Научная статья на тему 'Анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве в 2011 году'

Анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве в 2011 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Налоги и финансы
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГА В БЮДЖЕТ / СЧЕТ-ФАКТУРА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕЖИМЫ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов Михаил Владимирович

Ежегодно российское налоговое законодательство претерпевает существенные изменения. Анализу планируемых законодательных изменений в области налогов и сборов и текущей ситуации в области администрирования налоговых платежей посвящена эта статья. В частности, разбираются возможные корректировки начисления и уплаты таких налогов как НДС, земельный налог, НДФЛ, а также изменения в специальных режимах налогообложения – ЕНВД и УСН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the modern Russian tax policy and the planned changes in the tax legislation in the year of 20111

Annually the Russian tax legislation undergoes significant changes. This article is concerned with analysis of the planned in the sphere of taxes and fees and the current situation in the sphere of tax payment administration. In particular possible adjustments of charge and payment of such taxes as VAT, Land tax, TIPI, Excises, and also changes in special tax treatments – UTII (unified tax on imputed income) and STS (simplified tax system) are studied out.

Текст научной работы на тему «Анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве в 2011 году»

© 2011 г.

М.В. Беспалов

анализ современной российской налоговой политики и планируемых изменений в налоговом законодательстве

В 2011 году

Беспалов Михаил Владимирович - доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, заместитель главного бухгалтера ТГУ им. Г.Р. Державина, к.э.н.

(E-mail: rypy@list.ru)

Аннотация. Ежегодно российское налоговое законодательство претерпевает существенные изменения. Анализу планируемых законодательных изменений в области налогов и сборов и текущей ситуации в области администрирования налоговых платежей посвящена эта статья. В частности, разбираются возможные корректировки начисления и уплаты таких налогов, как НДС, земельный налог, НДФЛ, а также изменения в специальных режимах налогообложения - ЕНВД и УСН.

Ключевые слова: налоговая политика, поступление налога в бюджет, счет-фактура, специальные режимы, налоговое администрирование.

Налоговая политика является одной из важных составляющих политики государства. Состояние налоговой системы в полной мере зависит от проводимой государством налоговой политики, ее оформления в нормативно-правовых актах, т. е . отражения в актах высшей юридической силы соответствующих норм, устанавливающих, изменяющих либо прекращающих налоговую обязанность .

При этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налогового правоотношения — не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков

В мае 2011 года (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило администрируемых ФНС России доходов в сумме 338,6 млрд. рублей - в 1,6 раза больше, чем в мае 2010 года . За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли на 33,7% .

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 44%, НДС - 40% и налога на прибыль - 8% .

Поступления налога на прибыль организаций в мае 2011 года составили 28,2 млрд. рублей, или в 1,6 раза больше, чем в мае 2010 года . За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли на 34,8% .

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в мае 2011 года поступило 102,8 млрд. рублей - в 1,8 раза больше, чем в мае

2010 года . За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли на 27,8%

Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию России, в мае 2011 года поступило 8,1 млрд. рублей - в 2,4 раза больше, чем в мае 2010 года. За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли в 2,3 раза .

Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет в мае 2011 года составили

19.7 млрд . рублей - в 2 раза больше, чем в мае 2010 года. За январь-май 2011 года по сравнению с январем-маем 2010 года поступления выросли в 1,9 раза.

НДПИ в мае 2011 года поступило 174,9 млрд. рублей - в 1,5 раза больше, чем в мае 2010 года, в том числе на добычу нефти - 160,7 млрд . рублей, газа горючего природного - 12,1 млрд. рублей, газового конденсата - 0,8 млрд. рублей.

По сравнению с январем-маем 2010 года поступления НДПИ выросли на 40,2%, что обусловлено повышением цены на нефть (при росте цены на нефть с 76,1 $ в декабре 2009 года - апреле 201 0 года до 103,1$ в декабре 2010 года - апреле 2011 года, или на 35,5%).

В консолидированный бюджет Тамбовской области поступило 6 211,9 млн. рублей, что больше уровня аналогичного периода прошлого года на 645,2 млн. рублей, или на 11,6% .

Поступления в бюджет обеспечены за счет:

- налога на доходы физических лиц - 2 252,1 млн. рублей, или 36,3% в общей сумме доходов бюджета;

- налога на прибыль организаций - 1 907,8 млн. рублей, или 30,7%;

- налога на имущество организаций - 657,8 млн. рублей, или 10,6%;

- налогов на совокупный доход - 506,1 млн. рублей, или 8,1%;

- земельного налога (с учетом поступлений по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) -

405.7 млн. рублей, или 6,5%;

- транспортного налога - 377,7 млн. рублей, или 6,1%;

- акцизов на подакцизную продукцию - 63,1 млн. рублей, или 1%;

- прочих налогов и сборов (НДПИ, налог на имущество физических лиц, поступления в счет погашения задолженности по отмененным налогам и др . ) - 41,6 млн. рублей, или 0,7% .

В сентябре 2010 г. Министерство финансов представило . «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (далее Основные направления)

Данный документ не является нормативным правовым актом, но его положения являются основанием для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. Рассмотрим, какие именно изменения планируются в ближайшем будущем

Налог на добавленную стоимость

Основным направлением совершенствования НДС на ближайшие годы станет урегулирование порядка возмещения НДС . В главу 21 НК РФ законодатели предлагают внести следующие изменения:

• разрешить оформление счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов при предоставлении скидок . Сейчас официальная позиция Минфина России по вопросу оформления счетов-фактур с отрицательными показателями следующая: выставление «отрицательных» счетов-фактур НК РФ не предусмотрено (письма Минфина России от 1 1.01.201 1 № 03.03.06/1/2; от 02.08.2010 № 03.07.09/41; от 23.06.2010 № 03-07-11/267, от 03.11.2009 № 03-07-09/55), поэтому налогоплательщикам, которые оформляют (корректируют отгрузку) или принимают к учету «отрицательные» счета-фактуры, часто приходится отстаивать свою позицию в судах, следует отметить, не безуспешно;

• установить, что при выбытии товаров, в том числе основных средств, в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (т. е . , если выбытие не связано с операциями по реализации), восстановление ранее принятого к вычету по таким товарам НДС не производится. В данный момент право компании не восстанавливать НДС придется доказывать через суд. ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 31 июля 2009 г. по делу № А53-426/2009 указал, что законодательство о налогах и сборах не содержит положения, обязывающие налогоплательщиков восстановить и уплатить в бюджет суммы НДС, принятые к налоговому вычету по приобретенным товарам, в случае их утраты в результате пожара;

• уточнить перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, и др .

Помимо этого продолжится работа по внедрению системы электронного документооборота

счетов-фактур В частности, планируется создать нормативную правовую базу (включая поправки в НКРФ), в соответствии с которой будет осуществляться функционирование данной системы

Утвержден порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде, приказ Минфина России от 25.04. 2011 № 50н «Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи»

Счета-фактуры можно выставлять в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки. При этом стороны должны иметь совместимые технические средства и возможности для приема и обработки данных счетов-фактур . Такие изменения в п. 1 ст. 169 НК РФ еще в 2010 г. были внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ (далее - Закон № 229-ФЗ).

В соответствии с п. 9 ст. 169 НК РФ порядок обмена электронными счетами-фактурами устанавливает Минфин России, а формат счета-фактуры - ФНС России. Форматы журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж в электронном виде должна утвердить также ФНС России

Во исполнение изложенных положений НК РФ, введенных Законом № 229-ФЗ, Минфин России определил Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи. Выделим несколько основных правил применения утвержденного Порядка.

Если стороны сделки договорились выставлять и получать счета-фактуры в электронном виде, то делать это они могут только через специализированного оператора, который обеспечивает обмен информацией по телекоммуникационным каналам связи.

По мнению законодателей, использование счетов-фактур в электронном виде существенно повысит качество и оперативность сбора информации в интересах налоговых органов, упростит и ускорит процедуры проверок деятельности налогоплательщиков и в целом положительно скажется на эффективности администрирования НДС .

специальные режимы

Ожидаются изменения и в специальных налоговых режимах . Так, чтобы не допустить конкуренции с патентной «упрощенкой», планируется сокращение сферы применения системы налогообложения в виде ЕНВД . Кроме того, как заявили законодатели, в перспективе «вмененка» вообще будет отменена

Отмена ЕНВД, согласно законопроекту Минфина России, ожидает малый бизнес в 2014 году. К этому времени «вмененку» должна полностью заменить патентная система налогообложения. В связи с тем, что законопроект предполагает поэтапную реализацию, предприниматели готовятся к изменениям уже сейчас

Законопроект об отмене ЕНВД не прошел чтения в Госдуме .

Пока же согласно законопроекту первые изменения намечены на 2012 год . Так, с 1 января следующего года возможность применять ЕНВД останется лишь у компаний, численность работников которых составляет не более 15 человек (сейчас этой возможностью пользуются организации со средней численностью до 100 человек). В то же время существенно сократятся виды деятельности, подпадающие под ЕНВД.

Воспользоваться «вмененкой» точно уже не смогут:

— владельцы магазинов и предприятий общественного питания с залами площадью до 150 кв . м;

— арендодатели помещений и земли под торговые объекты;

— предприниматели, оказывающие бытовые, ветеринарные и автотранспортные услуги;

— хозяева мини-гостиниц .

Таким образом, поэтапная отмена ЕНВД предполагает, что часть представителей малого бизнеса может рассчитывать на налоговые льготы этого режима вплоть до 2014 года, а остальным предпринимателям придется перейти на другой налоговый режим.

Что касается самой упрощенной системы налогообложения на основе патента, то законодатели планируют совместно с представителями предпринимательского сообщества (Торгово-промышленной палаты, ОПОРЫ России и др . ) подготовить законопроект по ее совершенствованию . В частности, будет уточнен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых патентная «упрощенка» может применяться, а также порядок определения размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, используемого для определения стоимости патента

налог на доходы физических лиц

В плане совершенствования НДФЛ планируется распространить социальный налоговый вычет на сумму процентов по образовательным кредитам . В настоящее время такой вычет предоставляется только в размере фактических расходов, уплаченных за свое обучение, обучение ребенка .

Акцизы

Как заявили законодатели, в части акцизов предполагается уточнить размеры индексации на

2011 и 2012 годы и проиндексировать ставки акцизов на 2013 год с учетом планируемого уровня инфляции. И в первую очередь, по мнению законодателей, сделать это необходимо в отношении спиртосодержащей и табачной продукции

совершенствование налогообложения имущества

В настоящее время нередки случаи, когда земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, используются с нарушением установленных требований в области охраны и использования земель . В связи с этим законодатели планируют внести поправки в законодательство, согласно которым сумма земельного налога (авансовых платежей по налогу) в отношении таких земельных участков должна исчисляться с учетом коэффициента 4 . При этом решение о признании

земельного участка используемым не по назначению будет приниматься исполнительным органом власти субъекта РФ и доводиться до налоговых органов .

Кроме того, как отмечено в Основных направлениях, будет продолжена работа по сокращению установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам .

введение налога на недвижимость

В Основных направлениях в отношении налога на недвижимость законодатели планируют подготовить проект изменений в НК РФ, предусматривающий постепенный и последовательный переход к новому налогу. Для этого им в ближайшее время необходимо завершить следующие работы:

• окончательно установить перечень объектов и субъектов налогообложения;

• утвердить методику проведения кадастровой оценки объектов недвижимости;

• разработать порядок проведения работ по кадастровой оценке недвижимости для целей налогообложения, а также порядок предоставления сведений о ценах на недвижимость из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

• сформировать сведения об объектах капитального строительства для целей кадастровой оценки недвижимости.

Напомним, налог на недвижимость планируется ввести взамен действующих - на имущество и земельного

совершенствование налогового администрирования

Большое внимание в Основных направлениях уделено вопросу совершенствования налогового администрирования и налогового контроля. Так, на период 2011-2013 годов запланированы следующие меры в этой сфере:

• урегулирование в НК РФ порядка уплаты налогов и сборов с использованием электронных платежных систем;

• расширение электронного документооборота в налоговой сфере;

• упорядочение взаимодействия между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями и другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;

• совершенствование положений НК РФ о зачете, возврате сумм излишне уплаченных или взысканных налогов и сборов, а также об уточнении налоговых платежей;

• совершенствование порядка досудебного урегулирования налоговых споров;

• совершенствование информационной и разъяснительной работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами;

• упорядочение осуществления налоговыми органами контроля исполнения банками и иными платежными агентами обязанностей по перечислению налогов и сборов в бюджетную систему РФ;

• расширение и повышение результативности и взаимодействия российских налоговых органов с налоговыми органами иностранных государств для целей налогового контроля.

В рамках упрощения администрирования налогообложения физических лиц предполагается завершить формирование и актуализацию электронных баз данных, содержащих необходимые сведения для исчисления и уплаты налогов, а также работу по развитию онлайновых способов взаимодействия с налогоплательщиками и интеграции соответствующих систем с целью оплаты налоговых платежей. По мнению законодателей, создание таких электронных баз будет способствовать прозрачности расчета налоговых обязательств, позволит повысить лояльность налогоплательщиков, что в итоге приведет к увеличению налоговых поступлений

Помимо этого, законодатели планируют рассмотреть вопросы о введении для физических лиц единого уведомления на уплату имущественных налогов, об установлении единых сроков уплаты этих налогов, а также об отмене авансовых платежей по ним

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.