АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ
УДК 004.9
АНАЛИЗ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ У ОСНОВНЫХ СОЗДАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
ANALYSIS OF DEVELOPMENT STRATEGIES OF THE LEADING SOCIAL NETWORKS
Гугелев Александр Владимирович
Gugelev Alexander Vladimirovich
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова
PhD (Economics), professor, head of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Чистякова Светлана Витальевна
Chistyakova Svetlana Vital'yevna
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова
Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Голд Натали
Natalia A. Gold
преподаватель, Северо-восточный университет, Бостон ,США
visiting Lecturer, International Business and Strategy Group D'Amore -McKimSchool of Business, Northeastern University Boston, MA, USA
e-mail: [email protected]
Поскольку медийность в настоящее время стала одним из ключевых факторов успеха любой организации, в аналитической статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт наиболее успешных социальных сетей, количество пользователей которых исчисляется миллионами. Дан системный анализ создателей социальных сетей: Россия - «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники», «ЛайвДжорнал», «Рутуб», «Дай-ри», «Мамба», «Лавпланет», «Беон», «Мир тесен», «Мой круг»; США - «Ютуб», «Википедия», «Блоггер», «Фейсбук», «Твиттер», «Фликр», «Майспейс». Великобритания - «Пати покер»; Германия - «Травиан»; Китай - «Байду» и другие. Подробно рассмотрены: деятельность наиболее успешной компании в мире -«Фейсбук»; за счет чего живут и процветают сетевые компании; с какими рисками и проблемами компании сталкиваются.
Ключевые слова: социальные сети, сетевые компании, стратегии.
Since public recognition and media attention have now become one of the key factors in the success of any organization the authors of the paper consider the examples of Russian and foreign leading social networking sites with over a million number of users. A systematic analysis of social network developers in different countries is given: in Russia - VKontakte, Moi Mir, Odnoklassniki, LiveJournal, Rutube, Dairy, Mamba, Loveplanet, Beon, Mir tesen, Moi Krug; in USA - Youtube, Wikipedia, Blogger, Facebook, Twitter, Flickr, Myspace; in United Kingdom - Party poker; in Germany - Travian; in China - Baidu and others. The authors consider in detail the operations of one of the most successful companies in the world - Facebook and discuss how social networking companies survive and thrive and what risks and challenges they face.
Keywords: social networks, network companies, strategy.
Сегодня в доменных зонах разных стран работают тысячи сайтов социальных сетей. Это ресурсы, предназначенные для виртуального общения. Авторы уже проводили анализ работы диспетчерских сервисов такси, анализировали стратегии развития и проблемы продвижения на рынке электронного ресурса [7]. Многие компании ищут способы использования интернета и мобильной связи для продвижения продукта и услуг. В России наиболее успешных социальных сетей, количество пользователей которых исчисляется миллионами людей, немного. Из наиболее популярных социальных сетей «отечественного производства» - «Одноклассники» и «ВКонтакте».
Первоначальная идея «Одноклассников» -«объединить людей, которые вместе учились в школе». Сегодня эту социальную сеть почему-то больше любят люди в возрасте от 35-40 лет и более, это любимый сайт домохозяек и мам в декретном отпуске, а также пенсионеров. Odnoklassniki.ru восемь лет удерживает позиции одной из популярнейших в России и многих странах Содружества социальной сети.
Социальную сеть «ВКонтакте» отличает примитивная простота интерфейса, удобство использования не только для общения пользователей и публикации их личных новостей, но и в качестве файлохранилища. Большое количество видеофайлов и музыкального контента ежедневно загружается пользователями «ВКонтакте» на дисковое пространство этого сайта, чтобы «не потерять», показать друзьям. Возраст аудитории «ВКонтакте» меньше 35 лет. Это социальная сеть для молодежи, студентов и школьников старших классов, а также молодых специалистов различной направленности.
На третье место в России можно поставить «Мой мир» - «побочный продукт» не самого успешного российского сайта-поисковика mail.ru. Создателям ресурса социальная сеть «Мой мир» тоже не очень удалась: ее аудитория размыта, интерфейс далеко не самый удобный и простой для пользователя. Социальная сеть мало приспособлена для общения, изобилует спамом, рекламой и прочими сетевыми излишествами.
Успех остальных «русских» социальных сетей не сопоставим с популярностью трех
названных сайтов. Хотя есть немало подобных ресурсов, имеющих какую-то определенную направленность. Например, социальная сеть для работы и бизнеса «Профессионалы.ру». Размер ее аудитории в тысячи раз меньше вышеупомянутых.
На сегодня в России из зарубежных социальных сетей по-настоящему прижилась лишь одна - «Фейсбук». Не очень удобный интерфейс, однако, есть возможность общаться не только с русскоязычной аудиторией, но и почти со всем миром. В этом ее огромное преимущество перед «Одноклассниками» и «ВКонтакте». В последнее время компания «Гугл» активно развивает свою собственную социальную сеть «Гугл+». Однако русскоязычные пользователи пока мало освоили этот новаторский ресурс, который, тем не менее, удобен возможностью объединять свой аккаунт с профилем на сайте «Ютуб». Однако именно медийность в настоящее время стала одним из ключевых факторов успеха любой организации и, прежде всего, учебной [5].
Страны - создатели социальных сетей:
- Россия - «ВКонтакте», «Мой мир», «Одноклассники», «ЛайвДжорнал», «Рутуб», «Дайри», «Мамба», «Лавпланет», «Беон», «Мир тесен», «Мой круг»;
- США - «Ютуб», «Википедия», «Блоггер», «Фейсбук», «Твиттер», «Фликр», «Майспейс»;
- Великобритания - «Пати покер»;
- Германия - «Травиан»;
- Китай - «Байду» и другие.
На наш взгляд, будет интересно рассмотреть наиболее успешную компанию в мире -«Фейсбук», понять за счет чего живут и процветают сетевые компании, с какими рисками и проблемами сталкиваются.
История компании «Фейсбук»
Созданная Марком Цукербергом и его соседом по комнате Гарвардского университета 4 февраля 2004 г., «Фейсбук» быстро росла и стала самой популярной социальной сетью в Соединенных Штатах, Канаде и Соединенном Королевстве. Веб-сайт был изначально предназначен для студентов Гарварда, но вскоре распространился и на другие колледжи, а к сентябрю 2006 г. стал действительным адресом электронной почты многих пользователей старше 13 лет. Как сайт социальной сети «Фейсбук» был организован вокруг своей ленты новостей, поиска друзей, общения в сети. На уровне приложения сеть включала: события, заметки, места, фото и видео. Сайт был разработан, чтобы помочь людям связаться с друзьями и семьей, оставаться на связи с тем, что происходит в мире и поделиться тем, что имело значение для пользователей. Компания
построила продукты, которые поддерживают свою миссию путем создания ценности для пользователей, маркетологов и разработчиков. Практически все доходы она имеет от рекламы и сборов, связанных с инфраструктурой платежей, что позволяет пользователям приобретать различные товары и услуги онлайн.
За 10 лет (2006-2016 г.) «Фейсбук» расширяется в геометрической прогрессии в Северной Америке (69 %), а затем на Ближнем Востоке и в Африке (67 %), Латинской Америке (58 %), Европе (57 %) и Азиатско-Тихоокеанском регионе (17 %). Особенность «Фейсбук» в том, что любой человек с компьютером или мобильным телефоном может оставаться на связи с друзьями, родственниками или другими пользователями, где бы они ни были в мире в любое время до тех пор, пока есть интернет. Давно потерянных членов семьи и друзей многие нашли на «Фейсбук». Также веб-сайт способствует созданию новых соединений. Социальное воздействие «Фейсбук» таково, что он позволяет пользователям транслировать или обмениваться контентом с группами заинтересованных пользователей. Самые сильные стороны «Фейсбук» - это сильная торговая марка, широкая линейка продуктов, превосходное глобальное присутствие и расположение, диверсифицированная клиентская база, технологическое лидерство и репутация. Когда «Фейсбук» распространился во всем мире, стало ясно, что он предоставляет уникальную платформу и продукты, которые никто в мире не может дублировать, включая «Инстаграм», «Мессенджер» и «ВотсАпп».
«Фейсбук»: бесплатен и доступен по всему миру; мобильное приложение и веб-сайт созданы так, чтобы люди могли подключаться, делиться, находить друг друга и общаться друг с другом на мобильных устройствах и персональных компьютерах.
«Инстаграм»: мобильное приложение позволяет людям делать фотографии или видео, настраивать их с фильтром эффектов, делиться ими с последователями или отправить их непосредственно друзьям.
«Мессенджер»: мобильные приложения для обмена сообщениями доступны на телефонах Android, IOS и Windows, которые работают как текстовые сообщения (SMS) или онлайн-чат, что позволяет людям соединиться с другими пользователями мгновенно на персональных компьютерах.
«ВотсАпп»: кросс-платформа мобильных приложений для обмена сообщениями, которая позволяет людям общаться на IOS, Android, BlackBerry, Windows Phone и устройствах Nokia.
Вся линейка продуктов помогает людям оставаться на связи, узнавать о том, что происходит в любой точке мира, а также обмениваться мнениями, идеями, фотографиями, видео и другими видами деятельности.
Конкуренты
Основными конкурентами «Фейсбук» являются два американских гиганта «Твитгер» и «Гугл+», а также другие более специализированные социальные медиа-платформы, такие как приложения для обмена фотографиями «Тамблер» и «Фликр», приложения для обмена видео «Снэпчат» и «Ютуб», профессиональные сети, такие как «ЛинкедИн», и платформы онлайн-знакомств, такие как «Матч.ком» и «иХармони».
«Твитгер» был основан в 2006 г. группой разработчиков и дальновидным предпринимателем-программистом Джеком Дорси. Последний отказался от своей должности генерального директора в 2008 г., но был призван обратно, чтобы стать постоянным генеральным директором с октября 2015 г., штаб-квартира компании находится в Сан-Франциско, и на начало 2016 г. имеет штат 3 638 сотрудников и 35 офисов по всему миру. «Твитгер» быстро стал самым популярным сервисом микро-блогов в социальных сетях в интернете с 332 миллионами активных пользователей. По состоянию на первый квартал 2016 г. он занял д-е место наиболее посещаемых веб-сайтов по всему миру. Услуга «Твитгер» отличается от «Фейсбук»: пользователи имеют возможность для публикации сообщений, но «твиты» (сообщения) не могут превышать 140 символов; при регистрации требуется отправить «твит». К началу 2016 г. доход компании составил 2 210 млн долл. США, с чистой прибылью в размере 521 млн долл. США.
«Гугл+»
Вместо того, чтобы просто организовать социальную сеть с бинарными связями дружбы, «Гугл+» был разработан с учетом предпочтений социальной сети, было введено понятие кружков, социальные группы формировались на основе общих интересов. Запущенный в июне 2011 г., поставляемый на рынок компанией «Гугл», «Гугл+» первоначально был под контролем трех руководителей «Гугл». В течение первых двух лет первоначальная стратегия «Гугл+» отошла от конкурирующих в социальной сети компаний и стала социальным интегратором всех функциональных слоев, предлагая существующие службы «Гугл», такие как «Ютьюб», «Андроид», «Джимейл» и «Драйв». «Гугл+» насчитывал 418 миллионов активных пользователей к началу 2016 г. Тем не менее, большая разница между «Фейсбук»
и «Гугл+» в более низком участии пользователей. Люди проводят в среднем 7 минут в месяц на «Гугл+» по сравнению с 40 минутами в день на «Фейсбук». «Гугл+» называют «городом-призраком», так как 50 % зарегистрированных пользователей никогда не посещали сайт. «Гугл» оправдывает свои инвестиции, представив «Гугл+» не в качестве прямого конкурента «Фейсбук», а стремлением привлечь пользователей на свою платформу как социальную среду для получения информации в службах «Гугл». Затем компания оправдала вложения в «Гугл+» опорой существующего алгоритма «АдСенс» («Гугл АдСенс» - это бесплатная система, которая предлагает владельцам веб-сайтов возможность зарабатывать деньги, размещая релевантные объявления «Гугл»; владельцы сайтов, размещающие рекламу, получают доход за клики и показы рекламы), что позволило «Гугл» интегрировать пользовательские данные и повысить целевую рекламу «Гугл».
В 2010 г. «Фейсбук» и «Гугл» ушли из Китая из-за проблем с государственной цензурой. Китайская компания «Байду», которая стала ответом Китая на действия двух американских гигантов, быстро заполнила вакуум, который они оставили [2].
Барьеры для входа / Имитация
К 2016 г. в интернете социальное пространство медиа стало насыщенным рынком. Это сделало барьеры для входа в интернет-индустрию социальной сети очень высокими. Три гиганта - «Гугл», «Фейсбук» и «Твиттер» являются конкурентами с высокими ставками. Но они используют различные модели, которые позволяют им работать в монопольной бизнес-среде. Для нового конкурента кажется невозможным выйти на рынок социальных медиа, особенно путем имитации любого из имеющихся игроков. Размер базы активных пользователей «Фейсбук» - 1,6 миллиарда.
На начало 2016 г. средний доход «Фейсбук» во всем мире в расчете на одного пользователя составляет от 2,30 до 2,60 долл. США. Самый большой доход на одного пользователя между 7,62 и 12,82 долл. в США. «Фейсбук» «знает» пользователей лучше, чем они знают себя. На стыке анализа данных и обширной базы пользователей стоит уникальная возможность обеспечить актуальность для пользователей простой и мощный концепции. Основатель «Фейсбук» Марк Цукерберг объяснил: «Если белка умирает в вашем дворе, то это, может быть, больше отвечает вашим интересам прямо сейчас, чем люди, умирающие в Африке» [1].
За свою относительно короткую жизнь «Фейсбук» стал одним из наиболее экономи-
чески эффективных способов рекламы продуктов и услуг, даже после повышения цены на рекламу в 2016 г. В отличие от других рекламных компаний в интернете, «Фейсбук» имеет критическое преимущество, ориентируясь на пользователей не только демографически, но и поведением, а так же привлекая их с помощью мобильных и видео-каналов. Тем не менее, доходы «Фейсбук» в полной мере зависят от рекламы. Компании и организации готовы платить за объявления, чтобы расширить свою клиентскую базу и увеличить доходы посредством рекламы. Потеря рекламодателей или сокращение расходов рекламодателей на рекламу в «Фейсбук» может нанести серьезный вред бизнесу «Фейсбук».
Конфиденциальность данных
Одним из наиболее спорных аспектов операций «Фейсбук» было его обширное, почти неограниченное владение и использование пользовательских данных. Как явление нового тысячелетия, интернет-технологии - относительно новое явление, которое достаточно долго остается почти полностью нерегулируемым. Это работает в пользу «Фейсбук». Тем не менее, над будущим «Фейсбук» парит ожидание того, что юристы во всем мире разработают практики, регулирующие правовые рамки использования пользовательских данных и, возможно, нарушат модели услуг.
Правовая битва между «Эппл» и ФБР стала главной новостью в 2016 г., связанной с защитой пользовательских данных и взаимодействием с правоохранительными органами. Руководители компаний «Гугл» и «ВотсАпп» поддержали корпорацию «Эппл», отказавшуюся предоставить в распоряжение ФБР специальное программное обеспечение для взлома смартфона 1РИопе 5С террориста Сайда Фару-ка. 2 декабря 2015 г. Сайд Фарук и его жена ворвались в центр помощи инвалидам в Сан-Бернардино и открыли огонь по служащим. 14 человек погибли, 21 человек был ранен. Террористы были ликвидированы. До теракта они выражали в соцсетях симпатии к «Исламскому государству». Американские спецслужбы безуспешно пытались взломать телефон Фарука для выяснения связи с ИГ. Отчаявшись самостоятельно проникнуть в мобильный гаджет, ФБР решило при помощи судебного постановления добиться помощи у «Эппл». То же произошло после серии терактов в Париже, унесших в ноябре прошлого года жизни 129 человек. Власти США обратились к компаниям «Эппл», «Гугл», «Фейсбук» и «Майкрософт» с требованием предоставить доступ к зашифрованной переписке пользователей. Однако попытки министерства юстиции и ФБР убе-
дить ведущие 1Т-компании в необходимости ослабить защиту шифрованием на смартфонах и планшетах тогда оказались безуспешны. По компетентному мнению руководителей 1Т-индустрии, выполнение требования ФБР поставит под удар права и свободы пользователей мобильных гаджетов. По мнению Эдварда Сноудена, власти США не ограничатся взломом лишь одного смартфона 1Р1юпе от «Эппл», они добиваются полного доступа ко всем подобным устройствам компании (Сноуден в «Твиттер»). В ответ на нажим ФБР корпорации обратились к администрации США с просьбой разрешить использовать более сильное шифрование. Пока Белый дом предпочитает не вмешиваться в конфликт между корпорациями и правоохранителями, храня загадочное молчание [4].
Случай еще раз подчеркнул, что «Фейсбук» счел необходимым отказаться от работы на китайском рынке именно потому, что компания не может работать в условиях, созданных китайскими властями. Доступ к ряду иностранных сайтов с территории КНР ограничивается в рамках проекта «Золотой щит» (так называемый Великий китайский файрвол). Веб-страницы фильтруются по ключевым словам, связанным с государственной безопасностью, а также по «черному списку» адресов сайтов.
Домены конфиденциальности и сбора данных от частных лиц также создают проблемы для «Фейсбук», особенно в Европе, где суды устанавливают правила для «Фейсбук» в вопросах конфиденциальности. Страны, в которых действует «Фейсбук», могут создавать собственные системы для регулирования конфиденциальности. Это добавляет сложности в операции «Фейсбук», поскольку может потребовать адаптации системы для каждой локальной среды в отдельности, добавляя расходы, увеличивая стоимость операций или снижая темпы роста участия пользователей.
Популярность «Фейсбук» во всех возрастных группах
Огромной популярностью практически с самого начала бесплатный сайт социальной сети «Фейсбук» имеет у пользователей с 13 лет. В то время как данные свидетельствуют о том, что интернет-платформа социальной сети самая популярная среди людей 20-29 и 30-39. Статистические данные свидетельствуют, что один из четырех пользователей «Фейсбук» в США пятидесяти лет и старше.
С 20Ю г. «Фейсбук» распространился на североамериканских рынках. Это наиболее выгодные рынки с легким проникновением на 75 %. Успех широкого распространения явился причиной для большого праздника, но и создал
серьезную проблему да я «Фейсбук» - как сохранить вызванный интерес и рост доходов в условиях насыщения рынка. Если компания не сможет сохранить существующих пользователей или добавлять новых, или если пользователи снизят уровень взаимодействия с «Фейсбук», то бизнес может значительно пострадать. По состоянию на 2016 г. только 40 стран имели долю интернет-пользователей более чем 75 %, что указывает на потенциал для «Фейсбук». Например в Индии, второй по величине стране с точки зрения числа интернет-пользователей после США, только 34,8 % населения имеют доступ в интернет, что создает огромный неиспользованный потенциал для «Фейсбук».
Мобильная зависимость
В связи с распространением сотовой связи во многих странах, большинство пользователей «Фейсбук» перешли на доступ к сервису через сотовую связь. Это сделало «Фейсбук»-зависимым от мобильного канала для роста и удержания пользователей. Тем не менее, мобильные приложения, в отличие от интернет-сайта, ориентированы на «Андроид» и «айОС» или построены на языках, которые «Фейсбук» не контролирует. Любые изменения в таких системах могут отрицательно повлиять на использование «Фейсбук» на мобильных устройствах.
Первые внешние инвестиции (500 ООО долл. США) в 2004 г. «Фейсбук» получил от венчурного капиталиста Питера Тиля. В 2005 г. Accel Partners сделал венчурные инвестиции в размере 12,7 млн долл. США. В 200б г. «Фейсбук» закрыла сессию финансирования суммой 27,5 млн долл. США от ряда венчурных капиталистов. В октябре 2007 г. «Майкрософт» объявила, что приобрела 1,6 % акций «Фейсбук» за 240 млн долл. Общая стоимость компании составила около 15 млрд долл. С 2010 г. годовой доход «Фейсбук» и чистая прибыль увеличились в размере двузначного значения (за исключением провала в 2012 г.). В 2012 г. «Фейсбук» была оценена в 104 млрд долл. Компания подала заявление на IPO в размере 5 млрд долл., что явилось одним из самых больших предложений в истории технологии. 1 февраля 2012 г. «Фейсбук» подал заявление о своем IPO и провел переговоры о цене за акцию в размере 38 долл. (17 мая 2012 г.). В первый день торгов цена выросла до 76 долл. 13 июля 2015 г. «Фейсбук» достиг рыночную капитализацию в 250 млрд долл. К концу 2015 г. рыночная капитализация «Фейсбук» превысила 300 млрд долл. С 2014 по 2015 г. выручка «Фейсбук» увеличилась с 12,47 ДО 17,93 млрд долл. (на 44 %), а чистая прибыль
выросла с 2940 млн долл. до 3,67 млрд долл. (25 %). Долгосрочный долг «Фейсбук» снизился с 237 МЛН ДОЛЛ. В 2013 Г. ДО 119 МЛН ДОЛЛ. В 2014 г.
и 107 млн долл. в 2015 г. [l].
Маркетинг
Как и задумывалось, «Фейсбук» имеет большое значение не только для пользователей, но и для маркетологов и разработчиков. Маркетологи увидели, что они могли бы использовать платформу для достижения своих бизнес-целей, приобретая платформу для объявлений, которые появляются в нескольких местах на страницах «Фейсбук»-пользователей. Это могли быть онлайн-продажи, продажи в магазинах, повышение узнаваемости бренда и др. Для разработчиков «Фейсбук» представил набор инструментов и интерфейсов прикладного программирования (API), которые позволили им легко интегрироваться с «Фейсбук» дая создания мобильных и веб-приложений на различных платформах и устройствах. С помощью инструментов «Фейсбук» разработчики получили ряд способов привлечения и взаимодействия с пользователем. «Фейсбук» также помог разработчикам получать прибыль от своих веб-приложений, предоставляя простые онлайн-платежи от пользователей.
Феноменальный успех «Фейсбук» был напрямую связан с его готовностью инвестировать значительные средства в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в английском языке используется термин Research & Development - R&D), чтобы сохранить свое технологическое лидерство и производить продукты мирового класса. Его финансирование НИОКР в 2015 г. увеличилось ДО 2,7 млрд ДОЛЛ. (1,4 млрд ДОЛЛ. В 2012 и 2013 гг.). В 2015 г. более 20 % выручки «Фейсбук» было выделено на НИОКР. Руководство «Фейсбук» приняло решение о расширении в менее развитых странах, предоставляя бесплатный доступ в интернет для своих пользователей в этих странах. Кроме того, за последние два года «Фейсбук» сделал 59 приобретений, чтобы расширить и улучшить свои функции [2].
Операции
Можно отметить ряд факторов, характеризующих сильные стороны операций «Фейсбук». В том числе его эффективность в привлечении и удержании маркетологов, широкая сеть агентств, а также комплексные объекты центров обработки данных. В тандеме с его операциями силы компании сконцентрированы на оказании поддержки рекламным кампаниям на протяжении всего цикла. Специалисты по продажам компании были обучены работать непосредственно с маркетологами с помощью традиционных рекламных агентств,
а также с экосистемой агентств, специализирующихся на рекламе на «Фейсбук». К началу 2016 г. у «Фейсбук» работало более 30 офисов продаж по всему миру с операциями по оказанию поддержки в пяти региональных центрах, расположенных в городах Менло-Парк, штат Калифорния; Остин, Техас; Дублин, Ирландия; Хайдарабад, Индия; Сингапур. Компания также способствовала созданию инструментов самообслуживания для оказания непосредственной поддержки пользователей, маркетологов и разработчиков.
Большая часть акций «Фейсбук» принадлежит его создателю и генеральному директору Марку Цукербергу, который контролирует ключевой процесс принятия решений, в том числе избрание новых директоров, вопросы слияния, консолидации или продажи всех или практически всех активов «Фейсбук». «Фейсбук» быстро получил репутацию одной из лучших технологических компаний для работы, привлечения лучших талантов с конкурентоспособной заработной платой, гибкой рабочей средой, а также лучших возможностей для создания новых продуктов. Компания предложила своим сотрудникам быть смелыми, сосредоточиться на ударе, быстро двигаться, быть открытыми и строить социальную ценность для потребителя. По состоянию на 31 декабря
2015 г. в «Фейсбук» было 9 199 сотрудников.
Ключевые компетенции
Веб-сайт «Фейсбук» и приложения составляют его основную компетенцию. Ежемесячный рост активных пользователей «Фейсбук» -1,6 млрд человек, что составляет 15 % роста за год. Для сравнения: активных пользователей «ВотсАпп» - 500 млн, «Твиттер» - 284 млн и «Инстаграм» - 200 млн [1].
Среднее время, проведенное одним посетителем на «Фейсбук» в день, - 20 минут, что достаточно для пользователя, чтобы получить много информации. Для «Фейсбук» это возможность эффективного распространения информации. 20 минут - это среднее время для каждого посещения, многие пользователи потратили гораздо больше времени на «Фейсбук», посещая сеть несколько раз в день, что открывало еще больше возможностей для «Фейсбук» в контактах с пользователями. «Фейсбук» стал неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей. В дополнение к сервису для отдельных пользователей, к январю 2016 г. «Фейсбук» создал 50 млн страниц для малого бизнеса, что сделало его не просто средством общения между людьми, но и эффективным средством связи между предприятиями и физическими лицами. На начало
2016 г. 85 % пользователей «Фейсбук» были за пределами США, что указывает на расшире-
ние диапазона пользователей «Фейсбук» и увеличение возможности для получения прибыли. Превосходная репутация бренда и сильная приверженность пользователей были двумя ключевыми элементами успеха «Фейсбук».
Другим фактором успеха «Фейсбук» является интеграция с примерно 7 млн приложений от других разработчиков, что позволяет пользователям получать доступ к этим приложениям через свои странички на «Фейсбук» и поддерживать связь со своими друзьями. Чем больше приложений интегрированы с «Фейсбук», тем больше возможностей у пользователей использовать доступ к многочисленным приложениям. Для разработчиков приложений преимущество в интеграции их приложений с «Фейсбук» в том, что они избавлены от необходимости создания и поддержания своей собственной базы данных пользователей.
Рост угрозы от «Адблокер» и другие вызовы
«Адблокер» - программа, которая позволяет блокировать все имеющиеся на данный момент виды интернет-рекламы: pop-up, rich-media, flash баннеры, спонсорские ссылки многих поисковиков («МСН», «Яху», «Гугл», «АОЛ» и т. д.) и свыше 50 спонсорских сайтов.
Хотя исторически 97 % выручки «Фейсбук» формируется за счет рекламы, сегмент получил изменения в 2016 г.; компания сделала акцент на мобильную рекламу, что создало конкурентное преимущество для «Фейсбук». Современный мир не обходится без прогрессивной рекламы. С появлением интернета возможности рекламы стали практически безграничными. Продвижение любого товара или услуги в сети стало более эффективным, дешевым и быстрым. Но как выделить из всей массы пользователей ту аудиторию, которой данный продукт будет действительно интересен? Всем этим занимается таргетинг. Чтобы реклама была более эффективной, она должна быть целенаправленной. Для этого используются различные приемы и методики, что дает заказчикам возможность привлечь именно тех клиентов, которые готовы покупать товар. Этим и занимается таргетинг. Буквально это английское слово означает «цель». Следовательно, таргетинг - это установка функциональных ориентиров. Если говорить о бизнесе и рекламе, то это специальный механизм, позволяющий выбирать целевых посетителей различных сайтов, которые соответствуют заданным критериям. Таргетинг-реклама минимизирует время и затраты рекламодателя, не уменьшая целевой аудитории.
В последние два года (2015-2016 гг.) в «Фейсбук» произошло снижение темпов
роста пользователей в США в результате насыщения популяции пользователей, что создает беспокойство относительно роста доходов и роста самой компании. «Фейсбук» слишком сильно зависит от рекламы, которая является его почти единственным источником дохода. Застой в росте числа пользователей в США подталкивает «Фейсбук» к дальнейшему расширению в других странах и получению доходов из других регионов. Тем не менее, расширению «Фейсбук» за рубежом препятствуют местные законы и правила. Особо интересны для компании потенциальные пользователи из густонаселенного Китая, России и ряда других стран. Таким образом, угроза потенциально сокращающейся базы пользователей и распространение использования «Адблокер» отражаются на доходах «Фейсбук» за счет угрозы использования рекламы - первичного источника дохода [6].
Конфиденциальность и пиратство приносят дополнительные проблемы «Фейсбук», так как пользователи выражают обеспокоенность тем, что «Фейсбук» или третья сторона может получить доступ к личным данным без их разрешения. Во время кампании «Эппл» и ФБР в 2016 г. не было практически никаких положений о конфиденциальности для веб-сайтов социальных сетей, но можно предположить, что дни неуставных отношений сетевых ресурсов и правительства сочтены, а это потенциально представляет угрозу для «Фейсбук».
Учитывая, что «Фейсбук» имел невероятно быстрые возможности распространения по всему миру, разработчики, желающие разместить свою информацию на «Фейсбук»,
были обеспокоены тем, что «Фейсбук» не имеет никаких правил по защите интеллектуальной собственности. Работы слишком многих пользователей были плагиатом или модификацией работ других разработчиков. Это потребовало от «Фейсбук» формирования официальной политики регулирования пиратства.
Заглядывая вперед, «Фейсбук» необходимо решать некоторые серьезные проблемы. Во-первых, это расширение базы пользователей и предотвращение возможных вопросов конфиденциальности и пиратства. Во-вторых, это расширение источников дохода и совершенствование методов увеличения прибыли от рекламы в таких регионах, как Азиатско-Тихоокеанский, а также получение доходов от других источников, а не только рекламы. Кроме того, «Фейсбук» сталкивается с трудной задачей выхода на китайский рынок с населением более 1,3 млрд человек, на освоенный другими операторами огромный рынок России, рынок Индии. И, наконец, «Фейсбук» не имеет контроля над мобильными операционными системами, сетями и стандартами, такими как «Андроид» и «айОС», что делает его уязвимым к прихотям отрасли.
В России производители социальных сетей сталкиваются с аналогичными проблемами и рисками: использование пользовательских данных, отход от единственного источника доходов - рекламы, совершенствование методов получения прибыли от рекламы, расширение базы пользователей, получение контроля над операционными системами, формирование политики пиратства.
Библиографический список
1. Facebook's Top Open Data Problems. URL: https://research.facebook.com/blog/facebook-s-top-open-data-problems.
2. Study: How Cost-efficient is Facebook Advertising? URL: http://www.adweek.com/socialtimes/study-how-cost-efficient-is-facebook-advertising/300726.
3. Попов M., Гугелев А., Короткое Э., Яшин H. Повышение качества образования - основа развития университета // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 96-104.
Popov М., Gugelev A., Korotkov Е., Yashin N. (2006) Povysheniye kachestva obrazovaniya - osnova razvitiya universiteta [Improving quality of education as the foundation for university development] // Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. № 8. 96-104 p.
4. ФБР против Apple: битва затягивается. l8 февраля 2016. URL: https://russian.rt.com/article/i49457.
FBR protiv Apple: bitva zatyagivayetsya [FBI vs. Apple: The Battle Continues]. 18 fevralya 2016 [February 18,
2016 ]. URL: https://russian.rt.com/article/i49457.
5. Фролова E.A. Стратегическое управление предприятием в условиях неопределенности внешней среды // Информационная безопасность регионов. 2015. № 1 (18).
Frolova Ye.A. (2015) Strategicheskoye upravleniye predpriyatiyem v usloviyakh neopredelennosti vneshney sredy [Strategic business management in the face of uncertainty of external environment] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov [Regional Information Security]. № 1 (18).
6. Чистякова C.B., Голд H. Как справиться с непредсказуемостью мира / Бенцманские чтения 2015 : Современный взгляд на проблемы качества и управления конкурентоспособностью в условиях внешних
вызовов. Материалы Международной (очно-заочной) научно-практической конференции. Саратов : ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015.
Chistyakova S.V., Gold N. А. (2015) Как spravit'sya s nepredskazuyemost'yu mira [How to cope with the unpredictability of the world] / Bentsmanskiye chteniya 2015 : Sovremennyy vzglyad na problemy kachestva i upravleniya konkurentosposobnost'yu v usloviyakh vneshnikh vyzovov. Materialy Mezhdunarodnoy (ochno-zaoch-noy) nauchno-prakticheskoy konferentsii [Bentsman Readings 2015: A Modern View on Quality and Competitiveness Management in the Face of External Challenges. Papers from International Scientific-practical Conference] . Saratov : SSEI REU im. G.V. Plekhanova.
7. Чистякова C.B., Голд H.A. Трюки конкурентов и стратегии выживания модных операторов такси / Информационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности: материалы II Международной научно-практической конференции. Саратов : ИИРПК, 2016.
Chistyakova S.V., Gold N.A. (2016) Tryuki konkurentov i strategii vyzhivaniya modnykh operatorov taksi [Competitive tricks and survival strategies of popular taxi operators] / Informatsionnoye reformirovaniye ekonomiki i obshchestva v usloviyakh global'noy nestabil'nosti: materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Information Reforms in Economy and Society in the Context of Global Instability: Proceedings of the II International Scientific-practical Conference]. Saratov : IIRPK, 2016.
УДК 004-9
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ*
INFORMATION TECHNOLOGY FOR IMPROVING COMPUTER TESTING
Безруков Алексей Иосифович
Bezrukov Alexei losifovich
кандидат экономических наук, доцент кафедры прикладной математики и информатики, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of applied mathematics and IT, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
Погожильская Галина Георговна
Pogozhilskaya Galina Georgovna
студентка 2 курса факультета экономики и менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
second year student of the faculty of economics and management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: [email protected]
' Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект №14-06-00339).