Научная статья на тему 'Анализ состояния и направления развития внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики'

Анализ состояния и направления развития внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический рост / социально-экономическое развитие / внешняя торговля / внешнеторговое сотрудничество Республики Беларусь и Китайской Народной Республики / торговые партнёры / экспорт / импорт / внешнеторговое сальдо / направления развития / economic growth / socio-economic development / integration / foreign trade / foreign trade cooperation of the Republic of Belarus and the People's Republic of China / trading partners / export / import / foreign trade balance / directions of development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Советникова О.П., Левшицкая О.Р.

В условиях расширения и углубления интеграции Республики Беларусь и Китайской Народной Республики в систему мирохозяйственных связей значительно возросла роль внешней торговли в экономическом развитии стран. Китай постепенно становится не только крупнейшим мировым производителем товаров, важнейшим экспортером и импортером капитала, но и источником глобального экономического роста. В статье авторами проведён анализ места и роли Китайской Народной Республики во внешнеторговом обороте Республики Беларусь; проанализировано внешнеторговое сальдо Китайской Народной Республики и Республики Беларусь, а также объём и структура экспорта Республики Беларусь и Китайской Народной Республики; изучен вопрос государственного регулирования внешней торговли в Китайской Народной Республике и Республике Беларусь, а также разработаны направления развития внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the Stat e and Dire ctions of Development of Foreign Trade Cooperation Between the Republic of Belarus and China

In the context of market reforms, expansion and deepening of the integration of the Republic of Belarus and China into the system of world economic relations, the role of foreign trade in the economic development of countries has significantly increased. China is gradually becoming not only the world's largest producer of goods, the most important exporter and importer of capital, but also a source of global economic growth. In the article, the authors analyzed the place and role of the People's Republic of China in the foreign trade turnover of the Republic of Belarus; analyzed the foreign trade balance of the People's Republic of China and the Republic of Belarus, as well as the volume and structure of exports of the Republic of Belarus and the People's Republic of China; studied the issue of state regulation of foreign trade in the People's Republic of China and the Republic of Belarus, and also developed directions for the development of foreign trade cooperation between the Republic of Belarus and the People's Republic of China.

Текст научной работы на тему «Анализ состояния и направления развития внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики»

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ANALYSIS OF THE STATE AND DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF FOREIGN T RADE COOPERATION BETWEEN THE REPUBLIC OF BELARUS AND CHINA

УДК 339.92(476)

О.П. Советникова* О.Р. Левшицкая

Витебский государственный технологический университет

https://doi.org/10.24412/2079-7958-2021-2-179-190 O. Sovetnikova* O. Levshitskaya

Vitebsk State Technological University

РЕФЕРАТ

ABSTRACT

ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ, ВНЕШНЕТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, ТОРГОВЫЕ ПАРТНЁРЫ, ЭКСПОРТ, ИМПОРТ, ВНЕШНЕТОРГОВОЕ САЛЬДО, НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ECONOMIC GROWTH, SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT, INTEGRATION, FOREIGN TRADE, FOREIGN TRADE COOPERATION OF THE REPUBLIC OF BELARUS AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA, TRADING PARTNERS, EXPORT, IMPORT, FOREIGN TRADE BALANCE, DIRECTIONS OF DEVELOPMENT

В условиях расширения и углубления интеграции Республики Беларусь и Китайской Народной Республики в систему мирохозяйственных связей значительно возросла роль внешней торговли в экономическом развитии стран. Китай постепенно становится не только крупнейшим мировым производителем товаров, важнейшим экспортером и импортером капитала, но и источником глобального экономического роста.

В статье авторами проведён анализ места и роли Китайской Народной Республики во внешнеторговом обороте Республики Беларусь; проанализировано внешнеторговое сальдо Китайской Народной Республики и Республики Беларусь, а также объём и структура экспорта Республики Беларусь и Китайской Народной Республики; изучен вопрос государственного регулирования внешней торговли в Китайской Народной Республике и Республике Беларусь, а также разработаны направления развития внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики.

In the context of market reforms, expansion and deepening of the integration of the Republic of Belarus and China into the system of world economic relations, the role of foreign trade in the economic development of countries has significantly increased. China is gradually becoming not only the world's largest producer of goods, the most important exporter and importer of capital, but also a source of global economic growth.

In the article, the authors analyzed the place and role of the People's Republic of China in the foreign trade turnover of the Republic of Belarus; analyzed the foreign trade balance of the People's Republic of China and the Republic of Belarus, as well as the volume and structure of exports of the Republic of Belarus and the People's Republic of China; studied the issue of state regulation of foreign trade in the People's Republic of China and the Republic of Belarus, and also developed directions for the development of foreign trade cooperation between the Republic of Belarus and the People's Republic of China.

-J

* E-mail: sovetnikova@bk.ru (O. Sovetnikova)

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время внешняя торговля в экономическом развитии стран приобрела особую значимость. В частности, наблюдается расширение и углубление интеграции Республики Беларусь и Китайской Народной Республики в систему мирохозяйственных связей. На сегодняшний день между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой во всех сферах экономической, научно-технической и военно-технической деятельности достигнут высокий уровень сотрудничества. Китай является основным торгово-экономическим партнером Беларуси в Азии.

В 2021 году Китай начинает реализацию 14-го пятилетнего плана социально-экономического развития (2021-2025 годы). По мнению руководителей посольства Республики Беларусь в Китае, страна «привержена всестороннему повышению уровня открытости внешнему миру, что предоставит странам, включая Беларусь, больше возможностей для развития и откроет более широкое пространство для сотрудничества. Китай будет продолжать расширять свою открытость для внешнего мира, в полной мере использовать свои рыночные преимущества и потенциал внутреннего спроса и внесет вклад в восстановление мировой экономики за счет собственного экономического развития» [1].

Республика Беларусь, в свою очередь, продолжает реализацию политики, направленной на формирование экспортно-ориентированной экономики, и внешняя торговля по-прежнему имеет важное значение для развития страны.

Значительный вклад в исследование внешнеторговых отношений внесли такие ученые, как Чен Цзягуй, Ван Ин, М.М. Ковалев, Л.Н. Давыден-ко, К.В. Рудый, А.А. Тозик, В.Б. Буглай и другие.

Актуальность темы исследования подтверждается тем фактом, что развитие внешнеторговых отношений, повышение их эффективности играет важную роль в социально-экономическом развитии Республики Беларусь и Китайской Народной Республики. Диверсификация внешнеторгового сотрудничества анализируемых стран должна содействовать более эффективной интеграции в мировое сообщество, образованию полноценного экономического пространства, повышению качества и уровня жизни населения, совершенствованию существующих и появле-

нию новых форм сотрудничества в условиях глобализации и эпохи Индустрии 4.0.

Цель исследования - анализ состояния и разработка направлений развития внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- провести анализ места и роли Китайской Народной Республики во внешнеторговом обороте Республики Беларусь;

- проанализировать внешнеторговое сальдо Китайской Народной Республики и Республики Беларусь;

- проанализировать объём и структуру экспорта Республики Беларусь и Китайской Народной Республики;

- исследовать вопросы государственного регулирования внешней торговли Беларуси и Китая;

- разработать направления совершенствования внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики.

Теоретико-методологической основой исследования выступают фундаментальные положения общей экономической теории, исследования отечественных и зарубежных ученых в области внешней торговли, внешнеэкономических связей в целом.

Республика Беларусь активно участвует в международных интеграционных процессах, является экспортно-ориентированным государством с хорошо развитым производственным сектором и сельским хозяйством. РБ поддерживает торговые отношения с более чем 200 странами мира. За период 2016-2019 гг. динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется постепенным увеличением объемов внешнеторгового оборота (рисунок 1). Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира [2].

В 2020 году объем внешней торговли возрос на 21 % (по сравнению с данными 2016 года) и составил 62 млрд долл. США. Практически теми же темпами изменился и объем экспорта (при-

Рисунок 1 - Состав и динамика внешней торговли Республики Беларусь, млрд долл. США

V.

Источник: составлено авторами на основе [3].

рост на 23 % по сравнению с 2016 годом). В абсолютном выражении объем экспорта составил в 2020 году 29 млрд долл. США. Размер импортных операций имел тенденцию к увеличению с 2016 года по 2018 год, далее можно наблюдать его постепенное снижение к 2020 году (до уровня 2017 года).

На рисунке 2 представлена информация о распределении экспорта Республики Беларусь по странам - основным торговым партнерам в 2020 году.

Таким образом, основными торговыми партнерами в экспортных операциях являются: Российская Федерация (45,2 % от общего объема экспорта), Украина (10,8 %). На их долю приходится 56 % общего объема экспорта Республики Беларусь. На «другие страны» приходится треть белорусского экспорта в том числе доля Китая в общем объеме экспорта в 2020 году составила 2,55 %.

На рисунке 3 представлена информация о распределении импорта Республики Беларусь

по странам - основным торговым партнерам в 2020 году.

Основные поставщики импортных товаров в Республику Беларусь: Российская федерация, Китай, Германия, Польша, Украина. Несомненным лидером в объемах поставок является Российская Федерация (50,2 % от общего объема экспорта). На втором месте по объему импорта находится Китай (11,5 % от общего объема импорта). На «другие страны» приходится % часть импорта.

Следует отметить высокую концентрацию как экспорта, так и импорта на основных торговых партнерах. Такие тенденции свидетельствуют о низком уровне географической диверсификации, что определяет высокий уровень рисков при сокращении объемов внешней торговли с основными странами-партнерами и вытеснение с их рынков национальных производителей.

Республика Беларусь в торгово-экономических отношениях с другими странами использует торговые режимы: режим наиболее благоприят-

Рисунок 2 - Структура экспорта Республики Беларусь в разрезе стран-партнеров, %

К.

Источник: составлено авторами на основе [4].

Рисунок 3 - Структура импорта Республики Беларусь в разрезе стран-партнеров, %

Источник: составлено авторами на основе [4].

ствуемой нации; режим свободной торговли или зоны свободной торговли; преференциальный режим (система преференций).

Далее проанализируем состав и динамику товарооборота между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой (таблица 2).

Как видно из таблицы 2, в сфере внешнеторгового сотрудничества наблюдается постепенный прирост торговых операций между странами за период 2016-2019 гг. По итогам

2019 года торговый оборот РБ и КНР составлял порядка 5300 млн долларов США. Несмотря на негативные последствия пандемии и замедление деловой активности во всем мире, по итогам 2020 года внешнеторговый оборот Беларуси и Китая составил 5,4 млрд долларов США, достигнув нового исторического максимума. При этом объем импортных операций сократился на 0,9 %, а объем экспортныхопераций увеличилсяна 2,4 %.

Следует отметить, что в течение всего анализируемого периода наблюдается устойчивый рост отрицательного внешнеторгового сальдо. Китайский импорт в Беларусь рос более высокими темпами, чем белорусский экспорт в Китай. То есть на фоне динамичного роста взаимного товарооборота показатель сальдо внешней торговли с 2015 года складывается с постоянным нарастанием дефицита. Исключение составляет

2020 год, где размер отрицательного сальдо снизился по сравнению с 2019 годом, что впервые вызвано увеличением темпов роста экспортных операций и снижением темпов роста импортных

операций.

С 1992 года, в результате подписания межправительственных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой, в торговых отношениях стран используется торговый режим «наиболее благоприятствуемой нации». Использование данного режима предполагает установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из сторон обязуется предоставить другой стороне не менее благоприятные экономические и иные условия, нежели она сама предоставляет.

Торгово-экономическое сотрудничество между Беларусью и Китаем в основном осуществляется по линии крупного бизнеса, где главными участниками выступают крупные и в основном государственные компании. По мнению экспертов, сотрудничество на высшем уровне и между крупными компаниями, скорее всего, останется в основе двустороннего партнёрства Беларуси и Китая в долгосрочной перспективе.

Что касается малого и среднего бизнеса, то, как показывает практика, им, в отличие от крупного, приходится работать в более стеснённых условиях. Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на ведение бизнеса, является нехватка качественной информации об особенностях ведения бизнеса как в Беларуси, так и в Китае, в частности, о местном законодательстве. Малые и средние предприятия чаще, чем крупные государственные компании, сталкиваются с

Таблица 1 - Состав и динамика товарооборота между РБ и КНР, тыс. долл. США

Год Объем импорта в РБ Объем экспорта из РБ Товарооборот совокупный Внешнеторговое сальдо

2015 2 911 585 1 257 378 4 168 963 -1 654 207

2016 2 785 645 800 533 3 586 178 -1 985 112

2017 3 126 255 740 011 3 866 266 -2 386 244

2018 3 488 165 905 890 4 394 055 -2 582 275

2019 4 266 178 1 033 590 5 299 768 -3 232 588

2020 4 229 100 1 196 000 5 425 100 -3 033 100

Источник: составлено авторами.

административными барьерами.

Помимо вышеобозначенных проблем, у большинства белорусских производителей отсутствует чёткое понимание особенностей китайского рынка. Кроме того, белорусские компании в основном не располагают финансовыми ресурсами для открытия офисов в Китае, а также на проведение соответствующих маркетинговых исследований и рекламных кампаний. Отсутствие достаточных навыков в работе на китайских электронных площадках и в социальных сетях, в брендировании и выводе своей продукции в сетевые магазины также снижает вероятность успешного выхода белорусских компаний на китайский рынок.

Кроме того, в КНР белорусским товарам приходится конкурировать не только с национальными производителями, но и с другими, зачастую более крупными иностранными брендами, которые вышли на азиатские рынки намного раньше и успели заработать лояльность покупателей [5].

В настоящее время Республика Беларусь продолжает реализовывать промышленную политику, направленную на формирование экспортно-ориентированной экономики. Около 60 % продукции, произведенной обрабатывающей промышленностью, поступает на зарубежные рынки.

Несмотря на то, что основную статью белорусского экспорта в Китай занимают калийные удобрения, азотные соединения и нефтехимическая продукция с низкой добавленной стоимостью, драйвером белорусского экспорта в Китай в последние годы стала продукция сельского хозяйства и деревообработки. В 2020 году аккредитованы для экспорта в Китай 12 новых белорусских производителей продукции (производство говядины, курицы, сухого и питьевого молока, молочных кормовых продуктов). Необходимо отметить, что перекос в сторону сырьевой составляющей ставит объём белорусского экспорта в зависимость от мировых цен на это сырьё, в первую очередь на калийные удобрения [3].

В 2020 г. поставлено на экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на сумму более 5,8 млрд долларов США, что составило 104,3 % к уровню 2019 года. В целом, прирост валютной выручки сложился в сумме

240,2 млн долларов США. Расширена география экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания: 116 стран мира против 104 в 2019 году. По отношению к 2019 году освоены 20 новых рынков. Выросли поставки молока и молочной продукции, рапсового масла, мяса и мясопродуктов, казеина, муки, сахара, яиц, картофеля, шоколада и прочих готовых продуктов, содержащих какао.

Доля Российской Федерации в экспорте сельскохозяйственной продукции и продуктов питания составила 74,4 %, снизившись по сравнению с 2019 годом на 5,3 процентных пункта (4,3 млрд долларов США или 97,4 % к уровню 2019 г.). Доля стран дальнего зарубежья выросла на 3,5 процентных пункта и составила 13,8 % или 796 млн долларов США [6].

Отдельно следует отметить результаты работы по освоению китайского рынка. В Китайскую Народную Республику экспортировано продукции на сумму 255,2 млн долларов США (рост в 1,9 раза к уровню 2019 года) [6]. Основу белорусского экспорта в КНР формируют поставки мяса и мясопродуктов (говядина, мясо птицы), молока и молокопродуктов (сухое молоко, сухая молочная сыворотка, цельномолочная продукция, мороженое, сыры, масло сливочное), масла рапсового и льноволокна. В 2020 году были начаты первые поставки на китайский рынок сахара, крахмала, картофельных чипсов и рыбопродуктов. В дальнейшем поставки сельскохозяйственной продукции и продуктов питания на китайский рынок планируется осуществлять также с использованием механизма электронной торговли на китайских площадках.

В 2021 году Республика Беларусь продолжит дальнейшее наращивание объемов производства сельхозпродукции и продуктов питания для обеспечения продовольственной безопасности страны и формирования дополнительных объемов для экспорта [6].

Как было отмечено ранее, основным торговым партнером Беларуси в экспортных операциях является Российская Федерация, но очевидна возрастающая роль и Китайской Народной Республики. Несмотря на замедление деловой активности во всем мире и снижение экспортных операций, Республика Беларусь по итогам 2020 года нарастила объемы экспорта в Китайскую

Народную Республику. По сравнению с 2019 годом прирост составил 2,4 % [6].

По объему экспорта Китайская Народная Республика занимает первое место в мире, так как зарубежные продажи дают до 80 % валютных доходов государства. В экспортных отраслях занято около 20 млн человек. На зарубежные рынки вывозится 20 % валовой продукции промышленности и сельского хозяйства, номенклатура которой насчитывает около 50 тыс. наименований. Китай поддерживает торгово-экономические отношения с более чем 130 странами и регионами мира.

Основными торговыми партнерами Китая являются экономически развитые государства, прежде всего страны ЕС, США и Япония, на которые приходится более половины внешнеторгового оборота Китая. Основными направлениями экспорта товаров из Китая в 2020 году являлись: США (с долей 17,4 % от общего объема экспорта или 452 млрд долларов США), Гонконг (10,5 % или 272 млрд долларов США), Япония (с долей 5,5% или 142 млрд долларов США), Вьетнам и Южная Корея (с долей 4,39 % или 113 млрд долларов США и соответственно 4,34 % или 112 млрд долларов США). Удельный вес стран европейского региона (Германия, Нидерланды и Великобритания) в общем объеме экспорта составил порядка 3 % [7].

Уже много лет подряд Китай является первым в мире экспортером текстильной продукции. В последние годы он вышел на первые позиции в мире по экспорту мобильных телефонов, лазерных проигрывателей,оптических элементов, электроинструментов, бытовой электротехники, телевизоров и мотоциклов. Китай уже стал одним из крупнейших игроков на мировом автомобильном рынке. Одна из важнейших особенностей китайской внешней торговли - значительный импорт технологий, позволяющих развивать такие прогрессивные сектора экономики, как производство программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, новых материалов, биотехнологий [ШИ].

Китайская Народная Республика занимает ведущие позиции в мире по животноводству. Так, по данным ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН), Китай занимает 6 место в мире по производству молока

и 3 место в мире по производству говядины. Показатели по производству свинины, козлятины и баранины - лидирующие в мире, так же, как и поголовье соответствующих сельскохозяйственных животных.

Структура экспорта сельскохозяйственного сырья и продовольствия Китайской Народной Республикой представлена на рисунке 4.

Китайская Народная Республика экспортирует значительные объемы готовой и консервированной рыбы (4,9 % от общего объема экспорта), готовых и консервированных ракообразных (4,8 %), овощей сушеных (3,8 %), моллюсков (3,8 %), рыбы мороженой (3,7 %), фруктов и орехов консервированных (3,4 %) и других товаров. Необходимо отметить, что КНР занимает первое место в мире по объему экспорта данных товарных позиций.

Несмотря на столь масштабное сельское хозяйство, тем не менее, Китай (по данным 2019 года) являлся одним из крупнейших мировых импортеров сельхозпродукции (после Европейского Союза). А в 2020 году Китай официально стал крупнейшим в мире импортером сельскохозяйственной продукции, обогнав Европейский Союз и Соединенные Штаты Америки. КНР импортировала сельскохозяйственной продукции на сумму в размере 133,1 млрд долларов США. По мнению экономистов, Китай импортирует менее необходимые продукты, такие как мясо и молочные продукты, а свои земельные угодья отводит под производство продуктов, которые имеют фундаментальное значение для экономики - сахар, хлопок, кукуруза, пшеница и рис.

Таким образом, несмотря на то, что сельское хозяйство в Китае динамично развивается, позволяя занимать лидирующие позиции в мировом производстве и экспорте, в стране, учитывая численность населения и растущую экономику, существует значительная потребность в импортных поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В целом можно отметить, что отраслевое сотрудничество между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь активно развивается в сфере сельского хозяйства и продовольствия.

Возможности для расширения регионального сотрудничества и торгово-экономических связей организаций Республики Беларусь с деловы-

Рисунок 4 - Структура экспорта Китая в 2019 г. по отдельным видам сельскохозяйственного сырья и продовольствия, %

Источник: составлено авторами на основе [3].

ми партнерами из Китая появляются благодаря взаимному участию белорусских и китайских организаций в региональных международных выставках и ярмарках, проводимых в Китае и Беларуси.

Применяемые в Китайской Народной Республике методы нетарифного регулирования экспорта включают в себя квотирование и лицензирование. Режим экспортного квотирования в Китае распространяется в основном на сырьевую продукцию (уголь, цветные и редкоземельные металлы), а также на сельскохозяйственные товары зерновой группы (рис, кукуруза). Экспортные квоты ежегодно корректируются Министерством коммерции КНР в зависимости от ситуации внутри страны и на мировых сырьевых и продовольственных рынках. Министерство коммерции КНР ежегодно совместно с Главным таможенным управлением КНР утверждают перечень товаров, экспорт которых осу-

ществляется на основании лицензий, выданных Министерством коммерции и его уполномоченными органами на местах.

Современный механизм государственной финансовой поддержки национальных экспортеров в Китае состоит из четырех базовых элементов: кредитная поддержка, страховое обеспечение, налоговые преференции и внешнеторговые расчеты в национальной валюте. Китай стремится строго придерживаться установленных законодательством положений, запрещающих или ограничивающих прямые государственные дотации производителям промышленной продукции [9].

Характерной особенностью внешнеторговой политики в Китае является сохранение высокой степени регулирования государством сферы внешней торговли.

Китайский подход к государственному регулированию, разработке конкретных мер эко-

номической политики отличают постепенность («градуализм»), вторичность политического реформирования относительно экономического, приоритетность модернизации и внешнеэкономической экспансии, что вызывает доверие и поддержку со стороны населения и иностранных инвесторов [2].

Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полномочия по принятию решений в сфере таможенно-тарифного регулирования в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года переданы наднациональному органу - Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). К товарам, ввозимым в Республику Беларусь из третьих стран, в том числе из Китая, применяются ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза [8].

Следует отметить, что многие экономические механизмы и инструменты регулирования, успешно используемые в Китае, не могут быть применены в Беларуси. Основная причина -существенные отличия не только в принципах реализации механизмов, но и различия в работе государственных институтов. Тем не менее можно отметить и некоторые сходства во внешнеторговом регулировании: значительная роль государства, применение методов тарифного и нетарифного регулирования.

Внешняя торговля вносит огромный вклад в экономические достижения Китайской Народной Республики и Республики Беларусь и является одним из источников экономического роста. Для развития внешнеторговых отношений Китай и Беларусь активно участвуют в международных организациях, подписывают двухсторонние и многосторонние договоры и соглашения. Преодолев трудности, связанные с пандемией COVID-19 и нынешней невозможностью проведения очных консультаций, Министерство коммерции Китайской Народной Республики и Министерство экономики Республики Беларусь в 2020 году успешно завершили совместное исследование целесообразности заключения белорусско-китайского соглашения о торговле и инвестициях, что благоприятно сказывается

на внешнеторговом сотрудничестве Беларуси и Китая.

По результатам проведенного анализа можно выделить приоритетные направления развития внешнеторгового сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики:

- для Республики Беларусь важным аспектом внешнеторговых отношений, в том числе с Китайской Народной Республикой является наращивание темпов экспортных операций и снижение темпов импортных операций;

- помимо традиционных экспортных поставок на китайский рынок, новым трендом во внешнеторговых отношениях должен стать экспорт продовольствия и сопутствующих товаров, так как в Китае существует значительная потребность в импортных поставках сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- упрощение торговли товарами между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь посредством обмена информацией, проведения совместных семинаров в целях повышения взаимного понимания норматив -но-технической документации, обмена должностными лицами в целях повышения квалификации, обмена информацией о деятельности по контролю (надзору) за рынком, связанной с продукцией, представляющей взаимный интерес;

- ввиду обозначенных выше проблем, связанных с деятельностью малого и среднего бизнеса, а также высокой конкуренцией на китайском рынке, целесообразной представляется выработка единой стратегии позиционирования Беларуси как страны - поставщика экологической, качественной продукции. Белорусским компаниям рекомендуется уделять больше внимания изучению китайского рынка, поиску или созданию своих ниш, брендированию и рекламе продукции, работе с китайскими социальными медиа для максимизации продаж;

- в рамках межгосударственных переговоров необходимо уделять больше внимания не только конкретным сделкам, но и созданию устойчивой благоприятной среды для сотрудничества и бизнеса в целом. Регулярное проведение в Беларуси и Китае совместных бизнес-конференций для малого и среднего бизнеса, имеющих исключительно практическое направление, должно стать одним из элементов такой среды.

ВЫВОДЫ

В настоящее время внешняя торговля в экономическом развитии стран приобрела особую значимость. На сегодняшний день между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой во всех сферах экономической, научно-технической и военно-технической деятельности достигнут высокий уровень сотрудничества. Китай является основным торгово-экономическим партнером Беларуси в Азии.

Изучив за период 2016-2020 гг. состояние внешнеторговых отношений Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы:

- объем импортных операций за анализируемый период устойчиво превышал объем экспортных операций Республики Беларусь;

- структура распределения экспортных и импортных потоков Республики Беларусь между странами достаточно неоднородна;

- во внешнеторговом обороте страны лидирующую роль играет Российская Федерация, но по итогам 2020 года Китай стал вторым торговым партнером Беларуси после России (для сведения: в 2019 году второе место занимала Украина, третье - Китай).

В течение анализируемого периода наблюдается устойчивый рост отрицательного внешнеторгового сальдо.Китайский импорт в Беларусь рос более высокими темпами, чем белорусский экспорт в Китай. Несмотря на то, что основную статью белорусского экспорта в Китай занимает продукция с низкой добавленной стоимостью, драйвером белорусского экспорта в Китай в последние годы стала продукция сельского хозяйства.

Так как в 2020 году Китай официально стал крупнейшим в мире импортером сельскохозяйственной продукции, для Республики Беларусь данное обстоятельство указывает на дополнительные возможности расширения экспорта сельскохозяйственной продукции.

Многие экономические механизмы и инструменты регулирования, успешно используемые в Китае, не могут быть применены в Беларуси. Основная причина - существенные отличия не только в принципах реализации механизмов, но и различия в работе государственных институтов. Тем не менее можно отметить и некоторые сходства во внешнеторговом регулировании:

значительная роль государства, применение методов тарифного и нетарифного регулирования.

Приоритетными направлениями по развитию внешнеторгового сотрудничества Беларуси и Китая должно стать наращивание темпов экспортных операций и снижение темпов импортных операций, в частности, за счёт экспорта сельскохозяйственной продукции, так как в Китае существует значительная потребность в импортных поставках продукции сельского хозяйства и продовольствия.

Белорусским компаниям рекомендуется уделять больше внимания изучению китайского рынка, поиску или созданию своих ниш, брен-дированию и рекламе продукции, работе с китайскими социальными медиа для максимизации продаж.

Регулярное проведение в Беларуси и Китае совместных бизнес-конференций для малого и среднего бизнеса, имеющих исключительно практическое направление, должно стать одним из элементов устойчивой благоприятной среды для сотрудничества и бизнеса в целом.

Результаты проведенного анализа, предложенные направления по развитию внешнеторгового сотрудничества Беларуси и Китая могут иметь практическое значение для принятия управленческих решений республиканскими и региональными органами государственного управления.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ REFERENCES

ИСТОЧНИКОВ

1. Чжао Цюянь (2021), Ковид не помеха - торговля Беларуси и КНР оказалась стрессоустойчивой, доступно по адресу: https:// www.beLta.by/comments/view/kovid-ne-pomeha-torgovLja-beLarusi-i-knr-okazaLas-stressoustojchivoj-7641/ (по состоянию на 28 января 2021 г.).

1. Zhao Ouyan (2021), Covid is not a hindrance -trade between Belarus and China turned out to be stress-resistant, available at: https:// www. belta.by/comments/view/kovid-ne-pomeha-torgovlja-belarusi-i-knr-okazalas-stressoustojchivoj-7641/ (accessed 28 september 2021).

2. Вэйхуа, Ши, Перспективы развития экспорта Китайской Народной Республики и Республики Беларусь, Магистерская диссертация по специальности 1-25 81 07 «Экономика и управление на предприятии», Минск, 2019, Белорусский государственный университет, 72 с.

3. Официальный интернет-портал Министерства иностранных дел Республики Беларусь (2021 г.), доступен по адресу: до^ЬуД^е/ (дата обращения 14 сентября 2021 г.).

2. Weihua, Shi, Perspektivy razvitiya ehksporta Kitajskoj Narodnoj Respubliki i Respubliki Belarus [Prospects for export development of the People's Republic of China and the Republic of Belarus], Masters thesis on specialty 1-25 81 07 "Economics and management at the enterprise", Minsk, 2019, Belarusian State University, 72 p.

3. The official Internet portal of the Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Belarus (2021), available at: https://mfa.gov.by/trade/ (accessed 14 september 2021).

4. Официальный интернет-портал Национального статистического комитета Республики Беларусь (2021 г. ), доступен по адресу: www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ realny-sector-ekonoтiki/vneshnyaya-torgov (дата обращения 28 сентября 2021 г.).

4. The official Internet portal of the National Statistical Committee of the Republic of Belarus (2021), available at: https://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/ vneshnyaya-torgovlya/ (accessed 28 September 2021).

5. Беляков, Д. , Китайские горизонты Беларуси СОНАР-2050, доступно по адресу: https://www. sonar2050.org/publications/aktualnoe-sostoyanie-i-vyzovy-dlya-belorussko kitayskih-otnosheniy-po-itogaт-2017-goda/ ( по состоянию на 01 октября 2021 г.).

S. BeLyakov, D., Chinese Horizons of Belarus SONAR-2050, avaiLabLe at: https://www.sonar 20S0.org/pubLications/aktuaLnoe-sostoyanie-i-vyzovy-dLya-beLorussko kitayskih-otnosheniy-po-itogam-2017-goda/ Accessed 01 october 2021).

6. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (2021 г.), доступен по адресу: https://mshp.gov.by/news/ eb4ef9e336de0c5c.html/ ( дата обращения 27 сентября 2021 г.).

7. TrendEconoтy, Годовая статистика международной торговли товарами, доступно по ад-

6. The official Internet portal of the Ministry of Agriculture and Food of the Republic of Belarus (2021), available at: https://mshp.gov.by/news/ eb4ef9e336de0c5c.html/ (accessed 27 September 2021).

7. TrendEconomy, Annual statistics of international trade in goods, available at: https://

trendeconomy.ru/data/h2/China/TOTAL/ ___/

ресу: https://trendeconomy.ru/data/h2/China/ TOTAL (по состоянию на 29 сентября 2021 г.).

8. Официальный интернет-портал Министерства экономики Республики Беларусь (2021 г.), доступен по адресу: https://economy.gov.by/ru/ ttn-ru/ ( дата обращения 01 октября 2021 г.).

9. Го, Линь (2017), Модель государственного регулирования экономики КНР: опыт для Республики Беларусь, Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 -экономика и управление народным хозяйством, Минск, 2017, Белорусский государственный университет , 22 с.

(accessed 29 September 2021).

8. Official Internet portal of the Ministry of Economy of the Republic of Belarus (2021), available at: https://economy.gov.by/ru/ttn-ru/ (accessed 01 october 2021).

9. Guo, Lin (2017), Model of state regulation of the economy of the People's Republic of China: experience for the Republic of Belarus, Abstract of the dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences in the specialty 08.00.05 -economics and management of the national economy, Minsk, 2017, Belarusian State University , 22 p.

Статья поступила в редакцию 12.10. 2021 г.

190

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.