УДК 677:29.27.43
Н. М. Артамонова, Т. В. Яковлева
АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ,
ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ
Ключевые слова: полимер, формообразование, одежда.
В работе исследована деятельность дизайнера одежды в области нанотехнологий, возможность воплощения проектной идеи при помощи полимерных материалов. Выявлено, что формообразование изделий во многом зависит от вида материала и его волокнистого состава. Использование современных полимерных материалов способствует созданию сложных, оригинальных форм костюма.
Keywords: polimep, morphogenesis, clothing.
We studied the activity of designer clothing in the field of nanotechnology, the ability to translate design ideas with the help of polymeric materials. Revealed that the shaping of products depends largely on the type of material and its fibrous composition. The use of modern polymeric materials contributes to the creation of complex and original shapes suit.
В наши дни на дизайн возложена важнейшая миссия: предвидеть, взвешивать и вовремя корректировать с точки зрения человеческих целей и ценностей проекты инженернотехнических, художественных и других инноваций до того, как их результативный эффект станет необратимой действительностью.
Значительная роль в этом преобразовании принадлежит основному принципу дизайнерской деятельности, как единству мастерства и искусства, в данном случае, совместной работе (союзу) нанотехнологий и художественного творчества, создающему объекты, форма которых изначально призвана соответствовать высокому духовному содержанию, а качество продукта соответствовать требованиям современного потребителя.
При разработке проектной идеи, основанной на концептуальном, творческом подходе к решению дизайнерской задачи одним из основных этапов выбора дизайн-концепции является выявление образа будущего изделия, который должен соответствовать назначению предмета, то есть учитывать специфику функционирования и взаимодействие изделия с предполагаемой окружающей средой. В этом случае вступают в силу законы ассоциативной композиции.
Наиболее ярко образно-ассоциативная связь с различными объектами дизайна, а особенно с костюмом, прослеживается в архитектуре, находя общие принципы формообразования. Архитектура и костюм не только питаются одними и теми же идеями, они используют одинаковые профессиональные термины: фактура, орнамент, эскиз, размер, образ. Архитектура рассматривается как макрокосмос, жизненное пространство. Костюм -микрокосмос, вторая кожа, которую человек может выбрать себе сам. Архитектурное сооружение защищает человека от внешнего мира. Одежда помогает сохранить наш внутренний мир. Диалог моды и архитектуры достиг своего расцвета в конце XIX - начале XX веков, во времена модерна, а затем ар-деко. Архитекторы того времени - Петер Беренс, Анри ван де Велде и Фрэнк Ллойд Райт - экспериментировали с дизайном женской одежды. Это была эпоха простых форм, лишенных декора зданий с открытыми планами и текучими пространствами. Этот стиль отразился в моде благодаря Полю Пуаре.
Процесс создания любой новой формы, будь то костюм или объект дизайна, начинается с выбора методики проектирования. Существует универсальная методика, отражающая основные правила системного проектирования, которая в своей основе имеет формулу «человек-вещь-среда». Данная методика учитывает особенности взаимного сосуществования проектируемого предмета, его «хозяина» и среды обитания. Хотя понятие «идеального»
претерпевает постоянные временные изменения, очевидно предположить существование неких общих законов, которые, невзирая на изменчивый характер эстетических вкусов общества, позволяют создавать гармоничные предметы, составляющие гармоничную среду обитания человека. Определение критериев практической и эстетической ценности различных материальных объектов - основное содержание современного дизайна. Помещение человека в эстетически совершенную среду позитивным образом сказывается на культурном формировании его личности, воспитывает нравственность, развивает интеллектуальные и креативные способности.
Однако связь между одеждой и архитектурой имеет и более глубокие корни: архитектура и костюм функционально определены человеком. Как и костюм, архитектурное сооружение служит средством прикрытия человека, его очага, семьи от действия непогоды. Принципы организации архитектурных масс, линий, формы, пропорциональности членений здания, проявление свойств материалов - не только тектонических, но и фактурных -являются непосредственными носителями образного содержания, которые затем преломляются в линиях и членениях объемов костюма, его ритмическом построении, характере применения материала. И архитектурные сооружения, и костюм - это творение человека, зачастую искусственного происхождения. Поэтому, проводя параллель между этими двумя объектами дизайна, следует учитывать, что наибольшее их сходство достигается не в использовании натуральных тканей, а именно в применении полимерных материалов [1].
Выбор способа формообразования костюма во многом зависит от вида материала и его волокнистого состава. Форма воплощается в материал посредством определенных и технологических возможностей. Чтобы реализовать форму швейного изделия из полимерных материалов, необходимо выбрать соответствующие способы и средства формообразования. В практике используются три основных способа формообразования:
- технологический, основанный на использовании формовочных свойств материалов;
- конструктивный, за счет членения материала на части;
- комбинированный.
Способность текстильных полимерных материалов к формообразованию и формозакреплению определяет выбор оптимального получения силуэтной формы одежды с минимальным членением его на детали, позволяет снизить расходы материалов и трудоемкость изготовления изделий. Также это позволяет создавать новые необычные формы, четко следуя идее творческого источника и получать оригинальные формы и силуэты в костюме.
Так, в конструкции и структуре материалов, применяемых при изготовлении архитектуры и одежды, можно выделить следующие тектонические системы: монолитная, решетчатая, каркасная, оболочковая. Структура большинства полимерных текстильных материалов, то есть материалов, получаемых в условиях текстильного производства (прядения, ткачества, вязания и т.п.), представляет собой решетчатую тектоническую систему. К таким полимерным материалам относятся, прежде всего, ткани, трикотажные полотна и вязанотканые материалы. Ткань представляет собой систему взаимно перпендикулярных нитей, которые, переплетаясь между собой в процессе ткачества, образуют готовое полотно, пригодное для изготовления одежды. Таким образом, элементами структуры ткани являются нити основы и нити утка, а порядок их переплетения определяет эту структуру.
Решетчатая тектоническая система для полимерной ткани (полотняное и саржевое переплетение) является по сути сеткой с прямоугольной ячейкой и относительно подвижными элементами, образующими грани ячейки. За счет подвижности своей сетчатой структуры, то есть изменения угла ячейки (прямой сетевой угол может трансформироваться в острый или тупой в зависимости от направления приложения деформирующего усилия), относительно плоскостная структура ткани может преобразоваться в определенную объемнопространственную структуру. Степень такой трансформации зависит от различных факторов: волокнистого состава и вида переплетения ткани, ее плотности, направления приложения
деформирующего усилия. Одним из основных средств достижения проектируемой формы изделия из полимерных материалов является ее деформирование в направлении, совпадающем с диагональю прямоугольной ячейки, так как при этом происходит максимальная трансформация формы ячейки в ромбовидную, и ткань проявляет наилучшие пластические свойства.
Трикотаж относится к текстильным полимерным материалам, имеющим решетчатую тектоническую структуру, образованную системой горизонтальных и вертикальных рядов петель, то есть его основным структурным элементом является петля. Связи между элементами структуры в трикотаже значительно слабее, чем в ткани, в связи с чем его структура намного более подвижна. Это определяет высокие пластические свойства трикотажа и возможность его значительного деформирования в различных направлениях, что позволяет не только получать сложные объемно-пространственные формы типа драпировок, фалд и т. п., но и обеспечить кинетическую трансформацию формы при достаточно простом конструктивном решении изделия.
Вязанотканые полимерные материалы сочетают в себе решетчатую тектоническую структуру ткани и трикотажа, то есть образуются чередованием сетчатых и петельчатых участков. Тканые сетчатые области обеспечивают определенную стабильность формы, характерную для ткани, а участки трикотажных петель делают ее достаточно подвижной. Такое строение вязанотканых полимерных материалов позволяет использовать средства объемного формообразования, характерные как для ткани, так и для трикотажа.
Нетканые полимерные материалы относятся к каркасным тектоническим системам. Они позволяют создавать сложную устойчивую форму.
Примером оболочковых тектонических систем материалов для одежды могут служить искусственные кожи, материалы с пленочным покрытием и т. п., в структуре которых полимерные материалы, наносимые на основу, выполняют функцию оболочки с заданными свойствами, например водозащитными, ветростойкими, светоотражающими, сигнальными и др. Объемное формообразование из таких полимерных материалов за счет изменения их структуры практически невозможно, так как положение элементов системы является достаточно стабильным, и необходимые воздействия на материал могут привести к частичному или полному разрушению как оболочки, так и материала в целом.
К монолитным тектоническим системам относятся фурнитура (пуговицы, пряжки, кнопки, стразы, пайетки и др.) и элементы каркасных систем костюма.
Анализируя структуру полимерных материалов, можно выделить закономерности в строении полимерных материалов для одежды. Структура текстильных материалов влияет не только на возможность создания той или иной объемно-пространственной формы в костюме, но и служат основой для выбора современного способа формообразования.
Литература
1. Архитектоника объемных форм: учебное пособие / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; сост. О.Н. Данилова, И.А. Шеромова, А.А. Еремина. - Владивосток, 2005. -93с.
© Н. М. Артамонова - ст. препод. каф. дизайна КГТУ, [email protected]; Т. В. Яковлева - ст. препод. той же кафедры.