Научная статья на тему 'Анализ состояния сформированности методической системы будущего учителя'

Анализ состояния сформированности методической системы будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
222
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / СТУДЕНТ / МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ВУЗЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FUTURE TEACHER / STUDENT / METHODICAL SYSTEM / PROFESSIONAL AND METHODICAL PREPARATION IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION / INDIVIDUAL STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирхина Ирина Витальевна, Буржинская Таисия Григорьевна

В статье раскрыты сущность, содержание и механизмы формирования методической системы будущего учителя, являющейся фактором подготовки конкурентоспособных, профессионально-мобильных педагогов, умеющих работать в режиме развития обучающихся. Уровни сформированности исследуемого феномена раскрыты с помощью выявленных критериев и показателей. Эффективность формирования методической системы будущего учителя обоснована комплексом выявленных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the essence, the maintenance and mechanisms of methodical system formation in future teacher. It is the factor of preparation of competitive, professional and mobile teachers who are able to work in a mode of the training development. Levels of the phenomenon formation are examined by the revealed criteria and indicators. The formation efficiency of methodical system in future teacher is proved by the complex of revealed pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния сформированности методической системы будущего учителя»

зволяет преподавателю ИПК применять те методы и технологии, которые соответствуют уровню его квалификации, профессиональной компетентности и принципа разноуровневости курсовой подготовки педагогических работников.

Библиографический список

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

2. Воронцова В.Г. Постдипломное образование педагога: гуманитарно-аксиологический подход: Дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1997. - 441 с.

3. Змеев С.И. Андрагогика: становление и пути развития // Педагогика. - 1995. - .№2. - С. 64-67.

4. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование

взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб.; Воронеж, 1995. - 232 с.

5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

6. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энцикл., 1993. - 608 с.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

8. Якиманская И.С. Технология личностноориентированного обучения в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

УДК 378:37.01

Ирхина Ирина Витальевна

доктор педагогических наук, профессор,

Буржинская Таисия Григорьевна

Белгородский государственный университет Burzhinskaya@bsu. edu.ru

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье раскрыты сущность, содержание и механизмы формирования методической системы будущего учителя, являющейся фактором подготовки конкурентоспособных, профессионально-мобильных педагогов, умеющих работать в режиме развития обучающихся. Уровни сформированности исследуемого феномена раскрыты с помощью выявленных критериев и показателей. Эффективность формирования методической системы будущего учителя обоснована комплексом выявленных педагогических условий.

Ключевые слова: будущий учитель, студент, методическая система, профессионально-методическая подготовка в вузе, индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Инновационные процессы, происходящие в образовании, обуславливают необходимость подготовки учителя нового типа, способного работать в изменившихся социально-экономических условиях. Образовательные учреждения нуждаются в учителе, обладающим принципиально новым стилем мышления, владеющим новой методологией, с высоким уровнем общей культуры, с новой структурой психолого-педагогической компетентности, умеющего работать в современном образовательном пространстве, нетрадиционно подходить к решению различных педагогических ситуаций, проектировать и планировать процесс обучения в целом, конструировать его на разных уровнях и этапах, прогнозировать, и анализировать результаты работы с последующей рефлексией и коррекцией своей педагогической деятельности. От

учителя требуется перевод своей деятельности на новый качественный уровень, характеризующийся собственной методической системой, становление которой происходит на этапе профессиональной подготовки в вузе.

Анализ и обобщение существующих определений исследуемого феномена позволил нам сделать вывод о том, что методическая система учителя это профессионально-личностное образование, направленное на реализацию целей конкретного предмета, формируемое на основе профессионального мировоззрения будущего учителя, индивидуального стиля деятельности и имеющегося педагогического опыта.

Структура методической системы учителя представляет собой динамически развивающуюся многоуровневую целостность, образуемую взаимосвязью трех основных компонентов: цен-

ностно-целевого, когнитивно-операционального и рефлексивно-оценочного.

Ценностно-целевой компонент методической системы включает в себя мировоззрение, «философию» будущего педагога, целевые характеристики образовательных концепций и технологий, которые он принимает и использует в практической деятельности (в ходе педагогических практик). Ценностно-целевой компонент выступает внутренним регулятором методической системы учителя, моделирующим ее содержание и направленность. Ценности-цели определяют смысл педагогических идей, теорий, концепций, технологий, благодаря чему происходит оценивание и отнесение их в ту или иную ценностную систему. Ценности-цели связаны с переводом ценностных ориентаций будущего учителя в статус руководящей идеи, внутреннего убеждения, регламентирующего методическую деятельность. Ценностно-целевой компонент методической системы учителя можно рассмотреть на четырёх иерархических уровнях: философском, общенаучном, конкретно-научном и на уровне конкретного учебного предмета.

Когнитивно-операциональный компонент методической системы будущего учителя составляет совокупность знаний и умений педагога, идей, педагогических концепций, а также приёмов, методов, форм и технологий обучения, выстраивающихся в рамках принятых концепций и теорий, которыми владеет будущий педагог и использует в процессе педагогической практики. Когнитивный компонент методической системы учителя включает в себя: знания в области общей педагогики, психологии, физиологии, гигиены; знания принципов и закономерностей процесса обучения, методических категорий и их технологических характеристик; специальные знания по конкретному учебному предмету; педагогические умения, в том числе методические (по конструированию и организации учебного процесса, управлению учебно-познавательной деятельностью школьников), воспитательные, диагностические, исследовательские.

Операциональный компонент методической системы будущего учителя представляет собой совокупность приёмов, методов, форм и технологий обучения, которыми овладевает педагог и использует их в процессе обучения школьников. Творчество будущего педагога и уровень его профессиональной подготовки проявляется

в умении проектировать операциональный компонент своей методической системы на каждом уроке в каждом конкретном классе, находить и определять оптимальное сочетание различных технологий или их компонентов.

Рефлексивно-оценочный компонент исследуемой системы характеризует осмысление, самоанализ и самооценку будущим учителем сложившейся методической системы и ее результатов, позволяет оценить степень реализации желаемых целей методической системы учителя, направленной на раскрытие сущностных сил учащихся в процессе обучения. Рефлексивно-оценочный компонент включает внутренние процессы самоанализа и самооценки характера изменений в компонентах методической системы, уточнение способов и траектории ее развития, оценку соотношения будущим учителем своих возможностей и уровня притязаний.

Анализ учебных планов и программ, а также опыт практической работы в университете позволили нам утверждать, что формирование методической системы будущего учителя имеет поступательный стадиальный характер. На наш взгляд, становление и развитие методической системы учителя проходит три стадии непрерывного процесса формирования данного феномена, каждая из которых представляет развитие интегративных свойств личности специалиста. Эти стадии условно названы нами, как пропедевтическая, квазипрофессиональная и профессиональная. Первые две стадии будущий учитель проходит во время профессиональной подготовки в вузе, третью - в процессе выполнения педагогической деятельности, после окончания вуза.

На пропедевтической стадии начинается подготовка к формированию методической системы будущего учителя. По временным рамкам данная стадия совпадает с обучением студентов на 1-3 курсах вуза. Целью стадии является включение студентов в подготовку к профессиональнопедагогической деятельности, освоение основных теоретических положений, формирование начальных профессиональных умений. Основное содержание, которое должны освоить студенты, концентрируется в теоретической базе учебных курсов психолого-педагогического блока и специальных дисциплин. Итогом первой стадии является профессиональная социализация, вхождение студентов в профессию учителя, приобретение нового статуса - будущего учителя; овладение ос-

новными знаниями по преподаваемой дисциплине, психологии, педагогике и начальными знаниями теоретических основ методики обучения; формирование начальных методических умений.

Стадия квазипрофессиональной деятельности совпадает с обучением студентов на 4-5 курсах. Основное содержание, которое должны освоить будущие учителя, заключается в теоретической базе учебных курсов - и методике преподавания дисциплин, а также в содержании учебно-методической и стажерской педагогической практики. О формировании методической системы будущего учителя как интегративной многоуровневой профессионально значимой характеристики его личности, обеспечивающей единство психолого-педагогической, методической и предметной подготовки, можно говорить после завершения педагогической практики на 5 курсе. К этому периоду обучения в вузе студент овладевает основными профессиональными знаниями и умениями, начальным педагогическим опытом. Целью этой стадии является становление гуманистической направленности личности будущего учителя, развитие стремления к творческой самореализации, ценностного отношения к профессии; интеграция психолого-педагогических, предметных и методических знаний, знаний о профессиональной деятельности и о роли субъект-субъектного взаимодействия в ней; приобретение опыта профессионально-педагогической деятельности; формирование рефлексии профессиональной деятельности. Итогом квазипрофес-сиональной стадии формирования методической системы будущего учителя является: устойчивая гуманистическая ориентация, положительная мотивация педагогической деятельности; системный характер профессиональных знаний; овладение приемами рефлексии своей учебной и профессиональной деятельности в соответствии с поставленной целью; овладение нетрадиционными методами обучения школьников.

Третья стадия - профессиональная - не имеет границ, так как реализуется на протяжении дальнейшей профессиональной деятельности педагога (повышение квалификации, переподготовку и самообразование).

В ходе проведенного нами эксперимента изучалось состояние сформированности методической системы будущих учителей-студентов биоло-го-химического и математического факультетов Белгородского государственного университета.

Анализ данных предварительного анкетирования, интервьюирования, беседы показал, что студенты - будущие учителя имеют определенное представление о методической системе учителя, формах и методах осуществления образовательного процесса. Необходимо отметить, однако, что эти представления носят односторонний характер и в отдельных случаях сводятся к понятиям «профессионализм», «мастерство» и «компетентность».

Под методической системой учителя опрошенные чаще понимают «умение преподавать свою дисциплину», «технологию обучения, позволяющую учителю самому приобретать знания и осмысливать их», «хорошее знание своей дисциплины и методики ее преподавания», «знание сущности учебного процесса и форм его организации», «использование инноваций в образовательном процессе».

Интересным представляется тот факт, что большинство будущих учителей (88,5% из числа опрошенных) считают профессионально значимыми для себя знания технологического механизма формирования методической системы учителя. Формирование и развитие индивидуальной методической системы, по мнению респондентов, способствует росту профессионального мастерства педагогов, выявлению и решению возникающих в педагогической деятельности проблем, осмыслению и обобщению своего опыта, что, в конечном итоге, приводит к повышению качества преподавания и создаёт условия для самореализации и самоактуализации учителя в педагогическом коллективе. 86% опрошенных считают, что начинать процесс формирования методической системы надо еще на этапе профессионально-педагогической подготовке в вузе.

Опрос студентов, наблюдения за учебно-воспитательным процессом в ходе педагогической практики, суждение учителей, методистов, преподавателей вузов показали, что будущие учителя в своей учебно-профессиональной деятельности предпочитают использовать традиционные педагогические средства, при этом ориентируются на воспроизводство методических разработок, существующих в практике преподаваемой дисциплины. Часть студентов во время прохождения педагогической практики, руководствуясь опытом работы конкретных учителей, не стремятся к выработке индивидуального стиля деятельности, чаще всего действуя методом «проб и ошибок».

Для определения уровня сформированности методической системы будущего учителя мы использовали следующие критерии и показатели:

1. Мотивационно-ценностная ориентация на профессионально-педагогическую деятельность, раскрывающаяся через следующие показатели: осознание ценностей педагогических знаний; установка на профессионально-педагогическое самосовершенствование; удовлетворенность педагогическим трудом.

2. Технолого-педагогическая готовность выражается в следующих показателях: степень развития профессиональных качеств; развитая способность к профессиональному саморазвитию; способность к творческой активности.

3. Рефлексивная саморегуляция определяется следующими показателями: готовность адекватно диагностировать свой индивидуальный стиль деятельности; гибкость и вариативность; умение адаптировать свой стиль с реальными условиями.

Выделенные критерии и показатели методической системы учителя, позволили выявить и охарактеризовать уровни сформированности исследуемого феномена: адаптивный, репродуктивный, эвристический, креативный.

Адаптивный уровень: у студента ослаблена или полностью отсутствует мотивация на профессионально-педагогическую деятельность; педагогические решения принимаются необдуманно, будущий учитель действует сообразно обстоятельствам; отсутствует свобода и надситуативная активность; его технологическая готовность к методической деятельности определяется в основном имеющимся алгоритмом, предоставленным учителем или методистом; индивидуальные возможности либо не используются в полной мере, либо подавлены; ослаблена роль самоанализа и самоорганизации; представления о своем индивидуальном стиле педагогической деятельности случайны и изменчивы, студент не проявляет активности в плане выработки индивидуального стиля деятельности; будущий учитель приспосабливается, адаптируется, но данное приспособление полностью обусловлено внешними условиями.

Репродуктивный уровень: для студента характерна искаженная ценностная ориентация на профессионально-педагогическую деятельность, ввиду упрощения роли педагога (как правило, только как источника информации); студент не всегда может самостоятельно определить цели

и задачи обучения; будущий учитель оказывается не способным перенести уже имеющиеся знания и умения в новые дидактические условия, студент предпочитает использовать традиционные педагогические средства, при этом ориентируясь на воспроизводство методических разработок, существующих в практике преподаваемой дисциплины, отношение к деятельности выражается в точном следовании полученных рекомендаций, вследствие чего отсутствует стремление к инновациям в педагогическом труде, характерно отсутствие творчества и индивидуального подхода; студент высоко оценивает приобретенное и не желает что-либо менять, развиваться, избегает принятия самостоятельных решений; индивидуальный стиль выбирается из учета удобства для себя и отношения окружающих, нередко маскируя недостатки без возможности компенсации или модификации.

Эвристический уровень: у студента развит устойчивый интерес к профессиональной деятельности, выработано ценностное отношение к методическим знаниям; по сравнению с предыдущим уровнем повышается степень самостоятельности и самоорганизации; более гибкое и адекватное использование положительных наработок других учителей и методистов, при необходимости студент производит коррекцию сложившихся способов деятельности; педагогические технологии подвергаются модификации и интерпретируются в зависимости от возможностей, особенностей субъекта и условий образовательной среды; выбор индивидуального стиля деятельности обуславливается рефлексией собственного опыта, стремящегося усовершенствовать, преобразовать отдельные элементы выполняемой деятельности; характерно стремление к самореализации в профессионально-педагогической деятельности; способность учитывать последствия принимаемых решений и прогнозировать возможные изменения в реальных ситуациях.

Творческий уровень: характерна постоянная готовность студента к профессиональному самосовершенствованию, стремление обогатить, усовершенствовать педагогическую деятельность в целом; способность раскрыть собственный творческий потенциал; владение педагогической импровизацией; будущий учитель активно реализует технологии, способствующие раскрытию творческой индивидуальности обучаемых; студент не ожидает подробных инструкций, предла-

гает новые идеи, отстаивает свои ценности, самостоятелен в своих действиях; характерно применение профессиональных знаний на высоком уровне когнитивной сложности, поведенческая гибкость и профессиональная мобильность, способность выбирать стратегию обучения и модифицировать ее под влиянием новых требований и с учетом возможностей как своих, так и обучаемых; открытость к изменениям; в нестандартных ситуациях студент способен обеспечивать осуществление адекватного индивидуального стиля деятельности, находя новые ресурсы; наблюдается полноценная творческая самореализация, в связи с чем, развита способность устанавливать адекватное соответствие между имеющимся индивидуальным стилем деятельности и реальностями педагогической среды; студент мастерски владеет саморефлексией и саморегуляцией.

Анализ эмпирического материала показал преобладание студентов-будущих педагогов с невысоким уровнем сформированности методической системы (адаптивный уровень - 8%, репродуктивный - 64%, эвристический - 27%, творческий - 1%).

Анализ педагогической практики выявил значительные затруднения будущих педагогов в осмыслении и построении собственной методической системы. Таким образом, выявленное в ходе исследования состояние проблемы, недостаточная готовность педагогов к формированию методической системы актуализировало необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс спецкурса «Методическая система учителя», способствующего интеграции психолого-педагогических, предметных и методических знаний и умений в процессе активного субъект-субъектного взаимодействия в системе «студент-преподаватель».

На основе проведенной экспериментальной работы нами подтверждено, что эффективность формирования методической системы будущего учителя обеспечивается следующей совокупностью педагогических условий: стремление к индивидуально-творческой самореализации будущих учителей; организация субъект-субъектного взаимодействия в системе «ученик-учитель»; развитие рефлексии, становление активной позиции в отношении использования индивидуальных потенциальных возможностей в соответствии с требованиями педагогической деятельности и условиями школы.

УДК 159.9:370

Бурова Ольга Евгеньевна

Филиал Дальневосточного государственного технического университета имени В.В. Куйбышева в г. Петропавловске-Камчатском

ariadna0577@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В данной статье рассматривается вопрос о сущности профессионального самоопределения и профессиональной направленности старшеклассников с позиции известных учёных в области психологии и педагогики. Проанализированы психолого-педагогические аспекты формирования профессионального интереса к педагогической деятельности у старшеклассников.

Ключевые слова: личность, профессиональное самоопределение, профессиональный интерес, профессиональная направленность, деятельность.

В перечне поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию от 15 октября 2008 года было предложено Правительству Российской Федерации разработать комплекс мероприятий, направленных на формирование позитивного образа учителя в общественном сознании.

Проблема выбора педагогической профессии является актуальной в современных российских условиях. Социально-экономические изменения в нашем обществе показывают, что кризисные явления нельзя преодолеть без решения проблем образования, науки и культуры. Педагоги вносят значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения России, в предотвращение преступности, беспризорности, наркома-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.