Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ В ОБЛАСТИ PRIVATE BANKING'

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ В ОБЛАСТИ PRIVATE BANKING Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PRIVATE BANKING / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ PB В РОССИИ / УСЛУГИ ИНВЕСТИЦИОННО-БАНКОВСКОГО ХАРАКТЕРА / КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКОВСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ДЕНЕЖНЫЕ НАКОПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матнишян Д.П., Теватросян Н.Р.

В статье акцентируется внимание на роли услуг отечественных банков в области Private Banking. Вкратце для обывателей Private Banking - это система отношений между клиентом и банком, которую характеризует персональный подход к клиенту, комплексность услуг и высококлассное обслуживание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ В ОБЛАСТИ PRIVATE BANKING»

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ УСЛУГ _В ОБЛАСТИ PRIVATE BANKING

Д.П. Матнишян

Н.Р. Теватросян,

магистранты

NATURE OF INNOVATIVE ECONOMY

Матвеев Alexander Сафронович, Doctor of economic sciences, Russian academy of national economy and government service at President of Russian Federation Moscow

Матвеев Oleg Aleksandrovich, Doctor of economic sciences, backing of social initiatives of people of North Fund Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье акцентируется внимание на роли услуг отечественных банков в области Private Banking. Вкратце для обывателей Private Banking - это система отношений между клиентом и банком, которую характеризует персональный подход к клиенту, комплексность услуг и высококлассное обслуживание.

Ключевые слова: Private Banking; особенности развития PB в России; услуги инвестиционно-банковского характера; коммерческие банковские учреждения; денежные накопления.

Рынок private banking был образован в России достаточно недавно. Отечественные участники рынка финансовых услуг начали активным образом предлагать данную услугу состоятельным клиентам практически с середины 2000-х годов. До всего этого в данного рода сегменте доминантными были дочерние компании западных структур финансового характера, при этом услуги данные не очень афишировались на широкой публике.

Что касается структур в России, первыми вышли на рынок private banking не банковские учреждения, а компании по инвестированию. Пожалуй, в качестве единственного исключения выступило банковское учреждение «Уралсиб», однако как исключение оно было весьма условное (то банковское учреждение было создано на базе финансовой корпорации «НИКойл», которая специализировалась на инвестициях).

Такого рода положение дел можно объяснить достаточно просто. Изна-чально в России под private banking понимали преимущественным образом управление клиентскими средствами, которые были вложены в активы финансового характера либо инвестированы каким-либо другого рода образом. Непосредственным образом банкинг для VIP-клиентов производится под маркой «привилегированного банковского обслуживания».

То, что данного рода рынок начал активное свое развитие только со второй половины 2000-х годов и как раз в такого рода форме, обусловлено движением потоков денежных средств. На мировых рынках цены на энергоносители в это время возрастали, в Россию шел достаточно большой поток денежных средств, стремительным образом расширялся класс людей состоятельных с определенными легальными доходами, у которых было желание и возможность открытым образом инвестировать собственные денежные средства. При этом количество состоятельных граждан повышалось в основе своей не за счет владельцев своего бизнеса, а за счет топ-менеджеров, являющихся представителями нефтегазового сектора, структур финансовых услуг, позднее - достаточно крупных корпораций. Иначе говоря, за счет людей, которые не имеют потребности вкладывать средства в ведение собственного бизнеса.

Данного рода процесс происходил на фоне стремительности роста фон-дового рынка, в связи с этим, как раз рынок ценных бумаг выступил в качестве катализатора развития рынка услуг по управлению достаточно крупными размерами частных капиталов.

Кризис финансовый 2007-2008 годов достаточно сильным образом ударил по рынку услуг инвестиционно-банковского характера. В очень большой степени было дискредитированным было само понятие сложных финансовых инструментов - можно вспомнить только то, что с одного из сегментов данного рода рынка (рынка продуктов структурированного характера на базе ипотечных закладных) и был начат, собственно, сам кризис. Инвесторами были потеряны на фондовом рынке большие суммы денежных средств, крупные мировые банковские учреждения инвестиционные, пытаясь спастись от банкротства, один за другим были «поглощены» очень крупными универсальными банковскими учреждениями. Аналогичного рода процессы происходили и в России.

После такого рода «финансового стресса» определенное желание получения прибыли на высокорисковых операциях у инвесторов было уменьшено, и на первый план выходили инструменты более консервативного характера, прежде всего, депозиты банковских учреждений. Состоятельные клиенты вспомнили об уровне надежности финансовых компаний, которые в РФ очень прочно ассоциируется с государственным участием в их капитале. В результате на первые места на рынке private banking выступили крупнейшие банковские учреждения, прямым или опосредованным образом подконтрольные государству, которые, к тому же, весьма кстати смогли успеть обзавестись достаточно мощными структурами инвестиционного характера и предложение комплексного характера для состоятельных клиентов в форме сочетания привилегированного обслуживания банков с управлением клиентскими активами.

Совокупные размеры отечественного рынка услуг private banking сильно различаются - от нескольких десятков до нескольких сотен миллиардов долларов. Отчасти это связано с его чрезвычайной закрытостью: финансовые организации не раскрывают информа-

цию о количестве своих VIP-клиентов, об объеме их средств в управлении и условиях их обслуживания. Также играет свою роль неопределенность самого понятия private banking, что, очевидно, не может не отражаться на методиках оценки.

Во многих российских банках VIP-обслуживание на-

чинается с сумм по-рядка 50 тыс.дол., и за неимением строгих критериев это также можно отнести к private banking. Тем не менее, некие общие категории участников рынка и клиентов прослеживаются довольно четко (рис. 5).

Ин secmuuuoHH ые компании

Розничные каммер ческие банки

Крупные ун иверсальн ые банки

Рисунок 5. Участники рынка private banking

Первой категорией являются «чисто инвестиционные» компании. Порою в составе их собственных финансовых групп есть банковские учреждения, порою их нет, однако данный фактор не имеет особо важного значения, потому что в качестве основной услуги для них выступает как раз управление клиентскими инвестициями. Как правило, их можно характеризовать определенного рода демократичностью - установлен минимальный порог входа порядка 300 тыс.долл. Всего этого является вполне достаточно для того, чтобы обеспечивать клиента нужным вниманием и определенного рода возможностью трудиться с широким набором инструментов финансового характера, в том числе иностранных. Вместе с тем инвест-компании с определенным пониманием относятся к клиентским желаниям принимать на себя высокий уровень рисков и имеют в собственной продуктовой линейке достаточно широкий спектр инструментов, в том числе и самых рискованных. Их услуги большей своей частью рассчитаны на клиентов, которые инвестируют с целью заработка, а не с целью сохранения сбережений.

Вторая категория включает в себя розничные коммерческие банковские учреждения, которые развивают банковское обслуживание привилегированного характера. В данном случае под термином private banking можно понимать произвольный критерий, а это делает легче входной барьер для клиента в сегмент. Почти за 50-100 тыс. долл. уже можно приобрести тарифы льготного характера на обслуживание банков и набор услуг приоритетного характера, в том числе разного рода продукты сервиса, помощь менеджера персонального характера, возможность осуществления работы на рынках капитала за рубежом. Реализация относительно непростых стратегий инвестирования при подобного рода объемах счета не является возможной. Но такого рода продукты банковских учреждений могут быть интересными любителям путешествовать: можно рассчитывать на тарифы льготного характера филиальной сети дочерних и региональных компаний в иных государствах.

Третьей категорией являются крупные банки универсального характера, которые имеют в собственном составе подразделения private banking специализированные. Размер среднего счета здесь составляет несколько миллионов долларов США, величина «входного порога», как правило, равна от 300-500 тыс.дол., однако при этом обслуживание в такого рода структу-

рах может стоить достаточно дорого и, чтобы данные расходы смогли окупиться, лучше оперировать крупными денежными суммами, которые предоставляют возможность как получать высокий уровень ставок по депозитам, так и образовывать крупные инвестиционные портфели индивидуального характера.

Данного рода сегмент рассчитан на клиентов, которые в большей степени ориентированы не на риск, а непосредственно на сохранность сбережений, а вместе с тем на поддержку крупных сделок, кредитование на особого рода условиях и иного рода достаточно нестандартные услуги. Разного рода элементы привилегированного обслуживания банков для них при этом, конечно же, также будут сохранены. Такого рода клиенты в основе своей являются ориентированными на продукты консервативного характера, в первую очередь, на депозиты, разные вложения в облигации. Вместе с тем они являются склонными сохранять сбережения в различных валютах - как с целью осуществления диверсификации инвестиционных вложений, так ив связи с тем, что зачастую имеется у них недвижимость и иного рода активы за рубежом, и они в данном смысле «граждане мира».

Рассматривая продуктовый ряд современного элитного частного банковского обслуживания в России, прежде всего, следует концентрироваться на ожиданиях клиентов. Для большинства российских состоятельных клиентов является актуальным и предпочтительным именно преумножение переданного в банк капитала, нежели просто его сохранение, что является более приемлемым на западе. Следует отметить, что все же первоначальной целью элитного частного банковского обслуживания является именно сохранение капитала клиента и лишь его консервативное, незначительное преумножение.

Но, тем не менее, продуктовая линейка в российском банке должна быть широко представлена, как и классическими банковскими продуктами (кредиты, депозиты, банковские гарантии, кредитные карты и т.п.), так и инвестиционными (доверительное управление активами, ПИФы, ОФБУ и т.п.), включая различные финансовые инновации. Естественно клиенты, ориентированные на инвестиционные продукты будут более предпочтительны к риску, чем клиенты, которые используют банковские продукты классического характера. Помимо этого, для работы с состоятельными людьми также необходимым является присутствие оп-

ределенного набора продуктов и услуг, которые смогут подчеркнуть, как уже упоминалось, статусность такого рода клиентов, к примеру, помощь в составлении различных коллекций, приобретение эксклюзивных товаров, обслуживание в VIP- залах аэропортов, подбор мест для обучения детей состоятельного клиента и т.п. Именно с целью удовлетворения данного рода потребностей клиента необходимой является разработка и наличие у банков-ского учреждения программ по управлению стилем жизни (life-style manage-ment).

Отдельно взятым особняком можно выделить консалтинговые услуги в рамках частного банковского обслуживания. Сюда относят вышеупомянутые услуги по управлению стилем жизни, а также финансовое и налоговое плани-рование, реструктуризация капитала, консультации по управлению собственностью, наследование и благотворительность.

Такого рода положение дел значит, что за данную клиентскую категорию отечественные участники рынка являются конкурентами зарубежным. Принципиальной разницы между отечественными и зарубежными банковскими с точки зрения управления их активами в данном случае просто нет: и те, и другие являются способными предоставлять собственным клиентам полный набор услуг финансового характера.

Другим вопросом, который является столь важным в сегменте private banking параметром, является репутация. У отечественных банковских учре-ждений еще не было достаточного количества нужного времени, чтобы она была заработана. Однако, вполне однозначный выбор в пользу того или иного варианта делать совсем не обязательно: большое количество состоятельных клиентов использует услуги private banking сразу в нескольких банковских учреждениях - как отечественных, так и зарубежных.

Ведущие российские банки, такие как Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк, УралСиб, МДМ-банк и т.д., а также финансовые и инвестиционные компании «Третий Рим», «Ренессанс капитал», «Альфа капитал» и др. в рамках private banking предлагают VIP-клиентам как классические банковские услуги, так и различные инвестиционные продукты, консультационные услуги, возможности финансового планирования и доверительного управления активами, брокерское обслуживание, ряд небанковских услуг. Как показал анализ особенностей российского частного банкинга, отечественные программы элитного обслуживания привлекательны, в первую очередь, доходными стратегиями, ориентированными на приумножение капитала клиента. Кроме того, преимуществами российских банков и инвестиционных компаний являются знание специфики рынка банковских услуг России, способность эффективно и безопасно структурировать работу с клиентом, учитывая российские правовые и практические особенности (валютное законодательство, вопросы международного налогообложения, защиты активов и т. д.). В то же время высокие риски инвестиционных стратегий, неуверенность в надежности российских игроков, неблагоприятная экономическая конъюнктура заставляют отечественных долларовых миллионеров предпочитать устойчивые западные банки, преимущественно швейцарские, обладающие солидным опытом и широкой продуктовой линейкой. Конкуренцию обостряет и укрепление позиций на российском рынке зарубежных

банков и инвестиционных компаний, таких как ЗАО «Интеза», General Invest и пр. На мой взгляд, ключевую роль в конкурентной борьбе может сыграть выстраивание долгосрочных, доверительных отношений российских игроков с клиентами и сильная инвестиционная экспертиза на местном рынке. Так, проникновение private banking в регионы позволит проводить комплексный анализ потребностей клиентов и устанавливать с ними тесные связи. Следует подчеркнуть, что ряд российских игроков уже двигаются в данном направлении. К примеру, в конце 2011 г. финансовая группа «БрокерКредитСервис» (БКС) объявила об открытии в течение 2012 г. в рамках Банка БКС под брендом «БКС Ультима» отделений private banking в 9 регионах страны, в частности в Екатеринбурге, Казани, Тюмени, Уфе и Новосибирске. Также специализированные отделения по управлению капиталами состоятельных россиян активно открывают такие крупные банки, как ВТБ24, «Русский стандарт», Номос-банк, «Восточный экспресс». В свою очередь, сильная инвестиционная экспертиза не только голубых фишек и высоколиквидных ADR, GDR, ETF, как в большинстве швейцарских банков, но и российских компаний, в том числе второго эшелона, способных быть весьма прибыльными, позволит повысить привлекательность private banking в России. Более того, создание сильного бренда, совершенствование навыков и квалификации сотрудников, демонстрация прочности своего финансового положения, а также предложение клиентам более гибких и доходных решений окажут заметное влияние на повышение конкурентоспособности российских финансовых организаций в области частного банкинга, как на внутреннем, так и на зарубежных рынках.

Если говорить о конкурентоспособности private banking - это направление в мире имеет длительную историю. На протяжении столетий складывалась практика, когда одни люди доверяли другим управлять своими деньгами. Но для того, чтобы такая конструкция имела право на жизнь, и более того - была конкурентоспособной - необходимы 2 составляющие.

Во-первых, у клиентов должны появиться денежные накопления, которые можно отдать в управление. Во-вторых, должен образоваться рынок, сообщество добросовестных и грамотных управляющих.

В России пока идет становление этого направления, всех его составляю-щих.

До 90-х годов private banking в стране вообще не существовало по объективным причинам, а именно никто не управлял чужими деньгами.

Естественно, на этапе формирования Россия проходит через все стадии, которые проходило это направление во всем мире: пирамидостроение, различные нюансы становления фондового рынка, реклама невероятной доходности.

Сегодня для России характерна следующая ситуация. Денежные средства для private banking в результате накопления капитала у небольшого процента людей появились. Речь идет, конечно, именно о денежных средствах, которые человек хотел бы отдать в управление. Но необходимо учитывать тот факт, что в России обеспеченный человек заработал свои деньги недавно. Заработал он их, скорее всего, имея какой-то бизнес. В настоящее время он, как правило, этим же бизнесом управляет. Поэтому его деньги - это капита-

лизация его собственного бизнеса.

Что касаемо факторов ,которое могли бы помочь развитию Private Banking в России хотелось бы ответить:" Увеличение сроков обслуживания клиентов private banking в одном банке" ; "Структурные изменения потребностей клиентов в продуктах для сегмента private banking" ; "Экспансия private banking в регионы" ; "Выход банков на международный рынок в борьбе за капиталы российских HNWI."

Ввиду вышеперечисленного, основными предложениями по развитию Private Banking мы бы выдели: "Дальнейшее развитие рынка капитала и снижение стоимости заемных средств" ; "Необходимость привлечения высококвалифицированного персонала и разработка системы мотивации для нового персонала; "Снижение издержек и ограниченности масштаба рынков сбыта."

АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КРИТЕРИЕВ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ

КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ _В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Строгонова Евдокия Ивановна

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Южного института менеджмента, г. Краснодар INTEGRATIVE CRITERIA UPDATE ADAPTIVE CONTROL SYSTEMS AND EVALUATION OF KNOWLEDGE OF TRAINEES IN THE COMPETENCE APPROACH

Strogonova Evdokia Ivanovna, PhD, associate professor of the department Finance and credit of the Southern Institute of Management, Krasnodar

АННОТАЦИЯ

Технология компьютерного адаптивного тестирования основывается, прежде всего, на системности подхода к процессу обучения и органично в себе сочетает ориентацию на междисциплинарную подготовку, отражение специфики профессионально-педагогической деятельности и мониторинга качества обучения, возможность самоконтроля обучаемых.

В тексте статьи обоснованно показана актуализация интегративных моделей в профессиональной готовности специалиста, которая оценивает не только знания и умения в компетентностной области, но и развивает творческий и нравственный потенциал его личности.

ABSTRACT

The technology of computer adaptive testing is based primarily on a systematic approach to teaching and organically combines a focus on interdisciplinary training, reflected the specificity of professional-pedagogical activity and monitoring the quality of teaching, the ability to self- learners.

The text of the article is a reasonably updated integrative models of professional readiness of the expert, which evaluates not only the knowledge and skills in the area of competence, but also develops a creative and moral potential of his personality.

Ключевые слова: интегративные критерии, компетентность, валидность, адаптивное тестирование, мониторинг качества.

Keywords: integrative criteria , competence , validity, adaptive testing, quality monitoring.

Социально - экономические преобразования в российском обществе в условиях перехода к рыночным отношениям предопределяют существенные изменения в системе профессионального образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации содержит в качестве основных целей и задач: систематическое обновление всех аспектов образования; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и обладающих профессиональной мобильностью.

В этой связи система современного Российского образования направлена и ориентирована на подготовку качественно нового поколения специалистов, востребованных на рынке труда.

Для успешной деятельности в условиях глобализации и развития рыночных отношений, обеспечения

конкурентноспособности на рынке труда, постоянного саморазвития и совершенствования в рамках современной парадигмы «образование через всю жизнь» будущий финансист должен обладать глубокими познаниями в области информатики, иметь практические навыки по использованию современной компьютерной техники и компьютерных технологий. Знать основы использования и перспективы развития новых информационных технологий в области финансово-кредитных отношений, уметь эффективно использовать информационные ресурсы для принятия решения. Поэтому одним из важнейших видов подготовки в системе высшего образования является информационная подготовка, направленная, прежде всего, на формирование у обучаемых компетенций для применения их в дальнейшей профессиональной деятельности. В последнее время термин «квалификация» все чаще заменяется понятием «компетентность», которое от-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.