УДК 338.2:338.012
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЭКСПОРТА НЕФТИ В РОССИИ
THE ANALYSIS OF THE STATE OF OIL EXPORT FROM RUSSIA
А. В. Орлов
A. V. Orlov
Ключевые слова: нефть, экспорт нефти, европейский рынок нефпт, ашатский рынок нефти,
Ататско-Тихоокеанский регион Key words: oil, oil export, European oil market, Asian oil market, Asia-Pacific region
Проведён анализ состояния экспорта нефпт из России в страны Европы и Азии. Представлена структура экспорта нефти из России и показаны перспективы развития трубопроводного транспорта нефти в страны дальнего зарубежья
The сим lysis of the export of oil from Russia to the countries of Europe and Asia is carried out. The structure of export of oil from Russia is presented and prospects ofdevelopment ofpipeline transport of oil to the foreign countries are shown.
Обладая мощным ресурсным потенциалом, нефтяной комплекс обеспечивает около 40 % производства первичных энергоресурсов в России* во многом определяет специализацию страны в между народном разделении труда. Пятая часть валового внутреннего продукта (ВВП) России и до 65 % экспорта в последние пять лет были обеспечены предприятиями топливно-энергетического комплекса (ТЭК). За последние пять лет ТЭК России показал себя как наиболее работоспособный комплекс российской экономики, обеспечивший 20 % ВВП, 25 % отчислений в бюджет, 25-30 % объема новых инвестиций и 60-65 % российского экспорта.
Экспорт нефти является основной статьей товарных поставок из России на между народные рынки. На протяжении всей современной истории наша страна выступает крупным экспортером, контролируя 12-14 % мирового нефтяного рынка [1-3].
Согласно данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Минэнерго РФ, экспорт нефти из РФ в 2012 году сократился на 1 % по сравнению с 2011 годом и составил 239,644 млн т.
Известия высших учебных заведений. Социологи я. Экономика. Политика. М> 3, 2013
По экспорту нефти Россия занимает второе место в мире. По данным ежегодного обзора THE CIA WORLD FACTBOOK 2011, экспорт нефти из России составляет 13,5 % от общемирового объема (рис. Г).
Саудовская Аравия 15,6%
Рис. I. Экспорт нефти ни 1 января 2012 г.
Источник: THE CIA WORLD FACTBOOK 201I
Динамика экспорта нефти показывает стабильный рост с 1999 г. (рис. 2). Однако с 2005 г. экспорт нефти стал постепенно снижаться, так как пены на нефть внутри России оказались вполне конкурентными по отношению к международным рынкам. Таким образом, внутренний рынок оказался более чем на 30 долларов за тонну привлекательнее экспорта. По этой причине некоторые компании перенаправили свои экспортные партии на внутренний рынок. Сокращение произошло в основном за счет снижения поставок в страны СНГ, а также по железной дороге — наиболее затратному виду транспортировки нефти.
50
о
1990 1995 2000 2005 2010 2015
С 2000 по 2012 гг. экспорт российской нефти вырос в 1,66 раза с 144.5 до 239,4 млн т в год. В 2012 г. экспорт нефти из России в дальнее зарубежье снизился на 0.3 %, составив 211,48 млн т. В 2011 году примерно 75,4 % экспорта нефти из России в дальнее зарубежье приходится на страны Европы; 19,8 % — на государства Азии и Африки; 4.8 % — на государства Северной и Южной Америки, Океании (табл. I).
Таблица /
Поставки нефти из России на основные мировые рынки в 2011 г.
Направление поставок млн т %
Европа 161,8 75,4
Азия и Африка 42,4 19,8
Северная и Южная Америка. Океания 10,2 4,8
Всего 214,4 100
Источник: ФТС. Таможенная статистика внешней торговли
Норвегия 4,4%
Россия
13,5%
ИРан Нигерия
5,7%
Остальные страны 30,6%
Канада
3,4%
Кувейт 3,4%
Ангола 4,4%
Венесуэла 4,2%
]Уеи>5 /гот higher educational institutions. Socioloeu. Economics. Politics. .VI' J, 2013
Европейский рынок потребляет основной объем российских поставок нефти. Крупнейшими импортерами являются Нидерланды — 41,6 млн т. Польша — 22,6 млн т, Италия — 22,1 млн т. Германия — 21,1 млн т, Финляндия — 8,2 млн т.
На эти страны в 2011 года приходилось 115,6 млн т или 53.9 % суммарного объема экспорта нефти на европейский рынок.
Европейский рынок нефти особенно важен в силу его географической близости к России. В последние годы развитие взаимоотношений с партнёрами происходит на фоне серьезных геополитических изменений и стремления стран к диверсификации источников поставок энергоносителей.
В 2011 году на рынок Азии и Африки поставлялось 42,4 млн т нефти, экспортируемой из России. Крупнейшими импортерами являются КНР — 21.3 млн т, Южная Корея — 9,9 млн т, Япония — 7,1 млн т. В эти страны в 2011 г. поступило 38,3 млн т или 90,3 % российской нефти, реализуемой в данных регионах.
Крупнейшими импортерами нефти из России на рынке Северной и Южной Америки, Океании в 2011 году являлись США — 6,9 млн т, Филиппины - 1,4 млн т и Сингапур — 0,9 млн т. На эти страны в 2011 году приходилось 9,2 млн т или 90,2 % суммарного объема экспорта нефти на рынок Северной и Южной Америки, Океании [4].
В 2012 г. экспорт нефти из России в ближнее зарубежье сократился на 5,7 % и составил 28,17 млн т.
Поставки российской нефти в Казахстан в 2011 году сократились на 7,2 % и составили 6,4 млн т. При этом экспорт нефти в Белоруссию в 2011 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем 2010 г. на 39,8 % и достиг 18,0 млн т. Объем поставок в Украину снизился на 22,0 % — до 4,6 млн т [4] (табл. 2).
Таблица 2
Структура экспорта нефти из России в страны ближнего зарубежья
Страна 2010 2011 2011/2010,%
млнт % млн т %
Белоруссия 12.9 50,2 18,0 62,1 39.8
Казахстан 6,9 26,8 6,4 22,1 -7.2
Украина 5,9 23,0 4,6 15,8 -22.0
Всего 25,7 100 29,0 100 12.8
За последние годы одной из основных особенностей экспортной политики РФ в области поставок нефти стало сокращение транзита через сопредельные государства. Значительно снизились поставки через морские терминалы стран Балтии и СНГ. а также по трубопроводу «Дружба». Были выведены из эксплуатации участки нефтепровода «Дружба» в направлении Латвии и Литвы, сокращен транзит через Белоруссию в Польшу и Германию, а также через Белоруссию и Украину в Словакию. Чехию, Венгрию. Были полностью прекращены поставки нефти за рубеж через порты — Вентспилс (Латвия), Бутинге (Литва), Одесса (Украина). Южный (Украина), а также на Мажейкский НПЗ (Литва).
В это же время был создан ряд альтернативных экспортных маршрутов, позволяющих исключить транзит. прежде всего, через страны СНГ и Восточной Европы и выйти напрямую на основные платежеспособные рынки Западной Европы, Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». В 2012 года прокачка нефти через систем}' «Транснефти» составила 93 % добываемой в России нефти. Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума — КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy, порты Варандей и Витино) либо по железной дороге.
Нарастить экспорт нефти в Европу, минуя транзитные страны, позволил ввод в эксплуатацию первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-1). включающей нефтепровод «Ярославль — Приморск» и перевалочный комплекс в морском порту Приморска. В 2012 г. введена в эксплуатацию вторая очередь БТС (БТС-2). В систему входит нефтепровод «Унеча — Усть-Луга» и спецморнефгепорт в Усть-Луге, что позволило дополнительно нарастить объемы поставок на 40 млн т.
Порт «Усть-Луга» продолжает завоевывать популярность в качестве главного экспортного «окна» для нефти и нефтепродуктов на европейский рынок. При этом поставки по «Балтийской трубопроводной системе-2» и ее конечной точке спецнефтепорт «Усть-Jlyra» устойчиво растут, замещая трубопроводные маршруты через страны Зарубежной Европы.
В начале 2000-х годов произошла диверсификация экспорта энергоносителей из России на рынки стран АТР, прежде всего, в Китай. Наращивание поставок нефти в КНР осуществлялось по железной дороге. С 2008 г. поставки жидких углеводородов (на начальном этапе в реверсном режиме) организованы по нефтепроводу ВСТО и железной дороге в порт Козьмино (в Приморском крае), а с января 2011 г. начаты коммерческие трубопроводные поставки нефти в Китай.
Известия высших учебных .маслениц. Социология. Экономика. Политика. Ли3, 2013
Второй этап проекта ВСТО предусматривал строительство магистрального нефтепровода на участке г. Сковородино — СМНП «Козьмино» (ВСТО-2) и соответствующее увеличение мощности построенного участка городов Тайшет — Сковородино до 50 млн. тонн нефти в год (расширение ВСТО-1).
В рамках первой очереди ВСТО-2 выполнено строительство нефтепровода по маршруту Сковородино (Амурская область) — Благовещенск — Биробиджан (Еврейская автономная область) — Хабаровск (Хабаровский край) — СМНП «Козьмино» (Приморский край). 8 НПС. расширение НПС «Сковородино», а также расширение СМНП «Козьмино». 25 декабря 2012 года нефтепровод ВСТО-2 введен в эксплу атацию.
В настоящее время европейский рынок, на который приходится более 75 % экспорта российской нефти, достиг уровня технологического насыщения и в последние годы колеблется около определенного уровня. На рынке Южной Европы наиболее высока конкуренция со стороны поставщиков из Ближнего Востока и Северной Африки. Перспективы России на европейском рынке будут в основном связаны с дальнейшим снижением добычи нефти в Северном море, что позволит увеличить поставки в Северную и Западную Европу, прежде всего, через Роттердам. Кроме того, необходимо поддержание прямых нефтепроводных поставок на НПЗ Польши, Германии, Белоруссии, Чехии, Словакии, Венгрии, а также комбинированных поставок на заводы, контролируемые российскими компаниями, в Украине, Румынии. Болгарии, Сербии.
В условиях диверсификации экспортных маршрутов и формирования новых центров нефтегазовых компаний в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в последние годы происходит увеличение поставок нефти на Азиатско-Тихоокеанский рынок — крупнейший и самый динамично развивающийся рынок энергоносителей в мире. Он включает страны Азии и Американского континента. Добыча нефти в регионе имеет тенденцию к сокращению, а потребление и импорт из других регионов быстро возрастает. Основными конкурентами России на Тихоокеанском рынке являются страны Ближнего Востока, расстояния поставок из которых в среднем в 2-5 раз превышают протяженность маршрутов из Западной и Восточной Сибири, и эти поставки связаны с дополнительными транспортными рисками (включая прохождение через Аденский и Оманский заливы, Баб-эль-Мандебский, Ормузский и Малаккский проливы). Основные конкуренты России на Атлантическом побережье США — Канада, страны Западной Африки и Южной Америки. Основные покупатели российской нефти — Китай, Корея, Япония, США, Таиланд, Сингапур. В ближайшие десятилетия самым перспективным рынком будет оставаться Китай, одновременно может быть значительно расширен экспорт в Корею и США, а также на Филиппины, Таиланд и Вьетнам, организованы поставки в Индонезию.
В этих условиях для обеспечения растущей потребности в развитии сети магистральных нефтепроводов в период с 2013 по 2020 годы потребуется строительство более 2 500 км линейной части, строительство и реконструкция 43 НПС, строительство около 800 тыс. м3 резервуарной емкости. ОАО «АК «Транснефть» планирует инвестиционные затраты на развитие системы магистральных нефтепроводов в размере до 594.8 млрд р.
[5].
Приведены основные проекты развития нефтепроводного транспорта, планируемые и реализуемые ОАО «АК «Транснефть» (табл. 3).
Таблица 3
Планируемые и реализуемые проекты развития нефтепроводного транспорта на период до 2020 года
№ п/п Наименование проекта Стоимость, млрд р.
1 Магистральный «Заполярье — Пурпе» 199,2
2 Расширение ВСТО-1 (увеличение мощности построенного участка Тайшет — Сковородино до 50 млн т нефти) 82.8
3 Магистральный нефтепровод «Куюмба — Тайшет» 114,4
4 Отвод от магистрачьного нефтепровода ВСТО до Комсомольского НПЗ 47,9
5 Расширение нефтепровода «Тихорецк — Туапсе» 24,6
6 Реконструкция магистральных нефтепроводов ОАО АК «Транснефть» 83,6
7 Комплексная реконструкция перевалочного комплекса «Шесхарис» 42,3
Источник: Программа стратегического развития ОАО «АК ¿Транснефть» до 2020 года;
ОАО «АК « Транснефть » Справочник аналитика за 2006-2011
Нефтепровод «Заполярье — Пурпе» является продолжением завершенного этапа нефтепровода «Пур-пе — Самотлор». Назначением нефтепровода «Заполярье — Пурпе — Самотлор» является транспортировка нефти с месторождений в ЯНАО и севера Красноярского края на российские НПЗ и на экспорт.
Окончание строительства нефтепровода «Заполярье — Пурпе — Самотлор» позволит обеспечить бесперебойные поставки нефти с Юрубчено-Тохомского, Ванкорского. Верхнечонского, Мессояхского и других месторождений в Восточной Сибири и ЯНАО. и, соответственно, может способствовать более интенсивной их разработке.
News /гот higher educational institutions. Soäoloeu. Economics. Politics. .Vi' 3, 2013
Магистральный нефтепровод «Заполярье — Пурпе» построят в три этапа. Первая очередь — проектирование и строительство участка от г. Тарко-Сале (Пуровский район ЯНАО) до пос. Пурпе (Пуровский район ЯНАО) с завершением в четвертом квартале 2014 года. Вторая очередь — проектирование и строительство участка от пос. Новозаполярный (Тазовский район ЯНАО) до г. Тарко-Сале с завершением в четвергом квартале 2015 года. Третья — строительство участка от головной нефтеперекачивающей станции (Тазовский район) до пос. Но во заполярный с завершением в четвертом квартале 2016 года
В настоящее время осуществляется второй этап развития проекта ВСТО, который предусматривает увеличение мощности построенного участка Тайшет — Сковородино до 50 млн т нефти в год (расширение ВСТО-1).
Строительство нефтепровода «Куюмба — Тайшет» является необходимой инфраструктурой для развития добычи нефти на новых месторождениях Красноярского края. Нефтепровод призван обеспечить транспортировку нефти с месторождений «Роснефти». «Газпром нефти» и «ТНК-BP Холдинг». К нему будут подключены Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения по маршруту от поселка Куюмба (Эвенкийский район Красноярского края) до головной нефтеперекачивающей станции Тайшет нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан». Проект предполагает сооружение трубопровода, 4 НПС, резервуарного парка объемом около 120 тыс. куб. м и объектов инфраструктуры. Завершение проектирования и строительства планируется в IV квартале 2016 г.
Особенно актуальным видится проект в том случае, если учесть, что он позволит насытить магистральные нефтепроводы нефтью в условиях падения добычи в Западной Сибири и позволить поставлять нефть на привлекательные экспортные рынки.
Отвод от магистрального нефтепровода ВСТО до Комсомольского НПЗ должен обеспечить потребности в транспортировке сырья для Комсомольского нефтеперерабатывающего завода, расположенного в Комсомоль-ске-на-Амуре. Мощность трубопровода составит до 8 млн т в год, планируемый срок строительства — четыре года. В настоящее время сырая нефть доставляется на Комсомольский ПНЗ железнодорожным транспортом.
Строительство нефтепровода на территории Краснодарского края и Адыгеи ведется по заказу ООО «РН-Краснодарнефтегаз». Трасса нефтепровода «Тихорецк — Туапсе-2» пройдет в одном коридоре с существующим нефтепроводом «Тихорецк — Туапсе». В настоящее время на Туапсинский НПЗ поставляется 5 млн т нефти в год. Для увеличения объема поставок до 12 млн т в год будет осуществлено расширение пропускной способности на участке Родионовская — Тихорецк за счет строительства лупингов и замены трубы на некоторых участках под более высокое давление. Также на головной станции НПС Тихорецкая и промежуточной станции НПС Хадыженская предусмотрена реконструкция, связанная с увеличением объема прокачки. Протяженность планируемого нефтепровода составит 247 км. Подрядчик при строительстве — НПО «Мостовик».
Сроки сдачи нефтепровода «Тихорецк — Туапсе-2», предназначенного для увеличения поставок сернистой нефти на Туапсинский НПЗ до 12 млн т в год, состоится в 2013 году.
На равнинной части нефтепровода «Тихорецк — Туапсе-2» проведение гидроиспытаний и диагностики запланировано на начало 2013 года. Проведение гидроиспытаний и диагностики горной части нефтепровода, а также пусконаладочные работы в целом по объекту, включая линию электропередачи вдоль трассы, планируется весной будущего года. Поступление первой нефти на Туапсинский НПЗ по новой нитке магистрали ожидается летом 2013 года.
ОАО АК «Транснефть» в 2013-2019 годах планирует инвестировать в реконструкцию магистральных нефтепроводов «Транснефти» 83,6 млрд р. [5].
Данные проекты позволят стабилизировать и расширить поставки российской нефти на мировой рынок и увеличить налоговые поступления от продажи нефти.
Список литературы
1. Шафраник Ю. К., Бушуев В. В.. Саенко В. В.. Крюков В. А. Концепция «Большой нефти» // Нефть России. -2010. -№ 9. - С. 34-41.
2. Коржу баев А. Г., Эдер Л. В., Мамахатов Т. М. Россия на мировых рынках нефти и нефтепродуктов // Бурение и нефть.-2011.-" №5.-С. 16-20.
3. Буренина И. В. Роль нефтяной промышленности в энергетической стратегии России // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». - 2011. - № 6. С. 174-187.
4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: // www. customs, ru.
5. Официальный сайт ОАО «НК «Роснефть» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.roaieft.ru.
Сведения об авторе
Орлов Андрей Викторович, к х. и., доцент, Дзержинский политехнический институт (филиал) Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, г. Дзержинск, тел. 8(8313)348402, otiean2000(a)yandex.ru
Orlov А. К, Candidate of Sciences in Chemistry, associate professor, Dzerzhinsk Polytechnic Institute of Nizhny Novgorod State Technical University named after Alekseev R E., phone: 8(8313)348402, [email protected]