Научная статья на тему 'Анализ таможенных платежей региона в условиях создания и развития Таможенного союза'

Анализ таможенных платежей региона в условиях создания и развития Таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1940
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / СТАТИСТИКА / АНАЛИЗ / ПЛАТЕЖ / СОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов В.В.

Теоретические аспекты анализа взимания таможенных платежей постоянно требуют новых методик и средств практического применения. В статье рассмотрены значение взимания таможенных платежей в условиях Таможенного союза и порядок проведения их анализа, предложен и обоснован алгоритм анализа взимания таможенных платежей с применением статистических методов, проведена его апробация на примере таможенного органа региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ таможенных платежей региона в условиях создания и развития Таможенного союза»

44 (251) - 2011

Таможенная политику

УДК 339.543

АНАЛИЗ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА*

В. В. ПОПОВ,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры таможенного дела E-mail: popovvv1@yandex.ru Оренбургский государственный университет

Теоретические аспекты анализа взимания таможенных платежей постоянно требуют новых методик и средств практического применения. В статье рассмотрены значение взимания таможенных платежей в условиях Таможенного союза и порядок проведения их анализа, предложен и обоснован алгоритм анализа взимания таможенных платежей с применением статистических методов, проведена его апробация на примере таможенного органа региона.

Ключевые слова: таможенное дело, статистика, анализ, платеж, союз.

В рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана актуализировалась проблема анализа взимания таможенных платежей на уровне региона. Ранее в авторском исследовании [4] была предпринята попытка обоснования необходимости проведения анализа взимания таможенных платежей как одного из основных индикаторов эффективности совершения торгово-экономических операций региона, федерального округа или страны в целом. Однако в тот период (до 2009 г.) взимание таможенных платежей осуществлялось в несколько ином порядке. Главной отличительной особенностью

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-32-00379а2).

являлось то, что таможенные платежи поступали в федеральный бюджет исключительно от внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Теперь новшеством является перераспределение сумм этих поступлений в целом по Таможенному союзу согласно Соглашению об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) [5] в бюджеты стран-участниц. Можно полагать, что все эти действия могут в той или иной степени повлиять как на учет сумм таможенных платежей в силу неунифицированности национальных налоговых законодательных норм, так и на предложенную методику (алгоритм) проведения анализа взимания таможенных платежей.

Поступление таможенных платежей в федеральный бюджет представляет собой изменение явления во времени. Процесс анализа временных рядов можно разбить на этапы. На первом этапе осуществляется визуализация динамического ряда, затем выявляется наличие сезонной составляющей. Если она присутствует, то дается ее описание, на третьем этапе осуществляются выявление тенденции и выбор подходящего тренда, затем построение тренда, адекватно описывающего фактический уровень ряда (с поправкой на сезонность, если она присутствует). Затем проводится проверка адекват-

47

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

ности модели на основе ^-критерия Фишера и ¿-кри-терия Стьюдента, и делается прогноз по модели.

Исходя из рассмотренных методик анализа динамики и структуры явлений, можно предложить отдельный алгоритм анализа таможенных платежей с применением статистических методов. Он включает следующие этапы:

- наблюдение;

- анализ динамики;

- анализ структуры;

- анализ факторов, влияющих на поступление таможенных платежей;

- расчет будущего поступления таможенных платежей в федеральный бюджет. Применение предложенного алгоритма позволяет проанализировать динамику и структуру таможенных платежей, произвести прогноз их поступления в федеральный бюджет, выявить наиболее значимые факторы, оказывающие влияние на объем поступлений таможенных платежей. Однако факторный анализ взимания таможенных платежей в силу своей фундаментальности и большого объема в данном исследовании проводиться не будет.

Первый этап проведения анализа может заключаться в отборе необходимого исходного материала

Поступления в Оренбургскую таможню та]

по объекту исследования. В этом контексте может возникнуть проблема в виде отсутствия исходной информации, решить которую может использование специальной формы отчетности по взиманию таможенных платежей [4].

Таким образом, представляется возможным применить методику статистического анализа таможенных платежей применительно к взиманию таможенных платежей в контексте действия Таможенного союза. В качестве объекта авторского исследования использованы данные Оренбургской таможни по взиманию таможенных платежей.

На первом этапе анализа проведем визуализацию ряда динамики таможенных платежей в зоне деятельности Оренбургской таможни (табл. 1, рис. 1).

Анализируя приведенные данные, стоит заметить, что практически на всем протяжении рассматриваемого периода наблюдается превышение фактического объема таможенных платежей над плановыми. Этот факт объясняется перестраховкой таможенных органов при составлении планов.

Также динамика ряда не отражает наличия сезонной составляющей, отсутствуют явные пики максимума и минимума в каждом году.

Таблица 1

женных платежей за 2006-2010 гг., млн руб.

Квартал 2006 2007 2008 2009 2010

План Факт План Факт План Факт План Факт План Факт

I 1 167 1 291 571 670 1 327 1 957 1 201 1 207 1 191 1 876

II 1 517 1 530 531 698 1 276 1 667 1151 1 004 1 939 2 015

III 930 941 607 636 1 545 1 641 1 475 1 293 1 997 2 415

IV 564 596 773 1 275 2 507 2 375 1 195 1 543 2 546 3 337

3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

?

А

А //

. Л-у \ . ¿Г

План

Факт

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

2006 2007 2008 2009 2010 Квартал I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV I II III IV Рис. 1. Динамика таможенных платежей в федеральный бюджет в зоне деятельности Оренбургской таможни по кварталам за 2006-2010 гг., млн руб.

48 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ЖЕбРЪЯ Ъ ЪРЖЖЪ-К*

Таблица 2

Суммы таможенных платежей, взимаемых Оренбургской таможней с 2006 по 2010 г.

Год Контрольное задание, млн руб. Перечислено на счета ФТС России, млн руб. Выполнение плана, % Темп роста перечисленных таможенных платежей, °%

По сравнению с 2006 г. По сравнению с предыдущим годом

2006 4 177,25 4 356,44 104,29 - -

2007 2 481,48 3 280,26 132,19 75,297 75,297

2008 6 654,03 7 640,56 114,83 175,39 232,93

2009 5 021,68 5 045,72 100,48 115,82 66,039

2010 7 672,82 9 643,65 125,69 221,37 191,13

Информация о выполнении плановых заданий по взиманию таможенных платежей в зоне деятельности Оренбургской таможни за 2006-2010 гг. представлена в табл. 2.

В 2006 и 2007 гг. наблюдается низкий объем таможенных платежей, взимаемых таможней региона. В рассматриваемые годы плановые задания выполнялись на 104 и 132 % соответственно (табл. 2). Стоит заметить, что низкий уровень перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет можно объяснить постоянным ростом ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, что привело к снижению оформляемых объемов нефти на вывоз в дальнее зарубежье и перераспределению объемов оформления в Казахстан и Белоруссию без взимания вывозной таможенной пошлины. Это напрямую повлияло на сокращение объема экспортной составляющей. Второй причиной является установление мест декларирования нефти, вывозимой с перевалкой в морских портах и, следовательно, перенос оформления этого вида товара из региона деятельности Оренбургской таможни.

Однако в 2008 г. в федеральный бюджет поступает 7 640,56 млн руб., что на 4 360,3 млн руб. больше, чем в 2007 г. Контрольное задание перевыполне-

но связать с кризисной, нестабильной обстановкой в стране, следовательно, со снижением импорта из стран дальнего и ближнего зарубежья). В 2010 г. обстановка в стране стабилизируется, внешнеэкономическая деятельность активизируется, суммы таможенных платежей увеличиваются (рис. 2).

Следующим шагом анализа является выявление наличия тенденции в исследуемом ряду. Для ее выявления следует применить метод средних уровней. Для анализа используются данные (факт), приведенные в табл. 1. Метод предполагает, что исходный временной ряд разбивается на два приблизительно равные по числу членов ряда, каждый из которых рассматривается как самостоятельная, независимая выборочная совокупность, имеющая нормальное распределение.

Если временной ряд имеет тенденцию, то средние, вычисленные для каждой совокупности, должны существенно различаться между собой. Если же расхождение незначимо и носит случайный характер, то временной ряд не имеет тенденции средней.

Применение этого метода показало, что расхождение между вычисленными средними значимо, существенно и носит неслучайный характер. Следовательно, во временном ряду существует

но на 14,83 %. Увеличение взимания таможенных платежей в 2008 г. связано с ростом товарооборота Оренбургской области и ростом цен на некоторые товарные группы. В 2009 г. снова наблюдается снижение сумм таможенных платежей, взимаемых таможней региона, на 2 594,84 млн руб. по сравнению с предыдущим 2008 г. (вероятно, это мож-

12 000

10 000

8 000

6 000

2006

2007

2008

2009

2010

Рис. 2. Динамика взимания таможенных платежей Оренбургской таможней за 2006-2010 гг., млн руб.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жебрпя -и ЪР^тжгсх*

49

тенденция средней, и существует тренд. Поэтому можно приступать к следующему этапу анализа, а именно выделению и описанию тренда. Для этого применяется аналитическое выравнивание ряда динамики (линии тренда). Уравнение прямой линии имеет следующий вид:

y = а0 + а! t, где y1 - значение уровней выровненного ряда, которые необходимо вычислить; а0, а1 - параметры прямой; t - показатель времени.

Нужно добиться такого результата, чтобы уравнение максимально полно соответствовало фактическим уровням ряда. Для этого наиболее широко применяется метод наименьших квадратов, т. е. решается задача для условия, когда сумма квадратов отклонений (фактических уровней от теоретических) является наименьшей:

[у - (а0 + а1 х t)] = f (а0, а1) = min, где у - фактический уровень ряда динамики.

Минимальные значения функции соответствуют точке, где первые частные производные равны нулю. Рассчитав их и приравняв к нулю, получим следующую систему уравнений:

Расчет параметров а0 и

I у = па0 + а

[ yt = а^ + а/2' где п - число уровней ряда динамики.

Для оптимизации вычислений периоды t обозначаются так, чтобы t = 0. Следовательно, параметры а0 и а1 прямой в результате решения задачи можно вычислить по следующим формулам: а0 = у / п (средний уровень ряда динамики); а1 = yt / (угол наклона прямой к оси абсцисс).

Расчет параметров а0 и ах прямой, выравнивающей фактические уровни ряда динамики [1, 2, 7], представлен в табл.3.

Таким образом, уравнение прямой имеет вид у1 = а0 + а1 1 =5 993 + 1 234

По результатам полученного уравнения можно построить график, отображающий линию тренда и сглаживающий случайные колебания (рис. 3).

Для уравнения тренда рассчитывается коэффициент детерминации Я2, ^-критерий Фишера. В рассматриваемом случае Я2 = 0,771, т. е. уравнение регрессии характеризует 77,1 % вариации взимания таможенных платежей, и 22,9 % изменений являются следствием влияния случайных факторов.

Таблица 3

а1 прямой за 2006-2010 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 Сумма

Поступления в бюджет у, млн руб. 4 356,44 3 280,26 7 640,56 5 045,72 9 643,65 29 966,63

Период времени t -2 -1 0 1 2

? 4 1 0 1 4 10

-8 712,88 -3 280,26 0 5 045,72 19 287,31 12 339,88

а0 = у / п 5 993,3

а1 = уt / Р 1 234

12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0

2006 2007 2008

. Поступления в федеральный бюджет от уплаты таможенных платежей

"Линейный тренд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009 2010

Рис. 3. Динамика таможенных платежей в Оренбургской таможне за 2006-2010 гг., млн руб.

50

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео7>ЪЯ -и чеМКЮехА

Проверке адекватности найденной модели осуществляется с помощью ^-критерия Фишера. При проведении проверки на значимость выявлено, что полученная модель адекватна, значима и ее можно использовать при проведении соответствующего прогноза.

Большинство экономических явлений, характеризующихся изменением во времени, имеет структуру. Таможенные платежи, взимание которых можно охарактеризовать как определенный ряд динамики, имеют структуру, которая состоит из видов таможенных платежей. В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза [8] к таможенным платежам относятся:

- ввозная таможенная пошлина;

- вывозная таможенная пошлина;

- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

- акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

- таможенные сборы.

Для анализа структуры можно воспользоваться графическим методом и методом расчета относительного показателя структуры, индексным методом, а также осуществить анализ коэффициентов структуры.

Общая структура взимания таможенных платежей в Оренбургской таможне в среднем за 2008-2010 гг. выглядит следующим образом:

- НДС - 46 %;

- вывозная пошлина - 44 %;

- ввозная пошлина - 8 %;

- таможенные сборы - 2 %.

В современной статистической литературе [3, 6, 7 и др.] при анализе структуры экономических явлений используются некоторые показатели, расчет которых будет представлен далее. К таким показателям можно отнести индивидуальные (табл. 4) и обобщающие показатели структурных сдвигов.

К обобщающим показателям структурных сдвигов относится линейный коэффициент абсолютных

структурных сдвигов, позволяющий оценить структурные изменения по всей структуре таможенных платежей в целом. Он рассчитывается по формуле

I

d у - ^-1

Ь = ^-,

k

где d di._x - удельный вес признаков;

k - число градаций в структуре.

Линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов показывает, на сколько процентных пунктов в среднем отклоняются друг от друга сравниваемые удельные веса. При отсутствии сдвигов в структуре таможенных платежей этот показатель равен 0. Верхней границы изменения коэффициент не имеет. Чем больше изменения структуры, тем выше значение коэффициента [1, 2, 7].

Для 2008 г. линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов равен 2 %, для 2009 г. - 9,5 %, для 2010 г. - 14 %.

Произведенные расчеты индивидуальных показателей структурных сдвигов и линейного коэффициента абсолютных структурных сдвигов указывают, что наибольшие изменения в структуре таможенных платежей произошли в 2010 г. Этому периоду соответствует самая большая скорость изменения поступления НДС (его доля снизилась на 30 %) и вывозной таможенной пошлины (ее доля увеличилась на 24 %).

На заключительном этапе анализа структуры таможенных платежей дается сводная оценка структурных различий. Для этого используются индекс Салаи и интегральный коэффициент структурных различий Гатева, которые обладают более совершенными аналитическими свойствами, чем линейный коэффициент абсолютных структурных сдвигов, так как варьируют от 0 до 1.

Индекс Салаи УС рассчитывается по формуле

^ =

где d2, d1 - удельные значения градации структур, п - число градаций [1, 2, 7].

Таблица 4

Индивидуальные показатели структурных сдвигов с переменной базой сравнения, %

2008 г. по сравнению с 2007 г. 2009 г. по сравнению с 2008 г. 2010 г. по сравнению с 2009 г.

Вид платежа Доля в Индивидуальный Доля в Индивидуальный Доля в Индивидуальный

структуре показатель структуре показатель структуре показатель

Вывозная пошлина 45 -4 27 -18 51 24

Ввозная пошлина 7 0 10 3 8 -2

НДС 45 4 61 16 31 -30

Таможенные сборы 3 0 2 -1 2 0

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>ЪЯ те ЪР*?жг(Ъ4

51

А интегральный коэффициент структурных различий Гатева 7Г рассчитывается по формуле

Ъ =

Щ- ё2 )2

Таблица 5

Показатели структурных различий таможенных платежей, взимаемых Оренбургской таможней

Полученные результаты представлены в табл. 5.

Рассчитанные показатели, служащие для оценки структурных различий, изменяются от 0 до 1, и чем ближе к 0, тем меньше различия между признаками, чем ближе к 1, тем ощутимее различия между признаками в структуре. Таким образом, сравнив структуру таможенных платежей 2010 г. с аналогичными показателями 2007-2009 гг., можно сказать, что наблюдается существенный, но не сильный уровень различий.

Построение прогнозов по полученным моделям является итоговым, завершающим этапом анализа временных рядов взимания таможенных платежей.

Ранее при анализе динамики таможенных платежей было выявлено уравнение прямой у = 5 993 + 1 234 отражающей линию тренда таможенных платежей и сглаживающей случайные колебания, и доказано, что данная модель адекватна и может быть использована для осуществления прогнозов. Таким образом, исходя из данного уравнения, можно сделать вывод о том, что в 2011 г. сумма таможенных платежей составит 9 695 млн руб. При анализе структуры таможенных платежей было выявлено, что наибольший удельный вес приходится на вывозную таможенную пошлину и НДС, следовательно, 6 000

5 000

Год Индекс Салаи Коэффициент Гатева

2010 г в сравнении с базисным 2007 г. 0,15 0,13

2010 г в сравнении с базисным 2008 г. 0,14 0,17

2010 г в сравнении с базисным 2009 г. 0,37 0,43

4 000

3 000

2 000

1 000

2006 2007

2008

Рис. 4. Динамика вывозной таможенной пошлины в Оренбургской таможне за 2006-2010 гг., млн руб.

целесообразно сделать прогноз именно по данным таможенным платежам.

По материалам о динамике вывозной таможенной пошлины построен график и выявлена наиболее оптимальная тенденция, описывающая исходный ряд (рис. 4).

Далее, установив наличие тенденции, представляется возможным подобрать оптимальное уравнение тренда. Наиболее соответствующим типом тренда для данного случая является линейный. Он описывается следующим уравнением прямой у = а0 + а/ =2 676,3 + 545,2

Коэффициент детерминации для линейного уравнения тренда равен 0,75, т. е. найденное уравнение регрессии объясняет 75 % вариации объемов взимания вывозной таможенной пошлины.

Проверка адекватности всей построенной модели осуществляется с помощью расчета Г-критерия Фишера, где Г > Г , , 5,67 > 4,14. То есть пост-

^ ' ^ расч табл' ' '

роенная модель на основе проверки по Г-критерию Фишера в целом адекватна, и все коэффициенты регрессии значимы.

Согласно полученным результатам на основе уравнения прямой с определенной долей вероятности можно утверждать, что в прогнозируемом периоде фактические поступления от вывозной таможенной пошлины в федеральный бюджет составят приблизительно 4 614,9 млн руб.

Также можно провести подобные расчеты и в отношении динамики НДС при ввозе товаров. Объем НДС имеет во времени возрастающий тренд.

Соответствующее уравнение прямой будет иметь вид

2009

2010

у

а0 + а^ = 2 549,6 + 665,9

0

52

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

4 500 4 000 3 500 3 000 2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

К = 0,801

2006

2007

НДС

2008

2009

2010

Линейный тренд НДС

Рис. 5. Динамика НДС в Оренбургской таможне за 2006-2010 гг., млн руб.

В рассматриваемом случае коэффициент детерминации для линейного уравнения тренда равен 0,801, т. е. найденное уравнение регрессии объясняет 80,1 % вариации объема НДС. Далее, р > р 4,34 > 4,14.

расч табл' ' '

Следовательно, такая модель может быть использована для осуществления прогнозов. Согласно полученным результатам на основе уравнения прямой с определенной долей вероятности можно утверждать, что в прогнозируемом периоде фак-

тические поступления от НДС в федеральный бюджет составят приблизительно 4 547,3 млн руб.

Таким образом, в авторском исследовании предпринята попытка проведения апробации разработанной методики анализа взимания таможенных платежей, причем главный акцент смещен в сторону действия такой новой интеграционной группировки с участием России, как Таможенный союз. Методика позволит создать качественно новый инструмент при проведении комплексного анализа и оценки рисков совершения торгово-экономических операций в рамках Таможенного союза.

Разумеется, авторская методика не может учесть всех объективных факторов действия Таможенного союза, особенно в части поступлений от внешнеэкономической деятельности. Это будет возможно сделать лишь по прошествии определенного времени, когда будет накоплен определенный теоретический и практический опыт осуществления внешнеэкономической деятельности России в новых условиях.

Список литературы

1. Айвазян С. А. Прикладная статистика / С. А. Айвазян, И. С. Енюков, Л. Д. Мешалкин. М.: Финансы и статистика, 2003.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Афанасьев В. Н. Анализ временных рядов и прогнозирование: учебник / В. Н. Афанасьев, М. М. Юз-башев. М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Единая методология таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств: решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 09.12.1994.

4. Попов В. В. Теоретические аспекты статистического анализа таможенных платежей // Вестник ОГУ. 2008. № 84.

5. Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие от 20.05.2010.

6. Таможенная статистика: учеб. пособие. М.: РИО РТА, 2003.

7. Теория статистики: учебник / под ред. Р. А. Шмойловой. М.: Финансы и статистика, 2007.

8. Таможенный кодекс Таможенного союза: решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17у)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш5б7>геЯ те ЪР*?жгеЪ4

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.