Научная статья на тему 'Анализ состояния, тенденций и перспектив развития конъюнктуры автомобильного рынка стран азиатско-тихоокеанского региона'

Анализ состояния, тенденций и перспектив развития конъюнктуры автомобильного рынка стран азиатско-тихоокеанского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК / СОСТОЯНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ТОВАРНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ / ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ СПРОС / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова И. М., Троценко А. Н.

В статье отмечается, что на автомобильном рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) наблюдается острая конкуренция среди производителей за рынки сбыта автомобилей. Представлен анализ состояния и тенденций развития конъюнктуры автомобильного рынка стран АТР, а также дан прогноз развития конъюнктуры исследуемого рынка с помощью корреляционно-регрессионного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния, тенденций и перспектив развития конъюнктуры автомобильного рынка стран азиатско-тихоокеанского региона»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДк 338.12.017

анализ состояния, тенденций и перспектив развития конъюнктуры

автомобильного рынка стран азиатско-тихоокеанского региона

и. М. роМАноВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой маркетинга, коммерции и логистики

E-mail: rim. 6767@maii. ru А. н. ТроЦБЫКо, специалист кафедры маркетинга, коммерции и логистики E-mail: anastasiya_troce@mail. ru Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

В статье отмечается, что на автомобильном рынке стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) наблюдается острая конкуренция среди производителей за рынки сбыта автомобилей. Представлен анализ состояния и тенденций развития конъюнктуры автомобильного рынка стран АТР, а также дан прогноз развития конъюнктуры исследуемого рынка с помощью корреляционно-регрессионного метода.

Ключевые слова: автомобильный рынок, состояние, тенденции, перспективы, товарное предложение, покупательский спрос, прогнозирование конъюнктуры.

В результате мирового финансового кризиса, начавшегося в 2008 г., автомобильная промышленность стран АТР, за исключением КНР, оказалась в числе депрессивных секторов глобальной экономики. Только в 2010 г. международный автомобильный рынок начал выходить из рецессии. Поэтому на автомобильном рынке стран АТР наблюдается острая конкуренция среди производителей за рынки сбыта автомобилей. В связи с этим операторам ав-

томобильного рынка стран АТР необходимо проводить мониторинг и прогнозирование конъюнктуры данного рынка, чтобы оперативно реагировать на происходящие изменения и вносить коррективы в свои стратегические планы развития.

Рассмотрение состояния и тенденций развития автомобильного рынка стран АТР целесообразно начинать с выделения его особенностей (табл. 1).

На основе анализа особенностей автомобильного рынка можно выделить особенности формирования потребительского спроса и товарного предложения на автомобильном рынке стран АТР.

Предложение на автомобильном рынке определяется количеством автомобилей, которое операторы рынка хотят и могут продать по некоторой цене в течение определенного времени действия цены. Особенностями формирования товарного предложения на автомобильном рынке стран АТР являются следующие:

1) операторами рынка выступают автомобильные компании-производители, которые реализуют

Таблица 1

Особенности автомобильного рынка стран АТР в зависимости от параметров исследования

Исследуемый параметр Особенности автомобильного рынка

Особенности товара 1) автомобиль — это товар многократного использования на протяжении длительного периода времени. Потребители могут приобрести как новый, так и подержанный автомобиль; 2) автомобиль — это товар высокой технологической сложности, требующий значительного послепродажного обслуживания и поддержки в эксплуатации; 3) автомобиль — это один из дорогостоящих товаров для потребителя, который может быть как средством передвижения, так и элементом престижа

Степень ликвидности На потребительском автомобильном рынке существуют определенные критерии ликвидности, которыми руководствуются потенциальные покупатели. На сроки реализации автомобиля по рыночной цене влияют многие факторы: техническое состояние, год выпуска автомобиля, комплектация, узнаваемость торговой марки, стоимость технического обслуживания и деталей

Формирование цены Формирование цены на новый автомобиль в первую очередь зависит от его технических характеристик, особенно двигателя, а также большое значение имеют динамические показатели автомобиля. Увеличивает цену дополнительная комплектация, марка автомобиля, его класс, средства безопасности для водителя и пассажиров. Главным фактором при расчете стоимости подержанного автомобиля является его пробег Если за средний пробег принять цифру в 20—25 тыс. км в год, то приблизительную цену можно получить с помощью специальных таблиц падения стоимости в зависимости от возраста машины. Такое падение стоимости на вторичном рынке сильно зависит как от марки, так и от модели автомобиля — наименьшее падение цены наблюдается у более утилитарных автомобилей, таких как внедорожники, или автомобилей малого класса. С ростом класса автомобилей падение их цены ускоряется в зависимости от возраста и наивысшим будет у представительских автомобилей, для которых существенным является их престиж и социальный статус владельца. Отдельную категорию составляют спортивные автомобили, стоимость которых с возрастом падает особенно сильно в связи с их небольшим сроком службы, обусловленным высокой степенью форсирования двигателей, а также в связи с неизбежным улучшением технологий, за которыми «гонятся» их производители. Также на стоимость автомобиля при перепродаже будут сильно влиять интенсивность его эксплуатации, наличие коррозии и повреждений от ДТП

Потребитель Предъявляемые требования потребителей к автомобилю зависят от множества факторов, основными из которых являются следующие: 1) месторасположение потребителя: рельеф местности, климат, законодательство той или иной страны, национальные ценности; 2) предназначение использования автомобиля: передвижение, гонки, перевозки пассажиров или грузов; 3) образ жизни потребителя: молодые люди, которые любят скорость; семьянины; деловые люди и др.

Автомобильные компании Большую долю рынка по производству автомобилей на мировом автомобильном рынке занимают такие страны АТР, как Россия, США, Республика Корея, КНР, Япония. Крупные компании имеют дилерские сети практически во всех странах мира. Крупные автомобильные производители выносят производство из развитых стран в развивающиеся для сокращения издержек производства и снижения себестоимости автомобиля

Маркетинговые коммуникации Презентации новых автомобилей происходят на автосалонах. По окончанию автосалона присуждаются международные премии, номинации в конкурсах, объявляется автомобиль года. Так, в АТР действуют следующие автосалоны: 1) Североамериканский автосалон (ранее — Детройтский автосалон) - проходит ежегодно в середине января в Детройте. Данный салон в первую очередь является домом новых разработок основных 3 автопроизводителей в США: Chrysler, Ford и General Motors; 2) Нью-Йоркский автосалон (проводится раз в год); 3) автосалон в Лос-Анджелесе; 4) Токийский автосалон (проходит раз в два года). В первую очередь является домом новых разработок основных трех производителей в Азии: Honda, Nissan и Toyota. Отличительная особенность — это широкое представительство самых разнообразных концепт-каров, от более-менее реальных моделей, до самых изощренных и невообразимых; 5) Пекинский автосалон - является самым крупным в КНР (проходит раз в два года в четные годы); 6) Шанхайский автосалон (проходит раз в два года в нечетные годы)

Окончание табл.1

исследуемый параметр особенности автомобильного рынка

Особенности логистической сети Крупные автомобильные производители имеют налаженную логистическую цепочку. Автомобили поставляют наземным, морским и железнодорожным транспортом. Длина каналов распределения: 1) производитель — потребитель; 2) производитель — официальный дилер — потребитель; 3) производитель — официальный дилер — неофициальный дилер — потребитель

Формы покупки автомобиля 1) наличные платежи; 2) безналичные платежи; 3) специальные кредитные программы на покупку автомобилей, которые позволяют распределять во времени затраты на приобретение автомобиля (автокредиты); 4) программы финансового лизинга - позволяют использовать автомобили при минимуме затрат, при этом компании приобретают или обновляют основные фонды и существенно оптимизируют налогообложение; 5) программы оперативного лизинга - предполагают использование автомобилей на определенный период времени. Потребитель платит только за владение автомобилем и по окончании договора возвращает автомобиль лизинговой компании; 6) trade-in — обмен бывшего в эксплуатации автомобиля на новый или другой автомобиль с пробегом

Формы организации торговли 1) автосалоны дилеров; 2) автомобильные аукционы; 3) автомобильные рынки; 4) через объявления в Интернете, газетах; 5) склад производителя

Регулирование рынка 1) международные договоры; 2) законы, постановления; 3) технические регламенты; 4) таможенные пошлины на ввоз и вывоз автомобилей

напрямую новые автомобили потребителю либо через официальных автодилеров. Автомобильные аукционные дома, автодилеры, автомобильные торговые компании и физические лица реализуют подержанные автомобили потребителям;

2) на национальном рынке любой страны АТР представлены автомобили как отечественного производства, так и импортного;

3) автомобильные производители выносят производство из развитых стран в развивающиеся для сокращения издержек производства и снижения себестоимости автомобиля;

4) специфическим инструментом рекламы новых автомобилей является международная выставка (автосалон);

5) цена на новый автомобиль зависит от его технических характеристик, дополнительной комплектации, марки и класса автомобиля. Чем выше технические характеристики, чем больше автомобиль оснащен дополнительной комплектацией, чем выше класс и престижность марки автомобиля, тем дороже его стоимость;

6) в некоторых странах АТР действует протекционистская политика государства, направленная

на повышение таможенных пошлин на импорт автомобилей (Россия), на введение различных технических регламентов (Россия, США, Япония), которая оказывает прямое влияние на увеличение цен на автомобили.

Автомобильный спрос характеризует количество автомобилей, которое потребители хотят и могут приобрести по некоторой цене в течение определенного времени действия цены. Особенностью формирования потребительского спроса на автомобильном рынке стран АТР является зависимость спроса от множества факторов, основными из которых являются уровень дохода и социальное положение потребителя, месторасположение потребителя, предназначение использования автомобиля, образ жизни потребителя.

С учетом выявленных особенностей формирование спроса и предложения на автомобильном рынке стран АТР рассмотрим основные тенденции развития конъюнктуры автомобильного рынка стран АТР за последние 5 лет.

Автомобильный рынок представляет собой сложную систему, состоящую из автомобильных компаний-производителей, автодилеров, автомо-

Рис. 1. Структура автомобильного рынка как системы

Рис. 2. Структура операторов автомобильного рынка стран АТР, 2012 г

лить на цивилизованным и стихииныи рынки. Цивилизованный рынок состоит из автомобильных аукционных домов, автомобильных дилеров и автомобильных торговых компаний. На стихийном рынке физические лица и автомобильные торговые компании продают автомобили с открытых торговых площадок (стоянок), на которых скапливается множество бывшей в употреблении автотехники. На таком рынке цены ниже, чем на цивилизованном рынке (это происходит за счет того, что рынок никто не контролирует: качество автомобилей низкое, отсутствуют профессиональные заключения по техническому состоянию автомобилей, не предоставляется гарантийное и сервисное обслуживание). На стихийном рынке покупатель приобретает автомобиль на свой страх и риск.

Основные автомобильные компании-производители на рынке стран АТР в настоящее время представлены на рис. 3.

Анализ динамики объемов производства автомобилей в странах АТР в 2006-2011 гг. показал, что в этот

бильных аукционных домов, автомобильных торговых компаний и физических лиц, характеризующих предложение, и физических лиц в возрасте старше 18 лет (в США в возрасте старше 14 лет (в зависимости от штата), юридических лиц, характеризующих спрос (рис. 1).

Автомобильный рынок включает в себя рынок новых и подержанных автомобилей (рис. 2). На рынке новых автомобилей работают автомобильные компании-производители, официальные автомобильные дилеры, а также автомобильные аукционные дома. Рынок подержанных автомобилей можно разде-

Таблица 2

Объем производства автомобилей в странах АТР, шт.

Страна 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Доля в 2011 г., % Базисный темп роста

Австралия 330 900 334 617 329 556 227 283 243 495 224 193 0,4 0,68

Канада 2 572 292 2 578 790 2 082 241 1 490 482 2 071 026 2 134 893 4,2 0,83

КНР 7 188 708 8 882 456 9299 180 13 790 994 18 264 667 18 418 876 36,6 2,56

Индонезия 297 062 411 638 600 628 464 816 704 715 837 948 1,7 2,82

Япония 11 484 233 11 596 327 11 575 644 7 934 057 9 625 940 8 398 654 16,7 0,73

Малайзия 502 973 441 661 530 810 489 269 567 715 540 050 1,1 1,07

Мексика 2 045 518 2 095 245 2 167 944 1 561 052 2 345 124 2 680 037 5,3 1,31

Россия 1 508 358 1 660 120 1 790 301 725 012 1 403 244 1 988 036 3,9 1,32

Южная Корея 3 840 102 4 086 308 3 826 682 3 512926 4 271 941 4 657 094 9,2 1,21

Тайвань 303 221 283 039 182 974 226 356 303 456 343 296 0,7 1,13

Таиланд 1 194 426 1 287 346 1 393 742 999 378 1 644 513 1 478 460 2,9 1,24

США 11 263 986 10 780 729 8 693 541 5 731 397 7 761 443 8 653 560 17,2 0,77

Источник: составлено авторами на основе данных Международной ассоциации автопроизводителей.

Таблица 3

Объем производства легковых автомобилей в странах АТР, шт.

Страна 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Доля в 2011 г., °% Базисный темп роста

Австралия 270 000 283 348 285 590 188 158 205 334 189 503 0,5 0,7

Канада 1 389 536 1 342 133 1 195 436 822 267 968 860 990 483 2,8 0,71

КНР 5233 132 6381 116 6 737 745 10 383 831 13 897 083 14 485 326 41,0 2,77

Индонезия 256 285 309 208 431 423 352 172 496 524 561 863 1,6 2,19

Япония 9756 515 9 944 637 9 928 143 6 862 161 8 307 382 7 158 525 20,3 0,73

Малайзия 377 952 347 971 484 512 447 002 522 568 496 440 1,4 1,31

Мексика 1 097 619 1 209 097 1 217 458 942 876 1 390 163 1 657 080 4,7 1,51

Россия 1 177 918 1 288 652 1 469 429 599 265 1 208 362 1 738 163 4,9 1,48

Южная Корея 3 489 136 3 723 482 3 450 478 3 158 417 3 866 206 4221 617 12,0 1,21

Тайвань 211 306 212 685 138 714 183 986 251 490 288 523 0,8 1,37

Таиланд 298 819 315 444 401 309 313 442 554 387 549 770 1,6 1,84

США 4 366 220 3 924 268 3 776 641 2 195 588 2 731 105 2966 133 8,4 0,68

Источник: составлено авторами на основе данных Международной ассоциации автопроизводителей.

период лидером рынка была Япония (табл. 2). В результате мирового экономического кризиса в 2009 г. все страны — производители автомобилей в АТР, за исключением КНР, значительно сократили объем производства автомобилей. Китайская Народная Республика при этом увеличила объем производства автомобилей за последние 6 лет в 2,6 раза, став лидером на данном рынке по объему производства (доля КНР - 36,6 %). На 2-м месте находятся США (доля — 17,2 %). На 3-м месте Япония (доля по объему производства среди стран АТР — 16,7 %).

Ситуация на рынке легковых автомобилей стран АТР несколько отличается. Лидером рынка по объему производства по-прежнему остается КНР (41 %), на 2-м месте — Япония (20,3 %), на 3-м — Республика Корея (12 %) (табл. 3).

Основными производителями легковых автомобилей на рынке стран АТР в 2010 г. являлись

японская компания Toyota, американская компания General Motors (GM), южно-корейская компания Hyundai, американская компания Ford, японские компании Nissan, Honda, Suzuki. Компания Toyota являлась лидером по производству легковых автомобилей в странах АТР на протяжении 2006-2010 гг., ее объемы производства увеличились с 6,8 до 7,3 млн автомобилей. Второе месте по объемам производства легковых автомобилей в странах АТР заняла компания GM, объемы производства которой увеличились с 5,8 до 6,3 млн автомобилей. За 2006-2010 гг. увеличились объемы производства компании Hyundai (с 2 до 5,2 млн автомобилей). Из-за мирового экономического кризиса в 2008-2009 гг. произошло сокращение темпов прироста объемов производства автомобилей во всех рассматриваемых компаниях, за исключением корейской компании Hyundai (табл. 4).

Источник: составлено авторами на основе данных Международной ассоциации автопроизводителей.

Таблица 4

Объемы производства и темпы прироста объема производства легковых автомобилей основных производителей в странах АТР

npoH3BogHTeab Страна- Легковые автомобили , тыс. шт. Темпы прироста % Базовый

дитель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. темп роста

Toyota Япония 6 800,2 7 211,5 7 768,6 6 149 7 268 6,05 7,73 -20,9 18,2 1,07

GM США 5 779,7 6 259,5 6 015,3 4 998 6 267 8,30 -3,9 -16,9 25,4 1,08

Hyundai Южная Корея 2 003,6 2 292,1 2 435,5 4 223 5 247 14,40 6,26 73,4 24,3 2,62

Ford США 3 956,7 3 565,6 3 346,6 2 952 2 959 -9,88 -6,14 -11,8 0,2 0,75

Nissan Япония 2 512,5 2 650,8 2 788,6 2 381 3 142 5,50 5,2 -14,6 32,0 1,25

Honda Япония 3 549,8 3 868,5 3 878,9 2 984 3 592 8,98 0,27 -23,1 20,4 1,01

Suzuki Япония 2 004,3 2 284,1 2 306,4 2 104 2 503 13,96 0,98 -8,8 19,0 1,25

Chrysler США 748,34 754,9 529,5 211 340 0,88 -29,9 -60,2 61,1 0,45

KIA Ю. Корея 1 186,9 1 286,3 1 310,8 - - 8,37 1,9 - - 1,1

Mazda Япония 1 169,6 1 165,7 1 241,2 921 1 234 -0,33 6,48 -25,8 34,0 1,06

Mitsubishi Япония 1 009 1 100,5 1 175,4 716 1 057 9,07 6,81 -39,1 47,6 1,05

Chana automobile КНР 446,7 543,8 531,1 1 426 929 21,74 -2,34 168,5 -35 2,08

FAW Group КНР 393,8 690,7 637,7 650 781 75,39 -7,67 1,93 20,2 1,98

Corporation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

GEELY КНР 207,1 216,8 221 330 802 4,68 1,94 49,32 143, 3,87

CHERY КНР 319,4 427,9 350,6 509 685 33,97 -18,1 45,18 34,6 2,14

FujiHeavy Япония 507,6 512,6 552,1 440 595 0,99 7,71 -20,3 35,2 1,17

Industries

Dongfeng Motor КНР 257,9 437 489,3 663 350 69,45 11,97 35,5 -47 1,36

Corporation

ABToBa3 Россия 765,6 735,9 801,6 295 546 -3,88 8,93 -63,2 85,1 0,71

В мировом рейтинге автомобильных производителей в 2011 г., составленном Международной ассоциацией автопроизводителей, лидером стала американская компания General Motors (9,03 млн автомобилей), японский автоконцерн Toyota опустился с 1-го места в 2010 г. на 4-е в 2011 г. (7,9 млн автомобилей) из-за землетрясения в Японии, которое повлияло на работу автомобильных заводов.

На рынке грузовых автомобилей стран АТР лидером на протяжении всего исследуемого периода (2006-2011 гг.) являлись США (доля - 37,8 %) (табл. 5). На 2-м месте по объему производства грузовых автомобилей находилась КНР (26,1 %).

Основными производителями грузовых автомобилей на рынке стран АТР в 2010 г. являлись японские компании Isuzu, Toyota, Nissan, американские

Таблица 5

Объем производства грузовых автомобилей в странах АТР, шт.

Страна 2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. Доля в 2011 г., % Базисный темп роста

Австралия 60 900 51 269 43 966 39 125 38 161 34 690 0,2 0,57

Канада 1 182 756 1 236 657 886 805 668 215 1 102 166 1 144 410 7,6 0,97

Китай 1 955 576 2 501 340 2 561 435 3 407 163 4 367 584 3 933 550 26,1 2,01

Индонезия 40 777 102 430 169 205 112 644 205 984 276 085 1,8 6,77

Япония 1 727 718 1 651 690 1 647 501 1 071 896 1 318 558 1 240 129 8,2 0,72

Малайзия 125 021 93 690 46 298 42 267 45 147 43 610 0,3 0,35

Мексика 947 899 886 148 950 486 618 176 954 961 1 022 957 6,8 1,08

Россия 330 440 371 468 320 872 125 747 194 882 249 873 1,7 0,76

Южная Корея 350 966 362 826 376 204 354 509 405 735 435 477 2,9 1,24

Тайвань 91 915 70 354 44 260 42 370 51 966 54 773 0,4 0,6

Таиланд 895 607 971 902 992 433 685 936 1 090 126 928 690 6,2 1,04

США 6 897 766 6 856 461 4 916 900 3 535 809 5030335 5 687 427 37,8 0,82

Источник: составлено авторами на основе данных Международной ассоциации автопроизводителей.

компании Paccar, Ford, Chrysler, китайская компания Navistar International.

Для оценки конъюнктуры балансовым методом в качестве показателя, характеризующего потребительский спрос, был выбран объем продаж автомобилей стран АТР, а в качестве показателя, характеризующего товарное предложение, — объем национального производства автомобилей стран АТР с учетом импорта автомобилей за вычетом экспорта автомобилей. Результаты расчетов товарного предложения на автомобильных рынках США, Японии, России, Республики Корея, КНР представлены в табл. 6.

Анализ соотношения покупательского спроса и товарного предложения на автомобильном рынке стран АТР, представленного в табл. 7, показал, что автомобильный рынок в США, Японии, России, Республике Корея и КНР являлся рынком покупателя, когда товарное предложение превышает покупательский спрос, в результате чего увеличивается конкуренция между операторами автомобильного рынка стран АТР, и, как следствие, цены на автомобили должны снижаться.

Исследование конъюнктуры автомобильного рынка стран АТР не исчерпывается констатацион-ными оценками фактически сложившейся ситуации на рынке и тенденциями развития исследуемого рынка. В заключение исследования было проведено прогнозирование конъюнктуры автомобильного рынка стран АТР на основе факторного анализа. На основании полученных многофакторных регрессионных моделей были построены прогнозы товарного предложения и покупательского спроса на автомобильном рынке стран АТР (табл. 8). На основании данных (см. табл. 8) можно сделать вывод о возможном росте покупательского спроса (на 16 % относительно 2011 г.). Соотношение покупательского спроса и товарного предложения на автомобильном рынке стран АТР на прогнозируемый период свидетельствует о том, что исследуемый рынок будет оставаться по-прежнему рынком покупателя, т. е. предложение будет превышать спрос.

Таким образом, проведенный анализ показал следующее:

1) в результате мирового финансового кризиса на автомобильных рынках стран АТР, за исключением

Таблица 6

Формирование товарного предложения на автомобильном рынке стран АТР, млн шт.

Параметр предложения 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Предложение на рынке США

Объем производства 11,264 10,781 8,694 5,731 7,761 8,654

Импорт 2,999 2,923 2,734 2,373 1,934 2,534

Экспорт 5,142 4,896 2,959 1,974 2,901 3,612

Итого... 9,120 8,808 8,468 6,130 6,795 7,575

Предложение на рынке Японии

Объем производства 11,484 11,596 11,576 7,934 9,626 8,399

Импорт 0,281 0,294 0,244 0,356 0,244 0,239

Экспорт 5,967 6,550 6,727 3,616 4,838 4,422

Итого... 5,798 5,340 5,093 4,674 5,032 4,216

Предложение на рынке России

Объем производства 1,508 1,66 1,79 0,725 1,403 1,988

Импорт 1,115 1,738 2,142 2,152 0,746 0,778

Экспорт 0,189 0,186 0,187 0,06 0,063 0,068

Итого... 2,434 3,212 3,745 2,817 2,086 2,698

Предложение на рынке Южной Кореи

Объем производства 1,508 1,66 1,79 0,725 1,403 1,988

Импорт 1,115 1,738 2,142 2,152 0,746 0,778

Экспорт 0,189 0,186 0,187 0,06 0,063 0,068

Итого... 2,434 3,212 3,745 2,817 2,086 2,698

Предложение на рынке КНР

Объем производства 7,189 8,882 9,299 13,791 18,265 18,419

Импорт 0,121 0,290 0,400 0,421 0,814 0,976

Экспорт 0,342 0,613 0,700 0,370 0,545 0,850

Итого... 6,967 8,560 8,999 13,842 18,533 18,545

Источник: составлено авторами на основе данных Международной, Японской, Европейской, Корейской, Китайской ассоциаций производителей автомобилей, Альянса автопроизводителей.

Таблица 7

Показатели конъюнктуры автомобильного рынка стран АТР, млн шт.

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

США

Спрос 8,740 8,338 7,983 5,610 6,486 7,210

Предложение 9,120 8,808 8,468 6,130 6,795 7,575

Отклонение спроса от предложения -0,380 -0,470 -0,485 -0,520 -0,309 -0,365

Япония

Спрос 5,740 5,338 5,083 4,610 4,956 4,210

Предложение 5,798 5,340 5,093 4,674 5,032 4,216

Отклонение спроса от предложения -0,058 -0,002 -0,010 -0,064 -0,076 -0,006

Россия

Спрос 1,790 2,414 2,76 1,466 1,913 2,653

Предложение 2,434 3,212 3,745 2,817 2,086 2,698

Отклонение спроса от предложения -0,644 -0,798 -0,985 -1,351 -0,173 -0,045

Ю. Корея

Спрос 1,164 1,219 1,067 1,394 1,328 1,475

Предложение 1,247 1,312 1,426 1,650 1,605 1,623

Отклонение спроса от предложения -0,083 -0,093 -0,358 -0,256 -0,277 -0,148

КНР

Спрос 6,800 8,800 9,800 13,640 18,000 18,510

Предложение 6,967 8,560 8,999 13,842 18,533 18,545

Отклонение спроса от предложения -0,167 0,240 0,801 -0,202 -0,533 -0,035

Источник: составлено авторами на основе данных Международной, Японской, Европейской, Корейской, Китайской ассоциаций производителей автомобилей, Альянса автопроизводителей.

Таблица 8

Прогноз показателей конъюнктуры автомобильного рынка стран АТР

на 2012-2013 гг., млн шт.

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. (прогноз) 2013 г. (прогноз)

Спрос 24,234 26,109 26,693 26,720 32,683 34,058 39,398 39,728

Предложение 25,566 27,232 27,731 28,913 34,051 34,657 40,235 40,668

Отклонение спроса -1,332 -1,123 -1,038 -2,193 -1,368 -0,599 -0,837 -0,940

от предложения

рынка КНР, произошел спад объемов производства автомобилей, вследствие чего произошла перестановка лидеров на рынке стран АТР. Если в 2006-2008 гг. лидером на данном рынке по объему производства была Япония, то в настоящее время — КНР;

2) среди автомобильных компаний в 2011 г. лидером на международном автомобильном рынке стала американская компания GM;

3) основными производителями автомобилей на рынке стран АТР являются компании GM, Toyota, Hyundai, Ford, Isuzu, Nissan;

4) автомобильный рынок стран АТР на протяжении 2006-2011 гг. являлся рынком покупателя, когда товарное предложение превышало покупательский спрос, и будет оставаться таким в ближайшие годы.

Результаты проведенного исследования автомобильного рынка стран АТР могут быть

полезны операторам данного рынка для того, чтобы своевременно реагировать на происходящие изменения.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Автомобильная промышленность Японии 2011: JAMA. URL: http://www. jama-english. jp/ publications/MIJ2011.pdf.

2. Автомобильные дилеры. URL: http://www. auto-portal. ru/autodealer.

3. Автомобильный рынок России и СНГ: обзор 2010 г. / Газ. «Ведомости». URL: http://www. vedomosti. ru/research/getfile/3/015_Automotive-2010-RU. pdf.

4. Автостатистика и рейтинги: продажи, количество, потеря стоимости: Green Site SereGa: статистика продаж автомобилей. URL: http://serega. icnet. ru/CarSale. html .

5. Аналитическое агентство «Автостат». URL: http://www. autostat. ru .

6. Ассоциация европейского бизнеса в Российской Федерации. URL: http://www. aebrus. ru .

7. Все страны. URL: http://www. cars. ru/ country

8. Выбор способа продажи авто. URL: http:// weeksale. ru/articles/article_1.

9. Каталог автомобилей из США. URL: http:// globalautousa. com .

10. Количество автомобилей на душу населения. ООН пересчитала владельцев машин во всем мире. URL: http://sergeenko. do. am/news/ kolichestvo_avtomobilej_na_dushu_naselenija_oon_ pereschitala_vladelcev_mashin_vo_vsem_mire/2011-06-25-471 .

11. Корейская автомобильная ассоциация импортеров и дистрибьюторов. URL: http://www. kaida. co. kr.

12. Купить, чтобы продать: критерии ликвидности автомобиля. URL: http://na15.ru/559 .

13. Логистика автомобилей. URL: http://www. rolfscs. ru/fvl .

14. Международная организация автопроизводителей. URL: http://oica. net.

15. Национальные особенности автомобилей. URL: http://carsused. ru/vibor/7.html .

16 . Носкова Е. В. Методическое обеспечение исследования и прогнозирования конъюнктуры рынка недвижимости: монография. Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2011. 344 с.

17. Подбор формы покупки автомобиля. URL: http://www. newsavtoworld. ru/?p=5110 .

18. Расходы на автомобиль. Виды расходов на современное авто. URL: http://124m. ru/?p=2118 .

19 . Романова И. М. Сегментирование рынка легковых автомобилей г. Владивостока на основе анализа потребительских предпочтений / И. М. Романова, А. Н. Троценко // Практический маркетинг. 2012. № 5. С. 31-39.

20. Формирование цены на автомобили. URL: http://in-drive. ru/9467-formirovanie-ceny-na-avtomobili. html .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.