Научная статья на тему 'Анализ современного состояния и тенденции развития нефтехимической отрасли'

Анализ современного состояния и тенденции развития нефтехимической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
644
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ТРАНСПОРТ НЕФТИ / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ / PETROCHEMICAL BRANCH / POWER RESOURCES / ECONOMIC PARAMETERS / TRANSPORT OF PETROLEUM / INCOMES AND CHARGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мезенцев А. А.

Проведенный анализ современного состояния нефтехимической отрасли показал, что Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в мировой торговле ими и в международном сотрудничестве в этой сфере. В статье проанализирована реализация Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Рассмотрен опыт и проблемы нефтедобычи осуществляемой на территории Республики Коми. Выявлены тенденции развития нефтехимической отрасли России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF A MODERN CONDITION AND THE TENDENCY OF DEVELOPMENT OF PETROCHEMICAL BRANCH

The carried out(spent) analysis of a modern condition of petrochemical branch has shown, that Russia borrows(occupies) one of conducting places in world(global) system of a revolution of power resources, actively participates in world trade by them and in the international cooperation in this sphere. In clause(article) realization of Power strategy of Russia for the period till 2020 is analyzed. Experience and problems of oil extracting of Republic of Kombi carried out in territory is considered. Tendencies of development of petrochemical branch of Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния и тенденции развития нефтехимической отрасли»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Мезенцев А.А., преподаватель, Военный университет

Проведенный анализ современного состояния нефтехимической отрасли показал, что Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в мировой торговле ими и в международном сотрудничестве в этой сфере.

В статье проанализирована реализация Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Рассмотрен опыт и проблемы нефтедобычи осуществляемой на территории Республики Коми. Выявлены тенденции развития нефтехимической отрасли России.

Ключевые слова: нефтехимическая отрасль, энергоресурсы, экономические показатели, транспорт нефти, доходы и расходы.

THE ANALYSIS OF A MODERN CONDITION AND THE TENDENCY OF DEVELOPMENT OF PETROCHEMICAL BRANCH

Mezentsev A., the lecturer, Military University

The carried out(spent) analysis of a modern condition of petrochemical branch has shown, that Russia borrows(occupies) one of conducting places in world(global) system of a revolution ofpower resources, actively participates in world trade by them and in the international cooperation in this sphere.

In clause(article) realization of Power strategy of Russia for the period till 2020 is analyzed. Experience and problems of oil extracting of Republic of Kombi carried out in territory is considered. Tendencies of development of petrochemical branch of Russia are revealed.

Keywords: petrochemical branch, power resources, economic parameters, transport of petroleum, incomes and charges.

Согласно энергетической стратегии, Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в мировой торговле и в международном сотрудничестве в этой сфере.

В последние годы Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи сырой нефти и обеспечивает 12 процентов мировой торговли нефтью. Свыше четырех пятых объема российской нефти экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30 процентов. Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов также является европейский рынок. [ 2]

Ход реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года в указанной сфере особенно характеризуется следующим.

Начата добыча нефти на ряде новых крупных месторождений, в том числе на Верхнечонском и Талаканском. Началось активное освоение Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, где годовая добыча нефти превысила 25 млн. тонн. Развернута добыча нефти на шельфовых месторождениях (проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2»).

Построены новые магистральные нефтепроводные системы, в том числе Балтийская трубопроводная система мощностью 65 млн. тонн в год, созданы портовые мощности по перевалке и морскому транспорту жидких углеводородов в г. Приморске и пос. Варандей. Развернуто строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан мощностью 80 млн. тонн в год, который призван обеспечить развитие нефтяного комплекса на востоке страны и диверсификацию направлений экспорта нефти.

Объем переработки нефти увеличился с 173 млн. тонн в 2000 году до 237 млн. тонн в 2008 году, а глубина переработки нефти возросла с 70,8 до 72,6 процента.

В сфере государственного регулирования нефтяного комплекса усовершенствована система расчета таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты, стимулирующая экспорт нефтепродуктов, а также оперативно реагирующая на изменения конъюнктуры мировых цен. В результате экспорт нефтепродуктов возрос с 57 млн. тонн в 2000 году до 112 млн. тонн в 2008 году.

Активно применяются меры антимонопольного регулирования, направленные на пресечение и предупреждение злоупотреблений доминирующим положением со стороны вертикально интегрированных компаний и антиконкурентных сговоров на внут-рироссийских рынках нефтепродуктов.

Снижена налоговая нагрузка на предприятия нефтяного комплекса, дифференцирована ставка налога на добычу полезных ископаемых на разработку месторождений в зависимости от природно-климатических условий и стадии освоения, усовершенствована система взимания акцизов.

При рассмотрении перспектив развития нефтяного комплек-

са необходимо учитывать следующие тенденции:

истощение основных нефтяных месторождений Западной Сибири и, следовательно, необходимость освоения нефтяных ресурсов континентального шельфа арктических и дальневосточных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока;

увеличение доли трудноизвлекаемых запасов (сверхвязкая нефть, природный битум и другие) в структуре минерально-сырьевой базы нефтяного комплекса;

расширенное вовлечение в эксплуатацию комплексных нефтегазовых месторождений сложнокомпонентного состава и связанная с этим необходимость утилизации попутного нефтяного газа, метана, гелия и газового конденсата;

удорожание добычи и транспортировки углеводородов.

К числу основных проблем развития нефтяного комплекса относятся:

нерациональное недропользование (низкий коэффициент извлечения нефти) и отсутствие комплексных технологий добычи и экономически эффективной утилизации углеводородов (сжигание попутного нефтяного газа);

низкие инвестиционные возможности нефтяных компаний, обусловленные высокой налоговой нагрузкой на отрасль;

наличие инфраструктурных ограничений для диверсификации экспортных поставок нефти;

высокая степень монополизации рынков нефтепродуктов всероссийского, регионального и местного масштаба;

высокий износ основных фондов нефтеперерабатывающей промышленности;

низкое качество нефтепродуктов.

Для достижения стратегических целей развития нефтяного комплекса необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечивать расширенное воспроизводство запасов нефти за счет геолого-разведочных работ и своевременной подготовки месторождений к эксплуатации как в традиционных, так и в новых районах нефтедобычи;

формировать новые крупные нефтяные комплексы, предусматривающие добычу нефти, утилизацию попутного нефтяного газа и развитие нефте- и газохимии на базе комплексных нефтегазовых месторождений сложно - компонентного состава, главным образом в восточных районах России и на континентальном шельфе арктических и дальневосточных морей;

совершенствовать технологию добычи нефти, включая внедрение современных методов увеличения нефтеотдачи, для увеличения коэффициента извлечения нефти;

развивать транспортную инфраструктуру, в том числе трубопроводную, для повышения эффективности, диверсификации структуры и направлений транспортировки нефти и нефтепродуктов;

развивать нефтепереработку, направленную на увеличение

глубины переработки нефти и повышение качества выпускаемых нефтепродуктов;

стимулировать развитие независимых структур в сфере производства, хранения, оптовой и розничной реализации нефтепродуктов;

обеспечивать ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспортировке и переработке нефти.

При реализации этих условий нефтяной комплекс сможет полностью удовлетворить внешние и внутренние потребности России в нефти и нефтепродуктах высокого качества.

С учетом стратегической значимости и комплексного характера указанной задачи ее решение потребует согласованной системы мер, использующей следующие основные механизмы государственной энергетической политики.

Очень важно при этом создать благоприятную экономическую среду, используя основные механизмы государственной энергетической политики:

формировать необходимое законодательное обеспечение, регламентирующее в том числе вопросы приоритетного доступа на оптовый рынок электрической энергии (мощности), произведенной за счет попутного нефтяного газа, а также приоритетного права доступа к свободным мощностям газотранспортных сетей поставщиков продукта его переработки - сухого (отбензиненного) газа;

содействать использование при осуществлении проектов утилизации попутного нефтяного газа финансовых механизмов гибкости Киотского протокола;

освободить от обложения таможенными пошлинами машин и оборудования, не имеющих российских аналогов, для утилизации попутного нефтяного газа;

обеспечить возможность ускоренной амортизации оборудования для утилизации попутного нефтяного газа;

ввести дополнительные коэффициенты при расчете платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках;

обеспечить организацию контроля за рациональным использованием и учетом объемов сжигаемого и рассеиваемого попутного нефтяного газа;

определить требования к уровню эффективного использования попутного нефтяного газа при предоставлении в пользование участков недр, содержащих нефтяные и нефтеконденсатные месторождения;

обеспечить мониторинг фактических и ожидаемых результатов реализации программ нефтяных компаний по повышению степени утилизации попутного нефтяного газа и своевременное принятие необходимых синхронизирующих мер, в том числе с использованием принципов частно-государственного партнерства;

отражать вопросы повышения степени утилизации попутного нефтяного газа в программных документах федерального и регионального уровня, в частности в разрабатываемой государственной программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

обеспечить государственную поддержку создания технологий нового поколения для утилизации попутного нефтяного газа и реализации соответствующих пилотных проектов;

содействовать развитию малого и среднего предпринимательства в сфере утилизации попутного нефтяного газа;

развивать и поддерживать международное сотрудничество в сфере применения и совершенствования лучших практик утилизации попутного нефтяного газа.

Согласно принятой Стратегии, глубина переработки нефти увеличится с 72 до 83 процентов к концу второго этапа и до 89 -90 процентов - к концу третьего этапа.

Стратегия также предусматривает развитие трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов, которое будет осуществляться адекватно росту объемов и диверсификации внешних и внутренних поставок жидких углеводородов..

Помимо трубопроводной транспортировки нефти и нефтепродуктов будет развиваться и морская транспортировка жидких углеводородов, например, из прибрежных районов российской части Арктики.

Ежегодные уровни экспорта жидких углеводородов согласно Стратегии будут колебаться в диапазоне 315 - 330 млн. тонн.

На внутреннем рынке нефти и нефтепродуктов необходимо создать условия для поддержания эффективности нефтяной от-

расли за счет обеспечения равных и прозрачных условий хозяйствования для всех участников нефтяного рынка.

Государству следует предусматривать необходимую поддержку нефтяного бизнеса в условиях резкого падения цен на нефть на мировом рынке и (или) кризисных ситуаций на финансовом рынке путем предоставления государственных гарантий под инвестиции в развитие комплекса, рефинансирования заимствований нефтяных компаний, а также путем оптимизации налогообложения нефтяного комплекса для поддержания финансово-экономической устойчивости российских нефтяных компаний.

Налоговая нагрузка по итогам 2009 г. в России составила 30,3% ВВП. Только 9,1% ВВП дали экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых, уплаченные главным образом нефтяной и газовой отраслями.

Велико значение отрасли в обеспечении экономической и оборонной безопасности страны. Построенный Васильевым Е.М. орграф модели связей химического комплекса с ТЭК и отдельными перерабатывающими отраслями, построенный на основе системы мониторинга по данным статистики показал, что ТЭК является для химической отрасли донором, а обрабатывающие отрасли

- акцепторами. При этом все отрасли- акцепторы имеют очень тесную связь с химической отраслью (коэффициент корреляции

0,8-0,9). [4,с. 107]

Нефтегазовые доходы федерального бюджета используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую; вывозных таможенных пошлин на газ природный; вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета. Нефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый. Нефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования нефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств Резервного. Величина нефтегазового трансферта на соответствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 процента прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10 процентов прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Резервный фонд формируется за счет:

нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год

величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

- доходов от управления средствами Резервного фонда.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации.

Операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, со средствами Резервного фонда и средствами Фонда национального благосостояния отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета. Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанных фондов.

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце[ 1 ].

Нефтехимическая отрасль страны состоит из ведущих предприятий, которые как правило, представляют собой крупные химические комплексы. В виду высокой значимости этой отрасли в ее управлении необходимо использовать самые передовые и современные методы управления, состоящие, из самых действенных организационно- экономических механизмов, для своевременного решения возникающих финансово- хозяйственных и производственных проблем, для обеспечения устойчивого и эффективного развития этой, важнейшей для экономики нашей страны, отрасли. [3,с.2]

Очень характерна организация нефтедобычи на территории Республики Коми. Несмотря на то, что добыча нефти в Тимано-Печорской провинции ведется уже более 70 лет, Республика Коми по-прежнему остается одним из крупных нефтедобывающих регионов России. В настоящее время в нефтедобыче региона работают 25 компаний, при этом все компании, осуществляющие добычу, являются частными, кроме ООО «РН-Северная нефть», которое входит в состав государственного холдинга «Роснефть». Из общего объема добычи на три основных предприятия приходится почти 90 процентов, из них на ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» - более 62 процентов, 13 процентов добычи обеспечивает ООО «РН - Северная нефть», около 8 процентов - ООО «Енисей». В 2007 году предприятия Республики Коми добыли 21,9 миллиона тонн нефти, что на 10 процентов выше уровня предыдущего года, из них на территории республики -12,3 миллиона тонн, это больше уровня 2007 года на 6 процентов. Сохраняется устойчивая тенденция роста объемов добычи нефти, обозначившаяся пять лет назад. Ожидаемый уровень добычи на территории Коми в 2008 году составит 13 миллионов тонн. Самый большой прирост добычи произошел на предприятиях группы ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» - на 12 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это связано как с вхождением в состав «ЛУКОЙЛ-Коми» предприятия ООО «ЛУКОЙЛ-Север», разрабатывающего месторождения на территории республики и Ненецкого автономного округа, так и с вовлечением в разработку новых запасов углеводородного сырья на месторождениях Коми (Печорский, Усть-Цилем-ский, Ижемский районы), эффективным использованием технологий повышения нефтеотдачи пластов. Малый и средний нефтяной бизнес в республике представлены такими предприятиями, как ОАО «Комнедра», ЗАО НК «Нобель Ойл», ЗАО «Печоранеф-тегаз», ООО «Динъельнефть», ООО «Динью» и другими. Их доля составляет 14 процентов от общего объема добычи, причем уровень ее постоянно снижается: в 2000 году она превышала 50 процентов. Рост объемов добычи нефти на месторождениях Тимано-Печорской провинции, разрабатываемых предприятиями Республики Коми, обеспечен вовлечением новых запасов углеводородного сырья за счет бурения эксплуатационных скважин. За 2007 год пробурено более 150 тысяч метров горных пород, в том числе

более 93 тысяч - на территории республики. Сданы в эксплуатацию 62 скважины. Предприятиями выполнен большой объем работ по вводу скважин из простаивающего фонда, капитальному ремонту систем сбора нефти и газа; проведены геолого-технологические мероприятия, направленные на повышение нефтеотдачи продуктивных пластов.

Сложившаяся в отрасли ситуация свидетельствует о том, что можно рассчитывать на достижение более высоких уровней добычи нефти только в случае повсеместного применения технологий, способных существенно повышать степень извлечения запасов: это уплотнение сетки скважин, бурение горизонтальных и многозабойных скважин, зарезка боковых стволов, использование при заводнении полимеров и загущенной жидкости, применение большого ряда физико-химических методов, тепловое воздействие на пласт.

На территории республики прогнозируется стабилизация уровней добычи нефти с повышением до 15 миллионов тонн к 2013 году, основной прирост по-прежнему ожидается на территории Ненецкого автономного округа за счет ввода в разработку новых месторождений. К 2013 году объемы добычи нефти на территории Тимано-Печорской провинции возрастут почти до 40 миллионов тонн.

Несмотря на положительную динамику, не удаётся преодолеть ряд проблем, мешающих развитию добычи нефти и газа, к числу которых следует отнести ухудшение состояния сырьевой базы как в количественном (сокращение объема запасов), так и в качественном (рост доли трудноизвлекаемых запасов) отношениях; невысокий уровень использования попутного газа; недостаточное восполнение добычи нефти запасами промышленных категорий.

Сегодня в Коми, как и по всей стране, из недр извлекается нефти больше, чем разведывается. Если в СССР воспроизводство минерально-сырьевой базы (МСБ) имело четкие нормативы - на каждую добытую тонну нужно было найти 1,4 тонны запасов, то в последние годы этот показатель составлял всего 0,2-0,3 тонны. Да и прирост идет в основном на уже открытых месторождениях в результате пересчета запасов, корректировки подходов к разработке месторождений, изменения коэффициента извлечения нефти (КИН), а также оценки краевых частей месторождений.

С начала истории разработки в республике было открыто около 150 месторождений углеводородного сырья, из них 115 лицензировано. Добыча углеводородов ведется на 83 месторождениях. Всего добыто 964,996 миллиона тонн условного топлива. Это более половины (59 процентов) разведанных запасов углеводородов категории АВС, в том числе 457,986 миллиона тонн (50 процентов) нефти и 417,779 миллиарда кубометров (73,3 процента) газа.

То есть налицо очень высокая степень освоенности месторождений: в разработку вовлечена большая часть запасов промышленных категорий. Большинство из разрабатываемых месторождений вошло в фазу максимальной или падающей добычи. Поэтому необходимо ускоренное развитие минерально-сырьевой базы и вовлечение в разработку мелких по запасам месторождений нефти и газа. В среднем по Республике Коми доля активных в сумме остаточных запасов нефти составляет 30 процентов, то есть преобладают трудноизвлекаемые запасы. Почти у половины недропользователей все остаточные запасы относятся к трудноизв-лекаемым. Для месторождений Тимано-Печорской провинции характерно разнообразие физико-химического состава нефти. Поэтому одна из задач поддержания и стабилизации уровней добычи связана с решением технологических проблем извлечения нефти с аномальными свойствами.

Эффективное освоение трудно-извлекаемых запасов высоковязких нефтей (в ближайшем будущем, кроме месторождений республики, это месторождения НАО, приуроченные к валу Сорокина: Варандейское, Торавейское, Наульское и другие, в целом это половина запасов ТПП) возможно только при серьезной комплексной организации научно-исследовательских работ с привлечением мощной лабораторной базы, современных программных продуктов.

В республике накоплен огромный опыт по исследованию и решению проблем, связанных с разработкой залежей аномально вязких нефтей, в первую очередь, по применению тепловых методов в результате закачки пара в пласты. Благодаря этому удалось повысить нефтеотдачу пласта на Ярегском месторождении в 9-10 раз, на пермокарбоновой залежи Усинского месторожденияя в 2-3 раза по сравнению с традиционными методами.

Освоение эффективных технологий теплового воздействия на пласт Ярегского месторождения с поверхности позволит ввести в разработку Лыаельскую и Вежавожскую площади этого месторождения с суммарными балансовыми запасами более 44 миллионов тонн без строительства шахт. Уникальность этого эксперимента состоит в применении технологии термического воздействия на пласт с помощью горизонтальных скважин. Первый этап опытных работ планируется завершить к 2010-2011 годам, при успешном их проведении технология будет распространена на площадь месторождения, не охваченную термошахтной разработкой. Это позволит значительно прирастить объемы добытой нефти к 2011 году.

С целью рациональной разработки месторождений следует продолжить работу по дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от горно-геологических условий, качества нефти и стадии разработки месторождения. Не все компании смогли воспользоваться принятыми поправками к Налоговому кодексу РФ для установления льгот по НДПИ, поскольку не был обеспечен прямой учет добычи нефти. Реализация этого закона только по месторождениям республики позволила бы нефтяникам направить на воспроизводство минерально-сырьевой базы и внедрение современных методов нефтеотдачи более пяти миллиардов рублей. В связи с этим назрела необходимость внести изменения в статью 342 главы 26 части второй Налогового кодекса РФ, устанавливающие возможность применения льготированной ставки НДПИ и при косвенном учете добытой нефти.

На территории республики прогнозируется стабилизация уровней добычи с незначительным повышением. Основной прирост ожидается на территории Ненецкого автономного округа за счет ввода в разработку новых месторождений.

Одновременно с увеличением добычи нефти в северной части провинции возрастут и ресурсы попутно добываемого нефтяного газа: от 0,9 до 3,2 миллиарда кубометров в год. Пока же проблема комплексного использования попутного газа не решена. Это притом, что объем сжигаемого попутного газа равен объему потребления природного газа в год всем населением страны (14,5 миллиарда кубометров), в том числе в Тимано-Печорской провинции - 1,5 миллиарда.

Отдаленность северных месторождений от основной нефтяной инфраструктуры, отсутствие газотранспортных систем, низкая цена реализации газа, регулируемая государством, не обеспечивают возмещения затрат на добычу и транспортировку газа. Это заставляет компании сжигать попутный газ, так как выплата штрафов экологическим службам обходится дешевле, чем поставки газа (в убыток себе) потребителю.

Тем не менее, нефтяные компании ищут пути выхода из ситуации. ООО «РН - «Северная нефть» начало эксплуатацию газогенераторных установок, работающих на попутном газе. Здесь планируется перевести все электроснабжение на попутный газ и довести степень его утилизации до 95 процентов. ООО «Енисей» направляет попутный газ на нужды жилищно-коммунального хозяйства города Усинск, доведя коэффициент его использования до 80 процентов. В целом же по нефтяным компаниям республики коэффициент утилизации газа составляет 60 процентов.

В устойчивом развитии добычи углеводородного сырья важнейшей составляющей является роль инвестиций. В Тимано-Пе-чорской провинции со сложными природно-климатическими условиями, преобладанием в структуре запасов трудноизвлекаемых нефтей, ограниченной транспортной сетью, зависимость положения дел в нефтегазодобыче от инвестиционных вливаний определяет перспективы развития отрасли. С целью привлечения сюда инвестиций правительство Республики Коми разработало ряд нормативных документов, благодаря которым у недропользователей появляется стимул для реализации крупных инвестиционных проектов. Успешная реализация проекта позволит предприятию получить льготы по налогам.

К приоритетным инвестиционным проектам в нефтегазовом комплексе в прошедшем году отнесены разработка Щельяюрско-го, Низевого и Южно-Низевого месторождений; пермо-карбоно-вой залежи Усинского нефтяного месторождения; реконструкция и техперево-оружение производственных мощностей в ООО «ЛУ-КОЙЛ-Ухтанефтепереработка».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что, стратегическими целями развития нефтяного комплекса являются:

стабильное, бесперебойное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки;

активное, без ущерба для внутренних потребностей и будущих поколений граждан, участие в обеспечении мирового спроса на нефть и нефтепродукты;

обеспечение стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны в соответствии со значением энергетического сектора в формировании валового внутреннего продукта и экспорта на заданном временном этапе государственной энергетической политики;

инвестиционно-инновационное обновление комплекса, направленное на повышение энергетической, экономической и экологической эффективности его функционирования.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)

2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р

3. Васильев М.И. Формирование организационно-экономи-

ческого механизма эффективного развития предприятия: Авто-реф. Дис....канд. экон. наук: 08.00.05.-М.: Государственное обра-

зовательное учреждение высшего профессионального образования Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова, 2005.-23 с.

4. Васильев Е.М. Основы экономического мониторинга развития промышленных отраслей: Дис......канд. экон. наук: 08.00.05.-

М.: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В.Ломоносова, 2003.158 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.