это не возможно без активного участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства АФК.
Повсеместное внедрение в жизнь россиян АФК как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в обществе. А это, в свою очередь, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны.
Список литературы:
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - 1990.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - 1988.
3. Столяров В.И. Спорт и образ жизни // Общественные науки. - 1980.
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУЧЕБНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВУЗАХ РОССИИ И ЗАРУБЕЖЬЯ
© Зорина С.Д.*
Волжский институт экономики, педагогики и права, г. Волжский
В статье анализируется содержание внеучебного физического воспитания различных вузов России и зарубежья. Основной приоритет в вузах России принадлежит спортивному направлению: организация работы спортивных секций по различным видам спорта, внутривузов-ские соревнования и Спартакиады вузов.
Ключевые слова внеучебное физическое воспитание, спортивные секции, Спартакиады вузов.
Анализ содержания и количества проводимых мероприятий внеучебно-го физического воспитания в высших учебных заведениях г. Волжского Волгоградской области убедительно показывает, что основной приоритет в вузах города принадлежит спортивному направлению. Это, прежде всего, организация работы секций по различным видам спорта, где занятия проводятся в форме учебно-тренировочного процесса, а также внутривузовские соревнования по этим и другим видам спорта.
Такое содержание внеучебного физического воспитания в вузах г. Волжского не случайно, а вызвано вполне конкретными обстоятельствами. Так, в течение 15 лет в г. Волжском проводится ежегодная студенческая Спартакиада, включающая 14 различных соревнований по: баскетболу, волейболу, футболу, мини-футболу, настольному теннису, легкой атлетике, легкоатлети-
* Заведующий кафедрой Физической культуры, к.п.н.
ческому кроссу, плаванию, пауэрлифтингу, шахматам, гиревому спорту и армспорту, а последние два года по 15 видам спорта, добавилось спортивное ориентирование. Итогом проводимой Спартакиады является награждение победителей и их материальное поощрение. По этим итогам в вузах администрацией оценивается внеучебная работа кафедр физического воспитания, и именно поэтому, основное внимание и усилия кафедр физического воспитания сосредоточены и направлены на подготовку спортсменов и участие их в соревнованиях.
Основной приоритет в крупных вузах г. Волгограда, как и г. Волжского, принадлежит спортивному направлению. Это также организация работы секций по различным видам спорта и проведение множества соревнований.
Такое содержание внеучебного физического воспитания в вузах г. Волгограда, как и Волжского вызвано теми же обстоятельствами. Так, в течение более 30 лет в г. Волгограде проводится ежегодная студенческая Спартакиада, включающая более 20 различных соревнований по: баскетболу, волейболу, футболу, мини-футболу, настольному теннису, легкой атлетике, легкоатлетическому кроссу, плаванию, пауэрлифтингу, шахматам, гиревому спорту и армспорту, бадминтону, дартсу, гандболу, тяжелой атлетике. Количество проводимых соревнований в 1,5 раза больше, чем в г. Волжском. Это объясняется тем, в г. Волгограде значительно больше высших учебных заведений, в которых обучается более 80000 студентов. Также существенно больше спортивных сооружений, педагогических кадров и развито большее количество видов спорта. Такая ситуация только усиливает спортивное направление кафедр физического воспитания, ставя его в приоритетное положение.
Аналогичная ситуация сложилась и во многих других вузах Российской Федерации. Так, на кафедре физической культуры Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета накоплен значительный опыт организации внеурочной работы со студентами. Регулярно проводится университетская Спартакиада по 12 видам спорта. Кроме обязательных видов спорта, входящих в Спартакиаду, по желанию студентов организуются и проводятся соревнования по национальной борьбе, баскетболу, туризму. Особой популярностью среди студентов и преподавателей пользуются Дни здоровья факультетов [2].
Спортивная и воспитательная работа на кафедре физического воспитания Московского гуманитарного университета (МосГУ) осуществляется совместно с Центром спортивной работы и направлена на вовлечение студентов в физкультурно-оздоровительные программы. Ведется работа по организации занятий студентов в 15 спортивных секциях, участию сборных команд МосГУ в Московских студенческих играх, организуется и проводится Спартакиада по 10 видам спорта, Спартакиада МосГУ между сборными командами факультетов и Колледжа, товарищеские встречи и турниры [6].
В Казанском государственном техническом университете им А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) ежегодно проводится лично-командная Спартакиада по
17 видам спорта (армспорт, баскетбол, бильярдный спорт, бокс, волейбол, карате, кикбоксинг, легкоатлетическая эстафета, легкоатлетический кросс, лыжные гонки, мини-футбол, настольный теннис, плавание, стритбол, футбол, шахматы, шашки). В рамках плана спортивно-массовых работ КНИТУ-КАИ проводятся фестивали и турниры на Кубок ректора по мини-футболу и стритболу, в которых принимают участие до 90 команд. Традиционно проводится спартакиада общежитий КНИТУ-КАИ по 8 видам спорта. В комплексной Спартакиаде вузов среди 27 вузов Республики Татарстан по 32 видам спорта КНИТУ-КАИ на протяжении 6 лет занимает почетное второе место. В 29 спортивных секциях занимаются 1226 студентов-спортсменов и сотрудников [1].
Основными направлениями внеучебной работы по физическому воспитанию в Самарском государственном аэрокосмическом университете имени академика С.П. Королева (СГАУ) относится: организация работы спортивных студенческих секций по видам спорта; организация работы спортивных секций по видам спорта для преподавателей и сотрудников; обеспечение участия сборных команд университета по видам спорта в Спартакиаде вузов Самарской области; обеспечение участия сборных команд и отдельных спортсменов университета во Всероссийских и международных соревнованиях; проведение дней здоровья; обеспечение участия студентов, преподавателей и сотрудников университета в спортивно-массовых мероприятиях, проводимых в районах, городе и области: «День бегуна», «Лыжня России» и т.п.; обеспечение отдыха и участия в спортивно-массовых мероприятиях студентов в летний период на базе ОСЛ «Полет» [3].
А программа XX Московских студенческих игр, продолжающихся с сентября 2007 года по май 2008 года вообще включает соревнования более чем по 70 видам спорта [5].
Похожая практика работы присуща и зарубежным странам: Украине, Беларуси, Польше и др. По данным Р. Д. Таубера и соавт. [4], внеурочная форма работы по физическому воспитанию молодежи в средних учебных заведениях (лицеев, профтехучилищ и техникумов) Польши (г. Познань) включает в себя различные виды занятий, способствующие удовлетворению индивидуальных запросов учащихся. Однако в польских учебных заведениях большое внимание уделяется и рекреационно-оздоровительной форме занятий досугового характера. Это занятия спортом (спорт для всех), туризмом (походы пешие, экскурсионные, велосипедные, водные, например на байдарках, моторных лодках, рейды на мотоциклах), спортивные и подвижные игры, пляжные спортивные игры, водные и зимние виды спорта, плавание, проводимые в оздоровительной форме. Кроме того, к рекреационно-оздоро-вительным видам относятся культурно-просветительная деятельность, развлекательная, общественная работа.
Основным направлением внеучебного физического воспитания в Российских вузах является спортивное, которое реализуется в организации и
работе различных секций по видам спорта и предполагающее непосредственную подготовку к соревнованиям и участием в них. Характерной чертой такого внеурочного физического воспитания является проведение большого количества соревнований как внутри вузовского уровня, так городского и регионального. Чем больше территориально административный центр с большим количеством вузов, тем ярче проявляется эта характеристика.
Список литературы:
1. Абруков Н.Р. Культурно-спортивный комплекс «КАО-ОЛИМП»: навстречу 80-летнему юбилею КНИТУ-КАИ // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 4.
2. Кафедре физической культуры III ПУ - 75 лет // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5. - С. 55.
3. Программа развития физической культуры и спорта в Самарском государственном аэрокосмическом университет им. академика С.П. Королева (СГАУ) (2005-2010 гг.). - Самара, 2005. - 13 с.
4. Таубер Р.Д., Юшкевич Т.П., Тарасова Л.В. Организация рекреацион-но-оздоровительных занятий в средних учебных заведениях Польши // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1. - С. 26.
5. http://www.profsport.ru/?22,63,388,е.
6. http://www.mosgu.ru/fizkultura/kafedra/concept_develop_kfk.
ЗНАЧЕНИЕ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ И ЕЕ ЗАДАЧИ
© Кузенко В.М.*
Государственный медицинский колледж, г. Братск
Статья посвящена значению утренней гимнастики и ее задачам. В данной статье описывается роль физических упражнений и определяются основные задачи утренней гимнастики. В статье рассматриваются ключевые этапы утренней зарядки. Выделяются и описываются физические упражнения.
Ключевые слова утренняя гимнастика, физические упражнения, оздоровительное значение утренней гимнастики, комплекс упражнений.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а
* Преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории.