Матвеев В.И.
Анализ состояния мер по созданию систем безопасности человека и общества (на примере города Ростова-на-Дону)
Ростов-на-Дону является крупнейшим стратегически важным центром Юга России с населением более 1,1 млн человек. Здесь сосредоточены важнейшие для нашей страны судоходные, железнодорожные, авиационные и автомобильные транспортные пути. Дополнительное политическое и экономическое значение город приобрел в 2002 году как столица Южного федерального округа. В нем сосредоточены крупные людские и материальные ресурсы, проживает более пятидесяти различных национальностей. Расположено более 40 стратегически важных и военных объектов. Продукция, выпускаемая предприятиями Ростова-на-Дону, востребована практически во всех направлениях экономики России, значительная ее часть поставляется на экспорт.
Нахождение Ростова-на-Дону на территории Северного Кавказа, где сохраняется нестабильная социально-политическая и экономическая обстановка, вынуждает обращать особое внимание на вопросы обеспечения безопасности населения. Кроме того, в условиях большого мегаполиса практически любой фактор - террористический акт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа, противоправные действия, неконтролируемое развитие ситуации с массовым скоплением людей и другое может привести к тяжким последствиям как для населения, так и для всей инфраструктуры города.
Главной угрозой национальной безопасности в России является терроризм. В силу скрытного характера, возникновение и действие такой опасности может стать длительным и причинить непоправимый ущерб, если не будут разработаны и реализованы меры по ограждению защищаемых объектов, своевременному обнаружению и пресечению подобного рода попыток со стороны экстремистов.
Мировой опыт, да и опыт самой России, свидетельствуют, что основными целями террористических актов являются места массового скопления людей - важные государственные объекты, концертные и спортивные залы, общественные центры, учебные и дошкольные учреждения, госпитали, больницы, рынки и жилые здания, а также средства и объекты транспорта: электропоезда, автобусы, троллейбусы, полотна железных и автомобильных дорог, гидротехнические сооружения, атомные и иные энергетические объекты.
В этих условиях главной задачей государства является обеспечение стабильной и безопасной жизни граждан, нормального функционирования всех объектов и предприятий жизнеобеспечения человека. Сегодня сложно решать эти задачи без применения современных систем безопасности, построенных на основе новых информационных технологий, направленных на предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций, своевременное использование сил и средств для ликвидации возможных последствий противоправных действий и техногенных аварий.
Для достижения этой цели, а также решения вопросов охраны общественного порядка создан Ситуационный центр с разветвленной комплексной системой видеонаблюдения и иных датчиков первичного контроля. Специальные видеокамеры устанавливаются на основных въездах в город, в местах массового скопления людей, на критически важных объектах, основных транспортных узлах, магистралях, подземных переходах, образовательных и лечебно-профилактических учреждениях.
Сбор информации осуществляется автоматически в реальном режиме времени с одновременной ее архивацией в закрытой базе данных, что позволит оперативно реагировать на нештатные и чрезвычайные ситуации, а при необходимости восстанавливать ход прошедших событий.
Таким образом, вся информация, поступающая в Ситуационный центр, анализируется операторами и при необходимости посредством схемы «удаленного доступа» передается вместе со специально обработанным изображением на мониторы дежурных служб (органов государственной власти, УФСБ, ГУВД, ВВ, ГУ ГО и ЧС, здравоохранения, органов природоохранного контроля и надзора землепользования, специальных подразделений по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог).
Данную систему реализовали на нижеследующих программно-аппаратных модулях интеллектуального сбора и анализа информации:
1. Модуль захвата и распознавания лиц - осуществляет выделение из «живого» видео потока оптимального изображения лица для распознавания, сохранения его в базе данных с последующей идентификацией. Данный модуль предназначен для регистрации посетителей, ограничения доступа на охраняемый объект, идентификации разыскиваемых лиц правоохранительными органами.
2. Модуль обнаружения оставленных предметов - предназначен для анализа получаемого с видеокамер изображения и автоматической регистрации предметов, представляющих потенциальную
опасность для жизни людей и функционирования объектов энергетики, промышленности, транспорта, торговых, развлекательных, спортивных комплексов и иных мест скопления населения.
3. Модуль распознавания автомобильных номеров - осуществляет распознавание номеров движущихся автомобилей и предназначен для идентификации транспортных средств и обеспечения безопасности транспортных потоков, поиска угнанных автомобилей или поиска и определения местоположения заведомо обозначенных автотранспортных средств.
4. Модуль определения параметров дорожного движения - предназначен для решения задач обеспечения безопасности дорожного движения и контроля транспортных потоков в городском масштабе по результатам автоматического определения параметров дорожного движения, управления светофорами и определения оптимального маршрута проезда специального транспорта. Данный модуль также предназначен для решения аналитических задач увеличения пропускной способности магистралей.
5. Модуль трэкинга целей - обеспечивает автоматический контроль перемещений и отслеживания траекторий движения объектов. В результате интеллектуального анализа происходящего в поле зрения видеокамер, модуль осуществляет оценку ситуации без непосредственного участия человека. В результате детекции определенных видов движений и характерных примет (цвет, размер форма) и перемещений, представляющих потенциальную угрозу безопасности, модуль обеспечивает реагирование всех компонентов единой системы и оповещение операторов.
6. Пункт экстренной связи - устанавливается в местах массового скопления людей, оборудован видеокамерой и переговорным устройством с представителем дежурных служб ГУВД. Система производит автоматическую запись видео и аудио информации, переданной с данного пункта.
7. Скрытое видеонаблюдение внутри салона и вокзалов - устанавливается в общественном транспорте, на остановках, вокзалах и станциях с выводом видеоизображения в Ситуационный центр и на единую диспетчерскую службу управления городским пассажирским транспортом.
8. Коммунальный сектор и системы безопасного жизнеобеспечения - установка анализаторов газа, влажности и задымления. Установка датчиков управляющих клапанами перекрытия газа и воды при их утечке с подачей тревожного сигнала соответствующему диспетчеру об аварии и органам ГО ЧС. Технические средства Ситуационного центра производят автоматическую фиксацию всех аварийных сигналов. Данная информация может быть использована при анализе событий предаварийной ситуации и выявления первопричин различных аварий.
9. Видеонаблюдение в жилых домах, в антивандальном исполнении - предназначены для слежения за входной дверью, пространством перед подъездом, участком прилегающей территории и закрытых пространств многоквартирных домов (лифтов, чердачных и подвальных проходов).
10. Модуль «Дети» - ориентирован на дошкольные и учебные заведения, совмещен с модулями охранной и противопожарной сигнализации, предназначен для мгновенной передачи сигнала и оперативного вызова дежурных служб МВД, скорая помощь, МЧС. Данный модуль предназначен для контроля перемещения и маршрутов движения школьных автобусов, оборудованных средствами позиционирования.
11. Модуль космического мониторинга - предназначен для осуществления мониторинга последствий техногенных катастроф, паводковых ситуаций, целостности границ, определения несанкционированных переходов границ, несанкционированного скопления граждан и техники в приграничной зоне, а также эрозийности почв, определения и прогнозирования сельскохозяйственных угодий, определения возгораний лесных и степных массивов, заторов на автомобильных и водных магистралях, обнаружения несанкционированных наркотических посевов.
12. Модуль контроля радиационной обстановки и определения загрязнения атмосферы и водных ресурсов. Определяет концентрацию вредных веществ и передает эту информацию природоохранным органам. Осуществляет контроль во времени данных параметров по принятию мер соответствующими владельцами техногенных объектов. В состав данного модуля также входит подсистема контроля позиционирования перевозки и перемещения особо опасных веществ.
13. Системы оповещения граждан, предназначенные для передачи информационных сигналов от Ситуационного центра непосредственно к населению в виде изображений и текстов на видеомониторы, устанавливаемые в общественных местах города.
14. Телекоммуникационная подсистема передачи информации, построенная на высокоскоростных оптических каналах связи с резервированием между всеми источниками информации и Ситуационным центром. Данная подсистема полностью независима от телекоммуникационных систем общего пользования.
15. Системы специальной профессиональной подвижной радиосвязи со специальными шифрами кодирования сигналов, предназначенные для координации вертикали власти и различных ведомств, передачи видеоизображения и структурированных команд на абонентские терминалы. Данные виды шифрования применяемой системы полностью защищают от несанкционированного перехвата
информации и от преднамеренного влияния на искажение передаваемой информации - как голосовой, так и передачи данных. Подсистемы способны вне зависимости от действия пользователя контролировать его информационное окружение. Имеются способности автоматического позиционирования подвижных объектов, участвующих в совместных мероприятиях.
Все модули комплексной системы «Безопасный город» объединены общим банком хранения и обработки данных. Технические средства обеспечивали хранение информации до 30 суток. Центр был обеспечен программными средствами восстановления из архивов всех событий, а также архивом информации ответных реакций и действий всех правоохранительных органов на прошедшие события. В центре имеются резервные системы энергоснабжения, способные работать в автономном режиме более 45 часов.
Внедрение данной системы позволяет использовать все преимущества межведомственной и независимой информационной основы для соблюдения полной безопасности жизни граждан. В таком виде система может расширяться и масштабироваться как по территории зон охвата ее применения, так и по функциональным возможностям, при этом сохраняя закрытый, режимный характер.
Полная реализация данной системы, безусловно, повысит готовность территориальных органов государственной власти и всех силовых органов к возможным угрозам террористического характера, катастроф техногенного и стихийного характера и позволит с большей степенью надежности обеспечивать безопасность всех жителей и стабильное функционирование всей инфраструктуры Донской столицы. Система также поможет оценить эффективность и профессионализм действий всех органов, участвующих в локализации и ликвидации последствий террористических актов и техногенных катастроф и делать объективные и независимые оценки подготовленности специалистов, участвующих в ликвидации последствий терактов и катастроф.
При строительстве первого этапа данной системы были реализованы практически все ее компоненты, однако в дальнейшем была допущена стратегическая ошибка, заключавшаяся в том, что весь комплекс был передан органам МВД. При разработке технического задания второй очереди органами внутренних дел области были исключены все несвойственные Уставу МВД функции. Из 15 модулей комплексной системы в настоящее время используется только пять. Все остальные подсистемы выведены из эксплуатации. Таким образом, система, призванная обеспечить безопасность человека и общества в целом, была сведена до уровня внутриведомственной системы охраны общественного порядка. В этом случае органы государственного управления не смогут достоверно оценить сложившуюся обстановку, особенно в том случае, когда действия самих органов внутренних дел недостаточно профессиональны.
Предлагается следующая структура взаимоотношений администраций органов государственной власти с ведомствами и Министерством:
- муниципальный орган (балансодержатель системы) - муниципальное предприятие, имеющее в своем бюджете средства на эксплуатацию системы;
- получатели информации (услуг) - все органы государственной власти, министерства и ведомства, входящие в комитет по антитеррору и техногенным катастрофам;
- коммерческая компания по договору подряда, эксплуатирующая системы.
Данная структура взаимоотношений позволит содержать независимый информационный фонд, которым пользуются все органы государственного управления и силовых ведомств, а также осуществлять объективный контроль за их действиями.
Литература
1. Гедзберг Ю.М. Охранное телевидение: Учебное пособие. М.: Горячая линия-Телеком, 2005.
2. Тесля Е.В. Умный дом. СПб.: Питер-пресс, 2008.
3. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1998.
4. Зубков А.И. Геополитика и проблемы научной безопасности России: Курс лекций. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 2004.
6. Дэвис Ли. Природные катастрофы. Смоленск: Изд-во «Русич», 1996.
7. Ильичей А.А. Большая энциклопедия городского выживания. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», Изд-во «ЭКСМО-МАРКЕТ», 2000.
8. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.
9. Галахов С.С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера. М.: Изд-во «Экзамен», 2002.
10. Моторный И.Д. Защита гражданских объектов от терроризма. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2005.
11. Брашин С.Я. Оружие улицы. Н. Новгород: Времена, 2007.