочих по использованию технологической карты, контроль и отчетность по выполнению работ с использованием технологической карты.

Ключевые слова: трубошпунты, металлические конструкции, армокаркас, лидерное бурение, щитовая микромашина, бентонитовый раствор, шнековое бурение.

Строительство тоннелей закрытым способом с использованием трубошупнтов предусматривает три основных этапов:

Первый этап включает в себя сооружение в стартовом котловане торцевой стены для врезки и упорной стены для ввода щитовой микромашины (ЩММ).

Во втором этапе монтаж оборудования микротоннелепроходческим комплексом на стройплощадке и в стартовом котловане с подключением к коммуникациям. Для продавливания труб в грунтовый массив применяется микротоннелепроходческим комплексом с гидравлическим транспортом грунта. Трубы защитного экрана с фиксирующими устройствами мерной длины изготавливаются на базовой стройплощадке и доставляются к месту производства работ.

В третьем этапе сооружение опережающего защитного экрана из труб. Технология сооружения заключается в последовательном продавливании труб в грунтовый массив с одновременной разработкой грунта и выдачей его из трубы на поверхность. По мере продвижения трубы осуществляется пристыковка очередных секций к трубам в грунтовом массиве и наращивание коммуникаций. Трубы прокладывать звеньям, после чего звенья подают на направляющую раму краном КС-5371.

При сооружении экрана в песчаных грунтах естественной влажности, особенно при наличии гравелистых включений, рекомендуется во время продвижения трубы производить нагнетание бентонитового раствора за наружную поверхность ЩММ и трубы через насадки, имеющиеся в ЩММ или в последнем прицепном ее элементе.

После завершения продавливания трубы ЩММ принимается в приемный котлован и перевозится в стартовый котлован для установки и продавливания очередной трубы.

После выполнения горизонтального ряда защитного экрана производится послойная разработка грунта стартового котлована на величину шага труб вертикального ряда.

Выполняются вертикальные ряды опережающего защитного экрана последовательным продав-ливанием труб в грунтовый массив с одновременной разработкой грунта и выдачей его из трубы на поверхность.

По мере устройства защитного экрана, после продавливания каждой трубы, производится очистка внутренней поверхности трубы от грязи. Установка армокаркаса и заполнение трубы бетоном.

420

Таким образом, в рамках исследования предлагается следующая последовательность работ:

- выполняется забивка свай с лидерным бурением под рабочий и приёмный котлованы;

- разрабатываются котлованы для устройства защитного экрана из труб, по мере разработки грунта производится установка поясов и расстрелов, крепление стен котлована затяжкой;

-выполняется монтаж подмостей и упоров для микротоннелепроходческого комплекса;

- осуществляется прокладка защитного экрана из труб при помощи микротоннелепроходческого комплекса типа РВА-155.

Этапы шнекобого бурения

иооо

(Йлииа стапеля с ^pnei* дополнительны ■ bcrtlato^

gj

Fi40F"HS ци->с»п« L (Щйадчмьмвк.чои гиюмчдкйм rtaruj*jj ойсапрык Труй fiJvrniHWi - "Ov-'«

1PVhTi^ г lho>ИИ сими rrfl 12000

йли»а <шпп£лиг УЕГГС.М фоголнипклшы! Ьгша^ок

Б*1Н«Л- эликм ( Ы»ИЛ1—.мн -пчичл <; пдмцыкчнно* проитмха^ СПЛкН«.! овсыли! 1Р(в |Л»тп.рО|| hgftfc^ СММЯ rr ...... п

юлина СПМЛРЛИ С учетом danoriHiirrif Л^Н^i йепчайо«

Этапы шнекового бурения

Технология производства работ.

Работы по устройству экрана из труб способом микротоннелирования включают следующие основные этапы:

I этап. Устройство свайного и шпунтового крепления стартового и приемного котлованов Разработка грунта до уровня устройства горизонтального ряда экрана из труб.

II этап. Монтаж оборудования и приспособлений. Для сооружения экрана из труб применять продавливающую установку Perforator РВА-155 с шнековым транспортом грунта. Пилотное направленное бурение (диаметр штанги 114 мм). Положение головки штанги контролируется при помощи лазерного луча измерительной системы. За стопорным мостом устанавливается камера, она размещается как можно ближе к переднему концу рамы, но на таком удалении от заднего конца стопорного моста, чтобы он не прикасался к камере при отъезде назад.

Технология сооружения опережающего защитного экрана из труб производится путем последовательного продавливания труб б грунтовый массив с одновременной разработкой грунта и выдачей его из трубы на поверхность

III этап. После пилотного бурения при двухступенчатом управляемом способе бурения производится расширение пилотной скважины с одновременным продавливанием сваренных в стык труб. Предварительно в трубу d=630 мм монтируется шнек. Разбуривающая колонка соединяется с пилотной штангой. Устанавливается прессовое кольцо необходимого диаметра, сверху на раму устанавливается проушина, а снизу рамы - направляющие ролики.

Подготовка и прокладка трубы экрана. Звенья трубы укладывают на направляющую раму. Длина звеньев равна 12,0 м (кратна 3,0 м). Звенья трубы сваривать сплошным швом с наружной стороны. По мере продвижения трубы необходимо осуществлять пристыковку очередных секций к ранее уложенным. Предварительно подготовленные трубы устанавливаются на раму буровой установки, шнеки соединяются с прессовым устройством, выставляются по уровню и привариваются к расширителю при помощи электросварки.

После выполнения всех подготовительных работ начинается продавливание с одновременным удалением выбуренного грунта из бурового канала. После продавливания одной секции монтируется следующая. Проваривается шов стыка труб, затем процесс повторяется до полного выполнения продав-ливания на заданную длину.

Пилотные штанги продавливаются в приемный котлован, где их раскручивают и поднимают на поверхности.

Грунт, поступающий по шнекам, складируется в специальную бадью и при помощи автокрана поднимается на поверхность и вывозится в отвал. После окончания бурения необходимо освободить машину от растяжек крепления в стартовом котловане, очистить ее и разобрать на пригодные для транспортирования узлы. Все соединительные элементы следует при необходимости защитить от коррозии.

Снятие шлангов высокого давления происходит в обратной последовательности монтажа, причем перед отсоединением муфт необходимо несколько раз нажать все рычаги управления, чтобы сбросить давление с установки.

Сразу после отсоединения следует насадить пылезащитные колпаки на детали отсоедини тельных муфт, чтобы исключить их загрязнение. Попадание грязи может повредить гидравлические приводы.

Продвижение щитовой микромашины должно производиться при одновременной работе аппаратуры системы маркшейдерского контроля.

К обслуживанию микротоннелепроходческого комплекса допускается только обученный персонал, имеющий соответствующее удостоверение и прошедший инструктаж по технике безопасности.

Заключение и выводы: В ходе исследования и организационно - технологических разработок, выполненных при разработке технологической карты для устройства трубошпунтов, были получены результаты , на основании которых сформулированы предложения по совершенствованию технологических процессов и организации работ при строительстве тоннелей закрытым способом.

Таким образом, методика разработки технологической карты устройства трубошпунтов при строительстве тоннелей закрытым способом является важным этапом для успешной реализации проекта. Она позволяет определить последовательность проведения работ, необходимое оборудование и технику, требования к квалификации рабочих и специалистов, обеспечить безопасность на строительной площадке и контролировать выполнение работ, своевременно устранять возможные нарушения технологии и принимать своевременные решения для достижения поставленных целей.

Список литературы

1. СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные. Актуализированная редакция СНиП 32-04-97 (с Изменением № 1): свод правил: дата введения 2013-01-01 // Минрегион России. — Изд. официальное. — Москва: Минрегион России, 2012.

2. СТО НОСТРОЙ 2.27.19-2011 Освоение подземного строительства. Сооружение тоннелей тоннелепроходческими механизированными комплексами с использованием высокоточной обделки (с Изменением № 1, с Поправкой): стандарт организации: дата принятия 2017-06-02 // НОСТРОЙ. —URL: http://docs.cntd.ru/document/1200090839 (дата обращения: 15.02.2021).

3. Лапидус А.А. Организационно-технологическая платформа строительства // Вестник МГСУ. 2022. Т. 17. С. 516-524.

4. Король Е.А., Никифорова Н.С. Особенности проектирования и строительства подземных сооружений неглубокого заложения в сложных грунтовых условиях // Основания, фундаменты и механика грунтов. 2018. № 1. С. 25-27.

5. Король Е.А., Чипова З.Х. Структурный анализ трудозатрат при строительстве тоннелей открытым, закрытым методами и методом сверху вниз // Научно - практический Интернет журнал «Строительство и Архитектура». 2022. Том 10 №2 (35).

6. Теличенко В. И., Король Е. А., Каган П. Б., Конюхов Д. С. Управление программами строительства подземных объектов: Научное издание. М.: Издательство АСВ, 2010. 296 с.

7. Пономарев А.Б. Подземное строительство: учебное пособие // А.Б. Пономарев, Ю.Л. Винни-ков. Пермь: Изд-во Пермского нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. 261 с.

8. Шулятьев О.А. Освоение подземного пространства городов // О.А. Шулятьев, О.А. Мозгаче-ва, В.С. Поспехов. М.: АСВ, 2017. 511 с.

Фатуллаев Рустам Сейфуллаевич, канд. техн. наук, преподаватель, FatullaevRS@mgsu. ru, Россия, Москва, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет,

Чипова Зарина Хусеновна, преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

METHODS OF DEVELOPING A TECHNOLOGICAL CARD OF THE DEVICE OF PIPE PILES IN THE CONSTRUCTION OF TUNNELSBY THE CLOSED METHOD

R.S. Fatullaev, Z.KH. Chipova

This study discusses the methodology for developing a technological map for the installation of protective screens from pipes during the construction of tunnels in a closed way. This construction method is the

most efficient and safe, which makes it important to develop a technological map in the process of tunnel construction in a closed way. The article describes the main stages of construction, analysis of possible risks and determination of measures to minimize them, development of a technological map and its approval, training workers on the use of a technological map, and finally control and reporting on the performance of work using a technological map.

Key words: protective screens made of pipes, metal structures, reinforcement frame, leader drilling, shield micromachine, bentonite mortar, auger drilling.

Fatullaev Rustam Seifullayevich, candidate of technical sciences, lecturer, [email protected], Russia, Moscow, National Research Moscow State University of Civil Engineering,

Chipova Zarina Husenovna, lecturer, zara4_2011 @mail. ru, Russia, Moscow, Moscow State University of Civil Engineering

УДК 336.71:004.056

DOI: 10.24412/2071-6168-2023-3-423-429

МЕТОД ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО КОНТЕНТА В ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАХ

В.В. Тельбух, А.В. Десятых, С.С. Андрушкевич, Л.В. Пилипенко

В статье проведен анализ руководящих документов и нормативно-правовых актов, определяющих содержание деструктивной информации, в результате чего сформированы классы деструктивного контента. Предложен метод выявления деструктивного контента в информационных Интернет-ресурсах, на основе комбинированного подхода с использованием Байесовского метода и поиска по словарю. Полученные результаты могут быть использованы различными государственными структурами, задействованными в области обеспечения информационной безопасности и противодействия деструктивному информационному воздействию на население государства.

Ключевые слова: деструктивный контент, методы машинного обучения, классификация, кластеризация, деструктивное информационное воздействие.

Актуальность. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [1] информационно-психологическое воздействие названо одним из основных негативных факторов, влияющих на государственную безопасность. Отмечается, что зарубежные спецслужбы расширяют масштаб информационного воздействия в различных регионах мира и, прежде всего, на территории России и стран постсоветского пространства. Западные эксперты-аналитики напрямую заявляют [2], что важнейшим аспектом достижения геополитических целей с точки зрения информационного воздействия является манипулирование общественным мнением [1], размытие традиционных, культурно-исторических и нравственных ценностей у населения неугодных стран.

Для достижения этих целей применяется обширный набор инструментов, начиная от использования традиционных средств массовой информации и заканчивая вовлечением в эту деятельность представителей оппозиционных политических сил, религиозных, правозащитных, этнических и других организаций, в том числе маргиналов и радикально настроенных граждан, пользующихся определенным авторитетом у аудитории. Однако наиболее распространенным и экономически выгодным инструментарием являются различные информационно-развлекательные ресурсы в сети Интернет.

На сегодняшний день больше 80 % населения России имеет хоть один зарегистрированный ак-каунт в какой-либо социальной сети, что дает возможность иностранным спецслужбам использовать онлайн ресурсы в качестве эффективного инструмента информационного воздействия. Ярким примером тому служат события, разворачивающиеся вокруг специальной военной операции на территории Украины, наглядно демонстрирующие использование Западом подконтрольных социальных сервисов для распространения пропагандистско-фейковых материалов с целью снижения морально-психологического состояния военнослужащих РФ и разжигания протестной активности населения.

На сегодняшний день нет единого определения «деструктивной информации», однако анализ различных нормативно-правовых актов Российской Федерации дает возможность понять общую направленность данного понятия - информация, которая может причинить вред интересам государства и общества, нарушает права граждан и разрушает целостность личности.

Таким образом существует потребность в своевременном выявлении деструктивного контента, распространяемого в сети Интернет. В рамках достижения данной цели необходимо решить задачу повышения точности классификации деструктивного контента в анализируемых информационных потоках. В рамках решаемой задачи необходимо:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.