Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ КОМПАНИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОХОЛДИНГ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ СЕКТОР / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солодилов Дмитрий Геннадьевич, Кузнецов Владимир Викторович, Евдокимов Святослав Владимирович

Статья посвящена анализу современного отечественного сельскохозяйственного сектора. Выделены крупнейшие игроки на данном рынке - агропромышленные компании. Раскрыто понятие «агропромышленные компании», названы основные элементы таких компаний. Представлен рейтинг крупнейших сельскохозяйственных товаропроизводителей, произведен анализ динамики их выручки за 2018-2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солодилов Дмитрий Геннадьевич, Кузнецов Владимир Викторович, Евдокимов Святослав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE OF THE RUSSIAN AGRICULTURAL INDUSTRY AND THE PROSPECTS FOR E-COMMERCE OF AGROINDUSTRIAL COMPANIES

The article is devoted to the analysis of the modern domestic agricultural sector. The largest players in this market are identified - agro-industrial companies. The concept of “agro-industrial companies” is disclosed, the main elements of such companies are named. The rating of the largest agricultural producers is presented, the dynamics of their revenue for 2018-2020 is analyzed.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_9_776 УДК 332

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОТРАСЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ

КОМПАНИЙ

Солодилов Дмитрий Геннадьевич,

аспирант института экономики и управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Кузнецов Владимир Викторович,

аспирант института экономики и управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Евдокимов Святослав Владимирович,

аспирант института экономики и управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

Научный руководитель: Соловьева Наталья Евгеньевна, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационной экономики и финансов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Статья посвящена анализу современного отечественного сельскохозяйственного сектора. Выделены крупнейшие игроки на данном рынке - агропромышленные компании. Раскрыто понятие «агропромышленные компании», названы основные элементы таких компаний. Представлен рейтинг крупнейших сельскохозяйственных товаропроизводителей, произведен анализ динамики их выручки за 2018-2020 гг.

Ключевые слова: агропромышленная компания; сельское хозяйство; агрохолдинг; сельскохозяйственное производство; агропромышленный сектор; государственная поддержка.

UDC 332

ANALYSIS OF THE STATE OF THE RUSSIAN AGRICULTURAL INDUSTRY AND THE PROSPECTS FOR E-COMMERCE OF AGRO-

INDUSTRIAL COMPANIES

Solodilov Dmitry Gennadievich,

postgraduate student of the Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

Kuznetsov Vladimir Viktorovich,

postgraduate student of the Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

Evdokimov Svyatoslav Vladimirovich,

postgraduate student of the Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

Scientific supervisor: Solovjeva Natalia E., Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Innovative Economics and Finance, Belgorod State National Research University

The article is devoted to the analysis of the modern domestic agricultural sector. The largest players in this market are identified - agro-industrial companies. The concept of "agro-industrial companies" is disclosed, the main elements of such companies are named. The rating of the largest agricultural producers is presented, the dynamics of their revenue for 2018-2020 is analyzed.

Keywords: agro-industrial company; Agriculture; agricultural holding; agricultural production; agro-industrial sector; governmental support.

Сельское хозяйство является ключевой отраслью национальной экономики любой страны, поскольку именно там производятся жизненно важные для населения товары. В связи с этим огромное внимание уделяется агропромышленным компаниям - ключевым игрокам на сельскохозяйственном рынке страны. В настоящее время компаниям крайне необходимо создавать условия для осуществления своей деятельности, чтобы способствовать повышению эффективности производства и возможности его расширения. Это, в свою очередь, требует разработки соответствующих организационно-экономических механизмов воздействия на экономику. Создание эффективного и кон -курентоспособного сельскохозяйственного производства возможно на основе развития агропромышленных компаний. В настоящее время развитие сельскохозяйственного сектора является одной из приоритетных задач, стоящих перед отечественной экономикой.

Данная работа выполнена в рамках деятельности Научно-образовательного центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК».

Сегодня производство сельскохозяйственных продуктов не является обособленным элементом, развивающимся вне экономики страны. В сложившихся экономических реалиях сельское хозяйство функционирует, осуществляя взаимодействие с другими секторами национальной экономики. Взаимодействие выражается в изготовлении и поставке сельскохозяйственной отрасли средств производства, создании благоприятных технических условий. Сельское хозяйство, в свою очередь, производит сырье, перерабатывает и поставляет готовые продукты питания конечным потребителям.

Крупнейшими игроками на отечественном сельскохозяйственном рынке являются агропромышленные компании. Агропро-

мышленная компания представляет собой совокупность предприятий, основой деятельности которых является производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Агропромышленные компании - это производственно-хозяйственные единицы, производящие, перерабатывающие, а иногда и реализующие сельскохозяйственную продукцию собственными коллективами. В составе агропромышленного предприятия как сельскохозяйственное, так и промышленное производство утрачивают свою юридическую самостоятельность и становятся новой производственной единицей нового объединенного предприятия, имеют общий правовой фонд, единый производственно-финансовый план, баланс, счет в банке и единый орган управления [2]. Это принципиально новый тип межотраслевого предприятия, экономической основой которого является отраслевая специализация и концентрация сырьевой базы, а также тесная территориальная и технологическая связь.

Формирование первых агропромышленных компаний в России началось после экономического кризиса 1998 года, когда после резкого падения курса рубля импорт продовольствия стал невыгодным, что открыло нишу для местных сельхозпроизводителей. В этот период произошло массовое проникновение в аграрный сектор крупных и сверхкрупных собственников, как правило, из несельскохозяйственных отраслей, выступавших крупными инвесторами в создании фермерских хозяйств [3].

Агропромышленные предприятия могут возникать как путем слияния самостоятельных перерабатывающих предприятий с сельскохозяйственными предприятиями, так и путем создания перерабатывающих предприятий непосредственно в хозяйствах. Одной из организационных характеристик агропромышленного предприятия является

его территориальная целостность. Это означает, что перерабатывающий завод должен располагаться на территории агрохолдинга, с которым он связан.

Критерием отнесения к данной группе компаний является наличие постоянного штата работников несельскохозяйственного подразделения, а также высокий объем (не менее 25 %) переработки продукции, на которой специализируется хозяйство. В группу агропромышленных предприятий не входят хозяйства, производственные подразделения которых являются вспомогательными и выполняют функции, не связанные с сельскохозяйственным производством (производство товаров народного потребления, производство мебели, строительных материалов и т.п.) [4].

К агропромышленным предприятиям могут относиться хозяйства, располагающие достаточно крупными мощностями по переработке как собственного сырья, так и поставляемого близлежащими хозяйствами или населением. Здесь промышленное производство является ведущим, неразрывно связано с сельскохозяйственным, не дополняет его, а продолжает на одном комбинированном предприятии. С развитием сырьевой базы возникает необходимость в расширении мощностей по хранению и переработке продукции, которые могут создаваться на межхозяйственной основе, то есть с участием других хозяйств. Ранее в практике такие крупные агропромышленные предприятия

называли колхоз-заводами или совхоз-заводами. Так, обеспечение конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий в значительной степени обусловлено состоянием воспроизводственных процессов в отрасли [7]. Поэтому многие сельхозпредприятия развивают многоотраслевое комбинированное производство, перерабатывают разные виды продукции, имеют собственные торговые площади, осуществляют внешнеэкономическую деятельность, превращаясь, таким образом, в своего рода ком -бинаты.

Основными производственными активами агропромышленных компаний являются:

- обрабатываемые сельскохозяйственные земли;

- основные производственные фонды (животноводческие фермы; комбикормовые заводы; сельскохозяйственная и автомобильная техника; ремонтные мастерские, молоко- и мясоперерабатывающие предприятия; магазины и торговые дома; предприятия производственной и экологической инфраструктуры; и др.) [5].

В современных российских экономических реалиях агропромышленные компании являются крупнейшими игроками сельскохозяйственного сектора и производят подавляющее большинство жизненно необходимых продуктов - как экспортируемых, так и поставляемых на внутренний рынок. В табл. 1 представлен рейтинг ведущих отечественных агропромышленных компаний.

Таблица 1 - Динамика выручки крупнейших российских агропромышленных компаний

за 2018-2020 годы, млрд руб.

Выручка Отклонение

Компания 2018 2019 2020 2019/2018 2020/2019

абс. % абс. %

ГК «Содружество» 180,6 202,0 287,0 21,4 11,8 85,0 42,1

ГК «Русагро» 83,0 138,2 159,0 55,2 66,5 20,8 15,1

ГК «ЭФКО» 114,0 122,0 145,0 8,0 7,0 23,0 18,9

АПХ «Мираторг» 111,6 119,2 139,2 7,6 6,8 20,1 16,9

Группа «Черкизово» 102,6 120,1 128,8 17,5 17,1 8,7 7,2

АО «Астон продукты питания и пи- 81,6 66,8 115,8 -14,8 -18,2 49,0 73,3

щевые ингредиенты»

ГК «Данон» 111,3 109,5 110,7 -1,8 -1,6 1,3 1,2

ГК «Агропромкомплектация» 49,2 58,9 99,2 9,8 19,8 40,3 68,3

ГАП «Ресурс» 61,2 81,8 20,5 33,5

ГК «Агро-Белогорье» 75,0 78,7 68,4 3,7 4,9 -10,2 -13,0

Согласно данным, представленным в табл. 1, в течение исследуемого периода наибольший прирост выручки в относительном выражении продемонстрировали ГК «Русагро» и ГК «Агропромкомплектация» (92 % и 102 %), в абсолютном выражении - ГК «Содружество» (106,4 млрд руб.) [6].

В целом динамика роста выручки по отрасли положительная, что подтверждается данными, представленными в таблице. Топ-10 российских сельскохозяйственных производителей увеличили объем выручки в 2019 году на 106,4 млрд, а в 2020 году по отношению к 2019 году - на 258,4 млрд руб.

Рост во многом обусловлен увеличением рыночных цен на основные товары сельского хозяйства. Также благоприятное воздействие оказывает увеличение количества государственных программ, направленных на поддержку отечественных компаний - производителей сельскохозяйственной продукции. Государственная поддержка агропромышленного сектора выражается в следующих формах:

Предоставление компенсирующих и стимулирующих субсидий.

Предоставление поручительств перед кредиторами.

Снижение налоговой нагрузки через введение налоговых льгот для определенных категорий производителей.

Оказание информационно-консультационной помощи (например, упрощение предоставляемой в государственные органы отчетности или освобождение от некоторых ее видов).

Следствием масштабной государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей является расширение производства товаров и значительное снижение объема импорта.

Перед отечественным агропромышленным сектором стоит большая цель - двукратное увеличение объема экспортируемой продукции. Данная цель может быть успешно реализована лишь при помощи электронной коммерции, поскольку эта сфера позволяет компаниям-производителям значительно увеличивать объем реализации продукции на международном рынке [5].

В настоящее время значительный объем агроэкспорта приходится на зерно. В свою очередь, наибольшая доля продажи зерновых приходится на пшеницу, крупнейшим экспортером которой на протяжении последних шести лет остается Россия. Сравнительный анализ основных показателей продаж пшеницы и меслина (смесь пшеницы и ржи) за 2020 и 2021 годы представлен в табл. 2.

Таблица 2 - Сравнение основных показателей экспорта пшеницы и меслина за 2020-2021 годы

Показатель 2020 2021 Факторный анализ отклонений, млн долл.

Цена, долл./т 213 269,7 2 188,4

Объем, тыс. т 38 553,5 32 917,9 -1 520

Выручка, млн долл. 8 210,3 8 878,7 668,4

Согласно данным, представленным в вышеприведенной таблице, общая выручка от реализации пшеницы за рубеж в 2021 году увеличилась более чем на 668 млн долл. Основным драйвером роста послужило увеличение цены реализации практически на 27 %. В данной ситуации фактор цены составляет 2,2 млрд долл. Объем, в свою очередь, снизился на 14,6 %, оказав негативное влияние в размере 1,5 млрд долларов.

Пример с пшеницей в данном исследовании приведен для более полного понимания ситуации, складывающейся в сфере отечественного агроэкспорта в настоящее время. Российские компании - экспортеры сельскохозяйственной продукции - не могут

в значительной мере влиять на рыночные цены, зависящие от целого ряда макроэкономических факторов. Исходя из этого, наиболее приемлемым способом увеличения прибыли от продаж является наращивание объемов продаж и снижение издержек. Поскольку традиционные каналы продаж достигли своего предела, чему примером является динамика объема экспорта пшеницы (33 026 тыс. т в 2017 году против 32 918 тыс. т в 2021 году), становится все более актуальной задача выхода на рынок электронной коммерции [6].

Расширение бизнеса в E-commerce позволит российским аграриям активно наращивать объем реализации продукции в

нескольких направлениях, основными из которых являются:

Реализация продукции российским и зарубежным компаниям с помощью платформ электронной торговли.

Продажа продукции физическим лицам в розницу с помощью маркетплейсов.

Реализация продукции государственным структурам с помощью системы электронных госзакупок.

Ключевым преимуществом расширения бизнеса в E-commerce является возможность реализации продукции компании на новых рынках сбыта, не ограничивающихся географическим положением. Кроме этого, электронная торговля позволит агропромышленным компаниям сократить транзак-ционные издержки, а также повысить качество обслуживания клиентов.

Также компании - производители сельскохозяйственной продукции - смогут увеличить общий объем реализации за счет выхода на электронный рынок B2C продаж (то есть про -даж продукции конечному потребителю). В настоящее время заметна тенденция роста предложения со стороны агропромышленных компаний на российских маркетплейсах. На данных площадках компании продают в основном продукты питания (молочная продукция, крупы, масла, мучные изделия) и корма для животных.

Представители агропромышленного сектора осознают, что наиболее стабильное положение будут занимать компании, раньше вышедшие на новый рынок. Видя складывающуюся ситуацию, все больше игроков агропромышленного сектора проводят политику расширения бизнеса в E-commerce. Данное расширение обусловлено прежде всего ак-

тивно меняющимися экономическими реалиями. Выход на рынок электронной коммерции окажет положительное воздействие на деятельность отечественных агропромышленных компаний, позволит найти новые точки роста.

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Наиболее значительными представителями отечественной сельскохозяйственной отрасли являются агропромышленные компании, производящие подавляющее большинство жизненно необходимых товаров. В настоящее время становится все более явно заметен рост основных показателей деятельности российских компаний - производителей сельскохозяйственной продукции. Во многом это обусловлено масштабной помощью, оказываемой государством в целях поддержки отечественных производителей и, как следствие, снижения импорта товаров первой необходимости.

В целях увеличения объема продаж производимой продукции российские агропромышленные компании активно выходят на новые рынки, ключевым из которых является рынок электронной коммерции. E-commerce, по сравнению с традиционными рынками сбыта, позволяет отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям значительно нарастить объем реализации, не ограничиваясь географией потенциальных клиентов. Таким образом, выход на рынок электронной коммерции создает предпосылки активного развития российских агропромышленных компаний, состояние которых во многом влияет на социально-экономическое положение общества и уровень экономической безопасности страны в целом.

Список литературы_

1. Ваганова О. В., Соловьева Н. Е., Евдокимов С. В. Обзор изменений в области налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России // Научный результат. Экономические исследования. 2020. Т. 6. № 36. С. 3-12.

2. Камилов М. К., Камилова П. Д., Камилова З. М., Эминова Э. М. Интеграция в агропромышленном комплексе и перспективы ее развития в условиях импортозамещения // Региональные проблемы преобразования экономики. 2017. № 2 (76). С. 37-50.

3. Косинский Г М., Вирко Г П. Интегрированные структуры в АПК и сельском хозяйстве: экономические проблемы формирования // Экономика и социум. 2019. № 2 (57). С. 188-193.

4. Минаев В. Н. Роль агрохолдингов в развитии экономики регионов России // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. № 2 (22). С. 74-81.

5. Носонов А. М. Методологические аспекты исследования диффузии инноваций как механизма структурной модернизации агропродовольственного комплекса // Социально-экономическая модернизация агропродоволь-

ственного комплекса России в условиях глобальных вызовов. Саратов: Ин-т аграрных проблем Рос. акад. наук, 2017. С. 234-239.

6. Россия в цифрах. 2021: краткий статистический сборник / Росстат. M., 2021. 275 с.

7. Соловьева Н. Е. Финансовый механизм осуществления государственной поддержки агропроизводителей // Научный результат. Экономические исследования. 2022. Т. 8. № 1. С. 99-108.

References-

1. Vaganova O. V., Solovyova N. E., Evdokimov S. V. Review of changes in the field of taxation of agricultural producers in Russia. Scientific result. Economic research. 2020. Vol. 6. No. 36. pp. 3-12.

2. Kamilov M. K., Kamilova P. D., Kamilova Z. M., Eminova E. M. Integration in the agro-industrial complex and its development prospects in the context of import substitution. Regional problems of economic transformation. 2017. No. 2 (76). pp. 37-50.

3. Kosinsky G. M., Virko G. P. Integrated structures in agriculture and agriculture: economic problems of formation. Economy and society. 2019. No. 2 (57). pp. 188-193.

4. Minaev V. N. The role of agricultural holdings in the development of the economy of the regions of Russia. Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. 2018. No. 2 (22). pp. 74-81.

5. Nosonov A.M. Methodological aspects of research of diffusion of innovations as a mechanism of structural modernization of the agro-food complex. Socio-economic modernization of the agro-food complex of Russia in the context of global challenges. Saratov: Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences, 2017. pp. 234-239.

6. Russia in numbers. 2021: a brief statistical collection /Rosstat. M., 2021. 275 p.

7. Solovyova N. E. Financial mechanism of state support of agricultural producers. Scientific result. Economic research. 2022. Vol. 8. No. 1. pp. 99-108.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.