Научная статья на тему 'Анализ состояния ценностной сферы сознания учащихся-спортсменов'

Анализ состояния ценностной сферы сознания учащихся-спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЙСЯ-СПОРТСМЕН / ЦЕННОСТНАЯ СФЕРА СОЗНАНИЯ / НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО / STUDENT-ATHLETE / VALUE SPHERE OF CONSCIOUSNESS / MORAL VALUE / MORAL QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимов Игорь Борисович

В данной статье обосновывается важность формирования учащегося-спортсмена как нравственной личности; приводятся результаты изучения ценностной сферы сознания учащихся-спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE VALUE SPHERE OF CONSCIOUSNESS OF STUDENTS-ATHLETES

This article explains the importance of a student-athlete's development as a moral person; the results of a study of the value sphere of consciousness of students-athletes are given.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния ценностной сферы сознания учащихся-спортсменов»

ПЕДАГОГИКА

УДК 37.012:17.022.1

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ-СПОРТСМЕНОВ

© 2015 И.Б. Акимов

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 07.12.2014

В данной статье обосновывается важность формирования учащегося-спортсмена как нравственной личности; приводятся результаты изучения ценностной сферы сознания учащихся-спортсменов. Ключевые слова: учащийся-спортсмен, ценностная сфера сознания, нравственная ценность, нравственное качество.

Проблема формирования ценностной сферы сознания учащегося-спортсмена актуальна, так как профессиональный спорт, ориентированный, прежде всего, на достижение высоких результатов, во многом нивелирует нравственную сферу личности, содержание которой образуют ценности. Приобщение учащегося-спортсмена к ценностям в процессе физического воспитания является, на наш взгляд, одним из возможных способов развития его нравственности. Мы полагаем, что речь должна идти о нравственных ценностях, так как именно «нравственные ценности характеризуют поступки и намерения человека, причем такие, которые касаются отношений человека с другими людьми»1.

Мы утверждаем, что приобщение учащихся к нравственным ценностям есть ни что иное как развитие у них нравственности, базируясь на положении о том, что нравственность есть мир ценностей. Развитие нравственности предполагает не только приобщение учащихся к ценностям, но и включение их в нравственные отношения, в которых проявляются нравственные качества учащихся. В процессе исследовательских поисков мы выявили совокупность нравственных ценностей, к которым, на наш взгляд, необходимо приобщать учащихся в процессе фи-

зического воспитания, а также адекватных им нравственных качеств2.

Решение проблемы приобщения учащихся-спортсменов к нравственным ценностям в процессе физического воспитания требует понимания того, какие ценности являются неотъемлемой составляющей ценностной сферы их сознания. В рамках данной статьи мы остановимся на изучении иерархии нравственных ценностей и соответствующих им нравственных качеств учащихся девятого класса ФГБОУ СПО «Государственное училище (техникум) олимпийского резерва г. Самара».

Выявление иерархии нравственных ценностей и соответствующих им нравственных качеств осуществляется с помощью модифицированной методики В.А.Ядова3. В качестве критерия, по которому учащимся предлагается ранжировать ценности и качества, мы взяли физ-культурно-спортивную и физкультурно-оздоровительную деятельность. Учащиеся ранжируют ценности в контексте вопроса: «Какими нравственными ценностями Вы руководствуетесь при осуществлении физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности?», качества в контексте вопроса: «Какие нравственные качества, на Ваш взгляд, наиболее значимы

Акимов Игорь Борисович, аспирант кафедры педагогики. E-mail: akimovigor@ya. ru

1 Маслов, Е.С. Основные категории и проблемы теории ценностей: учебно-методическое пособие / Е.С.Маслов. - Казань: Казанский госуд. ун-т, 2010. - 38 с. - С.19.

2 Акимов, И.Б. О взаимосвязи нравственных ценностей и нравственных качеств в контексте научных представлений о физическом воспитании / И.Б.Акимов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2014. -Т.16. - №2(2). - С.283 - 287.

3 Саморегуляция и прогнозирование социального по-

ведения личности / под ред. В.А.Ядова. - Л.: Наука, 1979. - 264 с. - С. 208 - 209.

при осуществлении физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности?»

Полученные результаты обрабатываются с помощью математико-статистических методов исследования, что позволяет определить среднее значение каждого параметра (ценности или качество), а также его стандартное отклонение. Средние значения позволяют выстроить ценности (качества) в иерархию по субъективной значимости для учащихся: чем меньше среднее значение, тем более параметр значим для учащихся. Стандартное отклонение дает возможность измерить степень разброса значений каждого па-раметра4.

Таб. 1. Основные характеристики показателей (нравственные ценности, N = 57)

№ Нравственные Х1 хХ1 Ранг

п/п ценности

1. Добро 5,3509 2,9850 4

2. Долг 5,7193 3,0341 8

3. Достоинство 4,8070 2,3937 2

4. Милосердие 7,5088 2,1886 10

5. Ответственность 3,3684 2,3802 1

6. Свобода 6,8246 2,6934 9

7. Совесть 5,5965 2,5415 7

8. Справедливость 5,5088 2,8229 6

9. Честность 4,9298 2,8275 3

10. Честь 5,3860 2,9262 5

Где: XI - среднее значение 1-го показателя; хХ1 -

стандартное отклонение.

Таб. 2. Основные характеристики показателей (нравственные качества, N = 57)

№ Нравственные каче- Х1 хХ1 Ранг

п/п ства

1. Благородство 6,2807 2,5478 7

2. Великодушие 7,6316 2,0928 10

3. Верность 6,4561 2,5985 8

4. Доброта 6,6491 2,7090 9

5. Надежность 4,5965 2,5203 4

6. Обязательность 3,6316 2,4902 2

7. Отзывчивость 6,1228 2,4790 6

8. Самостоятельность 4,1403 2,6216 3

9. Совестливость 6,0175 2,5319 5

10. Требовательность 3,4737 2,8977 1

Где: Х1 - среднее значение 1-го показателя; хХ1 -стандартное отклонение.

Иными словами, показать, насколько значения каждого показателя отклоняются от своего среднего значения: чем выше стандартное от-

4 Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю.Ермолаев. - М.: МПСИ, 2002. -336 с. - С. 51.

клонение, тем больше разброс мнений учащихся относительно значимости конкретной ценности (качества). Результаты представлены в таб. 1, 2 (нравственные ценности и нравственные качества соответственно).

Иерархия нравственных ценностей, которыми учащиеся руководствуются при осуществлении физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности представляет собой следующую последовательность: 1) ответственность (3,3684); 2) достоинство (4,8070); 3) честность (4,9298); 4) добро (5,3509); 5)честь (5,3860); 6) справедливость (5,5088); 7) совесть (5,5965); 8) долг (5,7193); 9) свобода (6,8246); 10) милосердие (7,5088).

Базируясь на данной иерархии, опишем приблизительный ценностно-ориентационный портрет учащегося, осуществляющего физкуль-турно-спортивную и физкультурно-оздоровительную деятельность: «При занятиях спортом главное ответственно подходить к тому, что ты делаешь, достойно и честно идя к достижению результатов. Добро выводит на точку зрения важности не только сохранения собственной чести в самых разных ситуациях, возникающих в жизни спортсмена, но и бережного отношения к чести другого человека. Справедливость, предполагающая согласие с другими, призывает содействовать благу другого, совесть побуждает спортсмена выполнять свой долг. Что касается свободы и милосердия - это желательно, но не столь важно в спорте».

Анализ описанного ценностно-ориентаци-онного портрета учащихся девятого класса, а также содержания бесед с ними показывает, что ответственность девятиклассники понимают прежде всего как ответственное отношение к тренировкам, к соревнованиям. Учащиеся уверены, что именно ответственность поможет добиться успехов в выбранном виде спорта. Они не рассматривают ответственность как стремление думать о других людях, о последствиях своих действий. Кроме того, в ценностной сфере сознания учащихся ответственность не соотносится со свободой (1 и 9 ранги соответственно), в то время как свобода и ответственность, являясь по утверждению Т.В. Мишаткиной5, Е.В. Золотухи-ной-Аболиной6, парными моральными категориями (ценностями), предполагают друг друга.

5 Мишаткина, Т.В. Свобода и ответственность // Этика / под ред. Т.В.Мишаткиной, Я.С.Яскевича. - Минск: Новое знание, 2002. - С. 138 - 152.

6 Золотухина-Аболина, Е.В. Современная этика /

Е.В.Золотухина-Аболина. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003. - 416 с. - С. 211.

Свобода для девятиклассников, по их утверждениям, это ничем не обремененное времяпровождение, которое в их сознании, никак не способствует достижению спортивных результатов. Учащиеся не рассматриваю свободу как свободу выбора добра. Иными словами, девятиклассники и ответственность, и свободу понимают утилитарно, как то, что помогает либо мешает достижению конкретных целей. Свобода и ответственность не осознаются как нравственные ценности. Тоже можно сказать и о большинстве других ценностей. Например, справедливость учащиеся, в частности, понимают как справедливое судейство на соревнованиях прежде всего по отношению к себе. Они не видят смысла руководствоваться в физкультурно-спортивной деятельности такой ценностью как милосердие: милосердие к сопернику зачастую мешает достижению собственного успеха. Справедливость и милосердие (6 и 10 ранги соответственно) не рассматриваются девятиклассниками как стороны золотого правила нравственности. Да, и о самом этом правиле, как показали беседы с учащимися, они имеют нечеткие представления.

Обратимся к нравственным качествам. Исследованием установлена следующая иерархия нравственных качеств: 1) требовательность (3,4737); 2) обязательность (3,6316); 3) самостоятельность (4,1403); 4) надежность (4,5965); 5) совестливость (6,0175); 6) отзывчивость (6,1228); 7) благородство (6,2807); 8) верность (6,4561); 9) доброта (6,6491); 10) великодушие (7,6316).

Как видим, здесь на первые места выдвигаются качества, способствующие эффективности физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Это подтвердили и беседы с учащимися. Показательно, что перечисляя известные им нравственные качества, девятиклассники не указали среди таких качеств требовательность. В то время как именно требовательность они поставили на первое место среди нравственных качеств, наиболее значимых при осуществлении физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности. Тем самым можно утверждать, что изначально девятиклассники не отождествляют требовательность с нравственным качеством. Требовательность к себе для них сугубо практическое качество, позволяющее достичь спортивных результатов. Нами обоснована взаимосвязь нравственных качеств с адекватными им ценностя-ми7. В таб. 3 представлено сопоставление рангов

7 Акимов, И.Б. О взаимосвязи нравственных ценностей и нравственных качеств .... - С.283 - 287.

нравственных качеств и адекватных им нравственных ценностей.

Анализ приведенных в таб. 3 данных показывает, что большинство рангов ценностей и адекватных им качеств не только не совпадают, но и довольно далеко отстоят друг от друга. Например, долг и обязательность (8 и 2 ранги соответственно), свобода и самостоятельность (9 и 3 ранги соответственно) и т.д. Совпадают ранги лишь ответственности и требовательности, что еще раз подтверждает, что и ценности, и качества учащиеся воспринимают с точки зрения их полезности для эффективного осуществления физкультурно-спортивной деятельности.

Таб. 3. Основные характеристики показателей (нравственные ценности, нравственные качества, N = 57)

Нравственные Нравственные

№ п/п ценности Ранг качества Ранг

1. Добро 4 Доброта 9

2. Долг 8 Обязательность 2

3. Достоинство 2 Благородство 7

4. Милосердие 10 Отзывчивость 6

5. Ответственность 1 Требовательность 1

6. Свобода 9 Самостоятельность 3

7. Совесть 7 Совестливость 5

8. Справедливость 6 Великодушие 10

9. Честность 3 Верность 8

10 Честь 5 Надежность 4

Таким образом можно утверждать, что большинство учащихся, во-первых, не осознает вышеназванные ценности и качества как нравственные, ибо нравственная ценность значит, направленная на другого человека8, на благо другого человека. Девятиклассники в основном рассматривают предлагаемые ценности и качества относительно себя, относительно своего собственного блага. Во-вторых, учащиеся не видят соотношения нравственных ценностей и адекватных им нравственных качеств, не осознают, что мотивами отношений, в которых проявляют-

8 Москаленко, И.В. К проблеме изучения нравственных

ценностей: нравственные национальные ценности / И.В.Москаленко // Научно-издательский центр «Со-циосфера» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sociosphera.com/publication/conference/2011/106/ к ргеЫете izucheniva nravstvennvh cennostei nravstve nnve nacionalnve cennosti

ся нравственные качества, являются ценности, соответствующие данным качествам.

Для выявления отношения между нравственными ценностями, а также между нравственными качествами необходимо знать какова связь между ценностями, между качествами, каково направление связи. Выявление таких связей осуществляется с помощью корреляционно-регрессионного анализа, то есть определением коэффициентов парной корреляции ^Х1Х)), которые измеряют взаимную связь между парами показателей Xi и X). Корреляционная связь между показателями (ценностями, качествами) является прямой в том случае, если Rxixj>0, или обратной - если Rxixj<0. Если R=0 - связь отсутствует. Связь функциональная, если R=+1 или -1. Близость R к единице свидетельствует о том, что связь более сильная, близость к нулю - о том, что связь более слабая9.

Обращение к матрицам коэффициентов парной корреляции указывает на наличие прямых и обратных связей между ценностями, а также на прямые и обратные связи между качествами. Относительно ценностей сильные прямые связи обнаружены между: 1) добром и милосердием ^1х4 = 0,3138).

Сильные обратные связи выявлены между: 1) добром и ответственностью (Rх1х5 = -0,2925), честью ^х1х10 = -0,2631), справедливостью (Rх1х8 = -0,2356);2) долгом и справедливостью ^2х8 = -0,3604), честностью ^х2х9 = -0,2708), свободой ^х2х6 = -0,2050);3) достоинством и совестью (Rх3х7 = -0,3036), честностью ^х3х9 = -0,2738);4) милосердием и совестью (Rх4х7 = -0,3958), честью ^х4х10 = -0,3435), ответственностью (Rх4х5 = -0,2080);5) ответственностью и честью (Rх5х10 = -0,3438), свободой ^х5х6 = -0,2321);6) свободой и честью ^6х10 = -0,4110), честностью ^х6х9 = -0,2596);7) совестью и справедливостью ^х7х8 = -0,2247).

Относительно нравственных качеств сильные прямые связи обнаружены между: 1) благородством и великодушием ^х1х2 = 0,5522);2) великодушием и добротой ^х2х4 = 0,2288).

Сильные обратные связи обнаружены между: 1) благородством и самостоятельностью (Rх1х8 = -0,3642), совестливостью (Rх1х9 = -0,3440), требовательностью (Rх1х10 = -0,3086);2) великодушием и надежностью ^х2х5 = -0,3638), совестливостью ^х2х9 = -0,3594), требовательностью ^х2х10 = -0,3388), обязательностью (Rх2х6 = -0,3006);3) верностью и самостоятельностью

9 Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю.Ермолаев. - М.: МПСИ, 2002. -336 с. - С.212.

(Rх3х8 = -0,4945), совестливостью (Rх3х9 = -0,4138);4) добротой и требовательностью (Rх4х10 = -0,4903), обязательностью (Их4х6 = -0,3557); 5) надежностью и отзывчивостью ^х5х7 = -0,2091); 6) обязательностью и отзывчивостью ^6х7 = -0,4006).

Анализ прямых связей показывает, что учащиеся осознают, что добро и милосердие друг без друга невозможны, что благородство проявляется в великодушии к другому человеку. Несмотря на то, что доброта и великодушие находятся на периферии иерархии нравственных качеств (9 и 10 ранги соответственно), прямая связь между данными качествами свидетельствует о том, что девятиклассники интуитивно понимают, что добрый человек это всегда человек великодушный. У великодушного человека «гуманность превосходит меру общепринятых норм и проявляется по отношению к тому, кто ее не вполне заслуживает»10.

Наличие вышеобозначенных прямых связей позволяет утверждать, что в сознании учащихся имеются предпосылки для уяснения сущности нравственных ценностей и нравственных качеств как направленных на другого человека, на благо другого.

Не анализируя в полном объеме обратных связей между ценностями и обратных связей между качествами, скажем, что наличие обратных связей между ответственностью и свободой, совестью и справедливостью, верностью и самостоятельностью, добротой и требовательностью подтверждают нашу мысль о том, что нравственные ценности и нравственные качества учащиеся рассматривают с точки зрения их полезности для эффективного осуществления физкультурно-спортивной деятельности и, добавим, в контексте достижения успеха в собственной спортивной деятельности. Иными словами, ценности не воспринимаются ими как нравственные.

Итак, результаты, полученные с помощью модифицированной методики В.А.Ядова, позволяют сделать вывод о том, что ценностная сфера сознания учащихся-спортсменов противоречива. Нравственные ценности и нравственные качества девятиклассники рассматривают с точки зрения их полезности для эффективного осуществления физкультурно-спортивной деятельности, для достижения успеха собственной спортивной деятельности. Данные ценности и качества не воспринимаются учащимися как нравственные. Девятиклассники не видят соотношения нравственных ценностей и адекватных им нравствен-

10 Словарь по этике / под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1981. - 430 с. - С.38.

ных качеств. Полученное эмпирическое знание нию учащихся-спортсменов к нравственным позволит определить направление педагогиче- ценностям в процессе физического воспитания. ской деятельности преподавателя по приобще-

ANALYSIS OF THE VALUE SPHERE OF CONSCIOUSNESS OF STUDENTS-ATHLETES

© 2015 I.B.Akimov°

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article explains the importance of a student-athlete's development as a moral person; the results of a study

of the value sphere of consciousness of students-athletes are given.

Key words: student-athlete, value sphere of consciousness, moral value, moral quality.

Igor Borisovich Akimov, Postgraduate of Department of pedagogy. E-mail: akimovigor@ya. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.