Научная статья на тему 'Анализ состояния системы высшего профессионального образования и перспективы развития системы менеджмета качества в вузах'

Анализ состояния системы высшего профессионального образования и перспективы развития системы менеджмета качества в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудаков Д. В.

В статье анализируется состояние системы высшего профессионального образования. Рассмотрена перспектива внедрения системы менеджмента качества в вузах. Выявлены основные проблемы при внедрении системы менеджмента качества в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the state of the system of higher professional of education. Considered the prospect of introduction of quality management systems in universities. Basic problems in the implementation of quality management systems in universities.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния системы высшего профессионального образования и перспективы развития системы менеджмета качества в вузах»

УДК 378

Д.В. Рудаков, D.V. Rudakov

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕТА КАЧЕСТВА В ВУЗАХ

ANALYSIS OF THE STATE SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION

В статье анализируется состояние системы высшего профессионального образования. Рассмотрена перспектива внедрения системы менеджмента качества в вузах. Выявлены основные проблемы при внедрении системы менеджмента качества в вузах.

The article analyzes the state of the system of higher professional of education. Considered the prospect of introduction of quality management systems in universities. Basic problems in the implementation of quality management systems in universities.

Ключевые слова: система менеджмента качества, образование, бизнес-процесс

Key words: quality management system, education, business process

На современном этапе развития Российской федерации решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть модернизированная образовательная система. В течении последних 35 лет образование в нашей стране постоянно реформируется и реформы продолжаются, позитивного результата за это время выявлено не было и наша образовательная система уже не занимает лидирующего положения на мировом образовательном рынке. В результате этого наступает угроза уменьшения конкурентоспособности на мировых рынках. Перечислим основные вызовы, которые необходимо решать в образовании РФ [1]:

1. Структурные изменения в экономике не обеспечены кадрами;

2. Глобальный кризис сферы высшего образования: система образования говорит кадры для «уходящей» экономики;

3. Информационная трансформация меняет технологию образования: должна быть заменена лекционно-семинарская модель;

4. Отсутствие эффективных показателей оценивающих качество профессорско-преподавательского состава;

5. Вузы должны определять свои образовательные программы, конкурируя на рынке образования.

Отвечая на эти вызовы, в России формируются островки образования, отвечающие новым требованиям (авторские школы, факультеты довузовской подготовки, учебные центры). Однако функционирования вузов в 90-е и 2000 годы на грани выживания любой ценой выстраивание компромиссов за счет уменьшения качества образования, поэтому экстраполяции этих результатов не даст положительный результата.

Главное отличие новой модели от существующей - её фокус на необходимости образования в течение жизни;

1. в новой модели образование принципиально понимается как незавершенное;

2. в новой экономике образование составляет ядро карьеры в течение всей жизни;

3. индивидуализация образовательных траекторий.

В новой модели вместо жестко предписанных траекторий - индивидуальные, в дополнительном образовании - возможность постоянного обновления компетентностей.

Ключевыми факторами результативности являются:

- самостоятельная работа обучающихся;

- самостоятельный доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.

Внедрение образовательных инноваций сопряжено с возникновением ряда причин, к которым

следует отнести:

1. Сложность совмещения инновационных подходов к обучению, новых блоков учебного содержания с существующими (в том числе регламентированными) учебными планами и программами;

2. Необходимость сосуществования в условиях одного вуза носителей различных педагогических представлений

3. Усиление требований к переподготовке и повышению квалификации III 1С, обеспечение их повышающихся запросов в межпредметной профессиональной коммуникации;

4. Постоянный поиск и разработка новых учебных материалов, методических пособий, учебников

5. Изменение всей схемы управления педагогическим и студенческими коллективами находящимся в инновационном режиме

6. Включение в образовательный процесс сотрудников научно-исследовательских подразделений и ППС в активную научно-исследовательскую деятельность.

Действующая в Российской Федерации система контроля и обеспечения качества профессионального образования основана на периодическом применении к каждому учреждению триады последовательных процедур: лицензирования, аттестации, аккредитации.

В сложившейся ситуации одним из наиболее эффективных инструментов повышения конкурентного преимущества ВУЗа на рынке образовательных услуг, повышения качества подготовки выпускников и эффективности управления самим образовательным учреждением является внедрение СМК, соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 9001. Рассмотрим основные преимущества от внедрения СМК в вузы:

1. Иметь СМК в высших учебных заведениях требование при государственной аккредитации ВУЗа и лицензировании специальности/направления.

2. Создает преимущества доля вуза в привлечении иностранных студентов и благоприятно влияет на международное сотрудничество с иностранными вузами.

3. Увеличивает гарантию качества образовательного процесса в глазах существующих и потенциальных потребителей.

4. Управляемость ВУЗа улучшается в связи с тем, что при проектировании СМК строго распределяется ответственность за выполнение процедур.

5. Повышается прозрачность ВУЗа в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций.

6. Повышается конкурентоспособность ВУЗа за счет предоставления качественного образования и производства инновационных и востребованных бизнесом научных разработок.

Для более эффективной организации разработки и внедрения СМК в ВУЗе необходимо двигаться сверху вниз. Однако в силу сложности объекта рассмотрения, высокой инерционности процессов в ВУЗе и высокой длительности внедрения (более 3-5 лет) видится целесообразным вести разработку СМК параллельно как на верхнем уровне управления, так и в основных структурных подразделениях - кафедрах. Это очевидно, т.к. на кафедрах сосредоточен основной потенциал развития университета. Внедрение СМК на кафедре требует меньше усилий и времени на согласование и разработку основополагающих документов, т.к. кафедра представляет собой относительно небольшой и сплоченный коллектив.

Необходимо помнить, что образовательные учреждения имеют свою специфику. Деятельность вузов должна (как внешняя, так и внутренняя) жестко регламентироваться. Для этого требуется разработать методики описания бизнес-процессов образовательных учреждений, которые должны удовлетворять следующим требованиям [2]:

- наличие унифицированных элементов, которые позволят описывать бизнес-процессы системы управления в вузах;

- целевые назначения модели, которые учитывают организационные и внедренческие аспекты использования бизнес-модели;

- наличие методологической базы моделирования;

- возможность информационной поддержки всех участников проекта бизнес-моделирования с применением отчетности и аналитики по модели.

Таким образом, качество образования, как и качество любой деятельности не только и не столько экономическая, сколько социально-нравственная категория. В повседневной жизни и в экономике она работает именно как нравственный ориентир добросовестного труда и обустроенного быта. Общество должно стремиться к принятию национальной политики в области качества развивающейся личности.

Библиографический список

1. Высшее образование: повестка 2008-2016 / А. Волков, Д. Ливанов, А. Фурсенко // Эксперт. - 2007. - № 32 (573).

2. Чернявский, Д. И. Использование ролевого метода в системе менеджмента качества в высших учебных заведениях / Д. И. Чернявский, Д. В. Рудаков, К. В. Катык // Научное обозрение. -2014. - № 3. - С. 297 - 303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.