УДК 378
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО РЫНКА ТРУДА В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
© 2016 Н.М. Королева1, Ю.И. Семенова2
1 канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания ИЯ
e-mail: [email protected]
2 канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания ИЯ
e-mail: kinisha2@yandex. ru
Курский государственный университет
Статья посвящена современному состоянию, перспективам развития и факторам, влияющим на динамику европейского рынка труда в контексте интеграционных процессов в образовании. В статье рассматриваются направления развития интеграционных процессов в сфере образования на межгосударственном уровне на базе документов ЕС и статистических данных и делается вывод о том, что задача создания процветающего сообщества может быть реализована при условии сотрудничества в сфере образования.
Ключевые слова: рынок труда, интеграционные процессы в образовании, уровень безработицы, миграция, тенденции развития, сотрудничество, экономическая интеграция.
Основные направления развития интеграционных процессов в сфере образования на межгосударственном уровне рассматриваются на базе документов Европейского экономического сообщества (позднее Европейского союза) и Совета Европы. Интеграция была ознаменована подписанием договора об учреждении ЕЭС в 1957 г., который подразумевал создание общего рынка и сближение экономической политики государств-членов, «устранение препятствий к свободному передвижению товаров, физических лиц, услуг и капитала между странами-членами». В рамках Совета Европы в 1953 г. была принята Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, согласно которой «студентам, успешно завершившим обучение в средней школе в одной из стран Европейского сообщества, должны быть предоставлены все возможности для поступления в университет в другом государстве-члене» [Кашкин, Калиниченко 2005: 24]. Доступ в университеты обеспечивался признанием всеми странами-членами Сообщества эквивалентности дипломов, при этом ключевое значение уделялось выработке общей политики в сфере образования. Очевидно, приоритеты сотрудничества в области образования менялись со временем, но принципы базовых положений остаются и сегодня основой продолжающейся интеграции. Образовательная политика Евросоюза является прерогативой государств-членов, а межгосударственное сотрудничество основано на принципе субсидиарности (первичность действий государств-членов и возможность достижения ими интеграционных целей и задач без принятия решений на уровне ЕС). Данный подход, выступая инструментом интеграционной политики, имеет следующие предпосылки: признание необходимости интеграции и невозможность ее одновременной и единообразной реализации [Кашкин, Калиниченко 2005].
Важность сотрудничества в сфере образования с целью интеграции европейских стран не отражена в Римском договоре, тем не менее в нем прописано право Совета министров принять в будущем соответствующие решения, а также право работников свободно передвигаться и трудоустраиваться на территории ЕС для свободного «осуществления предпринимательской деятельности». Предполагалось, что Совет
министров разработает директивы о взаимном признании дипломов и других свидетельств о квалификациях. В разделе «Социальная политика» договор определил задачу Европейской комиссии: «Содействовать тесному сотрудничеству между странами-членами в социальной сфере, особенно в вопросах, касающихся начальной и высшей профессиональной подготовки», а также призывал к межгосударственному сотрудничеству в области повышения качества образования [Дайненко, Забавский 2006: 123]. В результате, признание эквивалентности квалификаций согласно Римскому договору является условием свободы передвижения граждан, предпринимательской деятельности и предоставления услуг как основы создания общего рынка труда на территории ЕС.
Образовательная политика, отражая общенациональные интересы и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития. Основными тенденциями мирового развития, определяющими существенные изменения в системе образования, считаются:
• интенсивное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, структурные изменения в сфере занятости, определяющие потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке сотрудников, росте их профессиональной мобильности;
• рост значимости человеческого капитала, составляющего 70-80% национального богатства в развитых странах, что обусловливает интенсивное развитие образования населения различных возрастных категорий.
Модернизация образования в различных странах характеризуется рядом общих тенденций, а именно: разграничение на законодательном уровне функций и ответственности между различными уровнями управления образованием: общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным; усиление общегосударственных органов управления в выработке стратегии и политики развития образования, координации усилий и ресурсов для нормального функционирования образовательных систем с ростом роли образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности стран на мировых рынках. В ряде государств (Великобритания, страны Восточной Европы и др.) вводятся новые образовательные стандарты для начального и полного среднего образования.
Во многих странах, вне зависимости от уровня их социально-экономического развития (например, в Германии, Нидерландах), начальное профессиональное образование интегрируется с полным средним, а среднее профессиональное - с высшим образованием. Полное среднее образование несет двойную задачу: готовить не только к поступлению в вузы, но и вступлению во взрослую жизнь. Реализация двойной задачи будет определять содержание среднего образования в XXI в., его диверсификацию и нишу, которую будет занимать общая, гуманитарная и общетехническая подготовка. Видоизменяется структура систем высшего образования. Некоторые страны (Великобритания, Норвегия и др.) отказались от бинарных структур (деление на университетский и неуниверситетский сектор); другие страны (Германия) на пути к подобным изменениям. Возникшие в ходе образовательных реформ 60-х гг. XX столетия колледжи и институты со сроками обучения 2-3 года (так называемый неуниверситетский сектор высшего образования), претерпели реформу и включаются в университетскую систему или объединяются с университетами.
Практически во всех странах уже введена многоуровневая система высшего профессионального образования. Степени бакалавра и магистра были введены даже в странах, где одноуровневые системы образования существовали на протяжении столетий (Германия, Италия, Швеция, большинствостран Восточной Европы, СНГ и
Королева Н. М., Семенова Ю. И. Анализ состояния европейского рынка труда в контексте
интеграционных процессов в образовании в начале XXI века
Балтии). Также вводится система кредитов для обеспечения академической мобильности студентов (Германия, Нидерланды, Бельгия, Италия, Франция; подобные системы - в Австрии, Швеции и странах Восточной Европы и Балтии).
В большинстве стран произошел переход к системе итоговой аттестации по окончании полной средней школы, контролируемой государственными органами образования. По ряду дисциплин (национальный и иностранный языки, математика, естественные науки и др.) результаты итоговой аттестации в школе признаются в качестве вступительных испытаний в вузы Великобритании, Франции, Швеции, Болгарии, Венгрии.
Практически во всех странах Европейского союза активно реализуется концепция «Непрерывное образование», предлагающая формы обучения населения различных категорий, включая безработных, людей с ограниченными возможностями, а также людей старших возрастных групп. В Германии, Франции, Финляндии, Швеции, Бельгии, Великобритании, Италии существуют специальные правительственные программы, предусматривающие целевое инвестирование в непрерывное профессиональное образование [Образовательная политика...].
Проблемы рынка рабочей силы в странах ЕС начали приобретать актуальность в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры общеевропейского рынка труда. В Европейской социальной программе (2005-2010 гг.) для стран ЕС были разработаны программы обеспечения рабочих мест и равных возможностей для всех с учетом главной цели ЕС - продвижения инновационной, конкурентоспособной и эффективной экономики, полной занятости по ЕС и высокого уровеня социальной защиты, включая жизнеспособные системы пенсии.
Расширение ЕС на 10 стран (ЕШ0) в мае 2004 г. и еще на 2 страны (БЦ2) в январе 2007 г. значительно увеличило численность жителей единого европейского пространства. Вместе с тем на протяжении нескольких десятилетий (после Второй мировой войны и до падения железного занавеса) массовой миграции из стран Центральной Европы на Запад отмечено не было. Старые страны-члены опасались изменений на рынке труда и массовой миграции потребителей (потребительского туризма) наиболее обеспеченных граждан. Опасения усугублялись и тем, что новые страны проходили период социально-экономической трансформации, то есть масштабы безработицы в этих странах были велики, так же как и различия в уровне заработных плат. К моменту первой волны присоединения был установлен переходный период продолжительностью в 7 лет. В 2004 г. свои рынки труда полностью открыли только Ирландия, Швеция и Великобритания. Австрия и Германия, упростив процедуры, приняли решение сохранить меры адаптационного периода до 2011 г. В 2007 г. свои рынки для рабочих из Болгарии и Румынии открыли только Чехия, Польша, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Кипр, Финляндия и Швеция. После 2004 г. и 2007 г. произошло увеличение миграционных потоков на Запад. Доля работников из ЕШ0 возросла в Ирландии, Великобритании и Люксембурге благодаря политике свободного передвижения рабочей силы. Мигранты из ЕЦ2 продолжают большей частью перемещаться в Италию и Испанию. Тем не менее доля иммигрантов из стран вне ЕС в старых странах-членах Союза по-прежнему больше, чем доля въезжающих из новых стран-членов [Статистика.; Шпаковская 2007].
В целом миграция положительно воздействует на экономику: улучшает аллокативную эффективность рынков труда и приводит к перемещению знаний и компетенций, что, в свою очередь, упрощает международную торговлю, продвижение технологий, устраняет препятствия экономическому развитию. Однако иммиграция квалифицированных кадров ведет к улучшению положения неквалифицированных рабочих и к ухудшению положения квалифицированных рабочих в стране прибытия
иммигранта. И наоборот — в случае иммиграции неквалифицированных работников. Предполагается, что иммиграция квалифицированных кадров снижает неравенство. Аналогичные эффекты наблюдаются в случае эмиграции. Эмиграция из всех новых стран-членов ЕС (EU10 и EU2) выросла.
Самый высокий уровень эмиграции был отмечен в Румынии, Болгарии, Литве, Эстонии, Польше, Словакии; самый низкий наблюдался в Чехии и Венгрии; доля мигрантов из EU2 составила 2,5% населения в странах, которые первоначально входили в ЕС; в EU8 (восточноевропейские государства, ставшие членами ЕС в 2004 г., кроме Кипра и Мальты) - примерно 6,5%. В странах, где наблюдается высокий уровень эмиграции, происходит сокращение ВВП; при этом увеличивается размер оплаты труда, производительность, ВВП на душу населения. В целом в странах, ставших членами ЕС, не было скачков ни в уровне безработицы, ни в уровне издержек на труд [Kahanec, Zaiceva 2011].
Таким образом, можно говорить об увеличении количества рабочих мест, росте занятости населения и повышении уровня зарплат в период после вступления в ЕС. Вне всякого сомнения, перемещение знаний и компетенций в страны их более эффективного использования положительно сказывается на благосостоянии стран ЕС. При этом в перспективе отток высококвалифицированных кадров может иметь отрицательное значение для экономики, демографической ситуации, бюджета тех стран, которые покидают мигранты. Доходы мигрантов, переводимые обратно в страну выезда, составляют существенную долю в ВВП Болгарии и Румынии, стран Балтии. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения миграции с целью получения второго высшего образования [EUobsever].
Среди самих мигрантов уровень занятости достаточно высок - как в странах выезда, так и в странах-реципиентах. Исключением являются мигранты, приехавшие в Германию. Показатели самозанятости разнятся - от низкого уровня для иммигрантов EU8 в Великобритании до высокого для иммигрантов в этой же стране из EU2. Высока самозанятость среди недавно иммигрировавших в Германию из EU8. Последнее является следствием политики адаптационного периода: ограничения на въезд в случае открытия собственного бизнеса намного мягче. Иммигранты в основном задействованы в тех секторах, где требуется средне- или низкоквалифицированный персонал. При этом 25% иммигрантов из EU8 имеют высшее образование, многие — среднее. Иммигранты из Румынии и Болгарии менее образованны, чем иммигранты из EU8.
Большинство мигрантов заявляет, что их миграция имеет временный характер, среди них преобладают мужчины, однако среди тех, кто въезжает в Германию, больше женщин, много молодежи. В принимающих странах (EU15) в результате притока иммигрантов не увеличился ни уровень безработицы, ни расходы на заработную плату. Подобные моменты, если и имели место быть, то оказывались краткосрочными. На макроуровне фиксируется абсолютное увеличение ВВП и снижение ВВП в расчете на душу населения [Статистика... ; Kahanec, Zaiceva 2011].
Проведенные в Великобритании исследования показали, что уровень зарплаты и безработицы не изменились, при этом, возможно, миграция могла негативно отразиться на заработной плате низкоквалифицированных кадров. Количество человек из EU8, обращающихся в Соединенном Королевстве за социальной помощью, невелико, наибольшую долю составляют выплаты на детей. В основном приезжающие закрывают разрывы на рынке предложения труда. Похожая ситуация сложилась на рынке труда в Ирландии. В целом результатом миграции стали положительные изменения - вырос как ВВП, так и ВВП на душу населения, производительность труда и уровень зарплат.
Королева Н. М., Семенова Ю. И. Анализ состояния европейского рынка труда в контексте
интеграционных процессов в образовании в начале XXI века
Рынок труда единой Европы с 1 января 2011 г. стал одинаково доступен для всех жителей ЕС. Несмотря на официально объявленную «свободу перемещения рабочей силы», отдельные страны Старого Света до сих пор сдерживают искусственными барьерами приток трудовых мигрантов из новой Европы. В 2004 г., когда Евросоюз пережил самое масштабное за свою историю расширение, лишь три страны из пятнадцати не побоялись сразу распахнуть свои рынки труда. Великобритания, Ирландия и Швеция не стали чинить препятствия для въезда рабочей силы из новых десяти стран ЕС, частично ограничив лишь доступ к социальным гарантиям.
На сегодняшний день ситуация на рынке труда складывается следующим образом. В Австрии и Германии приезжающим из других стран ЕС требуется специальное разрешение на работу. В Бельгии рынок труда открыт, но только в отраслях, где наблюдается кадровый дефицит (список профессий в каждом регионе утверждается отдельно). Тот же принцип действует во Франции (для иностранцев доступны вакансии в сферах строительства, сельского хозяйства, общественного питания, металлообработки, торговли, здравоохранения). В Дании соискателям работы нужно получить разрешение на проживание, для чего необходимо предъявить конкретное предложение работы или заключенный с работодателем контракт. В Великобритании разрешение на работу заменено платным регистрационным сертификатом (разово - 90 фунтов). Чтобы претендовать на социальные пособия, нужно прожить на территории Соединенного Королевства минимум два года. В Финляндии работать можно без разрешения, но о начале своей трудовой деятельности необходимо в течение 14 дней уведомить местное Агентство занятости. В Германии гражданам новых стран ЕС позволено работать только на основании двусторонних договоров (сезонные работы, специалисты по вызову), особенно велик спрос на электротехников и специалистов по машиностроению и автомобилестроению.
Отдельные ограничения предусмотрены в сфере строительства и связанных с ним отраслях. Право на социальное пособие предоставляется по истечении 12 месяцев законного трудоустройства.
Страны Старого Света лидируют в мировом рейтинге стоимости рабочей силы, составленном британской фирмой Mercer Human Resource Consulting. В Бельгии, занимающей первое место в рейтинге, среднестатистический рабочий обходится работодателю в 53 577 евро за год, в Швеции - 52 800, в Германии - 50 445. Наблюдается большой разрыв в стоимости рабочей силы между ЕС 15 и странами, присоединившимися в 2004 г. Так, показатель Латвии составляет только 4 752 евро, Литвы - 5 649, Словакии - 6 541. Из новых членов ЕС самой дорогой является Словения (18 765), а самой дешевой из старых - Португалия (18 889). Высокая оплата труда влечет большие расходы для работодателей.
Как следствие - проблема занятости в частном секторе, высокая безработица в отдельных регионах, «уходящие» отрасли промышленности. К числу слабоконкурентных отраслей, таких как угледобывающая и сталелитейная промышленность, добавилось обширное и малорентабельное сельское хозяйство новых стран ЕС. Конечно, безработица остается одной из главных проблем. Уровень безработицы в еврозоне и 25 странах ЕС составил в 2004 г. 9 %. В настоящее время вследствие экономического кризиса она достаточно высока в странах Евросоюза, например в Польше - 18% (2009 г.). В начале 2011 г. уровень безработицы в Финляндии составил 7,4%. Без работы среди молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет были 18,7 %. Во Франции проблема безработицы стоит гораздо острее, причем в основном с ней сталкиваются эмигранты и молодежь. В отчете ОЭСР за 2008 г. сообщается, что Франция, среди других богатых государств (всего в список входят 30 стран), располагается на семь позиций ниже среднего уровня в рейтинге рабочей
занятости молодежи от 15 до 24 лет. В 2010 г. уровень молодежной безработицы достиг отметки 21,2%. С февраля по апрель 2011 г. уровень безработицы в Германии с учетом сезонных колебаний снизился от 8,2% до 7,8% [EUobserver].
В настоящее время странами-членами ЕС принимаются меры по стабилизации рынка труда. По данным Еврокомиссии, темпы развития экономики региона надо ускорить. Ситуацию можно назвать критической: высокий уровень безработицы отражается на активности потребителей, расходы которых составляют около двух третей валового продукта еврозоны. Экономический кризис стал причиной замедления миграционных процессов, многие мигранты вынуждены вернуться из-за экономических причин (потеря работы) и возрастающего социального давления (подогреваемого экономическими трудностями в странах иммиграции). Современный кризис коснулся всех стран, а стран эмиграции, возможно, даже сильней. Потоки с Востока на Запад могут продолжиться, несмотря на кризис, но их структура может измениться [Статистика...; Kahanec, Zimmerman 2012; EUpolitix].
Государства Европы осознают, что создание процветающего и безопасного сообщества невозможно без объединения усилий и сотрудничества в сфере образования. Осуществление такого сотрудничества становится неотъемлемой частью кооперации государств, объединенных в рамках разных организаций, для достижения целей экономической интеграции, социального единства и политической безопасности.
Библиографический список
Дайненко, А.Е., Забавский, Г.В. Расширение Европейского союза: экономические и правовые последствия. М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2006. 336 с.
Кашкин, С.Ю., Калиниченко, П.А. Трудовое и социальное право Европейского Союза: документы и материалы. М.: Права человека, 2005. 98 с.
Шпаковская, Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. СПб.: Норма, 2007. 328 с.
Kahanec M., Zaiceva A. Labour Market Outcomes of Immigrants and Non-Citizens in the EU: An East-West Comparison // International Journal of Man Power. 2011. 30 (1\2). P. 97-115.
Kahanec M., K.F.Zimmerman EU Labor Markets after Post-Enlargement Migration. Berlin-Heidelberg: Springer, 2012. 345 p.
Образовательная политика зарубежных стран. URL:
www.kremlin.ru/text/stcdocs/2006/03/104573.shtml.
Статистика Европейского союза (Евростат). URL: http://epp.eurostat.cec.eu.int/.
EUpolitix - www.eupolitix.com.
EUobserver - www.euobserver.com.