Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ'

АНАЛИЗ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕТОД / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОГРАММА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шатохина Я.А.

Данная статья посвящена обзору возможностей развития эмоционального интеллекта подростков в современной науке. В статье рассматриваются программы, технологии, формы и методы развития эмоционального интеллекта подростков, а также анализируется их эффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF WAYS AND METHODS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN ADOLESCENTS

This article is devoted to an overview of the possibilities for developing the emotional intelligence of adolescents in modern science. The article discusses programs, technologies, forms and methods for developing the emotional intelligence of adolescents, and also analyzes their effectiveness

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ»

УДК 37

Шатохина Я.А.

студент магистратуры кафедры общей и социальной педагогики Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)

АНАЛИЗ СПОСОБОВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ

Аннотация: данная статья посвящена обзору возможностей развития эмоционального интеллекта подростков в современной науке. В статье рассматриваются программы, технологии, формы и методы развития эмоционального интеллекта подростков, а также анализируется их эффективность.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, метод, технология, программа, подростковый возраст.

В связи с тем, что феномен эмоционального интеллекта (далее - ЭИ) в современном мире обрел большую популярность, а в научной среде с 1998 года реализуется этап под названием «прояснение сущности ЭИ» (в соответствии с периодизацией Д. Майера) [7, с.64], исследователями анализируются предпосылки развития ЭИ, особенности ЭИ, влияние ЭИ на жизнь человека и многие другие компоненты этого феномена. Вместе с тем актуальным становится вопрос о том, как можно развивать ЭИ человека. В частности, целесообразным является рассмотрение возможностей развития ЭИ в подростковом возрасте, поскольку данный период является наиболее актуальным для эмоционального развития.

По мнению исследователей, перспективными областями развития ЭИ являются «сферы образования, организационной психологии, геронтопсихологии, современных информационных технологий, клинической психологии» [2 с.165]; индивидуальная и групповая психотерапия, тренинги,

самостоятельное развитие ЭИ, консультирование, коучинг [3, с.302]; а также дискуссия, арт-терапия, поведенческая и когнитивная терапия, игра [3, с.302].

В качестве программ по развитию ЭИ можно выделить следующие. Так, И. Н. Андреева, рассматривая опыт зарубежного образования, привела в пример школьное обучение в США, а именно «Программу активизации стратегий альтернативного мышления (Promoting Alternative Thinking Strategies. PATH) [2 с.165], рассчитанную на дошкольников и младших школьников. Программа призвана научить детей распознаванию своих и чужих эмоций, пониманию поведения других людей, решению межличностных проблем, а также проявлению самоконтроля. Следует отметить, что ученики, обучавшиеся по данной программе, демонстрировали повышение уважения к себе и другим, повышение уровня эмпатии, способность к осознанию эмоциональных и социальных проблем, а также к их решению, снижение уровня агрессивности и жестокости. Данный результат сохранялся через год после обучения по программе.

Также среди зарубежных программ стоит отметить пилотную программу испанских исследователей, основанную на модели спортивного образования [1]. Данная программа была нацелена на улучшение субъективного самочувствия, эмоционального интеллекта и социальной тревожности подростков. Участие в программе принимало 113 подростков в возрасте от 12-15 лет. В экспериментальной группе учащиеся играли в ринго, а в контрольной изучали основы игры в баскетбол. В экспериментальной группе после проведения программы наблюдались значительные улучшения показателей ЭИ, а также была подтверждена связь между чертами ЭИ, субъективным благополучием и как физическим, так и психологическим здоровьем подростков.

В России в настоящее время тоже создаются программы по развитию ЭИ, которые в дальнейшем планируют внедрить в образовательные учреждения. Так, примерами таких программ можно назвать учебно-методический комплекс «Социально-эмоциональное развитие детей» (Е. А. Сергиенко), учебно-

методическое пособие «Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах» (Е. А. Сергиенко), «Навыки XXI века» (Е. Хаустова) и «Опыт обучения на программах развития ЭИ педагогических коллективов» (А. Муратова) [3, с.301].

Внимание исследователей привлекли также возможности школьного курса литературы для развития ЭИ. Так, Каракеян Э.С. в своей статье [5, с.86] рассматривает четыре направления формирования ЭИ в рамках урока литературы и факультативных занятий: эмоциональная подача, эмоциональное погружение, творческая деятельность и вызов эмоций. Каждое из направлений содержит в себе различные приемы, способствующие развитию ЭИ. По мнению авторов, использование форм работы, обозначенных в статье, на уроке литературы способствует развитию четырех базовых навыков ЭИ: понимания своих эмоций, умения контролировать их, осознания социального контекста и распознавания чувств других людей.

Развитие ЭИ на уроках литературы может осуществляться и через изучение поэтического творчества. Н. А. Наконечная и Т. Г. Демиденко [8 с.109] в своей статье предлагают приемы (намеренное невыразительное чтение; сопоставлений произведений одной тематики разных авторов и т.д.), включение которых в урок по изучению поэзии позволит развивать эмоциональную сферу учащихся. По мнению авторов, лирическое произведение представляет собой единство эмоционального состояния героя и субъективного восприятия читателя, что позволяет пробудить «способность чувствовать и понимать свои чувства» [8, с. 112] в учениках.

В качестве еще одного направления развития ЭИ подростков следует назвать использование интерактивных методов. Так, в статье Д. А. Ломакина [6, с.38] описывается эксперимент по развитию ЭИ подростков с помощью таких методов интерактивного обучения, как «Case-study; психологические игры; психологические сказки с мозговым штурмом; сократические диалоги;

тренинги; ученические супервизии и ассоциативные методы. По мнению автора, общий уровень ЭИ подростков после использования названных интерактивных методов увеличился с низкого (37,78) до среднего (53,97), было отмечено, что больше всего выросли такие показатели ЭИ, как эмоциональная осведомленность (с 9,81 до 14,05) и эмпатия (6,54 до 14,32). В целом же, наблюдалось увеличение всех показателей ЭИ, что свидетельствует о положительной динамике при применении данной группы методов.

Интересным методом для развития ЭИ личности является арт-терапевтический метод «нейрографика». По словам автора, Зориной Н. Н., нейрографика - это «техника работы с человеком, в основе которой лежит идея создания рисунка с помощью нейрографической линии и трех фигур (круг, квадрат, треугольник)» [4, с.334]. В результате применения данной техники, личность наблюдает за своими эмоциями, освобождается от эмоционального напряжения с помощью переноса трудной жизненной ситуации в рисунок. На данный момент зафиксированы результаты только первого этапа исследования, направленного на развитие понимания и осознания собственных эмоций, но уже по этим результатам можно увидеть, что использование метода привело «как к росту интегрального уровня ЭИ (на 24%), так и к изменениям остальных его составляющих» [4, с.342].

Таким образом, в настоящее время для развития ЭИ подростков применяются, во-первых, различные методы, среди которых можно назвать метод нейрографики, развивающий ЭИ через арт-терапевтическую деятельность; во-вторых, различные технологии, например, интерактивные, позволяющие организовать активное взаимодействие подростков, анализ ими конкретных ситуаций; в-третьих, различные формы, в частности, развитие ЭИ на уроках литературы посредством анализа прозаических и поэтических произведений; и, наконец, в-четвертых, различные программы, например, программа развития ЭИ в США, имеющая целью повышение эмоциональной

грамотности подростка, программа Испании, развивающая ЭИ через спорт, и программы России, направленные на развитие подростков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Luna P., Guerrero J., Cejudo J. Improving Adolescents Subjective Well-Being, Trait Emotional Intelligence and Social Anxiety through a Programme Based on the Sport Education Model // Int. J. Environ. Res. Public Health, 2019. №16(10).

2. Андреева И.К Азбука эмоционального интеллекта. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012. 288 с.

3. Зорина H. H. Возможности развития эмоционального интеллекта // Проблемы современного педагогического образования, 2021. №71-1. С.300-304.

4. Зорина H.H. Применение нейрографики для развития эмоционального интеллекта личности. // Человеческий фактор: социальный психолог, 2020. № 1 (39). С. 331-342.

5. Каракеян Э. С. Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы и факультативных занятиях // Литературная педагогика и ее роль в развитии эмоциональной грамотности, 2021. С. 85-90.

6. Ломакин Д.А. Процесс развития эмоционального интеллекта подростков с использованием интерактивных технологий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. №4-2. С. 35-40.

7. Шймушина Л. М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы, 2020. №4. С. 63-70.

8. Шконечная H. А., Демиденко Т. Г. Развитие эмоционального интеллекта при изучении поэтического творчества на уроках литературы // Управление образованием: теория и практика, 2022. Т. 12. №7. С. 108-114.

Shatokhina Y.A.

Master's student of the Department of General and Social Pedagogy

Tyumen State University (Tyumen, Russia)

ANALYSIS OF WAYS AND METHODS OF DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE

IN ADOLESCENTS

Abstract: This article is devoted to an overview of the possibilities for developing the emotional intelligence of adolescents in modern science. The article discusses programs, technologies, forms and methods for developing the emotional intelligence of adolescents, and also analyzes their effectiveness.

Keywords: emotional intelligence, method, technology, program, adolescence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.