Научная статья на тему 'Анализ современных тенденций в сфере международного туризма: возможности и угрозы для развития внутреннего туризма в регионах Российской Федерации'

Анализ современных тенденций в сфере международного туризма: возможности и угрозы для развития внутреннего туризма в регионах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1995
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МИРЕ / СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозерова Ю. М.

Статья посвящена обзору современного состояния туризма в мире. Автор анализирует место России в мировом туризме и ее перспективы. Выделены возможности и угрозы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Содержание данной статьи вошло в проект Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ современных тенденций в сфере международного туризма: возможности и угрозы для развития внутреннего туризма в регионах Российской Федерации»

Туризм в регионах

УДК 338.48

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА:

ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю. М. БЕЛОЗЕРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления в международном бизнесе

и индустрии туризма E-mail: а[email protected] Государственный университет управления, г. Москва

Статья посвящена обзору современного состояния туризма в мире. Автор анализирует место России в мировом туризме и ее перспективы. Выделены возможности и угрозы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Содержание данной статьи вошло в проект Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2020 года.

Ключевые слова: международный туризм, возможности и угрозы внешней среды, тенденции развития туризма в мире, страны-лидеры

По данным Всемирной туристской организации (United National World Tourism Organization — UNWTO, далее — ЮНВТО) о количестве международных туристских прибытий в мире [7], Российская Федерация вошла в десятку стран-лидеров по данному показателю (9-е место), серьезно увеличив данный показатель в 2012 г. (+13,4 %). Однако, если посмотреть показатель соотношения количества иностранных прибытий в страну к величине населения данной страны, то в Российской Федерации это число является одним из самых низких (18 %), не

считая показателя Китая (4 %), который невозможно брать в расчет с его почти полуторамиллиардным населением. Во Франции этот показатель составляет 131 %, в США — 21 %, в Испании — 125 %, в Италии — 76 %, в Турции — 48 %, в Германии — 37 %, в Великобритании — 46 %, в Малайзии — 85 %. Это говорит о глубине имеющегося резерва по наращиванию въездного туристопотока для Российской Федерации. В табл. 1 приведены данные ЮНВТО о странах-лидерах по объему финансовых поступлений от международного туризма в 2012 г. [7].

К сожалению, Российская Федерация не вошла в этот список и находится на месте, далеко отстоящем от десятки лидеров. Поступления Российской Федерации от международного туризма в 2011 г. значительно выросли по сравнению с 2010 г. (с 8,83 до 11,32 млн долл., +28 %), а в 2012 г. просели на 0,8 %, несмотря на рост показателя въезда более чем на 13 %. В мировой практике такое бывает крайне редко. Данные показатели тесно коррелируют между собой, средний темп их изменения обычно совпадает. Это говорит о нерациональной политике

Таблица 1

Страны — лидеры по объему финансовых поступлений от международного туризма в 2011—2012 г., млрд долл.

Рейтинг стран Средства, поступившие от международного туризма Отношение, % ВВП в текущих ценах в 2012 г. Доля поступлений от международного туризма в ВВП в 2012 г., °%

2011 2012 2011/2010 2012/2011

США 115,6 126,2 11,7 9,2 15 684,750 0,8

Испания 59,9 55,9 14,0 —6,6 1 352,057 4

Франция 54,5 53,7 16,2 —1,5 2 608,699 2

Китай 48,5 50,0 5,8 3,2 8 227,037 0,6

Макао (Китай) 38,5 43,7 38,3 13,7 — —

Италия 43,0 41,2 10,9 —4,2 2 014,079 2

Германия 38,9 38,1 12,1 —1,9 3 400,579 1,1

Великобритания 35,1 36,4 8,2 3,7 2 440,505 1,5

Гонконг (Китай) 27,7 32,1 24,6 16,0 263,021 12,2

Австралия 31,5 31,5 8,1 0,2 1 541,797 2

Российская Федерация 11,3 11,2 28 —0,8 2 021,960 0,55

Источник: составлено автором [8, 9]

использования роста туристопотока, неспособности российской экономики превратить положительные тенденции в основу для социально-экономического развития.

Кроме того, доля поступлений от международного туризма в общем объеме ВВП Российской Федерации также пока незначительна — 0,55 % [4]. Хотя данный показатель обычен для стран, экономика которых не является узкоспециализированной на туризме, тем не менее у РФ есть значительный резерв для роста данного показателя по примеру стран с сопоставимым объемом ВВП (Италия, Франция, Великобритания), где поступления от международных туристских прибытий составляют от 1,5—2 % национального ВВП. При этом Российская Федерация находится на 5-м месте по вывозу капитала за рубеж (табл. 2). Россияне в 2012 г. потратили за границей на туристические цели почти 43 млрд долл., что практически в 4 раза превышает показатель средств, заработанных страной на въездном туризме.

Данный показатель растет ежегодно высокими темпами. В 2012 г. он вырос на 36,5 % по сравнению с 2011 г. Настолько же активные темпы роста демонстрировал только Китай (+37,2 %), вырвавшийся в 2012 г. в мировые лидеры. Получается, что каждый россиянин потратил на отдых за границей более 300 долл. Данная сумма складывается в 2 % всего валового внутреннего продукта России в 2012 г. [5]. Такая ситуация имеет тенденцию к сохранению и усилению со временем. Задача ближайшего десятилетия — использовать имеющийся громадный

потенциал платежеспособного спроса на рост показателей внутреннего туризма.

На Российскую Федерацию в 2012 г. приходилось 4,8 % всего туристского потока в мире [7]. При этом объем поступлений от туризма за 3 года также вырос, но незначительно (на 1,2 %).

Согласно прогнозу развития мирового туризма ЮНВТО до 2030 г., количество международных туристов во всем мире, как ожидается, будет увеличиваться в среднем на 3,3 % в год [9]. Для России также прогноз довольно позитивен. Субрегион «Центральная и Восточная Европа», в который входит также и Российская Федерация, демонстрирует минимальный спад темпа роста и, можно сказать, является локомотивом прироста туристского потока в Европу в ближайшие десятилетия.

Недавно ЮНВТО обновила долгосрочные прогнозы и оценки развития туризма на протяжении двух десятилетий с 2010 по 2030 гг. [9]. Это масштабный исследовательский проект, основанный на постоянной работе в сфере долгосрочного прогнозирования, начатой в 1990-х гг. Новое исследование заменяет ранее разработанный прогноз до 2020 г., который стал во всем мире ориентиром для составления прогнозов развития международного туризма [10].

Ключевые выходы прогноза «Туризм до 2030 года» [9] касаются изменения количественных показателей спроса на международный туризм в течение 20 лет с 2010 г., который принят в качестве базового года, и до 2030 г. Обновленный прогноз был обогащен анализом социальных, политических,

Таблица 2

Страны — лидеры по расходам на международный туризм в 2012 г.

Рейтинг стран Расходы на международный туризм, млрд долл. В местной валюте, изменение, % Доля, % Население в 2012 г. Расходы на одного жителя ВВП в текущих ценах, млрд долл. Доля расходов граждан на международный туризм от ВВП, %

2011 2012 2011/2010 2012/2011 2012 млн чел. Долл. 2012 2012

Китай 72,6 102,0 26,2 37,2 9,5 1 354 75 8 227,037 1,24

Германия 85,9 83,8 4,7 5,8 7,8 82 1 3 400,579 2,46

США 78,2 83,5 3,6 6,7 7,8 314 266 15 684,750 0,49

Великобритания 51,0 52,3 —1,6 4,1 4,9 63 828 2 440,505 2,14

Российская Федерация 32,9 42,8 19,3 36,5 4,0 142 302 2 021,960 2,11

Франция 44,1 37,2 7,6 —8,7 3,5 63 586 2 608,699 1,69

Канада 33,3 35,1 7,6 6,2 3,3 35 1 1 819,081 1,93

Япония 27,2 27,9 —11,2 2,4 2,6 128 218 5 963,969 0,48

Австралия 26,7 27,6 7,0 2,9 2,6 23 1 1 541,797 1,79

Италия 28,7 26,4 0,8 —0,3 2,5 61 433 2 014,079 1,31

Источник: [8, 9].

экономических, экологических и технологических факторов, которые сформировали туризм в прошлом и, как ожидается, продолжат свое влияние в данной сфере в будущем.

Согласно прогнозу «Туризм до 2030 года», число международных поездок туристов во всем мире, как ожидается, будет увеличиваться в среднем на 3,3 % в год в период с 2010 до 2030 г.

С течением времени скорость роста будет постепенно замедляться с 3,8 % в 2012 г. до 2,9 % в 2030 г. В абсолютном выражении число международных туристских прибытий будет увеличиваться на 43 млн прибытий в год по сравнению со средним увеличением 28 млн в год в период с 1995 по 2010 г. С учетом прогнозных темпов роста число международных туристских прибытий по всему миру достигнет 1,4 млрд прибытий к 2020 г. и к 2030 г. вырастет на 1,8 млрд прибытий.

Количество международных туристских прибытий в странах с развивающейся экономикой Азии, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, Восточной и Средиземноморской Европы, Ближнего Востока и Африки будет расти в удвоенном темпе (+4,4 % в год), а в странах с развитой экономикой — на +2,2 % за год. Как результат, количество прибытий в развивающиеся страны, как ожидается, к 2015 г. превысит количество туристов, посещающих развитые страны. К 2030 г. 57 % международных туристов будет посещать развивающиеся страны (по сравнению с 30 % в1980 г.) и 43 %—развитые страны (по сравнению с 70 % в 1980 г.).

Сильный рост будет наблюдаться в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где прогнозный рост прибытий составит 331 млн и в 2030 г. достигнет отметки 535 млн (+4,9 % за год). На Ближнем Востоке и в Африке, как ожидается, более чем в два раза увеличится международный туристопоток за этот период с 61 млн до 149 млн и с 50 млн до 134 млн прибытий соответственно.

Прибытия в Европу (с 475 млн до 744 млн), Северную и Южную Америку (от 150 млн до 248 млн) будут расти сравнительно медленнее. Благодаря этому доля мирового туристского рынка Азии и Тихого океана (от 22 % в 2010 г. до 30 % в 2030 г.), Ближнего Востока (от 6 до 8 %) и Африки (от 5 до 7 %) будет все увеличиваться. Как результат, Европа (от 51 до 41 %) и обе Америки (от 14 до 16 %) будут наблюдать дальнейшее снижение их долей международного туризма в основном из-за более медленного роста сравнительно зрелых дестинаций в Северной Америке, Северной и Западной Европе.

Ряд исследователей, чьи публикации выходили в предыдущих номерах данного журнала, уже представляли свои доводы о значительной роли туризма в развитии регионов РФ [1, 2, 3, 6]. Данный аспект чрезвычайно важен в связи с высоким мультипликативным эффектом развития туризма и его ролью в просветительской деятельности и формировании духовно-нравственной основы жизни общества. Сегодня туристский рынок является открытым и по сравнению со многими другими сферами деятельности испытывает влияние со стороны современных

международных положительных и отрицательных тенденций развития туризма. Таким образом, можно выделить основные возможности и угрозы для развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации.

Возможности (позитивные тенденции) развития международного туризма:

— Российская Федерация демонстрирует в последние годы высокие темпы роста въездного туристского потока и входит в десятку лидеров по приему иностранных граждан;

— в ближайшей перспективе рост показателей количества туристских прибытий сохранится, хотя темпы его уменьшатся;

— прогноз роста расходов туристов показывает, что, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию в ряде стран, туристы не снижают уровень своих расходов, и данная тенденция сохранится в ближайшее десятилетие;

— темпы роста показателей въездного туризма для субрегиона «Центральная и Восточная Европа», куда входит и Российская Федерация, прогнозируются на период 2010—2020 гг. более высокими (3,7 % в год), чем в целом по Европе (2,7 %); также прогноз показывает, что туристские прибытия в развивающиеся страны будут расти удвоенным темпом по сравнению с развитыми странами (4,4 против 2,2 %);

— наибольший рост выездной активности показывают соседние с Российской Федерацией страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в то же время основными донорами турпотока остаются развитые страны Западной Европы; обе эти тенденции особенно выгодны для Российской Федерации как страны евроазиатского географического расположения;

— в результате роста политической нестабильности в мире многие страны Ближнего Востока перестают быть привлекательными туристскими дестинациями для международного туризма, в том числе и для россиян; растет количество туристских поездок жителей «неспокойных» стран — все это создает возможность для усиления конкурентоспособности российского турпродукта на внутреннем и международном рынках;

— в мире растет интерес к культурно-познавательному и природно ориентированному туризму, Российской Федерации есть что предложить в данной сфере своим гражданам и иностранцам;

— туризм стал существенной потребностью современного человека, от которой опытный путе-

шественник не может отказаться даже в результате влияния экономических или политических угроз.

Вместе с тем необходимо указать и ряд негативных для России тенденций в развитии международного туризма:

— Российская Федерация является одним из крупнейших доноров турпотока в мире, россияне привыкли путешествовать по миру и высоко ценят уровень сервиса, готовы тратить на отдых значительные средства и являются искушенными и требовательными туристами;

— несмотря на двузначный темп роста показателей въезда иностранцев в Российскую Федерацию, отечественная экономика не может эффективно использовать благоприятную тенденцию и зарабатывает на туризме почти в 5 раз меньше, чем другие страны при аналогичных темпах роста въездного турпотока;

— продолжающийся процесс мировой глобализации, упрощение визовых формальностей для граждан России снимают административные барьеры, обеспечивающие конкурентоспособность отечественного турпродукта на внутреннем рынке, однако данный факт не свидетельствует о необходимости введения железного занавеса, но демонстрирует усиление конкуренции между выездными и внутренними туристскими дестинациями;

— международные событийные мероприятия, привлекающие въездной турпоток в Российскую Федерацию, не всегда имеют и выполняют задачу по привлечению российских туристов для участия в данных мероприятиях, по максимизации их экономической эффективности и повышению социально-экономического развития регионов России;

— усиливаются угрозы безопасности российских туристов на ставших для них традиционными направлениях массового туризма в результате действия политических, техногенных и природных факторов внешней среды; требуются дополнительные меры по обеспечению интересов российских туристов за рубежом;

— растущая международная конкуренция за потребителя туруслуг приводит к жестким ценовым войнам между туристскими организациями, которые делают туристскую отрасль низкоприбыльной, а внутренний туристский продукт Российской Федерации — неконкурентоспособным по цене.

Приведенный список не является исчерпывающим. Можно также указать риски туристской индустрии в результате усиления международной конку-

ренции, примеры демпинга в туризме, недостаточный уровень компетенции работников туротрасли, повышение вероятности ошибок и компьютерных сбоев в результате повсеместного внедрения инновационных технических решений (феномен риска в инновационной деятельности [4]) и прочие факторы.

Основной задачей для России сегодня является переориентация потребительского спроса россиян на внутренние курорты. Для этого придется развернуть туристскую отрасль лицом к национальным интересам. Все указанные тенденции необходимо учитывать при разработке планов развития туризма в регионах Российской Федерации.

Список литературы

1. Бабурина О. Н. Черноморское экономическое сотрудничество как фактор роста экономики Краснодарского края: транспортный и туристский аспекты // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 46 (325).

2. Бакуменко О. А. Развитие подходов к оценке эффективности функционирования региональных туристских кластеров // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 46 (325).

3. Волкова А. Г. Специализация туристско-рек-реационного кластера в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 44 (323).

4. Качалов Р. М. Управление экономическим риском: теоретические основы и приложения: монография. М., СПб.: Нестор-История. 2012. 288 с.

5. Россия 2013: статистический справочник. М.: Росстат. 2013. 64 с.

6. Хрусталев Е. Ю., Боташева А. С.-Х. Роль экологического туризма в развитии экономики региона (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 28 (211).

7. International tourism demand exceeds expectations in the first half of 2013: World Tourism Organization (UNWTO). URL: http://media.unwto. org/ja/node/39324.

8. International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, апрель 2009. URL: http://www. imf. org/EXTERNAL/PUBS/FT/WE0/2009/01/PDF/ TEXT. PDF.

9. UNWTO Tourism Highlights, 2013 Edition. URL: http://www.rea.ru/hotel/TourMaterials/WTO/ unwto_highlights13_en_hr.pdf.

Regional tourism

THE ANALYSIS OF MODERN TRENDS IN THE INTERNATIONAL TOURISM: POTENTIAL AND MENACE TO DEVELOPING OF THE REGIONAL DOMESTIC TOURISM

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Iuliia M. BELOZEROVA

Abstract

The Russian Federation takes a key place in the international tourism nowadays as a donor of tourist arrivals. The tourism development strategy in the Russian Federation up to 2020 is under elaboration this time, so the article's subject is of current interest. The article examines the running situation in the world tourism industry and the place and prospects of Russia in this sphere. The author studies potential, opportunities and threats to development of the domestic and inbound tourism in the Russian regions. The content of this article is a part of the Project of the Strategy of tourism development in the Russian Federation till 2020.

Keywords: international tourism, environment potential, environment threats, development trends, world tourism, leading countries

References

1. Baburina O.N. Chernomorskoe ekonom-icheskoe sotrudnichestvo kak faktor rosta ekonomiki Krasnodarskogo kraia: transportnyi i turistskii aspekty [The Black Sea economic cooperation as a factor of the economic growth of the Krasnodar region : transport and tourism aspects]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional Economics: Theory and Practice, 2013, no. 46.

2. Bakumenko O.A. Razvitie podkhodov k ot-senke effektivnosti funktsionirovaniia regional'nykh turistskikh klasterov [Development of approaches to estimation of functioning efficiency of the regional tourist clusters]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional Economics: Theory and Practice, 2013, no. 46.

3. Volkova A. G. Spetsializatsiia turistsko-rekreat-sionnogo klastera v regione [Specialization of a tourist-recreation cluster]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional Economics: Theory and Practice, 2013, no. 44.

4. Kachalov R. M. Upravlenie ekonomicheskim riskom: teoreticheskie osnovy iprilozheniia [Economic risk management: theoretical basis and application]. Moscow, SPb.: Nestor-Istoriia Publ., 2012, 248 p.

5. Rossiia 2013: statisticheskii spravochnik [Russia 2013: statistical bulletin]. Moscow, Rosstat Publ., 2013, 62 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Khrustalev E. Iu., Botasheva A. S.-Kh. Rol' eko-logicheskogo turizma v razvitii ekonomiki regiona (na primere Karachaevo-Cherkesskoi Respubliki) [The role

of eco-tourism in the economic development of a region (Karachay-Cherkessia as an example)]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional Economics: Theory and Practice, 2011, no. 28.

7. International tourism demand exceeds expectations in the first half of 2013: World Tourism Organization (UNWTO). Available at: http://media.unwto. org/ja/node/39324.

8. International Monetary Fund. World Economic Outlook Database. April, 2009. Available at: http:// www.imf.org/EXTERNAL/PUBS/FT/WEO/2009/01/ PDF/TEXT. PDF.

9. UNWTO Tourism Highlights, 2013 Edition. Available at: http://www.rea.ru/hotel/TourMaterials/ WTO/unwto_highlights13_en_hr.pdf.

Iiiliia M. BELOZEROVA

State University of Management, Moscow, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.