Научная статья на тему 'Анализ тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Норвегии'

Анализ тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Норвегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1652
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРВЕГИЯ / ТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВТО / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / NORWAY / TRADE POLICY / TRADE REGULATION / WTO / TARIFF MEASURES / INTERNATIONAL TRADE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поздняков Илья Игоревич

В условиях роста мировой торговли важную роль играет регулирование торговли, осуществляемое методами тарифного и нетарифного регулирования. В данной статье произведено рассмотрено таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в Норвегии, одного из главных игроков в мировой торговле. Приведены основные статистические данные по динамике тарифов по всем товарным группам. Проведена оценка сложности таможенных процедур в стране, а также составлена сравнительная характеристика по применяемым нетарифным барьерам и прочим мерам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Поздняков Илья Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of tariff and non-tariff regulation of foreign trade of Norway

With the global trade rising incessantly, regulation of trade plays a greater role with each year. Regulation is effected through instruments of tariff and non-tariff measures. This article examines regulatory measures in Norway, one of the key players of the world trade. Extensive statistical data is presented and analyzed herein, more specifically data on dynamics of the average tariffs on all groups of goods. An analysis on the complexity of the customs clearance procedure in the country is conducted. Also, a comparison of applied non-tariff and other measures is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Анализ тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Норвегии»

Анализ тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Норвегии Analysis of tariff and non-tariff regulation of foreign trade of Norway

Поздняков Илья Игоревич

Студент 4 курса факультета Международных экономических отношений Кафедра МЭО и ВЭС им. Н.Н. Ливенцева МГИМО МИД России Москва, Россия e-mail: pozdnyakovx@yandex.ru

Pozdnyakov Ilya Igorevich

4th year student of MGIMO University Faculty of International Economic Relations Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations

Moscow, Russia e-mail: pozdnyakovx@yandex.ru

Аннотация.

В условиях роста мировой торговли важную роль играет регулирование торговли, осуществляемое методами тарифного и нетарифного регулирования. В данной статье произведено рассмотрено таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в Норвегии, одного из главных игроков в мировой торговле. Приведены основные статистические данные по динамике тарифов по всем товарным группам. Проведена оценка сложности таможенных процедур в стране, а также составлена сравнительная характеристика по применяемым нетарифным барьерам и прочим мерам.

Annotation.

With the global trade rising incessantly, regulation of trade plays a greater role with each year. Regulation is effected through instruments of tariff and non-tariff measures. This article examines regulatory measures in Norway, one of the key players of the world trade. Extensive statistical data is presented and analyzed herein, more specifically data on dynamics of the average tariffs on all groups of goods. An analysis on the complexity of the customs clearance procedure in the country is conducted. Also, a comparison of applied non-tariff and other measures is presented in the article.

Ключевые слова: Норвегия, торговое регулирование, тарифное регулирование, ВТО, внешняя торговля.

Keyword: Norway, trade policy, trade regulation, WTO, tariff measures, international trade.

В условиях постоянно растущих объемов мировой торговли и интенсификации торговых потоков огромную значимость имеет регулирование внешней торговли. Осуществляется такой контроль посредством таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования.

Таможенно-тарифное регулирование определяют как совокупность методов государственного воздействия с использованием инструмента таможенных пошлин, правил и процедур. Нетарифное регулирование, с другой стороны, основано на использовании иных, отличных от тарифных, мер, например: фитосанитарные нормы, квоты, лицензирование и т.д.

Данная статья посвящена рассмотрению тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли Норвегии.

Норвегия имеет сложный, многоколонный тариф, т.е. имеется разбивка по применяемому тарифу для отдельных групп стран. Классификация, используемая для обозначения товаров - Harmonized Custom System. Большая часть тарифов рассчитывается по принципу Ad Valorem, по цене CIF. Импортного налога, исключая потребительские налоги, нет.

Норвегия является членом ВТО с 1995 года. Все тарифы, применяемые страной, являются связанными. Важно отметить, что по промышленным товарам средний применяемый тариф гораздо ниже, чем по сельскохозяйственным, т.е. сельскохозяйственная продукция более защищена тарифными мерами, как и в целом по миру. Среди тарифов на с/х продукцию на тарифы более 100% от стоимости товара приходится 42,5%. Беспошлинно ввозится 28% с/х товаров. Для сравнения, по промышленным товарам на те же тарифы приходится соответственно 0% и 49%. Самой защищенной

товарной группой является молочная продукция, 0% которой ввозится беспошлинно. Из несельскохозяйственных товаров высокой защищенностью обладает одежда: лишь 9,6% товаров ввозится беспошлинно.

Тарифная эскалация в целом не выражена ярко, однако все же наблюдается по линии обработки следующих товаров: хлопок, текстиль, одежда.

Что касается статистики, то средний связанный тариф составляет 33,37%.

Касательно динамики преференциальных тарифов и тарифов по режиму наибольшего благоприятствования, то она имеет понижательную тенденцию. В целом средние тарифы начиная с 2005 года не превышали отметки в 6%.

6,00% 5,00% 4,00% 3,00% 2,00% 1,00% 0,00%

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 _ Средний тариф (MFN) Средний преференциальный тариф

Рис. 1. Динамика преференциальных тарифов и тарифом по РНБ, % Источник: ITC Market Access Map Таможенная процедура в Норвегии достаточно несложная и не затратная по времени. Оценивают этот показатель по рейтингу Doing Business, в котором Норвегия в 2018 году занимает 22 место. Для всех импортеров обязательная электронная регистрация, существует режим «одного окно», упрощающий подачу всех деклараций для импортеров.

Что касается нетарифного регулирования, то среди всех инструментов нетарифного регулирования основное место занимают тарифные квоты. По состоянию на 1 декабря 2017 года их число - 214 по разным товарным группам. Однако многие из них не применяются, т.к. тариф внутри квоты либо равен, либо выше применяемого тарифы вне квоты. Норвежское министерство сельского хозяйства часто проводит онлайн-аукционы на квоты. Однако получатели квоты не обязаны производить импорт, поэтому часто эти квоты не используются и не перераспределяются. По некоторым товарам квоты применяются сезонно, с целью поддержки отечественных производителей (например, яблоки, персики).

Среди других нетарифных мер присутствуют: 34 санитарные и фитосанитарные меры, 80 технических барьеров, 1 специальная защитная мера и 11 экспортных субсидий. Санитарные и фитосанитарные меры в основном связаны с проверкой продуктов на наличие ГМО и вредных примесей. Технические барьеры применяются в основном к спутниковому и теле-, радиооборудованию. Так же, будучи членом Европейской экономической зоны (EEA), Норвегия требует сертификацию (CE-European Conformity) по 20 товарным группам.

Особо контролируется импорт алкогольной продукции. Рынок вина и алкогольных напитков в Норвегии контролируется государственной монополией. Получить разрешение на импорт очень тяжело, т.к. проходит очень тщательный отбор. У гос. монополии собственные планы и стратегии по продаже вина в стране.

Экспортные субсидии в Норвегии применяются по отношению к сельскохозяйственным товарам. Гос. поддержка по некоторым отраслям в Норвегии считается одной из самых высоких среди стран ОЭСР (достигает 0,5% ВВП).

Прямые запреты применяются на биотехнологические препараты, генно-модифицированные продукты и на мясо, при производстве которого животным вводились гормональные препараты.

Товары, состоящие из продуктов животного происхождения, требуют сертификата о стране происхождения. Санитарный сертификат и сертификат об отсутствии вреда для здоровья необходим для продуктов животного происхождения, живых животных и растений. Для большинства овощей и фруктов необходимо карантийное свидетельство. Продукты рыболовства требуют сертификата на улов.

Ниже приведена таблица, иллюстрирующая распределение применяемых нетарифных мер по отдельным товарным группам.

Таблица 1

Нетарифные меры, применяемые Норвегией

Санита рные меры Технич еские барьер ы Антиде мпинг Компенсац ионные меры Особ ые защи тные меры Защи тные меры Количест венные ограниче ния Тари фные квоты Субс идии на экспо рт

Всего 36 81 1 214 11

Товары без Ш кода 4 71

Животные 5 1 42 10

Овощи 16 1 1 124 2

Жиры и масла 2 3 5

Напитки, уксус, табак 4 2 50 5

Продукты хим. промышленности 6 5 2

Продукция из дерева 3 1

Электрическое оборудование 1

Источник: 1-Т1Р WTO

Анализируя применение Норвегией нетарифных мер, отметим, что основной инструмент - тарифные квоты, которые по большей части приходятся на овощи, напитки и животные. На втором месте по применяемости - технические барьеры. Большая часть их приходится на прочие товары без Ж-кода, однако они так же активно применяются в товарах химической промышленности. Фитосанитарные меры - один из самых мощных инструментов для страны, которое придает особое значение принципам устойчивого развития и не приветствует применение ГМО и пестицидов. Соответственно, касается это, в основном овощей и животных. Экспортные субсидии не являются основным инструментом, т.к. в рамках ВТО активно идет диалог о сокращении государственных субсидий, которые могут вызвать недобросовестную конкуренцию на рынке. Тем не менее, 11 инструментов субсидирования в Норвегии применяются.

В заключение стоит отметить, что Норвегия, будучи активным участником мировой торговли, применяет широкий спектр инструментов регулирования внешней торговли. Однако, как и в целом по миру, перевес наблюдается в сторону

16

нетарифных мер, т.к. большинство тарифов связаны и достаточно невысоки, в особенности по несельскохозяйственным

товарам.

Список используемой литературы:

1. Кравченко, А.В. Таможенно-тарифное регулирование в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности / А.В. Кравченко // Экономика, право и социум: Современные модели развития общества. - 2014. - С. 92-100.

2. Doing Business 2018 [Electronic source]. - Access mode: http://russian.doingbusiness.org (date of access 18.01.2018)

3. I-TIP WTO Database [Electronic source]. - Access mode: http://i-tip.wto.org/ (date of access: 17.01.2018)

4. Market Access Map [Electronic source]. - Access mode: http://www.macmap.org/ (date of access: 17.01.2018)

5. US International Trade Administration. Export.gov [Electronic source]. - Access mode: https://www.export.gov/article?id=Norway-Trade-Barriers (date of access: 21.01.2018)

6. WTO Tariff Profiles 2016 [Electronic source]. - Access mode: https://www.wto.org/english/res e/booksp e/tariff profiles16 e.pdf (date of access 15.01.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.