АФ 7universum.com
UNIVERSUM:
ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ОБУЧАЮЩИХ
ДЕЛОВЫХ ИГР
Лазарева Анастасия Александровна
аспирант кафедры прикладной информатики и информационных технологий в управлении Поволжского института управления имени П.А. Столыпина
(филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации,
РФ, г. Саратов E-mail: [email protected]
ANALYSIS OF MODERN COMPUTER TEACHING BUSINESS GAMES
Anastasiya Lazareva
postgraduate student of the department of Applied Informatics and Information Technologies in Management to Volga Region Institute of Management named after Pyotr Stolypin (branch) of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
В данной работе рассмотрены основные типы компьютерных обучающих систем. Как современное средство обучения выделены современные деловые игры, которые являются сложными программно-педагогическими средствами, предоставляющими широкие дидактические возможности в подготовке специалистов.
ABSTRACT
The basic types of computer-based training systems are considered in this article. Modern business games are allocated as a modern teaching tools that are
Лазарева А.А. Анализ современных компьютерных обучающих деловых игр // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2015. № 7 (17) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2368
complex software and teaching tools and providing wide didactic opportunities in training.
Ключевые слова: деловая игра, компьютерные обучающие системы, типы компьютерных обучающих систем.
Keywords: business game, computer training systems, types of computer-based training systems.
С каждым днём компьютерные технологии всё более прочно входят во многие сферы деятельности человека. Не исключением является и сфера образования. Бурное развитие информационных технологий полностью изменило технологию подготовки современных специалистов.
В настоящее время в вузовском образовательном процессе применяются активные формы обучения, включая деловые игры. В основе деловых игр — модель предметной области, которая является обучающей средой для будущих специалистов. Современные деловые игры являются сложными программнопедагогическими средствами, которые разрабатываются комплексно: содержательный контент, математическое, программное и методическое обеспечение. Существует большое разнообразие компьютерных обучающих систем [1—6]
Такие системы имеют возможности обучения и проверки знаний от самых простых до более сложных. Простые обучающие системы позволяют проводить тестирования, сохранять и выдавать результаты пройденного задания. Более сложные обучающие системы снабжены различными средствами анализа результатов обучения, оформления отчётов по различным критериям, установки коэффициента сложности вопросов, установки ограничения времени тестирования. Некоторые системы могут использоваться при работе в локальных и глобальных сетях.
Учитывая особенности учебной деятельности, обычно выделяют 4 типа компьютерных обучающих программ:
1. Тренировочные и контролирующие обучающие программы подразумевают, что теоретический материал уже изучен обучающимся. Такие программы предназначены для закрепления уже имеющихся знаний и навыков. В ходе обучения тренировочные обучающие программы в случайной последовательности предлагают учащемуся вопросы и задачи для повторения пройденного материала. Подсчитывается количество выданных ответов и решений задач. Если ответ дан неверно, то данная программа предоставляет подсказку.
2. Наставнические обучающие программы основаны на изучении теоретического материала. В ходе изучения материала программа предлагает вопросы и задачи для повторения. Если ответ дан неверно, то программа возвращается назад для повторного изучения теоретического материала, в котором были допущены ошибки.
3. Имитационные и моделирующие обучающие программы предлагают возможность наблюдать за протеканием какого-либо процесса на экране дисплея. При помощи клавиатуры можно изменять значения параметров. Такие программы дают возможность проводить компьютерный эксперимент.
4. Развивающие игры предлагают вниманию учащегося некий компьютерный мир, имеющий набор определённых возможностей и средств их реализации. Такие обучающие программы способствуют интеллектуальному развитию учащегося, формированию познавательных навыков.
Наибольшее распространение получили тренировочные и наставнические обучающие программы. Это связано с тем, что данные типы программ не требуют профессиональной подготовки для работы с ними, а также просты и понятны в использовании.
Для специалистов в области экономики используются деловые игры или имитационные игры. Имитационные игры являются разновидностью деловых игр, которые представлены в виде имитационной модели, которая позволяет разобраться в некоторых экономических и управленческих процессах, проявить свои лидерские качества или же, наоборот, оценить
способность работать в команде. В деловых или имитационных играх воспроизводится некая экономическая или политическая ситуация и деятельность человека в ней. Имитационная игра позволяет исследовать человека в условиях, максимально приближенных к жизненным.
Рассмотрим несколько самых популярных компьютерных деловых игр.
1. Компьютерные деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» разрабатываются уже более 15 лет.
За эти годы были созданы и совершенствовались (через ряд последовательных версий) следующие самостоятельные программы данной серии:
• «БИЗНЕС-КУРС: Предприятие»,
• «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация»,
• «БИЗНЕС-КУРС: Корпорация Плюс»,
• «БИЗНЕС-КУРС: Максимум».
Настоящая версия существенно улучшена и дополнена. Она включает в себя самостоятельные программы, которые отличаются набором управленческих решений и объемом отчетно-аналитической информации. Эти программы последовательно развивают навыки управления, дают конкретные экономические знания, вырабатывают экономический образ мышления.
Основная задача проекта «БИЗНЕС-КУРС» — разработка, развитие и поддержание компьютерных деловых игр, соответствующих мировому уровню и в то же время отвечающих потребностям российского пользователя.
Данный проект предназначен, в первую очередь, для высших учебных заведений экономического профиля, курсов подготовки и переподготовки управленческих кадров, а также для самообразования лиц разных категорий.
2. Экономическая игра «Никсдорф Дельта» — это интерактивная компьютерная деловая игра, для использования которой необходимы знания основ маркетинга, планирования, управления производством, финансового анализа и других экономических дисциплин. Это имитационная модель деятельности
предприятия. Она позволяет применить на практике и проверить профессиональные знания в области управления предприятием в условиях конкуренции и воспроизводит развитие рыночной ситуации в течение нескольких лет.
Эта имитационная система активно используется в учебном процессе вузов Г ермании (под названием LUDUS).
3. Экономическая онлайн-игра «Виртономика» — это увлекательная бизнес-симуляция для любителей масштабных и умных стратегий. Данная деловая игра развивается и расширяется уже более семи лет. За это время «Виртономика» переросла рамки простой онлайновой экономической игры, став уникальной площадкой для развлечения, общения, развития менеджерских навыков и обучения основам бизнеса.
«Виртономика» очень многогранна. Игроки имеют возможность выбрать сферу деятельности, например, открыть сеть магазинов, работать в сфере высоких технологий, начать политическую деятельность.
«Виртономика» представляет собой процесс принятия управленческих решений, ведь это очень важно в бизнесе. Помимо того, что обучающийся во время игры работает с компьютером, он играет с тысячами других игроков — конкурентами и партнерами.
Игрок имеет возможность принимать управленческие решения как в отдельных подразделениях, так и на уровне компании в целом, нанимать рабочих, закупать оборудование, устанавливать цены. В процессе игры обучающийся учится общаться с другими игроками, тем самым становится более коммуникабельным.
Большим плюсом «Виртономики» является то, что она позволяет общаться с различными игроками со всего мира. Благодаря ей игрок может опробовать различные бизнес-стратегии. Ведь, хотя бизнес в игре и виртуален, люди, их реакции и их взаимоотношения реальны.
4. Компьютерная деловая игра МЭКОМ (Моделирование экономики и менеджмента) является составной частью программы «Современная экономика». Соревнования по МЭКОМ долгое время входили в программы
олимпиад по экономике различного уровня, а также до сих пор турниры МЭКОМ проводятся в сети Интернет.
МЭКОМ является стратегической игрой, которая в свою очередь очень интересна и динамична.
МЭКОМ можно по праву считать очень мощным психологическим тренажёром принятия решений, результаты которых сразу видны. Данная игра помогает научиться принимать решения и показывает стратегии принятия решений в реальной жизненной ситуации. Также МЭКОМ — это одна из лучших моделей, которая показывает, как работает фирма на конкурентном рынке. Бизнесменам данная игра поможет использовать навыки, полученные во время игры, в реальной деятельности.
Использование компьютерных обучающих систем имеет множество положительных сторон. Современные компьютерные технологии позволяют наглядно и динамично представить визуальную информацию. Благодаря этому, материал становится более понятным и усваивается значительно легче.
Компьютерное обучение предоставляет возможность учиться удалённо от места обучения. Учащийся может устанавливать индивидуальный график обучения, что является большим плюсом такого вида обучения. Такое обучение строится на индивидуальных особенностях человека. Таким образом, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться к плохо усвоенным темам или пропускать уже изученные им разделы. Компьютерное обучение предоставляет возможность отследить все шаги учащегося за время компьютерного обучения и составить отчет. Помимо изучения теоретического материала, компьютерное обучение даёт хорошую возможность использовать полученные знания на практике.
Конечно, помимо всех перечисленных достоинств компьютерных обучающих систем, имеются и недостатки. Во-первых, для такого обучения необходима жёсткая самодисциплина, так как результат зачастую зависит только от того, как учащийся самостоятельно усвоил материал. Во-вторых, должен быть достаточный уровень знания компьютера. В-третьих, многие
преподаватели не готовы к внедрению компьютерных обучающих систем в процесс образования и отдают предпочтение классическому обучению. В-четвертых, такие обучающие системы предполагают большие затраты на их приобретение. В-пятых, обнаруживается сложность восприятия больших объёмов информации в электронном виде.
Таким образом, нельзя воспринимать однозначно компьютерные обучающие системы. Но всё-таки следует отметить очень существенное преимущество компьютерных обучающих систем: студент находится
за персональным компьютером и непосредственно вовлечён в игру, которая в конечном итоге позволит продемонстрировать результат проделанной работы, что позволяет выявить личностные качества обучающегося, которые в процессе традиционного обучения могут остаться нераскрытыми.
Список литературы:
1. Антонова А.В., Виштак Н.М. Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании // Преподаватель XXI век. — 2010. — Т. 1, № 3. — С. 22—25.
2. Виштак О.В. Направления программной реализации электронных образовательных ресурсов. // Сборник научных трудов Sworld. — 2013. — Т. 5, № 2. — С. 36—39.
3. Виштак О.В., Кондратов Д.В. Комплексный подход создания электронных
образовательных ресурсов // Universum: Психология и образование. — 2014. —№ 2 (3). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
http://7universum.com/ru/psy/archive/item/960 (дата обращения: 24.06.2015).
4. Виштак Н.М. Использование лекционного электронного комплекса в условиях смешанного обучения // Научные исследования в образовании. — 2010. — № 1. — С. 18—22.
5. Виштак Н.М. Применение мультимедийных средств обучения в вузовской практике реализации программ дополнительного образования // Концепт: Научно-методический электронный журнал. — 2014. — Т. 20. — С. 4826—4830.
6. Фролов Д.А., Михеев И.В. 3ds Max как среда разработки графической компоненты компьютерных тренажеров // Информационные технологии в образовании, науке, технике: Сборник научных трудов. — М.: Спутник+, 2012. — С. 87—91.