Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТАНДАРТНОСТИ РЕЧНЫХ ПЕСКОВ, ДОБЫВАЕМЫХ И ПОСТАВЛЯЕМЫХ ВОЛЖСКИМИ ПОРТАМИ'

АНАЛИЗ СТАНДАРТНОСТИ РЕЧНЫХ ПЕСКОВ, ДОБЫВАЕМЫХ И ПОСТАВЛЯЕМЫХ ВОЛЖСКИМИ ПОРТАМИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
84
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧНЫЕ ПОРТЫ / RIVER PORTS / НЕРУДНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / NONMETALLIC CONSTRUCTION MATERIALS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Телегин А.И., Фролова Е.В.

Произведено сравнение показателей качества речного песка, добываемого волжскими портами, регламентированных отраслевыми ТУ-212 и строительным ГОСТ 8736. Сделаны выводы о несоответствии добываемых портами речных песков требованиям строительных организаций и сделаны рекомендации по повышению их качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Телегин А.И., Фролова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STANDARDITY OF THE RIVER SANDS OBTAINED AND SUPPLIED BY THE VOLGA PORTS

The quality parameters of the river sand produced by the Volga ports regulated by the industry TU-212 and construction GOST 8736 are compared. The conclusions about the inconsistency of the river sands produced by the ports to the requirements of construction organizations are drawn and recommendations on improving their quality are made.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТАНДАРТНОСТИ РЕЧНЫХ ПЕСКОВ, ДОБЫВАЕМЫХ И ПОСТАВЛЯЕМЫХ ВОЛЖСКИМИ ПОРТАМИ»

УДК 656.62

А.И. Телегин, д.т.н., профессор, ФГБОУВО «ВГУВТ» Е.В. Фролова, магистрант ФГБОУ ВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

АНАЛИЗ СТАНДАРТНОСТИ РЕЧНЫХ ПЕСКОВ, ДОБЫВАЕМЫХ И ПОСТАВЛЯЕМЫХ ВОЛЖСКИМИ ПОРТАМИ

Ключевые слова: речные порты, нерудные строительные материалы.

Произведено сравнение показателей качества речного песка, добываемого волжскими портами, регламентированных отраслевыми ТУ-212 и строительным ГОСТ 8736. Сделаны выводы о несоответствии добываемых портами речных песков требованиям строительных организаций и сделаны рекомендации по повышению их качества.

Волжские порты добывают на внутренних водных путях речной песок и поставляют его строительным предприятиям, причем по ТУ-212 Департамента речного транспорта Минтранса Российской Федерации, зарегистрированными в Минстрое России (ВНИПСтройсырье) как ТУ 5711-005-00283227-95 [1]. Однако показатели качества этого речного песка значительно ниже требований ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ» [2], что, во-первых, уменьшает его востребованность, а во-вторых, снижает качество выпускаемой продукции и строительства дорог.

Приведем показатели добываемых речных песков в волжских портах по ТУ-212 (таблица 1) и их соответствие ГОСТ 8736 (таблицы 2 и 3) [3], затем дадим анализ.

Таблица 1

Значения показателей качества несортированного песка, добываемого речными портами Волжского бассейна (по ТУ-212)

Наименование волжских речных портов Модуль крупности песка, усл. ед., не ниже Количество, % по массе, не более

Зерен гравия размером более 5 мм пылевидных и глинистых частиц Органических примесеи

всего в том числе в комках

1. Ярославский, Саратовский 1,0 10,0 3,0 0,5 0,5

2. Кинешемский, Волгоградский 1,5 10,0 1,2 0,5 0,5

3. Нижегородский: из русла р. Волга из русла р. Ока 1,3 1,0 10,0 10,0 2,0 2,0 0,5 0,5 0,5 0,5

4. Казанский, Тольят-тинский 1,0 10,0 4,0 0,5 0,5

5. Самарский, Чебоксарский 1,0 10,0 5,0 0,5 0,5

6. Ульяновский 1,0 10,0 3,0 0,5 0,5

Как видно из таблицы 1, во всех 10 волжских портах добываемый речной песок по показателям примерно одинаков: модуль крупности 1,0-1,5; зерен гравия размерами более 5 мм содержится 10%; пылевидных и глинистых частиц имеется от 1,2% (Ки-

нешемский и Волгоградский порты) до 5% (Самарский и Чебоксарский порты); органических примесей в нем 0,5%.

Таблица 2

Требования к строительному песку по ГОСТ 8736

Группа песка Модуль крупности Полный остаток на сите №063, % по массе Область применения

Очень мелкий 1,0-1,5 до 10 Заполнители для строительных растворов

Мелкий 1,5-2,0 10-30 Заполнители для бетонов и строительных растворов, материалы для устройства дорожных одежд

Средний 2,0-2,5 30-45 То же

Крупный 2,5-3,0 45-65 То же

Повышенной крупности 3,0-3,5 65-75 Заполнители для бетонов, материалы для устройства дорожных одежд

Примечание: Если при определении группы песка он отвечает по модулю крупности одной группе, а по полному остатку на сите №063 - другой, то определение группы проводят по модулю крупности.

Как видно из таблицы 2, стандартные требования для всех пяти групп строительного песка одинаковые, их всего два (модуль крупности и полный остаток на сите №063, %), однако их количественные значения для каждой группы свои.

Таблица 3

Допустимые примеси в песке по ГОСТ 8736, в % по массе

Вид песка Проход через сито №016 (а) Пылевидные и глинистые частицы (б) Гравий (зерна свыше 5 и 10 мм) (с) Стандартный песок (е)

1. Природный песок мелкий и очень мелкий 15 5 10 70

2. Обогащенный песок мелкий 10 3 5 82

3. Природный песок средний, повышенной крупности и крупный 10 3 10 77

4. Обогащенный песок средний, повышенной крупности и крупный 5 2 5 88

На основании данных таблицы 3 состав строительного песка природного и обогащенного по ГОСТ 8736 представим в виде двух графиков: рис. 1 - состав песка природного мелкого и очень мелкого, состав песка мелкого обогащенного; рис. 2 -состав песка природного, среднего, повышенной крупности и крупного и состав песка обогащенного среднего, повышенной крупности и крупного.

%

90

0 а 6 с е

—»—природный песок мелкий и очень мелкий —■ 'обогащенный песок мелкий

Рис. 1. Состав песка мелкого и очень мелкого по ГОСТ 8736, в % по массе

%

100

—♦—природный песок средний, повышенной крупности и крупный —■ обогащенный песок средний, повышенной крупности и крупный

Рис. 2. Состав песка среднего, повышенной крупности и крупного по ГОСТ 8736, в % по массе

Сравнивая речные пески, добываемые волжскими портами (по ТУ-212) с требованиями ГОСТ 8736, можно сделать следующие выводы.

1. Показатели качества речного песка, добываемого по ТУ-212, не адекватны показателям требований по ГОСТ 8736: в ГОСТ 8736 даны границы модуля крупности для рассматриваемых видов песков (к примеру, очень мелкий песок - в границах от 1,0 до 1,5, мелкий песок - в границах от 1,5 до 2,0), а в ТУ-212 модуль крупности указывается не ниже какого-то значения, к примеру: Ярославский и Саратовский порты -не ниже 1,0; Нижегородский порт: из русла р. Волги - не ниже 1,3, из русла р. Оки -не ниже 1,0.

2. Размер прохода через наименьшее сито №016 четко регламентируется ГОСТ 8736: для мелкого и очень мелкого песка - 15%; обогащенного мелкого - 10%; для

природного песка среднего, повышенной крупности и крупного - 10%; для обогащенного песка среднего, повышенной крупности и крупного - 5%.

В ТУ-212 вообще отсутствует этот важнейший показатель, характеризующий качество песка.

3. Количество гравия (зерна свыше 5 и 10 мм) по ТУ-212 во всех речных песках, добываемых портами в Волжском бассейне, регламентируется 10%.

По ГОСТ 8736 этот показатель строго определен для двух разновидностей песка: для природных песков - 10% (здесь имеется совпадение по ТУ-212), а для обогащенных песков - в два раза меньше - 5%.

4. Пылевидные и глинистые частицы в составе песка регламентированы: по ТУ-212 - от 1,2% (Кинешемский и Волгоградский порты) до 5,0% (Самарский и Чебоксарский порты); по ГОСТ 8736 - от 2% - для обогащенных песков средних, повышенной крупности и крупных, до 5% - для природных песков мелких и очень мелких.

5. По ТУ-212 (таблица 1) в речных песках допускаются органические примеси в размере 0,5% для всех волжских портов. По ГОСТ 8736 (таблица 3, рис. 1-2) органические примеси не допускаются.

Таким образом, добываемые в Волжском бассейне портами речные пески не соответствуют стандартным требованиям (ГОСТ 8736. Песок для строительных работ). Более того, сами речные порты не являются с 1990-х годов государственными предприятиями, они приватизированы и преобразованы, в основном, в открытые акционерные общества, т.е. стали частными предприятиями. Следовательно, ТУ-212 в рыночных условиях работы портов и при изменении их юридического статуса должны применяться, т.к. они были приняты для государственных предприятий, в социалистической экономике.

Однако в строительной индустрии все более остро встают вопросы повышения качества исходных строительных материалов для повышения качества продукции в строительной отрасли, к примеру, дорожных одежд.

Поэтому в Волжском бассейне, как и в других речных бассейнах России, необходимо провести инвентаризацию имеющихся карьеров, где добываются и могут добываться речные пески, и регламентировать в национальных стандартах или технических условиях стандартные показатели, которые должны быть обязательными при изыскании и разработке карьеров, для добычи материалов требуемого качества. Если пески не отвечают требованиям стандартного качества, должны применяться соответствующие обогатительные устройства и другие технические средства, позволяющие производить пески необходимого стандартного качества - в зависимости от их применения в строительной индустрии, дорожных работах и др.

Список литературы:

[1] Минстрой России. ВНИПИИСтройСырье. Песок, смеси песчано-гравийные, гравий, добываемые техническими средствами портов и пароходств Департамента речного транспорта Минтранса РФ. ТУ 5711-005-00283227-95. - М., 1995. - 10 с.

[2] ГОСТ 8736-2014. Песок для строительных работ. Технические условия. М.: Стандар-тинформ, 2015. - 8 с.

[3] Телегин А.И. Обеспечение стандартного качества и эффективности транспортирования и поставки нерудных стройматериалов, добываемых из речных водоемов: монография / А.И. Телегин, А.О. Ничипорук. - Н. Новгород: Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ», 2015. - 216 с.

ANALYSIS OF STANDARDITY OF THE RIVER SANDS OBTAINED AND SUPPLIED BY THE VOLGA PORTS

A.I. Telegin, E. V. Frolova

Keywords: river ports, nonmetallic construction materials.

The quality parameters of the river sand produced by the Volga ports regulated by the industry TU-212 and construction GOST 8736 are compared. The conclusions about the inconsistency of the river sands produced by the ports to the requirements of construction organizations are drawn and recommendations on improving their quality are made.

Статья поступила в редакцию 18.04.2017 г.

УДК 656.62.064

В.В. Цверов, профессор, д.э.н., ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5 К.И. Засорина, Транспортная компания «КИТ» 603058, г. Нижний Новгород, ул. Шекспира, 1б

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫБОРУ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ОПЕРАТИВНЫХ УСЛОВИЯХ

Ключевые слова: транспортное средство, оперативные условия, метод выбора.

В статье обосновывается методический подход к принятию в оперативных условиях

решений по выбору автотранспортного средства (его типа, модели) в транспортных

компаниях, транспортных и логистических службах нетранспортных организаций.

Выбор автомобильных транспортных средств является распространенной задачей работников логистических служб. Она обусловливает принятия решений по их типу, марке и модели.

Такая задача решается в разных условиях. Возможные варианты условий принятия решения по выбору транспортных средств, требующих учета разного набора факторов, сводятся к шести основным:

1. В оперативных условиях для конкретного заказа на перевозку из имеющихся на предприятии транспортных средств;

2. В оперативных условиях транспортным оператором для конкретного заказа на перевозку из имеющихся у партнеров (транспортных компаний) транспортных средств;

3. При пополнении парка транспортных средств транспортной компании;

4. При пополнении парка транспортных средств нетранспортной компании;

5. При приобретении транспортных средств с пробегом [1, 2];

6. При создании парка транспортных средств [3].

Основными укрупненными факторами, влияющими на выбор транспортных средств являются:

1) способность выполнить рассматриваемую перевозку:

- способность перевозить требуемые грузы;

- способность доставлять груз в точки обслуживаемой территории (проверка на проходимость по сети дорог, габаритные размеры);

2) способность обеспечить требуемое качество перевозки

- время доставки;

- частота отправлений грузов;

- надежность соблюдения графика доставки;

- риск возникновения потерь и порчи груза;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.