Научная статья на тему 'Анализ состояния Ивановского рынка дополнительных образовательных услуг экономической направленности'

Анализ состояния Ивановского рынка дополнительных образовательных услуг экономической направленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВУЗЫ / ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES / COMPETITIVENESS / HIGH SCHOOLS / IVANOVO REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенофонтова Ольга Леонидовна

В статье рассматривается современное состояние рынка дополнительных образовательных услуг в Ивановском регионе. Автор особое внимание уделяет оценки конкурентоспособности этих услуг (в сравнении с другими вузами).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ксенофонтова Ольга Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE CONDITION OF THE IVANOVO MARKET OF AN ECONOMIC TREND ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES

The article considers the current state of additional educational services market in the Ivanovo region. The authors give a special attention of these services competitiveness estimations (in comparison with other high schools).

Текст научной работы на тему «Анализ состояния Ивановского рынка дополнительных образовательных услуг экономической направленности»

УДК 658:677

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИВАНОВСКОГО РЫНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

О.Л. Ксенофонтова

Ивановский государственный химико-технологический университет

В статье рассматривается современное состояние рынка дополнительных образовательных услуг в Ивановском регионе. Автор особое внимание уделяет оценки конкурентоспособности этих услуг (в сравнении с другими вузами).

Ключевые слова: дополнительные образовательные услуги, конкурентоспособность, вузы, Ивановская область.

Нестабильность в функционировании общества, быстрые изменения на рынке труда и в сфере занятости приводят к тому, что непрерывное образование в виде переквалификации становится нормой жизни для большого числа людей. Ежегодно статистика Министерства образования и науки Российской Федерации свидетельствует о том, что только 20-25% трудоспособного населения работают в рамках полученной в вузе специальности. Более половины специалистов меняют свои профессии, либо повышают квалификацию [1].

Сегодня продолжает формироваться рынок дополнительных профессиональных образовательных услуг (преимущественно в краткосрочной форме, которые будем называть малые образовательные услуги).

Отметим, что одним их моментов развития системы профессионального образования является существенное расширение спектра дополнительных услуг и ориентация на образование для взрослых. Она включает образовательные услуги (образовательные программы), реализуемые в организациях общего и профессионального образования за пределами их основных образовательных программ и в специализированных организациях дополнительного образования, та-

ких как учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации и т. д. Эти услуги, оказываемые образовательными учреждениями различных форм собственности, рассчитаны на различные уровни требований слушателей, базового образования, дохода.

В настоящее время в Российской Федерации реализуют программы дополнительного профессионального образования более 1,2 тыс. образовательных учреждений и структурных подразделений.

В Ивановском регионе в настоящее время насчитывается 9 государственных вузов, 2 негосударственных вуза; 30 техникумов, училищ, колледжей; 35 профтехучилищ, лицеев; более десятка учебных центров (как самостоятельных, так и в структуре различных образовательных учреждений). Из них половина оказывают услуги в краткосрочных формах, причем «охват» рынка учреждениями по формам и направленностям обучения очень неравномерный.

Обзорное исследование автора сегодняшнего состояния рынка малых образовательных услуг показало следующее: при общей численности населения региона 1 млн. 100 тыс. чел. (850 тыс. чел. - городское население) трудоспособное население составляет примерно

500 тыс. чел. Вследствие экономического кризиса число потенциально заинтересованных в профессиональной подготовке и переподготовке составляет 200-300 тыс. чел. Из них только в г. Иваново может нуждаться в дополнительных образовательных услугах около 100 тыс. человек. Приближенная годовая оценка числа потенциальных потребителей дополнительного образования по г. Иваново составляет 20 тыс. человек.

На основе собственных экспертных оценок автора можно сказать, что в регионе ежегодно услугами дополнительного образования по всем направлениям охвачено до 10% от общего числа потенциальных потребителей рынка м.о.у., т.е. около 2 тыс. чел. по г. Иваново.

При всем разнообразии программ обучения всех профессиональных направлений 30-40 видов, есть курсы (20%), которые оказывают только учебные центры (парикмахерские, поварские и т.п.). Например, курсы экономической направленности (бухгалтерские, курсы менеджеров) оказывают и учебные центры, и вузы (80%). Доля вузов на рынке м.о.у. пока еще незначительная. Понятно, что им приходится вступать в жесткую конкурентную борьбу.

Автор считает, что один из ведущих вузов региона - Ивановский государственный химико-технологический университет - может претендовать на 25-30% потребителей от всей емкости рынка малых образовательных услуг г. Иваново [2].

Одним из структурных подразделений университета является Центр инновационных и антикризисных технологий (ЦИАТ). Он был организован в 2001 г. для содействия предприятиям ивановского региона в укреплении экономического положения.

Исследования автора выявили востребованность у населения различных краткосрочных курсов. В ЦИАТе ведется подготовка по таким направлениям как:

1С: Бухгалтерия. Версия 8.0 (80 часов); Основы рекламной деятельности и РR -технологий (120 часов); Основы малого бизнеса «Эффективное ведение хозяйственной деятельности» (120 часов) и др. Занятия проводят высококвалифицированные преподаватели - практики ИГ-ХТУ, приглашенные топ - менеджеры частных компаний, ведущие специалисты федеральных и муниципальных организаций. Анкеты наших выпускников показали, что уровень обучения достаточно высок. На курсы записываются не только люди, пытающиеся адаптироваться к современным рыночным условиям, но и специалисты, получившие профессиональное признание.

Окупаемость курсов высокая, за период сентябрь 2008г.- июнь 2009 года по курсам 1С: Бухгалтерия. Версия 8.0 (80 часов) прошли подготовку 49 человек. За последние два года посещаемость увеличилась на 26 %, что говорит о популярности данных курсов среди населения Ивановской области и ближайших регионов.

В ходе анализа состояния рынка автором были исследованы следующие вопросы: анализ спроса и оценка риска не-востребованности образовательных услуг, анализ рынков сбыта, анализ ценовой политики, оценка конкурентоспособности образовательных услуг.

1. Анализ спроса и оценка риска не-востребованности малых образовательных услуг.

Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованности услуг организации, который возникает вследствие отказа потребителей покупать ее. Чтобы оценить риск невостребованной услуги, нужно проанализировать обеспеченность учебного процесса контрактами или заявками на курсы.

В настоящее время в связи с нестабильной экономической ситуацией в период кризиса наибольшим спросом пользуются курсы «1С: Предприятие» В. 8.0.

В таблице 1 приведен анализ спроса

на образовательные услуги «ЦИАТ» ИГ-ХТУ.

Из таблицы 1 видно, что самыми невостребованными являются курсы «Основы рекламной деятельности и РЯ-технологий» (Е). Это требует от руководства принятия мер по привлечению слушателей на данные курсы, например

снижения цен на данную услугу, более привлекательную рекламу и т.д. В противном случае, предприятие получит убытки в размере фактических затрат на ее производство. По услуге Е они составят 84 000 руб., а по услуге С - 52 500 руб.

Таблица 1

Анализ спроса на услуги «ЦИАТ» ИГХТУ

Вид образовательных услуг Объем спроса (численность обучающихся), чел. Всего, чел.

2004 2005 2006 2007 2008

А - 20 17 20 22 79

В - 6 2 13 3 24

С - - - 6 4 10

В 10 11 7 - 4 32

Е - - - - 6 6

A. «1С: Предприятие» В. 8.0.

B. Организация и проведение торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд.

C. Эффективное ведение хозяйственнойдеятельности в малом бизнесе.

D. Арбитражные управляющие.

E. Основы рекламной деятельности и РЯ-технологий.

2. Анализ рынков сбыта От рынков сбыта зависят объем предоставляемой услуги, средний уровень цен, выручка от реализации услуги, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику положения каждого вида продукции на

рынках сбыта за последние 5 лет.

Из таблицы 2 видно, что за последние два года спрос на услугу D начал падать, объем продаж и уровень рентабельности значительно снизились. По услуге А наблюдается более стабильный объем продаж и стабильный доход.

Таблица 2

Анализ динамики рынков сбыта

Вид услуги Показатель 2004 2005 2006 2007 2008

А Количество слушателей - 20 17 20 22

Цена, руб. - 1500 1720 2200 2800

В Количество слушателей - 6 2 13 3

Цена, руб. 10800 10800 10800 12000

С Количество слушателей - - - 6 4

Цена, руб. 3500 3500

В Количество слушателей 10 11 7 - 4

Цена, руб. 32800 32800 32800 32800

Е Количество слушателей 6

Цена, руб. 3500

По данным, приведенным в таблице 3, можно изучить анализ структуры рынков сбыта.

На анализируемом предприятии «звездой» в настоящий момент является услуга А, приносящая наибольшую прибыль и имеющая высокий уровень доходности. К «дойным коровам» относит-

В процессе анализа необходимо также выявить реальных и потенциальных конкурентов, провести анализ показателей их деятельности, определить сильные и слабые стороны их бизнеса, финансовые возможности, цели и стратегию конкурентов на рынке, качество предлагаемого обучения и ценовой политики. Это позволит предугадать образ их поведения и выбрать наиболее приемлемые способы борьбы по отвоевыванию у конкурента ниши на рынке.

3. Анализ ценовой политики организации.

Ценообразование в сфере услуг имеет ряд особенностей, поскольку, в отличие от товаров, услуги нематериальны и не подлежат хранению. При выборе метода формирования цены на образовательные услуги необходимо не только учесть указанную специфику, но и определить цели ценообразования, проанализировать спрос на рынке и цены конкурентов, рассчитать затраты, связанные с оказанием образовательных услуг.

По региону в ВУЗах предлагают разнообразные виды услуг (курсы повы-

ся услуга Б. Их рентабельность ниже, но они приносят достаточно большой доход, и производство их является еще выгодным для предприятия. Результаты анализа должны помочь руководству предприятия разработать ассортимент услуг в соответствии с требованиями рыночной конъюнктуры.

шения квалификации), но совпадение присутствует только по курсам «Подготовка специалистов по автоматизации бухгалтерского учета «1С: Предприятие» В. 8.0, поэтому сравнительный анализ цен проводится только по данным курсам. В качестве ВУЗов конкурентов автор выбрал следующие: ИГЭУ, ИГАСУ, Ив-ГУ.

Сравнительный анализ уровня цен (таблица 4) показывает, что анализируемое предприятие («ЦИАТ» ИГХТУ) проводит более гибкую ценовую политику на рынке. Оно быстрее отреагировало на уменьшение спроса на услуги, снизив уровень цены по сравнению с ценой конкурентов. Тем самым привлекло к себе большее количество слушателей. Стоимость учебного часа на одного слушателя равна 32 руб., у конкурирующих предприятий на данный вид услуг стоимость академического часа от 89 до 95 руб.

Разница в ценовой категории обусловлена: количеством часов (лекций и практических занятий), временем обучения (дневное, вечерние), квалификацией преподавательского состава, оборудова-

Таблица 3

Анализ структуры рынков сбыта за 2008 год

Вид услуги Структура рынков сбыта, %

Иваново Область Итого

А 80 20 100

В 100 - 100

С 50 50 100

В 25 75 100

Е 66,4 33,6 100

нием рабочего места (работа на компьютере), повышенным спросом на рынке образовательных услуг.

Сравнительный анализ качества услуг ВУЗа и его конкурентов в сочетании с изучением уровня спроса позволит установить примерные рамки колебания цен, допустимых для ВУЗа. Выбрав наиболее подходящий метод ценообразования, ВУЗ определяет исходную, а не окончательную цену услуги. На итоговую

цену могут повлиять дополнительные факторы - действия конкурентов, временное повышение спроса на образовательную услугу и др. Кроме того, цены могут быть дифференцированы для разных групп потребителей.

Существуют различные методы формирования цены: затратный, рыночный (метод потребительской оценки), параметрический, метод удельной цены, метод баллов, дифференциация цен.

Таблица 4

Сравнительный анализ уровня цен и количество учебных часов на образовательную услугу в различных высших учебных заведениях по Ивановскому региону

Вид образовательной услуги Сравниваемые предприятия

ЦИАТ ИХГТУ конкурент ИГЭУ конкурент ИГАСУ конкурент ИвГУ Средняя на рынке по региону

Уровень цены за 1 чел. руб.

А 2800 2850 1500 3000 3000-4000

Объем программы (по часам)

А 80 32 40 32 32-120

4. Оценка конкурентоспособности малых образовательных услуг.

Конкурентоспособность услуг - это величина относительная, и определенный показатель этой важной экономической категории может быть выявлен при исследовании конкурирующих услуг. Конкурентоспособность включает три основные составляющие. Первая жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Вторая связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы.

К основным факторам, определяющим конкурентоспособность товаров и услуг, относят качество товаров и услуг;

цену товаров и услуг; уровень квалификации персонала; технологический уровень производства; доступность источников финансирования.

Для оценки конкурентоспособности малых образовательных услуг в регионе применим следующие методы: метод качества, матричный метод, метод экспертных оценок.

а) Метод качества (метод основан на номенклатуре, включающий только характеристики качества. Отсутствие в номенклатуре продажной цены позволяет только косвенно судить о конкурентоспособности услуг). Характеристики качества услуг и соответствующие баллы приведены в таблице 5. Общая оценка: «Отлично» - 20-14 баллов; «Хорошо» -13-8 баллов; «Удовлетворительно» - 7-2 балла; «Неудовлетворительно» - 2 балла и менее. Оценка качества услуг приведена в таблице 6.

Таблица 5

Характеристики качества услуг

Показатели качества услуг Уровни оценки качества услуг

3 балла 2 балла 1 балл

1. Ассортимент услуг Более пяти предлагаемых курсов Однообразные услуги, от 3 и менее курсов Однообразные услуги без обновлений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Компьютеризация рабочего места на одного слушателя Индивидуальное компьютеризированное рабочее место На двух слушателей один компьютер Без работы на компьютере

3. Время обучения Без отрыва от производства Вечерние часы Утренние часы

4. Качество обучения Профессорско-преподавательский состав Научные работники вуза Инженернотехнический персонал

5. Наличие лекционных аудиторий Использование современных информационных технологий Оснащение техническим оборудованием Без использования компьютерной техники

6. Методические средства обучения Наличие учебников, учебных пособий в электронном виде Наличие раздаточного материала Без методического оснащения

7. Наличие собственной библиотеки Разнообразие учебной литературы, более 100 учебников Учебники по одному виду курсов Без библиотеки

Таблица 6

Оценка качества услуг по методу качества

Показатели качества услуг «ЦИАТ» ИХГТУ ИГЭУ ИГАСУ ИвГУ

1. Ассортимент услуг 3 3 2 3

2. Компьютеризация рабочего места на одного слушателя 3 3 1 2

3. Время обучения 2 2 1 2

4. Качество обучения 3 2 2 2

5. Наличие лекционных аудиторий 3 2 1 2

6. Методические средства обучения 3 2 2 2

7. Наличие собственной библиотеки 2 2 1 1

Всего баллов 19 16 10 14

Оценив результаты сравнения, можно сделать следующий вывод: услуги «ЦИАТ» ИГХТУ попадают в поле отличной оценки, в то время как услуги ИГА-СУ оценены на «хорошо».

б) Матричный метод. В качестве

основных параметров оценки конкурентоспособности по данному методу нами были выбраны следующие: качество обучения; компьютеризация аудиторий; экономическая стратегия (цена); рекламная стратегия. Разбиение параметров на

уровни качества осуществлялось по трех- Матрица оценки конкурентоспособности

балльной шкале от «0» (отсутствие при- услуг представлена в таблице 7.

знака) до «3» (признак отлично выражен).

Таблица 7

Матрица оценки конкурентоспособности услуг

Параметры оцениваемых услуг Уровни оценки услуг

0 1 2 3

Отсутствие признака Удовлетворительное выражение признака Признак выражен хорошо Признак ярко выражен

Качество обучения Низкое качество обучения Обучение проводит инженерный состав, преподаватели без степени Обучение ведется преподавателями-со степенью кандидата наук Профессорско-преподавательский состав, степень доктора наук

Компьютеризация аудиторий Без работы на компьютерах Небольшое количество компьютеров, без представления рабочего места Индивидуальное рабочее место Новое оборудование, Интернет, проектор

Экономическая стратегия (цена) Цена установлена без расчетов, маркетинговый анализ рынка не проводился Составление плана на 6 месяцев, определена цена (без гарантий) Проводился маркетинговый анализ рынка Составлен бизнес-план на год вперед, ведется мониторинг

Рекламная стратегия Отсутствие рекламы Нечастое обновление рекламных блоков Стандартная реклама, достаточно частое обновление рекламных блоков Используются все виды рекламы. Реклама не вызывает раздражение, регулярный выход новых блоков

Индекс качества К0 находился как среднеарифметическое показателей качества. Оценка конкурентоспособности услуг осуществлялась в соответствии с интервалами (по итоговым показателям индекса качества К0):

3,00-2,26 высокая конкурентоспособность услуг;

2,25-1,60 средняя конкурентоспособность услуг;

1,50-0,76 низкая конкурентоспособность услуг;

0,75-0,00 отсутствие конкурентоспособность услуг.

Для рассматриваемых услуг анализ показателей конкурентоспособности показал:

общий индекс качества для «ЦИ-АТ» ИГХТУ - 2,5; ИГЭУ - 2,25; ИГАСУ -1,75; ИвГУ - 2.

Таким образом, услуги «ЦИАТ» ИГХТУ и ИГЭУ обладают высоким уровнем конкурентоспособности, а услуги ИГАСУ и ИвГУ обладают средним уровнем конкурентоспособности.

в) Экспертный метод. В качестве показателей по данному методу были выбраны следующие: ассортимент услуг,

время обучения, компьютеризация рабо- рий. Оценка качества услуг представлена

чего места на одного слушателя, качество в таблице 8.

обучения, наличие лекционных аудито-

Таблица 8

Оценка качества услуг по экспертному методу

Экспертная оценка качества услуг по пятибалльной системе

Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3

Качественные показатели Весомость ИХГТУ ИГЭУ ИГАСУ ИХГТУ ИГЭУ ИГАСУ ИХГТУ ИГЭУ ИГАСУ

1. Ассортимент услуг 0,15 5 4 4 5 4 5 4 4 5

2. Время обучения 0,13 5 5 5 5 5 5 5 5 5

3. Компьютеризация рабочего места на одного слушателя 0,35 5 5 4 5 4 4 5 5 5

4. Качество обучения 0,17 5 4 5 5 5 5 5 3 4

5. Наличие лекционных аудиторий 0,20 5 4 3 4 4 4 4 4 4

1,00

Экономическая оценка качества услуг осуществлялась тремя экспертами по пятибалльной системе. Коэффициент конкурентоспособности услуг рассчитывается по формуле

П

/ - количество экспертов; j - количество оцениваемых качеств услуг; аг- -весомость;

Ьу - оценка количеством экспертов j -го качества по 5-ти бальной системе; SП

- максимальное возможное количество баллов;

Коэффициент конкурентоспособности услуг составил для «ЦИАТ» ИГХТУ

- 0,94; ИГЭУ - 0,9; ИГАСУ - 0,87. Таким образом, услуги «ЦИАТ» ИГХТУ наиболее конкурентоспособны, т.к. его коэффициент наиболее приближен к единице.

На основании того, что слушатели являются основным источником инфор-

мации для проведения оценки конкурентоспособности вуза, для понимания конкурентоспособности услуг ЦИАТ проводился опрос среди слушателей курсов повышения квалификации в период с 2005 по 2009 год, после окончания курсов. Было опрошено более 100 человек. В результате обработки анкет была получена следующая информация:

1. На вопрос: «Откуда Вы узнали о ЦИАТ?» больше всего опрошенных (42%) ответили - от друзей, знакомых, родственников. Это говорит о том, что ЦИАТ пользуется популярностью на рынке образовательных услуг.

2. На вопрос: «Почему Вы выбрали именно ЦИАТ?» выбор большинства опрошенных пал на то, что в ЦИАТ - достойная оплата (41%) и удобные график обучения (26%).

3. В зависимости от цели получения образования удалось выявить две основные группы

- тех, кто собирается использовать знания как дополнительные преимущест-

ва для поиска престижной работы и карьерного роста (38 %),

- тех, кто собирается использовать знания для основания собственного дела, будущие предприниматели (21%).

4. На вопрос: «С какими ещё высшими заведениями Вы сравнивали ЦИАТ при поступлении?» были получены ответы, не представляющие данные для группировки. ВУЗами сравнения были: ИГА-СУ, ИвГУ, ИГЭУ а также многие другие.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сказать, что:

- «ЦИАТ» ИГХТУ пользуется популярностью на рынке образовательных услуг среди других вузов;

- потребители услуг «ЦИАТ» ИГ-ХТУ довольны качеством предоставляемых им услуг.

В заключении отметим, что несмотря на то, что ВУЗам не хватает конкретных организационных, методических разработок в этой деятельности, у них

есть сильные конкурентные преимущества - хорошо развитое материальнотехническое обеспечение, необходимое для ведения образовательного процесса, и стабильный высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Кроме того, в системе государственной высшей школы под руководством Министерства образования и науки легче наладить систему контроля качества дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кондратьев С.В. Состояние и перспективы развития дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование. 2003. - №1. с.6.

2. Ксенофонтова О.Л., Ильченко А.Н. Модель оптимального управления ресурсами университета в сфере дополнительного образования // Вестник Университета. 2008. - №9 (19). с.160-166.

3. Еремин В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации // Иваново: Ивановский государственный университет, 2002.

THE ANALYSIS OF THE CONDITION OF THE IVANOVO MARKET OF AN ECONOMIC TREND ADDITIONAL EDUCATIONAL SERVICES

O.Ksenofontova

The article considers the current state of additional educational services market in the Ivanovo region. The authors give a special attention of these services competitiveness estimations (in comparison with other high schools).

Keywords: additional educational services, competitiveness, high schools, Ivanovo region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.