Научная статья на тему 'Анализ существующих процессных подходов к управлению инцидентами информационной безопасности'

Анализ существующих процессных подходов к управлению инцидентами информационной безопасности Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
285
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / МЕНЕДЖМЕНТ ИНЦИДЕНТОВ ИБ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Костомаров В.А.

Рассматриваются процессные подходы, принятые в международных и национальных стандартах в области информационной безопасности и проводится сравнительный анализ представленных процессных подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ существующих процессных подходов к управлению инцидентами информационной безопасности»

1. Вычтем из уравнения (8) уравнение (7), умножая его на 8:

0 - 39Д2 -18Д3 =-184 (10)

Из уравнения (9) вычтем уравнение (7), домноженное на 6:

0 - 34Д2-17Д3 =-165 (11)

-34

2. Вычтем из уравнения (11) уравнение (10), умноженное на -—:

0 - 0-1.308^3 =-4.59 (12)

-4.59

3. Из уравнения (12) находим Л3 =—= 351 Ом, затем последовательно вычисляем Л2 =-.— = 3.098 « 3.1 Ом из уравнения (10), откуда находим Я-[ = 2,49 Ом, подставляя известные нам переменные Я2 и Я3 в уравнение (7).

Список литературы:

1. Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике. 1 часть. -изд. 5-е. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 279 с.

2. Сигорский В.П. Математический аппарат инженера. - изд. 2-е, стереотип. - «Техтка», 1977. - 753 с.

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОЦЕССНЫХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ИНЦИДЕНТАМИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© Костомаров В.А.*

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), г. Москва

Рассматриваются процессные подходы, принятые в международных и национальных стандартах в области информационной безопасности и проводится сравнительный анализ представленных процессных подходов.

Ключевые слова: управление информационной безопасностью, процессный подход, менеджмент инцидентов ИБ.

* Магистрант кафедры Автоматизированных систем обработки информации и управления. Научный руководитель: Микрюков А.А. заведующий кафедрой Автоматизированных систем обработки информации и управления МЭСИ, кандидат технических наук, доцент.

Ни одна самая совершенная мера по снижению рисков ИБ не может полностью предотвратить в информационной среде событий, потенциально несущих угрозу бизнесу организации [1]. Разработка эффективного процесса управления инцидентами ИБ может помочь в устранении этой угрозы. Первым этапом в решении этой задачи является анализ существующих в мире процессных подходов к управлению ИБ.

Процессный подход к управлению инцидентами ИБ в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007

Национальный стандарт России ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007 «Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности» основан на международном стандарте КОЛЕС ТЯ 18044. Стандарт определяет формальную модель процесса управления инцидентами ИБ.

В качестве общей стратегии ИБ организации данный стандарт требует использовать структурный подход к менеджменту инцидентов ИБ. Такой подход применяется для выполнения следующих задач [2]:

- обнаружения и эффективной обработки событий ИБ, в частности их определения как относящихся или не относящихся к инцидентам ИБ;

- оценки идентифицированных инцидентов ИБ;

- реагирования на инциденты ИБ наиболее целесообразным и результативным способов, в соответствии с проведенной оценкой;

- минимизации воздействия инцидентов ИБ на организацию и ее бизнес-операции за счет применения защитных мер, являющихся частью процесса реагирования на инцидент.

Описание процесса управления инцидентами ИБ основано на цикле PDCA [2]. В соответствии с данным циклом, стандарт подробно описывает следующие стадии жизненного процесса менеджмента инцидентов ИБ:

1. Планирования и подготовки. На данной стадии определяются: политики менеджмента инцидентов ИБ; порядок создания группы реагирования на инциденты ИБ (ГРИИБ); техническая поддержка реагирования на инциденты ИБ; порядок обеспечения осведомленности сотрудников организации.

2. Использования. На данной стадии осуществляются следующие процедуры: обнаружения и оповещение о событиях информационной безопасности; оценки и принятия решений по инцидентам; повторной оценки и подтверждения инцидента ИБ; реагирования на инциденты; расширения области принятия решений; регистрации деятельности и контроля за внесением изменений.

3. Анализа. На данной стадии осуществляются следующие процедуры: правовая экспертиза материалов об инциденте ИБ; определение улучшений ИБ; определение улучшений КИС.

4. Улучшения. На данной стадии осуществляются следующие процедуры: осуществление улучшений процесса менеджмента ИБ; осуществление улучшений ИБ; осуществление улучшений КИС.

В отличие от других стандартов по управлению инцидентами, в ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044-2007 рассматриваются инциденты в области ИБ. В связи с этим в данном стандарте также рассмотрены: примеры инцидентов ИБ; образец формы отчета о событиях и инцидентах ИБ; примеры общих рекомендаций по оценке инцидентов ИБ.

Процессный подход к управлению инцидентами ИБ в соответствии с ITIL

ITIL (Information Technology Infrastructure Library) - это набор руководств, разработанных в Великобритании. Каждое руководство представляет собой набор книг, в которых описывается интегрированная методология управления ИТ-услугами, основанная на передовом опыте и использующая процессный подход.

Использованный в библиотеке процессный подход полностью соответствует стандартам серии ISO 9000 (ГОСТ Р ИСО 9000). Процессный подход акцентирует внимание предприятия на достижении поставленных целей, анализе ключевых показателей эффективности, а также на ресурсах, затраченных на достижение этих целей.

Процесс управления инцидентами описан в книге Service Operation. Рассматриваемый в ITIL процесс управления инцидентами применим не только к сфере ИБ, но и к ИТ-инфраструктуре организации в целом.

Процесс управления инцидентами рассматривается в ITIL во взаимодействии с прочими процессами стандарта ITIL.

В ITIL выделяются следующие стадии процесса управления инцидентами [3] :

1. Обнаружение инцидента;

2. Регистрация инцидента;

3. Категоризация инцидента;

4. Пиритизация инцидента;

5. Сбор исходных данных об инциденте;

6. Расследование инцидента;

7. Эскалация инцидента;

8. Принятие решения об инциденте и восстановления нормального функционирования КИС;

9. Закрытие инцидента.

Особенностью ITIL является комплексный подход к формированию процессов. В частности, для процесса управления инцидентами в данном стандарте представлены: основные правила функционирования процесса; входы и выходы информации для процесса; ключевые показатели эффективности

процесса; условия успешного внедрения процесса; риски, возникающие при внедрении процесса.

Процессный подход к управлению инцидентами ИБ в соответствии с COBIT

COBIT (Control objectives for information and related technology) представляет собой документ высокого уровня, позволяющий определить концепцию построения процесса управления инцидентами информационной безопасности.

При описании процесса управления инцидентами в COBIT делается акцент на контроль ключевых параметров эффективности, определяемых руководством организации. В данном стандарте выделяются следующие стадии процесса управления инцидентами:

1. Регистрация инцидента;

2. Разрешение инцидентов;

3. Закрытие инцидентов;

4. Формирование отчетности и анализа тенденций.

В стандарте COBIT вводится понятие «уровень зрелости», определяющее уровень осознания организацией необходимости и возможных путей внедрения процесса управления инцидентами ИБ. Рассматриваются следующие уровни зрелости:

1. Несуществующий. Управление инцидентами полностью отсутствует.

2. Начальный (повторяющийся эпизодически и бессистемно). Стандартизованный процесс сбора информации существует, процесс предусматривающие разрешение и эскалацию инцидентов не разработан.

3. Повторяющийся, но интуитивный. Осознана необходимость создания процесса управления инцидентами ИБ. Решение инцидентов осуществляется на неформализованной основе сотрудниками, обладающими специальными знаниями.

4. Определенный. Осознана и признана необходимость создания процесса управления инцидентами ИБ. Стандартизованы и документально оформлены процедуры. Не фиксируется время реагирования и решения инцидентов.

5. Управляемый и измеряемый. Имеется полное понимание всех выгод создания процесса управления инцидентами ИБ. Инструментальные методы и средства автоматизированы. Руководство разрабатывает показатели для оценки эффективности функционирования процесса.

6. Оптимизированный. Процесс управления инцидентами внедрен и стабильно функционирует. В результате анализа показателей эффективности постоянного совершенствования и сопоставления с другими организациями процесс доведен до уровня лучших практик отрасли.

В таблице 1 приводится сравнительный анализ1 подходов к построению процесса управления информационной безопасностью на основе разных стандартов.

Таблица 1

Название стандарта Критерий ITIL ГОСТ Р ИСО/МЭК ТО 18044 COBIT

Построение процесса в соответствии с циклом РЭСЛ + + +

Определенные в стандарте политики функционирования процесса + - -

Определенный в стандарте порядок эскалации инцидентов + - -

Критерии эффективности процесса + - +/-

Наличие требований к документированию процесса - + -

Примеры отчетных документов - + -

Входы и выходы для процесса + - +

Информация о рисках внедрения процесса + - -

Перечень ключевых факторов успешного внедрения процесса + - -

Шкала уровня зрелости организации - - +

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что ни один из рассмотренных процессных подходов не дает абсолютной гарантии защиты КИС предприятия, однако на сегодняшний день наиболее рациональным является подход по стандартам и практикам ITIL.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006. «Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности».

2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 18044-2007. ««Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент инцидентов информационной безопасности».

3. ISO/IEC TR 18044:2004 «Information security incident management».

РАЗВЕРТЫВАНИЕ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СРЕДЕ WINDOWS AIK

© Михалев П.С.*

Брянский государственный технический университет, г. Брянск

В статье представлен краткий обзор процедуры развертывания операционной системы и основных возможностей среды Windows AIK.

Ключевые слова: операционная система, развертывание, автоматизация, конфигурирование, сценарии установки.

1 Стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 в данной статье не рассматривается, так как только

задает требования к построению процесса управления инцидентами ИБ, но не описывает его.

* Кафедра Информатики и программного обеспечения. Научный руководитель: Копелиович Д.И., доцент, кандидат технических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.