5. Степанский, В.И. Зависимость времени реакции человека от структуры прогноза в вероятностно-детерминированной среде / В.И. Степанский, А.К. Осницкий // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Акад. наук СССР, Ин-т психологии ; под ред. И. М. Фейгенберга, Г.Е. Журавлева. - М. : Наука, 1977. - С. 273-279.
REFERENCES
1. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Deyatel'nost' i psihologiya lichnosti [Activity and the psychology of a person]. Moscow: Prosveshchenie, 1980. 480 p.
2. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow: Pedagogika, 1991. 480 p.
3. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Consciousness. Person]. - Moscow: Smysl: Akademiya, 2004. 352 p.
4. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Ros. akad. nauk, In-t psihologii. Moscow: Nauka, 1999. 350 p.
5. Stepanskij V.I., Osnickij A.K. Zavisimost' vremeni reakcii cheloveka ot struktury prognoza v veroyatnostno-determinirovannoj srede [The dependence of human reaction time on the structure of the prediction in a probabilistic deterministic environment]. In Fejgenberga I.M. (eds.) Veroyatnostnoe prognozirovanie v deyatel'nosti cheloveka [Probabilisticprediction in human activity]. Akad. nauk SSSR, In-t psihologii. Moscow: Nauka, 1977, pp. 273-279.
УДК 376.1-058.264
М.С. Конакова, аспирант 4 года обучения ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-2579-9504 Н.Л. Лихачёва,
кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и
специальной психологии ФГБОУ ВО "Шадринский государственный педагогический университет"
г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0002-0245-0190
Анализ современной зарубежной литературы по вопросу изучения нарушения письма и самоконтроля письменной деятельности
В статье представлены результаты современных зарубежных исследований, посвященных изучению процессов самоконтроля в области нейропсихологии, лингвистики, психологии, педагогики и логопедии. В каждой из этих областей научного исследования самоконтроль рассматривается с различных точек зрения и раскрывается как ведущий регулятивный механизм деятельности, в том числе письменной. В статье раскрываются основы формирования самоконтроля в процессе обучения и предложены результаты исследований сотрудников Университета Билефельда (Германия), Нью-Йоркского Университета, Упсальского университета (Швеция), Центра диагностики проблем обучения (CRDTA) (Франция), Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Германия), Университета Seton Hall, (Нью-Джерси, США), Центра когнитивных наук, Университета Джона Хопкинса (США).
Ключевые слова: самоконтроль, саморегуляция, учебная деятельность, письмо.
M.S. Konakova, Postgraduate of the 4th year Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia N.L. Likhacheva,
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Correctional
Pedagogy and Special Psychology Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia
Analysis of modern foreign literature on the study of violations of the letter
and self-control of writing activities
The article presents the results of modern foreign studies of writing and self-control in the field of neuropsychology, linguistics, psychology, pedagogy and speech therapy. Self-control in each area of scientific research is viewed from different points of view and is revealed as the leading regulatory mechanism of writing activity. The article presents studies of the University of Bielefeld (Germany), New York University, Uppsala University (Sweden), the Center for Diagnostic Learning Problems (CRDTA) (France), the Institute of Evolutionary Anthropology. Max Planck (Germany), Seton Hall University, (New Jersey, USA), Center for Cognitive Sciences, Johns Hopkins University (USA).
Keywords: Self-control, letter, self-regulation, learning activities, motivation.
Введение. Проблемы эффективного обучения детей и преодоление школьных трудностей на сегодняшний день являются достаточно острыми, поскольку количество детей стойко неуспевающих по школьной программе неуклонно растет. Имеющиеся методы и приемы работы оказываются недостаточными для преодоления существующих барьеров обучения, что требует дальнейшего изучения вопросов овладения учащимися школьными знаниями, умениями и навыками и разработки современных, эффективных методов работы.
Цель статьи: изучить современную зарубежную литературу в области исследования процессов самоконтроля и самоконтроля письма.
Исследовательская часть. Зарубежные исследователи уделяют особое внимание проблемам обучения и определяют различные факторы и условия, приводящие к их возникновению. Овладение письменной деятельностью является важней условием эффективности дальнейшего обучения. Особое значение в зарубежных исследованиях придается процессам контроля и самоконтроля. Самоконтроль рассматривается в педагогических, психологических и нейропсихологических исследованиях и определяется как осознанный процесс регулирования собственной деятельности.
Самоконтроль тесно связан с обучением. Саморегулируемое обучение (Self-regulated learning) (SRL) является одной из областей саморегуляции и наиболее тесно связано с образовательными целями [12, 4]. В широком смысле, это относится к обучению, которое руководствуется метапознанием (мышлением о своем мышлении), стратегическими действиями (планирование, мониторинг и оценка личного прогресса) и мотивацией к обучению [5,14].
Саморегулируемое обучение подчеркивает самостоятельность и контроль со стороны человека, который контролирует, направляет и регулирует действия по достижению целей получения информации, расширения знаний и самосовершенствования [13]. В частности, ученики, обладающие самоконтролем осознают свои сильные и слабые стороны в обучении, и у них есть набор стратегий, которые они надлежащим образом применяют для решения учебных задач. Они связывают свои успехи или неудачи с факторами (например, усилиями, затраченными на задачу, эффективным использованием стратегий) в рамках своего контроля [8,15].
В статье «Self-Regulated Learning, Metacognition, and Soft Skills: The 21st Century Learner» Laskey, Marcia L.; Hetzel, Carole J. утверждают, что процесс метапознания и саморегулируемое обучение влияют на успеваемость учащегося. В результате сформированности самоконтроля происходит успешное овладение учебной деятельностью. Однако формирование самоконтроля осуществляется при достаточном уровне развитии когнитивных операций: анализа, синтеза и т.д. [11].
В статье «Contributions of active and dynamic self-regulation to learning» Asghar Iran-Nejad and Brad S. Chissom рассматривается активное саморегулирование, которое имеет разные названия: преднамеренное, преднамеренное, сознательное, добровольное, стратегическое или исполнительный контроль. Активный исполнительный контроль является единственным внутренним источником саморегуляции процессов обучения [2].
В журнале «Frontiers in Psychology» Ernesto Panadero (Universidad Autónoma de Madrid) опубликовал модель саморегуляции, включающую три фазы: подготовительную, результативную и оценочную. В подготовительной фазе происходит анализ задач, планирование, активация и постановка целей. В процессе решения фактической задачи выполняется отслеживание собственных действий и управление ими, определяется как фаза результативности. На третьей фазе происходит оценка собственной деятельности учащимся, которая является итоговой [8].
В работах George W.Hynd, John E.Obrzut в журнале «School neuropsychology» подчеркивается значимость нейропсилогических исследований для более точного определения механизмов нарушения у школьников и предупреждения неправильного обучения. Важным является определение возможностей каждого ученика на первых этапах обучения. Дети с особыми потребностями нуждаться в понимании их особенностей развития с биопсихосоциальной точки зрения [16].
В журнале «Learning and Individual Differences» Axel Grund, Kerstin Senker, сотрудникии факультета психологии, Университета Билефельда (Universität Bielefeld) (Германия), в 2018 году опубликовали статью «Motivational foundations of self-control and mindfulness and their role in study-leisure conflicts». В статье раскрыты мотивационные основы самоконтроля. Авторы выделяют два саморегулируемых процесса: самоконтроль и осознанность, благодаря которым учащиеся справляться с мотивационными конфликтами между учебой и досугом. Исследователи указывают, что самоконтроль способствует стремлению к достижению поставленной цели в процессе учебной деятельности, а осознанность рассматривается учеными, как способность саморегуляции в преодолении возникающих трудностей. Самоконтроль и внимание выступают как альтернативные процессы саморегуляции [9].
В журнале «Behavior Therapy» Lowell Anderson, Iris Fodor, Murray Alpert, сотрудники департамента психиатрии, Медицинской школы Нью-Йоркского университета опубликовали статью «A comparison of methods for training self-control», в которой сравнили методы обучения самоконтролю у детей подросткового возраста. Исследователи определили критерии самоконтроля, изучали его у учащихся в искусственно созданных ситуация. Специально созданные игровые ситуации проводились в условиях класса. В результате исследования у учащихся было отмечено успешное формирование когнитивных процессов, наблюдалось более длительное сосредоточение на задании, улучшилась способность определять ход дальнейших, собственных действий и умение анализировать их, целенаправленно выполнять необходимые действия до получения нужного результата [1].
В этом же журнале сотрудники Упсальского университета (Uppsala universitet) в Швеции Lars-Göran Öst, K. Gunnar Götestam, Lennart Melin, представили свою статью «A controlled study of two behavioral methods in the treatment of stuttering», в которой описали исследование двух поведенческих методов в лечении заикания. Формирование самоконтроля за собственной речью осуществлялось с использование специальной
системы занятий, где испытуемые с помощью метронома сами контролировали собственную речь. Благодаря развитию самоконтроля у испытуемых качественно улучшилась речь [10].
В журнале «Archives de Pédiatrie» сотрудники регионального центра диагностики проблем обучения (CRDTA), Лилль, Франция A. Cadoa, J. Niclia, B. Bourgoisa, L.Valléeb, M.-P. Lemaitrea, в 2019 году опубликовали совместную статью «Assessing assistive technology requirements in children with written language disorders. A decision tree to guide counseling». В своей статье осуществили оценку требований к сопровождающим (assistive) технологиям у детей с нарушениями письменной речи и предложили модель решений для консультирования педагогов школ. Авторы указывают, что школьники с нарушениями письма нуждаются в помощи взрослого, который может осуществлять контроль за их письменными действиями, поскольку в процессе постоянного контроля и помощи со стороны взрослого формируются основы самоконтроля. Исследователи обозначают важнейшим условием успешного обучения ребенка с нарушением письма - высокий уровень компетентности специалиста в области преодоления имеющихся нарушений. Сформированность самоконтроля письма обеспечивает устранению имеющихся ошибок на письме и влияет на повышение уровня усвоения учебных знаний, умений и навыков [6].
В журнале «Neurolinguistics» Henri Cohen из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (Max-Planck-Institut für evolutionäre Anthropologie) (Лейпциг, Германия) и Venu Balasubramanian из Университета Seton Hall University (New Jersey, США) в 2014 году опубликовали совместную статью «Cognitive neuropsychological analysis of isolated agraphia: Review and report of a new case». Данная статья была посвящена когнитивному нейропсихологическому анализу современных исследований, раскрывающих механизмы чтения, письма, в том числе правописания. Исследователи указывают на мозговую организацию процессов правописания и утверждают, что левая теменная доля играет решающая роль в правописании. Понимание механизмов нарушения, позволяет целенаправленно воздействовать на процессы, которые являются ведущими для развития чтения и письма. [7].
В журнале «Cognition» William Badecker, Argye Hillis, Alfonso Caramazza, сотрудники Центра когнитивных наук, Университета Джона Хопкинса (Johns Hopkins University) (Балтимор, США) опубликовали статью «Lexical morphology and its role in the writing process: Evidence from a case of acquired dysgraphia». Данная статья посвящена изучению лексической морфологии, ее роли в процессе письма. В ней представлен случай приобретенной дизграфии. Исследователи утверждают, что от сформированности лексических и морфологических представлений зависит процесс орфографически верного письма и количество орфографических ошибок [3].
Заключение. Согласно современным зарубежным исследованиям, можно утверждать, что формирование самоконтроля, процессов саморегуляции и самоконтроля, в том числе письменной деятельности рассматривается многими исследователями с разных точек зрения и требует поиска новых методов их формирования. Они утверждают, что самоконтроль и саморегуляция играют ключевую роль в успешном обучении и связывают его с развитием метапознания и осознанностью. Авторы указывают на целенаправленное формирование контроля и самоконтроля в процессе различных видов деятельности с использование внешних ориентиров. На основе проведенного анализа зарубежных исследований становится очевидным, что как в России, так и за рубежом осуществляется активный поиск технологий формирования самоконтроля и особое внимание уделяется его формированию у учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Anderson, L. A comparison of methods for training self-control [Electronic resource] / L. Anderson,
1. Fodor, M. Alpert // Behavior Therapy. - 1976. - Vol. 7, Issue 5 (October). - Pp. 649-658. - Mode of access: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0005789476801207.
2. Asghar, I.-N. Contributions of active and dynamic self-regulation to learning Speech [Electronic resource] / I.-N. Asghar, S. B. Chissom // Innovative Higher Education. - 1992. - Vol. 17, Issue 2. - Pp. 125136. - Mode of access: https://link.springer.com/article/10.1007/BF00917134.
3. Badecker, W. Lexical morphology and its role in the writing process: Evidence from a case of acquired dysgraphia [Electronic resource] / W. Badecker, A. Hillis, A. Caramazza // Cognition. - 1990. - Vol. 35, Issue 3 (June). - Pp. 205-243. - Mode of access: https://doi.org/10.1016/0010-0277(90)90023-D.
4. Burman, J. T. On the Meanings of Self-Regulation: Digital Humanities in Service of Conceptual Clarity [Electronic resource] / J. T. Burman, C. Green, S. Shanker // Child Development. - 2015. - Vol. 86, Issue 5. -Mode of access: https://scholar.google.ru/citations?user=oUNBH9QAAAAJ&hl=ru.
5. Butler, D. L. Feedback and self-regulated learning: A theoretical synthesis. Review of Educational Research. [Electronic resource] / D.L. Butler, P. H. Winne // Review of Educational Research. - 1995. - Vol. 65 (3). - Pp. 245-281. - Mode of access: https://dixieching.wordpress.com/2011/01/17/feedback-and-self-regulated-learning-a-theoretical-synthesis-butler-winne-1995/.
6. Cadoa, A. Assessing assistive technology requirements in children with written language disorders. A decision tree to guide counseling [Electronic resource] / A. Cadoa, J. Niclia, B. Bourgoisa, L.Valléeb, M.-P. Lemaitrea // Archives de Pédiatrie. - 2019. - Vol. 26, Issue 1. - Pp. 48-54. - Mode of access: https://doi.org/10.1016/j.arcped.2018.11.007.
7. Cohen, H. Cognitive neuropsychological analysis of isolated agraphia: Review and report of a new case [Electronic resource] / Henri Cohen, Venu Balasubramanian // Journal of Neurolinguistics. - 2014. - Vol. 28, March. - Pp. 48-62. - Mode of access: https://doi.org/10.1016/j.jneuroling.2013.12.001.
8. Dweck, Carol S. A social-cognitive approach to motivation and personality [Electronic resource] / Carol S. Dweck, Ellen L. Leggett // Psychological Review. - 1988. - Vol. 95, Issue 2. - Pp. 256-273. - Mode of access: https://ru.scribd.com/document/260120551/Dweck-Leggett-1988-a-Social-cognitive-Approach.
9. Grund, А. Motivational foundations of self-control and mindfulness and their role in study-leisure conflicts [Electronic resource] / A.Grund, K. Senker // Learning and Individual Differences. - 2018. - Vol. 68, December. - Pp. 72-84. - Mode of access: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1041608018301675.
10. Ost, L.-G. A controlled study of two behavioral methods in the treatment of stuttering [Electronic resource] / L.-G. Ost, K. G. Gotestam, M. Lennart // Behavior Therapy. - 1976. - Vol. 7, Issue 5 (October). -Pp. 587-592. - Mode of access: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S000578947680113X.
11. Laskey, M.L. Self-Regulated Learning, Metacognition, and Soft Skills: The 21st Century Learner [Electronic resource] / M.L. Laskey, C.J. Hetzel. - Mode of access: https://eric.ed.gov/?id=ED511589.
12. Panadero, E. A review of self-regulated learning: Six models and four directions for research [Electronic resource] / E. Panadero // Frontiers in Psychology. - 2017. - Vol. 8. - Mode of access: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5408091/.
13. Paris, S.G. Classroom Applications of Research on Self-Regulated Learning [Electronic resource] / S. G. Paris, A. H. Paris // Educational Psychologist. - 2001. - Vol. 36 (2). - Pp. 89-101. - Mode of access: http://sohs.pbs.uam.es/webjesus/motiv_ev_autorr/lects%20extranjeras/autorregulacion.pdf.
14. Piaget, J. Theory of Cognitive Development [Electronic resource] / Jean Piaget. - Mode of access: https://www.simplypsychology.org/piaget.html.
15. Vygotsky, L.S. Thinking and Speech [Electronic resource] / L.S. Vygotsky. - Mode of access: https://www.marxists.org/archive/vygotsky/works/words/Thinking-and-Speech.pdf.
16. Hynd, G.W. School neuropsychology [Electronic resource] / G.W. Hynd, J.E. Obrzut // Journal of School Psychology. - 1981. - Vol. 19, Issue 1. - Pp. 45-50. - Mode of access: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/0022440581900066.
REFERENCES
1. Anderson L., Fodor I., Alpert M. A comparison of methods for training self-control [Electronic resource]. Behavior Therapy, 1976, vol. 7, Issue 5 (October), pp. 649-658. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0005789476801207.
2. Asghar I.-N., Chissom S.B. Contributions of active and dynamic self-regulation to learning Speech [Electronic resource]. Innovative Higher Education, 1992, vol. 17, Issue 2, pp. 125— 136. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/BF00917134.
3. Badecker W., Hillis A., Caramazza A. Lexical morphology and its role in the writing process: Evidence from a case of acquired dysgraphia [Electronic resource]. Cognition, 1990, vol. 35, issue 3 (June), pp. 205-243. URL: https://doi.org/10.1016/0010-0277(90)90023-D.
4. Burman J.T., Green C., Shanker S. On the Meanings of Self-Regulation: Digital Humanities in Service of Conceptual Clarity [Electronic resource]. Child Development, 2015, vol. 86, issue 5. URL : https ://scholar. google.ru/citations?user=oUNBH9QAAAAJ&hl=ru.
5. Butler D.L., Winne P.H. Feedback and self-regulated learning: A theoretical synthesis. Review of Educational Research [Electronic resource]. Review of Educational Research, 1995, vol. 65 (3), pp. 245-281. URL: https://dixieching.wordpress.com/2011/01/17/feedback-and-self-regulated-learning-a-theoretical-synthesis-butler-winne-1995/.
6. Cadoa A., Niclia J., Bourgoisa B., Valléeb L., Lemaitrea M.-P. Assessing assistive technology requirements in children with written language disorders. A decision tree to guide counseling [Electronic resource]. Archives de Pédiatrie, 2019, vol. 26, issue 1, pp. 48-54. URL: https://doi.org/10.1016/j.arcped.2018.11.007.
7. Cohen H., Balasubramanian V. Cognitive neuropsychological analysis of isolated agraphia: Review and report of a new case [Electronic resource]. Journal of Neurolinguistics, 2014, vol. 28, March, pp. 48-62. URL: https://doi.org/10.1016/j .jneuroling.2013.12.001.
8. Dweck C.S., Leggett E.L. A social-cognitive approach to motivation and personality [Electronic resource]. Psychological Review, 1988, vol. 95, issue 2, pp. 256-273. URL: https://ru.scribd.com/document/260120551/Dweck-Leggett-1988-a-Social-cognitive-Approach.
9. Grund А., Senker K. Motivational foundations of self-control and mindfulness and their role in study-leisure conflicts [Electronic resource]. Learning and Individual Differences, 2018, vol. 68, December, pp. 72-84. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1041608018301675.
10. Ost L.-G., Gotestam K.G., Lennart M. A controlled study of two behavioral methods in the treatment of stuttering [Electronic resource]. Behavior Therapy, 1976, vol. 7, issue 5 (October), pp. 587-592. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S000578947680113X.
11. Laskey M.L., Hetzel C.J. Self-Regulated Learning, Metacognition, and Soft Skills: The 21st Century Learner [Electronic resource]. URL: https://eric.ed.gov/?id=ED511589.
12. Panadero E. A review of self-regulated learning: Six models and four directions for research [Electronic resource]. Frontiers in Psychology, 2017, vol. 8. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5408091/.
13. Paris S.G., Paris A.H. Classroom Applications of Research on Self-Regulated Learning [Electronic resource]. Educational Psychologist, 2001, vol. 36 (2), pp. 89-101. URL: http://sohs.pbs.uam.es/webjesus/motiv_ev_autorr/lects%20extranjeras/autorregulacion.pdf.
14. Piaget J. Theory of Cognitive Development [Electronic resource]. URL: https://www.simplypsychology.org/piaget.html.
15. Vygotsky L.S. Thinking and Speech [Electronic resource]. URL: https://www.marxists.org/archive/vygotsky/works/words/Thinking-and-Speech.pdf.
16. Hynd G.W., Obrzut J.E. School neuropsychology [Electronic resource]. Journal of School Psychology, 1981, vol. 19, issue 1, pp. 45-50. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/0022440581900066.
УДК 159.9
О.В. Коновалова,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры коррекционной педагогики и
психологии
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected] ОЯСГО: 0000-0003-2807-5648