Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ БАНКОВ ТИПОВЫХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ'

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ БАНКОВ ТИПОВЫХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОВЫЕ ПРОЕКТНЫЕ РЕШЕНИЯ / STANDARD DESIGN SOLUTIONS / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / AUTOMATED SYSTEMS MANAGEMENT / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOFTWARE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лясковский Виктор Людвигович, Сычёв Святослав Антонович

В статье проводится анализ банков типовых проектных решений в области программного обеспечения и проектной документации в интересах выработки общих рекомендаций к созданию и доработке банков типовых проектных решений для предприятий и интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса, приводятся рекомендации к созданию и доработке банков типовых проектных решений оборонно-промышленного комплекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of existing banks of standard design solutions in the field of information technology and development of recommendations for their application

The article analyzes the banks of standard design solutions in the field of software and project documentation in the interest of developing general recommendations for the creation and improvement of standard design solutions banks of a for enterprises and integrated structures of the military-industrial complex, provides recommendations for the creation and finalization of banks of standard design solutions of the military-industrial complex

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ БАНКОВ ТИПОВЫХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ»

УДК: 004.053

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ БАНКОВ ТИПОВЫХ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ

Лясковский Виктор Людвигович

советник генерального директора по научной работе и инновациям АО "НИИИТ", доктор технических наук, профессор, эксперт РАН

Сычёв Святослав Антонович

студент Военного института МГТУ им. Н.Э. Баумана

Аннотация. В статье проводится анализ банков типовых проектных решений в области программного обеспечения и проектной документации в интересах выработки общих рекомендаций к созданию и доработке банков типовых проектных решений для предприятий и интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса, приводятся рекомендации к созданию и доработке банков типовых проектных решений оборонно-промышленного комплекса.

Ключевые слова: типовые проектные решения, автоматизированные системы управления, программное обеспечение.

Lyaskovskiy Victor Ludvigovich, advisor to the General Director for research and innovation of Joint-stock company "Scientific-research Institute of information technologies", doctor of technical Sciences, Professor, expert of the Russian Academy of Sciences, Tver, Russian Federation.

Sychev Svyatoslav Antonovich, student of the Military Institute of the BMSTU, Moscow, Russian Federation.

Analysis of existing banks of standard design solutions in the field of information technology and development of recommendations for their application.

Abstract. The article analyzes the banks of standard design solutions in the field of software and project documentation in the interest of developing general recommendations for the creation and improvement of standard design solutions banks of a for enterprises and integrated structures of the military-industrial complex, provides recommendations for the creation and finalization of banks of standard design solutions of the military-industrial complex.

Keywords: standard design solutions, automated systems management, software.

Введение. Типовое проектное решение (ТПР) в области автоматизированных систем управления (АСУ) представляет комплект технической документации, содержащий проектные решения по части

объекта проектирования, включая программные средства, и предназначенный для многократного применения в процессе разработки, внедрения и функционирования АСУ с целью уменьшения трудоемкости разработки, сроков и затрат на создание АСУ и ее частей1. Приведенное определение характеризует ТПР в области АСУ, но может быть распространено и на другие сферы. ТПР могут применяться не только при проектировании и производстве информационных систем (ИС), автоматизированных систем (АС), АСУ и распределенных информационно-управляющих систем (РИУС), но и в иных промышленных и технических областях. И при этом общий принцип и результат их применения остается единым - применение ТПР при разработке системы ведет к снижению временных и/или стоимостных затрат. В данной статье приводятся и анализируются источники из области информационных технологий.

Эффективность применения ТПР рассматривалась в различных работах. Так, в статье2 приведен пример расчетов эффективности применения ТПР в области нефтегазовой промышленности. Об эффективности разработки и применения ТПР при разработке ИС говориться в сборнике трудов3. Преимущества применения ТПР при разработке экономических ИС рассмотрены в работе4. На предприятиях и в интегрированных структурах оборонно-промышленного комплекса (ОПК) применение ТПР также приводит к снижению временных и стоимостных затрат на создание ИС, АС, АСУ РИУС. Место банка ТПР в общей процедуре разработки РИУС военного назначения приведено в статье5.

Целью данной работы является анализ существующих баз данных, банков и систем хранения информации о ТПР для выработки рекомендаций к созданию и доработке банков ТПР, содержащих информацию по АСУ, интегрированным узлам связи (ИУС) и их составляющим, таким как, например программное обеспечение (ПО) для предприятий ОПК и интегрированных структур ОПК.

Анализ проводился на основе открытых

источников информации. В силу закрытости информации о существующих банках ТПР ОПК основной предметной областью для анализа было выбрано ПО. Данное решение было принято по следующим причинам:

1) в открытых источниках информации по банкам этой области в несколько раз больше, чем о банках ТПР других предметных областей;

2) область ПО является передовой с точки зрения развития технологий и подходов.

1. Анализ существующих банков типовых проектных решений.

В данной работе рассматриваются следующие системы хранения информации о ТПР (банки ТПР):

1.1. Федеральная государственная информационная система "Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин" (ФГИС ФАП);

1.2. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

1.3. Фонд алгоритмов и программ СО РАН (ФАП СО РАН);

1.4. Федеральная система каталогизации продукции (ФСКП);

1.5. Реестр программ для ЭВМ и реестр баз данных;

1.6. Информационная система "Мега-норм" (ИС "Меганорм");

1.7. Информационные системы, реализованные в основных отечественных компаниях.

Для каждой системы (банка ТПР) изучается ее назначение, структурная организация, порядок добавления новых объектов и порядок доступа к системе. Проводится анализ реализованных принципов и подходов.

1.1. Федеральная государственная информационная система "Национальный фонд алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин" (ФГИС ФАП).

Это федеральная государственная информационная система по сбору, обработке и хранению алгоритмов и программ для электронных вычислительных машин, подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и/или методической до-

кументации к программам для электронных вычислительных машин, созданных или приобретенных с привлечением средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Доступ к фонду осуществляется через портал6. При анализе системы также использовались материалы, размещенные на портале7.

1.1.1. Структурная организация системы .

В фонде содержится информация о поставщиках и объектах фонда. Основным объектом, находящим в фонде, является ПО.

Для каждого объекта фонда храниться:

- наименование (полное и краткое);

- классификационная категория;

- классификационные признаки объекта фонда;

- ключевые слова;

- информация о поставщике;

- аннотация;

- способ возникновения объекта фонда;

- дистрибутив и исходные коды ПО;

- различные документы, изображения и видео-файлы;

- зависимости от внешних программ и других объектов фонда;

- прочие технические характеристики объекта фонда;

- прочая информация об объекте (идентификационные номера, сроки использования, даты подписания актов сдачи-приемки).

Информация об объектах фонда содержится в разделах:

- общая информация;

- объект фонда: дистрибутив, исходные коды;

- документация.

Каждый раздел также имеет подразделы7.

В системе реализованы различные механизмы поиска, в том числе с применением расширенных фильтров. Важная роль отводится классификационным признакам и категориям.

1.1.2. Порядок размещения новых объектов.

В системе выделяют следующие роли

пользователей:

- "ответственное лицо" - имеет право размещать объекты в фонде, а также использовать объекты, размещённые другими поставщиками, осуществляет функцию рассмотрения заявок на регистрацию других

пользователей;

- "поставщик" - имеет право размещать объекты в фонде, а также использовать объекты, размещённые другими поставщиками;

- "потребитель" - имеет право только использовать объекты размещенные поставщиками объектов фонда;

- "оператор фонда" - согласование сформированных заявок на размещение объектов в фонде, исключение объектов из фонда;

- "незарегистрированный пользователь" - просмотр объектов фонда, просмотр аналитики.

Авторизация пользователя фонда осуществляется через единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

ЕСИА - информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах.

Размещать новые объекты в фонде могут только пользователи с ролями "поставщик" и "ответственное лицо".

Объект фонда может иметь один из нижеперечисленных статусов:

- "формирование заявки" - заявка формируется ответственным лицом или поставщиком;

- "проверка заявки" - проверка заявки оператором фонда;

- "на доработке" - объект не прошел проверки оператором, поэтому для его добавления в фонд требуется дополнить сведения об объекте;

- "размещён в фонде" - объект доступен пользователям системы с соответствующими правами доступа;

- "актуализация" - объект дополняется, при этом старая версия по-прежнему доступна пользователям системы.

При размещении нового объекта необходимо заполнить данные об этом объекте, прикрепить документы, дистрибутивы и исходные коды, после чего заявка на размещение объекта отправляется на рассмотрение оператору фонда7.

По результатам рассмотрения объект мо-

жет быть либо размещен в фонде, либо отправлен на доработку.

1.1.3. Дополнительная информация.

Система предоставляет возможность

формирования аналитических отчетов по объектам, размещенным в фонде, а также по поставщикам и потребителям.

На Рисунке 1 приведен интерфейс системы на главной странице и при просмотре информации об объекте незарегистрированным пользователем.

1.1.4. Выводы.

Достоинства: принцип типизации и систематизации объектов, основанный на классификационных признаках, которых у объекта может быть несколько (это позволяет реализовать систему с гибким поиском), выделение различных ролей пользователей.

Недостатки: рассмотрение и принятие заявки производится одним специалистом, что может несколько снизить объективность оценки.

1.2. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Реестр содержит перечень российского ПО, отечественное происхождение которо-

го было подтверждено и для которого предусмотрена преференция при государственных и муниципальных закупках. Доступ к реестру осуществляется через портал8.

Цель создания реестра - расширение использования российского ПО и подтверждение его российского происхождения, оказание государственной поддержки правообладателям ПО.

1.2.1. Структурная организация системы.

Хранимым в реестре объектом является программное обеспечение. Систематизация и классификация производится на основе Классификатора9.

Для каждого объекта системы хранится:

- класс ПО в соответствии с классификатором ("Геоинформационные и навигационные системы (GIS)", "BIOS и иное встроенное программное обеспечение" и т.д.);

- сведения о правообладателе (статус правообладателя и зависящая от него информация, такая как ИНН и ОГРН);

- адрес страницы сайта правообладателя, на котором размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик ПО и информацию, необходимую для установки и эксплуатации ПО;

- сведения об исключительном праве;

Рисунок 1. Экранная форма просмотра информации об объекте фонда

- иные документы и данные.

В рамках данной работы наибольший интерес представляет общая структура, которая реализуется при помощи класси-фикатора8.

1.2.2. Порядок размещения новых объектов.

Для внесения нового объекта пользователь системы должен иметь учетную запись правообладателя в ЕСИА и квалифицированный сертификат электронной подписи.

Каждое подаваемое заявление проходит экспертизу специального органа - Экспертного совета по российскому программному обеспечению при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации9.

1.2.3. Дополнительная информация.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система позволяет производить поиск,

классифицируя ПО по классам и типу правообладателя: "российская коммерческая организация", "субъект Российской Федерации" и т. д. Также пользователю предоставляется возможность ввести полное или частичное название ПО и/или правообладателя. Поля выборки отображены на Рисунке 2.

1.2.4. Выводы.

Достоинства: контролируемый экспертным советом процесс добавления объектов, применение ЕСИА в качестве средства аутентификации. Простая система типизации, что эффективно при создании малых банков ТПР (число объектов не более нескольких сотен).

Недостатки: отсутствие вложенных подтипов, что при большом числе объектов (несколько десятков или сотен тысяч) может привести к затруднениям в поиске конкретного специализированного реше-

ния или росту числа типов, что также негативно скажется на системе поиска.

1.3. Фонд алгоритмов и программ Сибирского отделения Российской академии наук (ФАП СО РАН).

Фонд создан на базе Института вычислительной математики и математической геофизики Сибирского отделения Российской академии наук (ИВМиМГ СО РАН).

В Фонде регистрируются программы и базы данных, имеющие научное, техническое или образовательное назначение. Доступ к фонду осуществляется через портал10.

1.3.1.Структурная организация системы.

Объектом типизации является ПО. О

каждом объекте, включенном в ФАП СО РАН, содержатся следующие данные:

- тип разработки (программа, база данных, алгоритм);

- признак доступности программы (свободный для всех, свободный для РАН, по запросу);

- название и аннотация;

- тематическая направленность;

- заявители;

- информация о разработчиках;

- требования к аппаратным и программным средствам;

- прочие прикрепленные документы.

Возможно составление выборки по типу

разработки, заявителю и ученым советам и центрам РАН (Рисунок 3).

1.3.2. Порядок размещения новых объектов.

Новые объекты размещаются при помощи механизма подачи заявок. Подавать заявки могут только зарегистрированные пользователи. Решение о включении

Рисунок 2. Экранная форма поиска в реестре отечественного ПО

Поиск по каталогам;

Тип разработки

| Программа т |

Заявитель

- Любой -

Объединенные ученые советы СО РАН

| - Любой -_

Научные центры СО РАН

-Любой" т Применить

Рисунок 3 Экранная форма поиска по каталогам ФАП СО РАН

разработки в Фонд принимает Научно-координационный Совет.

1.3.3. Дополнительная информация.

На сегодняшний день для загрузки из информационного хранилища Фонда доступны официальные релизы и сборки ОС ШипШ для пользователей СО РАН. На базе Фонда организована демонстрационная площадка свободного ПО, включающая в себя каталог демонстрационных страниц свободного ПО научного и общего назначения и демонстрационный сервер с предустановленной сборкой ОС иЬиПи для пользователей СО РАН; ПО, разработанного в СО РАН и сторонних организациях.

В системе разделяются права для незарегистрированных, зарегистрированных пользователей, а также сотрудников и учащихся.

Незарегистрированный пользователь имеет право читать общедоступные новости и документы, смотреть каталоги программ и баз данных, включенных в Фонд, а также пользоваться общедоступными программными продуктами.

Зарегистрированный пользователь получает доступ к включенным в Фонд программам и базам данных, имеющим признак доступности - "свободный доступ". Также зарегистрированный пользователь имеет возможность подать заявку на включение в Фонд собственных разработанных программ и БД.

Сотрудники и учащиеся могут также получить доступ к объектам, имеющим признак доступности - "свободный доступ для сотрудников СО РАН"10.

1.3.4. Выводы.

Достоинства: метод добавления объектов

в реестр, нацеленность на конкретную платформу, вынесение алгоритма как отдельного объекта базы данных.

Недостатки: малое число критериев поиска в рамках одного вида объектов, отсутствие вложенных подтипов или иной более глубокой системы типизации.

1.4. Федеральная система каталогизации продукции (ФСКП).

ФСКП - упорядоченная совокупность организаций, документов и информационных технологий, обеспечивающих каталогизацию продукции. Основным документом ФСКП является федеральный каталог продукции для государственных нужд (ФКП), состоящий из разделов и содержащий систематизированные сведения о продукции.

Основные цели каталогизации продукции:

- повышение эффективности разработки, производства, заказа, поставки, хранения, эксплуатации, ремонта, утилизации и экспорта продукции;

- обеспечение информационного сопровождения продукции для федеральных государственных нужд или экспортируемой продукции на всех этапах её жизненного цикла;

- повышение качества и конкурентоспособности продукции;

- содействие проведению работ по стандартизации и унификации продукции.

Портал ФСКП - это единая информационная система ФСКП, предоставляющая доступ к ФКП11.

1.4.1. Структурная организация системы.

ФКП содержит информацию о "предметах снабжения" (ПС) - единицах продукции или нескольких взаимозаменяемых

единицах продукции, а также организациях, занимающихся разработкой, производством и поставкой ПС.

Для каждого ПС в системе хранится:

- федеральный номенклатурный номер (ФНН). Когда ПС являются взаимозаменяемыми, они имеют одинаковый ФНН;

- наименование и обозначение ПС;

- обозначение документа на поставку ПС;

- организация-разработчик, изготовитель и поставщик;

- классификационные данные по отечественным и мировым стандартам;

- информация об органе и центре каталогизации, ответственных за ведение раздела ФКП.

1.4.2. Порядок размещения новых объектов

Для размещения нового объекта необходимо подать заявку в соответствующий центр каталогизации. Центр каталогизации осуществляет идентификацию продукции, определяет её наименование и соответствующий стандартный формат описания ПС, который предоставляется поставщику. Поставщик готовит каталожное описание продукции, которое передается обратно в центр каталогизации, где проходит экспертную проверку, после которой ПС присваивается ФНН. Далее производится регистрация поставщика, внесение в ФКП и прочие сопутствующие действия. Подробное описание приведено на портале ФСКП11.

1.4.3. Дополнительная информация.

На портале ФСКП предоставляется доступ к ФКП. Возможен поиск ПС по различным данным о нем (смотри раздел 1.4.2).

Стоит отметить, что система поиска, по мнению авторов, является устаревшей, т.к. при выводе информации выявлено смещение в таблицах, а время ответа системы на многие действия пользователя составляло больше секунды. Речь идет не только о запросе к каталогу, где подобная задержка объяснима.

1.4.4. Выводы.

Достоинства: хранение информации о стандартизации ПС по различным стандартам, учет взаимозаменяемости ПС.

Недостатки: время отклика системы больше, чем у других рассмотренных си-

стем. Информация на экранные формы системы выводится со смещением, что затрудняет определение принадлежности конкретных данных. В системе не хранится подробная информация о ПС.

1.5. Реестр программ для ЭВМ и реестр баз данных.

Это реестры Роспатента, в которые включаются все запатентованные программы для ЭВМ и базы данных. Открытый доступ для просмотра реестров возможен через портал Федерального института промышленной собственности (ФИПС)12.

1.5.1. Структурная организация реестра.

В реестрах содержатся сертификаты и данные о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных. Каждый из них имеет уникальный номер регистрации (свидетельства), который и является основным идентификатором.

Помимо номера хранится информация о дате подачи заявки, дате регистрации, авторах, правообладателе, а также регистрируемом объекте (программе или базе данных).

1.5.2. Порядок размещения новых объектов.

Для попадания объекта в реестр он должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Стоит отметить, что контроля качества или иной экспертной оценки не предусмотрено. Подробно процесс регистрации описан на портале Роспатента13.

1.5.3. Выводы.

Достоинства: большое число хранимых объектов, заявку на размещение нового объекта можно подать в электронном виде.

Недостатки: практически отсутствующая типизация, отсутствие системы поиска.

1.6. Информационная система "Мега-норм" (ИС "Меганорм").

Это информационная система, содержащая документацию и ГОСТы. Доступ к системе осуществляется через интернет-портал14.

ИС "Меганорм" в контексте данной работы интересна как банк ТПР, содержащий проектную документацию в больших объемах, а также как система, не связанная с ПО, что позволит выйти за рамки анализа лишь банков ТПР в области ПО.

1.6.1. Структурная организация системы.

Объектами хранения в системе являются документы, такие как ГОСТы, строительная и техническая документации и другие, хранящиеся в различных цифровых форма-

тах (htm, pdf и т.п.).

Документы в системе расположены в нормативных базах (Рисунок 4), каждая из которых структурируются по типу документа (Рисунок 5).

Карта сайта

Нормативная база Количество документов Дата актуализации

Государственные стандарты 40338 10.03.2017

Строительная документация 23952 17.06.2011

Техническая документация 120393 10.03.2017

Рисунок 4. Главная экранная формаИС "Меганорм"

Строительные Норны и Правила Тип документ» \ Количество

Временное методическое руководство 1

Рисунок 5 Экранная форма ИС "Меганорм". Строительные Нормы и Правила

Типизация в системе неточная. К примеру, встечаются разделы "Указание" и "Указания". Такой подход затрудняет поиск по системе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.6.2. Порядок размещения новых объектов. Система регулярно пополняется новыми

документами, однако информация о принципах добавления документов на портале не размещена.

1.6.3. Выводы.

Достоинства: регулярное обновление

базы и большой объем данных.

Недостатки: слабая типизация, демонстрирующая необходимость контроля размещаемых объектов; отсутствие разделения ролей, дополнительных атрибутов у объектов системы и возможностей расширенного поиска.

1.7. Системные интеграторы и компании по продаже программного обеспечения.

Стоит также упомянуть такие отечественные компании как '^ойПпе"15,"Техносерв"16 и другие коммерческие компании, предоставляющие услуги по продаже и интеграции ПО. Подробно информационные системы, реализованные в этих компаниях, в данной работе рассматриваться не будут. Выделим лишь основные общие черты и особенности, так как системы являются типовыми.

1.7.1. Структурная организация систем Объекты типизации могут разниться от

системы к системе. Однако принцип типизации один - разбиение объектов на группы и (опционально) подгруппы в рамках одной группы по определенному классифицирующему признаку.

1.7.2. Порядок размещения новых объектов Так как системы коммерческие, зачастую они содержат информацию о продуктах собственной разработки. Однако встречаются и системы, принимающие заявки на размещение от сторонних разработчиков и компаний.

Таблица 1

Система Уровень Система Механизм

типизации ролей добавления объектов

ФГИС ФАП ++ + +/-

Реестр отечественного ПО + + +

ФАП СО РАН + + +

ФСКП + н/д +

Реестр программ для ЭВМ и БД +/- отсутствует +/-

ИС "Меганорм" - отсутствует н/д

Системы крупных российских - н/д н/д

компаний

2. Обобщение проведенного анализа систем и банков типовых проектных решений.

В Таблице 1 приведены оценки рассмотренных систем по нескольким ключевым критериям: "++" - отлично, "+" - хорошо, "+/-" - удовлетворительно, "-" неудовлетворительно.

Заключение. Основываясь на результатах анализа систем, авторы считают, что при разработке и модернизации банков ТПР в сфере информационных технологий целесообразно учитывать следующие рекомендации:

- необходимость контроля добавляемых в банк объектов и корректности их типизации. Пример ИС "Меганорм" подтверждает необходимость подобного контроля. Решения, реализованные в ФАП СО РАН, реестре отечественного ПО и ФСКП, представляются авторам подходящими. Обобщая подходы, используемые в указанных выше системах, рекомендуется окончательное решение о добавлении и типизации объекта принимать экспертной комиссии;

- необходимость выделения в системе ролей пользователей. Например, "Поставщик", "Потребитель". При разработке системы ролей, по мнению авторов, следует использовать подход, предложенный в системе ФГИС ФАП. Система пользователей является инструментом контроля и разграничения доступа к конфиденциальной информации различного уровня доступа;

- необходимость разработки классификаторов и системы меток для объектов типизации, что позволит значительно облегчить работу пользователей системы за счет продвинутой системы поиска требуемого решения, реализация которой требует разработки достаточно подробных классификаторов для точного определения типа и назначения объектов типизации. При разработке классификаторов авторы рекомендуют применять методы, реализованные в ФГИС ФАП и ФАП СО РАН, с учетом специфики предметной области. Выделение взаимозаменяемых объектов, применяемое в ФСКП, также должно быть учтено при разработке классификаторов.

ФСКП представляет большую ценность по причине объема содержащейся в ней информации о ТПР и их взаимозаменяемости. Доработка системы с учетом описанных выше рекомендаций и переносом всех хранящихся в ФСКП ТПР и их дополнительной классификации позволит расширить функциональность системы и ускорить процесс поиска требуемого решения.

Список литературы

1. ГОСТ 24.703-85 "Типовые проектные решения в АСУ Основные положения".

2. Толстоногов А.А. Расчет экономического эффекта от применения типовых проектных решений // Вестник Самарского муниципального

института управления.- 2011.- №1. - С. 43-47.

3. Калязина Д.М. Оценка потенциала применения типовых проектных решений для сокращения затрат проекта внедрения BPM: сб. тр. V Всерос. конгр., СПб., 2016. - С. 208-212.

4. Проектирование экономических информационных систем:учебник / Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; [под ред. Ю.Ф. Тельно-ва].- М.: Финансы и статистика, 2003. - 512 с.

5. Лясковский В.Л., Соколов Ю.А., Сычев С.А. Разработка общей процедуры оценки и выбора системотехнических и организационных решений по развитию распределенных информационно-управляющих систем военного назначения // Актуальные вопросы развития вооружения, военной и специальной техники войск противовоздушной и противоракетной обороны, космических войск воздушно-космических сил: сб. науч.-методич. тр. II Всерос. науч.-практич. конф., 2017.- С. 233-237.

6. Портал ФГИС ФАП. - URL: http://nfap. minsvyaz.ru/ (дата обращения 19.02.2018).

7. Портал Департамента информационных технологий и связи ЯНАО.- URL: https://ditis. yanao.ru/inform/fond-algoritmov-i-programm.php (дата обращения 26.02.2018).

8. Портал Реестра отечественного ПО. -URL: https://reestr.minsvyaz.ru/ (дата обращения 19.02.2018).

9. О внесении изменений в Классификатор

программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.12.2015 № 621: приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.04.2016 № 134.

10. Портал ФАП СО РАН. - URL: http://fap. sbras.ru/ (дата обращения 19.02.2018).

11. Портал ФСКП. - URL: http://cataloging. gostinfo.ru/ (дата обращения 12.03.18).

12. Раздел Программы для ЭВМ: портал ФИПС.- URL: http://www1.fips.ru/wps/wcm/ connect/content_ru/ru/soft/ (дата обращения 26.02.2018)

13. Государственная регистрация программы для ЭВМ или базы данных: портал Роспатента.- URL: http://www.rupto.ru/ru/stateservices/ gosudarstvennaya-registraciya-programmy-dlya-elektronnyh-vychislitelnyh-mashin-ili-bazy-dannyh-i-vydacha-svidetelstv-o-gosudarstvennoy-registracii-programmy-dlya-elektronnyh-vychislitelnyh-mashin-ili-bazy-dannyh-ih-dublikatov (дата обращения 26.02.18)

14. Портал ИС "Меганорм".- URL: http:// meganorm.ru/sitemap.htm (дата обращения 19.02.2018).

15. Портал Softline. - URL: http://softline.ru/ (дата обращения 04.03.18)

16. Портал Техносерв. - URL: http://www. technoserv.com/ (дата обращения 04.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.