Научная статья на тему 'Анализ состояния и объемов информационных аграрных научно-образовательных ресурсов, представленных в интернет-пространстве'

Анализ состояния и объемов информационных аграрных научно-образовательных ресурсов, представленных в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ЕДИНОЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО АГРАРНЫХ ЗНАНИЙ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SYSTEMS / INFORMATION SCIENCE AND EDUCATION RESOURCES / A SINGLE INTERNET SPACE OF AGRARIAN KNOWLEDGE / INTERNET TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Меденников Виктор, Муратова Людмила, Сальников Сергей, Ерешко Антон

В настоящее время в мире осуществляется переход к цифровой экономике и инновационному развитию, что требует интеграции информационных ресурсов (ИР). Наиболее высока потребность в интеграции образовательных ИР в связи с планируемым созданием Сетевого университета стран БРИКС и единого цифрового пространства стран ЕАЭС. Необходимо соблюсти также требования Минобрнауки, Рособрнадзора к наполнению сайтов вузов. В связи с этим стоит задача оценки видов ИР, подлежащих интеграции, их состояния и объемов. Для исследования этих задач была разработана анкета «Показатели оценки сайтов сельскохозяйственных вузов». Исходя из потребностей различных пользователей в ИР, были выделены следующие семь видов научно-образовательных ИР: разработки, публикации, консультационная деятельность, нормативно-правовая информация, дистанционное обучение, пакеты прикладных программ, базы данных. Проведен сравнительный анализ мониторингов указанных ресурсов в 2013 и 2016 гг. Прирост разработок составил 93,6%. В части публикаций произошло существенное снижение в 6,5 раза. В количестве баз данных и пакетов прикладных программ произошел резкий скачок в 24,7 и в 7,5 раза соответственно. Количество экземпляров дистанционного обучения выросло в 2 раза, консультантов в 3,5 раза, объемы нормативно-правовой информации резко сократились. В работе дан анализ условий перехода вузов на типовые сайты, как первого шага к созданию Единого информационного Интернет-пространства аграрных знаний. Выводы: в стране идет поиск путей доведения знаний до потребителей методом проб и ошибок. Вузы пока не вкладывают особых средств в рациональное использование сайтов. Их аудитория абитуриенты, студенты, преподаватели, но никак не товаропроизводители, управленцы, научные работники и население. Размещение и поддержка вышеперечисленных семи видов ИР на сайтах держится лишь на энтузиазме исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Меденников Виктор, Муратова Людмила, Сальников Сергей, Ерешко Антон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present time, transitioning to a digital economy and innovative development is realized in the world. It can be required the integration of information resources (IR). In connection with the planned creation of the Network University of the BRICS countries and the single digital space of the EAEU countries it will be the greatest need for integration of educational IR. To fill websites of universities we need to comply with the requirements of the Ministry of Education and Science in Russian Federation, Federal Service for Supervision in Education and Science. In this regard, the task is to assess the types of IR to be integrated in their status and volumes. To study on these problems, a questionnaire «Indicators for assessing the websites of agricultural universities» was developed. Based on needs of various users in the IR, the following seven types of scientific and educational IR were identified: scientific developments, publications, consulting, legislative activity, online education, software applications and databases. A comparative analyse of these monitoring resources in 2013 and 2016 is conducted. The increase of development was 93.6%. In terms of publications, there was a significant decrease in 6.5 times. In the number of databases and application software packages, there was a sharp increase in 24.7 and in 7.5 times, respectively. The number of copies of online education has doubled and consultants increased in 3.5 times, on the other hand the volume of regulatory information has declined sharply. The paper analyzes the conditions for the transition of universities to standard sites, as the first step towards the creation of the Unified Information Internet Space of Agrarian Knowledge. Conclusions: the country is looking for ways to bring knowledge to consumers through test and error. Institutions of Higher education do not invest sufficient funds in the rational use of sites yet. Their audience are applicants, students, teachers, but not producers, managers, scientists and humanity. Placement and support of the above seven types of IR on the sites is based on the enthusiasm of the performers only.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и объемов информационных аграрных научно-образовательных ресурсов, представленных в интернет-пространстве»

АГРАРНАЯ РЕФОРМА

И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

УДК 002:001(470)

Виктор Меденников,

доктор технических наук, заведующий отделом, Людмила Муратова,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Сергей Сальников,

кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, Антон Ерешко, младший научный сотрудник,

Вычислительный центр имени А.А. Дородницына, г. Москва

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ОБЪЕМОВ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГРАРНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

В настоящее время в мире осуществляется переход к цифровой экономике и инновационному развитию, что требует интеграции информационных ресурсов (ИР). Наиболее высока потребность в интеграции образовательных ИР в связи с планируемым созданием Сетевого университета стран БРИКС и единого цифрового пространства стран ЕАЭС. Необходимо соблюсти также требования Минобрнауки, Рособрнадзора к наполнению сайтов ВУЗов. В связи с этим стоит задача оценки видов ИР, подлежащих интеграции, их состояния и объемов. Для исследования этих задач была разработана анкета «Показатели оценки сайтов сельскохозяйственных ВУЗов». Исходя из потребностей различных пользователей в ИР, были выделены следующие семь видов научно-образовательных ИР: разработки, публикации, консультационная деятельность, нормативно-правовая информация, дистанционное обучение, пакеты прикладных программ, базы данных. Проведен сравнительный анализ мониторингов указанных ресурсов в 2013 и 2016 гг. Прирост разработок составил 93,6%. В части публикаций произошло существенное снижение — в 6,5 раза. В количестве баз данных и пакетов прикладных программ произошел резкий скачок — в 24,7 и в 7,5 раза соответственно. Количество экземпляров дистанционного обучения выросло в 2 раза, консультантов — в 3,5 раза, объемы нормативно-правовой информации резко сократились. В работе дан анализ условий перехода ВУЗов на типовые сайты, как первого шага к созданию Единого информационного Интернет-пространства аграрных знаний. Выводы: в стране идет поиск путей доведения знаний до потребителей методом проб и ошибок. ВУЗы пока не вкладывают особых средств в рациональное использование сайтов. Их аудитория — абитуриенты, студенты, преподаватели, но никак не товаропроизводители, управленцы, научные работники и население. Размещение и поддержка вышеперечисленных семи видов ИР на сайтах держится лишь на энтузиазме исполнителей.

S u m m a r y

At present time, transitioning to a digital economy and innovative development is realized in the world. It can be required the integration of information resources (IR). In connection with the planned creation of the Network University of the BRICS countries and the single digital space of the EAEU countries it will be the greatest need for integration of educational IR. To fill websites of universities we need to comply with the requirements of the Ministry of Education and Science in Russian Federation, Federal Service for Supervision in Education and Science. In this regard, the task is to assess the types of IR to be integrated in their status and volumes. To study on these problems, a questionnaire «Indicators for assessing the websites of agricultural universities» was developed. Based on needs of various users in the IR, the following seven types of scientific and educational IR were identified: scientific developments, publications, consulting, legislative activity, online education, software applications and databases. A comparative analyse of these monitoring resources in 2013 and 2016 is conducted. The increase of development was 93.6%. In terms of publications, there was a significant decrease in 6.5 times. In the number of databases and application software packages, there was a sharp increase — in 24.7 and in 7.5 times, respectively. The number of copies of online education has doubled and consultants increased in 3.5 times, on the other hand the volume of regulatory information has declined sharply. The paper analyzes the conditions for the transition of universities to standard sites, as the first step towards the creation of the Unified Information Internet Space of Agrarian Knowledge. Conclusions: the country is looking for ways to bring knowledge to consumers through test and error. Institutions of Higher education do not invest sufficient funds in the rational use of sites yet. Their audience are applicants, students, teachers, but not producers, managers, scientists and humanity. Placement and support of the above seven types of IR on the sites is based on the enthusiasm of the performers only.

Ключевые слова: информационные системы, информационные научно-образовательные ресурсы, единое Интернет-пространство аграрных знаний, Интернет-технологии.

Keywords: information systems, information science and education resources, a single Internet space of agrarian knowledge, Internet technologies.

Во всем мире происходит активное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в сферу образования. Общемировым направлением информатизации образования в последние десятилетия является создание и использование новых информационных технологий обучения,

включающих телекоммуникации, видеообучение, использование технологий мультимедиа в электронных учебниках и многое другое. А сами эти ресурсы получили название информационных образовательных ресурсов. Поскольку процесс информатизации перемещается в Интернет, то рассмотрим только ин-

формационные ресурсы, представленные в Интернет.

Совершенствование программно-технических средств разработки сайтов приводит к тому, что информационными образовательными ресурсами могут воспользоваться кроме студентов и преподавателей, как это осущест-

вляется сейчас, также будущие абитуриенты и работодатели, товаропризводители, научные работники, управленцы соответствующего профиля, а также население.

При этом разные компоненты информационных образовательных ресурсов по-разному используются вышеперечисленными пользователями.

Например, анализ сайтов НИИ РАН, ВУЗов сельскохозяйственного профиля, ИКС, других предприятий, занимающихся сельскохозяйственной тематикой, позволил выделить семь видов представлений аграрных знаний, присутствующих в том или ином виде на этих сайтах: разработки, публикации, консультационная деятельность, нормативно-правовая информация, дистанционное обучение, пакеты прикладных программ, базы данных. Именно данные виды представлений аграрных знаний наиболее востребованы в экономике. При этом совершенствование Интернет-технологий позволяет осуществить их интеграцию. Например, товаропроизводитель, выбрав разработку в виде средства борьбы с какой-либо болезнью, может тут же получить все публикации, всех консультантов, нормативно-правовую информацию, дистанционное обучение на эту тему. Потом в соответствующей базе данных найти нужного поставщика препарата.

С другой стороны, для управленцев из сферы образования одним из основных источников информации о состоянии образовательной среды в стране в области высшего образования в настоящее время является ежегодный мониторинг деятельности ВУЗов, проводящийся согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».

Рособрнадзор приказом № 785 от 29.05.2014 г. «Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» обязал ВУЗы частично привести их сайты к типовому виду. До ввода в действие этого приказа на сайтах ВУЗов информация публиковалась в произвольном виде, что конечно затрудняло пользование сайтами, как со стороны контролирующих организаций, так и обычных пользователей.

Исходя из этого, в настоящее время российские ВУЗы нормативно принуждены развивать свои сайты. Правда, это пока не касается семи видов представления аграрных знаний, перечисленных выше, да и к приведению сайтов к типовому виду пока требований не предъявляется.

Недооценкой возможностей и преимуществ информационных технологий на базе Интернета, видимо, определяется ограниченное количество показателей для расчета эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов Министерством образования и науки, Рособрнадзором, Минсельхозом, исключивших из требований указанные выше семь видов представления аграрных знаний. Эти виды аграрных знаний назовем первичными информационными научно-образовательными ресурсами, а показатели деятельности ВУЗов из источников вышеназванных организаций — вторичными информационными научно-образовательными ресурсами.

Для наиболее полной оценки сайтов, оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов, отраженных на них, и деятельности ВУЗов ВИ-аПи им. А.А. Никонова в 2016 г. провел соответствующие исследования, для чего была разработана анкета «Показатели оценки сайтов сельскохозяйственных ВУЗов» [1], где отражены 214 показателей его деятельности (122 показателя оценивают представительство самого ВУЗа, 40 показателей для оценки факультета, 46 показателей для оценки кафедр и 6 показателей для общей оценки сайта).

Для отображения гетерогенных структур сайтов в однородные структуры, учитывая, что в соответствии с современными тенденциями в области Интернет-технологий, когда провайдеры начинают предоставлять услуги по хранению контента сайтов в мощных системах управления базами данных, будем считать, что информационные научно-образовательные ресурсы должны храниться, с одной стороны, в виде каталогов, либо в виде полноформатного электронного представления, а с другой стороны — в виде неупорядоченного списка, либо в виде упорядоченного электронного представления.

Исследования подтвердили предположение, что в требованиях, предъявляемых к сайтам ВУЗов Министерством образования и науки, Ро-собрнадзором, Минсельхозом, существует недооценка научной деятельности ВУЗов.

В данной статье рассмотрим представление на сайтах сельскохозяйственных ВУЗов первичных информационных научно-образовательных ресурсов (табл. 1-7) за 2013 и 2016 гг. Поскольку в 2013 г. было 59 ВУЗов [2], то все их будем учитывать. В таблицах (кроме табл. 5 и 6) значения показателей 2013 и 2016 гг. записаны через косую черту. Символом «*» во всех таблицах обозначены ВУЗы, которые в настоящее время потеряли статус самостоятельного юридического лица.

В таблице 1 приведена информация о разработках. Из 59 ВУЗов в 2013 г. 50 представляли на сайтах информацию о разработках (85%), в 2016 г.—46 из 54 ВУЗов (85%). При этом прирост разработок составил 93,6%, но этот прирост обеспечили только 10 ВУЗов, остальные либо сократили, либо вообще прекратили публиковать информацию о разработках. Нужно отметить, что на ряде сайтов появились уже электронные каталоги и полноформатное представление публикаций. Правда, последний вид связан с размещением на сайтах трех ВУЗов каталогов разработок, а не с размещением информации о них в СУБД.

В таблице 2 приведена информация о публикациях. Из 59 ВУЗов в 2013 г. 55 представляли на сайтах информацию о публикациях (93%), в 2016 г.—48 из 54 ВУЗов (89%). При этом прирост публикаций произошел только на кафедрах (3,3%), на факультетах произошло существенное снижение (в 2,6 раза), по ВУЗам снижение было еще больше (в 6,5 раза). Снижение произошло за счет следующих ВУЗов: Брянский ГАУ, Великолукская ГСХА, Горский ГАУ, Кубанский ГАУ, Омский ГАУ. Стоит отметить, что в Кубанском ГАУ появились уже электронный каталог и полноформатное представление публикаций. В целом картина пестрая, не чувствуется ничьей координирующей руки.

В таблице 3 приведена информация о базах данных. Из 59 ВУЗов в 2013 г. только 7 ВУЗов представляли на сайтах информацию о базах данных (12%), в основном в виде неупорядоченного списка, и 6 ВУЗов в 2016 г. (11%). В 2016 г. произошел резкий скачок в количестве — в 24,7 раза. Два ВУЗа: РГАУ — МСХА им. К.А. Тимирязева разместила на сайте (только на уровне ВУЗа) 145 баз данных в виде электронного каталога и Кубанский ГАУ (538, из них на кафедрах — 4, факультетах — 7, на уровне ВУЗа — 527) в виде неупорядоченного списка. Проверить их работоспособность невозможно.

В таблице 4 приведена информация о пакетах прикладных программ (ППП). Из 59 ВУЗов в 2013 г. только 10 ВУЗов представляли на сайтах информацию о ППП (17%), в основном в виде неупорядоченного списка, и 13 ВУЗов в 2016 г. (24%). В 2016 г. также произошел резкий скачок в количестве — в 7,5 раза. Пересечение двух списков ВУЗов минимально — лишь два ВУЗа продолжали публиковать и в 2013 г. и в 2016 г. на сайтах информацию о ППП: Кубанский ГАУ и Оренбургский ГАУ. Проверить их работоспособность также невозможно. Нужно отметить, что на сайтах нет ни одной разработки в онлайн-режиме: ни ППП, ни БД. Это связано с тем обстоятельством, что в настоящее время подавляющее большинство провайдеров не предоставляет услуг по использованию оптимизационных и статистических ППП, нет даже Excel. Отдельные провайдеры предоставляют услуги по использованию СУБД.

В таблице 5 приведена информация о дистанционном обучении. Из 59 ВУЗов в 2013 г. только 5 ВУЗов представляли на сайтах информацию об экземплярах дистанционного обучения свыше одного, в основном в виде неупорядоченного списка, и 6 ВУЗов в 2016 г. также в виде неупорядоченного списка. В 2016 г. произошел резкий скачок в количестве — почти в 2 раза. Пересечение двух списков ВУЗов пусто. Это также говорит о том, что представление на сайтах первичных научно-образовательных ресурсов отдано на усмотрение (фантазии) разработчиков.

В таблице 6 приведена информация о консультациях. Из 59 ВУЗов в 2013 г., в основном только на сайте Рязанского ГАТУ, был представлен этот вид деятельности (51 консультант), связанный с тем, что в Рязани в свое время активно работала информационно-консультационная служба. В 2016 г. произошел резкий скачок как в количестве консультантов — в 3,5 раза, так и количестве ВУЗов — свыше 14. В Рязанском же ГАТУ остался один консультант.

В таблице 7 приведены данные о нормативно-правовой информации. В 2013 г. на сайтах 39 ВУЗов появилась данная информация. При этом в виде неупорядоченного списка 299 экземпляров, в виде неупорядоченного полноформатного электронного представления 936 и виде упорядоченного полноформатного электронного представления 1385. В 2016 г. произошло резкое сокращение, соответственно, с 299 до 65, с 936 до 328 и с 1385 до 19. Это связано, видимо, с большой сложностью сопровождения этого вида информационного ресурса, особенно без наличия СУБД.

В [1] на основе этих таблиц разработана методика оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов, приведены расчеты рейтингов ВУЗов.

Таблица 1

Разработки

№ п/п Наименование ВУЗа 1 — Неупорядоченный список 2 — Электронный каталог 3 — Неупорядоченное полноформатное представление 4 — Упорядоченное полноформатное электронное представление

Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ

1 2 3 Азовско-Черноморская ГАИА* Алтайский ГАУ 17/0 11/0 з п/п з/п 5/0 Ç7//K к/л - - - - - - - -

3 4 С Башкирский ГАУ Белгородская ГСХА 30/0 12/0 41 /1 ц 3/0 5//45 6/0 6/0 ч/п - 2//0 дч/п - - - - П/11 я п/11я

5 6 7 Брянский ГАУ Бурятская ГСХА 31/15 28/16 О/ЛС п/ 33 36/0 21/0 п/77 3/0 - 43/0 - - - - 0/118 0/118

/ 8 Q Великолукская ГСХА Волгоградский ГАУ влплглпги^о гллул 8/45 14/18 ю/м 0/33 /3/0 0/2/ - - - 1 /л - - - - -

9 10 11 волоюдская 1мха Воронежский ГАУ Вятский ГАУ 19/51 1 ^ /7 - п/7 //0 - - 1/0 - - - - -

11 12 1 3 Горский ГАУ гл/з 15/2 5/8 11г\ - 0// 0/132 q/п - - - - - - - - -

13 14 15 1УЗ Дагестанский ГАУ Дальневосточный ГАУ 2/0 27/0 6/5 - 9/0 0//0 15/0 - - 2/0 233/0 - - - - - -

16 Донской ГАУ 6/0 0/62 20/0 - - - - - - - - 0/58

17 18 1q Ивановская ГСХА Ижевская ГСХА к 3 кй п п м ил.[\3 п плшим гл\/ 3/0 11/20 чп/1 ц 33/2/ 0/1 2/28 5//0 6/0 1/0 28/0 30/0 д/л - - - - - -

19 20 71 паиардино-Балкарский 1ау Казанская ГАВМ Казанский ГАУ 30/15 18/56 70 /сэ 0/10 я с /п 1/10 1 /п - - 4/0 п/1 3 - - - - - -

21 22 74 Кемеровский ГАУ ^ллтк^лаллийа ГГУЛ /9/53 2/17 15/0 1/0 0/2 п/1 7 - - 0/13 5/5 - - - - - -

23 24 7ç коиромская 1сха Красноярский ГАУ 38/36 20/18 •)01 /зоп 0/11 оп/£ 0/12 0/1/9 л/1701 1 /п - 5/5 0/12 Л /1 - п/1 я - - -

25 26 77 Кубанский ГАУ Курганская ГСХА к\/пп/ая ГРУД 291/399 1/0 74/17 90/6 4/0 7ц/п 0/1/91 /8/90 q/п 1/0 п/1 я - - 0/1 - 0/18 - - -

2/ 28 7q Курская 1 сха Мичуринский ГАУ /3/1/ 121/233 /10/77 25/0 1300/4/ 9/0 61/243 0/18 - - - - - - - -

29 30 31 Московская ГАВМиБ МГАУ им. В.П. Горячкина* мгл/п* 49/22 50/0 1 я7/п - 60/0 - - 31/0 - - - - - -

31 32 33 М1УП РГАУ - МСХА 18//0 50/130 7я/7£ 0/30 0/29 2/1 п/1 - 1/241 0/2 - - - - -

33 34 35 Нижегородская ГСХА Новосибирский ГАУ Новочеркасская ГМА* 28//6 2/34 198/0 20/0 16/0 85/103 0/1 - - - - /2/0 - - -

36 Омский ГАУ 99/24 21/0 0/2 - - - - - 1/4/0 - - -

37 38 3ü Оренбургский ГАУ Орловский ГАУ 2/5/19 166/188 1/0 26/0 44/1 203/51/ п/1 ç3 0/2/ - 0/2 - - - - - -

39 40 д1 Пензенская ГСХА Пермская ГСХА пшлллпл^п ггул 5/5 6/19 п/1 ц 0/28 0/153 0/31 0/5 0/1/ 85/46 п/цд - - - - - -

41 42 43 приморская 1 сха Российский ГАЗУ Рязанский ГАТУ 0/15 6/55 14/0 36/0 1/0 - - 0/54 - - 0// 0/194 - - -

44 Самарская ГСХА 0/30 - 26/1 - - - - - 0/62 - - -

45 46 /17 Санкт-Петербургская ГАВМ Санкт-Петербургский ГАУ 19/0 9/1 7я/773 л/т 0/5 - - - - - - - - -

4/ 48 49 Саратовский ГАУ Смоленская ГСХА Ставропольский ГАУ 28/223 2/0 46/111 0/2 0/1 - - - - - - - - -

50 Тверская ГСХА 22/5 - - - - - - - 0/56 - - -

51 ГАУ Северного Зауралья 10/0 - 52/0 - - - - - - - - -

52 Ульяновская ГСХА 5/0 - - - - - - - - - - 0//2

53 Уральский ГАУ 23/0 - - - - - - - - - - -

54 Южно-Уральский ГАУ 0/4 - - - - - - - - - 0/14 -

55 56 Уральский ГАУ Челябинская ГАИА* 0/14 9/0 п/1п7 1 /п п/171 - 1 /п - - 1 /п - - 1 /п -

5/ 58 59 Чувашская ГСХА Якутская ГСХА Ярославская ГСХА 0/10/ 1/0 4/0 0/1/1 6/0 0/34 - 1/0 0/18 - 1/0 - - 1/0 -

Итого 2212/ 2106 1646/ 257 885/ 3684 32/ 52 29/ 17 461/ 391 1/ 3 1/ 0 246/ 337 - 1/ 132 0/ 248

Таблица 2

Публикации

№ п/п Наименование ВУЗа 1 — Неупорядоченный список 2 — Электронный каталог 3 — Неупорядоченное полноформатное представление 4 — Упорядоченное полноформатное электронное представление

Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ

1 Азовско-Черноморская ГАИА* 362/0 12/0 2/0 - - - - - - - - -

2 Алтайский ГАУ 1441/0 - /1364 - - 147/0 - - 92/0 - - -

3 4 5 Башкирский ГАУ Белгородская ГСХА Брянский ГАУ 11190/0 52/0 99/88 55/0 4/0 - /6 - 82894/0 23/0 - 804/0 - - 1/0

6 Бурятская ГСХА 1999/ 2790 10/1165 - 0/50 - - 147/0 - - 0/10 - -

7 8 9 10 11 Великолукская ГСХА Волгоградский ГАУ Вологодская ГМХА Воронежский ГАУ Вятский ГАУ 282/ 4285 249/303 1220/ 4140 154/22 788/109 - 2437/ 2621 0/419 40/0 - 12/0 17201/0 1/0 1/0 1/0 32/0 10/0 306/0 - - -

12 Горский ГАУ 44/19 - 1190/ 823 12/0 - - - - 968/0 - - -

13 14 1 ц ГУЗ Дагестанский ГАУ 559/624 13/0 acc/cQT 0/284 519/0 470/0 7? /П - - 1/0 58/0 д/п - 71 П/П - - -

±э 16 17 Дальневосточный ГАУ Донской ГАУ Ивановская ГСХА jüj/ü j/ 0/13 77/117 0/303 /¿/и 0/74 516/0 - - - 4/U - ¿-LU/U 429/0 - - -

18 Ижевская ГСХА 86/256 9/0 180/0 - - 151/0 - - 39/0 - - -

19 20 21 Иркутский ГАУ Кабардино-Балкарская ГСХА кзззип/за rARh/l 82/224 32/0 129/707 1/55 0/55 - - - - - - - - -

22 23 г\аэаМиг\ал I/ADIVI Казанский ГАУ Кемеровский ГСХИ 223/ 2777 33/699 1/55 0/22 0/3876 0/22 - 0/61 1/0 0/85 - 0/34 - - -

24 Костромская ГСХА 0/3 0/73 - - - - 0/37 - 0/11 - - -

25 Красноярский ГАУ 37/779 5/81 0/8246 - - - - 0/6 - - - -

26 Кубанский ГАУ 8549/ 5256 5676/0 9250/0 /29 - 1/0 119/ 3094 - 1/10 0/86 - -

27 Курганская ГСХА 265/54 8/0 446/0 - - 1/204 - - 1/0 - - 1/0

28 Курская ГСХА 926/223 1566/0 - - - 1/0 - - /97 - - -

29 30 31 Мичуринский ГАУ Московская ГАВМиБ МГЛУ МАИ R П Гппаиумиэ* 832/ 1201 2063/ 249 399/0 0/70 0/294 52/0 0/33 - 1/5 1/0 0/273 0/27 - - - -

32 33 34 35 36 37 IVIIг\У ИМ. D.l 1. Ш^лЧКИпа МГУП* РГАУ - МСХА Нижегородская ГСХА Новосибирский ГАУ Новочерскасская ГМА* Омский ГАУ 2064/0 4239/ 7211 133/804 1706/ 827 3502/0 3289/ 1886 22/0 0/223 0/127 1028/28 437/0 707/207 370/0 0/487 742/103 2547/0 1458/19 0/28 0/5 1/0 0/69 0/406 1/204 0/4 0/28 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0 1/0

38 Оренбургский ГАУ 2233/ 861 128/95 1125/30 0/150 - 1/5 0/17 - 1/6 - - 1/0

39 40 Орловский ГАУ Пензенская ГСХА Папилги^п ГГУЛ 2861/ 4273 39/35 QQ/1 ЦОД 364/642 0/4 1 п /13 Ц 1232/ 220 0/18 П/17 - - 0/4 1 /7Q? 0/9 П/11 0/57 п/ч - - -

41 42 43 пермскаяiсха Приморская ГСХА Российский ГАЗУ 89/1594 0/676 915/0 10/135 - 0/1/ - - 2/292 0/12 0/3 0/3 - - -

44 Рязанский ГАТУ 436/359 0/1 - - - - - - 0/22 - - -

45 Самарская ГСХА 48/285 0/100 - - - - - - 0/4 - - -

46 Санкт-Петербургский ГАУ 54/863 0/33 - - - - - - 0/76 - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2 (окончание)

№ п/п Наименование ВУЗа 1 — Неупорядоченный список 2 — Электронный каталог 3 — Неупорядоченное полноформатное представление 4 — Упорядоченное полноформатное электронное представление

Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ

47 48 Саратовский ГАУ Смоленская ГСХА 429/ 5463 42/0 96/0 5/0 - - 0/22 - - - 1/0

50 Тверская ГСХА 6/3 9/0 - - - - - - -

52 Ульяновская ГСХА 323/40 - 375/0 - - - - - - - - -

54 55 Южно-Уральский ГАУ Уральский ГАУ 0/9 748/260 - - - - - - - - - - -

56 Чувашская ГСХА 13/1402 1/0 - - - 0/61 0/27 1/0 - - 1/0 -

57 Якутская ГСХА 10/408 - - - - - - - - - - -

58 Ярославская ГСХА 18/63 50/0 - - - 0/72 0/101 - 0/20 - - -

Итого 56270/ 53472 10093/ 3743 23172/ 18649 17/ 335 13/ 5 100405/ 408 386/ 4634 11/ 86 2852/ 344 2/ 96 2/ 0 6/ 0

Таблица 3

Базы данных

№ п /п Наименование ВУЗа 1 — Неупорядоченный список 2 — Электронный каталог 3 — Неупорядоченное полноформатное представление 4 — Упорядоченное полноформатное электронное представление

Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ

1 2 Башкирский ГАУ Донской ГАУ 2/0 - 1/0 1/0 - - - - - - - - -

4 Кубанский ГАУ 2/4 0/7 0/527 - - - - - - - - -

6 Московская ГАВМиБ - - 0/2 - - - - - - -

8 Новосибирский ГАУ - 0/2 - - - - - - - -

10 11 Орловский ГАУ Саратовский ГАУ 10/3 - 3/0 - - - - - - - - -

12 Чувашская ГСХА - 1/0 - - 1/0 - - 1/0 - - 1/0 -

Итого 17/7 1/7 6/530 0/2 1/0 1/145 - 1/0 - - 1/0 -

Таблица 4

Пакеты прикладных программ

№ п /п Наименование ВУЗа 1 — Неупорядоченный список 2 — Электронный каталог 3 — Неупорядоченное полноформатное представление 4 — Упорядоченное полноформатное электронное представление

Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ

1 Башкирский ГАУ 6/0 - 2/1 1/0 - - - - - - -

2 Великолукская ГСХА - - /50 - - - - - 0/25 - - -

3 4 5 Волгоградский ГАУ Дальневосточный ГАУ Плип/лм ГАУ 3/3 - 10/0 - - 8/0 - - - - - -

6 7 ^иникии 1/ЛУ ГУЗ Ышооп/эа ГРУД /1 - 4/0 - - - - - - - - -

8 Q ИЖсВСгчал 1 ил/А Иркутский ГАУ Ы^Ъ^иГЧЛЛ и ГЛ\/ /4 - /8 - - - - - - - - -

3 10 11 ■ЛсюапСКИИ 1 МУ Костромская ГСХА ^пзгилапп/мм ГДУ /4 /6 - /5 /3 - - - - - - - - -

12 13 ГлраСпилригчИИ 1 /АУ Кубанский ГАУ 49/113 2/0 - /3 0/761 - - - - - - - - -

14 Московский ГАИУ им. Горячкина* 2/0 3/0 - - - - - - - - - - -

Таблица 4 (окончание)

№ п/п Наименование ВУЗа 1 — Неупорядоченный список 2 — Электронный каталог 3 — Неупорядоченное полноформатное представление 4 — Упорядоченное полноформатное электронное представление

Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ

15 16 Московский ГУП* РГАУ-МСХА 5/0 - - - - 0/2 - - - - - -

18 Орловский ГАУ 2/0 /5 - - - - - - - - - - -

20 21 Уральский ГАУ Чувашская ГСХА /6 1/0 - - 1/0 - - 1/0 - - 1/0 -

Итого 80/151 1/0 42/828 1/0 1/0 8/2 - 1/0 0/25 - 1/0 -

Таблица 5

Дистанционное обучение

№ п /п Наименование ВУЗа 2016 г. 2013 г.

1 — Неупорядоченный список 2 — Электронный каталог 3 — Неупорядоченное полноформатное представление 4 — Упорядоченное полноформатное электронное представление

Кафедры Фа-куль-тет ВУЗ Кафедры Фа-куль-тет ВУЗ Кафедры Фа-куль-тет ВУЗ Кафедры Фа-куль-тет ВУЗ Фа-куль-тет ВУЗ

1 Алтайский ГАУ - - - - - - - - - - - - - 132

2 Башкирский ГАУ - - - - - - - - - - - - 35 35

3 Белгородский ГАУ - - - - - - - - - - - 1 - 424

4 Брянская ГСХА - - - - - - - - - - - - - 1

5 6 7 Бурятская ГСХА Волгоградский ГАУ Вологодская ГМХА - - - - - - - - - - - 1 45 1 7 1 1

8 Воронежский ГАУ - - - - - - - - - - - - - 1

9 ГУЗ - - - - - - - - - 2 - - -

10 Дагестанский ГАУ - - - - - - - - - - - - - 1

11 12 13 Дальневосточный ГАУ Донской ГАУ Ивановская ГСХА - - - - - - - - - - - - 3 1

14 Ижевская ГСХА - - - - - - - - - - - - 1 1

15 Иркутский ГАУ - - - - - - - - - - - 1 - 1

16 Казанская ГАВМ - - - - - - - - - - - - 1

17 18 19 Казанский ГАУ Кабардино-Балкарский ГАУ Кемеровский ГСХИ - - 6 - - - - - - - - - - 1 1

20 Костромская ГСХА - - 350 - - - - - - - - - 7 1

21 Красноярский ГАУ - - 703 - - - - - - - - - 1

22 Кубанский ГАУ - 1 0 - - - - - - - - - - 1

23 Курганская ГСХА - - 134 - - - - - - - - - - 1

24 Курская ГСХА - - 1 - - - - - - - - - 1

25 26 27 Мичуринский ГАУ Московская ГАВМиБ РГАУ _ МСХА 1 1 - - - - - - - - - - - 1 1

28 29 Нижегородская ГСХА Нлолгыйыпп/ым ГДУ 1 - - - - - - - - - - -

30 31 ПивииктиириКИк! 1 глз Омский ГАУ Оренбургский ГАУ 6 - - - - - - - - - - - -

32 Орловский ГАУ - - - - - - - - - - - - 1 1

33 34 Пензенская ГСХА Пермская ГСХА П п | л ллпги л □ ГГУЛ - 1 - 7 - - - - - - - - - -

з Э 36 1 |рИМирСК(ЯН 1 Российский ГАЗУ - - - / - - - - - - - - - -

Таблица 5 (окончание)

№ п/п Наименование ВУЗа 2016 г. 2013 г.

1 — Неупорядоченный список 2 — Электронный каталог 3 — Неупорядоченное полноформатное представление 4 — Упорядоченное полноформатное электронное представление

Кафедры Фа-куль-тет ВУЗ Кафедры Фа-куль-тет ВУЗ Кафедры Фа-куль-тет ВУЗ Кафедры Фа-куль-тет ВУЗ Фа-куль-тет ВУЗ

37 38 Самарская ГСХА Санкт-Петербургский ГАУ - - - - - - - - - - - - - -

40 41 ГАУ Северного Зауралья Уральский ГАУ - - - - - - - - - - - - - -

42 Чувашская ГСХА 1 - - - - - - - - - - - 1 -

43 44 Итого Якутская ГСХА Ярославская ГСХА 8 1 5 1194 7 - - 5 5 - - 2 - 3 97 620

Таблица 6

Консультации

№ п /п Наименование ВУЗа 2016 г. 2013 г.

1 — Неупорядоченный список 2 — Электронный каталог 3 — Неупорядоченное полноформатное представление 4 — Упорядоченное полноформатное электронное представление

Ка-фед-ры Фа-куль-тет ВУЗ Ка-фед-ры Фа-куль-тет ВУЗ Ка-фед-ры Фа-куль-тет ВУЗ Ка-фед-ры Фа-куль-тет ВУЗ Фа-куль-тет ВУЗ

1 2 3 Башкирский ГАУ Белгородский ГАУ rnauri/aa груд - - 67 - - - - - - - - - 2 1 3

4 с DfJnliLKdH 1 V_A/A Великолукская ГСХА rah гагнз nfi/мы глv - 1 10 IF, - - - - - - - - -

5 6 7 волю1радский 1ау Вологодская ГМХА RaTfi/uM ГАУ - 1 26 7 79 - - - - - 3 - - - - -

8 9 dm 1 ики и 1 /ау ГУЗ Пй riuuadaitauljuii/1 ГД\/ - - 11 - - - - - - - 3 - - -

10 11 |цал ьпсвиыичпыи 1 ну Ивановская ГСХА mni/wtri/i/ш гау 6 30 - - - - - - - 1 - - - -

12 13 кфку ilkkih 1 ну Казанский ГАУ АЛЛ0ПЛВП/1/1 IA ГАУ 119 - 2 - - 12 - - - - - - - -

14 15 псмсривсгчкш 1 ну Костромская ГСХА Красноярский ГАУ 1 1 0 1 - - - - - - - - - 1 -

16 Кубанский ГАУ - - - - - - - - - - - - - 1

17 Курская ГСХА 27 - - - - - - - - - - - - -

18 Мичуринский ГАУ - - - - - - - - - - - - - 1

19 Нижегородская ГСХА - - - 8 - - - - - - - - - -

20 Новосибирский ГАУ - - - - - - - - - - - - 3 -

21 22 23 Оренбургский ГАУ Орловский ГАУ Поиз^ип/эа ГГУй 4 1 - - - 31 - - 6 - - - - -

24 25 Приморская ГСХА РГАЗУ - - - 1 - - - - - - - - 1

26 РГАУ - МСХА - - - - - - - - - - - - - 1

27 Рязанский ГАТУ - - 1 - - - - - - - - - - 51

28 Самарская ГСХА 2 - - - - - - - - - - - - 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 ГАУ Северного Зауралья - - - - - - - - - - - - - 1

30 Уральский ГАУ - - - - - - - - - - - - - 1

31 32 Итоге Чувашская ГСХА Якутская ГСХА 189 1 4 12 216 9 - 43 - - 9 1 3 - 1 7 62

Таблица 7

Нормативно-правовая информация

№ п/п Наименование ВУЗа 1 — Неупорядоченный список 2 — Электронный каталог 3 — Неупорядоченное полноформатное представление 4 — Упорядоченное полноформатное электронное представление

Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ Кафедры Факультеты ВУЗ

1 Алтайский ГАУ - - - - - - - - 0/31 - - -

2 Башкирский ГАУ - - - - - - - 1/0 0/27 - - -

3 Белгородский ГАУ - - - - - - - - 35/30 - - -

4 Брянский ГАУ - - - - - - - 19/0 23/36 - - -

5 Бурятская ГСХА 2/0 - 1/0 - - - - - 43/18 - - -

6 Великолукская ГСХА 98/0 - 0/4 - - - - - 29/0 - - -

7 Волгоградский ГАУ - - - - - - 36/0 - 61/0 - - 0/12

8 Вологодская ГМХА - - - - - - - - 45/0 - - 0/7

9 Воронежский ГАУ - - - 196/0 - - - - 11/0 - - -

10 Вятский ГАУ 2/0 - 0/2 - - - - - 7/0 - - -

11 Горский ГАУ - - 0/2 - - - - - - - - -

12 ГУЗ - - 0/2 - - - - - 6/0 - - -

13 Дагестанский ГАУ 4/0 - 0/4 - - - - - 7/0 - - -

14 Дальневосточный ГАУ - - 0/4 - - - - - 11/0 - - -

15 Донской ГАУ - - 0/8 - - - - - 8/0 - - -

16 Ивановская ГСХА - - - - - - - - 43/0 - - -

17 18 19 Ижевская ГСХА Иркутский ГАУ Кабардино-Балкарский ГАУ - - 0/5 1/4 0/6 - - - - 1/0 8/0 7/0 - - -

20 Казанская ГАВМ 5/0 - - - - - - - 0/1 - - -

21 Кемеровский ГСХИ - - 15/0 - - - - - 7/0 - - -

22 Костромская ГСХА - - - - - - - - 20/3 - - -

23 Красноярский ГАУ - - - - - - - - 0/40 - - -

24 Кубанский ГАУ 0/37 - - - - - - 0/6 0/3 - - -

25 Курганская ГСХА - - - - - - - - 0/28 - - -

26 Курская ГСХА - - - - - - - - 0/2 - - -

27 28 МГАУ им. В.П. Горячкина* МГАУ - МСХА - - 86/0 - - - - 5/0 46/0 - - -

29 30 31 пижеюродская 1сха Новосибирский ГАУ Оренбургский ГАУ 70/0 - 0/2 - - - - - 6/30 1/0 0/5 - - -

32 Орловский ГАУ - - - - - - - 0/2 0/5 - - -

33 Пензенская ГСХА 0/5 0/1 - - - - 0/2 0/2 5/0 - - -

34 Пермская ГСХА 0/1 - - - - - - - 32/41 - - -

35 Приморская ГСХА - - - - - - - - 24/1 - - -

36 Российский ГАЗУ - - 0/1 - - - - - 1/1 - - -

37 Рязанский ГАТУ - - - - - - - - 47/1 - 0/1 -

38 Самарская ГСХА - - 0/1 - - - - - 69/0 - - -

39 Санкт-Петербургская ГАВМ - - 0/2 - - - - - 6/0 - - -

40 Санкт-Петербургский ГАУ 0/1 - - - - - - 0/6 26/4 - - -

41 Саратовский ГАУ 0/8 - - - - - - - 14/1 - - -

42 Смоленская ГСХА - - - - - - - - 29/3 - - -

43 Ставропольский ГАУ - - - - - - - - 24/0 - - -

44 Тверская ГСХА - - - - - - - - 15/6 - - -

45 ГАУ Северного Зауралья 2/0 - 0/4 - - - - - 26/0 - - -

46 Ульяновская ГСХА 2/0 - 0/5 - - - - - 30/0 - - 1385/0

47 Южно-Уральский ГАУ - - /5 - - - - - - - - -

48 Уральская ГАВМ* - - - - - - - - 34/0 - - -

49 Уральский ГАУ - - 0/4 - - - - - 14/0 - - -

50 Челябинская ГАИА* - - - - - - - - 109/0 - - -

51 52 53 Чувашская ГСХА Якутская ГСХА Ярославская ГСХА - 1/0 - - 1/0 - - 1/0 7/0 /6 /5 - 1/0 -

Итого 185/52 1/1 299/65 - 1/0 - 36/2 27/16 936/328 - 1/1 1385/19

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в стране идет поиск путей доведения знаний до потребителей методом проб и ошибок. ВУЗы пока рассматривают свои сайты как витринные, не вкладывая особых средств в их рациональное использование. Их аудитория — это, прежде всего, абитуриенты, потом студенты, но никак не товаропроизводители, управленцы, научные работники и население. Представление семи видов знаний на сайтах держится лишь на энтузиазме исполнителей. При этом возросла их грамотность — появились экземпляры в виде электронного каталога и неупорядоченного полноформатного электронного представления, но полностью отсутствует упорядоченное полноформатное электронное представление на основе СУБД и в онлайн-режиме ППП, БД.

Требования, предъявляемые к сайтам ВУЗов Министерством образования и науки, Ро-собрнадзором, профильных министерств для оценки деятельности образовательных учреж-

дений, вынуждают эти сайты становиться все более похожими друг на друга. Недалек тот день, когда ВУЗы должны перейти на типовые сайты. А это уже первый шаг к созданию единого информационного Интернет-пространства аграрных знаний (ЕИПАЗ) [3, 4, 5, 6], представляющего собой интеграцию семи видов представлений аграрных знаний, указанных выше.

Литература

1. Меденников В.И., Сальников С.Г., Лич-ман А.А., Муратова Л.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать методику оценки эффективности использования информационных научно-образовательных ресурсов» / ВИАПИ РАСХН, 2016.

2. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать базу данных отраслевых информационных научно-образовательных ресурсов, представленных в Интернет-пространстве» / ВИАПИ РАСХН, 2013.

3. Меденников В.И., Муратова Л.Г., Сальников С.Г. и др. Отчет о НИР «Разработать технико-экономическое обоснование проекта единого информационного Интернет-пространства знаний агронауки» / ВИАПИ РАСХН, 2010.

4. Ерешко Ф.И, Меденников В.И., Сальников С.Г. Проектирование единого информационного Интернет-пространства страны // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 6. С. 184-187.

5. Ерешко Ф.И., Меденников В.И., Сальников С.Г. Интернет-технологии в экономике знаний: материалы девятой международной конференции «Управление развитием крупномасштабных систем» М1_Б0'2016, г. Москва.

6. Романенко И.А., Евдокимова Н.Е. Информационно-аналитическая система для поддержания задач прогнозирования развития региональных агропродовольственных систем // В сборнике: Инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур в Нечерноземье Владимирский НИИСХ, 2013. С. 26-32.

[email protected]

УДК 631.3

Александр Фомин,

кандидат экономических наук,

профессор Государственного университета по землеустройству, г. Москва

ОБ ОЦЕНКЕ ПОТРЕБНОСТИ РАСТЕНИЕВОДЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВ СТРАНЫ

В РАСТЕНИЕПИТАТЕЛЯХ-АППЛИКАТОРАХ НА ОСНОВАНИИ РОСТА ВОСТРЕБОВАННОСТИ ЖИДКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ ТИПА КАС В РАЗРЕЗЕ ПОЧВЕННО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РОССИИ

Рассматриваются вопросы востребованности растениепитателей в аграрных хозяйствах России в разрезе наметившейся тенденции роста объемов применения жидких минеральных удобрений (ЖМУ), в частности КАС, с учетом проблем растениеводства в регионах с дефицитом влаги. На примерах продемонстрировано преимущество ЖМУ по сравнению с другими видами удобрений. Основная причина малой востребованности ЖМУ — объективно недостаточная материально-техническая база. В большой части регионов России существуют показатели для применения ЖМУ, в том числе КАС, причем в ряде регионов их наибольшей эффективности можно добиться именно внутрипочвенным внесением. Проведенные исследования подтвердили, что существуют объективные предпосылки для повышения спроса на аппликаторы.

S u m m a r y

Discusses issues of demand for plantfeeder in the agricultural farms in Russia in the context of emerging trends of growth in the application of liquid mineral fertilizers, in particular the CAS, taking into account the problems of crop production in regions with a moisture deficit. The examples demonstrated the advantage of liquid fertilizers compared to other fertilizers. The main reason for the low demand for GMU — objectively insufficient material and technical base. In most of the regions of Russia there are indicators for the application of GMU, including CAS, and in some of their greatest efficiency you can achieve is the subsurface Deposit. Studies have confirmed that there are objective preconditions for increasing the demand for applicators.

Ключевые слова: растениепитатель, аппликатор, КАС, жидкие минеральные удобрения, листовые подкормки, внутрипочвенное внесение, дефицит Keywords: plantfeeder, applicator, UAN, liquid fertilizers, foliar application, soil incorporation, the soil moisture deficit.

Введение

В России постепенно возрождается понимание того неоспоримого факта, что земледелие в современных условиях невозможно без применения средств агрохимии. В то же время острейшими становятся вопросы охраны окружающей среды и повышения экологичности сельского хозяйства. В свете совокупности всех этих потребностей возрастает интерес к жидким минеральным удобрениям (ЖМУ) и, как следствие, к оборудованию, позволяющему их применять.

Объемы применения минеральных удобрений в аграрных хозяйствах России

В 60-90-х годах прошлого века РФ проводила внятную и достаточно эффективную кампанию по химизации сельского хозяйства, которая выразилась в разработке масштабной глобальной программы по созданию мощностей по производству минеральных удобрений, разработке и производству оборудования для их смешения и внесения (система «Сельхозхимия»). Несмотря

на недостатки этой государственно-распределительной системы, она позволила в короткие сроки повысить плодородие земель и урожайность сельскохозяйственных культур.

К 1990 г. объем внесения минеральных удобрений под сельхозкультуры в пересчете на 100% действующего вещества достиг 9,9 млн т. Однако в последующие десятилетия этот показатель снизился, и лишь сейчас наметился хотя и незначительный, но рост, что демонстрируют данные Росстата (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.