Анализ состояния внутреннего аудита в строительных организациях, использующих бюджетное финансирование
Н.С. Шестакова, преподаватель,
Оренбургский ГАУ
В государственной финансовой системе бюджетные средства занимают одно из наиболее значимых положений. Их основным назначением является способность финансирования денежными средствами в целях удовлетворения определённых общественных потребностей, одной из которых является дорожное строительство. В Оренбургской области областной бюджет формируется за счёт средств, полученных в безвозмездном и безвозвратном порядке, от юридических и физических лиц в виде налогов, сборов. Областной бюджет должен использоваться строго по целевому назначению и с наибольшей эффективностью. Поэтому разработка новых качественных методических положений и практических рекомендаций по совершенствованию внутреннего аудита в организациях строительства, использующих бюджетное финансирование, является важной и актуальной.
Рыночные принципы реформирования экономики страны привели к глубоким изменениям в структуре собственности в формах хозяйствования экономических субъектов, в которых владель-
цы активов отделены от выполнения функций управления предприятием. Одним из важнейших видов собственности является государственное имущество федеральных, региональных и местных органов власти, которое отдано в хозяйственное или оперативное управление посредством создания унитарных предприятий. Эффективное использование ресурсов и получение доходов должно быть главной целью для обеих сторон. В реальности экономические интересы собственников и менеджмент организации не совпадают и, как правило, ущемляются интересы первых [1].
Темпы развития экономики региона напрямую зависят от качества автомобильных дорог. Так, Оренбургская область по протяжённости трасс занимает четвёртое место в Приволжском федеральном округе и седьмое по РФ. Контроль за бюджетными средствами, используемыми в дорожном строительстве, предполагает взаимодействие с органами управления различных субъектов экономической деятельности и требует своевременного проведения внутреннего аудита в организациях, использующих целевое финансирование, что зависит от методики и технологии его проведения. В целях эффективного использования бюджетных
средств в методике внутреннего аудита необходимо разработать критерии оценки параметров объекта проверки, технического состояния и соответствия и также социальный аспект, осуществлять обязательное гарантийное обслуживание объектов строительства, проведение лабораторных анализов материалов на стадии входного контроля.
Уровень транспортно-эксплуатационного состояния и развития сети автомобильных дорог зависит от решения задач экономического развития муниципальных образований и региона в целом, а также повышения качества жизни населения. Как показывает опыт развитых стран, социальноэкономическое развитие регионов во многом сдерживается по причине неудовлетворительного транспортно-эксплуатационного состояния и недостаточного уровня развития автомобильных дорог. Значительная часть автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения имеет высокую степень износа (по данным на 01.01.10 — 82%) и практически исчерпала свою пропускную способность [2].
Плотность трасс регионального значения в Оренбургской области составляет более 100 км на тысячу квадратных километров площади. Протяжённость автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на 01.01.2013 г.
— 12709 км, на которых расположено 674 моста и путепровода длиной 31254 пм, 8913 водопропускных труб. По видам покрытий они распределяются следующим образом: асфальтобетонное и чёрное
— 5267 км (41%); щебёночное и гравийное — 7014 км (55%); грунтовое — 428 км (4%) (рис. 1) [3].
На сегодняшний день одной из основных задач отрасли дорожного строительства и ремонта является поэтапное приведение региональных дорог общего пользования в соответствие с нормативами. С этой целью постановлением правительства Оренбургской области были разработаны и утверждены целевые программы по поддержанию дорожного хозяйства Оренбургской области. В настоящее время объёмы дорожных работ и источники их финансирования регулируются пятью областными целевыми программами.
Для эффективного функционирования, усиления своих конкурентных позиций на рынке
Грунтовое покрытие 4% -428 км
Асфальтобетонное и чёрное покрытие 41% - 5267 км
Щебёночное и гравийное покрытие 55% - 7014 км
Рис. 1 - Структура региональных и межмуниципаль-ных дорог Оренбургской области
организациям следует вырабатывать стратегии на основе долгосрочного планирования. Анализ внешней среды, посредством которого в стратегическом плане контролируются внешние по отношению к организации факторы, позволяет определить возможности и угрозы для её деятельности [4].
Долгосрочные целевые программы являются основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов. Учитывая, что на региональном уровне увеличивается доля расходов, осуществляемых в рамках областных целевых программ, и существенно возрастает значение контроля за их реализацией, вопрос методологии комплексной оценки эффективности исполненных в рамках программ расходов, а также оценки реализуемости принятых и принимаемых программ определён как чрезвычайно актуальный [2].
Работы по текущему и капитальному ремонту, а также строительству и реконструкции дорожных покрытий ведутся в рамках областной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог Оренбургской области на 2010—2015 годы». Ожидаемые конечные результаты реализации программы — строительство и реконструкция 120,7 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения с твёрдым покрытием и 634,4 п.м. искусственных сооружений на них, капитальный ремонт 190,7 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и 50,0 п.м. искусственных сооружений на них [5].
Финансирование программы осуществляется за счёт средств областного бюджета. Общий объём финансирования составит 11584,2 млн руб. Предусматривается софинансирование отдельных объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них за счёт средств федерального бюджета на договорной основе [5].
По данным главного управления дорожного хозяйства Оренбургской области за январь — сентябрь 2013 г. о финансировании областной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог Оренбургской области на 2010—2015 годы», в качестве основных объектов проверки по использованию выделенных бюджетных средств в рамках реализации областной целевой программы «Развитие сети автомобильных дорог Оренбургской области» были определены министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области и государственное учреждение «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» (основной объект проверки), с учётом важности их деятельности для дорожной отрасли и необходимости концентрации на них усилий в рамках проверки [2]. Однако наибольшая часть ответственности за строительство дорог лежит на подрядной организации, осущест-
вляющей непосредственное проведение работ в рамках государственного контракта.
Основными подрядными организациями области, выполняющими заказы в рамках целевой программы, являются ООО «Ануш», ГУП «Орен-бургремдорстрой», ООО «Регион», ООО «АвтоМост», АООТ «Волгомост» Мостотряд-56, ООО «Оренмост», ООО «СтройМост Реконструкция», Институт «Проектмостореконструкция» (г. Саратов), ООО «ДорТехПроект» (г. Саратов), Гипро-дорНИИ (г. Саратов).
Наиболее эффективным средством контроля является проведение внутреннего аудита на предприятии, которое способно обеспечить качественное осуществление строительства, а также скрытых работ, качество и точность выполнения которых невозможно определить после выполнения последующих, в соответствии с условиями контракта, разработанными методическими указаниями и практическими рекомендациями на основе проектной и исполнительной документации и утверждённых смет. Особенностью внутреннего аудита, как формы контроля на предприятии, является его вертикальная направленность: возможность сопровождения строительства на всех этапах проводимых работ — от заключения госу-
дарственного контракта до сдачи объекта заказчику. Горизонтальная направленность внутреннего аудита проявляется, когда строительные объекты, структурные подразделения, представительства находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга, а также от головной организации, что помогает эффективно оценить материальные и трудовые затраты, выявить слабые места в целом по организации, отдельно по филиалам и объектам строительства. Непрерывность процесса проведения аудита даёт объективную возможность анализа технологического процесса, принятия грамотных управленческих решений в целом по предприятию, а также по отдельным элементам. Охватывая бухгалтерский учёт, финансовый анализ, налогообложение, внутренний аудит даёт возможность выявления причин несоответствия технологии производства, отклонения от поставленных целей и сроков в рамках государственного контракта и способствует устранению выявленных нарушений, что сказывается на конкурентоспособности организации на рынке строительных услуг, а также качестве автомобильных дорог области и параметров жизни населения.
Проведя анализ состояния внутреннего аудита в строительных организациях, использующих бюд-
жетное финансирование, приходим к выводу, что распределение ответственности, формулирование целей и задач в системе контроля качества, ресурсов и ответственности за их выполнение, а также анализ её функционирования осуществляют главные инженеры, директора по качеству, главные технологи и начальники технических отделов. В общее руководство директора по качеству входит контроль за разработкой стандартов организации и рабочих инструкций, а также инспекционный (внутренний аудит). В целях совершенствования внутреннего аудита предлагается следующая организационная структура системы контроля качества (рис. 2).
Отдельным звеном в системе контроля качества рекомендуется выделить комплексную строительную лабораторию, расположенную в головной организации объединения, оснащённую современным техническим оборудованием, позволяющим определить качество выполнения работ и их соответствие технологическим параметрам, определяемым нормативными документами. В основные функции инженеров строительных лабораторий филиалов входит оперативный контроль качества выполненных работ, где при необходимости привлекается главный специалист комплексной строительной лаборатории объединения и имеющееся в ней оборудование. Инженеры строительной лаборатории филиалов подчиняются в оперативном плане главным инженерам филиалов, в управленческом
плане — руководителю комплексной строительной лаборатории и директору по качеству объединения. Акты о соответствии качеству выполненных работ и соответствующую нормативную документацию инженеры строительных лабораторий филиалов предоставляют главным инженерам филиалов и в комплексную строительную лабораторию объединения. Оснащение оборудованием, техническими приборами, обучение работам с ними, получение сертификатов соответствия квалификационным требованиям возлагается на комплексную строительную лабораторию, директора по качеству объединения и в финансовом плане на генерального директора объединения.
Литература
1. Дусаева Е.М., Асфандиярова Р.А. Обязательный аудит сельскохозяйственных унитарных предприятий. М.: Восход-А, 2007. 168 с.
2. Практико-методическое пособие по особенностям проведения аудита эффективности расходования бюджетных средств II Методические материалы Счётной палаты Оренбургской области. URL: http: II sp.orb.ruIpagesIactivityImetod. html. (Дата обращения: 18.11.2013).
3. Состояние сети автомобильных дорог Оренбургской области II Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области. URL: http:IIwww.orendor.ruIroad.htmI. (Дата обращения: 10.11.2013).
4. Дусаева Е.М. Управление конкурентоспособностью продукции аграрного сектора. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2010. 320 с.
5. Областная целевая программа «Развитие сети автомобильных дорог Оренбургской области на 2010—2015 годы» II Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области. URL: http:IIwww.orendor.ruIpost_46-pp.pdfI. (Дата обращения: 21.11.2013).