только при перенайме, в остальных же случаях отчуждения арендных прав и обязанностей право аренды прежнего арендатора сохраняется, так как он остается ответственным перед арендодателем. Причем это правило ГК РФ распространяется даже на случаи внесения права аренды в уставный капитал юридического лица.
Договор аренды играет роль первоначального правоустанавливающего документа, наличие которого предполагает существование права аренды. Земельный кодекс РФ, не отрицая того, что право аренды может возникнуть только на основании договора, указывает, что оно может отчуждаться от одного лица к другому, не прекращая первоначального договора аренды. Иными словами, всякое прекращение договора аренды есть прекращение права аренды, но не всякое прекращение права аренды есть прекращение договора аренды. Это еще одно подтверждение того, что право аренды обладает некоторыми вещно - правовыми чертами [3].
Список использованной литературы:
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ //http://www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ //http: //www .consultant .ru
3. Кошелев Я., Ромадин М. О некоторых вопросах, связанных с переходом права аренды на земельный участок // Хозяйство и право, 2004, №11, с.81
© Антонова Н. А., Мурко К.Ю., 2020
УДК 349
Ильясова У. Н. - магистрант 2 курса, Юридический институт,
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала
Научный руководитель: Гуруев Д. К. кандидат юридических наук, доцент, Кафедра истории государства и права, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
г. Махачкала, РФ
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЗАЩИТУ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩИХ ВРЕД ИХ РАЗВИТИЮ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация
Информационная безопасность в Российской Федерации является комплексной проблемой, строящейся, в первую очередь, на необходимости определения четкого соотношения государственных, общественных и личных интересов ребенка, установлении пределов реализации информационных прав и вмешательства государственных органов в информационную сферу жизнедеятельности.
К числу требующих приоритетной защиты прав несовершеннолетних относится их право на информационную безопасность, то есть на обеспечение защиты со стороны общества и государства от тех видов информации, которые представляют опасность для жизни и здоровья детей либо могут причинить вред их нормальному нравственному, духовному, психическому и физическому развитию.
Ключевые слова:
анализ законодательства, информационная безопасность детей, информационно-просветительская работа, информационная продукция, разъяснительная беседа, состояние законодательства.
Правовое регулирование в сфере обеспечения информационной безопасности детей в настоящее время является не до конца разработанным, и это вызывает множество сложностей в правоприменительной практике. Для решения проблем в данной сфере необходимо:
Во-первых, это низкая информационно-просветительская работа по вопросам безопасного поведения в интернет-пространстве и, как следствие, низкие показатели уровня интернет-грамотности детей и подростков. Что, естественно, повышает риск причинения вреда несовершеннолетнему в сети Интернет. Именно поэтому необходимо проводить с ребёнком разъяснительную беседу по поводу безопасного обращения с информацией в виртуальных сетях.
Так, в Китае ежегодно по всей стране проводится своеобразная «кибернеделя», в рамках которой несовершеннолетние пользователи Интернет - услуг получают информацию и обучающие материалы о том, как необходимо вести себя в сети Интернет на мобильные телефоны. Более того на территории страны регулярно проводятся различные мероприятия, выставки, демонстрации технологий, имеющие цель защиту детей от вредоносной информации.
Заимствование данного метода защиты детей позволит сформулировать у них базовые знания и навыки, необходимые для обеспечения информационной безопасности.
Также хочется отметить Магдилова М.М., Магдилову Л.В., предлагающих разработку специального образовательного курса по интернет-безопасности несовершеннолетних1. Думается, что внедрение такого курса в школьную программу существенно повысит эффективность охраны детей в виртуальной среде.
Во-вторых, как отмечалось ранее, стоит вопрос об участии родителей в обеспечении безопасности своих детей в социальных сетях.
В частности, даже от маркировки информационной продукции нет действенного результата, поскольку ввиду отсутствия детального контроля со стороны родителей, ребёнок может получить доступ к информации любого характера по телевидению или на интернет-площадке.
Следовательно, ограничиваться только принимаемыми государством способами их информационной защиты категорически нельзя, поскольку именно от налаженного взаимодействия родителей, государства, институтов гражданского общества можно обеспечить полную охрану прав ребенка.
Ввиду этого, позиция авторов2, предлагающих дополнить пункт 1 ст. 63 Семейного Кодекса РФ, обязанностью родителей, попечителей, опекунов ограничивать доступ детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, не соответствующей возрасту ребенка.
Более того, также необходимо разработать план проведения различных мероприятий по их просвещению в области информационной безопасности детей.
В-третьих, проблема отсутствия специалистов в области информационной безопасности, а также реализуемых вузами дополнительных профессиональных программ для педагогических работников в области развития информационных технологий. Необходимо вводить мастер-классы, разрабатывать информационные и учебные материалы, дополнительные образовательные программы по безопасности в Интернете для преподавателей.
В-четвертых, все ещё остается открытым вопрос противодействия травле в сети Интернет или иначе «кибербуллингу». С развитием информационно-коммуникационных технологий проблема проявления социальной травли, в том числе в молодежной среде, приобрела новые масштабы3.
Ярким примером кибербуллинга можно считать историю Дианы Шурыгиной, жертвы изнасилования, после обнародования в СМИ информации о совершенном в отношении нее преступлении против половой
1 Магдилов М.М., Магдилова Л.В. Особенности формирования образовательного курса по интернетбезопасности несовершеннолетних // EUROPEAN RESEARCH. Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции г. Пенза, 7 декабря 2018 г.
2 Банщикова С.Л., Гольтяпина И.Ю. Обязанности родителей по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних детей, и административная ответственность за неисполнение обязанности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. №1. с. 99.
3 Мальцева А.В. Защита детей от кибербуллинга. Вопросы уголовно-правового регулирования // Закон и право. 2019. №10. с. 96.
неприкосновенности и половой свободы личности девушка стала объектом общественного осуждения, которое со временем переросло в буллинг. (сноска)
На сегодняшний день практически отсутствуют данные о возбуждении дел по фактам противоправного поведения в Интернете, имеющего признаки кибербуллинга в отношении несовершеннолетних.
Основной причиной отсутствия реальных дел по данной категории правонарушений, на наш взгляд, является то, что понятия буллинга и кибербуллинга в отечественном законодательстве отсутствуют, однако отдельные нормативные правовые акты предусматривают составы правонарушений, содержащих отдельные признаки данных деяний:
- КоАП РФ: унижение чести и достоинства лица, выраженное в неприличной форме (ст. 5.61), а также за возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 20.3.1);
- УК РФ: закреплено несколько составов преступлений, содержащих наиболее яркие признаки проявления буллинга (систематическое унижение чести и достоинства, клевета, угрозы в отношении лица, которые могут повлечь за собой, в том числе» совершение потерпевшим самоубийства): статья 110 УК РФ; статьи 110.1-110.2 УК РФ; статья 119 УК РФ; статья 128.1 УК РФ.
Однако вышеперечисленные составы не позволяют охватить отдельные деяния, выступающие проявлением кибербуллинга в отношении детей и подростков4. В этой связи предлагаем закрепить в ч. 3 ст. 119 УК РФ в качестве квалифицирующего признака: «совершение деяния посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) в отношении несовершеннолетнего лица».
Таким образом, в целом можно отметить, что законодательство по обеспечению информационной безопасности детей находится в постоянном развитии, принимаются новые специальные нормативно-правовые акты, что связано со стремительным развитием информационных технологий и появлением различных способов совершения преступлений в сети Интернет.
Тем не менее, исходя из проведенного исследования, требуется безотлагательное решение следующих задач:
- совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации, включая механизмы реализации прав несовершеннолетних на получение информации и доступ к ней. В частности, внесение изменений в статьи УК РФ и КоАП РФ, предлагаемых нами в данной главе;
- разработка образовательного курса по обеспечению информационной безопасности детей для последующего включения его в школьную программу;
- принятие мер, направленных на повышение уровня знаний родителей по обеспечению защиты детей в виртуальной среде.
Список использованной литературы:
1. Магдилов М.М., Магдилова Л.В. Особенности формирования образовательного курса по интернетбезопасности несовершеннолетних // EUROPEAN RESEARCH. Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции г. Пенза, 7 декабря 2018 г.
2. Банщикова С.Л., Гольтяпина И.Ю. Обязанности родителей по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних детей, и административная ответственность за неисполнение обязанности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. №1. с. 99.
3. Мальцева А.В. Защита детей от кибербуллинга. Вопросы уголовно-правового регулирования // Закон и право. 2019. №10. с. 96.
4. Яловая О.И. Проблема правового регулирования безопасного детского контента в интернет-среде // Правовое поле современной экономики. 2018. № 12. с. 167.
© Ильясова У. Н., 2020
4 Яловая О.И. Проблема правового регулирования безопасного детского контента в интернет-среде // Правовое поле современной экономики. 2018. № 12. с. 167.