Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития системы управления качеством высшего образования в Российской Федерации'

Проблемы и перспективы развития системы управления качеством высшего образования в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1755
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ / АТТЕСТАЦИЯ / АККРЕДИТАЦИЯ / ПРИЗНАНИЕ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / CERTIFICATION / ACCREDITATION / RECOGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Банников Сергей Александрович

Установлены проблемы повышения качества образования в России. Рассмотрены механизмы формирования независимой оценки качества. Определены перспективы развития системы отечественного образования. Выделены направления реформирования нормативно-правовой базы образования, возможности и ограничения использования в вузах систем менеджмента качества. Намечены конкретные шаги, реализация которых позволит осуществить на практике внедрение современной системы менеджмента качества в организациях системы высшего образования. Отдельное внимание уделено необходимости признания российского образования за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Prospects of Quality Management System of Higher Education in the Russian Federation

The article defines the problem of raising the quality of education in Russia. The mechanisms of formation of independent quality assessment. The prospects of the national education system development. Allocated directions of reforming the regulatory framework of education, possibilities and limitations of use in higher education quality management systems. Identified specific steps, the implementation of which will allow to put into practice the introduction of modern quality management systems in higher education institutions. Special attention is paid to the need to recognize the Russian education abroad.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития системы управления качеством высшего образования в Российской Федерации»

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 2 (384). Экономические науки. Вып. 52. С. 190—196.

УДК 378.1 ББК У497.4

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С. А. Банников

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации, Челябинск, Россия

Установлены проблемы повышения качества образования в России. Рассмотрены механизмы формирования независимой оценки качества. Определены перспективы развития системы отечественного образования. Выделены направления реформирования нормативно-правовой базы образования, возможности и ограничения использования в вузах систем менеджмента качества. Намечены конкретные шаги, реализация которых позволит осуществить на практике внедрение современной системы менеджмента качества в организациях системы высшего образования. Отдельное внимание уделено необходимости признания российского образования за рубежом.

Ключевые слова: системы управления качеством, аттестация, аккредитация, признание.

В условиях современного мирового развития особую актуальность приобретает проблема управления интеграционными процессами во всех основных направлениях деятельности государства. В области образования интеграционные процессы базируются прежде всего на явлении «академической мобильности» — интенсивного обмена студентами, аспирантами, стажерами, преподавателями между образовательными организациями практически всех стран мира.

Согласно актуальным задачам, поставленным президентом и правительством РФ перед российской системой высшего образования, данная система должна быть конкурентоспособной на мировом рынке образовательных услуг и привлекательной для иностранных граждан. Указом Президента № 599 от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» поставлена задача обеспечить к 2020 г. вхождение не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу. 29 октября 2012 г. утвержден план мероприятий по развитию ведущих российских университетов, предусматривающий повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Распоряжение Правительства № 2006-р от 29 октября 2012 г.); в этот план включены в том числе мероприятия по продвижению ведущих российских университетов в международных рейтингах. Распоряжением Минобрнауки России от 2 апреля 2013 г. № Р-53 утверждены методические рекомендации по представлению ведущими

российскими университетами отчетов в международные рейтинговые агентства.

Данные тенденции отчетливо демонстрируют курс страны на интеграцию российского высшего образования в мировой рынок образовательных услуг. Однако процесс включения российских университетов в международные рейтинги, а также популяризация российского высшего образования среди иностранных граждан напрямую зависят и от степени соответствия российских стандартов качества высшего образования мировым стандартам.

Востребованность российского образования, интеграция различных образовательных программ и в конечном итоге признание документов об образовании и ученых степеней, полученных на территории Российской Федерации, за рубежом — все эти вопросы находятся в поле проблем системы образования России, требующих решения в ближайшем будущем. Необходимость обеспечения международного признания качества подготовки специалистов в российских образовательных организациях высшего образования в условиях интернационализации высшего образования (ООВО) актуализирует проблему обеспечения качества образования в высшей школе России. Поэтому формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов посредством интеграции в российскую систему оценки качества образования международных инструментов оценивания и исследования качества образования обретает все большую актуальность и требует научного подхода.

Вопросы управления качеством исследуются давно, однако проблемы управления качеством образования представлены в научных трудах недостаточно масштабно. Данной проблемой занимались, в частности, С. Булгаков и А. Семченко [1], Е. Егоров и Л. Васильева [2], В. Левшина [3], М. Коджешау [4]. Вместе с тем вопросы формирования системы оценки качества образования в контексте обеспечения международного признания качества подготовки специалистов в Российской Федерации сегодня остаются открытыми и дискуссионными.

Целью статьи является анализ существующих проблем развития системы управления качеством высшего образования в Российской Федерации и определение перспектив ее развития в части обеспечения международного признания качества подготовки отечественных специалистов.

Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества высшего образования определяются следующим образом [6]:

— поиск единых критериев обеспечения и гарантии качества образования европейских стран в рамках Болонского процесса, включая переход на кредитную систему;

— создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ европейских стран;

— разработка и внедрение университетских систем менеджмента качества на базе различных моделей системы менеджмента качества (СМК), включая модель международных стандартов серии 180-9000-2000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (ЕРОМ) и другие национальные модели управления качеством в образовании;

— построение системы управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям.

В России, как и в большинстве других развитых стран, существует государственный контроль качества высшего образования. Он направлен на обеспечение единой государственной политики в области высшего профессионального образования, повышение качества подготовки специалистов. Система государственного контроля качества высшего образования поддерживается процедурой комплексной оценки деятельности ООВО, совмещающей процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации.

Анализ результатов проектов, реализованных в рамках ФЦПРО 2011—2015 гг. и ориентированных на развитие системы оценки качества образования (речь идет о ряде госконтрактов (ГК); см. электронные ресурсы [9—15]), а также анализ имеющегося опыта [5; 7] свидетельствуют о том, что к числу основных проблем повышения качества образования и внедрения принципов и методов современного менеджмента качества в ООВО относятся:

• недостаток в квалифицированном профессорско-преподавательском составе (ППС), особенно в кадрах высшей квалификации;

• ППС не владеет базовыми положениями концепции образования — положениями компетент-ностного подхода — в подавляющем большинстве ООВО;

• недостаточно современный уровень учебно-лабораторной и учебно-методической базы для проведения учебного процесса;

• ППС — скорее теоретики, нежели практики в использовании современной учебно-лаборатор-ной и учебно-методической базы;

• недостаточная мотивация большинства студентов к получению полноценных и качественных знаний, навыков и умений;

• отсутствие достаточного количества квалифицированных менеджеров на всех уровнях управления в ООВО;

• отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов и методов менеджмента качества как на локальном, так и на региональном уровнях;

• утрата полноценной связи с предприятиями промышленности и, как результат, ведение обучения в отрыве от потребностей работодателей (по целому ряду направлений подготовки в регионах Российской Федерации отсутствуют профильные предприятия, способные и готовые брать на практику студентов; процесс создания базовых кафедр на предприятиях наткнулся на непреодолимые препятствия: лицензионные условия);

• несоответствие систем управления качеством на разных уровнях системы образования;

• отсутствие соответствующего финансирования.

Отправным тезисом в определении качества образования принимается утверждение, что качество результатов деятельности ООВО должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов ООВО. Построение системы менеджмента качества с учетом мнения

всех групп потребителей и постоянное улучшение этой системы наиболее целесообразно осуществлять на базе сочетания и последовательного использования принципов всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management; TQM), международных стандартов ISO-9001-2000 и ISO-9004-2000, а также методов самооценки в организациях, построенной на базе модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM).

Создание системы управления качеством образования и внедрение методов и принципов менеджмента качества на различных уровнях системы образования Российской Федерации возможно при четкой и последовательной организации работ в этом направлении на основе однозначно определенной нормативно-правовой и методической базы. Необходим единый подход, объединяющий российские нормативные правовые акты, положения, учитывающий национальные особенности, и международные подходы и требования по организации и улучшению качества высшего образования. Наличие квалифицированных кадров в области менеджмента качества является одним из важнейших условий создания системы менеджмента качества образования.

Таким образом, на основе международного опыта реформ в управлении высшим образованием могут быть предложены следующие актуальные направления развития системы управления качеством высшего образования в Российской Федерации:

1. Формирование нормативно-правовой основы системы менеджмента качества высшего образования:

1.1. Разработка совместимых рамочных Государственных стандартов высшего образования с целью создания основ системы непрерывного образования и успешной реализации программ многоступенчатой подготовки специалистов, базирующихся на лучших традициях российского образования (фундаментальности, практической ориентации и др.), с усилением внимания к изучению иностранных языков и интернационализации образования.

1.2. Разработка нового Перечня направлений подготовки специалистов с учетом мировой практики формирования образовательных программ по номенклатуре, структуре и содержанию.

1.3. Внесение изменений в перечень показателей, используемых при проведении аттестации и государственной аккредитации ООВО, или

создание принципиально новой единой системы показателей, используемой при аттестации, государственной аккредитации, оценке качества и определении рейтинга ООВО. Действующая система показателей для ООВО включает качественные и количественные показатели, оцениваемые экспертно в ходе комплексной проверки образовательной организации. Показатель, отражающий наличие и эффективность внутриорга-низационной системы контроля качества образования, должен включать качественную оценку совершенства основных процессов ООВО. Наиболее целесообразным представляется не коррекция существующего перечня показателей аттестации и государственной аккредитации ООВО, а разработка принципиально нового единого перечня показателей, включающего и показатели наличия системы менеджмента качества. Перечень должен быть полностью согласован с показателями, которые представляют ООВО во все государственные органы.

1.4. Разработка гармонизированного со стандартами и рекомендациями ЕЫОА национального стандарта Российской Федерации на системы качества ООВО и организация взаимодействия с ЕКОА в целях одобрения национального стандарта по гарантии качества высшего профессионального образования со стороны ассоциации.

2. Стандартизация системы менеджмента качества ООВО:

2.1. Создание и разработка единой концепции, базовой модели и методики самооценки (оценки) уровней совершенства основных критериев, определяющих деятельность ООВО России в области менеджмента качества, согласованных с отечественной и общемировой практикой построения систем обеспечения качества образования. Деятельность ООВО должна базироваться на общепринятых принципах менеджмента качества и моделях обеспечения качества ООВО. Такая модель и методика самооценки (оценки) могли бы, с одной стороны, использоваться ООВО в целях постоянного совершенствования внутренних процессов управления и повышения качества образовательного процесса, а с другой — служили бы основой для проведения внешней экспертизы наличия системы менеджмента качества ООВО при проведении аттестационной экспертизы и государственной аккредитации ООВО.

2.2. Разработка методологии проектирования и оценки систем менеджмента качества ООВО на основе адаптации требований и рекомендаций

международных стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО-9000-2001). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— провести анализ исходного состояния разработки и внедрения СМК ООВО;

— разработать план мероприятий по проектированию и внедрению СМК ООВО;

— провести обучающие семинары по принципам построения эффективной СМК ООВО для руководителей и сотрудников ООВО, ППС;

— провести идентификацию, анализ и классификацию рабочих процессов ООВО, определяющих качество образовательной деятельности; разделить процессы СМК на основные и вспомогательные;

— провести документирование (разработать документацию) СМК ООВО;

— внедрить СМК ООВО (провести апробацию и коррекцию СМК ООВО);

— подготовить СМК ООВО к внешнему аудиту.

3. Формирование инфраструктуры системы менеджмента качества образования:

3.1. Развитие и обеспечение международного признания независимой от органов исполнительной власти в области управления образованием системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ ООВО на основе передового зарубежного и отечественного опыта. Включение в нормативную базу комплексной оценки деятельности ООВО со стороны Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки критериев, предусматривающих наличие в ООВО образовательных программ, прошедших аккредитацию со стороны общественных профессиональных организаций (обществ, ассоциаций, союзов).

3.2. Создание единой системы мониторинга качества образования с учетом позитивного опыта отдельных ООВО по разработке и внедрению собственных систем мониторинга.

3.3. Создание органа по аккредитации агентств оценки качества образования в соответствии со стандартом ISO 17011 (ГОСТ РИСО/МЭК 17011-2009. Оценка соответствия. Общие требования к органам аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия).

3.4. Создание Ассоциации органов по сертификации систем менеджмента качества ООВО. В функции Ассоциации органов по сертификации СМК ООВО должна входить координация работ в этой области, согласование критериев

оценки СМК ООВО на соответствие их требованиям стандартов серии 180-9000-2000, методическая помощь ООВО и органам по сертификации и т. п. В состав Ассоциации могут входить представители Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, высшей школы, органов по сертификации СМК. Создание такой Ассоциации позволит существенно повысить качество работ в этом направлении, а в дальнейшем вхождение органов по сертификации в международные организации по сертификации позволит обеспечить признание выдаваемых сертификатов на общеевропейском уровне.

3.5. Создание единой системы повышения квалификации администраторов и аудиторов ООВО в области менеджмента качества. Цель — формирование понимания у руководителей, преподавателей и сотрудников ООВО принципов менеджмента качества в образовательных организациях, овладение практическими навыками построения систем менеджмента качества ООВО и применения методов и инструментов менеджмента качества для улучшения процессов образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности в ООВО. Особое внимание должно быть уделено подготовке аудиторов систем качества и признанию создаваемой системы повышения квалификации международными организациями по аттестации персонала.

3.6. Формирование и реализация комплексной научно-методической программы по вопросам оценки качества и менеджмента качества в образовательных организациях высшего образования.

3.7. Создание комплексной системы информационного сопровождения работ в области менеджмента качества как информационной среды для коммуникации и корпоративного взаимодействия при реализации мероприятий. Это могут быть периодические издания, конференции, семинары, мультимедиа-издания и веб-сайты, содержащие информацию о научных результатах, лучших практиках в деятельности ООВО, тенденциях и направлениях развития менеджмента качества, рекомендации, отчеты.

3.8. Совершенствование механизмов привлечения зарубежных агентств, экспертов к контролю и оценке качества высшего образования Российской Федерации.

4. Обеспечение конкурентоспособности образовательного процесса ООВО:

4.1. Расширение участия ООВО в международных сопоставительных исследованиях.

4.2. Привлечение научных, образовательных, материальных, кадровых и других ресурсов ведущих организаций и предприятий — лидеров в регионе (стране, мире) для совместной реализации образовательных программ с целью повышения качества подготовки специалистов по соответствующему направлению (профилю).

Таким образом, одной из наиболее значимых задач в области образования в Российской

Федерации сегодня является внедрение и использование современных методов управления с целью повышения качества образования и обеспечения международного признания качества подготовки специалистов. Реализация указанных задач требует срочных мер по разработке концепции совершенствования управления качеством в ООВО и методологии использования методов и средств менеджмента качества в образовании в целом.

Список литературы

1. Семченко, А. Современные особенности обеспечения качества высшего образования / А. Семчен-ко, С. Булгаков // Менеджмент качества. — 2015. — № 2. — С. 96—114.

2. Егоров, Е. Е. Некоторые проблемы повышения качества управления образовательной организацией / Е. Е. Егоров, JI. И. Васильева // Соврем, науч. исслед. и инновации. — 2014. — № 12. — С. 227—231.

3. Левшина, В. В. Опыт и перспективы развития систем менеджмента качества образовательных организаций / В. В. Левшина // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. — 2014. — Вып. 3. — С. 140—144.

4. Коджешау, М. А. Внедрение СМК в образовательных учреждениях Российской Федерации—принципы построения [Электронный ресурс] / М. А. Коджешау. — URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY12/ smk-vuz.htm.

5. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы : аналит. докл. / В. М. Филиппов [и др.]. — М. : Логос, 2005. — 540 с.

6. Иванов, В. А. Особенности реализации процессного подхода в системах менеджмента качества образовательных учреждений / В. А. Иванов, А. В. Селезнева // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. — 2015. — Сер. «Психолого-пед. науки». № 1 (25). — С. 70—77.

I. Степанов С. А. Менеджмент качества в образовании. Проблемы, перспективы / С. А. Степанов // Качество, инновации, образование. — 2002. — № 1. — С. 49—52.

8. Дощанова А. И. Особенности формирования инновационной модели высшей школы в современных условиях / А. И. Дощанова, И. С. Санду, И. В. Кирова. — 2014. — Т. 11, № 8. — С. 535—538.

* * *

Государственные контракты (электронные ресурсы)

9. Отчетные материалы по проекту «Разработка методики использования национальных и отраслевых квалификационных рамок в системе оценки качества образовательных программ профессионального образования и сертификации квалификаций» (ГК1 от 28.10.2011 № 12.Р20.11.0082; http://fcs.vpk.ru/ cgi-bin/uis/gk.cgi/ExtDataGk/View/6328336?class_suffix=Gk).

10. Отчетные материалы по проекту «Формирование моделей оценки влияния изменения государственных процедур контроля и оценки качества образования на систему образования с точки зрения качества образования» (ГК от 07.11.2011 № 12.Р20.11.0072; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1329).

II. Отчетные материалы по проекту «Создание системы оценки качества образования при реализации программ прикладного бакалавриата» (ГК от 11.11.2011 № 12.Р20.11.0078; http://xn~nlabdok.xn~plai/ node/1332).

12. Отчетные материалы по проекту «Разработка и апробация моделей профессиональной оценки качества программ профессионального образования (НПО, СПО, ВПО, ДПО)» (ГК от 26.09.2011 № 12.Р20.11.0018; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1448).

13. Отчетные материалы по проекту «Разработка и апробация моделей общественной оценки качества профессионального образования (НПО, СПО, ВПО, ДПО)» (ГК от 07.10.2011 № 12.Р20.11.0056; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1292).

14. Отчетные материалы по проекту «Разработка и апробация методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования» (ГК от 14.10.2011 № 12.Р20.11.0055; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1305).

^К — государственный контракт.

Сведения об авторе

Банников Сергей Александрович — кандидат экономических наук, доцент, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Челябинск, Россия.

Bulletin of Chelyabinsk State University.

2016. No. 2 (384). Economic Sciences. Iss. 52. Pp. 190-196.

PROBLEMS AND PROSPECTS OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF HIGHER EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

S.A. Bannikov

The Federal Service for Supervision in the Sphere of Education and Science of the Russian Federation, Chelyabinsk, Russia

The article defines the problem of raising the quality of education in Russia. The mechanisms of formation of independent quality assessment. The prospects of the national education system development. Allocated directions of reforming the regulatory framework of education, possibilities and limitations of use in higher education quality management systems. Identified specific steps, the implementation of which will allow to put into practice the introduction of modern quality management systems in higher education institutions. Special attention is paid to the need to recognize the Russian education abroad.

Keywords: quality management system, certification, accreditation, recognition.

References

1. Semchenko A. Sovremennye osobennosti obespecheniya kachestva vysshego obrazovaniya [Modern features of quality assurance in higher education]. Menedzhment kachestva [Management of quality], 2015, no. 2, pp. 96—114. (In Russ.).

2. Egorov E.E., Vasil'yeva L.I. Nekotorye problemy povysheniya kachestva upravleniya obrazovatel'noy or-ganizatsiyey [Some problems of increasing the quality of management of educational institution]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific research and innovation], 2014, no. 12, pp. 227—231. (In Russ.).

3. Levshina V.V. Opyt i perspektivy razvitiya sistem menedzhmenta kachestva obrazovatel'nyh organizat-siy [Experience and prospects of development of the quality management systems of educational organizations]. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy [Quality management system: experience and prospects], 2014, iss. 3, pp. 140—144. (In Russ.).

4. Kodzheshau M.A. Vnedreniye SMK v obrazovatelnykh uchrezhdeniyakh Rossiyskoy Federatsii —print-sipy postroeniya [Implementation of QMS in educational institutions of the Russian Federation: the principles of construction]. Available at: http://quality.eup.ru/MATERIALY12/smk-vuz.htm (In Russ.).

5. Filippov V.M. Upravleniye v vyisshey shkole: opyt, tendentsii, perspektivy [Management in higher education: experiences, trends, prospects]. Moscow, Logos Publ., 2005. 540 p. (In Russ.).

6. Ivanov V.A., Selezneva A.V. Osobennosti realizatsii protsessnogo podkhoda v sistemakh menedzhmenta kachestva obrazovatelnykh uchrezhdeniy [Features of the process approach to quality management systems of educational institutions]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Samara State Technical University], 2015, no. 1 (25), pp. 70—77. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Stepanov S. A. Upravleniye v vyisshey shkole: opyt, tendentsii, perspektivy. [Management in higher education: experiences, trends, prospects]. Menedzhment kachestva v obrazovanii: problemy, perspektivy. Kachestvo, innovatsii, obrazovaniye [Quality management in education: problems, prospects. Quality, innovation, and education], 2002, no. 1, pp. 49—52. (In Russ.).

8. Doshchanova A.I., Sandu I.S., Kirova I.V. Osobennosti formirovaniya innovatsionnoy modeli vysshey shkoly v sovremennykh usloviyakh [Features of formation of an innovative model of higher education in modern conditions], 2014, vol. 11, no. 8, pp. 535—538. (In Russ.).

196

C. A. EanHUKoe

* * *

9. Otchetnye materialy poproektu "Razrabotka metodiki ispol'zovaniya natsional'nykh i otraslevykh kvali-fikatsionnykh ramok v sisteme otsenki kachestva obrazovatel'nykhprogramm professional'nogo obrazovaniya i sertifikatsii kvalifikatsiy" [Deliverables of the project "Development of the method of use of national and sectoral qualifications frameworks in the system of assessing the quality of professional education and certification of qualifications of educational programs"] (GK ot 28.10.2011 no. 12.P20.11.0082; http://fcs.vpk.ru/cgi-bin/ uis/gk.cgi/ExtDataGk/View/6328336?class_suffix=Gk). (In Russ.).

10. Otchetnye materialy po proektu "Formirovaniye modeley otsenki vliyaniya izmeneniya gosudarstven-nykh protsedur kontrolya i otsenki kachestva obrazovaniya na sistemu obrazovaniya s tochki zreniya kachestva obrazovaniya" [Deliverables of the project "Formation of models assessing the impact of changes in government control procedures and assessing the quality of education in the education system in terms of the quality of education"] (GK 07.11.2011 no. 12.P20.11.0072; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1329). (In Russ.).

11. Otchetnye materialy po proektu "Sozdaniye sistemy otsenki kachestva obrazovaniya pri realizatsii programm prikladnogo bakalavriata" [Deliverables of the project "Establishment of education quality assessment systems for the implementation of applied bachelor degree programs"] (GK 11.11.2011 no. 12.P20.11.0078; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1332). (In Russ.).

12. Otchetnye materialy po proektu "Razrabotka i aprobatsiya modeley professional'noy otsenki kachestva programm professional'nogo obrazovaniya" [Deliverables of the project "Development and testing of models of professional assessment of the quality of vocational education programs"] (GK 26.09.2011 no. 12.P20.11.0018; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1448). (In Russ.).

13. Otchetnye materialy po proektu "Razrabotka i aprobatsiya modeley obshchestvennoy otsenki kachestva professional'nogo obrazovaniya" [Deliverables of the project "Development and testing of models of public evaluation of the quality of vocational education] (GK 07.10.2011 no. 12.P20.11.0056; http://xn--nlabdok.xn--plai/node/1292). (In Russ.).

14. Otchetnye materialy po proektu "Razrabotka i aprobatsiya metodologii reytingovaniya obrazovatel 'nykh uchrezhdeniy professional 'nogo obrazovaniya" [Deliverables of the project "Development and testing of a methodology for rating the professional education of educational institutions"] (GK 14.10.2011 no. 12.P20.11.0055; http://xn~nlabdok.xn~plai/node/1305). (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.