Научная статья на тему 'Анализ состояния мер по созданию систем безопасности человека и общества (на примере города Ростова-на-Дону)'

Анализ состояния мер по созданию систем безопасности человека и общества (на примере города Ростова-на-Дону) Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ / ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЕ МОДУЛИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СБОРА И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ / NATIONAL SAFETY / AN INFORMATION TECHNOLOGY / THE SITUATIONAL CENTRE / STRATEGICALLY IMPORTANT OBJECTS / HARDWARE-SOFTWARE MODULES OF INTELLECTUAL GATHERING AND THE INFORMATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Матвеев В. И.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обеспечения безопасности жизни граждан. По мнению автора, решить эту проблему на современном этапе невозможно без использования новейших информационных технологий, направленных на предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Матвеев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted actual for today to a problem of safety of a life of citizens. According to the author to solve this problem at the present stage it is impossible without use of the newest information technology directed on the prevention and prevention of emergency situations.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния мер по созданию систем безопасности человека и общества (на примере города Ростова-на-Дону)»

Матвеев В.И.

Анализ состояния мер по созданию систем безопасности человека и общества (на примере города Ростова-на-Дону)

Ростов-на-Дону является крупнейшим стратегически важным центром Юга России с населением более 1,1 млн человек. Здесь сосредоточены важнейшие для нашей страны судоходные, железнодорожные, авиационные и автомобильные транспортные пути. Дополнительное политическое и экономическое значение город приобрел в 2002 году как столица Южного федерального округа. В нем сосредоточены крупные людские и материальные ресурсы, проживает более пятидесяти различных национальностей. Расположено более 40 стратегически важных и военных объектов. Продукция, выпускаемая предприятиями Ростова-на-Дону, востребована практически во всех направлениях экономики России, значительная ее часть поставляется на экспорт.

Нахождение Ростова-на-Дону на территории Северного Кавказа, где сохраняется нестабильная социально-политическая и экономическая обстановка, вынуждает обращать особое внимание на вопросы обеспечения безопасности населения. Кроме того, в условиях большого мегаполиса практически любой фактор - террористический акт, стихийное бедствие, техногенная катастрофа, противоправные действия, неконтролируемое развитие ситуации с массовым скоплением людей и другое может привести к тяжким последствиям как для населения, так и для всей инфраструктуры города.

Главной угрозой национальной безопасности в России является терроризм. В силу скрытного характера, возникновение и действие такой опасности может стать длительным и причинить непоправимый ущерб, если не будут разработаны и реализованы меры по ограждению защищаемых объектов, своевременному обнаружению и пресечению подобного рода попыток со стороны экстремистов.

Мировой опыт, да и опыт самой России, свидетельствуют, что основными целями террористических актов являются места массового скопления людей - важные государственные объекты, концертные и спортивные залы, общественные центры, учебные и дошкольные учреждения, госпитали, больницы, рынки и жилые здания, а также средства и объекты транспорта: электропоезда, автобусы, троллейбусы, полотна железных и автомобильных дорог, гидротехнические сооружения, атомные и иные энергетические объекты.

В этих условиях главной задачей государства является обеспечение стабильной и безопасной жизни граждан, нормального функционирования всех объектов и предприятий жизнеобеспечения человека. Сегодня сложно решать эти задачи без применения современных систем безопасности, построенных на основе новых информационных технологий, направленных на предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций, своевременное использование сил и средств для ликвидации возможных последствий противоправных действий и техногенных аварий.

Для достижения этой цели, а также решения вопросов охраны общественного порядка создан Ситуационный центр с разветвленной комплексной системой видеонаблюдения и иных датчиков первичного контроля. Специальные видеокамеры устанавливаются на основных въездах в город, в местах массового скопления людей, на критически важных объектах, основных транспортных узлах, магистралях, подземных переходах, образовательных и лечебно-профилактических учреждениях.

Сбор информации осуществляется автоматически в реальном режиме времени с одновременной ее архивацией в закрытой базе данных, что позволит оперативно реагировать на нештатные и чрезвычайные ситуации, а при необходимости восстанавливать ход прошедших событий.

Таким образом, вся информация, поступающая в Ситуационный центр, анализируется операторами и при необходимости посредством схемы «удаленного доступа» передается вместе со специально обработанным изображением на мониторы дежурных служб (органов государственной власти, УФСБ, ГУВД, ВВ, ГУ ГО и ЧС, здравоохранения, органов природоохранного контроля и надзора землепользования, специальных подразделений по восстановлению железнодорожных и автомобильных дорог).

Данную систему реализовали на нижеследующих программно-аппаратных модулях интеллектуального сбора и анализа информации:

1. Модуль захвата и распознавания лиц - осуществляет выделение из «живого» видео потока оптимального изображения лица для распознавания, сохранения его в базе данных с последующей идентификацией. Данный модуль предназначен для регистрации посетителей, ограничения доступа на охраняемый объект, идентификации разыскиваемых лиц правоохранительными органами.

2. Модуль обнаружения оставленных предметов - предназначен для анализа получаемого с видеокамер изображения и автоматической регистрации предметов, представляющих потенциальную

опасность для жизни людей и функционирования объектов энергетики, промышленности, транспорта, торговых, развлекательных, спортивных комплексов и иных мест скопления населения.

3. Модуль распознавания автомобильных номеров - осуществляет распознавание номеров движущихся автомобилей и предназначен для идентификации транспортных средств и обеспечения безопасности транспортных потоков, поиска угнанных автомобилей или поиска и определения местоположения заведомо обозначенных автотранспортных средств.

4. Модуль определения параметров дорожного движения - предназначен для решения задач обеспечения безопасности дорожного движения и контроля транспортных потоков в городском масштабе по результатам автоматического определения параметров дорожного движения, управления светофорами и определения оптимального маршрута проезда специального транспорта. Данный модуль также предназначен для решения аналитических задач увеличения пропускной способности магистралей.

5. Модуль трэкинга целей - обеспечивает автоматический контроль перемещений и отслеживания траекторий движения объектов. В результате интеллектуального анализа происходящего в поле зрения видеокамер, модуль осуществляет оценку ситуации без непосредственного участия человека. В результате детекции определенных видов движений и характерных примет (цвет, размер форма) и перемещений, представляющих потенциальную угрозу безопасности, модуль обеспечивает реагирование всех компонентов единой системы и оповещение операторов.

6. Пункт экстренной связи - устанавливается в местах массового скопления людей, оборудован видеокамерой и переговорным устройством с представителем дежурных служб ГУВД. Система производит автоматическую запись видео и аудио информации, переданной с данного пункта.

7. Скрытое видеонаблюдение внутри салона и вокзалов - устанавливается в общественном транспорте, на остановках, вокзалах и станциях с выводом видеоизображения в Ситуационный центр и на единую диспетчерскую службу управления городским пассажирским транспортом.

8. Коммунальный сектор и системы безопасного жизнеобеспечения - установка анализаторов газа, влажности и задымления. Установка датчиков управляющих клапанами перекрытия газа и воды при их утечке с подачей тревожного сигнала соответствующему диспетчеру об аварии и органам ГО ЧС. Технические средства Ситуационного центра производят автоматическую фиксацию всех аварийных сигналов. Данная информация может быть использована при анализе событий предаварийной ситуации и выявления первопричин различных аварий.

9. Видеонаблюдение в жилых домах, в антивандальном исполнении - предназначены для слежения за входной дверью, пространством перед подъездом, участком прилегающей территории и закрытых пространств многоквартирных домов (лифтов, чердачных и подвальных проходов).

10. Модуль «Дети» - ориентирован на дошкольные и учебные заведения, совмещен с модулями охранной и противопожарной сигнализации, предназначен для мгновенной передачи сигнала и оперативного вызова дежурных служб МВД, скорая помощь, МЧС. Данный модуль предназначен для контроля перемещения и маршрутов движения школьных автобусов, оборудованных средствами позиционирования.

11. Модуль космического мониторинга - предназначен для осуществления мониторинга последствий техногенных катастроф, паводковых ситуаций, целостности границ, определения несанкционированных переходов границ, несанкционированного скопления граждан и техники в приграничной зоне, а также эрозийности почв, определения и прогнозирования сельскохозяйственных угодий, определения возгораний лесных и степных массивов, заторов на автомобильных и водных магистралях, обнаружения несанкционированных наркотических посевов.

12. Модуль контроля радиационной обстановки и определения загрязнения атмосферы и водных ресурсов. Определяет концентрацию вредных веществ и передает эту информацию природоохранным органам. Осуществляет контроль во времени данных параметров по принятию мер соответствующими владельцами техногенных объектов. В состав данного модуля также входит подсистема контроля позиционирования перевозки и перемещения особо опасных веществ.

13. Системы оповещения граждан, предназначенные для передачи информационных сигналов от Ситуационного центра непосредственно к населению в виде изображений и текстов на видеомониторы, устанавливаемые в общественных местах города.

14. Телекоммуникационная подсистема передачи информации, построенная на высокоскоростных оптических каналах связи с резервированием между всеми источниками информации и Ситуационным центром. Данная подсистема полностью независима от телекоммуникационных систем общего пользования.

15. Системы специальной профессиональной подвижной радиосвязи со специальными шифрами кодирования сигналов, предназначенные для координации вертикали власти и различных ведомств, передачи видеоизображения и структурированных команд на абонентские терминалы. Данные виды шифрования применяемой системы полностью защищают от несанкционированного перехвата

информации и от преднамеренного влияния на искажение передаваемой информации - как голосовой, так и передачи данных. Подсистемы способны вне зависимости от действия пользователя контролировать его информационное окружение. Имеются способности автоматического позиционирования подвижных объектов, участвующих в совместных мероприятиях.

Все модули комплексной системы «Безопасный город» объединены общим банком хранения и обработки данных. Технические средства обеспечивали хранение информации до 30 суток. Центр был обеспечен программными средствами восстановления из архивов всех событий, а также архивом информации ответных реакций и действий всех правоохранительных органов на прошедшие события. В центре имеются резервные системы энергоснабжения, способные работать в автономном режиме более 45 часов.

Внедрение данной системы позволяет использовать все преимущества межведомственной и независимой информационной основы для соблюдения полной безопасности жизни граждан. В таком виде система может расширяться и масштабироваться как по территории зон охвата ее применения, так и по функциональным возможностям, при этом сохраняя закрытый, режимный характер.

Полная реализация данной системы, безусловно, повысит готовность территориальных органов государственной власти и всех силовых органов к возможным угрозам террористического характера, катастроф техногенного и стихийного характера и позволит с большей степенью надежности обеспечивать безопасность всех жителей и стабильное функционирование всей инфраструктуры Донской столицы. Система также поможет оценить эффективность и профессионализм действий всех органов, участвующих в локализации и ликвидации последствий террористических актов и техногенных катастроф и делать объективные и независимые оценки подготовленности специалистов, участвующих в ликвидации последствий терактов и катастроф.

При строительстве первого этапа данной системы были реализованы практически все ее компоненты, однако в дальнейшем была допущена стратегическая ошибка, заключавшаяся в том, что весь комплекс был передан органам МВД. При разработке технического задания второй очереди органами внутренних дел области были исключены все несвойственные Уставу МВД функции. Из 15 модулей комплексной системы в настоящее время используется только пять. Все остальные подсистемы выведены из эксплуатации. Таким образом, система, призванная обеспечить безопасность человека и общества в целом, была сведена до уровня внутриведомственной системы охраны общественного порядка. В этом случае органы государственного управления не смогут достоверно оценить сложившуюся обстановку, особенно в том случае, когда действия самих органов внутренних дел недостаточно профессиональны.

Предлагается следующая структура взаимоотношений администраций органов государственной власти с ведомствами и Министерством:

- муниципальный орган (балансодержатель системы) - муниципальное предприятие, имеющее в своем бюджете средства на эксплуатацию системы;

- получатели информации (услуг) - все органы государственной власти, министерства и ведомства, входящие в комитет по антитеррору и техногенным катастрофам;

- коммерческая компания по договору подряда, эксплуатирующая системы.

Данная структура взаимоотношений позволит содержать независимый информационный фонд, которым пользуются все органы государственного управления и силовых ведомств, а также осуществлять объективный контроль за их действиями.

Литература

1. Гедзберг Ю.М. Охранное телевидение: Учебное пособие. М.: Горячая линия-Телеком, 2005.

2. Тесля Е.В. Умный дом. СПб.: Питер-пресс, 2008.

3. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1998.

4. Зубков А.И. Геополитика и проблемы научной безопасности России: Курс лекций. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. М.: Зеркало, 2004.

6. Дэвис Ли. Природные катастрофы. Смоленск: Изд-во «Русич», 1996.

7. Ильичей А.А. Большая энциклопедия городского выживания. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», Изд-во «ЭКСМО-МАРКЕТ», 2000.

8. Ильин А.А. Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2001.

9. Галахов С.С. Криминальные взрывы. Основы оперативно-розыскной деятельности по борьбе с преступлениями террористического характера. М.: Изд-во «Экзамен», 2002.

10. Моторный И.Д. Защита гражданских объектов от терроризма. М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2005.

11. Брашин С.Я. Оружие улицы. Н. Новгород: Времена, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.