О.В. Груздева
АНАЛИЗ СПЕЦИФИКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОМАТИЧЕСКИ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА С ПОЗИЦИЙ НОМОТЕТИЧЕСКОГО И ИДЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ
Проблема изучения психического развития соматически больного ребенка в настоящее время привлекает внимание многих исследователей самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, социологов. Разработка данного направления актуальна в связи с проблемой роста детской заболеваемости и, как следствие, проблемой развития соматически больных детей в образовательных учреждениях.
Современные исследования психических особенностей соматически больных детей осуществляются, как правило, в режиме двух диагностических подходов: номотетического (объективного) и идеографического (субъективного и проективного). Первый измеряет психологические особенности, сравнивая их с нормативными показателями, второй — дает возможность распознать и выделить индивидуальное своеобразие психики больного ребенка.
Психическое развитие и ситуация развития в детстве вносят хотя и не всегда очевидный, но очень существенный вклад в становление взрослого человека. В связи с этим изучение особенностей развития, а также эффективных путей реабилитации ребенка, находящегося в ситуации болезни, является весьма необходимым аспектом современных исследований. (Изучение специфики развития в этом контексте поднималось еще в начале XX века, в частности, в научном докладе В.М. Бехтерева «Личность и условия ее развития и здоровья». Санкт-Петербург, 1905 г.)
Проведенные исследования показывают, что социальная ситуация развития больного ребенка является качественно иной по сравнению с ситуацией развития здорового ребенка. В.В. Николаева и Г.А. Арина определяют, что новую социальную ситуацию развития создают для больного ребенка два вида ограничений: а) движения; б) познавательной деятельности. А ведь известно, что активность является важной формой самовыражения ребенка, а также сильнейшим фактором его развития. Изменение познавательной активности соматически больного ребенка, и особенно ограниченность общения со сверстниками, существенно меняют социальную ситуацию развития, инфантилизируя его. Болезнь может спровоцировать кризис психического развития, привести к появлению новообразований как нормального, так и патологического типа и тем самым изменить жизненный опыт человека (Николаева В.В., Арина Г.А., 1995).
Анализ исследований по данной проблеме показывает, что нет достаточной изученности данного вопроса. Например, в исследованиях В.В. Николаевой отмечается, что в ситуации болезни активизируется собственная познавательная
активность ребенка, направленная на преодоление болезни, которая имеет свою специфику в зависимости от его возраста и ведущей деятельности (Николаева В.В., 1987). В то же время результаты исследований отдельных познавательных психических функций больного ребенка свидетельствуют о более низких (по сравнению со здоровыми детьми) показателях их развития (Ковалевский В. А., 1997, 1998). Также показано, что ситуация болезни приводит к сильной субъективной зависимости ребенка от взрослого (Николаева В.В., 1992). Вместе с тем, по мнению Д.Н. Исаева, у больного ребенка «утрачивается непосредственность общения со взрослыми и сверстниками» (Исаев Д.Н., 1993).
Подобная неоднозначность характеристик развития больного ребенка порождает необходимость более детального изучения специфики его развития.
В связи с этим выделилась проблема выбора концептуального подхода, необходимого для изучения данного процесса.
С одной стороны, несомненно, полезным является номотетический подход к изучению психики ребенка. Номотетическое направление дало множество работ, относящихся к изучению общих закономерностей психической деятельности человека. Данный подход уточнил, расширил представления о возрастных особенностях развития ребенка. Таким путем было определено, что соматически больной ребенок обладает следующими особенностями.
Особенности развития личности и самосознания:
- при оценивании себя у больного ребенка преобладает позиция «малоценнос-ти», ущербности; отношение к себе непосредственно-чувственное (Ливанова М.Н., 1997; Николаева В.В., 1992);
- для 62 % часто болеющих детей характерно приписывание себе отрицательных эмоций, таких, как горе, страх, гнев и чувство вины (Арина Г.А., Коваленко Н.А., 2000);
- выражена тревожность, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения (Румянцев А.Г., Касаткин В.Н., 1996);
- у больного ребенка формируется негативное представление о собственной личности; отмечаются неустойчивая оценка болезни, нарастание пессимизма и депрессивности; изменяется иерархия мотивов, снижается их побудительная сила. Изменение социальной ситуации развития приводит к задержке развития личности - инфантилизму (Ливанова М.Н., 1997);
- в младшем и среднем дошкольном возрасте у часто болеющих детей более выражена тенденция к адекватной самооценке, чем у их здоровых сверстников, но она во многом зависит от типа семейного воспитания (Ковалевский В.А., 1997);
- основная направленность желаний часто болеющих детей обращена на предотвращение болезненных симптомов и избегание страданий (84 % опрошенных часто болеющих дошкольников), в то время как у их здоровых сверстников преобладают желания, направленные на преобразование окружающей среды (63 %) и на взаимодействие с другими людьми (70 %) (Ковалевский В.А., 1997).
Особенности познавательной деятельности:
- истощаемость психической деятельности, проявляющаяся в значительном снижении показателей умственной работоспособности, в частности, колебание работоспособности (дети, больные острой пневмонией, хроническим бронхитом, бронхиальной астмой) (Орлова М.М., 1998);
- трудности переключения внимания, снижение продуктивности воспроизведения (Николаева В.В., 1992);
- снижение продуктивности внимания (у часто болеющих детей меньшие показатели объема, точности и устойчивости внимания) (Ковалевский В.А., 1997);
- статистически достоверное уменьшение уровней развития творческого воображения (часто болеющие старшие дошкольники) (Ковалевский В.А., 1997);
- меньший объем произвольной зрительной памяти (Ковалевский В.А., 1997);
- более позднее формирование моделирующих перцептивных действий по сравнению со здоровыми детьми (Ковалевский В.А., 1997);
- большая эмоциональность, выразительность монологической речи, но меньшая самостоятельность, полнота и логическая последовательность (высокий уровень развития монологической речи в группе часто болеющих детей встречался на 13 % реже, а средний - на 14 % чаще) (Ковалевский В.А., 1997).
Особенности межличностного взаимодействия и деятельности:
- круг общения больного ребенка ограничен до минимума, присутствует объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь (Божович Л.И., 1968; Ливанова М.Н., 1997);
- преобладают симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязыва-юще-подавляющий стили родительского отношения к ребенку (Ковалевский В.А., 1997; Николаева В.В., 1992);
- родители фиксируют внимание ребенка на болезненных проявлениях, вводя различные запреты и ограничения (Арина Г.А., Коваленко Н.А., 2000; Николаева В.В., 1987);
- наблюдаются скованность, замкнутость детей; они менее контактны и общительны (Арина Г.А., Коваленко Н.А., 2000);
- утрачивается непосредственность общения со взрослыми и детьми, нет радости от совместных игр и развлечений; нередки случаи отказа от выполнения режима дня, неподчинения старшим, упрямства (Исаев Д.Н., 1993);
- ограничена игровая деятельность (ее возможности и проявления) и, как следствие, двигательная потребность ребенка (Исаев Д.Н., 1993; Николаева В.В., 1992).
Выделенные характеристики развития соматически больного ребенка (сопоставляемые с возрастными нормативами здоровых детей) показывают чаще всего лишь отставание в развитии последних. Являются ли полученные данные информативными для построения эффективной коррекции, особенно в отношении детей с тяжелой соматической патологией, проблематичный вопрос. Возможно, что показатели нормативности их психического развития совершенно другие. Остаются невыясненными механизмы адаптивного, компенсаторного поведения больных детей.
Между тем в среде больных детей часто фиксируются случаи благополучного развития, например, более качественное развитие специальных способностей, эмпатии и др. (Быкова В.П., 1998; Груздева О.В., 2004). Возможно, активизируются гиперкомпенсаторные возможности психики больного ребенка, проявляющиеся в повышенной одаренности, талантах в условиях патологии со стороны здоровья.
Также существуют мнения о немаловажном влиянии на психическое развитие и характер заболеваний ребенка (Бройтигам В. и др., 1999; Быкова В.П., 1998; Григорьев М.А., 1996; Исаев Д.Н., 1993). Характер заболевания определяет степень активности ребенка и его родителей на пути преодоления болезни (Груздева О.В., 2004).
Получить представление о психологических аспектах индивидуальности и характеристиках активности больного ребенка в рамках номотетического подхода не всегда представляется возможным.
В связи с этим целесообразно не ограничиваться исследованиями в рамках номотетического подхода, а пытаться выделить индивидуальные аспекты развития больного ребенка. Это делает возможным индивидуально-личностный (идеографический) подход в изучении и распознавании фактов психической жизни (Ананьев Б.Г., Мерлин В.С., Русалов В.М., Собчик Л.Н., Теплов Б.М. и др.). Именно в детском возрасте особое влияние на развитие и формирование личности оказывают врожденные, конституционально-заданные свойства. Они, в свою очередь, определяют динамические характеристики личности и характеризуют состояние наличной (потенциальной) активности больного ребенка.
Факторы, влияющие на формирование и развитие индивидуальных особенностей, гораздо более многочисленны и разнообразны, чем те, которые рассматриваются при анализе общевозрастных закономерностей. Это факторы:
1) биологического порядка (врожденные способности и особенности темперамента);
2) относящиеся к условиям жизни и воспитания ребенка (общение со взрослыми, общение со сверстниками, предметная среда, средства массовой информации, язык, верования, образцы действий и поведения, наблюдаемые ребенком, обучение и воспитание, стихийное обучение);
3) активности ребенка. В отношении больного ребенка важной составляющей его социальной ситуации развития и активности является фактор ортобиоза - параметры здорового образа жизни (Груздева О.В., 2004).
Будучи своевременно выявленными, индивидуально-личностные свойства (ведущие тенденции) подскажут пути развития для каждой конкретной личности (Собчик Л.Н., 2003). Выявленный потенциал активности больного ребенка определит специфику коррекции на пути преодоления болезни.
Индивидуально-личностный (идеографический) подход позволяет выявлять и учитывать в воспитательно-образовательном процессе индивидуальный стиль переживаний, субъективную чувствительность, индивидуальный когнитивный стиль, индивидуальный стиль межличностного поведения детей и др. В итоге
полученная информация помогает выстроить рациональное воспитание или правильно подобранную психотерапию.
Например, повышенная тревожность (слабый тип нервной системы) как конституциональное свойство или как следствие болезни (Дубовик Е.Ю., 2005) ведет к формированию повышенного уровня тревожности как индивидуальноличностной черты и легко перерастает в состояние тревоги при неблагоприятной ситуации. Рациональное воспитание может способствовать усилению у больного ребенка контроля над тревожностью, успешному овладению ситуацией. Напротив, неадекватные методы социального воздействия (не учитывающие ведущую тенденцию ребенка и ситуацию болезни) могут эту тревожность усиливать, что затруднит адаптацию личности к сложным условиям. Аналогичный вывод можно сделать и о других индивидуально-личностных тенденциях.
Для реализации индивидуально-личностного подхода необходима предварительная работа с ближайшим окружением больного ребенка по его осознанию. Семьи, общеобразовательные и специализированные образовательные учреждения традиционно более ориентированы на обеспечение возрастного, а не индивидуального развития детей, что само по себе является неразумным, так как ситуация болезни уже определяет преобладание у больного ребенка индивидуальных составляющих развития над возрастными.
Экспериментальная работа по отработке образовательных и коррекционных технологий в рамках идеографического подхода доказывает адекватность и эффективность данного подхода. В дошкольных образовательных учреждениях гг. Ачинска, г. Зеленогорска Красноярского края и Красноярске последовательно реализуется программа индивидуализированного развития соматически больных детей.
На первом этапе в рамках семинаров-практикумов отрабатывается тема «Индивидуализация образа ребенка». Занятия позволяют родителям и педагогам трансформировать образ больного ребенка, неуспевающего, отстающего от здоровых сверстников, в образ особого ребенка, обладающего яркими индивидуальными особенностями и способностями.
На втором этапе взрослыми обязательно анализируются собственные индивидуальные характеристики, а также показатели внутриличностной активности на пути преодоления болезни. Выявляются параметры здорового образа жизни семьи (фактор ортобиоза) - необходимая составляющая подобного анализа.
В рамках третьего этапа предпринимаются попытки учета индивидуальноличностных особенностей соматически больных детей в образовательном и коррекционном процессе. Осуществляется подбор наиболее оптимальных методов и приемов, тем самым реализуется рациональное обучение и развитие детей, находящихся в ситуации соматической болезни.
Итак, не отрицая значимости изучения возрастных (нормативных) аспектов развития больного ребенка, мы должны обратить внимание (и как можно раньше) на особенности его индивидуального развития и показатели активности. Прекрасные возможности для этого предоставляет индивидуально-личностный подход.
Библиографический список
1. Арина, Г.А. Часто болеющие дети. Какие они? / Г.А. Арина, Н.А. Коваленко // Школа здоровья. - 1995. - Т.2. - № 3. - С. 116-125.
2. Бройтигам, В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад. -М., 1999. - 373 с.
3. Быкова, В.П. Организация учебно-воспитательного и оздоровительного процессов в общеобразовательной санаторной школе-интернате для детей, больных сколиозом: дис. ... канд. пед. наук / В.П. Быкова. - Новосибирск, 1998. - 175 с.
4. Груздева, О.В. Соматически больной ребенок: факторы речевого развития / О.В. Груздева. - Красноярск, 2004. - 158 с.
5. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка / Д.Н. Исаев. - СПб., 1993. - 75 с.
6. Ковалевский, В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка / В.А. Ковалевский. - Красноярск, 1997. - 122 с.
7. Ливанова, М.Н. Психосоматическая детерминация интеллектуально-личностного развития соматически ослабленных детей: дис. ... канд. психол. наук / М.Н. Ливанова. - Казань, 1997. - 202 с.
8. Николаева, В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В. Николаева. - М., 1987. - 166 с.
9. Николаева, В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: ав-тореф. дис. ... докт. психол. наук / В.В. Николаева. - М., 1992. - 44 с.
10. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности / Л.Н. Собчик. - СПб., 2003. - 624 с.