Научная статья на тему 'Анализ существующих узлов сопряжения пространственных конструкций и разработка сборно-разборного узлового элемента'

Анализ существующих узлов сопряжения пространственных конструкций и разработка сборно-разборного узлового элемента Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
771
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / УЗЛОВОЙ ЭЛЕМЕНТ / УЗЛОВОЕ СОПРЯЖЕНИЕ / КОННЕКТОР / CONNECTOR / SPACE STRUCTURES / JOINT / SYSTEM / MODULAR

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Инжутов Иван Семенович, Дмитриев Петр Андреевич, Деордиев Сергей Владимирович, Захарюта Василий Викторович

Обобщен и проанализирован накопленный опыт конструкторских разработок, проведенных отечественными и зарубежными авторами в направлении сопряжения стержневых элементов пространственных конструкций. Узловые элементы сгруппированы и отмечены основные их достоинства и недостатки. На основании сделанных выводов разработано новое конструктивное решение сборно-разборного узлового соединения, которое позволяет сократить расход материалов (стали или пластмасс) на его изготовление, упростить сборку конструкции, повысить надежность узлового элемента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Инжутов Иван Семенович, Дмитриев Петр Андреевич, Деордиев Сергей Владимирович, Захарюта Василий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of available space structure joints and designof demountable modular joints

The article is an overview of various designs developed for joints of rod elements of space structures. Designs under consideration include those developed by domestic and foreign researchers and structural engineers. Space joints are clustered on the basis of their characteristic features, and their principal strengths and weaknesses are specified by the authors.The authors’ overview serves as the basis for an advanced structural solution developed for modular joints of space elements. A space joint consists of four space details having holes that are fastened to the central element by two bolts (screws). A flat plate with holes is attached to the edge of the central element. Space details and the core element are to have a gap between them. Rod ends are inserted into gaps and fastened to joints with bolts. The proposed solution may be used to reduce the material consumption rate (steel and plastic) and to simplify the assembly of structures. The solution proposed by the authors also improves the reliability of joints due to the integrity of elements, their rigid fastening to the central element, and the use of two cross-section bolts.

Текст научной работы на тему «Анализ существующих узлов сопряжения пространственных конструкций и разработка сборно-разборного узлового элемента»

УДК 624.01

И.С. Инжутов, П.А. Дмитриев, С.В. Деордиев, В.В. Захарюта

ИСИ ФГАОУВПО «СФУ»

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ УЗЛОВ СОПРЯЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ И РАЗРАБОТКА СБОРНО-РАЗБОРНОГО УЗЛОВОГО ЭЛЕМЕНТА

Обобщен и проанализирован накопленный опыт конструкторских разработок, проведенных отечественными и зарубежными авторами в направлении сопряжения стержневых элементов пространственных конструкций. Узловые элементы сгруппированы и отмечены основные их достоинства и недостатки. На основании сделанных выводов разработано новое конструктивное решение сборно-разборного узлового соединения, которое позволяет сократить расход материалов (стали или пластмасс) на его изготовление, упростить сборку конструкции, повысить надежность узлового элемента.

Ключевые слова: пространственные конструкции, узловой элемент, узловое сопряжение, коннектор.

Выбор и конструирование узловых соединений элементов пространственных конструкций отражается не только на целостности и надежности всей системы, но и на конечном коммерческом результате. Ошибки, допущенные при проектировании, могут привести к чрезмерным тратам на изготовление, повышенной металлоемкости, усложнить сборку конструкции, привести к неправильной ее работе и образованию нежелательных начальных усилий. Поэтому столь важно рассматривать выбор узловых соединений комплексно, со всех позиций, уделяя им особое внимание.

Наиболее известный коннектор из сварных соединений — узел системы Oktaplatte, разработанный немецким концерном Manessman [1]. Коннектор включает две полусферические полые детали, усиливаемые на стыке стальной дисковой диафрагмой. Полусферы свариваются, образуя коннектор сферической формы. Соединение полых стержней в узле происходит при помощи монтажной сварки (рис. 1, а, б). Примером применения системы Oktaplatte является павильон кассовых аппаратов США на Всемирной выставке 1964— 1965 гг. в Нью-Йорке. Усовершенствованными версиями Oktaplatte являются французские сварные системы Segmo (рис. 1, в) и SDC, разработанные С. Дю Шато [1, 2]. Преимуществом SDC перед аналогом являются полости в полусферах, позволяющие регулировать соединяемые элементы по длине. Лабораторией МК и сварки ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко разработано узловое соединение на ванной сварке [3]. Такое соединение присутствует в покрытии рынка в г. Тольятти в виде пирамиды с основанием 54^54 м и высотой 27,4 м. Отличием является отсутствие коннектора и других дополнительных деталей (рис. 1, г).

ВЕСТНИК roft,-

3/2013

а б в г

Рис. 1. Технические решения сварных соединений: а — система ОИар1айе; б — коннектор ОЫар1айе; в — система Segmo; г — на ванной сварке ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко

Сварные соединения позволяют объединять разное количество элементов в пространстве практически под любым углом, однако обладают рядом недостатков, среди которых: большой объем монтажных сварочных работ, сложность выверки углов и в связи с этим возможная расцентровка, неразборность соединений, неоднородность сварного шва и остаточные сварочные напряжения, жесткие требования к длинам стержней, а также повышенная пожароо-пасность в случае использования древесины.

Отдельной категорией идут сборно-разборные узловые соединения, выполненные без дополнительного коннектора. В таких соединениях присутствует специальная обработка концов стержневых элементов, которые сплющивают, гнут, либо наваривают дополнительные детали. Соединение происходит, как правило, при помощи одного или нескольких болтов. Наиболее известны: французская система SARTON (рис. 2, а), итальянская система Premit (рис. 2, б) и отечественные изобретения Ю.С. Хваткина (рис. 2, в) и В.И. Кудишина (рис. 2, г) [1, 2, 4, 5].

а б в г

Рис. 2. Узловые соединения, выполненные без дополнительного коннектора:

а — система SARTON; б — система Ргетй; в — изобретение Ю.С. Хваткина; г — изобретение В.И. Кудишина

Несмотря на невысокую материалоемкость, соединения без дополнительного коннектора требуют тщательной выверки, а потому не допускают развития погрешностей, связанных с отклонением длин стержней.

В 1962 г. канадской фирмой Fentiman была разработана система Тг^ейс (рис. 3, а, б) [6]. Коннектор представляет собой алюминиевый сердечник в форме цилиндра, вдоль образующих которого имеются пазы с рифлеными стенками. Концы стержней опрессовываются по профилю пазов, вставляются в цилиндр и фиксируются в прорезях узла двумя крышками сверху и снизу и скрепляются центральным болтом. Среди построенных сооружений павильон Нидерландов на «Экспо-67». Аналогично немецкой компанией была разра-

ботана система «Октанорм» (рис. 3, в) [8], отличающаяся цилиндрическими пазами в сердечнике и соответствующими им наконечниками стержней. В Германии Institut für Industriebau предложил систему IFI с клиновидными пазами и соответствующими сварными наконечниками. По этой системе создана конструкция типа «Берлин».

а б в

Рис. 3. Технические решения соединений с цилиндрическими сердечниками: а,

б — система Тг^ейс; в — система «Октанорм»

Системы с цилиндрическим коннектором и пазами не предназначены для больших нагрузок и сложны в изготовлении. Одной из проблем таких систем является податливость узлов (люфтование). Это вызвано тем, что для облегчения сборки применяют более свободную посадку стержней в пазы коннектора. В системе Ш1 в результате сварки клиновидных наконечников со стержнями нарушается соосность элементов и возникают случайные эксцентриситеты.

Самой популярной системой с осеболтовым соединением является Мего (рис. 4, а), предложенная немецким конструктором Менгеринхаузеном в 1942 г. Коннектор представляет собой стальной многогранник, близкий по форме к сфере, включающий отверстия с нарезанной резьбой. Такой коннектор позволяет соединять до 18 стержневых элементов. Полые стержневые элементы содержат конические наконечники, снабженные центральным болтом и муфтой. При повороте муфты болт ввинчивается в резьбовое отверстие коннектора [6]. Примером использования этой системы являются структуры стен и покрытия здания кирхи в Дюссельдорфе (Германия). Зарубежными аналогами Мего являются немецкая система «Веймар», испанская система Огопа, итальянская система СиЬойо (рис. 4, б—г) [1, 8].

а б в г

Рис. 4. Технические решения осеболтовых соединений: а — коннектор Mero; б — система «Веймар»; в — система Orona; г — система Cubotto

Среди российских аналогов Мего известна система «МАрхИ», разработанная В.К. Файбишенко [9]. Структуры системы «МархИ» применили в качестве

покрытия и стен машинного зала на Саяно-Шушенской ГЭС. Аналогичной по конструктивному решению коннектора является система «Кисловодск».

Среди достоинств систем, основанных на сферических коннекторах и осе-болтовых соединениях: универсальность применения, компактность коннекторов, не высокая трудоемкость монтажа, сборно-разборность и эстетичность. Недостатком таких систем является жесткое требование к допускам длин стержней. В сжатых элементах не допустим зазор между муфтой и коннектором, при наличии которого возникают начальные усилия в структуре, меняющие характер ее работы, вплоть до выключения некоторых стержней и перераспределения усилий.

С развитием структурных конструкций появились узловые элементы, в которых болты располагаются резьбой наружу, для ввинчивания в наконечники стержней. Одной из таких разработок является японская система NS Truss (рис. 5, а), предложенная корпорацией Nippon Steel. Коннектор системы выполнен в виде полой металлической сферы U-образной формы, с полостью, выходящей на одну или две стороны коннектора, необходимой для размещения соединительных болтов [1]. Известны также французские системы Spherobat и Villeroy (автор С. Дю Шато), итальянская система Vestrut (рис. 5, б—г) [1, 8]. Коннекторы этих систем отличаются тем, что состоят из нескольких деталей, стягиваемых между собой центральным болтом.

а б в г

Рис. 5. Зарубежные технические решения узловых элементов с болтами «наружу»: а — система NS Truss; б — система Spherobat; в — коннектор Villeroy; г — система Vestrut

Разработки подобных систем присутствуют и у отечественных авторов. Среди них узловые соединения М.М. Жербина, А.П. Терещенко (рис. 6, а—в), В.Г. Никифорова, В.Н. Потапова (рис. 6, г). В узловом соединении М.М. Жербина детали коннектора скрепляются при помощи одного болта. В двух других разработках детали коннектора после размещения крепежных болтов свариваются [10—12].

а б в г

Рис. 6. Отечественные технические решения узловых элементов с болтами «наружу»: а, б — коннектор М.М. Жербина; в — коннектор А.П. Терещенко; г — коннектор В.Г Никифорова

Рассмотренные выше системы имеют схожие достоинства и недостатки с системами по типу Мего.

В 1972 г. появилась система Nodus (рис. 7) [6], разработанная Британской корпорацией стали. Коннектор состоит из двух половинных фасонок крестообразной формы, имеющих внутреннюю резьбу по четырем сторонам для размещения резьбовых концов стержней. Одна из фасонок снабжена дополнительно четырьмя ушками с отверстиями для крепления вилкообразных раскосных элементов на болтах. Недостатком системы является трудоемкость изготовления сложных по форме деталей.

а б

Рис. 7. Коннектор, состоящий из двух половинных фасонок крестообразной формы: а — система Nodus; б — коннектор системы Nodus

В категории болтовых соединений на пространственных фасонках популярность приобрела французская система Newbat (рис. 8, а). Коннектор системы цельнометаллический литой представляет собой взаимно перпендикулярные спаренные пластины для поясных элементов и пирамидальную пластину для раскосов. Достоинствами цельнометаллических коннекторов являются отсутствие ослаблений в виде сварных швов, дополнительных деталей и крепежных элементов, компактность, эстетичность. Также положительным качеством является применение двухсрезных болтов. Основной недостаток — сложность изготовления. Болтовые соединения на сварных коннекторах более распространенны по причине простоты их изготовления. Среди известных французская система TRIDI 2000, изобретение В.П. Деева и узловое соединение на пространственных листовых фасонках (рис. 8, б—г) [1, 13].

а б в г

Рис. 8. Болтовые соединения на пространственных фасонках: а—коннектор Newbat; б — коннектор ТК!Э1 2000; в — изобретение В.П. Деева; г — коннектор на пространственных листовых фасонках

Известна американская система Moduspan (Uшstrut), состоящая из стержней открытого профиля и коннектора выполненного в виде штампованного листа,

имеющего плоский участок и отогнутые наклонные участки (рис. 9). Примером является покрытие над входом в Грузинский дом в г. Атланта, США [2].

Достоинствами системы Moduspan являются легкость, простота изготовления, цельность коннектора, отсутствие ослабляющих коннектор соединений, дополнительных элементов и крепежных деталей. Недостаток — относительно малая несущая способность и возможная расцентровка усилий.

Среди отечественных разработок известно изобретение А.З. Клячина (рис. 10, а), состоящее из пространственной штампованной фасонки и плоской пластины, скрепленной с фасонкой одним болтом [14]. М.В. Калугиным предложено узловое соединение «Сокол» (рис. 10, б, в) [15]. Узловое соединение включает разъемный узловой элемент, выполненный в виде сходящихся вершинами к центру узла полых пирамид. Недостатком отечественных коннекторов является повышенная податливость по причине отсутствия в них центрального сердечника, придающего большую жесткость. Возможны смещение деталей друг относительно друга и поворот. М.В. Калугин усовершенствовал систему «Сокол», добавив кубический сердечник [16]. Теперь вершины пирамид крепились к сердечнику, а не только друг к другу (рис. 10, г). Однако, ввиду малых размеров болтов и сердечника, такой узловой элемент не способен воспринимать серьезные нагрузки.

а б в г

Рис. 10. Отечественные разработки узлов со штампованными фасонками: а — коннектор А.З. Клячина; б, в — коннектор «Сокол»; г — коннектор М.В. Калугина

Общим недостатком болтовых соединений на фасонках является податливость соединений. Она возникает из-за разности диаметра отверстия в фасонке и диаметра болта. Стержни вступают в работу с запозданием, после выбора зазора, в результате чего происходит перераспределение усилий. Однако разница в диаметрах является и достоинством болтовых систем, так как компенсирует погрешности длин стержней. Такие системы легче монтируются.

Выводы. 1. С позиции формообразования структурных зданий, а также простоты сборки наиболее предпочтительны узловые элементы на пространственных листовых фасонках. Допуски на отклонения длин стержней в таких узлах выше. Однако такие технические решения определяют снижение затрат на их изготовление и упрощение формы.

2. Менее материалоемкими и более надежными являются узловые элементы с цельными деталями: штампованными, гнутыми или фрезерованными. Такие узлы состоят из однотипных деталей, что упрощает их изготовление, при этом отсутствуют ослабления в виде сварных швов. Однако собираются такие конструкции сложнее, а формы конструкций ограничиваются стандартными.

3. В сборных соединениях предпочтительно наличие единого сердечника, повышающего жесткость коннектора, а также использование двухсрезных болтов, что дает возможность повысить их несущую способность и обеспечить центрацию осей в узле.

Задачей изобретения нового конструктивного решения является повышение надежности узлового соединения, при помощи прокатного сердечника, жесткого крепления цельных деталей к нему и использования двухсрезных болтов, повышение технологичности изготовления и упрощения сборки, за счет полной заводской готовности однотипных деталей и соединений их в единый коннектор на болтах.

Узловой элемент (рис. 11, а, б) включает: четырехгранные фигурные полые детали (рис. 11, в), к трем граням которых через отверстия в них прикреплены на болтах стержни структуры; стальной прокатный сердечник квадратного сечения с торцевой накладкой и со сквозными резьбовыми отверстиями с нарезками (рис. 11, г), к которому четвертыми гранями на винтах или болтах присоединены вверху и внизу фигурные полые детали; дисковую накладку с резьбовым отверстием в центре (рис. 11, д), которая закреплена к сердечнику при помощи центрального болта или винта с шайбой-прокладкой. Шайба-прокладка размещена между торцевой накладкой и дисковой накладкой, при этом образуется зазор для размещения наконечника стержневого элемента. Четыре отверстия в дисковой накладке совпадают по расположению и диаметру с отверстиями в фигурных полых деталях.

Рис. 11. Предлагаемый авторами узловой элемент: а — вид в изометрии; б — то же,

вид сбоку; в — пространственная фасонка; г — прокатный сердечник; д — накладка

Узловое соединение собирают в следующей последовательности: к сердечнику приваривают торцевую накладку; к граням сердечника четвертыми гранями крепят фигурные полые детали, раскрепляя их попарно болтами вверху и внизу, при этом отверстия под болты соседних граней сердечника разведены по высоте; в отверстие в торцевой накладке пропускают центральный болт концом наружу; поверх торцевой накладки на болт одевают шайбу и дисковую накладку, которую затягивают гайкой; совмещают отверстия в дисковой накладке с отверстиями в фигурных полых деталях; в зазоры между дисковой накладкой и фигурными полыми деталями, а также в зазоры между смежными гранями фигурных полых деталей заводят наконечники стержневых элементов, совмещают отверстия и скрепляют на болтах.

Фигурные полые детали изготавливают путем горячего штампования, сердечник выполняют из прокатного профиля квадратного сечения, а дисковую накладку вырезают из металлической пластины.

Выводы. Предлагаемое техническое решение узла пространственного сопряжения стержней в строительных конструкция, полученное как результат синтеза достоинств и положительных качеств известных узловых элементов при одновременном преодолении выявленных недочетов, позволяет:

1) сократить расход материалов (стали или пластмасс) на его изготовление; упростить сборку конструкции за счет однотипности фигурных полых деталей и массового их заводского производства;

2) повысить надежность узлового элемента за счет цельности фигурных полых деталей и жесткого их крепления к единому прокатному сердечнику, а также применения двухсрезных болтов.

Библиографический список

1. Makowski Z.S. Development of jointing systems for modular prefabricated steel space structures // Proceedings of the international symposium. Warsaw, Poland, 2002. Pp. 17—41.

2. Chilton J. Space Grid Structures // Produced by Plant a tree. Great Britain, 2000.

3. Трофимов В.И., Каминский А.М. Легкие металлические конструкции зданий и сооружений : монография. М. : Изд-во АСВ, 2002. С. 130—132.

4. А. С. 2087634 РФ. Узел соединения стержней пространственного каркаса / Ю.С. Хваткин.

5. А. С. 497390 СССР. Узловое соединение пространственной стержневой конструкции / В.И. Кудишин, В.И. Трофимов.

6. Ramaswamy G.S., EekhoutM., Suresh G.R. Steel space frames, analysys, design and constrution // Produced by Thomas Felford Publishing. London, 2002.

7. А. С. 1794151 СССР. Узел соединения стержней пространственного каркаса / Йоханес Эрнст Отто Штэгер.

8. Vestrut space grid systems. Режим доступа: http://www.vestrut.it. Дата обращения: 10.11.12.

9. ТУ 5285-001-47543297—09. Стержни и узловые элементы системы МАРХИ. М., 2009.

10. А. С. 690135 СССР. Узловое соединение трубчатых стержней пространственного каркаса / М.М. Жербин, А.П. Терещенко, А.А. Нилов, И. Яцошек.

11. А. С. 702133 СССР. Узловое соединение трубчатых стержней пространственного каркаса / А.П. Терещенко, И. Яцошек, А. Нилова.

12. А. С. 1063958 СССР. Узловое соединение стержней пространственного каркаса / В.Г. Никифоров, В.Н. Потапов, Е.А. Коваль, В.Н. Леонова.

13. А. С. 779529 СССР. Узловое соединение стержней пространственного покрытия / В.П. Деев, В.П. Птичкин, М.Т. Кондратов, А.А. Толстых, В.В. Коротков.

14. А. С. 1805180 СССР. Решетчатая пространственная конструкция / А.З. Клячин,

H.Г. Горелов.

15. А. С. 543720 СССР. Узловое соединение стержней пространственного каркаса / М.В. Калугин, Б.И. Кормилицын.

16. А. С. 937647 СССР. Узловое соединение стержней пространственного каркаса / М.В. Калугин, Б.И. Широков, В.И. Анеликов, Н.И. Сурин.

Поступила в редакцию в декабре 2012 г.

Об авторах: Инжутов Иван Семенович — доктор технических наук, профессор, директор института, Инженерно-строительный институт Сибирского федерального университета (ИСИ ФГАОУ ВПО «СФУ»), 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, д. 82, 8(391)252-78-11, [email protected];

Дмитриев Петр Андреевич — доктор технических наук, профессор кафедры строительных конструкций и управляемых систем, Инженерно-строительный институт Сибирского федерального университета (ИСИ ФГАОУ ВПО «СФУ»), 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, д. 82, 8(391)252-78-11;

Деордиев Сергей Владимирович — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой строительных конструкций и управляемых систем, Инженерно-строительный институт Сибирского федерального университета (ИСИ ФГАОУ ВПО «СФУ»), 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, д. 82, 8(391)252-78-64, [email protected];

Захарюта Василий Викторович — аспирант кафедры строительных конструкций и управляемых систем, Инженерно-строительный институт Сибирского федерального университета (ИСИ ФГАОУ ВПО «СФУ»), 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, д. 82, [email protected].

Для цитирования: Анализ существующих узлов сопряжения пространственных конструкций и разработка сборно-разборного узлового элемента / И.С. Инжутов, П.А. Дмитриев, С.В. Деордиев, В.В. Захарюта // Вестник МГСУ 2013. № 3. С. 61—71.

I.S. Inzhutov, P.A. Dmitriev, S.V. Deordiev, V.V. Zakharyuta

ANALYSIS OF AVAILABLE SPACE STRUCTURE JOINTS AND DESIGN OF DEMOUNTABLE MODULAR JOINTS

The article is an overview of various designs developed for joints of rod elements of space structures. Designs under consideration include those developed by domestic and foreign researchers and structural engineers. Space joints are clustered on the basis of their characteristic features, and their principal strengths and weaknesses are specified by the authors.

The authors' overview serves as the basis for an advanced structural solution developed for modular joints of space elements. A space joint consists of four space details having holes that are fastened to the central element by two bolts (screws). A flat plate with holes is attached to the edge of the central element. Space details and the core element are to have a gap between them. Rod ends are inserted into gaps and fastened to

joints with bolts. The proposed solution may be used to reduce the material consumption rate (steel and plastic) and to simplify the assembly of structures. The solution proposed by the authors also improves the reliability of joints due to the integrity of elements, their rigid fastening to the central element, and the use of two cross-section bolts.

Key words: space structures, joint, system, modular, connector.

References

1. Makowski Z.S. Development of Jointing Systems for Modular Prefabricated Steel Space Structures. Proceedings of the international symposium. Warsaw, Poland, 2002, pp. 17—41.

2. Chilton J. Space Grid Structures. Produced by Plant a Tree. Great Britain, 2000.

3. Trofimov V.I., Kaminskiy A.M. Legkie metallicheskie konstruktsii zdaniy i sooruzheniy [Lightweight Metal Constructions of Buildings and Structures]. Moscow, ASV Publ., 2002, pp. 130—132.

4. Khvatkin Yu.S. Avtorskoe svidetel'stvo 2087634 RU. Uzel soedineniya sterzhneypros-transtvennogo karkasa [Authorship Certificate 2087634 RU. Joint for Rods of a Space Frame].

5. Kudishin V.I., Trofimov V.I. Avtorskoe svidetel'stvo 497390 SU. Uzlovoe soedinenie prostranstvennoy sterzhnevoy konstruktsii [Joint for a Space Rod Structure].

6. Ramaswamy G.S., Eekhout M., Suresh G.R. Steel Space Frames, Analysis, Design and Construction. London, Thomas Telford Publishing, 2002.

7. Shteger J.E.O. Avtorskoe svidetel'stvo 1794151 SSSR. Uzel soedineniya sterzhney prostranstvennogo karkasa [Authorship Certificate 1794151 USSR. Joint for Rods of a Space Frame].

8. Vestrut Space Grid Systems. Available at: http://www.vestrut.it. Date of access: October 11, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. TU 5285-001-47543297—09. Sterzhni i uzlovye elementy sistemy MARKhI [Technical Specifications 5285-001-47543297—09. Rods and Joint of the MARKHI System]. Moscow, 2009.

10. Zherbin M.M., Tereshchenko A.P., Nilov A.A., Yatsoshek I. Avtorskoe svidetel'stvo 690135 SU. Uzlovoe soedinenie trubchatykh sterzhney prostranstvennogo karkasa [Authorship Certificate 690135 SU. Joint of Tubular Rods of a Space Frame].

11. Tereshchenko A.P., Yatsoshek I., Nilova A. Avtorskoe svidetel'stvo 702133 SU. Uzlovoe soedinenie trubchatykh sterzhney prostranstvennogo karkasa [Authorship Certificate 702133 SU. Joint of Tubular Rods of a Space Frame].

12. Nikiforov V.G., Potapov V.N., Koval' E.A., Leonova V.N. Avtorskoe svidetel'stvo 1063958 SU. Uzlovoe soedinenie sterzhney prostranstvennogo karkasa [Authorship Certificate 1063958 SU. Joint of Rods of a Space Frame].

13. Deev V.P., Ptichkin V.P., Kondrashov M.T., Tolstykh A.A., Korotkov V.V. Avtorskoe svidetel'stvo 779529 SSSR. Uzlovoe soedinenie sterzhney prostranstvennogo pokrytiya [Authorship Certificate 779529 USSR. Joint of Rods of a Shell Roof].

14. Klyachin A.Z., Gorelov N.G. Avtorskoe svidetel'stvo 1805180 SSSR. Reshetchataya prostranstvennaya konstruktsiya [Authorship Certificate 1805180 USSR. Grid Space Structure].

15. Kalugin M.V., Kormilitsyn B.I. Avtorskoe svidetel'stvo 543720 SSSR. Uzlovoe soed-inenie sterzhney prostranstvennogo karkasa [Authorship Certificate 543720 USSR. Joint for Rods of a Space Frame].

16. Kalugin M.V., Shirokov B.I., Anelikov V.I., Surin N.I. Avtorskoe svidetel'stvo 937647 SSSR. Uzlovoe soedinenie sterzhney prostranstvennogo karkasa [Authorship Certificate 937647 USSR. Joint for Rods of a Space Frame].

About the authors: Inzhutov Ivan Semenovich — Doctor of Technical Sciences, Professor, Director, Institute of Civil Engineering, Siberian Federal University (SFU),

82 Svobodnyy prospekt, Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation; ivaninzhutov@gmail. com; +7 (391) 252-78-11;

Dmitriev Petr Andreevich — Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Structural Units and Controlled Systems, Institute of Civil Engineering, Siberian Federal University (SFU), 82 Svobodnyy prospekt, Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation; +7 (391) 252-78-11;

Deordiev Sergey Vladimirovich — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Chair, Department of Structural Units and Controlled Systems, Institute of Civil Engineering, Siberian Federal University (SFU), 82 Svobodnyy prospekt, Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation; [email protected]; +7 (391) 252-78-64;

Zakharyuta Vasiliy Viktorovich — postgraduate student, Department of Structural Units and Controlled Systems, Institute of Civil Engineering, Siberian Federal University (SFU), 82 Svobodnyy prospekt, Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation; [email protected].

For citation: Inzhutov I.S., Dmitriev P.A., Deordiev S.V., Zakharyuta V.V. Analiz su-shchestvuyushchikh uzlov sopryazheniya prostranstvennykh konstruktsiy i razrabotka sbor-no-razbornogo uzlovogo elementa [Analysis of Available Space Structure Joints and Design of Demountable Modular Joints]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 3, pp. 61—71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.