Научная статья на тему 'Анализ соответствия функций экипажа по технической эксплуатации морской техники c требованиями ФГОС при подготовке морских инженеров'

Анализ соответствия функций экипажа по технической эксплуатации морской техники c требованиями ФГОС при подготовке морских инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНЖЕНЕРЫ / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREW / ENGINEERS / ЭКИПАЖ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ / TECHNICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радионовская Татьяна Ивановна, Ильичева Людмила Андреевна

В статье проведен анализ соответствия должностных обязанностей экипажа морских судов с требованиями образовательных стандартов подготовки морских инженеров в техническом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радионовская Татьяна Ивановна, Ильичева Людмила Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conformity analysis of crew functions while marine vessels operation to requirements of Education Standards for marine engineers preparation

In the article the analysis of compliance of crew’s conformity duties with the requirements of the Education Standards of marine engineers training at the Technical University is given.

Текст научной работы на тему «Анализ соответствия функций экипажа по технической эксплуатации морской техники c требованиями ФГОС при подготовке морских инженеров»

Педагогика

УДК 378

РС! 10.21661/Г-112579

Т.И. Радионовская, Л.А. Ильичева

Анализ соответствия функций экипажа по технической эксплуатации морской техники c требованиями ФГОС при подготовке морских инженеров

Аннотация

В статье проведен анализ соответствия должностных обязанностей экипажа морских судов с требованиями образовательных стандартов подготовки морских инженеров в техническом университете.

I Ключевые слова: экипаж, техническая эксплуатация, профессиональные компетенции, инженеры.

T.I. Radionovskaya, L.A. Ilicheva

Conformity analysis of crew functions while marine vessels operation to requirements of Education Standards for marine engineers preparation

Abstract

In the article the analysis of compliance of crew's conformity duties with the requirements of the Education Standards of marine engineers training at the Technical University is given.

Keywords: crew, maintenance, professional competence, engineers.

Судовой экипаж состоит из капитана и других лиц командного состава - помощник капитана, механики, электромеханики, матросы, мотористы, повар. Иногда в качестве синонима слову экипаж употребляют слово «команда», в этом случае также говорят о «члене команды».

Подготовка будущих инженеров в Морском институте Мурманского государственного технического университета проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и в соответствии с требованиями Международного стандарта серии ИСО 9001:2008, Международной конвенции (СОЛАС-74) и рекомендациями Международной морской организации (ИМО) [1].

Техническая эксплуатация морских судов - это деятельность экипажей судов, сотрудников судоремонтных предприятий и организаций, которая обеспечивает поддержание морских судов в исправном техническом состоянии с целью безаварийного и эффективного использования [2].

В соответствии с Правилами технической эксплуатации морских судов и согласно основному руководству 31.20.01-97, техническая эксплуатация судов, судовых технических средств и корпусных конструкций и систем (СТ-СиК) осуществляемая экипажем судна, должна включать: - составление расписания по вахтам, которое должно определять конкретный состав вахт и их местона-

хождение. Расписание по вахтам утверждается капитаном судна;

- поддержание судна, СТСиК в исправном техническом состоянии;

- обеспечение безаварийного и эффективного их использования по назначению с установленными технико-экономическими показателями;

- соблюдение установленных режимов работы судна, СТСиК;

- выполнение требований нормативной и конструк-торско-технологической документации, национальных и международных нормативных актов;

- проведение технической учебы;

- ведение судовых учетно-отчетных документов;

- представление судовладельцу установленной отчетной документации;

- проведение инвентаризации [2].

Ответственность за техническую эксплуатацию

судна несет капитан. Ответственность за эксплуатацию корпусных конструкций и других судовых устройств несет старший помощник капитана. Лица командного состава (члены экипажей судов) обязаны знать принципы работы судовых технических средств [2], технические и эксплуатационные характеристики судна, и обязаны обеспечить его исправное состояние, непрерывную готовность к действию, проведение своевре-

34 Интерактивная наука | 6 • 2016

Pedagogy

менного освидетельствования и правильное оформление технической документации.

К выполнению рассмотренных выше функциональных обязанностей экипажа морских судов и должны быть подготовлены квалифицированные специалисты.

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов подготовки инженеров по специальности «Судовождение» и «Эксплуатация судовых энергетических установок», выпускники, которые становятся капитанами и механиками, должны обладать такими профессиональными компетенциями как:

- способностью обеспечить использование и техническую эксплуатацию технических средств судовождения, судовых систем связи;

- способностью участвовать в проведении испытаний и определении работоспособности эксплуатируемого и ремонтируемого оборудования, осуществлять наблюдение за его безопасной эксплуатацией;

- способностью и готовностью организовать работу коллектива в сложных условиях, осуществлять выбор управленческих решений в рамках приемлемого риска;

- способностью определять производственную программу по техническому обслуживанию, сервису,

ремонту и другим услугам при эксплуатации или изготовлении транспортного оборудования [3];

- способностью и готовностью осуществлять разработку эксплуатационной документации, обладанием знаниями правил несения судовых вахт, поддержания судна в мореходном состоянии, способностью осуществлять контроль за выполнением установленных требований норм и правил;

- способностью и готовностью выбрать рациональные нормативы эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения судов и их оборудования [4].

Таким образом, содержание образовательных стандартов и особенности подготовки инженеров предусматривает овладение необходимыми умениями и компетенциями для технической эксплуатации морской техники.

Проводимый в Морском институте мониторинг качества подготовки морских инженеров подтверждает высокий профессиональный уровень выпускников [5]. Данные на рисунке 1 показывают оценку уровня специальной профессиональной подготовки по опросу выпускников Морского института.

100%

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

5 37 5 37 5 37 5 14 24 10 30

|-) 62

62

40 S3 S? so

- ш

В, - да

2010 2011 2012 2013 2014 2015

год проведения исследования

5 «совершенно» 4 «отлично» 3 «хорошо» 2 «средне» 1 «плохо»

Рис. 1. Оценка уровня профессиональной специальной подготовки

Работодатели также участвуют в оценке организации и качества учебного процесса. Представители крупных судоремонтных предприятий и судовладельцы участвуют в итоговой государственной аттестации выпускников. По данным Министерства образования и науки России 70% выпускников Мурманского государственного технического университета трудоустраиваются [6].

Профессиональная подготовка морских инженеров в Мурманском государственном техническом университете вполне соответствует требованиям профессиональных функциональных обязанностей экипажа морских судов. Качество практической профессиональной подготовки подтверждается их востребованностью на предприятиях морского и рыбопромыслового флотов.

Литература

1. Радионовская Т.И. Готовность будущих инженеров к профессиональной деятельности в условиях Арктического региона // Высшее образование в России. - 2015. - №8-9. - С. 77-81.

2. Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство РД 31.20.01-97 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://6pl.ru/sea/rd_31_20_01-97.htm (дата обращения: 14.07.2016).

3. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 180403 Судовождение (квалификация «специалист»), (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. №2056) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/9/6/3/70 (дата обращения: 14.07.2016).

4. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 180405 Эксплуатация судовых энергетических установок (квалификация (степень) «специалист»), (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 24 декабря 2010 г. №2060) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.rufgosvpo/9/6/3/70 (дата обращения: 14.07.2016).

5. Мониторинг трудоустройства выпускников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://job.mstu.edu.ru/ monitoring/

Interactive science | 6 • 2016

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.