gs4 инновации ^d
DOI:10.24412/2076-1503-2021-4-333-337 УПЫР Никита Сергеевич,
студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, факультета экономики и бизнеса, e-mail: upyr-n97@yandex.ru
АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТОВ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ
Аннотация. На данный момент мировая энергетическая система стоит на новом этапе фундаментальной трансформации. Такие изменения принято называть «Энергетическим переходом». Одним из основных направлений развития глобальной энергетики станет широкомасштабное применение ВИЭ, с последующим вытеснением ископаемых источников энергии, таким образом мир вступит в эпоху четвертого энергоперехода. Данный процесс будет происходить под влиянием изменений в энергополитике и развитию новых технологий. Работа посвящена анализу и оценке эффективности стратегии развития проектов солнечной энергетики в России. В работе проведен анализ стратегии развития проектов солнечной энергетики в мире и России. По результатам исследования делаются выводы о возможных путях повышения стратегии развития проектов солнечной энергетики в России.
Ключевые слова: ВИЭ, возобновляемые источники энергии, возобновляемая энергетика, солнечная энергетика, ДПМ ВИЭ, энергетический переход.
UPYR Nikita Sergeevich,
student of the Financial University under the Government
of the Russian Federation, Faculty of Economics and Business,
ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF SOLAR ENERGY PROJECTS IN RUSSIA
Annotation. At the moment, the global energy system is at a new stage of fundamental transformation. Such changes are usually called "Energy transition". One of the main directions of global energy development will be the large-scale use of renewable energy, followed by the displacement of fossil energy sources, thus the world will enter the era of the fourth energy transition. This process will be influenced by changes in energy policy and the development of new technologies. The work is devoted to the analysis and evaluation of the effectiveness of the strategy for the development of solar energy projects in Russia. The paper analyzes the development strategy of solar energy projects in the world and Russia. Based on the results of the study, conclusions are drawn about possible ways to improve the development strategy of solar energy projects in Russia.
Key words: RES, renewable energy sources, renewable energy, solar energy, DPM RES, energy transition.
Введение. К 2030 году Португалия планирует обеспечивать свои потребности в электроэнергии на 80% за счет возобновляемой энергетики, а к 2050 году полностью перейти на ВИЭ. В мире не мало стран, которые ставят перед собой такие масштабные цели, среди них Испания, Германия, Дания, частично США (153 города, 9 округов и территорий). Как уже говорилось выше, такие событий имеют место быть по двум основным причинам. Во-первых, стоимость электроэ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021
нергии, вырабатываемой на основе ВИЭ стремительно падает. Во-вторых, во всем мире растет экологическая грамотность, население планеты требует от государства благоприятною окружающую среду с минимальным антропогенным эффектом. На фоне мировых лидеров в данном направлении планы России выглядят куда скромнее. [3]
Исследование данной проблемы отражено в таких иностранных ежегодниках и издательствах с
прогнозами, как IRENA, IEA, REN21 и многие другие.
Цель исследования - определить особенности стратегий развития проектов солнечной энергетики в России.
В основе методологии работы были использованы такие методы исследования, как наблюдение и сбор фактов, моделирование, анализ и синтез собранной информации и другие приемы обобщения научного материала.
Основная часть. В России действует система договоров на поставку мощности ВИЭ, которая включает два этапа. На первом этапе, с 2013 по 2024 год по ДПМ ВИЭ 1.0 предполагается внедрить 5,6 ГВт мощностей ВИЭ. На втором этапе, который запланирован на 2025-2035 года по программе ДПМ ВИЭ 2.0 планируется внедрение еще 7 ГВт мощностей. Таким образом, до 2035 года в России будет установлено лишь 12,6 ГВт электростанций на ВИЭ, что составляет около 5% всей установленной мощности страны, а также при базовом КИУМ для объектов генерации ВИЭ, генерация составит порядка 1,5-2%.
В данном пункте будет рассмотрен только оптовый рынок электроэнергии и мощности объектов СЭС, так как на розничном рынке существует высокая неопределенность. Сам механизм ДПМ предполагает проведение конкурсных отборов для объектов генерации ВИЭ и заключение в отношении отобранных проектов ДПМ ВИЭ. Инвестор в данном случае получает плату за мощность и электроэнергию, возврат средств осуществляется в течение 15 лет и предполагает 12% доходность.
В 2019 году общая установленная мощность электроэнергетики ЕЭС России составила 243,3 ГВт. Суммарная установленная мощность ВИЭ
в России, по состоянию на 2019 год составляет 53 ГВт. Большую часть установленной мощности занимает гидроэнергетика, а именно 52,6 ГВт или 96,1%. Установленная мощность солнечной энергетики составляет 1 064 МВт, а доля в ВИЭ составляет 2%. Следовательно ВИЭ занимает 21,8% установленной мощность. Если не брать гидроэнергетику, то оставшиеся ВИЭ занимают всего лишь 1%. В 2015 году аналогичные показатели составляли 20,2% и 0,5% соответственно. Следовательно, за период 2015-2019 годов, доля ВИЭ в общем объеме мощностей увеличилась на 1,6%.
По двум программам поддержки ДПМ ВИЭ 1.0 и ДПМ ВИЭ 2.0 размер инвестиций в сегмент генерации составит порядка 1,8 трлн руб., из них для реализации проектов СЭС предполагается выделить 635 млрд руб.
В настоящее время в России на оптовом рынке действует механизм поддержки ДПМ ВИЭ 1.0, который предполагает внедрение 5 555 МВт мощностей ВИЭ. В 2013 году на конкурс выставлено: Солнечные ЭС (1 958,4 МВт), Ветряные ЭС (3 283,6 МВт), Малые ГЭС (210 МВт). По состоянию на 2020 год 93% мощностей распределены. [4, с. 76-84]
Что касается рынка солнечной энергетики, указанный механизм предполагает внедрение 1 958,4 МВт мощностей к 2024 году, что составляет 35% от всей программы. Дорожная карта проекта предполагает внедрение СЭС в период с 2014 по 2021 год (см Диаграмму 1). На данный момент распределены 1 788 МВт мощностей, к отбору доступны 199 МВт. На конец 2019 года по программе ДПМ ВИЭ 1.0 установлено 1 064 МВт генерирующих объектов СЭС, то есть план выполнен на 54%.
Диаграмма 1 - Плановый ввод мощностей СЭС по программе ДПМ ВИЭ 1.0, 2014-2021 гг.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021
Источник: Составлено автором на основе: 1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. No 1209-р об утверждении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. [5] 2. IRENA, Renewable Energy Statistics. [1] 3. НП Совет Рынка (2020) Годовой отчет о деятельности ассоциации «НП Совет Рынка» за 2019 год. [4, с. 76-84]
На диаграмме видно, что в начале существования программы целевые объемы выполнялись не в полной мере. Так в период с 2014 по 2015 год отрасль не достигла целевых показателей, установив 224 МВт мощностей из 710 МВт, запланированных на данный период времени. Затем в период с 2018 по 2019 год целевые показатели были перевыполнены, было установлено 839 МВт мощностей СЭС, таким образом перевыполнив план на 35%. На конец 2019 года план по внедрению СЭС выполнен лишь на 80%.
Также в 2019 году в адрес Ассоциации «НП Совет Рынка» поступили заявления о квалификации 54 генерирующих объектов СЭС, из них были квалифицированы 49 объектов общей мощностью 725,5 МВт. В 2020 году планируется ввести в эксплуатацию 553,5 МВт мощностей СЭС, оставшиеся 172 МВт планируются к вводу в 2021 году. Таким образом, на данный момент при полном выполнении запланированного ввода мощностей на 2020-2021 годы программа будет выполнена лишь на 91,3%.
На сегодняшний день, на рынке солнечной энергетики в России действую три крупнейших
игрока, среди них ООО «Хевел», ООО «Солар Системс» и ПАО «Т Плюс». Именно между этими компаниями происходит распределение мощностей СЭС по ДПМ ВИЭ 1.0. На конец 2020 года 45% целевой мощности СЭС находились у ООО «Хевел», на данный момент группа компаний уже установила 737 МВт мощностей СЭС и также к концу 2021 года планируется ввести в эксплуатацию еще 363 МВт. Компании ООО «Солар Системс» и ПАО «Т Плюс» получили в тендерном отборе в общей сложности 580 МВт мощностей.
Как уже говорилось ранее, в Росси на период 2025-2035 годов планируется реализация второго этапа поддержки ВИЭ - ДПМ ВИЭ 2.0. Целевой объем ввода ВИЭ составит 7 ГВт, при этом мощности будет распределены в следующем соотношении СЭС/ВЭС - 35%/65% (см. Диаграмму 2). Совокупный объем экспорта должен составить 4,7 ГВт, таким образом на экспорт будет отводиться 40% мощностей. Период возврата капитала останется прежним и составит 15 лет. Целевая норма доходности также не изменится. Общий объем инвестиций должен составить порядка 600 млрд руб.
Диаграмма 2 - Плановый ввод мощностей СЭС по программе ДПМ ВИЭ 2.0, 2025-2035 гг.
Источник: Составлено автором на основе данных Роснано, Программа поддержки ВИЭ на период 2025-2035 гг. [6, с. 3]
Нормированная стоимость электроэнергии Солнечных ЭС, установленных в 2020 году, составляет 20,3 руб./кВт*ч. За прошедший год она снизилась примерно на 16%, что соответствует
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021
мировой динамике. Достижение паритета LCOE СЭС с угольной генерацией ожидается к 2035 году. По прогнозам к 2035 году данный показатель составит 11,86 руб./кВт*ч. [2]
■ СЭС (\МАСС8-14%) «сэссте — Угольная генерация
10
5 0
Диаграмма 3 - Нормированная стоимость электроэнергии LCOE СЭС в РФ по результатам ДПМ ВИЭ
1.0 (ДПМ ВИЭ 2.0 - прогноз), 2014-2035 гг.
Источник: Роснано, Программа поддержки ВИЭ на период 2025-2035 гг.
Мы видим, что нормированная стоимость электроэнергии по ДПМ ВИЭ в России дороже, чем за рубежом. В среднем для аналогичных способов генерации, стоимость в России выше в 3,7 раза. Также нормированная стоимость электроэнергии ВИЭ в России, в несколько раз дороже, чем у традиционных источников энергии.
В большинстве своем это связано с недостатками самого механизма поддержки ВИЭ на ОРЭМ. Механизм поддержки имеет следующие недостатки:
Не все виды возобновляемой энергии развиваются в ожидаемых объемах и темпах;
Для локализации производства оборудования недостаточно запланированных объемов установленной мощности;
Механизм не учитывает возможных технических ограничений в рамках энергосистемы;
Ограниченная конкуренция;
Механизм не стимулирует экспорт и не дает стимулов для поиска иных источников финансирования;
Нет стимулов для повышения эффективности оборудования.
Программу ДПМ ВИЭ 2.0 необходимо продлить, но при этом необходимо внести некоторые корректировки. Компании, генерирующие энергию на базе ВИЭ, считают, что у отбираемых по конкурсу проектов норма внутренней доходности должна быть увеличена с 12 до 14%, в также случае вырастет их инвестиционная привлекательность. Также, должен существовать механизм, который будет возвращать на конкурс мощности, не введенные ранее, таким образом мощности будут использованы полностью.
Однако существуют факторы, которые снижаю интерес инфраструктурных организаций и
производителей энергии к развитию ВИЭ, такие как:
В России существует избыток установленной мощности, в среднем по стране используется только 69% установленной мощности. Несмотря на то, что в стране планируют вывести из эксплуатации неэффективные ТЭЦ, вводы новых мощностей на базе ВИЭ могут не только усугубить эту ситуацию, но и вытеснить тепловую генерацию и снизить ее доходы;
Источники генерации на ВИЭ являются трудно прогнозируемыми, поэтому это требует повышения маневренности традиционной генерации, а в нашей стране преобладает старое оборудование, которое не готово к частым разгрузкам;
Свободный переток электроэнергии значительно ограничен недостаточной плотностью электрических сетей, в то время как нормы требуют 100%-го резервирования мощности электростанция на ВИЭ.
Благодаря нулевой стоимости и низким операционным затратам, в средней и долгосрочной перспективе стоимость электроэнергии, вырабатываемой на ВИЭ, будет намного ниже, чем стоимость электроэнергии, вырабатываемой на ископаемом топливе. Но первоначальные капиталовложения на постройку электростанций на ВИЭ на сегодняшний день все еще высоки, что связывает себестоимость электроэнергии на ВИЭ со стоимостью заемных средств. Именно поэтому льготное финансирование строительства электростанций на ВИЭ должно стать основным инструментом государственной поддержки возобновляемой энергетики.
Для энергетических компаний можно отметить следующие формы льготного финансирования:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021
Расширение мандата и лимитов финансирования Фонда развития промышленности или предоставить финансирование через специальный фонд;
Предоставления финансирование по ставкам ниже рыночных Банком Развития;
Государственное субсидирование ставок по кредитам, предоставляемым через коммерческие банки.
Также к мерам поддержки ВИЭ в России можно отнести совершенствование законодательной базы в части определения порядка подключения установок возобновляемой энергетики к сетям общего пользования, а также упростить технологическое присоединение единичных потребителей к сети.
На стратегическом уровне необходимо принять решение об увеличении доли ВИЭ в энергетическом балансе страны. Для достижения данной цели необходима поддержка общества. Это можно осуществить как за счет создания экономических стимулов для потребителей, так и за счет разъяснения потребителям электроэнергии основных преимуществ развития «зеленой» генерации.
Заключение. В России рынок солнечной энергетики развивается не так активно, как за рубежом. Запланированная программа выполняется не в полном объеме и остаются свободные мощности, на конец 2019 года программа выполнена только на 80%. В 2019 году на рынке СЭС было введено рекордное количество мощностей за время существования программы ДПМ ВИЭ -529 МВт. Самым крупным игроком на рынке солнечной энергетики в России является ООО «Хевел». Данная компания располагает 737 МВт мощностей СЭС, на данный момент занимая большую часть рынка. Нормированная стоимость электроэнергии по ДПМ ВИЭ в России дороже, чем за рубежом. В среднем для аналогичных способов генерации, стоимость в России выше в 3,7 раза. Также нормированная стоимость электроэнергии ВИЭ в России, в несколько раз дороже, чем у традиционных источников энергии. Таким образом, программу поддержки ВИЭ на ОРЭМ в России необходимо продлить, при этом необхо-
димо учесть накопившийся опыт и внести необходимые поправки в ДПМ ВИЭ 2.0, одной из главных поправок должно стать увеличение целевой мощности ВИЭ на ОРЭМ с 7 до 10 ГВт.
Список литературы:
[1] IRENA, Renewable Energy Statistics, The International Renewable Energy Agency, Abu Dhabi. // URL: https://www.irena.Org/-/media/Files/IRENA/ Agency/Publication/2020/Jul/IRENA_Renewable_ Energy_Statistics_2020.pdf
[2] IRENA, Renewable Power Generation Cost in 2019. С. 76-84.
[3] Sierra Club, 100% Commitments in Cities, Countries, & States. // URL: https://www.sierraclub. org/ready-for-100/commitments
[4] НП Совет Рынка, Годовой отчет о деятельности ассоциации «НП Совет Рынка» за 2019 год. С. 76-84.
[5] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июня 2017 г. No 1209-р об утверждении Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года.
[6] Роснано, Программа поддержки ВИЭ на период 2025-2035 гг. С. 3
Spisok literatury:
[1] IRENA, Renewable Energy Statistics, The International Renewable Energy Agency, Abu Dhabi. // URL: https://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/ Agency/Publication/2020/Jul/IRENA_Renewable_ Energy_Statistics_2020.pdf
[2] IRENA, Renewable Power Generation Cost in 2019. S. 76-84.
[3] Sierra Club, 100% Commitments in Cities, Countries, & States. // URL: https://www.sierraclub. org/ready-for-100/commitments
[4] NP Sovet Rynka, Godovoj otchet o deya-tel'nosti associacii «NP Sovet Rynka» za 2019 god. S. 76-84.
[5] Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 9 iyunya 2017 g. No 1209-r ob utverzh-denii General'noj skhemy razmeshcheniya ob"ektov elektroenergetiki do 2035 goda.
[6] Rosnano, Programma podderzhki VIE na period 2025-2035 gg. S. 3
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2021