Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ'

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАКТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Запьянцев Александр Анатольевич

Площадь Арктической зоны России составляет 3 млн кв. км (около 18% всей территории страны), что ввиду наличия колоссальных объемов природных богатств, полезных ископаемых, особого стратегического статуса и перспективных морских транспортных путей делает эти территории крайне важными для хозяйственного освоения и развития. Однако неблагоприятные климатические условия на протяжении всего периода активного проникновения человека и изучения Арктики делали эту территорию крайне сложной для создания постоянных населенных пунктов, что после кризисных явлений конца двадцатого века также побудило значительную часть граждан от числа постоянно проживающего населения к переселению в другие регионы России. В настоящей статье рассматривается текущая социально-экономическая ситуация в субъектах Арктической зоны Российской Федерации, изучается проблематика, с которой в работе сталкиваются муниципальные образования Арктической зоны, мобильность населения данных регионов и ее препятствия, практика муниципального управления моногородами, на основе которых сформированы предложения по развитию субъектов Арктической зоны Российской Федерации и городских муниципальных образований. Целью статьи является анализ региональных программ снижения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума и подготовка предложений по их доработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE SOCIAL SITUATION AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CITIES IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA

The area of the Arctic zone of Russia is 3 million square meters. km (about 18% of the entire territory of the country), which, due to the presence of colossal volumes of natural resources, minerals, a special strategic status and promising sea transport routes, makes these territories extremely important for economic development and development. However, unfavorable climatic conditions throughout the entire period of active human penetration and exploration of the Arctic made this territory extremely difficult to create permanent settlements, which, after the crisis phenomena of the late twentieth century, also prompted a significant part of the population from the number of permanent residents to resettlement to other regions of Russia. This article examines the current socioeconomic situation in the constituent entities of the Arctic zone of the Russian Federation, studies the problems faced by the municipalities of the Arctic zone, the mobility of the population of these regions and its obstacles, the practice of municipal management of monotowns, on the basis of which proposals for the development of the constituent entities are formed. Arctic zone of the Russian Federation and urban municipalities. The purpose of the article is to analyze regional programs to reduce the share of the population with incomes below the subsistence level and prepare proposals for their revision.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ»

Анализ социального положения и перспективы развития городов Арктической зоны России

Запьянцев Александр Анатольевич,

магистрант, кафедра «Государственное и муниципальное управление», НИУ «Высшая школа экономики»

E-mail: aazapyantsev@edu.hse.ru.

Площадь Арктической зоны России составляет 3 млн кв. км (около 18% всей территории страны), что ввиду наличия колоссальных объемов природных богатств, полезных ископаемых, особого стратегического статуса и перспективных морских транспортных путей делает эти территории крайне важными для хозяйственного освоения и развития. Однако неблагоприятные климатические условия на протяжении всего периода активного проникновения человека и изучения Арктики делали эту территорию крайне сложной для создания постоянных населенных пунктов, что после кризисных явлений конца двадцатого века также побудило значительную часть граждан от числа постоянно проживающего населения к переселению в другие регионы России.

В настоящей статье рассматривается текущая социально-экономическая ситуация в субъектах Арктической зоны Российской Федерации, изучается проблематика, с которой в работе сталкиваются муниципальные образования Арктической зоны, мобильность населения данных регионов и ее препятствия, практика муниципального управления моногородами, на основе которых сформированы предложения по развитию субъектов Арктической зоны Российской Федерации и городских муниципальных образований.

Целью статьи является анализ региональных программ снижения доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума и подготовка предложений по их доработке.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, Арктическая зона Российской Федерации, практики муниципального управления, территориальное развитие, региональные программы, миграционная политика, повышение благосостояния граждан.

Наиболее активное освоение пространств Арктической зоны России началось в период советской индустриализации, именно в этот период были заложены многие крупные города данного региона (обозначение регион используется в условном смысле - Арктическая зона распространяется на территории ряда субъектов Российской Федерации), являющегося стратегически важным с точки зрения военного комплекса, военно-морского флота, рыбопромысловых, научно-исследовательских направлений.

Несмотря на наличие различных стимулирующих льгот и уровня заработной платы выше среднероссийского уровня в силу различных факторов в нем наблюдаются негативные тенденции в сфере уровня жизни населения, дифференциации его доходов, а также социально-демографической ситуации.

К примеру, в среднем по показателю уровня реальных денежных доходов населения субъектов Арктической зоны за 2020 год в сравнении с 2019 годом наблюдается падение на 0,8%.

Ключевыми сдерживающими факторами роста уровня реальных денежных доходов населения являются возрастающий объем обязательных платежей, в том числе процентов за предоставленные кредиты, реальные инфляционные изменения.

Значения показателя уровня бедности субъектов Арктической зоны за период 2017-2020 гг. не претерпевали существенных улучшений, сохраняя превышение значения в целом по Российской Федерации на 1,1%.

Основным сдерживающим фактором существенного снижения уровня бедности является в том числе следствием опережающего роста показателя прожиточного минимума на душу населения по сравнению с индексом потребительских цен. Величина прожиточного минимума на душу на-

175

селения в среднегодовом исчислении по субъектам Арктической зоны увеличилась на 4,3% (с 15 332 руб. в 2018 года до 15 997 руб. в 2019 году), а годовая инфляция за 2019 год составила 3%.

При этом в 2021 году сохраняются риски роста численности малоимущего населения, снижения деловой активности, повышения численности безработных граждан и дальнейшего снижения реальных денежных доходов населения в связи с продолжающейся экспансией коронавирусной инфекции на территорию Российской Федерации, борьба с которой приняла затяжной характер.

В этой связи рядом субъектов Арктической зоны утверждены региональные программы снижения уровня бедности в целях достижения целевого показателя «снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года» национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» и целевого показателя «обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции» национальной цели развития субъекта Российской Федерации на период до 2030 года «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Данные программы являются инструментом оценки достижимости поставленных национальных целей и для этого консолидируют в своем составе ряд показателей из государственных программ, подпрограмм, федеральных проектов и иных программно-целевых инструментов, но имеют привязки к финансовому обеспечению.

Так, к примеру, распоряжением Правительства Красноярского края от 30 декабря 2020 г. № 989-р утверждена региональная программа Красноярского края «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума» [3], задачами которой являют-

ся повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе заработной платы, над темпом роста инфляции; развитие системы социальной помощи нуждающимся гражданам; развитие системы социального контракта; организация социальной адаптации малоимущих граждан.

В рамках данной программы поставлены задачи по повышению уровня дохода граждан, развитию систем адресной социальной помощи гражданам и социального контракта, организации социальной адаптации малоимущих граждан, которые реализуются через 78 мероприятий.

Необходимо отметить, что некоторые мероприятия ввиду своей направленности отрицательно воздействуют на достижение целей и задач региональной программы и требуют дополнительного обоснования при включении в её состав.

Такими примерами могут стать мероприятия 1.6.1-1.6.2. «Строительство автодорожного моста через р. Енисей в районе п. Высокогорский в Енисейском районе Красноярского края», «Реконструкция магистральной рулежной дорожки в аэропорту Красноярск», направленные на развитие транспортной системы Красноярского края, повышению доступность авиауслуг для населения региона, что может соответствовать поставленной задаче по достижению показателей указанных наццелей при условии дополнительного обоснования влияния указанных мероприятий на повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции и его вклада в достижение целевых показателей региональной программы.

В целом ряд необходимо отметить, что не все показатели региональной программы анализируются за период с 2017 года (не смотря на заданный период в показателях наццелей), отсутствуют общие выводы о взаимосвязи основных показателей, характеризующих социально-экономическое разви-

176

тие региона, и их влияние на доходы населения и уровень бедности, следствием чего видится проблематичным выделение из представленной программы наиболее эффективных инструментов социальной поддержки, способствующих скорейшему выходу семей и одиноко проживающих граждан из трудной жизненной ситуации, сформулировать соответствующие выводы, и проведение оценки возможности перераспределения ресурсов в пользу нуждающихся граждан на основе существующих мер социальной поддержки.

Схожая проблематика также наблюдается в утвержденных региональных программах Республики Коми и Мурманской области.

Наиболее обширные стагнационные процессы социального характера наблюдаются в г. Воркута Республики Коми, включённого в категорию моногородов, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения [1].

Данный город основан в 1936 году благодаря найденным залежам полезных ископаемых при исследовании большого каменноугольного бассейна вблизи р. Печоры. В период промышленного подъема и вплоть до распада СССР город пиковые значения постоянного населения (не считая вахтовиков и заключенных) достигало около 120 тыс. человек. После распада СССР и последовавшего кризиса добывающей промышленности (в особенности коснувшегося Арктической зоны) и закрытия части каменноугольных рудников население города стало резко сокращаться. В 2020 году численность ныне живущего населения составляет не более 52 тыс. человек, которая вероятно сократится после прогнозируемого спада добычи градообразующим предприятия «Воркутауголь» с 11,8 миллиона тонн в 2023 году до 0,2 миллиона тонн в 2037 году [7].

С целью текущий момент повышение качества жизни, благосостояния и численности населения г. Воркута участвует в реализации мероприятий национальных и федеральных проек-

тов по направлениям развития малого и среднего предпринимательства, развития инфраструктур и социально-демографического развития, имеется возможность приобретения статуса территории опережающего социального-экономического развития.

Также продолжающийся отток населения заставляет муниципальных властей предпринимать достаточно уникальные меры по сокращению расходов на обслуживание инфраструктурных объектов - ведется переселение населения по программе «управляемого сжатия» [5] из-за небольшого количества проживающих в многоквартирных домах и необходимости обслуживания всех объектов инфраструктуры при проживании там людей. Благодаря этому методу властям удается организовать экономию на масштабе обсуживаемой инфраструктуры и перенаправить высвободившиеся ресурсы на приоритетные направления развития действующих районов города.

Близким по периоду основания (1935 г.), но более положительным примером развития городов Арктической зоны является г. Норильск Красноярского края, являющейся одной из крупнейших промышленных зон, с постоянным притоком постоянного городского населения. Градообразующим предприятием в данном случае является ПАО «Норильский никель» (далее - компания), на предприятиях которого занято 2/3 экономически активного населения.

Как и в случае с г. Воркутой здесь сложные климатические условия жизни и компанией реализуется программа субсидирования переселения населения старше трудоспособного возраста [9]. Фактически, компания выкупает действующий объект в собственности физических лиц-сотрудников компании (тем самым избавляет себя от необходимости строительства дополнительного жилого фонда для прибывающих жителей) и/или предоставляет льготные условия кредитования в ряде банков при переезде в другие субъекты Российской Федерации. Также компания софинансирует расходы на санаторно-

177

курортное лечение, отпуска и билеты по данным направлениям.

В промышленности города регулярно происходят циклы автоматизации, но сотрудников высвободившихся рабочих мест зачастую перепрофилируют на другие направления, так как подбор квалифицированных кадров в подобные субъекты до настоящего момента является сложным процессом.

Заключая, перспективы развития городов Арктической зоны выглядят крайне неоднозначно, так как в ряде населённых пунктов наблюдается регулярный отток населения, а в других сосредоточение профильных кадров различной промышленной направленности. На смену советской стационарной системе работы и жизни приходят комбинированная и вахтовая, малолюдные схемы и внедрение автоматизированных комплексов [8]. В целом наблюдаются широкие тенденции старения и смертности населения, замещения трудоспособного коренного населения приезжими трудовыми мигрантами, замедленного развития технологий (планы по развёртыванию сетей 4G являются приоритетными в стратегических документах) [2] миграционного оттока и оставление недействующей промышленной инфраструктуры, что мгновенно сказывается на числе населения.

На глобальной повестке дня остается неурегулированность стратегии развития Арктической зоны и низкое исполнение действующих стратегических планов [4], неопределенность развития Северного морского пути, регулирование рыболовецкой отрасли в данном районе, нормирование нанесения ущерба экологии, деятельности трудовых мигрантов и вахтовиков, обеспечение действия прозрачных экономических и социальных линий взаимодействия с другими регионами России, поддержание высокого уровня жизни.

По мнению автора, перспективы развития будут очевидны после решения указанных проблем. На данный момент векторами развития являются либо уже сложившиеся - дальнейшее освоение промышленных районов, раз-

витие связанных с этим отраслей, создание и поддержание действующих объектов военной инфраструктуры, развитие морских грузоперевозок, поддержание научно-исследовательских инициатив, развитие приграничного сотрудничества, либо - кардинальная замещение и смена векторов развития, создание различных ИТ- и бизнес-кластеров и других отраслей, не имеющих необходимости к географической привязке и больших требований в существующей инфраструктуре. Важным фактором при обоих сценариях развития должно являться финансовое, фискальное и налоговое регулирование, а также разработка моделей развития при непосредственном взаимодействии федеральных и региональных властей.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 № 1398-р «Об утверждении перечня монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_166540/(дата обращения: 13.08.2021).

2. Указ Главы РС (Я) «О Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) на период до 2035 года». URL: https://minimush.sakha. gov.ru/news/front/view/id/3205069 (дата обращения: 02.08.2021).

3. Распоряжение Правительства Красноярского края от 30.12.2020 № 989-р. URL: http://www.krskstate. ru/docs/0/doc/73294/print/yes (дата обращения: 29.07.2021).

4. Павленко В.И. Ильич, Меламед И.И., Куценко С.Ю., Тутыгин А.Г., Авдеев М.А., Чижова Л.А. Основные принципы сбалансированного социально-экономического развития территорий Арктической зоны Российской Федерации // Власть. 2017. № 6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-sbalansirovannogotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-territoriy-

178

arkticheskoy-zony-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 24.08.2021).

5. Сжимающаяся Воркута: Депопуляция и упадок российских городов в Арктике/ Научно-образовательный портал IQ НИУ ВШЭ. URL: https:// iq.hse.ru/news/484160025.html (дата обращения: 14.08.2021).

6. Единая межведомственная информационно-статистическая система URL: https://fedstat.ru (дата обращения: 24.07.2021).

7. Станет ли шахтерская Воркута городом-призраком/Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/04/01/ reg-szfo/stanet-li-shahterskaia-vorkuta-gorodom-prizrakom.html (дата обращения: 04.08.2021).

8. Автоматизированный газовый промысел. Технические требования к технологическому оборудованию и объёмам автоматизации при проектировании и обустройстве на принципах малолюдных технологий/Стандарт организации ПАО «ГАЗПРОМ». URL: https://www. researchgate.net/profile (дата обращения: 16.08.2021).

9. Правительство Российской Федерации, Красноярский край, Норильск и «Норникель» подписали пакет документов о социально-экономическом развитии Норильска/Официальный сайт Норнике-ля. URL: https://www.nornickel.ru/ news-and-media/press-releases-and-news/pravitelstvo-rf-krasnoyarskiy-kray-norilsk-i-nornikel-podpisali-paket-dokumentov-o-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-norilska/ (дата обращения: 20.08.2021).

ANALYSIS OF THE SOCIAL SITUATION AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CITIES IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA

Zapyantsev A.A.

National Research University Higher School of Economics

The area of the Arctic zone of Russia is 3 million square meters. km (about 18% of the entire

territory of the country), which, due to the presence of colossal volumes of natural resources, minerals, a special strategic status and promising sea transport routes, makes these territories extremely important for economic development and development. However, unfavorable climatic conditions throughout the entire period of active human penetration and exploration of the Arctic made this territory extremely difficult to create permanent settlements, which, after the crisis phenomena of the late twentieth century, also prompted a significant part of the population from the number of permanent residents to resettlement to other regions of Russia. This article examines the current socioeconomic situation in the constituent entities of the Arctic zone of the Russian Federation, studies the problems faced by the municipalities of the Arctic zone, the mobility of the population of these regions and its obstacles, the practice of municipal management of monotowns, on the basis of which proposals for the development of the constituent entities are formed. Arctic zone of the Russian Federation and urban municipalities.

The purpose of the article is to analyze regional programs to reduce the share of the population with incomes below the subsistence level and prepare proposals for their revision.

Keywords: socio-economic development, The Arctic zone of the Russian Federation, municipal management practices, territorial development, regional programs, migration policy, improving the welfare of citizens.

References

1. Order of the Government of the Russian Federation dated July 29, 2014. № 1398-r "On approval of the list of single-industry municipalities of the Russian Federation (single-industry towns)". URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_166540/ (date of access: 13.08.2021).

2. Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) "Strategies for the socio-economic development of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2035". URL: https://minimush.sakha.gov.ru/ news/front/view/id/3205069 (date accessed: 02.08.2021)

3. Order of the Government of the Krasnoyarsk Territory dated 30.12.2020 No. 989-r. URL: http://www.krskstate.ru/docs/0/doc/73294/ print/yes (date of access: 07/29/2021).

4. Pavlenko V.I. Ilyich, Melamed I.I., Kut-senko S. Yu., Tutygin A.G., Avdeev M.A.,

179

Chizhova L.A. Basic principles of balanced socio-economic development of the territories of the Arctic zone of the Russian Federation // Power. 2017. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7osnovnye-printsipy-sbalansirovannogotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-territoriy-arkticheskoy-zony-rossiyskoy-federatsii (date accessed: 24.08.2021).

5. Shrinking Vorkuta: Depopulation and Decline of Russian Cities in the Arctic / IQ Research and Education Portal of the Higher School of Economics. URL: https://iq.hse. ru/news/484160025.html (date of access: 14.08.2021).

6. Unified interdepartmental information and statistical system URL: https://fedstat.ru (date of access: 24.07.2021).

7. Will the miners' Vorkuta become a ghost town / Rossiyskaya Gazeta. URL: https:// rg.ru/2021/04/01/reg-szfo/stanet-li-

shahterskaia-vorkuta-gorodom-prizrakom. html (date accessed: 04.08.

8. Automated gas field. Technical requirements for technological equipment and volumes of automation in the design and arrangement on the principles of low-manned technologies / Organization standard of PJSC "GAZPROM". URL: https://www.researchgate. net/profile (date accessed: 16.08.2021).

9. The Government of the Russian Federation, Krasnoyarsk Territory, Norilsk and Norilsk Nickel signed a package of documents on the socio-economic development of Norilsk / Official site of Norilsk Nickel. URL: https://www.nornickel.ru/news-and-me-dia/press-releases-and-news/pravitelstvo-rf-krasnoyarskiy-kray-norilsk-i-nornikel-podpisali-paket-dokumentov-o-sotsialno-ekonomic news-razvitii-norilska / (date of access: 20.08.2021).

180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.