Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРОБЛЕМЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТН ВЭД ЕАЭС'

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРОБЛЕМЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТН ВЭД ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности / классификация / группа / позиция / субпозиция / таможенные органы / транспортные средства / commodity nomenclature of foreign economic activity / classification / group / position / subposition / customs authorities / vehicles

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.С. Костичев, М.В. Непарко

В статье рассмотрены основные проблемы классификации транспортных средств в соответствии с ТН ВЭД. Правильная классификация транспортных средств основывается на их характеристиках и соответствующих критериях. Это позволяет правильно определить таможенные пошлины и иные сборы, поступающие в федеральный бюджет, обеспечивая при этом соблюдение экономического интереса государства. Транспортные средства являются сложными агрегаты, которые классифицировать только по одному критерию невозможно. В настоящее время классификация осуществляется по различным параметрам, что требует определенных профессиональных навыков. В статье рассмотрены пути решения проблем классификации транспортных средств в соответствии с ТН ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE VEHICLE MARKET AND THE PROBLEMS OF THEIR CLASSIFICATION IN ACCORDANCE WITH THE CUSTOMS CODE OF THE EAEU

The article discusses the main problems of vehicle classification in accordance with the TN VED. The correct classification of vehicles is based on their characteristics and relevant criteria. This makes it possible to correctly determine customs duties and other fees that go to the federal budget, while ensuring that the economic interest of the state is respected. Vehicles are complex aggregates that cannot be classified by only one criterion. Currently, classification is carried out according to various parameters, which requires certain professional skills. The article considers ways to solve the problems of vehicle classification in accordance with the TN VED.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРОБЛЕМЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТН ВЭД ЕАЭС»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

И ПРОБЛЕМЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТН ВЭД ЕАЭС

А.С. Костичев, студент

Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

(Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-2-165-168

Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы классификации транспортных средств в соответствии с ТН ВЭД. Правильная классификация транспортных средств основывается на их характеристиках и соответствующих критериях. Это позволяет правильно определить таможенные пошлины и иные сборы, поступающие в федеральный бюджет, обеспечивая при этом соблюдение экономического интереса государства. Транспортные средства являются сложными агрегаты, которые классифицировать только по одному критерию невозможно. В настоящее время классификация осуществляется по различным параметрам, что требует определенных профессиональных навыков. В статье рассмотрены пути решения проблем классификации транспортных средств в соответствии с ТН ВЭД.

Ключевые слова: товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, классификация, группа, позиция, субпозиция, таможенные органы, транспортные средства.

В таможенной практике Российской Федерации сформированы правила перемещения отдельных категорий товаров. Под такими категориями товаров следует понимать специальную их группу, которая имеет особенности в перемещении через таможенную границу [3].

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) - это система, которая предназначена для описания и кодирования товаров [4]. Она применяется для классификации товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в который входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Российская Федерация. Целью использования этой системы является применение мер таможенно-тарифного регулирования, включающих начисление и взимание таможенных пошлин и сборов, защиту внутреннего рынка путем применения запретов и ограничений.

Классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС включает определение цифровых классификационных кодов для каждого товара, которые позволяют отнести товар к определенным товарным позициям, субпозициям. Описание товарных позиций

является основой для определения классификационных кодов. Классификация товаров основывается на основных правилах интерпретации (ОПИ ТН ВЭД). Важно отметить, что ТН ВЭД ЕАЭС строго соблюдает принцип однозначной классификации товаров по соответствующей группировке в соответствии с ОПИ [5].

Особое внимание классификации по ТН ВЭД уделяется транспортным средствам (ТС). ТС - это достаточно сложные агрегаты, которые классифицировать только по одному критерию невозможно. В настоящее время существует несколько вариантов объединения авто в группы по различным параметрам: по конструкции кузова, по типу кузова, по назначению, так же по типу условий работы, по колесным формулам, по количеству осей, по составу, по типу двигателя, по принадлежности, по типу шасси и т.д.

Современный рынок транспортных средств динамичен и конкурентно способен. Он включает в себя различные типы транспортных средств, такие как автомобили, грузовики, автобусы, мотоциклы, велосипеды и т.д. Также современные технологии, которые ежегодно приводят к по-

явлению новых видов и моделей транспортных средств (электромобили) [2].

По итогам 2023 года на территорию России было ввезено 1 093,8 тыс. легковых автомобилей, в том числе новых легковых автомобилей (до 3 лет) было импортировано в количестве 706,7 тыс. шт., что в 3,7 раза больше, чем в 2022 году. Автомобилей с пробегом (старше 3 лет) было ввезено 387,1 тыс. шт., что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году.

Новые легковые автомобили чаще всего везут из Китая. Например, в декабре на долю КНР пришлось 76,1% от общего объема импорта. Второе место занимает Киргизия (17,4%), третье - Казахстан (2,2%). По ввозу подержанных машин по-прежнему лидирует Япония, доля которой в декабре составила 60,2%. Далее идут Белоруссия и Южная Корея (14,7% и 8,7% соответственно).

Транспортные средства классифицируются в разделе XVII, в группе 8703. В эту группу входят автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.

В процессе декларирования ТС при перемещении на таможенную территорию России возникают проблемы их классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Рассмотрим некоторые из них:

- сложность определения технических характеристик ТС. ТС часто имеют множество технических особенностей, которые могут затруднить их точную классификацию. Например, наличие особой комплектации, специализированного оборудования, разных типов двигателей может потребовать детального изучения характеристик.

- цель ввоза ТС. ТС могут использовать для различных целей. Например, для «свободного обращения», «транзит», «временный ввоз». Цель ввоза влияет на размер уплаты таможенных платежей и сборов.

- сложность классификации новых моделей ТС. Разработки в автомобильной и транспортной отрасли постоянно приводят к появлению новых технических решений,

таких как электромобили или автономные транспортные средства. Классификация таких инноваций может представлять определенные трудности, так как требуется обновление существующих классификационных правил и стандартов.

- разногласия в интерпретации правил классификации. В некоторых случаях, возникают разногласия между торговыми структурами и таможенными органами относительно правильной классификации транспортных средств. Это может привести к правовым спорам, что не всегда упрощает процедуру импорта и экспорта транспортных средств.

- неясное толкование наименований транспортных средств в сложившейся коммерческой практике и таможенной классификации в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и т.д.

Перечисленные проблемы могут создавать сложности и для организаций, осуществляющих импорт и экспорт ТС. Для их решения проблем классификации транспортных средств в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС рекомендуется обращаться к официальным документам, содержащим правила классификации товаров. Также полезно консультироваться со специалистами, имеющими опыт в данной области, чтобы уточнить правильную классификацию и избежать возможных ошибок и сложностей при процедуре таможенного оформления.

Для решения данной проблемы рекомендуется обращаться к законодательству и официальным документам, содержащим правила классификации транспортных средств в соответствии с ТК ЕАЭС. Также полезно консультироваться со специалистами или организациями, которые имеют опыт в данной области и могут помочь в правильном определении классификации транспортных средств [5].

Соответствие классификации транспортных средств в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС является важным для правильного проведения внешнеэкономической деятельности и торговли такими товарами. Оно определяет правила и требования для импорта, экспорта, таможенного оформления и расчетов по транспортным сред-

ствам, что способствует упорядоченности Важным аспектом классификации явля-

и прозрачности торговых операций. ется учет экологических и технических

В заключение, современное состояние стандартов. Транспортные средства долж-рынка транспортных средств является ны соответствовать международным и сложным и динамичным, а проблемы национальным стандартам безопасности и классификации в соответствии с ТК ЕАЭС качества. Отказ от использования вредных требуют внимания и разрешения. Это важ- транспортных средств, которые негативно но для обеспечения правильного функцио- влияют на экологию и окружающую сре-нирования внешнеэкономической деятель- ду, является одним из приоритетов [8]. ности и торговли транспортными сред- Исходя из вышеизложенного, можно

ствами в рамках стран ЕАЭС. отметить, что процесс таможенного кон-

Согласно таможенной практике, важ- троля и классификации транспортных ным аспектом является правильная клас- средств, перевозимых через таможенную сификация транспортных средств на осно- границу, позволяет государству усилить ве ТН ВЭД ЕАЭС. Это необходимо для регулирующую и защитную функции та-определения соответствующих таможен- моженных пошлин и обеспечить поступ-ных платежей, сборов, обеспечения эко- ления в федеральный бюджет. номической безопасности страны [7].

Библиографический список

1. Берлова Н.В. Совершенствование идентификации автомобильных шин и дисков при таможенном контроле // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2022. -№1 (98).

2. Каримкулов К.М., Х,амроев У.Р Классификации легковых автотранспортных средств на основе товарной номенклатуры // Universum: технические науки. - 2020. - №9-2 (78).

3. Мигел, А.А. Особенности перемещения и направления совершенствования порядка вывоза отдельных категорий товаров в таможенной практике Российской Федерации / А.А. Мигел, К.А. Волкова // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 69-3. -С. 135-137. - DOI 10.18411/lj-01 -2021-119. - EDN IOORXX.

4. Непарко, М.В. Порядок определения классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС / М.В. Непарко, К.В. Полякова, А.К. Ромашкова // Дневник науки. - 2019. - № 5(29). -С. 92. - EDN SNZQKV.

5. Непарко, М.В. Новые подходы к описанию и кодированию товаров участников международного торгового сообщества в современных реалиях / М.В. Непарко, И.И. Молотков // Вестник Калужского университета. - 2022. - № 2(55). - С. 23-26. - EDN PBAFDN.

6. Сомов Ю.И., Шашаев А.Е. Возможности применения новых цифровых технологий в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. - 2020. - № 1. - С. 29-41.

7. Травин А.А. Анализ основных критериев классификации товаров, применяемых в ЕТН ВЭД ЕАЭС // Форум молодёжной науки. - 2022. - №2.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE OF THE VEHICLE MARKET AND THE PROBLEMS OF THEIR CLASSIFICATION IN ACCORDANCE WITH THE CUSTOMS CODE OF THE EAEU

A.S. Kostychev, Student Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article discusses the main problems of vehicle classification in accordance with the TN VED. The correct classification of vehicles is based on their characteristics and relevant criteria. This makes it possible to correctly determine customs duties and other fees that go to the federal budget, while ensuring that the economic interest of the state is respected. Vehicles are complex aggregates that cannot be classified by only one criterion. Currently, classification is carried out according to various parameters, which requires certain professional skills. The article considers ways to solve the problems of vehicle classification in accordance with the TN VED.

Keywords: commodity nomenclature of foreign economic activity, classification, group, position, subposition, customs authorities, vehicles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.