Научная статья на тему 'Анализ социально-экономической деятельности грузового автотранспорта в Иркутской области'

Анализ социально-экономической деятельности грузового автотранспорта в Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ГРУЗООБОРОТЫ / ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ / FREIGHT TRANSPORT / AUTOMOBILE ROADS / TURNOVER OF GOODS / CARRYING CAPACITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свирбутович Ольга Александровна, Струк Наталья Максимовна

Дан анализ экономической деятельности грузового транспорта Иркутской области в условиях рыночной экономики. Определена роль и значение грузового автомобильного транспорта в социально-экономическом развитии Иркутской области. Сделан обзор динамики основных показателей использования грузового автотранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свирбутович Ольга Александровна, Струк Наталья Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOCIO-ECONOMIC ACTIVITY OF FREIGHT TRANSPORT IN THE IRKUTSK REGION

The authors give the analysis of the economic activity of freight transport of the Irkutsk region in the conditions of market economy. They determine the role and importance of the freight transport in the socio-economic development of the Irkutsk region. The authors review the dynamics of basic indices of freight transport use.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-экономической деятельности грузового автотранспорта в Иркутской области»

Библиографический список

1. Access management classification and spacing standards // Oregon department of transportation, Background Paper №5, 1996. 31 p.

2. Access Management Manual // Minnesota department of transportation, Chapter 3, 2008. 49 p.

3. Functional intersection area // Oregon department of transportation, 1996. 27 p.

УДК 316.334.(3)

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУЗОВОГО АВТОТРАНСПОРТА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

О.А. Свирбутович1, Н.М. Струк2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Дан анализ экономической деятельности грузового транспорта Иркутской области в условиях рыночной экономики. Определена роль и значение грузового автомобильного транспорта в социально-экономическом развитии Иркутской области. Сделан обзор динамики основных показателей использования грузового автотранспорта. Ил. 4. Табл. 4. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: грузовой транспорт; автомобильные дороги; грузообороты; грузоподъёмность.

ANALYSIS OF SOCIO-ECONOMIC ACTIVITY OF FREIGHT TRANSPORT IN THE IRKUTSK REGION O.A. Svirbutovich, N.M. Struk

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The authors give the analysis of the economic activity of freight transport of the Irkutsk region in the conditions of market economy. They determine the role and importance of the freight transport in the socio-economic development of the Irkutsk region. The authors review the dynamics of basic indices of freight transport use. 4 figures. 4 tables. 4 sources.

Key words: freight transport; automobile roads; turnover of goods; carrying capacity.

Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения людей и предпринимательства при помощи изменения географического положения товаров и людей. Транспорт создаёт полезное пространство. Это сила, освобождающая естественные, искусственные и трудовые ресурсы из мест, где они приносят мало пользы, и перемещающая их в места, где польза может быть реализована полностью.

С экономической точки зрения транспорт является одним из определяющих элементов производственно-коммерческого процесса. "Товар" в экономическом смысле не является полностью "готовым", пока он фактически не доставлен конечному потребителю, который должен его использовать, и транспортная деятельность в этом случае служит инструментом удовлетворения потребностей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров.

В Иркутской области на транспорте работает 7,8% занятых в экономике людей. По объёму перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобиль-

ный транспорт - 79%, второе место - железнодорожный (10,6%), третье - трубопроводный (8%). На остальные виды транспорта приходится менее 3% от общего объёма перевозимых грузов. Инвестиции в основной капитал транспортной отросли в 2009 г. составили 36,6% областного объёма инвестиций. На развитие автомобильного транспорта было израсходовано 181,0 млн рублей (на приобретение подвижного состава). Большая часть затрат производилась за счет бюджетных средств (76%).

Автомобильный транспорт играет важную роль в транспортной системе области. Его отличает высокая маневренность, возможность осуществлять доставку грузов и пассажиров без дополнительных переездов и пересадок в пути. И одним из важнейших звеньев этого производственно-коммерческого процесса являются автомобильные дороги, протяженность которых в Иркутской области составляет 3388,8 км, в том числе с твёрдым покрытием - 2807 км, из них с усовершенствованным покрытием - 830,5км (табл. 1, рис. 1) [1].

1Свирбутович Ольга Александровна, доцент кафедры автомобильного транспорта, тел.: (3952) 405136, e-mail: zazetta77@mail.ru

Svirbutovich Olga, Associate Professor of the Department of Automobile Transport, tel.: (3952) 405136, e-mail: zazetta77@mail.ru

2Струк Наталья Максимовна, кандидат филологических наук, профессор кафедры социологии и социальной работы, тел.: 89025143862.

Struk Natalia, Candidate of Philology, Professor of the Department of Sociology and Social Work, tel.: 89025143862.

Таблица 1

Протяженность автомобильных дорог Иркутской области по состоянию на 2009 г.

Из них с усовершенствованным покрытием, км Удельный вес дорог, %

Всего километров В том числе с твёрдым покрытием, км С твёрдым покрытием в общей протяженности С усовершенствованным покрытием в протяжённости дорог с твёрдым покрытием

3388,8 2807,1 830,5 82,8 29,6

90 80 70 60

50 ^ 40

30 20 10 0

77

О

75,9

79,1

82,8

О

24

23,3

1994 2000 2005 2006 2007 2008 2009 —<^Доля дорог с твердым покрытием в общей протяженности дорог

ЧИН Доля дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности дорог с твердым покрытием.

Рис. 1. Динамика качества автодорог

Основным компонентом, влияющим на социально-экономический рейтинг работы предприятий автомобильного транспорта Иркутской области, представляющим собой ранжированный список организаций, сформированный в результате многоуровневого и многокритериального отбора и показывающий место каждого субъекта в их общей совокупности, определяющий лидеров и отстающих, является подвижной состав.

В 2009 г. общее количество автомобилей в Иркутской области увеличилось на 5% и составило 595202 единицы, из них 508916 - легковых, 86286 - грузовых (общей грузоподъёмностью 635184 т). У 1906 автотранспортных предприятий и организаций насчиты-

Наличие грузового автотранспорта в

валось 33259 единиц, из них 12476 грузовых автомобилей (табл. 2). Предприятиями автомобильного транспорта, занимающимися коммерческими грузовыми автоперевозками, перевезено в 2009 г. 7,3 млн т грузов, а частными автоперевозчиками - около 85 млн т, так как в частной собственности жителей Иркутской области находится 94% областного автопарка, из них 73810 грузовых автомобилей общей грузоподъёмностью 529320 т.

Несмотря на большое количество грузового автотранспорта в области его техническое состояние находится в критическом положении: моральный и физический износ для 51% грузового автотранспорта и 35% пассажирских автобусов составляет 80-90%, так

Таблица 2

Год Число автохозяйств, имеющих автомобили В том числе имеющих грузовые автомобили Общее количество автомобилей, ед. Из них грузовых Их общая грузоподъёмность, т

Всего по области

2008 1982 1097 595411 87523 721302

2009 1906 1006 595202 86286 635184

В том числе на предприятиях, в организациях

2008 1982 1097 36032 13823 112508

2009 1906 1006 33259 12476 105864

как удельный вес автомобилей, находящихся в эксплуатации по Иркутской области, более 13 лет (рис. 2).

общем пробеге автомобиля уменьшился на 3,3%, а среднее расстояние перевозки грузов увеличилось на 6,6 км (рис. 3). Исходя из этого можно наблюдать не-

£ а

о *

Ж

5 40

30

20

52,0

51,8

50,6

34,7

грузовые автомобили

пассажирские автобусы

1993 2000 2005 2006 2007 2008 2009 Рис. 2. Удельный вес автомобилей, эксплуатирующихся более 13 лет

В связи с этим динамика основных показателей использования грузового автотранспорта значительно изменилась. Грузооборот по сравнению с 1990 г. снизился в 2,8 раза, удельный вес пробега с грузом в

избежные последствия, возникающие при использовании грузового автотранспорта при перевозки грузов (табл. 3).

В условиях рыночной экономики и конкурентной

7000 6000

5 5000

I

£ 4000

1

2 3000

2000 1000 0

1990

48,0

47,2

21,6 21,2 22,4

1-1 2069,0 1 1 -А- гл 2231,3 1 1 2418,9 1 1

2005 2006 2007

2008

2000 ] Грузооборот

-Удельный вес пробега с грузом в общем пробеге автомобилей, % -Среднее расстояние перевозки грузов, км

2009

60 50 40 -- 30 20 10 0

60

50

10

0

Рис. 3. Динамика основных показателей использования грузового автотранспорта

Таблица 3

Динамика основных показателей использование грузового автотранспорта по _Иркутской области_

Год Общий пробег, тыс. км Перевезено грузов, тыс. т Грузооборот, тыс. т-км Удельный вес пробега с грузом в общем пробеге автомобилей,% Среднее расстояние перевозки грузов, км

2008 360292 110785 1904167 47,9 17,2

2009 330770 95055 2385088 46,7 25,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

120 100

80 60 40 20 0

1993 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 4. Динамика финансовых результатов деятельности грузового автотранспорта (доходы от эксплуатации автомобилей в % к затратам на их эксплуатацию)

Таблица 4

Финансовые результаты работы грузового автотранспорта предприятий, млн руб.

Показатель Год

2007 2008 2009

В целом по территории

Доходы от эксплуатации автомобилей 1997 2162 1823

Затраты на эксплуатацию автомобилей 7376 8827 8188

Себестоимость перевозки грузов, за 10 т-км; руб. 38,6 46,4 34,3

В том числе по виду деятельности «автомобильный транспорт»

Доходы от эксплуатации автомобилей 1549 1738 1089

Затраты на эксплуатацию автомобилей 1562 1670 1425

Себестоимость перевозки грузов, за 10 т-км; руб. 45,7 55,3 92,1

94,6

35,6

19,6

101,1

99,2

104,1

^^В целом по территории

ЧИН По виду деятельности «автомобильный транспорт»

23,2

27,1

24,5

22,3

борьбы любая организация или предприятие, в том числе и автомобильного транспорта, ведёт хозяйственную деятельность, связанную с законами рыночной экономики, под воздействием которых, в условиях конкуренции, им необходимо для выживания постоянно приспосабливаться к меняющимся внешним и внутренним условиям [2]. Негативным показателем сложного и длительного процесса вхождения в рынок является бурный всплеск экономической несостоятельности предприятия или организации, что неизменно приводит к нарушению его финансового равновесия, кредиторской задолженности, неплатежеспособности. Таких предприятий автомобильного транспорта, занимающихся грузовыми перевозками, по Иркутской области в 2009 г. оказалось 91 [3].

Из рис. 4 видно, что за период с 2007 по 2009 гг. доходы автотранспортных предприятий от эксплуатации, по сравнению с 2008 годом, снизились на 339 млн

руб., в том числе по виду деятельности «автомобильный транспорт» - на 649 млн руб. Себестоимость перевозки грузов в целом по территории составила 34,3 млн руб. за 10 т-км, а по виду деятельности возросла до 92,1 млн руб. Затраты на эксплуатацию автомобилей уменьшились на 7,23% (табл. 4).

В разрезе данного анализа экономической деятельности грузового автотранспорта можно сделать вывод о том, что качество автомобильных дорог, моральный и физический износ парка грузовых автомобилей непосредственно ведут к снижению доходов от эксплуатации, повышению себестоимости перевозимых грузов, резкому росту затрат на эксплуатацию, т.е. к издержкам производства. В целом это приводит к ухудшению производственно-коммерческого процесса, влияющего на социально-экономический рейтинг работы предприятий автомобильного транспорта Иркутской области.

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики по Иркутской области (Иркутскстат). Автомобильный транспорт: статистический сборник. Иркутск, 2010.

2. Управление затратами на предприятии: учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова и др. СПб.: ИД «Бизнес-пресса», 2003.

3. Управленческий учёт производственной деятельности: 4. Бахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учёт: учеб. пособие / под ред. В.Э. Керимова. М.: Экзамен, 2002. учебник для вузов. 2-е изд. доп. и перераб. М.: ИКФ Омега-Л,

2002.

УДК 132.072

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

Л.М. Щербаков1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проанализирована эффективность работы автобусов на междугородных маршрутах. Рассмотрена задача выбора типа и количества единиц подвижного состава при организации пассажирских перевозок с учетом обеспечения качества транспортного обслуживания и соблюдения интересов перевозчика. Сопоставление доходов и расходов предприятия позволило выявить «зону эффективности» всех маршрутов, оптимизировать их параметры, снизить долю убыточности и повысить доходы. Ил. 5. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: эффективность автобусов; потребность в подвижном составе.

EFFICIENCY OF COACH TRANSPORTATION UNDER THE CONDITIONS OF THE MARKET OF TRANSPORT

SERVICES

L.M. Scherbakov

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The author analyses the operation efficiency of buses on long-distance routes. He deals with the problem of selecting the type and number of rolling stock units when organizing passenger transportation, taking into account the quality of transport service and interests of the carrier. A balance of incomes and expenditures allowed to reveal "the zone of efficiency" of all routes, optimize their parameters, reduce the percent of losses and increase revenues. 5 figures. 2 sources.

Key words: efficiency of buses; demand for rolling stock.

В период становления рыночных отношений в стране проявилась тенденция снижения качества транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом. В большей степени это отразилось на междугородных автобусных перевозках: сократилось количество маршрутов, снизились показатели эффективности использования подвижного состава.

Улучшить положение в сфере пассажирских перевозок позволит создание единой системы эксплуатации междугородной маршрутной сети, включающей оптимизацию параметров автобусных маршрутов, распределение транспортной работы между перевозчиками различных форм собственности и управление перевозками. Данная система перевозок должна соблюдать экономические интересы всех участников рынка транспортных услуг, которые ориентируются на собственные критерии эффективности.

Решение проблемы заключается в оптимизации количества автобусов на маршрутах, рациональном закреплении маршрутов за перевозчиками и создании единой системы управления.

Эффективность работы подвижного состава зави-

сит от многих факторов, которые условно можно разделить на пять групп: социальные, экономические, технические, эксплуатационные и нормативные (рис. 1). Они не только влияют на принятие определённого решения, но и взаимосвязаны друг с другом.

Анализ перечисленных факторов позволяет оценить эффективность достигнутых результатов. Оптимальное решение находится методом сравнения значений характеристических факторов (капитальных и эксплуатационных затрат предприятия) при различных типах и количестве используемых транспортных единиц.

Задача выбора типа и количества автобусов возникает как при открытии новых маршрутов, при составлении заявок на обновление парка, при распределении автобусов по маршрутам, так и при поиске путей, влияющих на эффективность работы подвижного состава. При этом необходимо учитывать стохастическую природу перевозочного процесса, необходимость оптимизации противоречивых параметров (качества обслуживания пассажиров и использования вместимости автобусов), технические ограничения и др.

1Щербаков Леонид Михайлович, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента на автомобильном транспорте, тел.: (Э952) 4G5694.

Scherbakov Leonid, Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of Management in Automobile Transport, tel.: (Э952) 4G5694.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.