Научная статья на тему 'Анализ состояния технического нормирования в строительстве в России и за рубежом'

Анализ состояния технического нормирования в строительстве в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
574
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ / EXAMINATION OF PROJECT DOCUMENTATION / СМЕТНО-НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ESTIMATE-REGULATORY FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ступникова Е. А., Шаталова Е. П.

В статье проводится анализ проблем и перспектив развития технического нормирования в строительстве и определяющую роль государства в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TECHNICAL STATE OF STANDARDIZATION IN CONSTRUCTION IN RUSSIA AND ABROAD

The article analyzes the problems and prospects of development of technical regulation in construction and defining the role of the state in this process.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния технического нормирования в строительстве в России и за рубежом»

УДК: 69.002.2

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Ступникова Е.А., к.э.н., доцент кафедра Экономика строительного бизнеса и управление собственностью, ФГОБУ ВПО «Московский

государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МИИТ) Шаталова Е.П., аспирант, ФГОБУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МИИТ)

В статье проводится анализ проблем и перспектив развития технического нормирования в строительстве и определяющую роль государства в этом процессе.

Ключевые слова: строительство, экспертиза проектной документации, сметно-нормативная база.

ANALYSIS OF THE TECHNICAL STATE OF STANDARDIZATION IN CONSTRUCTION IN RUSSIA AND ABROAD

Stupnikova E., Ph.D., assistant professor, Economy of the construction business and property management chair, FSEIHPE «Moscow State

University of Railway Engineering» (MGUPS (MIIT) Shatalova E., the post-graduate student, FSEI HPE «Moscow State University of Railway Engineering» (MGUPS (MIIT)

The article analyzes the problems and prospects of development of technical regulation in construction and defining the role of the state in this process.

Keywords: construction, examination of project documentation, estimate-regulatory framework.

Любая экспертиза это подтверждение соответствия представленных документов требованиям, утвержденных законодательством РФ, с описанием ошибок и замечаний, а также с указанием профессиональных рекомендаций по их устранению.

Процедура прохождения экспертизы проектной документации в строительстве необходима для предотвращения нарушений строительных норм и правил на стадии проектирования для безопасности возводимых объектов, а так же развития строительного рынка России. В настоящее время развитие рынка экспертных услуг в строительстве столкнулось с рядом проблем, которые часто выносятся на обсуждение и подвергаются всевозможной критике. Специалисты выделяют следующие проблемы:

1. Недостаток квалифицированных экспертов в различных сферах строительства, а, следовательно, низкий уровень качества экспертных услуг;

2. Длительные сроки получения заключения государственной экспертизы;

3. Устаревшая сметно-нормативная база, а соответственно и устаревшая существующая методика проверки сметной стоимости строительства.

В связи с этими обстоятельствами начинают возникать мнения и обсуждаться возможность отмены обязательного согласования сметной стоимости строительства, финансируемой из федерального бюджета (а именно, Министерство строительства и ЖКХ рассматривает вероятность внесения поправок в Градостроительный кодекс [1]).

По мнению Елены Самсоновой, являющейся партнером консалтинговой группы «НЭО Центр»: «Экспертиза заключается в проверке соответствия разработанной сметной документации существующей сметно-нормативной базе, которая длительное время не является актуальной, так как применяемые нормативы разработаны на базе 1984 года. Здесь и старые технологии, и стоимость ресурсов на уровне цен 2000 года с переводом индексами в текущий уровень цен — все это дает высокую погрешность» [1].

Однако, на наш взгляд, исключение сметы из перечня обязательных документов для прохождения экспертизы проекта приведет к необоснованному увеличению расходования бюджетных средств, поскольку в проект могут быть заложены любые (а вероятнее всего наиболее дорогостоящие) решения, которые приведут к значительному увеличению стоимости строительства.

За последние годы можно привести примеры таких проектов: стадион «Зенит Арена» на Крестовском острове в Санкт-Петербурге. Расходы на строительство которого в 2007 году оценили в 6,7 млрд. руб., однако за семь лет смета выросла уже до 43,8 млрд. руб.; также в 2014 году Счетная палата выявила, что строительство платной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке в Тверской области превзошло смету на 6,6 млрд. руб.

Счетная палата выявила целую схему, при которой стоимость крупных государственных строек завышалась на 20-45% [1]. Эти нарушения можно выявить как раз потому, что фактический бюджет строительства отличается от изначально согласованной сметы, которая была определена в процессе обязательного прохождения экспертизы сметной стоимости строительства.

Конечно же, существующая отечественная сметно-нормативная база не соответствует современным достижениям научно-технического прогресса в строительстве, особенно при быстром развитии таких направлений как строительство высокоскоростных железнодорожных и автомобильных магистралей, высотного и уникального строительства. Сегодня строительство высокоскоростных магистралей требует разработки новой нормативной базы, строительство зданий выше 75 метров и 35 этажей так же требует разработки специальных технических условий для каждого объекта, что существенно усложняет и затягивает процесс проектирования. Но это необходимо сделать, поскольку отказ от сметного нормирования - это путь тупиковый, который приведет к хаосу в строительстве.

Для сравнения в данной статье проведен анализ процесса регулирования строительной отрасли в России, США, Германии и Японии.

Россия

В России регистрацию, учет и издание строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта России. В разработке документов участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).

Как известно, в Федеральную сметно-нормативную базу России вносятся большое количество изменений и дополнений к нормам и расценкам практически всех сборников. Так, в конце 2015 года Минстрой России издал законопроект, вносящий поправки в Градостроительный кодекс РФ, по переходу от индексно-базисного метода определения стартовой цены строительства объекта к ресурсному методу. В целях экономии средства федерального бюджета на строительство к 2017 году планируется создать информационную систему, включающую в себя федеральный реестр сметных нормативов и информацию о стоимости основных строительных ресурсов.

Однако переиздаются нормативы с незначительными изменениями, не затрагивающими капитальных и системных основ нормирования, хотя должны идти наряду с прогрессирующей отраслью строительства.

Рис. 1. Правовые и административные условия для капитального строительства в Германии

Америка

В Соединенных Штатах Америки разработкой стандартов, наряду с государственными, занимаются и негосударственные организации, при условии, что разработанный стандарт соответствует требованиям Американского института национальных стандартов (ANSI).

ANSI так же является негосударственной организацией (в отличие от российских органов), которая уполномочена исполнять роль национального органа по стандартизации. При этом ANSI не финансирует и не участвует в разработке национальных стандартов, а только занимается аккредитацией разработчиков, которые, в свою очередь, в праве самостоятельно определять какие из разрабатываемых ими стандартов заслуживают маркировки ANSI.

В США около 200 организаций-разработчиков, имеющих аккредитацию ANSI, из них только четыре являются государственными организациями - Служба исследований в области сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства США, Лаборатория информационных технологий Национального института стандартов и технологии (NIST) и две ядерных лаборатории Министерства энергетики США [5].

Практика применения модельных строительных норм на территории США, в том числе местными законодательными властями, заключается в адаптации принятой модели строительного кодекса, при необходимости с внесением поправок и дополнений, в качестве обязательной к применению, на территории данного административного образования.

По мнению американского автора А.Р. Серых, российская модель, где министерствам и ведомствам запрещено издавать обязательные к исполнению подзаконные акты, лишает органы исполнительной власти важного рычага технического регулирования, ослабляющего тем самым оперативность и эффективность работы государственных органов.

В Казахстане, как и в США, разработка и утверждение нормативных правовых актов в области технического регулирования (технических регламентов) осуществляется центральными органами

исполнительной власти. Строительное ведомство Казахстана может использовать опыт развитых стран по созданию модельных строительных кодексов с учетом политических, экономических и географических особенностей Казахстана [5].

Германия

Основными регламентирующими аппаратами, отвечающими за качество и порядок строительной сферы, являются - Немецкий институт нормирования (DIN) (на федеральном уровне) и Немецкий институт строительной техники (DIBt) (на уровне федеральных земель) (рис.1)

Институт по стандартизации DIN представляет национальные интересы Германии и на международном уровне. Благодаря работе немецких экспертов в сфере международной стандартизации и нормирования институт DIN стал одним из мировых лидеров по разработке стандартов и других нормативных документов. В 2006 году архив организации насчитывал более тридцати тысяч стандартов DIN, из них более шестнадцати тысяч изданных на английском языке.

Основной деятельностью сотрудников института является организация работы всех отделов и комитетов, занимающихся разработкой нормативных документов и координирование процесса разработки стандартов и другой технической документации. Всего в DIN входят 74 нормативных комитета. [4]

Немецкий институт строительной техники DIBt, основанный в 1968 году, в области регулирования строительной деятельности является агентством федерального правительства Германии, созданным для единого исполнения строительно-технических задач в области публичного права. Институт дает заключения по строительно-техническим вопросам для федерации в целом и федеральных земель в частности. Ежегодно выдается около 2000 национальных лицензий.

Задачами Института DIBt в области нормирования являются: участие в работе всех важных организаций и комитетов по нормированию в строительстве; представительство вопросов строительного надзора в национальных и европейских организациях по нормированию; выполнение национальных и европейских норм,

CHART OF THE DIN GROUP

DIN e.V.

0*n*r#t AtMfnUir

hntnt» с Prol Dr. Diaun |d*p I

BlacIMn commlllM

Prot Or Hom#nh

Oar min cnnfmntily

СММИ Dr. B«hk*

OR. BAHKE

ChJiM mj#i M llw Г. HI ullvt thUKd

MARQUARDT

М«п1ми Ol III* ViKullv« Ua

Hum*n ittouri«

IxhttK«* d»|H I Cnvn он ntsnl

faodtlull* K**llh

Pi*(iu«n *ngm**t iivg

and op*W»

&*(«ly tn^inwrmg

ilairiamifalton

Or Bolwiaatti

Innmalmn

t * i hoolofly

Dr Ulndal*

DIMRTMCHTt

Tai hnKal dvfri 3 Aafoifiaca

Duildtna

■jiiipbtiililiriu and

lathixitofly Tachniial intlallalMtna Water (waclica

?•* hn И al '!->»« 3

F'undamanlal Ihnoloyy ■ rifiw rnallon InhnoiWly M*<hma and p4ar»i

rfataf lai» lailwm

Or, ИгаиП

(latlrical. ClactrunM Л Inlormaiion Tw hnoto^i« ol DIN and VDI

D*al*<

Or Wrldgarbai

*l a hdardliallen

Df Oef>A««(l>

COMMISSIONS AMO COORDINATION ОГ FICES

CoordWiallon nllHn

Haallh cwnmluMn

ftalaly *«vin**iint (ommliiK

SMI> cwnmliilaii

iarvKn

Cvtl urily

(Гftvif immanl a< |ir i»t*<-1

(lKlronwbH«ly optica

Daulh Vat I a« QmbH

Оррагшалл 1С Hair manl

Or 'KhaiM

□IN bldMI* OmbH

Or SiliacM

SUBtlDIAIty AND AttOCIATIO COHI'ANIII

I DINODIt TlWüaMW' I (ИП Hcridinq QfnkM

I II« and*FttMi(q Oh«Uh halt № I I /afDhfwnj<4 m tuiopa mbH

»•flln/Mtx Tilaph*

Рис. 2. Структура института по стандартизации в Германии DIN e.V. [3]

DIN ClRlCQ О«», tut Hu»f<irm<laUI intet«

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

fit

Техническое регулирование строительной отрасли Я поник

Л SA (Японская ассоциация по ста нлар гам)

Разработка стандартов различных nfí пястей

Сертификация в управлении качеством

С

11риродоохранная сертификация продукции

Распространение национальных стандартов

Сертификация систем управления информационной безопасности

Обучение персонала

D

J ISC' (Японский комитет но промышленным стандартам)

Межведомственная координация в области стандартизации

Рис. 3. Техническое регулирование строительной отрасли Японии [6]

содержащихся в «Сводах строительных правил» или «Своде технических строительных положений» - ведение надзорной деятельности и координация интересов строительного надзора в случае неполноты европейских стандартов. [2]

Япония

В Японии техническое регулирование строительной отрасли осуществляют 2 надзорных комитета, один из которых ^Л (Японская ассоциация по стандартам) отвечает за разработку стандартов, другой .ТКС (Японский комитет по промышленным стандартам) осуществляет аккредитацию разработчиков стандартов. На рисунке 3 ниже показаны основные задачи технического регулирования 2 комитетов ^Л и Л$С.

Таким образом, проанализировав опыт ведущих зарубежных стран, можно сделать вывод о пересмотре подхода к системе технического нормирования, о необходимости «осовременивания» российских нормативных документов и технических регламентов в строительной сфере, а не отказе от них вообще. Безопасность жизнедеятельности зависит, прежде всего, от качества проектной документации, а размер финансирования - от состояния сметно-нормативной базы.

Возможно, первым шагом на пути совершенствования нормативов могло бы послужить заимствование систем нормирования строительной отрасли у успешных зарубежных стран. Это могла бы

быть Германия, которая является одним из мировых лидеров по разработке национальных и европейских нормативных документов, или США, с применением своих модельных строительных норм, с дальнейшей адаптацией и гармонизацией строительных норм с учетом технологических факторов, а также географических, экономических и политических особенностей России.

Литература:

1. Новость от 30.06.2015 по данным Газета.ру

(http://www.gazeta.ru/realty/2015/06/30_a_6860561.shtml)

2. Презентация «Роль и задачи Немецкого института строительной техники (DIBt) в области регулирования строительной деятельности в Германии» Герхард Брайтшафт, Международная конференция «Техническое регулирование и стандартизация в строительстве» 19 февраля 2014;

3. Официальный сайт Института по стандартизации и нормированию http://www.din.de/;

4. Данные с сайта http://www.thulebox.ru/index.php7new_ division_id=1071;

5. А.Р. Серых SNIP REGISTER, INC. Чикаго, США

6. Презентация «Системы нормирования и проблемы гармонизации в строительстве», Фаликман Вячеслав Рувимович, http://www.normacs.info/uploads/ckeditor/attachments/1817/ falikmanprezent.pdf

УДК 005.7

ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ В XXI ВЕКЕ

Иванова И.А., д.э.н., профессор кафедры Менеджмента и маркетинга, ЧОУ ВО «Московский университет им. С.Ю. Витте», e-mail:

master-of-system@mail.ru

Статья посвящена проблеме смены поколений в XX - XXI веке. В статье исследуются различия в установках и ценностях разных поколений работников и даются рекомендации по отбору, обучению и адаптации представителей разных поколений в современной компании.

Ключевые слова: смена поколений, поколение xby, ценности, корпоративная культура, обучение персонала.

THEORY OF GENERATIONS: THE PROBLEMS OF LEARNING AND ADAPTATION OF YOUNG PROFESSIONALS IN THE 21ST CENTURY

Ivanova I., Doctor of Economics, professor of the Management and marketing chair, Moscow Witte University, e-mail: master-of-system@mail.ru

The article deals with the problem of succession in the 20th-21st century. This article takes a look at the differences in preferences and values of different generations of employees and provides recommendations on the selection, training and generational adaptation in modern company.

Keywords: generational change, generation x b y, values, corporate culture and training.

Специалисты, сталкивающиеся в своей работе с проблемой подбора и адаптации кадров, в последнее время все чаще говорят о неких поколениях X, У и X. Что это за люди и почему так важно правильно привлекать их к сотрудничеству? Согласно мнению многих HR-специалистов, родившаяся недавно теория поколений открывает широкие границы и возможности для привлечения и развития молодых профессионалов.

Впервые об особенностях и различиях людей разных возрастных категорий заговорили американские исследователи Нейл Хоув и Уильям Штраус. Они создали теорию, которая основывалась на различиях в ценностях людей различных поколений. Эти различия и причины их возникновения были изучены, и в результате проведенных исследований были сделаны выводы, что на формирование базовых общих ценностей поколения влияет не столько возраст, сколько сложившаяся ситуация в экономике и политике, уровень технологического развития общества в целом и другие факторы. Спустя некоторое время теория стала применяться и на практике в связи с тем, что она доказала свою эффективность в мире бизнеса. Несмотря на объективные различия приложения теории в разных странах, на сегодняшний день теория становится все более распространенной и применимой. Возрастная теория включает в себя три основных составляющих: поколения X, У и X и дополнительную - бэби-бумеры.

В нашей стране к категории бэби-бумеров большинство специалистов относят людей, родившихся в период с 1945 по

1963 годы. Как правило, они заинтересованы в саморазвитии, коллективном труде и командной игре. Бэби-бумеры считаются поколением с самыми стабильными запросами, является ориентированным, главным образом, на устойчивость. Именно стабильные условия работы имеют для представителей этого поколения наибольшее значение, превалируя даже над материальными выгодами.

Факторами, оказавшими наибольшее влияние на формирование их поколенческих ценностей стали:

• ощущение себя гражданами супердержавы;

• полет Гагарина в космос;

• "холодная война";

• гарантии государства, в том числе гарантированность медицинского обслуживания.

Характеристиками этого поколения считаются:

• вера в будущее;

• энергичность;

• настроенность на результат;

• работа для них очень важна: "Я работаю, потому что могу реализовать себя".

В настоящее время большинство бэби-бумеров находятся на пенсии, хотя можно встретить и тех, кто всё ещё работает. Отличительной особенностью этой категории людей в России является крепкое здоровье, выносливость, психологическая устойчивость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.