Научная статья на тему 'Анализ социально-экономических механизмов обеспечения социальной защиты трудового населения'

Анализ социально-экономических механизмов обеспечения социальной защиты трудового населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1069
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ДОСТОЙНЫЙ ТРУД / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ / ТРУДОВОЕ НАСЕЛЕНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / SOCIAL PROTECTION / DECENT WORK / SOCIAL POLICY / SOCIAL AND ECONOMIC MECHANISMS / WORKING POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Докторова Н. П.

В статье проанализированы основные социально-экономические механизмы обеспечения социальной защиты трудового населения с учетом происходящих изменений на Украине. Также рассмотрены наиболее существенные проблемы регулирования государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки трудового населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SOCIAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF ENSURING OF SOCIAL PROTECTION OF THE WORKING POPULATION

The paper analyzes main social and economic mechanisms of ensuring of social protection of the working population taking into consideration the changes taking place in the Ukraine. Also the most significant problems of regulation of government measures of social and economic and legal character on ensuring state-guaranteed minimum level of financial support of the working population are considered.

Текст научной работы на тему «Анализ социально-экономических механизмов обеспечения социальной защиты трудового населения»

Основы экономики, управления и права №1 (13)

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

УДК 364.013

Н.П. Докторова * АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТРУДОВОГО НАСЕЛЕНИЯ

В статье проанализированы основные социально-экономические механизмы обеспечения социальной защиты трудового населения с учетом происходящих изменений на Украине. Также рассмотрены наиболее существенные проблемы регулирования государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки трудового населения.

Ключевые слова: государственное регулирование, социальная защита, достойный труд, социальная политика, социально-экономические механизмы, трудовое население.

Развитие социального государства на Украине на принципах человеко-центрической парадигмы происходит в соответствии с основными положениями Европейской социальной хартии, Европейского кодекса социального обеспечения, Декларации прав человека и Конвенции Международной организации труда. В социальном государстве человек признается высшей ценностью, а потому нуждается в обеспечении его прав и свобод, достойных условий существования, безопасности и благосостояния, свободного развития и волеизъявления, самореализации творческого и трудового потенциалов.

Долг каждого государства — заботиться о своем населении. Именно с помощью механизмов социальной защиты осуществляется их поддержка.

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего социально уязвимых.

Экономические механизмы социальной защиты населения — система принципов, методов, законодательно установленных государством, сово-

купность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а также комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения.

Поскольку труд обеспечивает устойчивость жизни, а достойный труд — устойчивость достойной жизни, то реализация их принципов приобретает статус первоочередной задачи на уровне как государства, регионов, так и конкретных предприятий. Но на данный момент концепция достойного труда является сферой интересов узкого круга ученых и практиков, отсутствуют системные исследования ее методологических и методических основ.

Отдельным вопросами достойного труда посвящены работы зарубежных ученых Г. Бакли, Р. Анкера, Ф. Эггера, Дж. Рихтера (критерии, базовые понятия, качество занятости, актуальные для работников физического труда). Ф. Бонне, Ж. Фи-гуердо и Г. Стендинг вводят индекс достойного труда, который слабо учитывает возможности самореализации и роли интересной работы для работников интеллектуальной деятельности. Россий-

* © Докторова Н.П., 2014

Докторова ^адежда Петровна (doktorovanp@gmail.com), кафедра менеджмента непроизводственной сферы Донецкого государственного университета управления, 83050, Украина, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163 а.

ские ученые В. Садовничий, С. Калашников, А. Сазонов, С. Смирнов, В. Костиков, Р. Колосова и Л. Чижова определяют проблемные точки и пути внедрения концепции достойного труда в России [1].

В Программе достойного труда МОТ определены четыре стратегические задачи, призванные превратить полную и продуктивную занятость и достойный труд в основные элементы экономической и социальной политики путем:

— обеспечения основного круга прав в сфере труда;

— содействия занятости при формировании стабильного институционального и экономической среды;

— разработки и расширения мер социального обеспечения всех граждан.

Основные признаки достойного труда, установленные МОТ, детерминированы принципами глобальности и комплексности, а именно:

— продуктивной деятельностью или производительным трудом, способными обеспечить конкурентоспособность страны;

— справедливым доходом для работников (достойной заработной платой);

— безопасностью на рабочем месте (безопасным трудом);

— социальной защитой;

— перспективами личностного роста;

— равными стартовыми позициями и условиями для обоих полов (гендерным равенством).

В сложном положении находятся и работающие граждане, которым государством установлена минимальная заработная плата на уровне прожиточного минимума только с 1 ноября 2009 г., но в бюджетном секторе экономики это еще финансово не было обеспечено. Уровень доходов не защищает работников от бедности, поскольку установленный минимум не способствует расширенному воспроизводству рабочей силы. Нормы Конвенции МОТ № 131 относительно определения минимальной заработной платы в объеме, который способен обеспечить минимальный уровень жизни работников и их семей, на Украине пока не реализуются [2, с. 23].

Анализ развития Донецкого региона дает основания делать выводы о больших проблемах в области трудоустройства, доходов работающих, охраны здоровья, качества и уровня жизни населения в целом и конкретно каждого гражданина. На наш взгляд, проблемы можно решить на уровне городов и районов Украины.

В Донецком регионе сформирован значительный трудовой потенциал, отдельные количественные и качественные параметры которого на протяжении последнего периода улучшались. Это касается повышения уровня экономической активности и образовательного уровня занятости. Од-

нако при этом происходит старение трудового потенциала. Существенной нерешенной проблемой остается несовершенство профессионально-квалификационной структуры трудового потенциала и его несоответствие потребностям экономики.

Трудовой потенциал является фундаментом экономического, социального, культурного развития государства, его национальной независимости и безопасности, обеспечивая условия жизнедеятельности общества. Мощность трудового потенциала страны зависит от многих составляющих: состояния физического и психического здоровья работающих, их медико-демографических характеристик, социально-экономических условий труда и жизни, медико-социального сопровождения жизнедеятельности рабочих и т. д. Здоровье работающих является необходимым условием повышения производительности их труда и экономического развития государства.

Анализ трудового потенциала Донбасса показывает, что эффективность его использования в условиях кризиса снизилась. Наблюдается низкий уровень применения трудового потенциала в сфере инновационной деятельности. Следует отметить, что более глубокое исследование проблем формирования и использования трудового потенциала возможно на основе социоэкономической парадигмы, которая предусматривает междисциплинарный подход к анализу любого экономического явления. Для анализа проблем трудового потенциала важным является исследование социокультурных и психологических факторов занятости, получения образовательно-профессиональной ориентации, мобильности, инновационности населения [3].

Важными также становятся исследование мотивов трудового поведения, взаимодействие интересов работников и работодателей. Итак, региональная политика в социально-трудовой сфере должна обеспечить решение следующих приоритетных задач по развитию и использованию трудового потенциала:

— широкое использование социокультурных ментальных черт и преимуществ украинского населения для обеспечения развития трудового потенциала и приближения его качественного уровня к мировым стандартам;

— создание высокотехнологичных рабочих мест для обеспечения эффективного использования высокого образовательно-квалификационного потенциала рабочей силы региона;

— совершенствование системы организации труда, кадрового менеджмента предприятий региона для обеспечения более эффективного использования трудового потенциала на производстве;

— создание условий для более активного привлечения работников к инновационной деятельности путем модернизации производства, внедре-

64

Основы экономики, управления и права №1 (13)

ния новых технологических процессов, стимулирования изобретательства и рационализаторства.

Ключевое значение, на наш взгляд, имеют следующие мероприятия:

— кардинальное улучшение состояния здравоохранения, проведение всеобъемлющей диагностики и профилактических мероприятий по сохранению здоровья и утверждение здорового образа жизни, совершенствование стимулирования труда медицинских работников;

— модернизация существующих и создание новых привлекательных рабочих мест;

— социально-экономическая поддержка молодых семей (льготные кредиты на жилье, содействие в трудоустройстве, гарантии места в детских садах);

— максимальное привлечение трудоспособного населения к легальной трудовой деятельности в экономике области, эффективное и рациональное использование имеющегося трудового потенциала на основе реструктуризации экономики;

— поощрение пожилых людей к активной трудовой деятельности, создание для этого благоприятных условий и режима труда с гибким графиком работы;

— более полное использование трудового потенциала лиц с ограниченными физическими возможностями за счет создания дистанционных рабочих мест;

— обеспечение управляемости образовательнопрофессиональным развитием населения с учетом потребностей регионального рынка труда и перспектив инновационных сдвигов в экономике;

— реформирование системы профтехобразования с учетом перспективных потребностей экономики региона;

— формирование региональных заказов на подготовку кадров с остродефицитных специальностей, с содействия внедрению хозрасчетных отношений между предприятиями и учебными заведениями в вопросах подготовки специалистов;

— обеспечение гарантий первого рабочего места для выпускников учебных заведений.

Считаем, что более активное вовлечение трудового потенциала области в ее официальную экономику и сокращение занятых в теневой экономике можно ожидать лишь в случае создания привлекательных рабочих мест. Речь идет о тех рабочих местах, которые обеспечены достойной оплатой труда и благоприятными условиями трудовой деятельности, перспективами заработка для покупки жилья. При этом принципиальное значение имеет привлечение инвестиций для создания конкурентных рабочих мест, которые по уровню оплаты и условий труда должны обеспечить конкурентные преимущества по сравнению с другими регионами, что способствовало бы сохранению квалифицированной рабочей силы в пределах области.

Крайне важным делом должна стать оптимизация налогового законодательства, ведь стремление избежать высокого налогообложения фонда оплаты труда порождает систему получения заработка в конвертах. Крайне необходимы ощутимый рост размера пенсий и их большая дифференциация в зависимости от трудового стажа — это заинтересует работников в уплате взносов в Пенсионный фонд и сработает в пользу легальной занятости в регионе [4].

Одной из приоритетных задач является преодоление бедности, повышение уровня жизни и его составляющей — качества здоровья. Сокращение и преодоление бедности будет способствовать улучшению условий жизни значительной части населения, уменьшению проявлений неравенства в образе жизни и в здоровье различных социально-экономических групп, созданию основы для лучшего здоровья будущих поколений. Благодаря ликвидации и уменьшению некоторых материальных и социальных проявлений несправедливости можно не только улучшить здоровье и благосостояние людей, но и уменьшить остроту других социальных проблем, связанных с болезнями и нездоровьем.

Направление государственной политики стран на уменьшение негативного влияния социальноэкономических детерминант на здоровье в рамках межсекторального подхода позволит существенно улучшить качество популяционного здоровья, в первую очередь уязвимых слоев населения.

Актуальной социально-экономической и медицинской проблемой для всех стран мира, в т. ч. Украины, является профилактика хронических неинфекционных заболеваний. Международный опыт свидетельствует о реальной возможности снижения уровня заболеваемости, инвалидности и преждевременной смертности населения от хронических неинфекционных заболеваний за счет комплексных мер по устранению или уменьшению ведущих факторов риска их развития. Программы профилактики и укрепления здоровья населения должны осуществляться в рамках национальных стратегий на основе комплексного межсекторального подхода. Инвестирование в профилактику и более эффективную борьбу с хроническими неинфекционными заболеваниями позволит сократить связанный с ними экономический ущерб, улучшить качество жизни населения в различных регионах.

Проведенный анализ рынка достойного труда на Украине показал кризисное состояние ее социально-трудовой сферы и низкое качество жизни населения. В то же время отсутствует четкое определение понятия «достойный труд», недостаточно разработаны показатели и индикаторы оценки достойного труда, а разработкой методологических и методических основ содержания и механизмов внедрения достойного труда занимается узкий круг

ученых. Больше уделяют внимания проблемам достойного труда и реализации соответствующей программы Федерация профсоюзов Украины и профсоюзные организации.

Для решения проблем социально-трудовой сферы на Украине в контексте обеспечения и развития достойного труда целесообразно:

— провести системные научные исследования по раскрытию сущности и методологических основ достойного труда;

— осуществить структурную перестройку национальной экономики, что позволит создать новые продуктивные и качественные рабочие места и обеспечить эффективную занятость трудоспособных лиц;

— минимизировать негативные последствия внешней трудовой миграции, создать условия и разработать механизмы возвращения трудовых мигрантов на Украину;

— уменьшить противоречия между трудом и капиталом и обеспечить нормы и условия для получения достойной оплаты труда;

— сбалансировать налоговые нагрузки на доходы населения с их справедливой имущественной дифференциацией;

— гармонизировать систему социальной защиты населения;

— обеспечить безопасные условия труда и безопасные рабочие места.

Основными задачами совершенствования социальной сферы являются:

— установление комплекса обязательных для соблюдения при разработке программ социальноэкономического развития государственных социальных стандартов и нормативов, обеспечение их научной обоснованности, дифференцированного по социально-демографическим признакам подхода, прозрачности и общественного контроля при их определении и применении;

— приведение в соответствие с международными нормами и стандартами национальных социальных стандартов, в частности, тех, которые касаются вопросов оплаты труда, повышения пенсионного обеспечения, обязательного государственного социального страхования, предоставления социальной помощи и т. п.;

— реформирование системы предоставления социальных льгот с обеспечением их адресного характера и поэтапным переходом к предоставлению льгот в наличной форме по добровольному выбору граждан, имеющих соответствующее право;

— приоритетное направление государственных социальных расходов на сохранение системы образующих элементов комплекса социальной сферы, обеспечение минимальных гарантий конституционных прав граждан, сохранение потенциала для развития социальной сферы в будущем;

— радикальное повышение качества и эффективности оказания услуг социальной сферы путем диверсификации поставщиков услуг социальной сферы и совершенствование механизмов размещения и реализации заказов на предоставление услуг при сохранении за государством функций обеспечения минимальных социальных стандартов.

Библиографический список

1. Украина заняла 68-е место в мире по качеству жизни. иЯЬ: http://www.focus.ua/society/91752/? р=26#с257.

2. Финансы: учебник / под ред. С.И. Юрия, В.М. Федосова. М.: Знание, 2008. 622 с.

3. Сергеева Л.Н., Теряник Е.А.Анализ международного опыта определения показателя «качество жизни» // Бизнес-Информ. 2009. № 6. С. 11—17.

4. Удотова Л.Ф. Социальная статистика. К.: КНЕУ, 2012. 376 с.

N.P. Doktorova* ANALYSIS OF SOCIAL AND ECONOMIC MECHANISMS OF ENSURING OF SOCIAL PROTECTION OF THE WORKING POPULATION

The paper analyzes main social and economic mechanisms of ensuring of social protection of the working population taking into consideration the changes taking place in the Ukraine. Also the most significant problems of regulation of government measures of social and economic and legal character on ensuring state-guaranteed minimum level of financial support of the working population are considered.

Key words: government regulation, social protection, decent work, social policy, social and economic mechanisms, working population.

* Doktorova Nadezhda Petrovna (doktorovanp@gmail.com), the Dept. of Management of Non-Productive Sphere, Donetsk State University of Management, Donetsk, 83050, Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.