Научная статья на тему 'Анализ современного состояния атмосферного воздуха города Бишкек'

Анализ современного состояния атмосферного воздуха города Бишкек Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1425
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / AIR / POLLUTION / ROAD TRANSPORT / CONTAMINANTS / SECURITY / TRAFFIC

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Атабеков Калмамат Каримович

Приводятся результаты влияния загрязнений атмосферного воздуха автомобильным транспортом в городе Бишкек. Установлено, что львиная доля загрязняющих веществ в атмосферу выбрасывается автомобильным транспортом. На основе анализа организации дорожного движения установлена необходимость переработки учебных планов по подготовке и переподготовке водительского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Атабеков Калмамат Каримович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE ATMOSPHERIC AIR BISHKEK

The article presents the results of the effects of ambient air pollution by automobile transport in the city of Bishkek. It is established that the large share ofpollutants emitted into the atmosphere by motor transport. Based on the analysis of the organization of traffic the necessity ofprocessing of a curriculum for training and retraining of drivers.

Текст научной работы на тему «Анализ современного состояния атмосферного воздуха города Бишкек»

УДК 656.13.05

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ГОРОДА БИШКЕК

К.К. Атабеков

Приводятся результаты влияния загрязнений атмосферного воздуха автомобильным транспортом в городе Бишкек. Установлено, что львиная доля загрязняющих веществ в атмосферу выбрасывается автомобильным транспортом. На основе анализа организации дорожного движения установлена необходимость переработки учебных планов по подготовке и переподготовке водительского состава.

Ключевые слова: атмосферный воздух, загрязнение, автомобильный транспорт, загрязняющие вещества, безопасность, дорожное движение.

Проблема загрязнения окружающей среды является одной из актуальных проблем человечества. Особенно эта проблема касается крупных городов любого государства. Наиболее подвержен изменению атмосферный воздух, который выполняет жизнеобеспечивающие, защитные и другие функции.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в городе Бишкек являются передвижные источники загрязнения, т. е. автомобильный транспорт, на долю которого приходится более 80 % всего объёма выбросов. Повышенное загрязнение атмосферного воздуха приводит к негативному влиянию на здоровье населения.

Ежегодно в Кыргызской Республике увеличивается доля транспортного сектора во внутренней валовой продукции (ВВП) (таблица).

Доля транспортного сектора во внутренней валовой продукции

годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Всего ВВП 113 800,1 141 897,7 187 991,9 201 222,9 220 369,3 273 107,8

В т. ч. транспорт 3 191,5 4 697,9 7 539,2 9 485,6 10571,0 13072,9

В % к ВВП 2,8 3,3 4,01 4,7 4,8 4,8

Как видно из таблицы, за последние годы доля транспорта в ВВП выросла с 2,8 % в 2006 году до 4,8 % в 2011 году [1 - 3]. Повышение доли в ВВП транспорта, с одной стороны, улучшает экономическое состояние республики, но, с другой стороны, негативно влияет на здоровье населения. Как известно, увеличение объема перевозок требует большого количества транспортных средств, осуществляющих эти перевозки, и соответственно повышенного потребления топлива, что приводит к увеличению загрязнения атмосферного воздуха.

Наибольшие объемы выбросов основных загрязняющих веществ характерны для города Бишкек. В 2011 году в расчете на одного жителя города приходилось по 19,5 кг загрязняющих веществ, на жителей Чуй-ской области - 11,3 кг, на жителей Иссык-Кульской области - 7,9 кг. Минимальное количество загрязняющих веществ приходится на жителей На-рынской области - 0,1 кг.

Выбросы основных загрязняющих веществ от передвижных источников за рассматриваемый период характеризуются значительным ростом. Выбросы в атмосферный воздух оксидов азота с 2006 по 2010 годы увеличились в 1,8 раз, оксида углерода - в 1,6 раза, НМЛОС - в 1,6 раза, оксидов серы - в 2,1 раза.

Метеорологические условия Кыргызской Республики характеризуются высокой повторяемостью приземных и приподнятых инверсий, низких среднегодовых и среднемесячных скоростей ветра, часто сменяющихся затишьем, низкой относительной влажностью воздуха и годовой суммой осадков, высокой напряженностью ультрафиолетовой радиации. Географические особенности региона в совокупности с природными и антропогенными источниками загрязнения влияют на формирование уровня загрязнения атмосферы, особенно в крупных городских агломерациях с высокой плотностью населения.

К числу атмосферных явлений, также влияющих на уровень загрязнения атмосферного воздуха, относится присутствие в воздухе мельчайших частичек лессовой пыли, приносимых в Чуйскую долину потоками воздуха с Иранского нагорья.

Мониторинг качества атмосферного воздуха проводится в 5 городах Кыргызской Республики, в которых проживает порядка 64 % городского населения республики: Бишкек, Кара-Балта, Ош, Токмок и Чолпон-Ата. Мониторинг осуществляется на 14 стационарных постах ПНЗ Кыргызги-дромета: Бишкек - на 7, Кара-Балта - на 2, Токмок - на 2, Ош - на 1, Чол-пон-Ата - 2. Посты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха расположены в жилых массивах, вблизи основных источников загрязнения, в центральной части городов.

Уровень загрязнения атмосферы оценивается по величине комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), который рассчитывается по всем городам, где осуществляется мониторинг качества атмосферы. Загрязненность воздуха считается очень высокой, если суммарный ИЗА превышает 14; высокой - при 14>ИЗА>7; относительно высокой - при 7>ИЗА>5; низкой - при ИЗА< 5. В Кыргызской Республике очень высокий уровень загрязненности воздуха по ИЗА наблюдается только в городе Бишкек.

В атмосферном воздухе городов определяются 5 загрязняющих веществ: диоксид серы, оксид и диоксид азота, формальдегид и аммиак. При оценке качества атмосферного воздуха учитываются среднесуточные и

максимально разовые предельно допустимые концентрации (ПДК). По данным наблюдений за период с 2006 по 2011годы уровень загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота в городе Бишкек стабильно повышенный. Среднегодовые концентрации в целом по городу отмечались в пределах 1,25...1,75 ПДК, максимальные разовые - 3,6...6,0 ПДК. При этом территория города характеризуется неодинаковой пространственной загрязненностью воздушного бассейна. За период с 2006 по 2011 годы в центральной части города в районе основных автомагистралей (ПНЗ № 1 и № 4) наблюдались наибольшие значения диоксида азота, где среднегодовое содержание фиксировалось в пределах 1,75.3,25 ПДК. Максимальная концентрация составила 6,0 ПДК. В жилом районе города (ПНЗ № 5) среднегодовые концентрации диоксида азота в воздухе составляли в пределах 0,5.1,25 ПДК, максимальные - 1,2.1,8 ПДК. Повторяемость концентраций примеси выше максимально разовой ПДК за год в целом по городу составила 16.29 %, в центральной части города - 32.68 %, в жилом районе - 1.8 %. Количество дней с превышением ПДК колеблется от 276 до 295 дней в году.

Болезни органов дыхания (источник - Министерство здравоохранение КР)

Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха пылью, бенз(а)пиреном и оксидом углерода в городах республики прекращены в 1998 - 2000 годах, тяжелыми металлами - в 1997 году в связи с отсутствием средств на приобретение аналитических приборов и расходных материалов. По многолетним данным Кыргызгидромета, среднегодовые концентрации пыли в городе Бишкек за 10 лет наблюдений (1991 - 2000 гг.) составили 1,6.6 ПДК с определенной тенденцией к росту. Абсолютное значение среднегодовой концентрации пыли в 2000 году выросло по отношению к 1991 году в 2,3 раза.

Увеличение загрязнения атмосферного воздуха в городе Бишкек, по данным исследования авторов связано, во-первых, с ростом автомобильного транспорта, во-вторых с отсутствием или нехваткой парковочных мест, в третьих, с не согласованной работой светофорных объектов, в четвертых, с не правильной организацией работы общественного транспорта, в пятых, отсутствие дорожных разметок и т. д. Негативные условия приводят к увеличению заболеваемости среди населения.

Как видно из рисунка, наибольшее число заболеваемых приходится на город Бишкек.

По результатам исследований одной из важнейших проблем по повышению безопасности дорожного движения и экологической безопасности в городе Бишкек является подготовка и переподготовка водительского состава общественного и частного транспорта. На практике водители всех категорий нарушают правила дорожного движения, не имеют этики поведения на улично-дорожной сети, в связи с чем необходимо переработать учебные планы подготовки водительского состава и повышения их квалификации, вводя в учебный план дисциплину «Инженерная психология и этика». При этом необходимо учесть проблему организации работы общественного транспорта, популизация которой является одним из главных инструментов по повышению безопасности дорожного движения, снижению заторов и пробок на УДС городов и соответственно уменьшению загрязнения атмосферного воздуха.

Список литературы

1. Безуглая Э.Ю., Смирнова И.В. Воздух городов и его изменения СПб.: Астерон, 2008. 253 с.

2. Хадарцев А.А., Хрупачев А.Г., Ганюков С.П. Трансформация техногенных загрязнителей в атмосферном воздухе. // Успехи современного естествознания. 2010. № 12. С. 158 - 164.

3. Госагентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики: Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызской Республики за 2006 - 2011 годы. Бишкек, 2012. 118 с.

Атабеков Калмамат Каримович, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, talai m@bk.ru, Кыргызская Республика, Бишкек, Кыргызский государственный технический университет имени И. Раззакова

ANALYSIS OF THE CURRENT STATE ATMOSPHERIC AIR BISHKEK

K.K. Atabekov

The article presents the results of the effects of ambient air pollution by automobile transport in the city of Bishkek. It is established that the large share of pollutants emitted into the atmosphere by motor transport. Based on the analysis of the organization of traffic the necessity ofprocessing of a curriculum for training and retraining of drivers.

Key words: air, pollution, road transport, contaminants, security, traffic.

Atabekov Kalamat Karimovich, candidate of technical sciences, docent, head of the chair "Transport Management", talai m@bk.ru, Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz State Technical University named I. Razzakov

УДК 621.822

ОБОБЩЕННАЯ ФУНКЦИЯ КОЛЬЦЕВОГО ЗАЗОРА В КОНИЧЕСКО-ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КАНАЛАХ С УЧЕТОМ МАКРООТКЛОНЕНИЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ И ПЕРЕКОСОВ

А.Ю. Кольцов, А.В. Просекова, Л. А. Савин

Проведен анализ факторов влияния на формирование функций кольцевого зазора образованного произвольными осесимметричными поверхностями. Рассмотрены различные варианты макроотклонений поверхностей, включая некруглость, нецилинд-ричность, корсетность, бочкообразность и углы перекоса осей. Сформирована обобщенная функция для расчета радиальных зазоров, образованных коническими и цилиндрическими поверхностями, имеющими технологические и монтажные отклонения.

Ключевые слова: функция радиального зазора, коническо-цилиндрические каналы, макроотклонения поверхностей, углы Эйлера, параметры поверхностей, цилиндрическая и полярная система координат, уравнение конуса.

Выполнение проверочных расчетов гидромеханических систем, в частности, проточных каналов насосов, компрессоров, двигателей и детандеров связано с моделированием гидродинамических течений рабочих тел в подшипниках, уплотнениях, демпферах, муфтах и т.д. Реальные размеры каналов в результате неточности механической обработки и сборки элементов машин имеют значительные отличия от номинальных значений, что требует анализа и учета при выполнении проверочных расчетов машин. Целью данной работы является формирование функций для проведения комплексного исследования влияния макроотклонений поверхностей и относительных перекосов на гидромеханические параметры сдвигово-напорных течений рабочих сред и эксплуатационных характеристики гид-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.