нимать экономические отчеты, сопоставлять и анализировать различные данные, выявлять взаимосвязи между происходящими производстве событиями.
Базой для совершенствования процедур управления также являются информационные системы, применение которых способствует структуризации процессов управления, внедрению новых идей и разработок. Они используются также для обучения персонала выполнению новых операций или освоению нового информационного процесса.
Отсутствие действующих структурированных процедур управления приводит к нерациональному взаимодействию звеньев аппарата управления, нарушению документооборота, нежелательной самодеятельности работников в отборе информации, затрудняет процесс совершенствования действующего порядка формирования и обобщения данных.
Наличие организационно-методических основ создания системы контроллинга позволяет обучать людей без отрыва от производства услуг на конкретных рабочих местах, разъяснять цели, способы и средства контроллинга и первичного учета.
Процедуры контроллинга разрабатываются как на стадии формирования первичных данных, так и на стадии их обработки и обобщения. Особая роль в силу недостаточной изученности вопроса принадлежит разработке процедур на стадии формирования первичных данных по каждой хозяйственной операции. При этом процедуры контроллинга, с учетом нашей редакции, состоят из следующих основных элементов:
1. Формирование основ и правил взаимоотношения участников производства услуг и их реализации:
а) установление полномочий и обязанностей участников системы контроллинга в рамках их взаимоотношений;
б) обеспечение юридической полноценности результатов контроллинговых исследований;
в) закрепление ответственности за достоверность первичных данных;
г) установление связи результатов контроллинга и анализа с оценкой результатов деятельности и стимулирования работников.
2. Разработка системы и формата первичных документов, средств и способов первичного учета, контроля и анализа:
а) определение круга первичных документов или носителей информации по каждой хозяйственной операции, как для типовых ситуаций, так и в случае возникновения отклонений от запланированных режимов работы;
б) фиксация контролируемых точек хозяйственной деятельности и контролируемых параметров объекта контроллинга;
в) разработка методов и способов первичного контроля, учета и анализа данных в типовых и проблемных хозяйственных ситуациях.
3. Разработка организационных основ контроллинга:
а) установление порядка взаимоотношений работника в процессе первичного контроля, учета и анализа;
б) закрепление общего руководства организацией первичного контроля, учета и анализа;
в) разработка системы документооборота от начала формирования каждого первичного документа до сдачи его в архив;
г) выбор и обоснование методов контроля по каждой хозяйственной операции.
Применение же информационных технологий в деятельности предприятий это уже не только дань моде, но и увеличение производительности, эффективности управления и использования складских запасов, повышение уровня рентабельности предприятия и т.п. Все это в целом позволяет обеспечить стабильность и перспективность бизнеса в условиях конкурентной борьбы.
Таким образом, использование современных информационных технологий и контроллинга для эффективной реализации рассмотренных выше функций управления предприятием сферы услуг является одним из основных направлений совершенствования систем управления сложными экономическими объектами в условиях изменяющегося рынка.
Литература:
1. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск: Новое знание, 2000.
2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. -М.: Дело, 1994.
3. Елекоев С., Зондхоф Г., Кролл Х. Реструктуризация промышленных предприятий. -М.: Дело, 1996.
4. Джеймс Л., Иванцевич Д., Джеймс Х. Доннелли мл. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: Инфра. - М., 2000.
5. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М: Внешторгиз-дат, 1993.
6. Экономика/ Под ред. Булатова А.С. -М.: БЕК, 1996.
7. Экономика предприятия/ Под ред. Волкова О.И. - М.: ИНФРА - М, 1997.
АНАЛИЗ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЧКИ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
Магомедова П.Н., к.э.н., ст. препод,
Исмаилова О.С., к.э.н., ст. препод., Дагестанский государственный технический университет
Проведен анализ теории спроса и предложения на медицинские услуги. Предложена методика оценки точки безубыточности медицинских услуг, позволяющая оптимизировать объем медицинской помощи и контролировать финансово - хозяйственную активность медицинских учреждений.
Ключевые слова: медицинские услуги, спрос и предложение, точка безубыточности.
ANALYSIS OF THE SUPPLY AND DEMAND AND DETERMINATION OF THE POINT BEUBYTOCHNOSTI MEDICAL
Magomedova P., k.e.n., cl. prepod.,
Ismailova O., k.e.n., cl. prepod., Dagestanskiy state technical university
The Organized analysis to theories of the supply and demand on medical facilities. The Offered methods of the estimation of the point безубыточности medical services, allowing optimize the volume medical help and check financial - an economic activity of the medical institutions.
Keywords: medical facilities, demand, offer, point bezubytochnosti.
Разделение российского здравоохранения на общественное, финансируемое из государственных источников, и негосударственное, частное, основанное на платности медицинских услуг, накладывает значительный отпечаток на процессы спроса и предложения медицинских услуг. Сфера общественного здравоохранения, ресурсы которой формируются из средств бюджетов и фондов обязательного медицинского страхования, по-прежнему ориентирует-
ся на круг потребностей, которые должны быть удовлетворены в первую очередь, пользуются наибольшим спросом населения. Объем и структура предложения этих услуг ограничены теми средствами, которые государство, общество способны выделить на всеобщее, равнодоступное удовлетворение потребностей.
Существенно иным образом складываются спрос и предложение штатных медицинских услуг в негосударственном, рыночном
секторе российского здравоохранения. Здесь уже господствуют рыночные законы спроса и предложения. На форму проявления этих законов в России накладывают отпечаток как степень зрелости российского рынка услуг, характер государственного воздействия на этот рынок, так и характерные особенности платежеспособного спроса российского потребителя на услуги здравоохранения, обусловленные, прежде всего доходами разных слоев населения. Но при всех специфических чертах проходящего стадию становления российского рынка услуг здравоохранения в соответствии с общими принципами рыночной экономики главным фактором, определяющим величину спроса и предложения на услуги, становятся цены. Рыночные цены решающим образом воздействуют и на динамику спроса и предложения услуг, будучи в то же время результатом взаимодействия спроса и предложения.
Проиллюстрируем высказанные положения на примере кривых совокупного спроса и предложения медицинских услуг (рис. 1.). В экономической теории под кривой спроса понимают графическое изображение зависимости между величиной спроса на товар, продукт, услугу и их ценой в условиях отсутствия влияния других факторов. Соответственно кривой предложения называют графическое изображение зависимости между величиной предложения товара, продукта, услуги и их ценой. Совокупным спросом на медицинские услуги будем называть рыночный спрос в масштабах страны или крупного региона. В совокупном спросе нивелируются особенности отдельных рынков, на которых могут складываться разные уровни спроса и предложения в зависимости от исторических, природно-климатических, социально-психологических, экономических условий.
Отметим, что закономерности формирования спроса и предложения на российском рынке медицинских услуг изучены в недостаточной степени, поэтому излагаемые ниже положения отражают точку зрения, опирающуюся не только на статистику, но и на учет общих рыночных закономерностей, выявленных применительно к другим видам товаров и услуг.
Кривая совокупного, в масштабах страны, спроса на платные медицинские услуги, построенная в координатах «величина спроса - цена», имеет примерный вид, изображенный на рис.
Как видно из рис.1., характер зависимости величины спроса на медицинские услуги от цены услуг изменяется неоднородным образом, хотя общая тенденция снижения величины спроса на услуги по мере роста их стоимости, известная как закон спроса, имеет место и в отношении такого специфическою товара, как платные услуги здравоохранения.
На кривой спроса выделяются три характерные части, соответствующие разным уровням цен.
Зона общедоступности характеризуется уровнем цен на услуги, не отягощающим потребителя. Если рыночные цены на услуги находятся в пределах от величины, близкой к нулю, до некоторого значения Ц1, приемлемого для потребителя (в том смысле, что его расходы на медицинские услуги намного меньше денежных доходов), то потребитель будет приобретать эти услуги практически вне зависимости от величины их цены. Это относится и к дешевым лекарствам, и к недорогим видам медицинской помощи, лечения
Иначе говоря, чувствительность величины спроса по отношению к цене, именуемая в экономической теории эластичностью спроса, будет невысокой, величина спроса слабо падает с увеличением цены.
Если рыночные цены на услуги начинают превышать порого-
величина спроса на услуги
вое значение Ц1, и становятся тем самым значимыми, влияющими на бюджет потребителя, составляющими ощутимую долю его расходов, то чувствительность величины рыночного спроса на платные услуги к цене услуг становится ощутимой. Иначе говоря, величина спроса на услуги резко уменьшается при увеличении цены, так как услуги по таким ценам недоступны для определенных категорий потребителей, не обладающих достаточным доходом.
В этом диапазоне цен, соответствующем изменению их значений от нижнего предельного значения Ц1 до верхнего предельного значения Ц2 эластичность величины совокупного спроса на услуги по отношению к цене услуг довольно высока, то есть по мере роста цен услуги становятся доступными для все более сужающегося круга потребителей. Такому диапазону цен соответствует зона ограниченной доступности услуг, воспользоваться рыночными услугами в объеме, определяемом потребностями, состоянием здоровья, могут уже далеко не все нуждающиеся в них люди.
Отметим, что диапазон рыночных цен на платные услуги, соответствующий их ограниченной доступности, наиболее характерен для российской экономики переходного периода.
Если цена рыночных услуг превышает второе пороговое значение Ц2, картина спроса на них вновь меняется. Цены достигают таких высоких значений, что услуги становятся доступными крайне ограниченному кругу высокодоходных потребителей. Для этих потребителей даже такие цены не страшны и они могут исходить из принципа: «Во имя своего здоровья мы за ценой не постоим». В итоге при ценах, превышающих второе пороговое значение Ц2, соответствующих зоне крайне ограниченной доступности услуг, эластичность величины спроса по отношению к рыночной цене услуг вновь становится невысокой, с увеличением цен величина спроса на услуги уменьшается не слишком значительным образом.
Достаточно характерными особенностями, но в несколько меньшей степени в сравнении со спросом обладает и рыночное предложение платных медицинских услуг. В условиях действия рыночных отношений величина предложения штатных медицинских услуг подчинена закону предложения, согласно которому она тем больше, чем выше цена услуг при прочих равных условиях. Смысл этой закономерности ясен: чем более высоки цены, тем большую прибыль они приносят производителю платных услуг, в связи с чем повышается его заинтересованность в наращивании объема услуг.
Учитывая эту закономерность, построим типичную кривую совокупного предложения платных медицинских услуг определенного вида на рынках страны или крупного региона, отображающую в графическом виде зависимость величины (объема) предложения услуг со стороны их производителей от складывающихся на рынке цен на данные услуги. Примерный вид такой кривой предложения, построенной в координатах «величина предложения услуг - цена услуг», изображен на рис.2.
В экономике здравоохранения цены выполняют учетную, распределительную, стимулирующие функции. В условиях развитого рынка действуют определенные принципы ценообразования:
- цена должна отражать необходимые затраты труда на производство товаров и услуг, их потребительские свойства и качества;
- цена должна обеспечивать компенсацию затрат и получение прибыли нормально работающему товаропроизводителю;
- цена должна стимулировать снижение затрат;
- цена должна стимулировать улучшение качества продукции, товаров и услуг.
цена услуги
Зона зона ограниченной зона крайне
общедоступности доступности ограниченной
доступности
Рис.1. Примерная кривая совокупного спроса на платные медицинские услуги.
Рис.2. Примерная кривая совокупного предложения платных медицинских услуг
Принципы ценообразования вполне соответствуют функциям
цен.
Существуют различные виды цен. Цены могут быть предельными, равновесными, свободными, фиксированными, прейскурантными.
При величинах рыночных цен на услуги меньших некоторого нижнего предельного значения Ц0, производить и продавать услуги невыгодно, так как выручка от продаж по такой цене ниже затрат на производство услуг, и такое производство становится убыточным. Производитель способен производить и продавать услуги по таким ценам и даже наращивать их производство лишь исходя из соображений благотворительности, в надежде на спонсорские взносы и государственные дотации, в целях рекламирования своих услуг, а также с учетом того известного из экономической теории и практики положения, что при росте объемов производства в определенных пределах удельные издержки производства, расходы производителя на предоставление услуги снижаются. В силу этих причин платные услуги частично производятся даже при уровне цен на них, соответствующих зоне убыточности. Но в основном производить и продавать в течение длительного времени медицинские услуги по ценам, не обеспечивающим окупаемость затрат, - удел государства, а не коммерческих организаций.
Если цена рыночных услуг превышает нижнее предельное значение Ц0, производство и продажа услуг по таким ценам становятся выгодным и для производителя, есть не только безубыточными, но и приносящими прибыль (в предположении, что услуги пользуются спросом и находят сбыт). Основная масса производимых платных медицинских услуг должна находиться в зоне безубыточности, то есть продаваться по ценам, обеспечивающим окупаемость затрат производителей. В этом случае производители будут экономически интересованы в наращивании объема. Услуг и кривая предложения будет отражать действие закона предложения.
Было бы, однако, ошибочным предполагать, что с ростом рыночных цен на медицинские услуги объем предлагаемых платных услуг определенного вида будет возрастать без ограничений, как формально следует из закона предложения. Начиная с некоторого верхнего предельного значения цены Ц1 вступят в действие ограничительные факторы, препятствующие росту объема предложения. Во-первых, производственные возможности оказания данного вида услуг производителем не могут превзойти предельного уровня Qпр, соответствующего состоянию ресурсного потенциала производителей, наличию у них необходимых материальных, трудовых, финансовых, информационных ресурсов. А чтобы увеличить производственный потенциал, понадобятся вложения капитала и время, так что в краткосрочной перспективе превзойти предельный уровень производства не удается.
Во-вторых, согласно известному из экономической теории закону убывающей доходности, начиная с определенного уровня производства, его дальнейшее увеличение приводит к такому росту затрат факторов производства, что наращивать производство услуг, товаров сверх этого уровня становится невыгодным.
Наконец, нельзя упускать из вида, что сверх определенного предела предложение услуг становится избыточным в том смысле, что предлагаемые услуги не пользуются спросом, а это ведет к превышению величины предложения над величиной спроса, что чревато снижением рыночных цен и потерями производителей.
Все это вместе взятое и предопределяет форму кривой сово-
купного предложения на платные медицинские услуги, примерным вид которой изображен на рис.2.
Определенный интерес при этом представляет собой определение точки безубыточности платных медицинских услуг. Рассмотрим один из подходов решения данной проблемы на следующем примере. Наибольший удельный вес в статистическом отчете по заболеваемости в отделениях ортопедического профиля Республиканского ортопедо-травматологичесго центра (РОТЦ) Республики Дагестан имели «эссенциальная гипертония» - М1, «сколиоз» -М2 «врожденная деформация стопы»- М3. Тариф стационарной медицинской помощи «эссенциальная гипертония» (Т1) в 2007 году равнялся - 6810 руб., «ранее сколиоз» (Т2) - 5262 руб., «врожденная деформация стопок» (Т3) - 4798 руб.
Нами рассчитана средняя величина встречаемости заболеваний в отделениях ортопедического профиля в год за три непрерывных года. В 2005 году в одном отделении было пролечено 147 больных, страдающих эссенциальной гипертонией, в 2006 году 0 154, а в 2007 году - 169. Следовательно, за три непрерывных года заболеваемость «эссенциальная гипертонией» встречается в отделении 470 раз, а средняя величина встречаемости составила 157 раз в год.
А в 2005 году в отделении было пролечено 163 больных сколиозом, в 2006 году - 149, в 2007 году - 154. Следовательно, за три непрерывных года «сколиоз» встречался в отделении 466 раз, а средняя величина встречаемости МЭС составила 155 раз в год.
В 2005 году в отделении было пролечено 115 больных, перенесших врожденную деформацию стопы, в 2006 годы - 164, в 2007 году - 149. Следовательно, за три непрерывных года «врожденная деформация стопы» встречалась в отделении 428 раз, а средняя величина встречаемости МЭС составила 143 раза в год.
Стоимость лечения в год (С) больных определяется по формуле: С = М х Т (1),
где:
М - средняя величина встречаемости заболевания в год,
Т - тариф стационарной медицинской помощи по конкретному МЭС.
Для больных эссенциальной гипертонией стоимость лечения в 2007 году (С1) составила 6810 руб. Для больных сколиозом стоимость лечения в 2007 году (С2) составила 5262 руб. Для больных с врожденной деформацией стопы в 2007 году (С3) составила 4798 руб.
С1 = 6810х 157=1069170
С2 = 5262 х 155=815610
С3 = 4798 х 143=686114
Для расчета средней стоимости лечения одного пациента в год (С ) суммирована стоимость лечения всех больных в рамках наиболее часто встречающихся заболеваний, а полученный результат поделен на сумму средних величин встречаемости заболеваний в год (формула 2):
С =
ср
С + С + С 12 3
М + М + М 123
что в 2007 году составило 5650 - 31.
Табл. 1. Основные статьи расходов ортопедического отделения в 2007 г.
Перечень расходов Средняя величина в месяц
Зарплата 62820
Начисления 16333
Медикаменты 157496
Питание 69304
Мяг. инвентарь 213
ИТОГО 308266
Рис. 3. Графическое изображение «точки безубыточности» заболеваний.
Расходы отделения в месяц (Р) составили 148,9 руб. (табл.1) Отношение величины расходов отделения в месяц к средней стоимости лечении одного больного в год, соответствовало минимальному количеству законченных страховых случаев (З) в месяц, оплата которых необходима для рентабельности отделения (формула 3):
З =
Р
(3)
ср
В нашем исследовании число законченных страховых случаев в месяц (З) равнялось 55
З
308266 5650 34
55
При графическом изображении расходов и доходов отделения в месяц пересечение линий расходов и линий доходов выявляет то «точку безубыточности» работы отделения (Б), которая соответствует месту пересечения прямых доходов и расходов (рис.3).
Отрезок прямой доходов после точки безубыточности соответствует прибыли отделения. При этом, расчет точки безубыточности медицинской помощи дает возможность оптимизировать объем медицинской помощи и контролировать финансово - хозяйственную активность отделения[1].
Литература:
1. Духанина И.В., Духанина М.В. Исходная информационная база как инструмент для достижения безубыточности работы ЛПУ/ / Экономика здравоохранения. -2005.-№3.-С.25-27.