Научная статья на тему 'Анализ современного законодательства в области регулирования земельно-имущественных отношений на территории муниципального образования в условиях рыночной экономики'

Анализ современного законодательства в области регулирования земельно-имущественных отношений на территории муниципального образования в условиях рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1182
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ / LAND MANAGEMENT / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / REGULATION OF LAND AND PROPERTY RELATIONS / ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LAND LEGISLATION / MUNICIPAL CORPORATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клинг Вячеслав Николаевич

Проанализировано законодательное обеспечение в области регулирования земельно-имущественных отношений на территории муниципального образования, сложившееся за последние двадцать лет. Раскрыты проблемы органов местного самоуправления при управлении земельными ресурсами, возможности их решения в связи с внесением изменений в земельное законодательство и отдельные законодательные акты РФ. Принятый федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (№ 171-ФЗ от 23.06.2014 г.) предполагает кардинальные изменения в сфере управления земельными ресурсами, однако и в нем есть узкие места, которые не позволяют говорить о завершении этого процесса. Проблем, сложившихся в области земельно-имущественных отношений на территории муниципальных образований, остается достаточно много и данными поправками решить их не удастся. Требуется принятие дополнительных нормативных актов на уровне регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клинг Вячеслав Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of modern legislation inregulating of land and property relations territory in the municipal corporation in the market economy conditions

In the article the legislative provision in the field of regulation of land and property relations in the municipal corporation is analyzed, it has developed over the last twenty years. The problems of local self-governments in the management by land resources and their possible solutions in connection with changes in land law and some legislative acts of Russian Federation are opend. Federal law is adopted “About entering of changes in the Land Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation” (№ 171-FZ from 23.06.2014), it suggests major changes in land management, however it has the bottlenecks also, which prevent talk about the end of that process. The problems existing in the field of land and property relations in the territory of municipal corporation is quite a lot and these amendments will not be able to solve them. It is necessary to get additional regulation acts at the regional level.

Текст научной работы на тему «Анализ современного законодательства в области регулирования земельно-имущественных отношений на территории муниципального образования в условиях рыночной экономики»

SUMMARY

L. V. Berezin, M.R. Shayakhmetov, A.M. Gindemit, A. Yu. Sergeevа

Studying of interrelation of yield of durum spring wheat with vegetative index NDVI of Omsk region steppe zone based on remote sensing

The main way of the world economy development in the XXI century is the alignment of economic development level of most countries. In this case, one of the important factors in this process is the development and implementation of resource-saving technologies. One of the most promising directions of technological progress in agriculture in XXI century becomes the "precision farming" (contour, point), i.e., implementation of any agromeliorative methods in full accordance with the state of the soil and plants in the area at this time. Accumulated experience of using space data since 2005 in OmGAU indicates that the process of the soil decoding based on space data is now becoming a real problem could be solved. In this article new approaches to materials decoding of remote sensing by differential synthesizing of images in different frequency ranges of the Western Siberia steppe zone were firstly published. The correlation between vegetative index NDVI with a yield of spring durum wheat in the Omsk region steppe zone was detected, that will allow to create the cartograms of crops biomass for contour soil fertilization.

Keywords: remote sensing, NDVI, soil cover, steppe zone.

Berezin Leonid Vladimirovich, Dr. Agr. Sci., Prof., OSAU named after P.A. Stolypin, e-mail: [email protected]; Shayakhmetov Marat Rahimberdyievich, Asst., OSAU named after P.A. Stolypin, e-mail: [email protected]; Gindemit Aleksandra Mihaylovna, Cand. Bio. Sci., Assoc. Prof, OSAU named after P.A. Stolypin; Sergeeva Anastasiya Yurevna, Lecturer, Omsk tank-automotive engineering institute, e-mail: [email protected].

УДК 332.54:349.414 В.Н. Клинг

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Проанализировано законодательное обеспечение в области регулирования земельно-имущественных отношений на территории муниципального образования, сложившееся за последние двадцать лет. Раскрыты проблемы органов местного самоуправления при управлении земельными ресурсами, возможности их решения в связи с внесением изменений в земельное законодательство и отдельные законодательные акты РФ. Принятый федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (№ 171-ФЗ от 23.06.2014 г.) предполагает кардинальные изменения в сфере управления земельными ресурсами, однако и в нем есть узкие места, которые не позволяют говорить о завершении этого процесса. Проблем, сложившихся в области земельно-имущественных отношений на территории муниципальных образований, остается достаточно много и данными поправками решить их не удастся. Требуется принятие дополнительных нормативных актов на уровне регионов.

Ключевые слова: управление земельными ресурсами, органы местного самоуправления, муниципальное образование, регулирование земельно-имущественных отношений, земельное законодательство.

Введение

Появление муниципальной собственности в России связано с рыночными преобразованиями и последующей реформой местного самоуправления.

Невозможно существование демократического государства без права населения самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения. Муниципальное образование как субъект права был создан с целью обеспечения самостоя-

© Клинг В.Н., 2015

тельности местного самоуправления. Конституция Российской Федерации 1993 г. и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый 12 августа 1995 г., определили порядок формирования территории местного самоуправления. В этих законах предусматривалось более широкое участие населения, органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления в формировании рациональной территории местного самоуправления. В принятом Федеральном законе № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. усовершенствованы механизмы реализации местного самоуправления. В соответствии с данным законом муниципальным образованием является сельское или городское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения [1].

Рассмотрен закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (№ 171-ФЗ от 23.06.2014 г.) для возможности решения проблем, сложившихся в области земельно-имущественных отношений на территории муниципальных образований [2].

Объект и результаты исследования

Рассматривая земельное законодательство в области регулирования земельно-имущественных отношений на территории муниципального образования в качестве объекта исследования, выполнен детальный анализ его содержания, с точки зрения его значимости для совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления.

По смыслу закона о местном самоуправлении территория всех субъектов Российской Федерации поделена на территории городских округов и муниципальных районов, а территория муниципальных районов - на территории сельских и городских поселений.

Для решения местных вопросов разного уровня деление территории на муниципальные образования разных типов следует признать принципиальным достижением. Так, предыдущий Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделял и сельсовет, и крупный город одинаковым объемом функций и полномочий, без учета существенной разницы в возможностях таких муниципальных образований.

Экономическую основу местного самоуправления муниципального образования составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (ст. 49 ФЗ № 131). Наличие собственной экономической основы является необходимой предпосылкой сохранения статуса самостоятельности органов местного самоуправления. Но, несмотря на наличие таких ресурсов, большинство муниципальных образований являются дотационными. Все больше значение для местных бюджетов приобретают не дотации, которые они могут распределять по своему усмотрению, а субсидии, когда субъект Федерации сам решает, куда необходимо их направить. При таком положении дел муниципальные образования теряют свою экономическую свободу и состоятельность, что в свою очередь понижает эффективность местного самоуправления. В условиях дефицита муниципального бюджета актуальным является изыскание резервов увеличения доходных статей, в том числе и связанных с земельными ресурсами [3].

Важнейшая основа и предпосылка комплексного развития территории - природные ресурсы, в первую очередь, земля. Одним из основных источников доходов местных бюджетов во всем мире являются платежи за землю. В России же ситуация очень сильно отличается. Местный бюджет пополняется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Местных налогов всего два - это налог на имущество физических лиц и земельный налог. Земельный налог в доходах бюджета муниципального образования составляет 3%, а налог на имущество физических лиц и того меньше 0,3%.

Что же касается доходов неналоговых, то и здесь возможности муниципальных образований очень ограничены. Большую часть доходов бюджета от неналоговых поступлений сегодня составляют доходы от продажи и сдачи в аренду муниципального имущества, в том

числе и земельных ресурсов, но эти доходы также занимают небольшую часть от общего бюджета. Большая часть местного бюджета - в отчислениях по установленным нормативам от федеральных и, по усмотрению субъекта РФ, региональных налогов.

Вместе с тем, несмотря на то, что наполнение бюджетов муниципалитетов происходит очень тяжело, государство их нагрузило достаточным количеством полномочий, которые они не могут не выполнять, так как связаны с социальной направленностью [4]. Такая зависимость от государства не позволяет говорить о самостоятельности органов местного самоуправления, что в свою очередь противоречит Конституции Российской Федерации. Ситуация, в частности, складывается из-за того, что большая часть земельных ресурсов находится в федеральной собственности, это лишает муниципальные образования стабильного дохода от земельного налога и дохода от сдачи земельных ресурсов в аренду.

В связи с этим вызывает большой интерес закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (№ 171-ФЗ от 23.06.2014 г.), который вступил в силу с 1 марта 2015 г. Данные поправки многие эксперты называют новой земельной реформой. Действительно, ряд пробелов в законодательстве, которые касаются порядка формирования и предоставления земель из государственной и муниципальной собственности физическим и юридическим лицам, были заполнены этими поправками. Но все-таки самым важным изменением, который внесен в Земельный кодекс РФ, мы считаем обязанность безвозмездной передачи всех федеральных участков в муниципальную собственность. В соответствии с новыми поправками в Земельный кодекс РФ (ст. 39.31), при наличии заявки Рос-имущество как исполняющее полномочия собственника федерального имущества обязано принять решение о безвозмездной передаче участка в муниципальную собственность. Исключением будут земельные участки, на которых находится федеральная недвижимость, а также зарезервированные для федеральных нужд и предоставленные федеральным учреждениям. Что касается всех остальных земель, требовать другие документы, кроме заявления, о данных поправках недопустимо. В заявлении указывается кадастровый номер земельного участка, если же земельный участок предстоит образовать, к заявлению прилагается утвержденный проект межевания территории, при отсутствии проекта - схема расположения земельного участка. Процедура рассмотрения заявления тоже четко прописана. Собственнику данного имущества дается не больше одного месяца на рассмотрение заявления и принятия решения. Прописаны все возможные причины отказа.

Четко прописанные процедуры безвозмездной передачи федеральных земель позволят массово и в кратчайшие сроки получить в муниципальную собственность данные земли. Увеличение же земельных участков позволит значительно повысить доходную часть бюджетов муниципальных образований как главного фактора, влияющего на самостоятельность органов местного самоуправления.

Таким образом, после вступления в силу данных поправок большое количество федеральных земель может отойти в муниципальную собственность. Это даст возможность, во-первых, увеличить доходную часть бюджета муниципальных образований, а во-вторых, воспользоваться населению возможностью приобрести данные участки или взять их в аренду.

Еще одной возможностью пополнения земельных ресурсов муниципальных образований является принудительное изъятие земельных участков. Но здесь тоже возникают определенные трудности, связанные с несовершенством Российского законодательства.

В Земельном кодексе РФ порядок прекращения права на земельный участок в случае его неиспользования отличается для собственников (ст. 44) и лиц, которые не являются собственниками (ст. 45).

В соответствии со ст. 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок может прекращаться в силу принудительного изъятия земельного участка в соответствии с Гражданским кодексом.

Причины принудительного изъятия земельного участка определены в ст. 284-285 Гражданского кодекса РФ. Согласно данным статьям земельный участок могут изъять у собственника в случаях его ненадлежащего использования. К таким случаям Гражданский кодекс относит следующие: если этот участок предназначен для сельскохозяйственного производст-

ва либо строительства и не используется для этих целей в течение трех лет, также если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия или ухудшению экологической обстановки.

Согласно ст. 286 ГК РФ определен следующий порядок изъятия земельных участков у их собственников. Собственник земельного участка должен быть заранее предупрежден о допущенных нарушениях, далее уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления принимает решение об изъятии земельного участка. Земельный участок может быть сразу продан с публичных торгов, если собственник земельного участка согласен с этим решением; если же собственник земельного участка не согласен с решением, решение об изъятии земельного участка передается в суд.

Главная проблема заключается в том что в этой же статье установлено: порядок предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях определяется земельным законодательством. Но в Земельном кодексе ничего про этот порядок не сказано. В результате данные решения суд оставляет неудовлетворенными по причине несоответствия процедуре изъятия земельных участков.

В статье 54 Земельного кодекса РФ прописан порядок уведомления о допущенных нарушениях, но только для лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Принудительного изъятия земельных участков у собственников без судебного решения ни земельное, ни гражданское законодательство не предусматривают.

Как уже было сказано выше, закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (№ 171-ФЗ от 23.06.2014 г.) прописал процедуру безвозмездной передачи федеральной земли муниципальным образованием. Однако немаловажны в законе положения, определяющие порядок приобретения гражданами и юридическими лицами государственной и муниципальной собственности. В результате введение в действие данных поправок позволит увеличить количество земельных участков, вовлеченных в оборот.

До вступления в силу данных поправок проблема получения гражданами земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, заключалась в том, что не были четко прописаны процедуры такой передачи и основания для отказа. В таких условиях органы местного самоуправления формально могут выносить множество оснований для отказа, получение земельного участка становится очень длительным процессом, а часто абсолютно невозможным. Это привело к сильной коррупции в органах местного самоуправления, когда получение необходимого земельного участка, кроме как дать взятку, не представляется возможным. Все это должен устранить данный закон.

Одной из проблем формирования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности, в настоящее время является неразбериха и противоречие между Земельным, Градостроительным кодексами и законом о садоводческих объединений граждан. Согласно статье 11.3 Федерального закона № 171 от 23.06.2014 г. определен полный и закрытый перечень документов, на основе которых может быть сформирован земельный участок. Такими документами являются: проект межевания территории или схема расположения земельного участка на кадастровом плане. Причем схемой расположения земельного участка можно воспользоваться только при отсутствии проекта межевания территории. А также перечислены случаи, когда образование земельного участка возможно только при наличии проекта межевания. К ним относятся такие масштабные вопросы, как комплексная застройка территории и строительство линейных сооружений и ряд других. Однако, что касается других земельных участков, очень распространенная ситуация, когда проекта межевания территории нет и тогда необходима схема расположения земельного участка на кадастровом плане.

По данным поправкам не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления других документов. К тому же четко прописаны причины отказа в утверждении схемы. Таких причин пять:

1. Несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке.

2. Полное или частичное совпадение местоположения данного земельного участка с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек.

3. Разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам.

4. Схема расположения земельного участка не соответствует проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

5. Расположение земельного участка в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории [2].

Все это намного упрощает получение земельного участка, однако осталась одна так и нерешенная проблема. Все расходы по подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане лягут на тех, кто в этой земле нуждается. Если данный земельный участок будет продаваться с аукциона, то лицо, которое оформило данный участок за свой счет, рискует потерять эти деньги, если проиграет данный аукцион.

Необходимо отметить, что по данному закону приобретение муниципальной земли становится прозрачным. Органы местного самоуправления обязаны представлять сведения о продаваемых участках на своих сайтах и публичной кадастровой карте. И любой желающий может подать заявку на приобретение данного участка. Отказать в продаже земельного участка органы местного самоуправления не могут, если этот участок действительно свободен.

Предполагается, что земельные участки будут продаваться с аукциона, однако перечислены случаи, когда это может произойти и без него. Это касается участков, которые в советское время были выделены под индивидуальное строительство и садоводство, но до сих пор остаются в муниципальной собственности. Юридические лица, выкупающие землю для строительства социально важных объектов, также смогут получить участок без торгов.

Если предполагается, что земельный участок должен быть продан с аукциона, но на участие в нем подана лишь одна заявка, в этом случае данный земельный участок продается указанному лицу. Это очень значимый пункт статьи 39.3, так как в малочисленных населенных пунктах желающих приобрести земельный участок может не быть вовсе.

Еще очень важный момент закона - цена, по которой будут продаваться земельные участки. Если земельный участок продается с аукциона, то конечная цена будет зависеть от его результатов. Но если участок продается без торгов или заявление на участие в аукционе подало одно лицо, данный участок будет продаваться не выше кадастровой стоимости.

Одно из неоднозначных пунктов закона - бесплатное предоставление земельных участков муниципальной собственности. В статье 39.5 перечислены такие случаи. В первую очередь это многодетные семьи и другие отдельные категории граждан. Но проблема заключается в том, что такие случаи и порядок предоставления будут определять субъекты Российской Федерации, в данном законе они, естественно, не прописаны и появятся ли они уровне регионов, неизвестно. Также предполагается возможность предоставления земельного участка бесплатно нуждающимся отдельных специальностей. Данный участок сначала передается в безвозмездное пользование, а по истечении пяти лет при соблюдении условий установленного разрешенного использования оформляется в собственность. При этом перечень данных специальностей отдан на откуп субъектам Российской Федерации.

Заключение

Вопросом наделения населения страны полномочиями решать вопросы местного значения самостоятельно государство задалось еще в начале 90-х годов прошлого столетия, однако до сих пор процесс не закончен. Земельные ресурсы как главное богатство государства и его народа требуют рационального использования. Это невозможно без эффективной системы управления земельными ресурсами. В течение всех этих лет происходило реформирование системы управления земельными ресурсами. Принятый федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» (№ 171-ФЗ от 23.06.2014 г.) предполагают кардинальные изменения в сфере управления земельными ре-

сурсами, однако и в нем есть узкие места, которые не позволяют говорить о завершении этого процесса. Проблем, сложившихся в области земельно-имущественных отношений на территории муниципальных образований, остается достаточно много, и данными поправками решить их не удастся. Требуется принятие дополнительных нормативных актов на уровне регионов.

Список литературы

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

2. О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ : федеральный закон от 23.06.2014 г. № 171 [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Тимонина, С.А. Оптимизация землепользования муниципальных образований на основе программно-целевого управления сельскими территориями / С.А. Тимонина // Ом. науч. вестн. - Омск, 2014. - № 2 (134). -С. 263-265.

4. Тимонина, С.А. Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости : учеб. пособие / С.А. Тимонина, В.Н. Апретов. - Омск : Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2014. - 64 с.

Клинг Вячеслав Николаевич, магистрант, ОмГАУ им. П.А. Столыпина, e-mail: [email protected].

SUMMARY

V.N. Kling

Analysis of modern legislation inregulating of land and property relations territory in the municipal corporation in the market economy conditions

In the article the legislative provision in the field of regulation of land and property relations in the municipal corporation is analyzed, it has developed over the last twenty years. The problems of local self-governments in the management by land resources and their possible solutions in connection with changes in land law and some legislative acts of Russian Federation are opend. Federal law is adopted "About entering of changes in the Land Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (№ 171-FZ from 23.06.2014), it suggests major changes in land management, however it has the bottlenecks also, which prevent talk about the end of that process. The problems existing in the field of land and property relations in the territory of municipal corporation is quite a lot and these amendments will not be able to solve them. It is necessary to get additional regulation acts at the regional level.

Keywords: land management, local self-government, municipal corporations, regulation of land and property relations, land legislation.

Kling Vyacheslav Nikolaevich, Undergraduate, OSAU named after P.A. Stolypin, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.