Научная статья на тему 'Анализ содержательных компонентов и оценка психолого-педагогического комфорта инновационной школы'

Анализ содержательных компонентов и оценка психолого-педагогического комфорта инновационной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ф. Р.

На основе анализа результатов анкетного опроса участников образовательного процесса (педагогов, учащихся и их родителей) рассмотрены содержательные компоненты психолого-педагогического комфорта (ППК) и вклад каждого из них в обеспечении ППК инновационной общеобразовательной школы; выявлена теснота взаимосвязей между различными составляющими ППК; установлены различия в оценивании содержательных компонентов ППК учащимися, их родителями и педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ф. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ содержательных компонентов и оценка психолого-педагогического комфорта инновационной школы»

Зотова Ф.Р.

Камский государственный институт физической культуры

АНАЛИЗ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ И ОЦЕНКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ

На основе анализа результатов анкетного опроса участников образовательного процесса (педагогов, учащихся и их родителей) рассмотрены содержательные компоненты психолого-педагогического комфорта (ППК) и вклад каждого из них в обеспечении ППК инновационной общеобразовательной школы; выявлена теснота взаимосвязей между различными составляющими ППК; установлены различия в оценивании содержательных компонентов ППК учащимися, их родителями и педагогами.

Социально-политические и экономические преобразования в России способствовали повышению психических нагрузок не только на взрослых, но и на детей и подростков. Небывалый поток информации, подлежащий усвоению и переработке, модернизация и усложнение учебных программ, увеличение темпа прохождения учебного материала - все это оказывает ощутимое давление на нервно-психические функции детей и подростков на всех этапах их становления и определяет негативные тенденции в показателях психосоматического здоровья. Среди современных школьников здоровые дети составляют не более 20%, а учебно-познавательные возможности остальных детей снижены; в школьном возрасте растет распространенность невротических реакций и неврозов, обусловленных, по мнению разных авторов [4, 5, 6], психотравмирующими факторами среды. При этом установлено, что с возрастом этиологическая роль семейного фактора уменьшается, а удельный вес неврозогенных факторов, связанных со школьной средой и режимом, увеличивается с 25,6 в начальной школе до 50,5% в старших классах [1].

Совершенно очевидно, что в современных социально-экономических условиях развития общества сохранение и укрепление нервно-психического и физического здоровья детей и подростков, создание продуманной системы профилактических мер являются одной из приоритетных задач современной школы.

Проблема сохранения и укрепления психосоматического здоровья, профилактики школьных перегрузок, под которой понимается неблагоприятное состояние центральной нервной системы учащихся, вызванное чрезмерно большой учебной работой, особенно актуализируется в условиях инновационных школ, в деятельности которых используются новые педагогические технологии, направленные на интенсификацию учебно-познавательной деятельности.

По мнению экспертов ВОЗ, в условиях школы можно осуществлять два вида профилактики

психосоматических заболеваний: непосредственное обучение, в ходе которого дети приобретают знания и навыки, способствующие предотвращению психических нарушений, и создание стабильной, благоприятной атмосферы, уменьшающей вероятность возникновения стрессовых ситуаций, а также повышение психолого-педагогического комфорта образовательного учреждения [7]. При этом значимость второго вида профилактики является определяющей.

В соответствии с вышесказанным нами проведены анализ содержательных компонентов и оценка психолого-педагогического комфорта инновационной школы как фактора, определяющего уровень психического и физического здоровья учащихся.

В нашем исследовании мы опирались на определение «психолого-педагогического комфорта», используемое в диссертации О.А. Воробьевой (2002), где ею предложено следующее: «Психолого-педагогический комфорт

- это нравственно-эмоциональное состояние коллектива образовательного учреждения, в котором находят гармоничное развитие и удовлетворение содержательные интересы и потребности субъектов учебно-воспитательного процесса как со стороны внешних бытовых условий их жизни, так и со стороны их душевных переживаний и волнений, отношений друг к другу, к учебе, работе, окружающим событиям» [2].

К исследованию были привлечены девятиклассники, обучающиеся в двух гимназиях г. Набережные Челны (п = 160), их родители (п = 140), педагоги (п = 48). В работе использовались следующие методы: анкетный и устный опрос, педагогическое наблюдение, беседа и интервьюирование.

Результаты анкетного опроса участников образовательного процесса представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, все участники образовательного процесса оценили уровень психоло-

Таблица І. Оценка психолого-педагогического комфорта инновационной школы

Показатели психолого-педагогического комфорта Уровни выраженности по мнению

учащихся родителей педагогов средний балл

1. В гимназии можно открыто выражать свое отношение ко всему, что происходит 1,51 1,78 1,80 1,70

2. В гимназии нет места проблемам, конфликтам 1,64 1,78 2,09 1,84

3. Между педагогами и учениками существуют доверительные отношения 2,07 1,70 2,00 1,92

4. В гимназии есть четко поставленные цели 2,53 2,68 3,00 2,74

5. В гимназии не наблюдается напряженности между преподавателями разных дисциплин 2,27 2,38 2,17 2,27

6. В гимназии не наблюдается повышенной тревожности среди учеников 2,11 2,28 2,13 2,17

7. Действия администрации не допускают конфликтов 1,93 2,33 1,88 2,05

8. В гимназии редки стрессовые ситуации для учеников и для учителей 1,53 1,68 1,30 1,50

9. Результаты личностного развития в гимназии ценятся выше, чем результаты экзаменов * 1,79 2,35 2,07

10. Гимназия - прогрессивное учебное заведение 2,49 2,66 2,55 2,57

11. В гимназии легко общаться с администрацией 1,47 2,15 1,80 1,81

12. Гимназию можно назвать открытой системой * 2,25 2,55 2,40

13. В гимназии все радуются успехам учеников 1,86 2,30 2,35 2,17

14. Общая атмосфера в гимназии стимулирует учеников на хорошие результаты 1,93 2,30 2,22 2,15

15. В гимназии существуют доброжелательные отношения между учащимися разных возрастов 2,51 2,58 2,26 2,45

16. Учащиеся гордятся своей гимназией 2,49 2,70 2,53 2,57

17. Родители довольны гимназией, где учится их ребенок 2,58 2,63 2,00 2,40

18. Гимназия - «островок безопасности» для своих учеников 2,02 2,68 2,51 2,40

19. В гимназии есть все условия для воспитания гармонично развитой личности 2,11 2,42 2,30 2,28

20. Мой ребенок (внук) в будущем будет учиться в этой гимназии 2,49 2,58 2,51 2,53

21. В гимназии сформирован психолого-педагогический комфорт * 2,18 2,51 2,35

Средние данные по всем показателям 2,08 2,28 2,20 2,19

Примечание: 0 - неудовлетворительно; 1 - удовлетворительно; 2 - хорошо; 3 - отлично; * - данный показатель не был включен в анкету

го-педагогического комфорта (ППК) в среднем на «хорошо» (учащиеся - на 2,08 балла, родители

- на 2,28 балла, а педагоги - на 2,20 баллов).

Интересным, на наш взгляд, являются результаты ранжирования отдельных показателей психолого-педагогического комфорта учащимися, родителями и педагогами. Мнение родителей гимназистов и педагогов в отношении благополучных показателей ППК совпадают: и те, и другие I-III места отдали одним и тем же показателям. Педагоги и родители учащихся гимназии считают, что в гимназии есть четко поставленные цели (I место - у педагогов, II место у родителей), гимназия - прогрессивное образовательное учреждение (II место - у педагогов, III место - у родителей) и что учащиеся гордятся своей гимназией (III - у педагогов и I место у родителей). Призовое место у педагогов также получил пункт «гимназию можно назвать открытой системой» (II место), у родителей учащихся - «гимназия - островок безо-

пасности для своих учеников» (II место). Следует особо подчеркнуть, что родители оценивают уровень психолого-педагогического комфорта в целом выше, чем учащиеся и педагоги.

Анализ ответов гимназистов, участвовавших в анкетировании, показал, что они высоко оценили в первую очередь 17 пункт («родители довольны гимназией, где учится их ребенок»), 4 пункт («в гимназии есть четко поставленные цели»), І5 пункт («в гимназии существуют доброжелательные отношения между учащимися разных возрастов»). При этом они более критичны при оценивании ППК - каждый из показателей оценен ниже по сравнению с оценкой родителями и педагогами.

Возможно, это объясняется особенностью подросткового возраста респондентов: подростков характеризует смена ведущего вида деятельности с учебной на установление интимноличностных отношений, критическое отношение к окружающей действительности, стремле-

ние к «взрослости», формирование устойчивой самооценки. В условиях гимназического обучения, когда предъявляются более высокие требования к учебным возможностям, прилагаемым усилиям, активности в учебной и внеучеб-ной деятельности, получаемым оценкам, нормам поведения учащихся, показатели, которые могут изменить его статус среди сверстников, снизить его самооценку, воспринимаются гимназистами с «возмущением», что, вероятно, отражается на оценке ими показателей психоло-го-педагогического комфорта.

Любопытно, что при таком критическом отношении к гимназии учащиеся считают свою гимназию прогрессивным образовательным учреждением, гордятся ею и в перспективе собираются обучать своих детей именно в этой гимназии.

Обращает на себя внимание, что самая низкая оценка респондентами выставлена за восьмой пункт - «в гимназии редки стрессовые ситуации», из чего можно заключить, что такие ситуации в гимназии встречаются нередко. Хотя данный вопрос нами специально не изучался, мы предполагаем, что характерные для гимназистов эмоциональные, информационные перегрузки в сочетании с высокой мотивацией и постоянным дефицитом времени, неадекватное отношение к школьным отметкам, восприятие их как объективной меры успехов, фетишизация высокого балла (к сожалению, подогреваемая родителями), при которой получение даже оценки «хорошо», а не «отлично» воспринимается как трагедия, нацеливание педагогов только на высокие места на предметных олимпиадах являются основой стрессовых ситуаций в гимназии, что необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе школ нового типа.

Корреляционный математический анализ показателей психолого-педагогического комфорта позволил установить степень тесноты их взаимосвязей.

В таблице 2 представлена матрица корреляционных связей показателей ППК в оценивании родителями учащихся (аналогичные результаты были получены и при анализе ответов педагогов).

Исследование выявило высокую интенсивность корреляционной связи между целостной оценкой ППК (21 пункт) и отдельными показателями ППК. Родители заключают, что в гимназии создан психолого-педагогический комфорт, так как личностное развитие учащихся гимназии ценится выше, чем результаты экзаменов (г = 0,65), в гимназии легко общаться с

администрацией (г = 0,63), гимназия является открытой системой (г = 0,68) и «островком безопасности» для своих учеников (г = 0,65), в гимназии есть все условия для воспитания гармонично развитой личности (г = 0,67). Большое количество заметных корреляционных взаимосвязей (г > 0,60) выявлено в 18 показателе ППК -«гимназия - «островок безопасности» для своих учеников» (см. табл. 2).

Педагогическое наблюдение за постановкой учебно-воспитательного процесса на протяжении трех лет исследований (а также десяти лет обучения сына в одной из исследуемых гимназий), анкетный и устный опрос педагогов, учащихся и их родителей позволили провести анализ содержательных компонентов психоло-го-педагогического комфорта. Опираясь на исследование О.А. Воробьевой (2002), мы выделили следующие группы компонентов ППК:

> социально-экономические - микросоциаль-ные условия среды;

> социально-психологические - психологический климат образовательного учреждения;

> учебно-технологические - педагогика сотрудничества; используемые педагогические технологии;

> учебно-бытовые - внешний комфорт образовательного учреждения (архитектура и дизайн, воздушно-тепловой, световой и цветовой комфорт и др.)

При оценивании социально-экономического компонента ППК мы изучали микросоциаль-ные условия жизни гимназистов и сопоставили с такими же данными учащихся типовой общеобразовательной школы (ТОШ).

Микросоциальные условия жизни гимназистов мы определяли с помощью социального анамнеза по 4 параметрам: состав семьи, уровень образования членов семьи, психологический микроклимат семьи (отношение между взрослыми членами семьи, отношение к ребенку, наличие или отсутствие вредных привычек), жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи. Социальный анамнез при общей оценке в 5 баллов считается благополучным; в 4 балла - фактором риска; в 3 и менее баллов считается неблагоприятным. Оказалось, что учащиеся гимназии имеют более высокие показатели микросоциальных условий по сравнению со сверстниками из типовой общеобразовательной школы - 4,4 балла в среднем против 3,6 баллов у учащихся ТОШ [3].

Таблица 2. Взаимосвязь показателей психолого-педагогического комфорта инновационной школы (г)

й

н

&

о

•&

к

§

5

3

и

о

И

1 1

2 0,29 2

3 0,4 0,33 3

4 0,25 0,35 0,07 4

5 -0 0,33 -0 0,34 5

6 0,25 0,44 0,2 0,51 0,47 6

7 0,28 0,37 -0,1 0,41 0,36 0,45 7

8 0,22 0,38 0,16 0,26 0,33 0,53 0,66 8

9 0,34 0,41 0,14 0,46 0,17 0,57 0,56 0,59 9

10 0,11 0,49 0,18 0,36 0,18 0,28 0,23 0,33 0,52 10

11 0,32 0,34 -0,1 0,58 0,3 0,48 0,69 0,52 0,62 0,51 11

12 0,11 0,3 0,14 0,59 0,28 0,59 0,58 0,58 0,67 0,39 0,77 12

13 0,32 0,35 0,41 0,46 -0 0,48 0,06 0,22 0,56 0,28 0,25 0,6 13

14 0,3 0,59 0,27 0,53 0,4 0,57 0,45 0,42 0,46 0,24 0,37 0,5 0,53 14

15 0,28 0,38 -0 0,38 0,23 0,33 0,41 0,45 0,52 0,53 0,65 0,4 0,31 0,39 15

16 0,24 0,3 0,11 0,52 0,36 0,53 0,37 0,47 0,5 0,42 0,63 0,6 0,29 0,32 0,54 16

17 0,22 0,57 0,18 0,38 0,28 0,46 0,51 0,57 0,47 0,53 0,57 0,6 0,3 0,38 0,39 0,64 17

18 0,36 0,51 0,13 0,68 0,55 0,63 0,58 0,54 0,61 0,5 0,64 0,6 0,4 0,61 0,44 0,56 0,62 18

19 0,06 0,34 -0,1 0,53 0,41 0,48 0,58 0,69 0,74 0,6 0,64 0,7 0,21 0,34 0,58 0,63 0,53 0,6 19

20 0,22 0,49 0,27 0,45 0,25 0,5 0,34 0,45 0,4 0,47 0,39 0,5 0,37 0,39 0,31 0,57 0,72 0,6 0,41 20

21 0,37 0,59 0,21 0,42 0,2 0,49 0,49 0,55 0,65 0,51 0,63 0,7 0,41 0,58 0,51 0,51 0,68 0,65 0,67 0,68

Для оценивания социально-психологического и учебно-технологического компонентов ППК мы использовали данные педагогических наблюдений, анкетного и устного опроса учащихся и педагогов.

Исследования показывают значительно более высокий уровень самокритичности и рефлексивности у педагогов инновационных школ по сравнению с учителями традиционных школ. При всей самокритичности самоценность собственной личности у педагогов инновационных школ весьма высока, что говорит о высоком инновационном потенциале педагога.

Другой важной учительской характеристикой является серьезная установка на самообразование и саморазвитие, ориентация на общекультурное развитие, освоение фундаментальных знаний.

Особенности педагогов инновационных школ демонстрирует ответ на вопрос об основных проблемах и трудностях. Если большинство педагогов традиционных школ находят эти трудности вовне - в учениках, в их родителях, в недостаточном обеспечении школ, то многие педагоги инновационных школ видят трудности в себе - в недостаточном умении, в недостаточном понимании ситуации. Вместе с тем, по утверждению учащихся гимназии, часть педагогов гимназии остается на позиции транслятора знаний и организатора учебного процесса, главной функцией которых является инфор-мационно-контролирующая, что порождает

конфликты между учителями и учениками, учителями и родителями. Конфликты усугубляются тогда, когда игнорируются индивидуальные особенности учащихся.

Инновационный режим влияет и на характер процесса обучения. Наблюдения показывают, что фактически все педагоги инновационной школы усиливают диалогичность, дискуссионность своего преподавания. Усиливается и ориентация на индивидуальный выбор школьником форм и содержания собственного учения, темпа прохождения учебного материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наблюдение за внешним комфортом исследуемых образовательных учреждений нового типа показало, что в каждом из них есть свои «изюминки» в архитектуре и дизайне: в физико-математической гимназии холлы и коридоры украшены большим количеством декоративных растений (гимназия буквально утопает в зелени изнутри и снаружи, что создает впечатление домашнего уюта); в гимназии с углубленным изучением английского языка есть уютные уголки, где учащиеся гимназии во время перемены могут посекретничать, пообщаться, поболтать о своем, а территорию гимназии украшают альпийские горки. В исследуемых гимназиях положительный эмоциональный фон создается также светом и цветом - светлые стены разнообразной и жизнерадостной окраски способствуют хорошему настроению, бодрости и радости учащихся, повышению их работоспо-

собности. Внимание педагогов к запросам гимназистов проявляется даже в мелочах.

Удачным, на наш взгляд, является решение проблемы школьной формы. Примерно 1 раз в 2 года каждый класс при активном участии родительского комитета выбирает ткани и заказывает в ателье школьную форму. При этом каждому ученику позволительно в разумных пределах фантазировать в отношении фасона школьной формы. Таким образом в гимназии решаются сразу несколько проблем: во-первых, каждый класс имеет свое лицо, во-вторых, учитываются возрастные и индивидуальные вкусы учащихся, в-третьих, сглаживаются противоречия между требованиями школы и желаниями учащихся; учащиеся с удовольствием носят «свою» школьную форму. Более того, в гимназии ежегодно в рамках празднования Дня гимназии устраивается театрализованный показ школьной формы, в котором с удовольствием участвуют все (!) школьники 3-11 классов.

Таким образом, анализ содержательных компонентов психолого-педагогического комфорта школ нового типа показывает, что в целом комфорт исследуемых образовательных учреждений можно оценить достаточно высоко. Вероятно, успехи выпускников исследуемых гимназий (во время предметных олимпиад, при поступлении в престижные вузы России, в становлении деловой карьеры, установлении межличностных отношений в период учебы и после нее,

удержании уровня показателей психосоматического здоровья не ниже такового учащихся ТОШ, несмотря на большие учебные нагрузки) в какой-то степени объясняются уровнем психолого-пе-дагогического комфорта школ нового типа.

В то же время инновационные процессы в педагогике могут порождать (и порождают) некоторые проблемы: повышение уровня школьной тревожности в период предметных олимпиад и сдачи экзаменов, переутомление и снижение уровня психического и физического здоровья к концу четверти и учебного года, чрезмерное честолюбие, амбициозность учащихся гимназии. Эти издержки инновационного изучения необходимо учитывать при организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Добиться идеального формирования всех компонентов психолого-педагогического комфорта чрезвычайно сложно. Но незначительные отклонения в развитии отдельного компонента могут компенсироваться другими составляющими комфорта. Например, недостаточность учебно-бытового комфорта может компенсироваться доброжелательными отношениями внутри ученического коллектива, педагогикой сотрудничества.

Решение этой проблемы зависит прежде всего от заинтересованности, активности и согласованности всех, кто формирует психологопедагогический комфорт.

Список использованной литературы:

1. Божанов А. Образование и неврозы. - В кн.: Неврозы / Под ред. Н. Антонова. - София: Медицина и физкультура, 1984. - С. 49-57.

2. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармонически развитой личности в образовательных учреждениях нового типа: Автореф... дисс. канд. пед. наук. - Коломна, 2000.

3. Зотова Ф.Р. Переутомление учащихся и его предупреждение в условиях современной школы. - Казань: Изд-во КГУ, 2004.

4. Кучма В.Р. Оценка физического развития детей и подростков в гигиенической диагностике системы «Здоровье населения -среда обитания». - М.: Изд-во ГУ НУЗД РАМН, 2003.

5. Психогигиена детей и подростков / Под ред. Г.Н. Сердюковской, Г. Гельница. - М.: Медицина, 1985.

6. Хананашвили М.М. Информационные неврозы. - Л.: Медицина, 1978.

7. Robins J.N., Olerayode J. Предупреждение в детском возрасте состояний, ведущих к заболеваниям взрослых. - Женева: ВОЗ, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.